Состояние органов чувств у ребенка

Формирование у дошкольников представлений об органах чувств

Наталья Крутикова
Формирование у дошкольников представлений об органах чувств

Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности – игре, общении, рисовании, лепке – в сфере решении элементарных социальных и бытовых задач. Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Способен договариваться, учитывая интересы других, сдерживать свои эмоции. Ребёнок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинства других. Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребёнок легко выбирает себе род занятий, партнёров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов.

Творческие способности детей проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами.

В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребёнка. Он проявляет широкую любознательность, задаёт вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Волевое начало в действиях ребёнка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось.Произвольность также проявляется в социальном поведении: ребёнок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.

Особым объектом освоения становится для ребёнка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает.

В организм человека постоянно поступает информация из внешнего мира. Принимают эту информацию специальные чувствительные клетки или нервные окончания – рецепторы, которые есть во всех органах чувств. Органов чувств много.

Основные – это органы зрения, слуха, равновесия, вкуса, обоняния, осязания (кожа).

Дети нюхают цветы, пробуют пищу и трогают предметы руками. Ведь только так можно распознать запах, вкус и многое другое. Мы знакомимся с окружающим нас миром с помощью чувств: обоняния, вкуса, осязания. Чтобы расти и правильно развиваться, надо есть, и нам нужна самая разнообразная еда.

Наши язык и нёбо способны различать вкус.

Конфета сладкая, соль солёная, лимон кислый, перец горький.

Мы улавливаем многие запахи.

Как чудесно пахнут цветы!

А жареный цыплёнок!

По запаху духов ты даже можешь узнать свою маму.

Когда ты берёшь в руки лёд, ты ощущаешь холод.

Гладя кошку, чувствуешь, какая мягкая и пушистая у неё шерстка.

А трогая острие иголки – какое оно острое. Осторожно, смотри, не уколись!

Кошки и собаки различают запахи гораздо лучше, чем мы. Особенно хороший нюх у собак.

Обонятельные нервы у человека чрезвычайно чувствительные. Они способны различать тысячи самых разнообразных запахов, причём о каждом отдельном запахе в мозг передаётся специальный сигнал.

Нос служит барьером на пути различных микробов, обитающих в воздухе. Нос участвует и в образовании голоса. Поскольку у разных людей объёмы полости носа и придаточных пазух разные, каждому человеку присущ свой неповторимый тембр голоса.

Человек живёт в мире звуков. Звук передаётся звуковыми волнами, очень похожими на те волны, которые мы видим на воде. Мы начинаем слышать в тот момент, когда звуковые волны достигают уха. Ухо человека состоит из трёх частей: наружного уха, среднего и внутреннего. Принимает звуки ушная раковина. Ушная раковина служит не только для приёма звуков. Она является и своеобразным пылеуловителем. Она так устроена, что воздух в ней завихряются и пылинки оседают на её поверхности. Так раковина защищает ухо от загрязнения.

Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье человеку дают глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещения и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении.

Что такое зрение и почему оно возможно?

1. Свет проходит сквозь роговицу и зрачок к хрусталику.

2. Затем он проходит через хрусталик и жидкость, заполняющую глазное яблоко, и попадает на сетчатку.

3. Сетчатка принимает световой импульс и передаёт его зрительному нерву.

4. Зрительный нерв посылает сигнал в мозг.

5. Мозг переводит сигнал в зрительный образ.

Итак, для нас важно не только хорошо видеть. Необходимо упорно учиться, чтобы понимать, что же Мы видим вокруг себя.

Зубы появляются у ребенка уже на первом году жизни, а к трем годам прорезываются все 20 так называемых молочных зубов. С шести лет молочные зубы начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают другие постоянные.

Вот из чего состоит зуб.

1. Сверху – твердое покрытие из эмали.

2. Еще одно твердое вещество, которое находится под эмалью, называется дентин.

3. Под дентином расположена пульпа — мягкая ткань, богатая кровеносными сосудами, через которые в зуб поступают питательные вещества. И нервами, обеспечивающими чувствительность зуба.

4. У всех зубов есть корни.

5. Каждый зуб расположен в зубной ячейке.

6. Основание зуба со всех сторон окружено десной.

Если за зубами правильно ухаживать и правильно питаться, зубы вырастают крепкими, хорошо сохраняются и служат человеку очень долго.

Кожа покрывает все тело человека. Важнейшая обязанность кожи – поддержание температуры тела на постоянном уровне.

