«Социально — эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
материал на тему
Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения им психологической зрелости, во время которого происходит его социальное развитие, становление как члена человеческого общества.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Социально — эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
(Сообщение для воспитателей).
Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения им психологической зрелости, во время которого происходит его социальное развитие, становление как члена человеческого общества.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным».
Что влияет на социальное развитие маленького гражданина?
Несомненно, этот процесс происходит, прежде всего, в семье. Ведь именно семья является основным транслятором знаний, ценностей, отношений, традиций от поколения к поколению. Атмосфера семьи, теплые взаимоотношения ребенка и родителей, стиль воспитания, который определяется нормами и правилами, принятыми в семье и которые родители передают своим детям,- все это оказывает огромное влияние на социальное развитие малыша в семье.
Но, если ребенок посещает дошкольное учреждение, то, большую часть времени он проводит в детском саду, и тогда в процесс его социализации включаются воспитатели и другие работники.
«Воспитатель в группе – самый главный человек для ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой. Это неудивительно, поскольку вся жизнь ребенка в детском саду зависит от Главного Взрослого. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда нужно спокойно сидеть и слушать. Он устраивает всевозможные интересные игры, танцы, занятия, представления, читает замечательные книжки, рассказывает сказки, истории. Он выступает в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов, он устанавливает правила, он все знает и может помочь, поддержать, похвалить, а может не заметить, и даже поругать».
Так как воспитатель является для ребенка фигурой довольно значимой, то на воспитателя ложится основная ответственность по формированию личности ребенка, его мышления и поведения.
Кроме этого, он может в значительной степени компенсировать неблагоприятное влияние семьи, правильно выбрав тактику взаимодействия с ребенком и способы контроля за его поведением.
Одной из основных составляющих социального развития ребенка является развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками.
Общение – это процесс взаимодействия людей. Сегодня мы будем говорить о педагогическом общении, под которым понимается система взаимодействия педагога с детьми с целью познания детей, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе.
«Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М.И.Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых».
Первоначально возникает непосредственно – эмоциональное общение с близкими взрослыми. В основе его лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение младенца с взрослыми протекает вне какой – либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста. Основными средствами общения являются мимические движения.
С 6 месяцев до двух лет присутствует ситуативно-деловая форма общения детей с взрослыми. Главной особенностью этого вида общения следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям и т.д.). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними.
Внеситуативно-познавательная форма общения присутствует с 3 до 5 лет. Признаками проявления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы частной ситуации. При этом виде общения ребенок обсуждает с взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии. Основным мотивом этого типа общения является стремление ребенка к общению с взрослым ради получения новой информации или обсуждения с ними возможных причин разнообразных явлений окружающего мира.
С 6 до 7 лет присутствует внеситуативно – личностная форма общения. Эта форма служит целям познания социального мира людей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде». Ведущими мотивами являются личностные мотивы. При этой форме общения предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка к эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.
Общение на каждом этапе предполагает определенный уровень знаний и умений, т.е. компетентность. Взрослый в глазах маленького человека обладает высокой компетентностью и является образцом для него; нормы поведения и стиль взаимодействия взрослого, ребенок воспринимает как естественные и по аналогии строит свой собственный стиль общения. Значительную роль в этом процессе играют сверстники. Поэтому воспитатель должен знать как построить процесс общения, уметь создать хорошую атмосферу, характеризующую общую обстановку в детском коллективе, которая определяется:
- отношениями между воспитателем и детьми;
- отношениями между самими детьми.
Благоприятный климат в группе возникает тогда, когда дети чувствуют себя свободно, сохраняя свою индивидуальность, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель существенно влияет на микроклимат группы. Фактически именно он создает этот климат, атмосферу раскованности, искренности, занимая позицию равноправного партнера. Несомненно, мы говорим не об абсолютном равенстве, а о равноценности. Большое значение для равноправного общения имеет организация пространства. В частности, при взаимодействии с ребенком воспитателю желательно использовать позицию «глаза
на одном уровне», исключающую пространственное доминирование педагога. Кроме этого, имеет смысл при организации занятий, бесед с детьми садиться или становиться таким образом, чтобы все партнеры могли видеть глаза друг друга (оптимальной является форма круга).
Для того чтобы установить хороший микроклимат в группе, необходимо быть искренне заинтересованными в детях, как в личностях, в их мыслях, переживаниях, настроении. Нам самим должно быть небезразлично, как к нам относятся дети, и в свою очередь, мы должны с уважением относиться к ним, так как уважение для детей представляет собой сигнал о том, что они хорошие, что их любят.
Воспитатель в общении с детьми — не просто человек, который умеет общаться Компетентность в общении является показателем профессионализма педагога.
Как способствовать социальному развитию ребенка?
Во-первых, поощрять различные формы игры. Ведь «в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию».
