Развитие эмоционально-волевой сферы детей с РАС
Аутизм – одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации. Таким детям присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Наблюдается выраженная эмоциональная незрелость ребенка («эмоциональный» возраст может быть значительно меньше реального биологического возраста), отсутствие адекватного эмоционального реагирования. И это происходит в связи с неумением различать эмоциональные состояния окружающих людей по их проявлениям: мимике, жестам, движениям.
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.
Необходимо отметить, что эмоциональное состояние ребенка с аутизмом непредсказуемо. Оно может выражаться в полярности его чувств: от любви и тесной симбиотической связи до внезапных проявлений агрессии или самоагрессии. Главное, создание спокойной, не травмирующей ребенка обстановки, которая помогает избежать отрицательных эмоциональных состояний.
Нужно быть очень осторожными и деликатными, общаясь с таким ребенком, вести постоянное, целенаправленное наблюдение за ним. Замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и жест, мы помогаем расширить внутренний мир аутичного ребенка и подталкиваем к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Залогом успеха является гибкость поведения взрослого, умение вовремя перестроить занятие, изменить деятельность, а анализ его поведения в повседневной жизни позволит выявить стимулы, на которые следует опираться в ходе коррекционной работы.
При работе с аутистами требуется учитывать некоторые важные моменты:
— переход от одной части занятия к другой должен быть быстрым, органичным, чтобы не допускать «ухода ребенка в себя»;
— практическое повторение упражнений: большая роль в работе с аутичными детьми отводится закреплению навыков путем неоднократных упражнений и систематически предъявляемых требований;
— при обучении ребенка нужно использовать схемы и модели;
— использовать любую реакцию в поведении ребенка, положительную или отрицательную, как материал для совместной деятельности, переводить негативные эмоции в позитивные;
— обязательное закрепление содержания занятий в повседневной жизни;
— все новое в жизнь ребенка вводить постепенно, дозировано.
В работе по развитию и коррекции эмоциональной сферы аутичных детей возможно использовать методы арт–терапии.
Современная арт-терапия направленная на коррекцию эмоциональной сферы у детей с РДА включает в себя следующие направления:
• изотерапия;
• музыкотерапия;
• сказкотерапия (больше всего дети откликаются именно на этот вид);
• игровая терапия (игры-драмматизации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт);
• психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
• имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию.
Доминирующая задача педагога–психолога при работе в данном направлении — научить распознавать эмоциональные состояния, понимать поведение людей, видеть мотивы поступков окружающих, обогатить эмоциональный опыт, адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации. При соблюдении всего вышеперечисленного, ребёнок с РАС способен добиться больших успехов.
Источник
Консультация «Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом»
Наталья Алыкова
Консультация «Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом»
Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом
Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим признаком при РДА и может проявиться в скором времени после рождения.
Так, при аутизме часто отстает в своем формировании самая ранняя система социального взаимодействия с окружающими людьми — комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Обычно ребенок отличает родителей от других взрослых, но большой привязанности не выражает. Дети могут даже испытывать страх перед одним из родителей, иногда стремятся ударить или укусить, делать все назло. У этих детей отсутствует характерное для данного возраста желание понравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение. Слова «мама» и «папа» появляются позже других и могут не соотноситься с родителями. Все вышеназванные симптомы являются проявлениями одного из первичных патогенных факторов аутизма, а именно снижения порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром. У ребенка с РДА крайне низкая выносливость в общении с миром. Он быстро устает даже от приятного общения, склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов.
Стоит заметить, что крайне редко наблюдается проявление всех вышеназванных симптомов в полном объеме, особенно в раннем возрасте (до трех лет). В большинстве случаев родители начинают обращать внимание на «странности» и «особенности» ребенка лишь по достижении им двух или даже трёх лет.
У детей с РДА наблюдается нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. Они могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.
