Социально обусловленный процесс обмена мыслями чувствами

1.1. определение коммуникации, общения. соотношение этих понятий

1.1. определение коммуникации, общения. соотношение этих понятий

В жизни человека процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно важную роль. Поэтому неслучайно процесс общения, коммуникации привлекает внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистики и др. Наиболее активно процессы общения начали изучаться со второй половины XX века. Так, в 1950—1960-е годы наибольший научный интерес вызывали способы формализации сообщения, его кодирование и декодирование, передача информации от адресанта к адресату. Эти исследования шли в рамках новых тогда наук: кибернетики и информатики. Общение в них рассматривалось как односторонний информационный процесс, в котором наибольшее внимание уделялось способам формализации сообщения, а большая часть определений общения сводилась к идее передачи информации от автора к адресату.

В 1960—1970-е годы различные аспекты процесса общения заинтересовали психологов и лингвистов, которые основной акцент сделали на психологические и социальные характеристики общения, семантическую интерпретацию коммуникативных актов, правилах и особенностях речевого поведения. Общение теперь определяется как деловые или дружеские взаимоотношения, обмен мыслями при помощи языковых знаков. Свое внимание исследователи при этом сосредоточили на психологических характеристиках участников общения, особенностях речевой деятельности, правилах речевого поведения, но почти не обращались к анализу механизма общения.

В 1980-е годы различные способы общения стали изучаться социологами, занимавшимися анализом социальной сущности общения, которое понималось как следствие закономерностей функционирования общества, взаимодействия его членов, становления и развития личности, организаций, общественных институтов. Тогда же появился логико-семиотический и культурологический интерес к общению, который удовлетворялся в рамках социои психолингвистики. В рамках этих научных направлений стало возможным связать коммуникативный акт с личностью участника общения, понять общение как феномен того или иного типа культуры.

При изучении процессов общения зарубежные исследователи давно стали использовать понятие «коммуникация». Этот термин позднее был принят и отечественными учеными. В отечественной литературе понятия «общение» и «коммуникация» зачастую употребляются как синонимы, хотя при более внимательном подходе между ними обнаруживаются некоторые различия.

В англоязычной лингвистической литературе термин «коммуникация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, что само по себе является синонимом термина «общение». В свою очередь, слово «общение» обозначает процесс обмена мыслями,’ информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. В таком случае действительно нет разницы между общением и коммуникацией. Именно так рассуждают лингвисты, для которых общение — это актуализация коммуникативной функции языка в различных речевых ситуациях.

В психологической и социологической литературе общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но несинонимические понятия. Здесь термин «коммуникация», появившийся в научной литературе в начале XX века, используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса, передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении), а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы. Общение же рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. В числе основных функций общения также выделяются контактная, призванная удовлетворить потребность человека в контакте с другими людьми, и воздейственная, проявляющаяся в постоянном стремлении человека определенным образом воздействовать на своего партнера. Поэтому общение означает воздействие, обмен мнениями, взглядами, влияниями, а также согласование или потенциальный либо реальный конфликт.

Существует точка зрения, что базовой категорией является коммуникация, которая между людьми протекает в форме общения как обмен знаковыми образованиями (сообщениями). Но существует и противоположная трактовка соотношения понятий «общение» и «коммуникация», в которой основной категорией считается общение, а в структуре последнего выделяются коммуникация (обмен информацией), интеракция (организация взаимодействия и воздействия), перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания). При этом коммуникация выступает своего рода посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Здесь в обоих случаях несмотря на внешние различия основной упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия.

Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). Это связано с тем, что они используются в разных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Будем считать, что за общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение — информационный обмен в обществе. На этом основании общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. В отличие от него коммуникация — это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.

Источник

Общение и коммуникация

ОБЩЕНИЕэто социально обусловленный процесс обмена мысля­ми и чувствами между людьми в различных сферах познавательной деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации.

