Соревновательные стресс факторы это

Соревновательные стресс факторы это

ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ

Соколова Н.И., Мельникова Е.А.

Центр спортивной медицины, г.Донецк

Аннотация: В статье представлена проблема негативного влияния стресса на соревновательную деятельность спортсмена. Эффективное преодоление стресса обеспечивается за счет разумного использования имеющихся ресурсов личности и оценивается по показателям эффективности затрат энергии и ресурсов, достижения цели противодействия стрессу и восстановления функционального состояния, личного развития в виде повышения способности, самооценки.

Ключевые слова: стресс, эмоциональное возбуждение, спорт.

Анотацiя: Соколова Н.I., Мельнiкова О.А. Вплив стресу на дiяльнiсть змагання спортсменiв. У статтi представлена проблема негативного впливу стресу на змагальнау дiяльнiсть спортсмена. Ефективне подолання стресу забезпечуеться за рахунок розумного використання наявних ресурсiв особистостi й оцiнюеться по показниках ефективностi витрат енергii й ресурсiв, досягнення мети протидii стресу й вiдновлення функцiонального стану, особистого розвитку у виглядi пiдвищення здатностi, самооцiнки.

Ключовi слова: стрес, емоцiйне збудження, спорт.

Annotation. Sokolova N.I., Melnikova E.A . The i nfluence of stress on competitive activity of sportsmen. In the article is submitted to the problem of negative influence of stress on competitive activity of the sportsman. Effective overcoming of stress is provided due to reasonable use of available resources of the person. It is estimated on parameters of efficiency of expenses of energy and resources, achievements of the purpose of counteraction to stress and restoration of a functional condition, personal development, a self-estimation.

Key words: stress, emotional excitation, sports.

Исследование устойчивости и надежности деятельности спортсмена в разнообразных условиях, с которыми приходится сталкиваться, включая изучение индивидуальных путей реагирования спортсмена на психическое напряжение [1]. Особенности адаптации к большим физическим нагрузкам и социальным условиям выступают наиболее ярко при возникновении особо сложных, особо напряженных и неожиданно появляющихся новых условий. Следовательно, понимание причин и следствия функциональных изменений в связи с процессом адаптации сейчас немыслимо без исследований закономерностей психического стресса, характеризующегося приспособительным напряжением всех систем организма [1]. Современное развитие спортивной деятельности характеризуется максимальным напряжением участвующих в этой деятельности систем и процессов организма спортсменов [2]. Сущностью ответственного соревнования особенно при участии в нем равных по силам конкурентов, а значит, — и сущностью всей подготовки к участию спортсмена в таком соревновании, является достижение верхнего предела индивидуальной нормы напряжения. Но необходимо учитывать, что границы нормы неопределенны, способы оценки границ нормы пока несовершенны, напряжение волевых качеств спортсмена приводит к тому, что игнорируются сигналы, предупреждающие о приближении к пределу. Условия деятельности спортсменов в настоящее время включают необходимость пока еще интуитивного балансирования на грани между оптимальным состоянием функции и начальной степенью ее расстройства [5].

Организм спортсмена стремится сохранить постоянство (гомеостазис) совей внутренней среды, постоянство уровней функционирования своих систем [3]. Когда возникают новые условия, происходит через цепь различных преобразований перестройка, направленная на восстановление прежнего равновесия [4]. Новые условия существования могут определяться не одними только физическими раздражителями, но и психологическими причинами, в частности — особенностями мотивации [4]. Создавая через экспериментальную ситуацию различные эмоциональные состояния успеха или неуспеха ведет к образованию напряженности и влияет на все последующее поведение спортсмена [4].

Независимость процесса приспособления от характера раздражителя или нагрузки показывает общий адаптационный синдром. Воздействия (стрессоры), которые приводят к необходимости адаптации, могут быть самыми различными, но они ведут независимо от своих особенностей к цели однотипных изменений, обеспечивающих адаптацию [5]. Организм, реагируя на стрессоры, их не разграничивает. Причины, вызывающие стресс в организме, по своему происхождению подразделяются на физические, психические и социальные. Следовательно, в спортивных ситуациях стресс может быть вызван любыми факторами [5].

