- Составьте схему формы чувственного познания
- Плюсы работы с решебником по обществознанию за 10 класс Соболева
- Чувственное познание — характеристики, формы и признаки
- Характеристики чувственного познания
- Чувственное познание и его формы
- Рациональное познание и его формы
- Отличия между чувственным и рациональным познанием
- Схемы и таблицы по теме «Познание»
- Просмотр содержимого документа «Схемы и таблицы по теме «Познание»»
Составьте схему формы чувственного познания
ГДЗ по обществознанию за 10 класс Соболева, Барабанов Базовый уровень (Вентана-граф) не один раз пригодится школьникам, пока они преодолевают премудрости данной дисциплины. Предмет этот хоть и интересный, но достаточно тяжело воспринимается старшеклассниками, так как не все из них понимают значение социального взаимодействия и веротерпимости в обычной жизни. Но ребятам очень повезло, так как разобраться во всех тонкостях изучаемого материала им поможет решебник издательства «Вентана-граф», который пользуется огромной популярностью среди школьников.
Плюсы работы с решебником по обществознанию за 10 класс Соболева
Эта наука помогает подросткам раскрыть все нюансы гражданской и общественной ответственности, а также ознакомиться с некоторыми законами и нормативами. На десятой ступени изучению подлежат следующие разделы учебника:
- Политическая жизнь общества.
- Структура и функции сознания.
- Познание как вид деятельности.
- Право в системе социальных норм.
- Уголовный процесс.
Как показывает практика, больше всего затруднений у десятиклассников вызывают именно письменные задания, ведь они требуют не только полного знания материала, но и внимательного отношения к сути поставленных задач. Справиться с проблемами подросток сможет только лишь с помощью надежного онлайн-консультанта. ГДЗ поможет быстро и качественно проверить домашние задания, оценить все возможные недочеты и более детально изучить тематику. Учебно-методическое пособие разделено на 44 параграфа, которые содержат упражнения разной степени сложности. К тому же, ученикам предлагаются вопросы для повторения глав, которые дадут возможность понять, все ли хорошо усвоено или необходимо поработать над чем-то. Ко всем номерам даны обширные ответы и пояснения особо сложных для понимания моментов. Пользуясь сборником с верными ответами, учащиеся могут намного лучше запомнить все необходимы сведения, так как они представлены в лаконичном и доступном варианте. Применяя ГДЗ по обществознанию за 10 класс Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. Базовый уровень, можно получить полноценные познания, а также всегда оказываться в числе лучших учеников, которые с удовольствием отвечают на вопросы учителя и получают только хорошие оценки, а также принимают участие в конкурсах и олимпиадах и получают призы.
Источник
Чувственное познание — характеристики, формы и признаки
В философии существуют два таких фундаментальных термина — чувственное познание и рациональное познание. Первое понятие являет собой познание сквозь призму известных нам инстинктивных ощущений: слуха, зрения, обоняния, вкуса и осязания.
Вторая форма принятия окружающей действительности осуществляется посредством мышления. Более детально оба примера осязания этого мира мы рассмотрим в этой статье.
Характеристики чувственного познания
В прошлом советские философы считали чувственное познание низшей ступенью человеческого мышления. А все потому, что человек в процессе этого вида познания руководится только инстинктами.
Но современные философы имеют совсем другую точку зрения: рациональное и чувственное осязание – это одно целое. Без инстинктивного познавания этого мира не было бы понятийно-абстрактного мышления, поэтому присутствие этих двух способов мышления обязательно для нормального существования человека.
В процессе чувственного познания каждое живое существо (не только человек) использует присущие ему органы зрения, слуха, обоняния, вкуса ли осязания.
Например, в детстве мы не знали, что лимон на вкус кислый. Но попробовав, мы это обнаружили с помощью вкусовых рецепторов ротовой полости. И, основываясь на личном опыте, мы можем сказать, что лимон – кислый.
Чувственное познание и его формы
Существует три формы инстинктивного познания, которые тесно взаимосвязаны между собой:
Ощущение – это первейшая форма восприятия окружающих предметов. С помощью этой формы осязания человек формирует мнение о том или ином объекте. Например, посмотрев на лимон, человек может определить для себя, что фрукт желтого цвета. Также с помощью ощущения можно определить материал объекта, вкус и форму. В процессе этой формы познания задействованы звуковые, тактильные, обонятельные, вкусовые и зрительные ощущения. Зрение является наиболее важным инструментом инстинктивного знания, так как с помощью глаз человек получает 80% информации.
Восприятие нацелено на создание полной картины исходного элемента. Эта форма позволяет нам выделить объект среди многих других и составить в голове целостный образ. Например, посмотрев на стул, человек воспринимает не его отдельные формы, цвет или расположение в пространстве, а объединяет полученную информацию в единое целое.
Представление основано на восприятии уже виденных человеком предметов. При этом основным инструментом данного осязания является человеческая память. Например, человек впервые в жизни увидел стол и теперь, при каждом упоминании этого нового для него понятия, ему на память будет приходить образ увиденного им стола.
По сути, чувственное познание возникает тогда, когда с органами чувств человека начинают контактировать окружающие объекты. При малейшем контакте запускаются процессы нервной системы, и мозг начинает порождать образы, которые позволяет удерживать осязательная память.
Инстинктивное познание – это простейшая форма осязания, при помощи которого происходит первый контакт с окружающей средой как у животных, так и у человека.
Рациональное познание и его формы
А сейчас кратко рассмотрим особенности рационального познания. Данная форма исследования этого мира отличается от инстинктивного восприятия тем, что базируется на логическом мышлении и накоплении знаний.