Общение — это проявление фундаментальных свойств человека, который не может жить, творить, работать вне общения. Человек формируется не только через отношение к внешнему миру, но и посредством общения. Че­ловек всегда сохраняет эту функцию, даже когда находится наедине с собой (например, при подготовке доклада школьник мысленно ведет дискуссию с одноклассниками как со своими оппонентами, подбирает примеры, факты, аргументацию ответов).

Духовное общение выполняет важные социальные функции: обмен ин­формацией, передача опыта, организация людей для какой-либо деятельно­сти. Никакая сфера деятельности людей не может быть осуществлена вне общения. Наряду с социальными функциями, общение выполняет психологи­ческие функции, т. е. осуществляет определенное воздействие на психическое состояние человека.

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людь­ми, порождаемый потребностями совместной жизни и деятельности. В нем обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

Коммуникация — специфический обмен информацией посредством языка и культурных традиций, характерных для той или иной общности людей. Результатом этого взаимодействия является взаимопонимание между людьми.

Интеракция — организация взаимодействия между людьми, учиты­вающая их личностные характеристики. Она приводит к определенным че­ловеческим взаимоотношениям.

Перцепция — процесс восприятия партнерами друг друга, определе­ние контекста встречи. Перцептивные навыки проявляются в умении управлять своим восприятием, «читать» настроение партнеров по вербальным и невербальным характеристикам, понимать психологические эффекты вос­приятия и учитывать их для снижения его искажения. Общение различается по:

— количеству участников: межличностное, групповое, массовое;

— способу: вербальное (язык, речь), невербальное (мимика, жестика);

— положению общающихся: контактное (личное), дистанционное (напри­мер, через средства массовой информации);

— условиям: официальное (организованные встречи), неофициальное (по собственной инициативе);

— задачам: установочное (с целью знакомства), информационное (обмен сообщениями);

— средствам: непосредственное (рука, голова, голосовые звуки), опосре­дованное (радио, телевидение), косвенное (через посредников).

— язык — система слов, выражений и правил их соединения в логическую речь;

— интонация — эмоциональная выразительность, способная придавать разные оттенки какой-либо фразе;

— мимика, поза, взгляд — могут усиливать или опровергать смысл ска­занного;

— жесты — общепринятые или экспрессивные (для выразительности);

— расстояние собеседников — зависит от степени их доверия, культурных и национальных традиций.

Виды общения. Специалисты в сфере общения различают пять его ви­дов: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное (см. табл. на стр. 60). Данные виды общения предполагают прагматические цели и конструктивность решений, а также психологическую готовность каж­дого из партнеров к адекватному поведению и самореализации. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства каждого.

Искусство общения. Умение грамотно и продуктивно общаться — за­лог успеха в деятельности любого человека. Жизнь, практика выработали ряд правил, придерживаясь которых, вы сможете не допустить оплошностей в беседе, выглядеть воспитанным, своевременно добиваться поставленных це­лей. Какие же это правила?

Будьте вежливы. Вежливость должна быть привита с детства. Каждому ребенку важно знать: входя в помещение, где находятся люди, нужно поздоро­ваться; неприлично вмешиваться в чужой разговор; нельзя перебивать собесед­ника, пока он не выскажет свою точку зрения. При прибытии в класс педагога все ученики встают. Это касается и взрослых: когда к вам в кабинет войдет дама или пожилой человек — не забудьте подняться и поприветствовать их.

В общении большое значение имеет речь, жест, мимика. Если знакомому можно высказать просьбу так: «Передай(те) эту книгу. », то к неизвестному — «Будьте любезны передать мне. ». В разговоре необходимы оттенки и тональ­ности. Ни при каких ситуациях нельзя повышать голос, особенно на женщину, допускать менторского отношения.

При знакомстве всегда представляют младшего старшему, мужчину жен­щине. *

Беседуя с кем-то, стремитесь встать лицом к человеку, неучтиво отвлекаться и смотреть по сторонам.

Непозволительно перешептываться, секретничать в присутствии других.

Входя в аудиторию (помещение), рекомендуется чуть-чуть задержаться на пороге, чтобы сориентироваться в обстановке, иначе можно совершить какую-нибудь оплошность.

