- Развитие социально-эмоциональной сферы младших школьников (из опыта работы) методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Учебно-методический комплект «Социально-эмоциональное развитие детей»
- Статья «Социально–эмоциональное развитие младших школьников»
Развитие социально-эмоциональной сферы младших школьников (из опыта работы)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В данном материале представлены формы и методы работы по планомерной и целенаправленной деятельности по развитию эмоциональной сферы младших школьников. Положительные эмоции улучшают запоминание, ускоряют мыслительные процессы, стимулируют воображение, помогают быть адекватным при взаимодействии с другими людьми, укрепляют здоровье, являются основой физического, умственного, социального благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoemotsionalnaya_sfera.docx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже четыре года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимос.
В статье приводятся материалы из опыта роботы учителя начальных классов. Экологическое воспитание в современном обществе является едва ли не одной из важнейших задач учителя. Закладывается воспитание .
В статье приводятся материалы из опыта роботы учителя начальных классов. Экологическое воспитание в современном обществе является едва ли не одной из важнейших задач учителя. Закладывается воспитание .
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических .
Работая с младшими школьниками я столкнулась с проблемой, у многих детей слабо развита речь, им порой трудно выразить свою мысль. В рамках работы с одарёнными детьми стала организовывать «творческую м.
У детей с нарушением интеллекта наблюдается патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы возд.
Духовно-нравственное воспитание — сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр.
Источник
Учебно-методический комплект «Социально-эмоциональное развитие детей»
Концепция учебно-методического комплекта (УМК) «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста» базируется на положениях современной отечественной психологической науки о социализации ребёнка и развитии социальной компетенции, а также учитывает результаты зарубежных исследования и разработок в области развития эмоционального интеллекта.
Программа социально-эмоционального развития детей в первую очередь решает задачу социализации ребёнка. Благодаря развитию эмоционального интеллекта и навыков коммуникации улучшаются взаимоотношения в группе сверстников, а семейные задания способствуют созданию доброжелательной атмосферы в семье воспитанников. Занятия отличаются многообразием форм и содержания, что способствует поддержанию интереса и расширению кругозора.
«Курс распространен на всю жизнь класса. На литературном чтении, на математике работаем по УМК – ищем, какие проявлены эмоции… Дети приходят в понедельник, и у нас первым уроком занятие по УМК СЭР. Это заряд на всю неделю, который я пытаюсь держать… Они уже начинают в этом жить, и для них это не становится отдельным предметом. Если будет высоко развит социально-эмоциональный интеллект, то все остальное придет. Дети сейчас живут в других реалиях, они не такие, как мы». Участник апробации УМК «Социально-эмоциональное развитие детей»
Предложенные инструменты и техники применимы и за рамками специальных занятий. Они легко интегрируются в другие виды деятельности дошкольника и школьника, в том числе в область предметного преподавания, влияя на мотивацию детей и, как следствие, их академическую успеваемость.
Программа является важным элементом средообразования и создаёт условия для формирования в образовательной организации культуры, готовой к изменениям и развитию. Особое внимание в программе уделено вовлечению родителей, так как максимальная эффективность обучения может быть достигнута только при условии сотрудничества всех участников образовательного процесса: учеников, учителей и родителей.
Авторы материалов учебно-методических комплектов:
- Макарчук Анна Владимировна, программный директор Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности, автор и ведущий программ профессионального развития педагогов, среди которых «Интерактивные методы формирования гражданской идентичности обучающихся «Я — Россиянин», «Интерактивные методы формирования толерантности среди детей и молодежи»;
- Горинова Елена Валерьевна, ведущий тренер Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности, автор и ведущий программ профессионального развития педагогов, психолого-педагогического сопровождения детей;
- Дворецкая Ирина Александровна, директор Детского центра Еврейского музея и центра толерантности. Член экспертного совета проекта PJ LIBRARY in Russia – «Пижамная библиотечка«, руководитель проекта «У ребёнка 100 языков«;
- Олег Евгеньевич Хухлаев, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой Этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ. Автор и ведущий тренинговых программ в области межкультурной коммуникации, специалист по кросс-культурному менеджменту.