У всех без исключения детей отсутствует тяга к сверстникам и детскому коллективу. При контакте с детьми у них обычно наблюдается пассивное игнорирование или активное отвержение общения, отсутствие отклика на имя. В своих социальных взаимодействиях ребенок крайне избирателен. Постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность аутичного ребенка от внешнего мира затрудняют развитие его личности. У такого ребенка крайне ограничен опыт эмоционального взаимодействия с другими людьми, он не умеет сопереживать, заражаться настроением окружающих его людей.
Степень выраженности аутистических расстройств у разных категорий детей варьирует. Согласно классификации О. С. Никольской и др. (1997, выделяют четыре категории аутичных детей.
Первая группа. Это дети наиболее глубоко аутичные. Они отличаются максимальной отрешенностью от окружающего мира, полным отсутствием потребности в контакте. У них отсутствует речь (мутичные дети) и наиболее ярко выражено «полевое» поведение. Действия ребенка при этом не являются результатом внутренних решений или каких-то обдуманных желаний. Напротив, его действиями руководит пространственная организация объектов в помещении. Ребенок перемещается по комнате бесцельно, едва касаясь предметов. Поведение детей этой группы не является отражением внутренних устремлений, а, наоборот, проявляется как эхо посторонних впечатлений.
Эти дети пресыщаемы, у них не развиваются контакты с окружающим миром, даже избирательные, точнее, они не вступают с ним в контакт.У них отсутствуют активные средства защиты: не развиваются активные формы аутостимуляции (моторные стереотипии). Аутизм проявляется в выраженной степени отрешенности от происходящего вокруг и в желании, чтобы их оставили в покое. Дети не пользуются речью, а также жестами, мимикой, изобразительными движениями.
Вторая группа. Это дети, у которых контакт нарушен в меньшей степени, однако также достаточно сильно выражена дезадаптация к среде. У них более ярко проявляются стереотипии, избирательность в еде, одежде, выборе маршрутов. Страх перед окружающими наиболее отражен в выражении лиц этих детей. Однако они уже устанавливают контакты с социумом. Но степень активности этих контактов и их характер у этих детей проявляется в чрезвычайной избирательности и фиксированности. Предпочтения формируются очень узко и жестко, характерно обилие стереотипных моторных движений (взмахов рук, поворотов головы, манипуляций разными предметами, трясения палочками и веревочками и т. д.). Речь этих детей более развита, чем у детей первой группы, они пользуются ею для обозначения своих потребностей.Однако во фразе также присутствует обилие стереотипии и речевых штампов: «дать пить», или «Коле дать пить». Ребенок копирует речевые штампы, воспринятые из внешнего мира, не называя себя в первом лице. С этой целью могут быть использованы также фразы из мультфильмов,например: «Испеки-ка ты мне, бабка, колобок».
Третья группа. Особенности этих детей проявляются в первую очередь в их экстремальной конфликтности при установлении контактов с внешним миром. Их поведение доставляет близким особые беспокойства. Конфликты могут завершаться в виде агрессии, направленной на кого-то, или даже самоагрессии. Речь этих детей развита лучше. Но она, как правило, монологична. Ребенок говорит фразой, но для себя. Его речь имеет «книжный», наученный, неестественный оттенок. Ребенок не нуждается в собеседнике. Двигательно это наиболее ловкие дети среди всех групп. Эти дети могут проявлять особые познания по некоторым дисциплинам. Но это, в сущности, манипуляции знаниями, игра какими-либо понятиями, так как проявить себя в практической деятельности эти дети могут с трудом. Они совершают мыслительные операции (например, задания по математике) стереотипно и с большим удовольствием. Подобные упражнения служат им источником положительных впечатлений.
Четвертая группа. Это особо ранимые дети. В большей степени аутизм проявляется у них не в отсутствии, а в неразвитости форм общения. Потребность и готовность к вступлению в социальное взаимодействие у детей этой группы выражены больше, чем у детей первых трех групп. Однако их незащищенность и ранимость проявляются в прекращении контакта при ощущении малейшего препятствия и противодействия.
