Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста
Левшина
Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста
Проблема социально-эмоционального развития детей на сегодняшний день является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе нравственных ценностей и норм.
Дошкольный возраст – это благоприятный период для организации работы по развитию социальных эмоций у дошкольников. Ребенок очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
Проблема социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста находит отражение также в Федеральном государственном образовательном стандарте, где одной из задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Природа социальных детских эмоций рассматривается в ряде фундаментальных исследований Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Д. Кошелевой, А. Н. Леонтьева, Т. Д. Лоскутовой, С. А. Стеценко, Т. П. Хризман и др.
Ш. Г. Алиева социальное развитие считает процессом усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений,который состоит из: трудовых навыков; знаний; норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей [1].
С. Л. Рубинштейн считает, что эмоциональное развитие – это развитие умственных и волевых процессов, формирующиеся на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм, идеалов [4].
О. Л. Князева под социально-эмоциональным развитием понимает способность ребенка на собственный выбор в поведении, умеющего воспринимать эмоции, мнения и предпочтения окружающих, владеющего навыками социального поведения и общения с другими людьми. Автор также употребляет такие синонимы понятию «социально-эмоциональное развитие» так «социальная компетентность», «социально-психологические особенности в системе отношений с другими людьми». Компонентами социально-эмоционального развития О. Л.Князева считает следующие: способность на собственный выбор в поведении; умение воспринимать эмоции, мнения; наличие навыков социального поведения [2].
Для определения уровня социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста мы разделили диагностику на педагогическую и психологическую.
Педагогическая диагностика включала: изучение социального интеллекта через наблюдение с помощью шкальной оценки сформированности социальных форм поведения ребенка (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс); изучение эмоционального интеллекта через беседу с дошкольниками [6].
Психологическая диагностика включала: изучение социального интеллекта с помощью методики «Картинки» О. Е. Смирновой, О. Е., В. М. Холмогоровой [5]; изучение эмоционального интеллекта с помощью проективных методик «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», «Три желания» (М. А. Нгуен) [3].
Результаты наблюдения показали, что у старших дошкольников отмечается варьирование показателей положительных и отрицательных сторон, что обусловлено особенностями развития детей этого возраста, несмотря на то, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются достаточно высокие показатели развития социального интеллекта, они являются еще недостаточно устойчивыми. Типичными особенностями детей старшего дошкольного возраста являются частые конфликты в игре с другими детьми, проявлении агрессии, неумение управлять своими негативными проявлениями, не способность согласовывать свои действия с действиями других, непринятие и социальных норм и правил поведения (рис. 1).
Рис. 1. Результаты исследования социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста (наблюдение)
Анализ беседы, направленной на изучение эмоционального интеллекта у старших дошкольников, показал, что 60% испытуемых могут назвать известные эмоции, чувства и переживания, что указывает на осознанное понимание эмоций, способность к вербализации эмоциональных состояний. Чаще всего дети называли такие эмоции как грусть, веселье, смех, плач, удивление, злость.Они без затруднений распознавали эмоции по фотоэталонам базовых эмоций: злиться, боится, смеется (радуется, веселиться, удивляется. Для этих детей доступно понимание эмоционального состояния других людей в контексте определенной ситуации. Опираясь сюжетную картинку, старшие дошкольники указывали на то, что девочка, сидящая впереди грустная, она одна сидит, грустит, а дети сзади играют, они веселые, радуются, веселятся. Следует отметить, что 40% детей называют лишь 2-3 эмоции – грустит, плачет, злиться – чаще всего отрицательные. С помощью экспериментатора они смогли назвать еще такие эмоциональные состояния как веселиться, смеяться радоваться. По предложенным картинкам дети смогли назвать лишь злость и веселье, они затруднялись в назывании удивления и страха. В сюжетной картинке они отметили лишь, что девочке плохо, ей грустно.