- Катеева Марина Ивановна, психолог, профессиональный тьютор развития эмоционального интеллекта, методист Благотворительного фонда «Вклад в будущее».
- Рычка Нина Евгеньевна, психолог, методист Благотворительного фонда «Вклад в будущее».
УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» для дошкольников и младших школьников прошел психолого-педагогическую экспертизу Российской академии образования (РАО) и рекомендован к интеграции в систему дошкольного и общего образования, а также к использованию в рамках развития личностного потенциала детей.
Учебно-методический комплекс включает в себя два УМК, направленных на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-6, 6-7 лет) и детьми младшего школьного возраста (1-4 класс). Для каждого года обучения разработаны методические пособия для педагога, рабочие материалы для детей, рекомендации для родителей.
Все материалы, необходимые для проведения занятий с детьми и мероприятий для родителей, вы найдете в информационно-библиотечном ресурсе ресурсе УМК «Школа возможностей».
В нашей библиотеке в материале Ресурсы для родителей УМК «Школа возможностей» мы собрали для вас, родители, статьи, онлайн-курсы, подкасты, игры и видеоматериалы, которые позволят вам не только с удовольствием, но и с пользой провести время с детьми, в кругу семьи.
Тематические вебинары помогут вам в социально-эмоциональном развитии детей и в работе с УМК «Социально-эмоциональное развитие детей».
Источник
Статья «Социально–эмоциональное развитие младших школьников»
Социально – эмоциональное развитие младших школьников.
Фетисова Елена Владимировна,
учитель начальных классов,
МОУ «Каслинская СОШ № 24»
«Жить – значит чувствовать и мыслить,
страдать и блаженствовать;
всякая другая жизнь – смерть»
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов, самоценным периодом развития ребенка. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, ее мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника.
Период дошкольного детства подготавливает развитие ребенка в младшем школьном возрасте(общечеловеческих качеств, добрых чувств, глубокого ума, здорового тела).
Задача школы – сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в детском саду. Формировать умения учиться, создавать условия, при которых обучение станет средством самовыражения ребенка.
Первый класс школы – один из наиболее существенных и критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально – стрессовой ситуации: изменяется привычный для малыша стереотип поведения, возрастает психо- эмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных, обязанностей.
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно не ошеломляет лавиной впечатлений» — так В.А.Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением.
Чтобы дети, приходящие в школу, были адаптированы к новой социальной роли, мы считаем, что необходимо учитывать следующее:
-формирование психологической готовности к школе предполагает сочетание игровой, учебной видов деятельности;
-для достижения эффективности в обучении необходимо формирование положительного эмоционального отношения к занятиям;
— руководство деятельностью детей дошкольного возраста следует осуществлять, широко используя методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов.
— при формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально – психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения.
Для того, чтобы основная масса детей благоприятно адаптировалась к школе, мы организуем раннее знакомство детей и родителей со школой, ее режимом и учебным процессом, т.е. формируем по желанию учебные группы детей и родителей по адаптации детей к школьной жизни .Это наша «Субботняя школа для малышей». Можно спорить о том, нужны или нет подобные школы, наш опыт показывает, что «Субботняя школа для малышей» способствует повышению общего уровня развития, позволяет детям подняться до уровня «школьной зрелости», т.е самостоятельности школьника в организации своей познавательной деятельности; помогает осознать появление нового сообщества – класса, новой роли школьника, ученика, изменение его социального окружения; обучать детей навыкам учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками.