Поднимаясь или опускаясь по лестнице с дамой, кавалер должен быть впе­реди, чтобы оберегать ее от всяких неожиданностей.

Дверь открывает (и затем придерживает ее) мужчина и пропускает женщи­ну. Такая же процедура и при посадке в транспорт, а вот из него джентльмен выходит первым и помогает спутнице (или нуждающемуся в помощи человеку).

В малознакомом обществе ведите себя ровно, не подчеркивайте разницу в со­циальном положении, не достойно уважения ни высокомерие, ни самоунижение.

Следите за жестами. Они часто свидетельствуют о воспитании больше, чем слова, и должны быть скупыми. Непозволительно размахивать руками, похлопы­вать партнера по плечу. Излишние гримасы могут создавать превратное впечат­ление. Доброжелательная улыбка, приветливое выражение лица принесут вам хорошее настроение.

Умейте слушать и говорить. Важно беседовать спокойно, дружелюб­но, с симпатией; проявлять внимание, интерес, сочувствие. Подсчитано, что в общении человек 9% пишет, 16% читает, 30% говорит, 45% слушает. Настоящему другу хочется «открыть душу», поделиться с ним мечтами, попросить у него со­вета. Момент активной обратной связи играет огромную роль, у партнера созда­ется ощущение того, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который готов понять его.

Не пересыпайте свою речь иностранными и специальными терминами, жар­гонными и ненормативными словами.

Общение —это, прежде всего, диалог. Монолог, болтливость ничего, кроме раздражения, не вызывают. Такого субъекта перестают приглашать в компании, звонить ему по телефону. Круг его знакомых сужается. А происходит это по простой причине: у собеседника тоже много проблем, некоторыми из них он хо­чет поделиться, а ему не дают. Быть хорошим собеседником — значит больше молчать, слушать, вовремя вставлять слова: «да», «что вы говорите!», «не мо­жет быть!» и т. п. Задумаемся над тем, зачем люди делятся своими проблемами? Видимо хотят, чтобы их поняли, разделили с ними те чувства и переживания, которые испытывают. При таком слушании (эмпатическом) не дают советов, не поучают партнера, а стремятся откликнуться на его эмоциональное состояние.

Речь должна быть стройной, четкой, логичной. Важно найти наиболее до­ходчивые слова. Русский язык богат, можно употреблять множество синонимов. Рассмотрим, например, случаи приветствия:

«Здравствуйте» —обращение к кому угодно;

«Привет» — распространено в молодежной среде;

Познавательное Убеждающее
Цель Расширить информационный фонд партнера Вызвать у партнера определенные чув­ства и сформировать ценностные ори­ентации и установки
Условия организации коммуникации Учет познавательных, интеллектуаль­ных возможностей партнеров Опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллек­туально-эмоциональную культуру
Коммуни­кативные формы Лекции, семинары, доклады, беседы, письменные работы и др. Речи, пресс-коференции, дискуссии, пе­реговоры, комплименты, презентации и ДР-
Коммуникатив­ные средства и технологии Комментарий, аргументация, структу­рирование информации, ораторское ма­стерство и др. Демонстрация, разъяснение, факты, цифры, примеры, учет контраргумента­ции и др.
Ожидаемый результат Освоение новой информации, внедре­ние инноваций, саморазвитие Привлечение партнера на свою пози­цию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений

«Приветствую Вас», «Мое почтение» — ими обычно пользуется старшее по­коление;

«Здорово» — имеет хождение у знакомых мужчин;

«Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер» — могут употребляться в любой обстановке;

«Салют», «Приветик» — не совсем литературное обращение, вероятно, к бе­седе не располагает.

А сколько выражений прощания?

«До свидания!» —применяется в любой ситуации;

«Прощай!» — расставание на длительный срок;

«Разрешите попрощаться!», «Разрешите откланяться!»—употребляются в официальной обстановке;

«Ну, будь здоров!», «Счастливо!»—распространено среди друзей или близ­ких знакомых;

Источник

Оцените статью