Сотрудник эмоциональный что делать

Краткий курс выживания руководителя: эмоциональные сотрудники

Как оказалось, человека довели «до ручки» постоянные трения в коллективе и маленькая зарплата.

Эмоциональные всплески — нередкий «гость» в офисе. Безудержная эмоциональность на работе — большая проблема. Давайте разбираться, что с этим делать.

Кто склонен устраивать внезапные «извержения Везувия»

Условно таких людей можно разделить на две категории.

  • Сотрудники, которые обычно не склонны к всплескам и бурным проявлениям эмоций.

Причиной нервного срыва и эмоционального всплеска у сотрудников этого типа может быть синдром эмоционального выгорания . Если человек, с которым до этого не было подобных проблем, начинает агрессивно себя вести или рыдать в ответ на обычное рабочее замечание — это явный признак выгорания, которое развивается на фоне личных, семейных или рабочих проблем и стрессовой обстановки.

В этом случае перед менеджером стоит только одна задача — разобраться в ситуации и приложить все усилия, чтобы помочь сотруднику восстановить нормальное психологическое состояние.

  • Сверхэмоциональные и темпераментные сотрудники.

Для некоторых людей бурные проявления эмоций по любому поводу характерны в силу специфического склада характера.

В этом случае задача менеджера сложнее: определить, какое влияние эти всплески имеют на работу и принять решение о целесообразности присутствия в офисе такого работника.

Эмоции мешают работать: заглянем в мозг сотрудника

Понять это поможет информация о том, как устроен мозг человека и какие его части отвечают за эмоциональное и рациональное поведение.

Наш мозг состоит из трех систем.

  1. Рептильный мозг отвечает за базовые функции организма и примитивные инстинкты — начиная с дыхания и заканчивая потребностью в безопасности и размножении.
  2. Лимбический мозг — за эмоциональное восприятие действительности. Именно в нем рождается страх, гнев, радость, чувство эйфории и другие эмоции.
  3. Неокортекс (или визуальный мозг) — за рациональное поведение и анализ.

Не будем останавливаться на всем этом подробно и ограничимся коротким выводом — за эмоции и за рациональность отвечают разные части мозга. Что это значит?

Эмоциональный всплеск не дает сотруднику возможности адекватно оценить ситуацию и сделать рациональные выводы.

  1. Эмоциональный сотрудник не может в такие моменты адекватно воспринимать критику или похвалу.

Объективная информация ускользает от человека, полностью захваченного эмоциями. Вместо анализа фактов и ситуации он концентрируется на своем эмоциональном состоянии и отношении к этим фактам. Поиск рабочего решения заменяется поиском оправданий для своего состояния.

Что делать: просто подождать. Не пытаться перекричать и переубедить, срываясь в такой же эмоциональный стиль поведения.

  1. Эмоции мешают сконцентрироваться на работе.

Всплеск эмоций — как негативных, так и положительных — ведет к выбросу гормонов. В результате сотрудник на некоторое время выпадает из рабочего процесса. Невнимательность, снижение концентрации и эффективности — все это является результатом гормонального выброса. Хуже, когда эмоциональный сотрудник начинает отвлекать других — разговорами или забегами до курилки и обратно.

Что делать: дать спустить пар. Отправить погулять, покурить, предложить посидеть в комнате переговоров.

  1. Всплески эмоций у сотрудника — стрессовые ситуации для руководителя.

Когда менеджер делает замечание или хвалит сотрудника — меньше всего он ждет бурю эмоций в ответ. Что делать? Как утешить или утихомирить сотрудника? Как не потерять лицо? В голове проносятся десятки вопросов, нужно быстро принять правильное решение — а это всегда стресс, результаты которого очень сложно предугадать и предсказать заранее.

Что делать: сохранять ясную голову. Первое, что нужно сделать — не дать выхлопу распространиться, локализовать ситуацию. Второе — не принимать решения сгоряча. Дождитесь, пока эмоции улягутся, и выясните наконец,в чем причина срыва.

  1. Эмоциями часто прикрывают попытки манипулирования.

Часто излишней эмоциональностью прикрываются банальные попытки манипулировать руководством: отменить взыскание, отпустить пораньше, войти в положение и так далее. И это только усугубляет стресс, который испытывает в этой ситуации руководитель.

Что делать: тем более сохранять ясную голову. Если ваш сотрудник-манипулятор привык получать от ошарашенного начальника желаемое сразу же, он будет ошарашен не меньше, когда вы не отреагируете на истерику. Сохраняйте спокойствие и оценивайте саму ситуацию, а не эмоции работника.

  1. Бурные проявления эмоций одного сотрудника могут стать причиной конфликта в коллективе.

Неуместные проявления эмоций вызывают раздражение и непонимание со стороны коллег. Эти чувства многократно усиливаются, если кому-то удается таким образом продвигать и продавливать свои инициативы или избегать наказания за некачественно выполненную работу.