Изучение социального интеллекта с помощью методики «Картинки» у детей старшего дошкольного возраста показало, что у 33,3% испытуемых отмечается высокий уровень, 46,7% детей демонстрируют средний уровень, 20% дошкольников имеют низкий уровень. Старшие дошкольники с высоким уровнем самостоятельно и конструктивно решали представленные им проблемы. Например, «Группа детей не принимает своего сверстника в игру», дошкольники предлагают договориться между собой, а если не получается то позвать воспитателя, чтобы она помогла разрешить возникшую проблему. Также при решении ситуации «Девочка сломала у другой девочки ее куклу» дети предлагали, чтобы та девочка, которая сломала куклу, отдала свою, а также предлагали, чтобы ее починили родители. Дошкольники со средним уровнем решали представленные им задачи, прибегая к помощи взрослого, например, решая ситуацию «Мальчик взял без спроса игрушку девочки», дети молчали, не зная, что ответить, тогда экспериментатор, попросил вспомнить подобную ситуацию из своего опыта,ребенок рассказал и вместе с взрослым придумали следующее решение: мальчик должен извиниться перед девочкой и отдать ей игрушку. В процессе решения ситуации «Мальчик рушит постройку из кубиков у детей»предлагалось такое решение: мальчик извиняется перед детьми, мальчик заново сам строит разрушенное, мальчик помогает детям снова построить. Дошкольникам с низким уровнем не доступно решение проблемы (рис. 2).
Диагностика эмоционального интеллекта по методике «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» позволила прийти к выводу о том, что 26,7% детей имеют высокий уровень, для 46,6% испытуемых характерен средний уровень, у 26,7% дошкольников отмечается низкий уровень. Дети с высоким уровнем изображали человека, выражая его эмоциональное состояние – грусть, смех, удивление, или рисовали человека в движении – бежит, прыгает. Дошкольники со средним уровнем изображали человеческое лицо. Дети с низким уровнем или не дорисовывали фигуры, или изображали предмет (ящик, коробку, шкатулку) или животное (кошку, собаку) (рис. 2).
Диагностика эмоционального интеллекта по методике «Три желания» показала, что 13,3% детей имеют высокий уровень, у 53,3% детей наблюдается средний уровень, 26,7% испытуемых демонстрируют низкий уровень. Дети старшего дошкольного возраста свой рисунок связывали с желанием «для других людей»: купить маме цветы, купить папе машину, подарить брату машинку и т. п. Дети со средним уровнем рисунок связывали с желанием «для себя»: новая машинка, кукла Винкс, трансформеры-игрушка, планшет, телефон и т. д. У старших дошкольников с низким уровнем рисунок отсутствовал (рис. 2).
Рис. 2. Результаты психологической диагностики социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, исследование социально-эмоционального развития старших дошкольников через изучение социального и эмоционального интеллекта указывает на то, что в старшем дошкольном возрасте детям доступно понимание эмоционального состояния, возникают некоторые затруднения их вербализации, они способны решать простые проблемные ситуации, иногда прибегаю к помощи со стороны. Полученные данные свидетельствуют о том, что у старших дошкольников отмечается сформированность социального и эмоционального интеллекта на недостаточном уровне, который соответствовал бы норме развития этого возрастного периода.
1. Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 711-715.
2. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М. : Дрофа, ДиК, 1999. 128 с.
3. Нгуен М. А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника // Ребенок в детском саду. 2008. №1. С. 83-85
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Спб. : Питер, 2002. 720 с.
5. Смирнова О. Е., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. М. : ВЛАДОС, 2005. 158 с.
6. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие.Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.
Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.
Интегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.
Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «В поисках клада» Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «В поисках.
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.
Источник
НОД по социально-эмоциональному развитию в старшей группе
Ирина Кисельникова
НОД по социально-эмоциональному развитию в старшей группе
НОД по социально – эмоциональному развитию в старшей группе.
Цель: Формировать у детей положительное отношение к правилам поведения. Учить оценивать разные поступки и ситуации, используя в речи прилагательные, обозначающие нравственные качества. Развивать наглядно – образное мышление, основы логического мышления, слуховое внимание. Воспитывать умение коллективно решать проблемы.
Материал: карточка синего и сердечко красного цвета на каждого ребенка, ширма,игрушки: котенок, обезьянка; книга, цветок, доска, два маркера синего и красного цвета; бумажные овалы, фломастеры.
Дети стоят в кругу.
В: -Ребята, мы с вами встали в круг. Но кружок наш не простой, а дружный. Погрейте, потрите свои ладошки и возьмите друг друга за руки. А теперь закройте глаза и почувствуйте, как мои любовь и доброта перейдут к каждому из вас. Почувствовали?
В: — Давайте послушаем тишину. Что вы слышите?
Включается аудиозапись звуков.
Дети: шуршание бумаги, капает вода, пчела жужжит, скрип двери, смех ребенка…
В: — А самого себя можно услышать. Приложите руку к груди. Что вы слышите?
Дети: Бьется сердце, стук сердца.
В: -Каким бывает сердце у человека?
Дети: Ласковым, добрым, злым, жестоким, горячим…
Дети садятся полукругом напротив доски.
