Актуальность формирования эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе реализации ФГОС до путем интеграции
Анна Андреевна Жаркова
Актуальность формирования эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе реализации ФГОС до путем интеграции
Актуальность формирования эмоциональной феры старших дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО путем интеграции форм и методов взаимодействия педагога с ребенком.
Обращение к проблеме развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО обусловлено необходимостью поиска путей ее гармонизации и стабилизации в сензитивный период дошкольного возраста.
В содержании ФГОС ДО достаточно «размыто» представлен этот вопрос. Например, только в рамках одной из пяти образовательных областей, «Социально-коммуникативное развитие» поднимается вопрос о развитии «…эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания» [60]. Так, несмотря на прогрессивные изменения содержания образовательных программ, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обнаруживается прерогатива интеллектуального развития, что в свою очередь ведет к существенному изменению коммуникативного и личностного развития ребенка.
Многие исследователи также отмечают дефицитарность в отношении внимания к развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. В аспекте данной проблематики в отечественной науке накоплено немало теоретических и экспериментальных работ, исследующих вопросы развития эмоциональной сферы, ее общей структуры, параметров и закономерностей развития.
Отдельное внимание заслуживают работы Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, согласно которым, только слаженное функционирование эмоциональных и когнитивных структур, их гармония и общность может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности [8]. Также работы К. Изарда отражают наиболее полную специфику этого вопроса, согласно которым «Эмоции энегрезируют и организовывают восприятие, мышление и действие» [17].
Но с позиции современной образовательной ситуации приходится резюмировать глубинное взаимопротиворечие между востребованностью педагогического познания и обогащения технологий организации рационального воздействия в процессе становления эмоциональной сферы дошкольников, при недостатке применения как передовых вариативных ресурсов, средств, форм и методов организации работы с детьми, так и потребностью научно – методического обеспечения и сопровождения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования, поиска принципиально новых оснований развития эмоциональной сферы.
Анализ последних публикаций и результатов исследований показывают, что на сегодняшний день система образования меняет свои подходы к целеполаганию в образовательной деятельности. Проблематика вопросов развития личности и ее единства актуальна в связи с санкционированием потребности установления «субъект – субъектных» отношений, общей гуманизацией процессов воспитания и обучения, в противовес отточенному автоматизму «традиционных» методов образования.
В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно – методического сопровождения образовательного процесса, повышения компетентности каждого педагога.
Средством достижения этой цели может и должна стать практика внедрения интегративных подходов к организации взаимодействия педагога с ребенком, направленная на создание условий для качественного обновления содержания образования, ведущего к гармоничному развитию и функционированию когнитивных и эмоциональных структур психического строя дошкольника.
Интеграция форм и методов взаимодействия педагога с ребенком позволяет объединять, углублять и обогащать образное содержание, разносторонне осмысливать создаваемые образы, глубже осознавать явления жизни, открывает возможности к чувствам, пониманию эмоциональных состояний, эмпатии.
Неоценимое значение для эмоционального формирования личности ребенка дошкольника средствами интеграции заключается и в том, что важнейшей составляющей интеграционных занятий является искусство, как особая форма познания и отражения жизни.
Таким образом, вопрос о гармоничном формировании эмоциональной сферы дошкольников в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», в процессе реализации ФГОС ДО имеет большую социальную значимость.
Формирование ключевых компетентностей дошкольников путем реализации методического комплекса «Я познаю мир» Т. А. Сидорчук «Формирование ключевых компетентностей дошкольников путем реализации методического комплекса «Я познаю мир» Т. А. Сидорчук» Успешность процесса.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Актуальность проблемы и задачи в соответствии с ФГОС «Социально – коммуникативное развитие дошкольников. Актуальность проблемы и задачи в соответствии с ФГОС ДО» «Умение ребёнка позитивно.
Игровой тренинг «Волшебное путешествие» для развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников В тренинге может участвовать группа детей 5 – 7 летнего возраста (не более 10 чел., как мальчиков, так и девочек) желательно одного возраста,.
Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : — продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.
Конспект занятия по развитию эмоциональной-волевой сферы старших дошкольников «Грусть» Конспект «Грусть» Цель: Развитие эмоциональной-волевой сферы старших дошкольников. Задачи: 1. Расширить представление детей об эмоции грусти.
Монотипия как средство развития воображения у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС Монотипия, как средство развития воображения у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО В трудах современных исследователей Казаковой.
Педагогический опыт «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях» 2. Условия формирования опыта. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется.
План-конспект занятия по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Эмоции человека» План-конспект занятия с использованием экспрессивных средств «Эмоции человека» Аудитория: дети подготовительной к школе группы Тема:.
Технология развития связной речи у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС Описание проведения исследовательской работы и анализ результатов исследования по развитию связной речи дошкольников посредством ТРИЗ-технологий.
Экологическое воспитание старших дошкольников путем проведения систематического обучения на занятиях. «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной.