Что делать: работать над климатом в коллективе. Мы будем говорить об этом дальше — нужно разобраться в причинах таких всплесков, и от них уже зависят ваши действия.

Редкий случай, когда эмоции могут хлестать через край

Справедливости ради нужно сказать, что есть ситуации, когда всплески эмоций вполне оправданы. Такого «яркого» сотрудника нужно привлекать ко всем мероприятиям и приглашать на все корпоративы. И он будет служить катализатором радости.

Радостные и позитивные события в жизни компании и отдельных сотрудников — это как раз тот случай, когда бурные всплески эмоций более чем уместны. И более того — полезны для создания здоровой и доверительной атмосферы в коллективе.

Порадоваться за коллегу, у которого родился ребенок, поздравить с днем свадьбы, отпраздновать выход компании на новый уровень или закрытие успешной крупной сделки — все это может стать причиной эмоционального всплеска. Притом одновременно у нескольких сотрудников.

Есть только одно НО: радость парализует работу компании на какое-то время. Поэтому объявления о любых радостных событиях, массовые поздравления и поедание тортиков лучше отложить на конец рабочего дня. Это как раз тот момент, когда все смогут по-настоящему расслабиться и насладиться радостным моментом, а проявления эмоций помогут сплотить коллектив.

Это был единственный случай, когда эмоции полезны

Вне этих ситуаций всплески эмоций — как позитивных (слезы радости, выкрики), так и негативных (плач, агрессия) — могут стать для компании серьезной проблемой.

Нет, мы не призываем превращать всех в бездушных роботов или шарахаться от излишне темпераментного сотрудника. Просто имейте в виду, что ваш работник может выйти за разумные пределы — и старайтесь предупреждать такие случаи.

Алгоритм действий для руководителя в случае бурного проявления эмоций

  1. Как только вы видите, что сотрудник начинает вести себя не совсем адекватно и излишне эмоционально — изолируйте его. Вежливо пригласите в кабинет, выведите в коридор или уборную — чтобы остаться с ним наедине и не отвлекать от работы других сотрудников.
  2. Подождите, пока человек придет в себя и успокоится. На это может понадобиться некоторое время. Нервничать не нужно, важно держать ситуацию под контролем.
  3. Постарайтесь выяснить глубинную причину проявления эмоций. Если речь идет о выгорании, успокойте сотрудника, постарайтесь узнать о ситуации как можно больше. Всем будет лучше, если в этот день работник отдохнет. Если же вы выяснили, что «взрывы» регулярны — дайте человеку успокоиться и отправьте на рабочее место.
  4. Решите, что делать в данной ситуации и как вообще поступить с эмоциональным сотрудником. Решение лучше отложить на следующий рабочий день, чтобы эмоции самого руководителя не повлияли на результат

В случае эмоционального выгорания можно: предоставить сотруднику небольшой отпуск, внеочередной выходной. Разобраться, что давит на него, и если это в вашей власти — снять давление. Если же проблема внешняя — попробовать помочь или хотя бы убрать в рабочей рутине причины для срыва.

Для сотрудников, поведение которых характерно постоянными резкими перепадами настроения и бурными всплесками эмоций, может быть два рецепта — в зависимости от диагноза.

  • Если работник ценный и его всплески не оказывают влияния на результаты работы компании — нужно вместе с ним заняться профилактикой эмоционального климата. Обсудить ситуацию, поделиться с ним своими наблюдениями. Договориться о том, как будут решаться подобные случаи впредь. Не стоит грозить наказаниями за то, что естественно для человека, его натуру вы штрафами не измените. Но попросить его сдерживаться и вовремя переключаться вы просто обязаны.
  • Если эмоциональные всплески мешают работе других — важно не допустить усугубления конфликта в коллективе. Если вы видите, что уход этого человека не повредит работе, но сделает чище эмоциональный климат — значит, нужно от такого человека избавляться. Естественно, такие радикальные меры стоит принимать после всестороннего изучения вопроса.

В этой ситуации много личного: эмоциональный человек может быть харизматичным неформальным лидером, задающим отличный темп работе, а может — постоянным источником проблем и конфликтов в коллективе. Задача руководителя — разобраться и принять правильное решение.

Подводя итоги

  • Эмоциональные всплески отвлекают от рабочего процесса, мешают сконцентрироваться и негативно влияют на эффективность работы.
  • Неожиданные проявления эмоций сотрудника — это стресс для менеджера или руководителя. Кроме того, эмоциями часто прикрывают попытки манипулирования.
  • Причиной бурного проявления эмоций может быть как специфические черты характера сотрудника, так и синдром эмоционального выгорания.
  • Задача руководителя — распознать причину и не допустить конфликта в коллективе.

Самое главное: старайтесь сохранять спокойствие. Это самая важная часть работы руководителя: стоять над конфликтом, принимать объективные решения, не становиться частью толпы.

Источник

Что делать с эмоциональными сотрудниками?