Есть у кожи еще одна обязанность – сигнализировать о возникающих внутри организма нарушениях и болезнях. Делает это она, покрываясь пятнами, узелками или просто «болевыми точками».Объясняется такая сигнализация просто: все внутренние органы человека невидимыми нитями связаны с различными участками кожного покрова.

Особую роль в организме играет позвоночник. Он является стержнем скелета. Состояние позвоночника очень важно для здоровья. К сожалению, многие дети не знают о том, что у них искривлен позвоночник, и тем более не знают, что неправильная осанка со временем может явиться причиной многих других болезней.

Вот несколько правил и тогда мышцы и кости всегда будут в полном порядке.

1. Каждый день выпивай молоко, ешь мясо, фрукты, овощи.

2. Не ешь много конфет, пирожных и других сладостей.

3. Регулярно занимайся физкультурой. Обязательно играй в подвижные игры.

Вот правила, которые нужно соблюдать.

1. Всегда хорошо высыпайся.

2. Регулярно полноценно питайся.

3. Сдерживай свой гнев, не давай воли нервам.

4. Не пропускай мимо ушей, что говорят тебе родители и воспитатели.

5. Старайся завести больше друзей.

6. Живи в дружбе со своими братьями и сестрами.

7. Если тебя что-то беспокоит, скажи об этом родителям или воспитателям.

Надо следить за своим здоровьем. Не забывать чистить зубы, умываться, следить за чистотой тела. Ведь так неприятно быть грязнулей, к тому же это очень вредно для здоровья.

Как хорошо быть здоровым! Можно бегать, прыгать, играть, учиться, делать, что хочешь.

Только тогда ты счастлив!

1. Энциклопедия для малышей (Вероник Бабин)

2. Расти здоровым (Роберт Ротенберг)

3. Журнал «Дошкольное воспитание»

4. Твоё здоровье (Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев)

5. Уроки Мойдодыра (Г. К. Зайцев)

Консультация для родителей «Модель организации образовательной деятельности по музыкальному воспитанию» Консультация для родителей: «Модель организации образовательной деятельности по музыкальному воспитанию с детьми старшего возраста в.

Современная система воспитания дошкольника Современная система отечественного дошкольного воспитания строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования.

Источник

Первый месяц жизни ребенка

Не откладывайте проблемы на завтра,
запишитесь на прием сейчас!

При уходе за ребенком первого месяца жизни у родителей возникает множество вопросов и волнений, которые в большинстве случаев вызваны естественными особенностями развития малыша. Беспокойство – нормальное состояние для матери и отца, так как забота о здоровье новорожденного становится для них приоритетной задачей. Но чтобы уметь вовремя заметить признаки проблем со здоровьем или развитием ребенка в первый месяц жизни, следует знать о том, какие именно особенности формирования его организма являются нормальными и естественными.

Органы чувств ребенка в первый месяц жизни

Наиболее важными органами чувств для ребенка являются зрение и слух. И речь идет не только о способности новорожденного контактировать с окружающим миром через звуки и визуальный ряд. Внешняя среда, воздействуя на слух и зрение малыша, стимулирует его умственное и физическое развитие. На первом месяце жизни ребенка все органы чувств отличаются более или менее выраженными особенностями.