Так же необходимо учитывать соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях общения учителя и учащихся в процессе совместной деятельности. Общение один из ведущих механизмов социализации учащихся, позволяющий им успешно адаптироваться к требованиям учителя, приобрести взаимопонимание со сверстниками и предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности. Задача учителя – присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника. Понять, принять такими, как есть, и пробудить у них стремление к достижениям, без которого не может быть успеха в учении, увлеченности познанием. Отследить все эти тонкости в учебной деятельности детей помогает школьный психолог. В процессе общения у ученика формируется чувство защищенности либо его отсутствие; возникает уверенность в своих силах либо страх и неуверенность в себе; развивается отношение к себе как к ценности либо культивируется чувство ненужности. Слова, которые нужно говорить ребенку ,как можно чаще, чтобы одобрить его поступки:
— «Хорошо. Отлично. Мне нравится»
Чтобы поддержать начинания:
— «Как у тебя хорошо получается! Ну еще немного! Давай попытаемся еще раз»
Чтобы почувствовать поддержку:
— «Ты очень хорошо себя вел. Я тобой горжусь. Ты просто золото»
Чтобы похвалить способности:
— «как здорово у тебя получилось! Очень красиво»
Чтобы поблагодарить за помощь:
— «Спасибо за помощь. Что бы я без тебя делала»
Чтобы малыш понял, почему нужно поступать именно так:
— «Это делается так, потому что……..
— « Все дело в том, что…………..
Чтобы поддержать идеи:
— «Замечательная игра, как ты здорово придумал! Прекрасная игра! Ты гений!
«От того, как чувствует себя учащийся в определенной ситуации ,зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Оттенки таких ощущений бесконечно разнообразны и охватывают самый широкий спектр – от безграничной радости до полного отвращения»
Ведущая роль учебной деятельности младшего школьника не исключает того, что он активно включен и в другие виды деятельности (игра, спорт, искусство и др). В этот период в ребенке живут два желания- хочу учиться и хочу играть. От того насколько благоприятно пройдет период вступления в школьную жизнь, зависит все дальнейшее пребывание в школе.
Психологи утверждают, что если человек в первые десять лет своей жизни терпит неудачи, то к десяти годам от его уверенности в себя не остается и следа, мотивация пропадает, человек смиряется с неудачами. Возраст от пяти до десяти лет считается с этой точки зрения критическим. Неудачи легче всего предотвратить именно на этом этапе. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех в жизни.
Учебный год для первоклассников в нашей школе начинается по особенному: с курса «Введение в школьную жизнь».
Цель курса – сохранение душевного, психического здоровья, эмоционального благополучия учеников, как условия успешности любой деятельности. Ведь любой человек, особенно ребенок, с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать знания, ни полноценно общаться. Курс «Введения в школьную жизнь» учитывает все сложности начального этапа обучения детей и их возрастные особенности. Материал, с которым работают дети, чисто дошкольный. Это игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. В процессе занятий дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя. Занятия способствуют ускоренному знакомству друг с другом; созданию благоприятного психологического климата в классе, стремлению вместе работать, ведь учение, как известно, носит коллективный характер. Особое место занимают мотивационные беседы. Курс помогает осознать новые требования, формирует внутреннюю потребность в соблюдении установленного распорядка. Специальные задания и упражнения формируют навыки взаимо и самооценивания. Это способствует развитию рефлексии у детей и формированию объективной самооценки.
Особую ценность в этот период имеет такая форма обратной связи, как «письмо учителю».
Ежедневно ребенок делится с учителем, родителями впечатлениями прошедшего дня, вопросами и пожеланиями. Курс способствует формированию родительского коллектива. Это очень важный момент в сохранении психического здоровья детей, так как тревога ребенка по поводу школы в огромной степени связана с тем, как домашние относятся к его школьной жизни. Задача родителей – постараться вовлечь ребенка в различные занимательные игры, способствующие развитию ребенка.
Спортивные игры развивают психомоторные способности ребенка. Разгадывая ребусы, загадки, кроссворды, дети развивают внимательность и память, расширяя свой словарный запас. Мозаика и конструкторы развивают аналитические способности ума и моторику пальцев. Мастеря игрушки, дети развивают воображение и творческие способности.
Золотое правило соционики: «Уважай сильные, не дави на слабые функции другого человека»
Наша задача – обеспечить условия для проявления всех способов познания окружающего мира, людей, природы и самого себя. Создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, понимании общения с ребенком.
Такой подход позволяет реализовывать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса.
Источник