Вспыльчивый сотрудник регулярно скандалит по телефону со своей бывшей женой и их адвокатами по разводу. А его коллегам приходится все это слушать…
Еще один работник в порыве гнева перевернул свой стол. Двое других сотрудников настолько не любят друг друга, что постоянно ссорятся. Еще двое подрались прямо посреди офиса…
Да, возможно некоторые или даже все они получат выговор или лишатся премии за свое поведение, которое помешало работе компании в этот день. Но ни один из них все же не будет уволен, несмотря на грубые нарушения правил поведения на рабочем месте.

Почему? Давайте разберемся!

Гнев, плохое настроение, тяжелый характер и даже психологические проблемы, такие как депрессия, могут стать причиной чересчур эмоционального поведения сотрудника, которое может нанести ущерб работе компании. Некоторые работники поступают так редко, другие же довольно часто выходят из себя.
Даже если чье-то поведение является по-настоящему разрушительным, это все же может не повлечь за собой строгого наказания со стороны руководства.

В чем причина? Причина – в продуктивности этого человека.

Когда руководители прощают нарушителей

Для управления эмоциональными сотрудниками требуются терпение и четкое руководство. Также необходимо трезво оценивать вклад этого человека в дело компании.
Работники, которые были описаны в самом начале этой статьи, на самом деле приносили большую пользу, усердно работали, обладали различными талантами и умениями. Также они имели хорошие отношения с большинством коллег в компании, и их совершенно определенно можно было назвать ценными сотрудниками.

Поэтому начальство простило им такое поведение – на этот раз. Больше такого не повторилось ни с одним из них, но если бы это все же случилось, реакция была бы намного жестче.
Если от сотрудника больше пользы, чем проблем, компания может простить ему некоторые нарушения. Но как только игнорирование правил становится нормой, руководитель должен решить: еще раз попытаться понять и простить сотрудника или все же уволить его.

Бухгалтера, который показывает выдающиеся результаты в своей работе, но продолжает спорить с руководителями, большинство начальников будут стараться оставить в компании.
Все эти примеры позволяют сделать важный вывод: во многих случаях для руководителя и компании важнее высокая производительность, чем плохое поведение одного и того же человека.

Советы для руководителей

Если инцидент или даже серия инцидентов были достаточно серьезными, хороший начальник обязательно поговорит со своим подчиненным, даст ему совет или сделает устное/письменное предупреждение.
Две крупные корпорации, где я работал менеджером среднего и старшего звена, имели определенный подход к работе с такими сотрудниками. Ниже приводится приблизительный план реагирования в подобных случаях, но фактические шаги все же зависят от здравого смысла и серьезности ситуации.

  1. Первый инцидент: простое устное предупреждение.
  2. Второй инцидент: устное предупреждение, к которому стоит добавить предупреждение о том, что следующий случай повлечет за собой письменный выговор.
  3. Третий инцидент: письменное предупреждение со ссылками на предыдущие предупреждения, которое входит в личное дело сотрудника.
  4. Четвертый инцидент: письменное предупреждение о том, что следующий раз может привести к увольнению.
  5. Пятый инцидент: увольнение.

Привлеките отдел кадров. Если компания может предложить консультацию у психолога, узнайте, готов ли сотрудник записаться на его сеансы.
Для большинства достойных сотрудников устных предупреждений бывает вполне достаточно. Руководителю во время беседы нужно сосредоточиться на поведении своего подчиненного, а не на нем самом. Тем не менее люди в таких ситуациях иногда стараются защитить себя или объяснить свое поведение. Если они продолжают отпираться даже после второго и третьего устного предупреждения, то письменное, скорее всего, заставит их задуматься.

Когда они не принимают во внимание даже письменные предупреждения, необходимо решить, стоит ли этот сотрудник вашего времени и усилий. Если все ваши старания повлиять на подчиненного перевешивают выгоду, которую он приносит, придется применить более серьезные взыскания.

Советы для сотрудников

Весь процесс выговоров – это проверка характера сотрудника. Это позволяет узнать уровень их рациональности, непредвзятости или враждебности к руководству.

Сотрудники, которые получали плохие отзывы от начальства и игнорировали их, недолго оставались на своем месте.
Руководители не будут тратить свое время и силы на то, чтобы постоянно предупреждать подчиненного о его проступках, если у них нет оправдания для этого. Так что не стоит начинать спорить.

Самый правильный подход – осторожный, спокойный и немногословный ответ, в котором вы признаете свою ошибку. Делать это необходимо с уважением, и не стоит соглашаться абсолютно со всеми комментариями, если они не основаны на фактах. После выговора вернитесь к работе и постарайтесь добиться максимально высокого уровня производительности.

Руководители готовы простить и забыть проступки хороших сотрудников. Хорошие сотрудники понимают, что они неидеальны, и хотят исправить свои ошибки. В конце концов, все мы люди…

Скотт Батерман
Перевод: Анастасия Прокопенко

Источник

Оцените статью