  • Вкус. Вкусовые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и основные «раздражители» он идентифицирует так же, как взрослый. Например, при попадании на язык подслащенной воды ребенок не проявляет никаких особенных реакций. А при добавлении в воду кислого яблочного или лимонного сока малыш может демонстрировать признаки неудовольствия – морщиться, пытаться вытолкнуть языком неприятную на вкус жидкость.
  • Обоняние. Умение определять запахи играет важную роль в жизни новорожденного, особенно в первые дни и недели жизни, когда остальные органы чувств еще неразвиты. Именно благодаря обонянию ребенок узнает мать, безошибочно находит грудь, отказывается от кормления, если чувствует неприятный запах (например, если мать обработала сосок мазью для заживления трещин или антисептиком с лекарственным запахом).
  • Осязание. Кожа новорожденного очень чувствительна к воздействию механических и термических раздражителей, но при этом количество рецепторов распределено неравномерно. Так, ребенок более активно реагирует на прикосновения к ладоням, стопам, лицу и не настолько выраженно – при поглаживании спины и живота. Кроме того, температура окружающей среды также вызывает определенные реакции. При некомфортной температуре ребенок проявляет признаки беспокойства, становится вялым, его кожа бледнеет или краснеет и пр.
  • Зрение. В первые недели жизни зрение ребенка не отличается остротой. Хотя новорожденный жмурится при ярком свете, а его зрачки расширяются и сужаются в зависимости от интенсивности освещения – это рефлекторные реакции, управляемые нервной системой. На самом деле изображения в поле зрения новорожденного выглядят размыто и нечетко, а определять конкретный объект малыш сможет только через 10–12 дней после рождения. Но и в этом случае фиксировать предмет взглядом он еще не умеет – малыш сможет только следить за движением объекта или за источником света. Еще одна особенность зрения новорожденного – рассогласованное движение глаз, когда они направлены в разные стороны. Это часто вызывает беспокойство у родителей, которые предполагают у ребенка наличие косоглазия. Но такой «блуждающий» взгляд – естественное явление, и к концу первого месяца после рождения (в норме через 4–8 недель) движения глаз малыша приобретают согласованность.
  • Слух. Слух – еще одна распространенная причина беспокойства родителей, которые не наблюдают выраженной реакции у новорожденного ребенка на звуки. Но слух малыша уже «натренирован» во время внутриутробного развития, в течение которого он воспринимал фоновые шумы и успел привыкнуть к ним. Благодаря этому в первые месяцы после рождения внешние звуки редко вызывают у малыша выраженные реакции. Кроме того, слуховой нерв у новорожденных развит недостаточно, и ребенок еще не воспринимает «взрослый» спектр акустических волн: более высокие звуки он слышит лучше, низкие – хуже.

Особенности физического развития

В первую неделю жизни малыша не стоит ждать от него каких-либо особых «достижений»: процесс рождения отнимает много сил не только у матери, но и у ребенка, поэтому сон и питание – единственное, что ему нужно больше всего. Но уже со второй недели развитие новорожденного становится достаточно активным. С каждым днем он «взрослеет» и выглядит это примерно следующим образом:

  • У ребенка формируется определенный режим дня и питания – он нуждается в кормлении порядка 6–9 раз в сутки, а все остальное время у него занимает сон. К концу первого месяца периоды бодрствования могут составлять 15–30 минут в течение каждого цикла сон − кормление.
  • Держать голову малыш научится чуть позже – уверенно поднимать голову вместе с плечевым поясом он начнет в 3–4 месяца. Но уже к концу первого месяца он делает попытки «контролировать ситуацию» – отворачивает лицо в сторону при ярком освещении или подается назад при нежелании брать грудь или соску. Если 2–3-недельного малыша уложить на живот, то он уже пытается приподнимать голову, реагируя на звуки материнского голоса или поглаживание по щеке.
  • Ребенок прибавляет в росте в среднем 3–4 см, а вес увеличивается примерно на 700 г в течение первого месяца. Но эти значения очень примерны. Диапазон прибавки в весе варьируется от 400 до 1300 г и обусловлен весом ребенка при рождении, особенностями родов, качеством грудного молока матери, состоянием здоровья малыша и множеством других факторов.

Основы гигиены ребенка первого месяца жизни

В течение первого месяца после рождения малыш достаточно сильно уязвим перед лицом инфекций, присутствующих в окружающей среде. Слизистые оболочки дыхательных путей и ЖКТ новорожденного, которые впоследствии приобретут собственную микрофлору, в первые дни остаются стерильными и постепенно заселяются нужными микроорганизмами. Когда микрофлора сформируется окончательно, ребенок будет защищен от многих нарушений состояния здоровья естественным образом. Но до этого следует особое внимание уделять уходу за ним.

Гигиена питания. Питание – самый важный фактор для ребенка первых месяцев жизни. Именно он задает правильные темпы роста и развития малыша и позволяет желудочно-кишечному тракту приобрести собственную здоровую микрофлору. Но чтобы снизить вероятность проникновения в организм новорожденного болезнетворных микроорганизмов, следует соблюдать некоторые правила гигиены:

  • При грудном вскармливании мать должна перед кормлением обрабатывать соски и ареолы водой с детским мылом, затем тщательно ополаскивать грудь чистой водой и насухо вытирать ее салфеткой.
  • При искусственном или смешанном вскармливании обязательна обработка всех аксессуаров для кормления с помощью кипячения или специального парового стерилизатора. Разбавление смеси до нужной консистенции должно проводиться только кипяченой водой, охлажденной до температуры 36–37 °C.
  • Так как в первые недели и месяцы после рождения высока вероятность развития у новорожденного кандидоза ротовой полости (так называемой молочницы), педиатр может рекомендовать после кормления давать малышу несколько капель воды. Это позволяет смыть со слизистой рта остатки грудного молока или смеси, которые являются питательной средой для грибка.