Источник
Опыт работы «Социально-эмоциональное развитие дошкольников посредством современных игровых технологий»
Наталья Трусенко
Опыт работы «Социально-эмоциональное развитие дошкольников посредством современных игровых технологий»
1. Актуальность.
С введением ФГОС ДО в нашем детском саду приоритетным является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и в том числе их эмоциональное благополучие. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. У них агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Наблюдения показывают, что даже самый знающий, самый талантливый ребенок не будет успешным, если имеет низкую самооценку, не умеет выстраивать отношения со своими сверстниками и взрослыми, не умеет вести диалог и отстаивать свою точку зрения, не умеет решать конфликтные ситуации. Главной целью нашей работы является воспитание инициативного, самостоятельного, уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, творческого современного человека. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности. Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?».
2. Концептуальность.
В современной отечественной психологии часто используются понятие «эмоциональный комфорт», «эмоциональное развитие». Авторы современных программ также считают, что воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого ребёнка, способствовать развитию эмоциональной сферы, понимать его душевное состояние, причины душевного дискомфорта и выбирать оправданную с этой точки зрения форму педагогического воздействия.
Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс воспитателем детского сада, предлагает включение педагогом различных средств эмоционального развития и использование их в течение дня.
Очевидно, что важнейшим фактором, влияющим на его эмоциональное состояние и развитие, является окружающая среда. Развивающая среда должна быть оформлена красочно, вызывать интерес у детей. Все материалы и пособия должны быть красочными, постоянно обновляться, так как всё новое вызывает ещё более устойчивый интерес. Организуя среду у себя в группе, мы были сориентированы на создание не столько предметно – развивающей, сколько эмоционально – развивающей среды, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально – чувственной сферы.
Одной из отличительных особенностей ФГОС ДО является изменение способа организации детских видов деятельности: не руководство, а совместная (партнёрская) деятельность взрослого и ребёнка.
Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребёнка. Этапы комплексной работы включают в себя: создание доверительных отношений в группе, использование игр и упражнений сенсомоторного блока, активное использование игр по правилам, эмоциональное насыщение.
В своей практике мы используем различные игры и упражнения:
— игры на сближение, которые помогут преодолеть трудности в общении развитию сплочённости группы.Например: «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Клеевой дождь», «Комплименты», «Дружба начинается с улыбки», «Хорошие новости»;
— разнообразные этюды проводятся под сопровождение музыки, которые формируют положительные чувства и эмоции, способствуют развитию эмпатии, внимания, памяти, мышления, речи;
— игры – массажи с использованием разнообразного материала, дыхательные гимнастики, пальчиковая гимнастика, артикуляционные упражнения способствуют развитию мелкой моторики, развитию правильной речи,
способствуют притоку крови, тем самым укрепляют растущий организм ребёнка;
— пальчиковая гимнастика, артикуляционные упражнения способствуют развитию мелкой моторики, развитию правильной речи, стимулируют развитие творческих способностей, побуждают фантазию, воображение;
— игры – перевоплощения, игры — имитации создают хороший фон для развития у детей фантазии, развивают актёрские способности;
— элементы драматизации, кукольный театр способствуют развитию актерских способностей;
— графическое изображение эмоций поможет расширить знания об эмоциях
— игры на снижение тревожности, упражнения на расслабление, релаксация формируют положительные чувства и эмоции, воображение.
Кроме игр, для развития эмоциональной сферы, мы проводим целенаправленную совместную организованную образовательную деятельность, в ходе которой дети переживают различные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с тем, как и что переживали герои литературных произведений.
Помимо совместной деятельности педагога и детей по развитию эмоциональной сферы дошкольников благодаря совершенствованию предметно-развивающей среды и насыщению её играми и пособиями по социально-эмоциональному развитию, выполненных педагогами совместно с детьми и родителями, получили возможность организации самостоятельной деятельности детей в данном направлении.
3. Результативность.
Анализ мониторинга показывает эффективность моей работы с детьми по развитию эмоциональной сферы. Для изучения эмоционального комфорта детей в группе использовалась методика ЦАМ (цветоассоциативная методика). Эта методика выбрана неслучайно, т. К. детям дошкольного возраста трудно выразить свою мысль и чувства вербально, а соотносить понятия с цветовыми карточками не составляет сложностей, ведь мир человеческих чувств раскрашен.Мы предложили детям своеобразную игру: в ответ на любое слово, высказывание, изображение реагировать цветом и они с удовольствием включились в игру. Пропустив через цветовые ассоциации набор объектов на членах группы и подсчитав частоты связей данного объекта с каждым из цветов, мы выявили, что общий показатель по группе по всем основным понятиям находится в зоне эмоционального комфорта, что обусловлено достаточно высоким уровнем общения педагогов с детьми и родителями, учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка в работе, созданной и усовершенствованной в группе развивающей средой. У детей наблюдается снижение уровня тревожности и негативных эмоциональных проявлений, возрастает уровень положительного эмоционального реагирования на происходящее по сравнению с предыдущим годом, повышается уровень эмоциональной стабильности. Считаю проведенную мной работу по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошкольников результативной, оптимальной и эффективной.
Источник