Именно в игре происходит мощное развитие ребенка: всех психических процессов, эмоциональной сферы, социальных умений и навыков. Отличие игры от других видов деятельности заключается в том, что она ориентирована на процесс, а не на результат, и ребенок в игре получает удовольствие от самого этого процесса. Игра достаточно привлекательна для него. Часто мы видим, как дети-дошкольники очень долго играют в одну и ту же игру, продолжая или начиная ее вновь и вновь, так происходит в течение следующего дня, недели, через месяц и даже через год.
Сюжетно-ролевая игра у детей дошкольного возраста позволяет создать в наглядно-действенной форме окружающий мир, далеко выходящий за пределы личной жизни ребенка. Эта деятельность воспроизводит труд и быт взрослых, взаимоотношения между ними, обычаи, традиции, яркие события их жизни и т.д.
С точки зрения Д.Б.Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению.
Социальность сюжетно-ролевой игры обусловлена социальностью мотивов и социальностью структуры. Дошкольник не может участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воспроизвести эту деятельность в игровой форме. Ребенок сам хочет строить дома, лечить людей, водить машину и т.д., и это благодаря игре, ему по силам.
Создавая воображаемую ситуацию, используя игрушки, предметы-заместители, в действиях с которыми воссоздаются взаимоотношения взрослых, ребенок приобщается к социальной жизни, становится ее участником. Именно в игре дети отрабатывают позитивные способы разрешения конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками, дают сами и получают со стороны партнеров поддержку, одобрение или недовольство, т.е. у детей формируются способы адекватного взаимодействия.
Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной. Когда она зарождается и разворачивается, между детьми возникают реальные взаимоотношения по поводу замысла, хода игры: дети обсуждают содержание, роли, подбирают игровой материал и т.д., они тем самым учатся учитывать интересы других, уступать, вносить свой вклад в общее дело и т.п. Отношения по поводу игры способствуют
развитию у детей нравственных мотивов поведения, возникновению «внутренней этической инстанции.
Игровая деятельность действительно станет средством социализации, если наши дети будут уметь играть, т.е. они будут знать, во что и как играть, будут иметь различный игровой материал. А наша задача – предоставить им игровое пространство и атрибутику, а также научить их играть, поощрять совместную игру добрым словом, улыбкой, вовлекать в совместную деятельность менее популярных детей. Большую роль в организации игры имеет детское сообщество, в котором игровые правила, роли, способы их распределения, сюжетные линии т.д. передаются как пламя пожара. Однако если дети не играют, не умеют принять роль, развить сюжет, педагог должен задуматься. Игра – это результат всего воспитательно-образовательного процесса, это лицо воспитателя, показатель его труда, его профессионализма.
Социальному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы, направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, музыкой, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей, случаев сотрудничества, взаимопомощи, контроль за поведением ребенка, который в любом случае не должен ущемлять его достоинство.
Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям – это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.
Поэтому педагогу важно помнить, что процесс этот длительный, сложный и многогранный: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются в комплексе и требуют от педагога не только мастерства, но и собственного переживания, ярко выраженного отношения, т.к. рассказ воспитателя о доброте, красоте, примерах взаимопомощи, проигрывание нравственных ситуаций с плохим или безразличным настроением вряд ли вызовет ответные чувства и сформирует соответствующее отношение. В этом наша ответственность перед ребенком.
Но воспитатель не отлаженная машина, не судья и не волшебник, но никто, кроме воспитателя, не сделает эту работу лучше, воспитатель – это человек, идущий рядом с ребенком и ведущий его за руку в большой мир, это самый близкий в детском саду человек.
Источник
Эмоциональные особенности дошкольников
Лена Москаль
Эмоциональные особенности дошкольников
Эмоциональные особенности дошкольников.
К дошкольному возрасту у ребенка уже сравнительно богатый эмоциональный опыт. Он быстро и ярко реагирует, на хорошие и грустные события, гораздо проще ощущает настроение окружающих людей. Проявление эмоций несут в себе непринужденный характер. Ярко проявляются в словах, движения, мимике.
Как писал А. Н.Леонтьев: «Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей».[12]
После рождения ребенок испытывает первые свои эмоции – отрицательные. Это связано с тем, что у ребенка резко меняется окружающая среда. Так же проявляются чувства страха. С помощью взаимодействий с взрослыми, которые не только обеспечивают уход, но и стараются наполнить жизнь ребенка разными впечатлениями, проявляют заботливое отношение и свою любовь, в этот момент у младенца развивается положительные эмоции. Во вторую половину своей жизни ребенок начинает различать эмоциональное состояние взрослого, впечатлительно реагировать на их мимику, интонацию голоса, на действия взрослого. В этот момент у ребенка начинается формироваться любовь т симпатия к близким, как ответная реакция на заботу взрослого.
Эмоции ребенка раннего возраста кратковременны, бурно выражаются и неустойчивы. Урунтаева Г. А. [22] отмечала, эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют все поведения ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо.