Личная гигиена

  • Кожа ребенка, особенно в первые месяцы жизни, очень чувствительна к любым раздражителям. Поэтому для купания новорожденного следует выбирать средства, предназначенные именно для ухода за детской кожей. Такое мыло, шампунь или гель для купания не включают в свой состав веществ, способных спровоцировать аллергию, а их pH соответствует pH кожи малыша.
  • Температура воды для купания должна быть в пределах 33–34 °C в первые недели, после чего, когда ребенок уже привык к водным процедурам, ее можно постепенно снижать (не больше чем на 1 °C в неделю), доводя до комнатной температуры. Это помогает стимулировать мышечный тонус малыша, улучшить кровообращение в поверхностных сосудах и в целом закалить новорожденного. Но снижение температуры воды для купания должно проводиться только после консультации с педиатром, так как закаливающие процедуры у ослабленного, недоношенного или перенесшего какое-либо заболевание ребенка недопустимы.
  • При смене подгузника следует каждый раз очищать наружные половые органы, а также кожу в паховых и ягодичных складках ребенка с помощью специальных гигиенических салфеток без содержания спирта. В первые недели жизни малыша кал преимущественно жидкий или кашицеобразный, поэтому после дефекации ребенка лучше подмывать под проточной водой, уложив его на предплечье лицом вниз, или использовать специальные ванночки для подмывания. После купания кожу ребенка следует осушить мягким полотенцем, которое хорошо впитывает влагу, после чего можно выделить 5–10 минут на воздушные ванны.

Создание правильного микроклимата. В первые недели жизни у малыша недостаточно развиты механизмы терморегуляции – его тело еще неспособно в полной мере компенсировать слишком высокие или низкие температуры окружающей среды. Это значит, что переохлаждение или перегревание ребенка может привести к неприятным последствиям. Поэтому родителям нужно следить за соблюдением следующих условий:

  • температуру в комнате ребенка следует поддерживать в пределах 18–22 °C, при этом нужно контролировать уровень влажности воздуха – нельзя допускать ни его чрезмерной влажности, ни сухости;
  • одежда малыша должна быть выполнена из натуральных тканей, которые обеспечивают оптимальную вентиляцию кожи, гигроскопичность и не накапливают в себе статическое электричество;
  • новорожденного не следует укрывать одеялом или пледом во время сна – достаточно одежды, соответствующей температуре помещения;
  • следует регулярно проветривать помещение, в котором находится ребенок. Лучше всего проводить сквозные проветривания в то время, пока малыш на прогулке. За 15–20 минут до того, как он вернется в свою комнату, нужно прекратить проветривание, чтобы воздух успел нагреться до нужной температуры.

Из-за чего стоит беспокоиться

Регулярные посещения участкового педиатра и патронажной сестры позволяют родителям избавиться от множества волнений и тревог. Специалисты своевременно определят какие-либо нарушения состояния ребенка, исследуя его рефлексы, темпы роста и набора веса и другие факторы. Но врач не может постоянно находиться рядом, поэтому родителям нужно уметь ориентироваться в основных признаках, которые должны стать поводом обратиться к специалисту:

  • ребенок на протяжении нескольких часов подряд выглядит вялым, отказывается от кормления, его сон часто прерывается;
  • любые изменения цвета кожи, не связанные с переохлаждением или перегревом;
  • носовое дыхание у ребенка затруднено, он пытается дышать ртом, или же вдох и выдох сопровождаются неестественными шумами – свистом, хрипом;
  • осиплость голоса, лающий кашель;
  • повышение температуры тела;
  • устойчивое нарушение стула (запоры, поносы) или изменения в кале (зловоние, черный или слишком светлый, почти белый кал).

Но главным правилом при наблюдении за состоянием здоровья ребенка является следующее: при любых отклонениях или изменениях в поведении новорожденного следует обратиться к врачу, так как первый месяц жизни малыша – очень ответственный период, и крайне важно не упустить начало развития какого-либо заболевания, которое может отразиться на здоровье и развитии ребенка в будущем.

Источник

Оцените статью