Изменения внутреннего состояния организма, связанные с системным стрессом, сопровождаются чувствами, варьирующими от дискомфорта до боли, тогда как стресс психический, предполагающий интрапсихическую переработку знаний стрессоров, сопровождается определенными эмоциями [2]. Психический стресс возникает, когда человек воспринимает ситуацию, как угрожающую. Это восприятие представляющее собой в первый момент бессознательную, интуитивную оценку, вызывает тенденцию к действию, переживаемую субъектом в зависимости от силы стрессора, в виде простого желания или интенсивной потребности сделать что-то для избегания или устранения стрессора. В психопатологии стресса многое связано с перегрузкой и функциональным выпадением тех структур, которые, будучи включены между чувственно-инстинктивной сферой, эффекторными системами и отделами мозга, осуществляющими высшую психическую переработку, участвуют в обеспечении оптимальной направленности, силы и устойчивости поведения. При психическом стрессе возникает изменчивая, пестрая картина снижения порога возбудимости и легкой истощаемости, эмоциональной неустойчивости, недостаточной интеллектуальной контролируемости поведения [2].

Психические аспекты спорта являются наиболее сильно действующими стрессорами [4]. Особо отмечается психическая адаптация в спорте в большей мере интеллектуальный и эмоциональный процессы, чем физиологический [4]. Наличие у человека психики подразумевает возможность познавательного процесса и по мере индивидуального опыта, прогнозирование. Именно это создает возможность оценки того или иного психического стимула, как угрожающего. Предвиденье будущей угрозы без наличия ее реального источника приводит к заблаговременной приспособительной реакции. При этом определяется и тип реакции и отношение к источнику угрозы [4]. Вследствие этого все чаще применяются понятия «психический стресс», «эмоциональный стресс», «психические стрессоры». Но необходимо сказать о практической неповторимости индивидуального опыта каждого спортсмена. В спортивной деятельности спортсмен, в зависимости от своих индивидуальных особенностей, встречается с большим или меньшим комплексом стрессоров и дает на них индивидуальную, сложную, но цельную и единую реакцию [4].

Структура стрессовой приспособительной реакции весьма сложна и затрагивает многие механизмы жизнеобеспечении. Состояние психического стресса часто сопровождается изменениями мышечного тонуса, тремора, нарушениями координации. Стресс — это эмоциональное психическое напряжение, влияющее на адаптацию и продуктивность выполняемых действий, на активность и отношение личности к себе, окружающим, социальной среде [6].

Соревнования являются сильнейшим стрессором для спортсмена. Важным здесь является «ситуация достижения», характеризующая наличием заданий, выполнение которых гарантирует вознаграждение или предупреждает наказание [6].

Работа выполнена в соответствие с практическими задачами областного центра спортивной медицины г. Донецка.

Формулирование целей работы.

Цель: определить влияние стрессовых факторов на соревновательную деятельность спортсменов различных видов спорта.

  1. Выявить стрессовые психические состояния спортсменов в соревновательном периоде;
  2. Определить влияние психических, стрессовых состояний на организм спортсменов различной спортивной квалификации и видов спорта.

Методы получения информации:

  • теоретический анализ обобщений данных специальной литературы;
  • психологическое наблюдение за спортсменами в период соревновательной деятельности;
  • психологическое исследование с применением соответствующих методик (Спилберг-Ханин, тепинг-тест, таблицы Шульте).

Всего было обследовано 43 спортсмена, занимающихся спортивными единоборствами, возрасте от 16 до 21 года, имеющие спортивную квалификацию: МС — 14 (32,5%) человек, КМС — 18 (41,8%) человек, 1 разряда — 11 (25,6%) человек.