Дети этой группы способны устанавливать глазной контакт, но он носит прерывистый характер. Дети производят впечатление робких и застенчивых. В их поведении просматриваются стереотипии, но уже больше в проявлении педантизма и стремлении к порядку.
Изобразительная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с детским церебральным параличом Реабилитационный процесс – это целенаправленный процесс возвращения человека с ограниченными возможностями здоровья в продуктивную и полноценную.
Формирование эмоционально-волевой сферы у детей в работе педагога-психолога Работая психологом в школе, я заметила проблему детей — дети не умеют выражать с ои эмоции, не могут различить эмоции по картинкам. Для.
Игратерапия — развитие и коррекция эмоционально волевой сферы дошкольника Хочу сегодня представить вашему вниманию один из методов который я использую в своей работе для развития и коррекции эмоционально волевой.
Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [с] с ребенком, страдающим ранним детским аутизмом» Мной было проведено индивидуальное логопедическое занятия с ребенком, страдающим ранним детским аутизмом. Обучающийся, воспитанник относится.
Обобщение опыта работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы детей 6–7 лет» Обобщение опыта работы педагога-психолога по теме: «Развитие эмоционально-волевой сферы детей 6-7лет» Дошкольный возраст — время активного.
Опыт «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения» Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает.
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет «Я и мои друзья» Одна из приоритетных целей современного образования — способствовать положительной социализации и успешной интеграции ребенка (школьника,.
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста с церебральным параличем Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные оттенки эмоциональных.
Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств,.
Занятие на развитие эмоционально-волевой сферы «Какого цвета радуга» Тема: «Какого цвета радуга» Задачи: — развивать стремление выражать своё отношение к окружающему; — развитие умения распознавать, понимать,.
Источник
Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с РАС посредством сенсорных игр
Анна С
Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с РАС посредством сенсорных игр
Особенности дизонтогенеза при детском аутизме приводят к тому, что в процессе взаимодействия с окружающим миром ребенок получает преимущественно негативный опыт, который приводит к возникновению защитных механизмов, усиливающих поведенческие трудности и значительно усложняющих процесс формирования адекватного общения и любой совместной деятельности [4].
Состояние психической сферы аутичного ребенка свидетельствует о недостаточности важнейшего психического механизма, определяющего формирование полноценной личности — эмоционально-волевой сферы. Мир ребенка с расстройством аутистического спектра наполнен яркими сенсорными вспышками, фрагментами событий реального мира, отголосками звуков, эхом отраженной речи, отблесками ярких событий, обонятельных и тактильных переживаний. Все это может вести к сенсорным перегрузкам, а также к депривации [1].
При знакомстве с внешним миром для аутичного ребенка более значим сенсорный компонент предмета или явления, в то время как интерес к самому предмету или явлению отделен от той функции, для которой предмет создан. Если ребенку удается связать удовольствие в момент получения сенсорных ощущений с образом конкретного человека, он проникается к нему доверием, если ребенку удается связать новые положительные чувственные переживания с функцией предмета или явления при помощи специалиста, а затем применить их в повседневной жизни самостоятельно, то у ребенка часто улучшается интеграция между различными сенсорными системами.
Сенсорныеигры решают следующие задачи: переживание приятных эмоций; возникновение эмоционального контакта со взрослым; получение ребенком новой сенсорной информации; внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов [2,5].
Целью исследования является выявление влияния сенсорных игр на развитие эмоционально-волевой сферы детей с расстройством аутистического спектра дошкольного возраста.
Одной из основных задач является сравнительное экспериментальное изучение эмоционально-волевой сферы детей до системного проведения сенсорных игр и сразу после проведения.
В исследовании принимали участие 20 детей дошкольного возраста: экспериментальную группу составили 10 дошкольников с РАС, контрольную группу — 10 детей с нормальным психическим развитием. В исследовании использовалось комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка с проблемами в развитии А. Зарин по параметрам психического развития (критерий «эмоционально-волевая сфера»: настроение во время проведения занятий, адекватность эмоциональных состояний, эмоциональные реакции на совместные игры во время занятий и т. д.) и развития деятельности (критерий «игровая деятельность»: наличие интереса к игрушкам и действиям с ними, интенсивность игрового поведения и т. д.) [3].В процессе эксперимента были проведены следующие игры: «Фонтан», «Поиски спрятанных сокровищ: найди пару», «Снег пошёл», «Прячем ручки» и другие.