Абстрактный ход мыслей помогает нам выходить за рамки чувственного познания и принимать важные решения.
К рациональному познанию относится три метода осязания:
Понятие характеризуется возможностью создать собирательное понятие о том или ином предмете. Например, понятие «тетрадь» будет иметь для человека общее понятие и набор определенных характеристик, которые не зависят от времени или места нахождения.
Суждение является особой формой познания, которое способно суммировать количество имеющихся понятий и формировать собственное суждение об окружающей среде. Также сюда включают соотношение жизненных событий и обстоятельств, на основе которых человек делает определенные выводы. Например, чтобы сделать вывод, что такое психология, нам не будет достаточно прочесть одно правило в учебнике. Для этого нужно усвоить массу понятий из психологии и углубленно изучить тему, чтобы, наконец, составить собственное субъективное мнение.
Умозаключение, в свою очередь, базируется на совокупности суждений и помогает нам найти истину. Чтобы сформировать окончательное мнение, не достаточно собрать определенное количество понятий. Для этого нужно путем сбора суждений сделать единый вывод, который будет для человека истинным.
Одним словом, рациональное познание – это разумный подход к тому или иному вопросу. Чтобы успешно задействовать этот вид осязания, нужно хорошо владеть логикой и абстрактным мышлением. Для этого необходимо повышать свой уровень оперирования суждениями, понятиями и умозаключениями.
Отличия между чувственным и рациональным познанием
В чем разница между чувственным и рациональным мышлением? В этом поможет разобраться следующая таблица:
Рациональное и инстинктивное осязание значительно отличаются между собой по признакам и механизму задействования нервной системы. Но они являются единым целым, так как без одной формы познания не может существовать другой.
Отдельно философы выделяют такой способ познания как интуиция. Это понятие можно назвать мистическим, так как человеку при помощи интуиции знания приходят в голову внезапно без обоснованных доказательств.
Источник
Схемы и таблицы по теме «Познание»
Материал соответствует кодификатору ЕГЭ 2016 по обществознанию по теме «Познание» и включает обязательный минимум для учащихся, помогает выпускнику определить необходимый минимальный объем знаний по ряду вопросов кодификатора. При разработке содержания использован материал Полного справочника для подготовки к ЕГЭ (П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель)
Просмотр содержимого документа
«Схемы и таблицы по теме «Познание»»
Познание: уровни и методы.
Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив
Познаваемый предмет, (процесс, явление, внутреннее состояние человека)
Весь окружающий мир
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
(гр. skeptikos — рассматривающий ,
Отрицает полностью или частично возможность по-
знания мира, познание не дает достоверных сведений о мире
Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в
том, что все знания о мире носят достоверный характер
Утверждает принципиальную познаваемость мира,
возможность получения достоверныхзнаний о мире
Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Формы чувственного познания
• Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосред-
• ственного воздействия на органы чувств.
• Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздейст-
• вующих на органы чувств.
• Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания
• Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.
• Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.
• Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания.
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
• Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта
• Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов
• Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
• Опора на результаты чувственного познания
• Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов
• Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений
Истина — это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Критерии (измерители, показатели, то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения) истины:
соответствие законам логики;
соответствие ранее открытым законам науки;
простота, экономичность формы.
Заблуждение — это НЕсознательное искажение образа объекта, это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину.
Ложь — это сознательное искажение образа объекта.
Знание — результат познания действительности, полученное человеком в ходе активного отражения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании.
достоверное обобщение фактов, облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)
Строится на образе. Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); большую роль в процессе познания играет воображение и фантазии познающего субъекта.
Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки
Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
— объективность добываемого знания;
— развитость понятийного аппарата (категориальность);
— рациональность, связанная с непротиворечивостью,
— доказательность и проверяемость;
— высокий уровень обобщения знаний;
— использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Уровни научного познания
Формы научного познания
Методы научного познания
Эмпирический (выявление объективных фактов)
Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение
Теоретический (выявление закономерностей, внутренних связей)
Анализ и синтез, дедукция и индукция,аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация, формализация, математизация
Закон — объективная, существенная, всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, система законов.
Метод (путь исследования) понимается как орудие, средство познания.
Эксперимент (лат. — проба, опыт)
Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования
Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования
Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования
Возможность использования приборов и инструментов
Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.
Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения.
Формализация (лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.
«Свои выводы наука формулирует в____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего_____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим___________(3), она исследует со стороны закономерностей и_______(4). Научное
познание опирается на систему__________(5) и вырабатывает свой собственный ___________(6), отличный от
А)вопрос Е) теория
Б) предмет Ж) язык
В) проблема 3) субъект
Г) метод И) причина
Социальные науки, их классификация
Социальные науки — форма духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе.
Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.
Важнейшие социальные науки
Социология (гр. societas — общество и гр. logos — учение, слово)
Наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных
Философия (гр. phileo — люблю и sophia — мудрость)
Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания
Наука, изучающая прошлое человеческого общества
Культурология (лат. cultu-га — возделывание, обрабатывание и гр. logos — учение, слово)
Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре
Политология (гр. polity — права гражданства, политический порядок и logos — учение,слово)
Наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом
Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности
Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и по-mos — правило)
Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
Эстетика (гр. aisthetikos — чувствующий, чувственный)
Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты
Этика (гр. ethos — привычка, обычай)
Одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль
Социальное и гуманитарное знание
Социальное познание — процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Особенности социального познания
1. Субъект и объект познания совпадают.
2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания.
3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. естествознание — «истины разума», обществознание — «истины сердца».
4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено.
5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы:
— рассматривать социальную действительность в развитии;
— изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;
— выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.
Интерпретация социального факта — это сложная процедура его истолкования, обобщения, объяснения.
Источник