В 1,5 – 2 года у ребенка начинает закладываться простейшие нравственные эмоции. Фактор развития – похвала или отрицательная оценка взрослого.
В 3 года начинают выражаться эстетические чувства: радость вызвана красивым костюмом на праздник, цветочком; современен различая, находят и в музыки ее «настроение». Часто у ребенка в этом возрасте появляется желание выразить себе и свои чувства через пение, движение, рисунок. Так же начинают развиваться интеллектуальные чувства. Ребенок в меру своих речевых возможностей задавать познавательные вопросы взрослым. Так же начинается эмоциональное отношение к сверстникам, проявляется ревность взрослого к другому ребенку. В потребности похвалы у ребенка раннего возраста начинает развиваться чувства самолюбия, гордости, а так же чувства стыда. Основные мамонты эмоционального развития ребенка: эмоции такие же как и в младенческом возрасте изменчивы и неустойчивы, эмоции импульсивны, активно развиваются интеллектуальные эстетические, нравственные эмоции, главное значение приобретает слово, которое оценивает те или иные поступки или качества.
У детей в дошкольном возрасте основные изменения в эмоциональной сфере вызванный установлением иерархии мотивов, появление новых потребностей и интересов, так считал Леонтьев А. Н. [24]
Чувства ребенка в дошкольном возрасте со временем становятся глубокими по смысловому содержанию, а так же постепенно теряет порывистость. Но остаются эмоции, которые трудно контролируются, это связанно с органическими потребностями, такие как желание голода, жажды, отдыха и другие. Меняется и значимость эмоций в деятельности дошкольника. На прошлых этапах развития основной ориентир для ребенка была оценка взрослого, теперь в момент положительного результата своих действий и положительных эмоций от окружающий, он испытывает чувство радости. Дошкольник постепенно со временем осваивает экспрессивные формы выражения эмоций – мимика, пантомимика, интонация. С помощью этих выразительных средств, он больше осознает переживания другого человека. Главными моментами у ребенка в дошкольном возрасте в эмоциональном развитии является:
• Усвоение социальных форм проявления эмоций – происходит усовершенствование эстетический, моральных и интеллектуальных чувств, развивается чувство долга.
• Вследствие речевого развития эмоции становятся осмысленными.
• Эмоции становятся показателем состояния ребенка, физического и психического самочувствия.
По мере развития ребенка эмоциональные проявления становятся сложнее и содержательней. Со временем у детей появляются элементарные моральные переживания. При выполнении запросов окружающих, появляется простодушное удовлетворение. В итоге эмоциональное переживание начинает пробуждаться не только тем, что приятно или нет, но и тем что хорошо или плохо, что согласованно или не согласованно с окружающими людьми. Главная задача для маленького ребенка, это формирование ласковых, теплых, добрых отношений с воспитателем. Признание воспитателя за хорошие поступки ребенка оказывает несравненное влияние на его эмоциональное состояние.
Положительная оценка педагога повышает активность нервной системы ребенка, поднимает продуктивность выполненной деятельности. Тогда как негативные оценки, которые повторяются, влекут за собой негатив, подавленное настроение, тяготят и угнетают физическую и умственную активность.
Когда человек достигает момента зрелости, его эмоциональная жизнь недостаточна стабильна. Наблюдается снижение эмоциональности в разных жизненных ситуациях, при выполнении любых видах деятельности. У людей зрелого возраста успехи детей или внуком вызывают положительные эмоции, а неудачи – отрицательные. В этом возрасте развитие эмоциональнойсферы происходят неравномерно: эмоции становятся устойчивыми, отрицательные эмоции постепенно начинают преобладать положительные, происходит снижение эмоционального реагирование, переживание становятся менее регулированными.
С помощью художественно-творческой деятельности у взрослого и ребенка развивается эстетическое, познавательные и нравственные чувства.
Особенности музыкально-ритмического воспитания дошкольников Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно.
Особенности развития представления дошкольников о величине предмета В младшем и среднем дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путем непосредственного их сравнения приложения или наложения.
«Особенности социально-психического развития дошкольников» Социальное развитие по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых лет жизни человека. По мнению С. А.
Психолого-педагогические особенности ФЭМП у дошкольников Ведущими психологическими процессами являются: память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Мышление- бывает: предметно- действенное.
Эмоциональные этюды Приложение 1. Игнатенко Лидия Викторовна, музыкальный руководитель Эмоциональные этюды Цель: Формирование у детей дома и в детском саду.
Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.
Особенности формирования нравственных установок дошкольников Обозначенная Федеральным стандартом система ценностей ратифицирует границы социокультурной активности ребенка, являясь регулятором деятельности.
Особенности художественно-эстетического развития дошкольников 5–6 лет Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Приморского района Санкт-Петербурга «Особенности.
Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников Цель педагогических воздействий по отношению к игре – формирование игровых умений,.
Возрастные особенности дошкольников Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными.
Источник