Как видно из представленных данных, повышенный уровень реактивной тревожности у МС — 5 спортсменов, что составляет 35,7%, у КМС — 9 (50,0%) спортсменов, у спортсменов 1 разряда — 11 (100%). Снижение уровня концентрации внимания: МС — у 4 (28,6%) спортсмена, КМС — 2 (11,1%) спортсмена,1 разряд — 8 (72,7%). Чувство паники испытывало 2 (11,1%) КМС, 5 (45,4%) спортсменов 1 разряда, у МС — не зафиксировано. Головокружение: МС — 1 (7,1%) спортсмен, КМС — 2 (11,1%) спортсмена, 1 разряд — 3 (27,2%) спортсмена. Чувство утомляемости: МС — 1 (7,1%) спортсмен, КМС — 4 (22,2%) спортсмена, 1 разряд — 7 (63,6%) спортсменов (рис.1).

Учитывая результаты исследования, можно сделать вывод, что уровень стрессоустойчивости выше у спортсменов высокой квалификации. Это обусловлено более высоким уровнем психологической подготовки. Спортсменам низкой квалификации свойственно неумение регулировать свои психологические импульсы. Перед ответственными соревнованиями спортсмен находится в состоянии эмоционального напряжения, и он скорее может «сломаться» или по крайней мере результаты будут ниже потенциально возможных. На этом этапе спортсмен находится в состоянии предельного возбуждения. При таком состоянии психический стресс может возникнуть из-за незначительного раздражителя. Поэтому спортсмены высокого класса более эмоционально устойчивы и физически выносливы, легче противостоят стрессовым ситуациям. Для спортсменов высокого класса характерны черты личности: повышенная выносливость, эмоциональная стабильность, лучшая способность к саморегуляции и самоконтролю.

В изучении индивидуальных реакций спортсменов на стрессовые ситуации необходимо учитывать как психологические комплексы, включенные в организацию приспособления и влияющие на весь комплекс биологических механизмов, так и исходные психологические особенности данного индивида, на фоне которых разворачивается процесс адаптации и которые влияют на этот процесс. В связи с этим к изучению психического стресса в спортивной деятельности имеет прямое отношение изучение индивидуальных особенностей личности спортсмена.

— повышенный уровень реактивной тревожности;

— снижение уровня концентрации внимания;

Рис. 1. Показатели психического состояния спортсменов на первом этапе соревновательного периода

Для качественного определения потенциальных возможностей спортсмена необходимо кроме физиологических компонентов психического стресса учитывать профиль черт личности, в особенности ее интеллектуальный уровень и ранее приобретенные навыки на основе личного опыта.

Таким образом, стрессовые ситуации оказывают негативное влияние на результат выступления спортсмена. Для нивелирования воздействия стресса на спортивную деятельность рекомендуется использовать следующие рекомендации:

  • «восприятие сложившейся ситуации» (изменение восприятия ситуации, показание максимума того, на что способен спортсмен и концентрации на соревновании, а не на решающем значении успеха или неудачи).
  • «роль внешнего внимания» (управление внешним окружением, убеждая, что необходимо контролировать свои эмоции и осознавать негативное влияние этих эмоций на спортсмена).
  • «решающее действие» (сосредоточение исключительно на стоящей перед спортсменом задаче, «отключение» от внешнего влияния).
  • «управление когнитивным стрессом» (уменьшение или полное устранение негативных образов и мыслей, которые вызывают высокий уровень физиологической активности и провоцируют появление стресса).

Таким образом, исследуя влияние стресса на соревновательную деятельность, было определено, что:

  1. Уровень стрессоустойчивости выше у спортсменов высокой квалификации, имеющие более высокий уровень психологической подготовки. Спортсмен, отличающийся значительной психологической стабильностью, может выдержать сильный стресс в течение продолжительного времени.
  2. Знание индивидуальных особенностей спортсменов со стороны выносливости и подверженности психическому стрессу имеет немаловажное значение в деле индивидуализации процесса подготовки к стартам в ответственных соревнованиях.
  3. Эффективное преодоление стресса обеспечивается за счет разумного использования имеющихся ресурсов личности и оценивается по показателям эффективности затрат энергии и ресурсов, достижения цели противодействия стрессу и восстановления функционального состояния, личного развития в виде повышения способности, самооценки.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем влияния стресса на соревновательную деятельность спортсменов.

Источник

Соревновательные стресс факторы это

Наиболее значимо влияющие на результаты спортивной деятельности и часто встречающиеся стресс-факторы можно разделить на две основные группы ? предсоревновательные и соревновательные, т.к. восприятие стресс-факторов спортсменом очень индивидуально и избирательно.