Анализ результатов проведенного исследования обнаружил влияние сенсорных игр на эмоциональную сферу детей с РАС. Сенсорные игры незначительно повышают показатели по взятым для данного исследования критериям. Дошкольникам с РАС были предложены различные сенсорные игры, в процессе которых мы наблюдали за изменением их поведения, самочувствия и эмоций. Было замечено, что в процессе игр у детей изменилось настроение, уменьшились стереотипные действия, они стали выражать базовые эмоции: радовались от получения результата и расстраивались в противном случае. У 80% детей отмечалась незначительная,но положительная динамика: баллы повысились на 1-2 балла по оцениваемым критериям. Полученный, на первый взгляд, формальный результат для нас явился показателем того, что, во-первых, в работе с детьми с РАС сенсорные игры являются способом налаживания контакта и своеобразным помощником в адаптации ребенка к среде и к окружающим его взрослым, а во-вторых, при продолжении работы в данном направлении мы можем добиться увеличения результатов по всем показателям.
Анализ результатов также показал, что игры данного типа создают ребёнку возможность получения положительного сенсорного опыта. Тем не менее у 30% детей наблюдался страх воды, а некоторые (30%) отказывались от игр с крупами, иногда действия детей носили хаотичный характер. Несмотря на вышеперечисленные данные,можно отметить значительную динамику по оцениваемым показателям: у подавляющего большинства детей (80%) было отмечено повышение выносливости в глазном контакте, а также более адекватное проявление эмоций. Анализ результатов исследования, проведенного по завершению цикла игровых занятий, показал, что сенсорные игры оказывают положительное влияние на эмоционально-волевую сферу дошкольников с РАС.
В контрольной группе наблюдались несколько другие результаты. Дети с нормальным психическим развитием вступали во взаимодействие со взрослым значительно быстрее, у них наблюдался повышенный фон настроения, они были воодушевлены и заинтересованы в занятии (90% детей, действия детей были обдуманные и целенаправленные, они принимали задание, выполняли инструкции, контролировали свою деятельность.Исследуемые показатели повышались значительно быстрее: заметно выросли показатели по критериям «эмоциональные реакции на совместные игры во время занятия» (на 2 балла, «настроение во время проведения занятия» (на 4 балла).
В отличие от детей с РАС, дети с нормальным психическим развитием увлекались всеми предложенными заданиями, особенно игрой с водой и с цветными «бомбочками». По сравнению с детьми с РАС, которые максимально могли удерживаться в одной игре 5-10 минут, нейротипичные дети на протяжении всего занятия (30 минут) находились в радостном настроении, активно участвовали в заданиях, ждали результата своей деятельности. В отличие от группы детей с РАС они относились к играм без опасений и быстрее включались в деятельность, сохраняя быстрый темп на протяжении всего занятия.
Таким образом, сенсорные игры являются неотъемлемым средством развития эмоциональной сферы дошкольников с РАС, представляют собой наиболее эффективный способ расширения представлений ребенка об окружающем мире, дают новые представления о социальных взаимоотношениях, позволяют на их основе впоследствии проводить коррекционно-развивающие мероприятия.
1. Гринспен С., Серена У. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. — М. : Теревинф, 2017.
2. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И.Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью, Из-во фонда «Обнаженные сердца», 2018.
3. Зарин А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии, 2015.
4. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребёнок: пути помощи. — М. : Теревинф, 2016 .
5. Янушенко Е. Игры с аутичным ребёнком: установление контакта, способы взаимодействия, развития речи, психотерапия. — М. : Теревинф, 2018.
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.
Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.
Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.
План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.
Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.
Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.
Источник