В: обращает внимание детей на доску.
–Посмотрите. Здесь нарисованы два сердца. Красное сердечко будет каким?
Дети: Злым, холодным.
В:-Сердца бывают добрыми или злыми и поэтому люди совершают хорошие или плохие поступки. На коврике лежат карточки. Они помогут вам оценить поступки, о которых вы сейчас услышите.
Основная часть. «Оцени поступок»
В: -Однажды мальчик Вася, идя по улице,подумал: «Ох, как хочется мороженого, а купить не могу – денег нет». Только он это подумал,а ему на встречу волшебник идет: «Будет тебе, Вася, мороженое».Вася закричал: «Только побольше, целую сумку хочу». Взмахнул волшебник палочкой, и перед Васей оказалась полная сумка мороженого. Вася его ел, ел, так, что чуть горло не заболело.Принес Вася мороженое домой и думает: «Жалко делиться: мама с папой взрослые – им не надо. Сестренка пусть сама у волшебника попросит». Пока он так думал, мороженое и растаяло!»
-Ребята, как вы думаете, как можно назвать Васю?
Дети: жадный, жадина.
В: -Что бы вы ему посоветовали?
В: -Какое сердце получает от нас Вася?
Дети: — Синее. (На доску прикрепляется синяя карточка).
В: -Посмотрите, к нам в гости пришла девочка. Что она расскажет?
Девочка с «осколками»вазы в руках:
«Мамочка, прости меня – я скатерть облила…
И твои тюльпаны упали со стола…
И разбилась вазочка, и лужа на полу…
Если хочешь, мамочка, в углу я постою».
Рассуждения детей,оценка поступка: -Девочка сказала маме правду, значит она честная. Не испугалась…
Дети на доску прикрепляют красную карточку.
В: -Ой, какой хорошенький котенок. Что же с тобой случилось?
Мальчик с игрушкой: «Я маленький котенок. Однажды на меня напала большая, злая собака. Собака на меня громко лаяла. Мне было очень страшно. Хорошо, что мимо проходил мальчик. Он прогнал собаку и меня спас».
-Дети оценивают поступок мальчика: смелый, храбрый, отважный, не побоялся собаки; может и боялся, но котенка защитил…
На доску прикрепляется красная карточка.
Мальчик с цветком в руках:
«Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял…
А сколько бы он на лугу простоял».
Дети оценивают поступок: не надо рвать цветы просто так; надо беречь природу; бережно относиться к растениям…
Прикрепляется синяя карточка.
В: –А что хочет рассказать нам еще одна девочка?
Девочка показывает детям книгу:
«Заболела эта книжка:
Изорвал ее мальчишка.
Я больную пожалею:
Я возьму ее и склею»
Дети: девочка трудолюбивая; починит книгу, и ее смогут другие люди читать…
На доску крепится красная карточка.
В: — К нам в гости пожаловали два друга.
«Где же твое «здравствуй»?
-Взял петух горластый.
Где твое «спасибо»?
А где твое «пожалуйста»?
-Прибежал сердитый пес, и «пожалуйста» унес…
Рассуждения детей о вежливости.
На доску крепится синяя карточка.
Из –за настольной ширмы появляется игрушка -обезьянка.
В: «Я маленькая, озорная обезьянка. Люблю повеселиться, пошалить. Но вчера со мной приключилось несчастье – пропала моя любимая игрушка. Я сидела и горевала. Но, чудо! Дети, которые пришли к нам в зоопарк, увидели мои слезы и подарили новую игрушку. И я сразу забыла про свою беду!»
Дети оценивают поступок и прикрепляют красную карточку.
Итог. Посчитать на доске красные и синие карточки. Красных больше.
Вывод. Добрых сердец у людей больше, чем злых!
Игра «Музыкальная пантомима»
В:-Ребята, как вы думаете, что может рассказать о наших чувствах?
Дети: язык, слова, руки, глаза, движения.
Дети соответственно музыкальным отрывкам изображают радость, грусть, удивление, восторг.
Зарисовка «Мое настроение»
Дети, свободно располагаясь по группе, на листах овальной формы рисуют лица, передавая свое настроение.
Дидактическая игра по развитию социально-личностных качеств детей «Чудесное яблочко» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 городского округа Самара Дидактическая игра «Чудесное.
Перспективный план по самообразованию «Воспитание доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста» Сентябрь. 1. «Рисуем настроение» Цель: Формировать у детей умение осознавать свои чувства, эмоциональное состояние. Побуждать проявлять.
Источник