  1. Предшествующие плохие тренировочные и соревновательные результаты.
  2. Конфликты с тренером, товарищами по команде или в семье.
  3. Положение фаворита перед соревнованиями.
  4. Плохой сон за день или за несколько дней до старта.

5. Плохое оснащение соревнований.

6. Предыдущие неудачи.

  1. Длительный переезд к месту соревнований.

9. Постоянные мысли о необходимости выполнения поставленной задачи.

  1. Незнакомый противник.
  2. Предшествующие поражения от данного противника.
  1. Неудачи на старте.
  2. Необъективное судейство.
  3. Отсрочка старта.
  4. Упреки во время соревнования.
  5. Повышенное волнение.
  6. Значительное превосходство соперника.
  7. Неожиданно высокие результаты соперника.
  8. Зрительные, акустические и тактильные помехи.
  9. Реакция зрителей.
  10. Плохое физическое самочувствие.
  11. Болевой финишный синдром, страх смерти

Соревнования имеют ряд общих психологических особенностей:

1) спортивное соревнование обладает стимулирующим влиянием;

2) целью выступления в соревнованиях является достижение победы или лучшего результата;

3) соревнования всегда социально значимы (их результаты получают общественную оценку, влияют на статус спортсмена в обществе);

4) результаты выступления в соревнованиях всегда лично значимы для спортсмена;

5) спортивные соревнования являются специфичным фактором, создающим эмоционально-волевые состояния, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное действие на результат спортсмена.

Для спортсмена основными условиями деятельности являются:

  • необходимость поддержания высокой работоспособности в условиях нарастающего утомления;
  • необходимость на основании информации, поступающей по ходу выполнения упражнения принимать определенные решения и исполнять их для достижения максимально возможных результатов;
  • необходимость регулярного выполнения большого объема нагрузки;
  • необходимость овладения приемами саморегуляции с целью оптимизации эмоциональных состояний, восстановления, стимуляции работоспособности.

Стрессоры с кратковременным действием:

1.стрессоры, вызывающие страх (исполнение упражнения, в котором ранее была получена травма, встреча с явным фаворитом, неблагоприятный прогноз и др.);

2.стрессоры, вызывающие неприятные физические ощущения (боль, усталость, плохие метеорологические условия и т.п.);

3.стрессоры темпа и скорости (необоснованно завышенные установки на рекордный результат, информационная перегрузка, необходимость проявления предельной силы и быстроты движений и т.д.);

4.стрессоры отвлечения внимания (тактические маневры противника, опасения за здоровье, семейные и бытовые трудности и пр.);

5.стрессоры неудачи (ошибка в технике движения, неудачный старт, «неудачный противник» и т.п.);

Среди стрессоров с длительным действием:

  1. стрессоры, связанные с риском и опасностью (мото- и автоспорт, хоккей, альпинизм, прыжки с трамплина, спортивная гимнастика и др.);
  2. стрессоры длительной нагрузки, порождающие усталость (продолжительное выполнение упражнений на фоне нарастающего физического и психического утомления, монотонность условий и т.д.);
  3. стрессоры борьбы (соревновательная деятельность, необходимость .оперативного изменения стиля деятельности и т.д.);
  4. стрессоры изоляции (невозможность контактов во время соревнования, несоответствие командным требованиям и осуждение и пр.).

Показатели стресс-реакции: выраженная мышечная скованность, сопровождаемая резким понижением координации движений. Изменение позы; мимические проявления, например, выражение глубокого горя; хоботковый рефлекс (губы вытянуты вперед трубкой, подергивание нижней губой с выпячиванием вперед), сосательный рефлекс; неадекватные поведенческие реакции; явная ошибочная оценка той или иной информации; ошибочные решения; выраженное нарушение ритма сердечных сокращений и дыхания; уменьшение или увеличение сахара в крови; повышение или понижение АД; длительный и обильный пот, особенно на шее, висках, за ушами, между лопатками; частые позывы на дефекацию; диурез на психогенной основе.

Источник

Оцените статью