Сопереживание стремление эмоционально откликнуться это

Эмпатия и социализация: что это и как её развить

Раскрываем понятие эмпатии, рассказываем, как её развить, и объясняем, почему высокий уровень эмпатии может быть полезен для социализации ребёнка на семейном обучении.

Что такое эмпатия

Эмпатией называется способность считывать эмоциональное состояние другого человека и соизмерять его с собственными мыслями и поступками.

В нейрофизиологических механизмах эмпатии участвуют зеркальные нейроны. Приматов эти клетки заставляют повторять друг за другом одни и те же действия (обезьянничать), а людей — смеяться над книгами, плакать над фильмами, заводить друзей.

Не стоит путать эмпатию с состраданием — её можно проявлять не только к негативным эмоциям. Эмпатия — это осознанный отклик на чувства собеседника; на высших уровнях — без «примеривания» чужих ощущений на себя.

Шкала эмпатии

Развитие эмпатии начинается с рождения. Когда младенец видит улыбку мамы, бессознательно улыбнётся ей в ответ (обезьянничает). Немного подросший малыш начинает считывать чувства взрослых по движениям, мимике, словам. Если папа нахмурился, значит, ему грустно, его нужно обнять, если брат покраснел, значит, он злится, лучше отойти в сторонку.

Дальше в развитие эмпатии включаются социальные факторы, и в связи с этим способность к ней может снижаться. Например, жители мегаполисов считаются менее восприимчивыми к людям, чем провинциалы. Горожанин может легко пройти мимо лежащего на земле человека, в то время как сельский житель обязательно поинтересуется, что случилось.

Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика до полного погружения во внутренний мир собеседника. Выделяются следующие уровни:

  1. Низкий уровень эмпатии. Основан исключительно на работе зеркальных нейронов. Просто считывание невербальных сигналов и сопоставление их с тем, что видел раньше.
  2. Средний уровень эмпатии. Хочется понять человека, выяснить причину его переживаний, выслушать предысторию. Проявляется умение ставить себя на место собеседника.
  3. Высший уровень эмпатии. Способность быстрого считывания новых людей без перетаскивания их проблем на себя. Рациональный анализ эмоционального состояния человека, позволяющий оказывать ему реальную помощь.

Как развить эмпатию

Поколение Z (родившиеся после миллениума) не мыслит себя без гаджетов. Нашим детям проще написать, чем позвонить. При этом по оценкам социологов, начиная с 2000 года в обществе наблюдаться резкий спад эмпатии.

Интернет вытесняет реальное общение из повседневной жизни. В Сети чувства прячутся за эмодзи. Подрастающему поколению всё труднее понимать других людей и проявлять к ним участие.

Для развития эмпатии существуют специальные упражнения. Вот несколько из них:

  1. Эмоциональный словарь. Предложите ребёнку завести блокнот и записывать туда свои эмоции и ощущения. Просто фиксировать, не пытаясь озаглавить. Придумывать названия и классифицировать вы будете вместе. Удивительно, но психологи насчитывают от 200 до 500 эмоциональных состояний, в то время как обыватель с ходу может назвать не больше двух десятков. По мере пополнения словаря, вы и ваш ребёнок поймёте, насколько разнообразна палитра чувств человека, и сможете использовать её в общении.
  2. Составление предложений. К этому приёму часто прибегают на занятиях по эмоциональному интеллекту в «Домашней школе Фоксфорда». Когда ребёнок испытывает какую-нибудь сильную эмоцию (гнев, восторг, изумление), предложите ему закончить фразу: «Я чувствую . потому что. ». Проговаривание своих чувств способствует их анализу и приучает внимательнее относиться к ощущениям других.
  3. Перестановка ролей. Элементарное проявление эмпатии — поставить себя на место другого человека. Составьте с ребёнком список людей, в которых он хотел бы перевоплотиться. Это могут быть как известные личности, так и люди из ближнего круга. Например, предложите ребёнку представить себя в роли соседского мальчишки, с которым он на днях повздорил. Затем попросите его ответить на ряд вопросов от имени его персонажа. Например: как тебя зовут, сколько тебе лет, чем ты увлекаешься, что ты больше всего любишь, что тебя огорчает и так далее. Обсудите с ребёнком его ответы.

Эмпатия и социализация

Хоумскулеры обычно получают более качественное общение, чем обычные школьники. Они не являются «узниками» класса и чаще всего контактируют с теми ребятами, с которыми им интересно.

При этом некоторые дети на семейном обучении могут испытывать трудности в установлении первичного контакта и поддержании диалога. Как правило, из-за банальной нехватки опыта.

Развитие эмпатии может восполнить этот пробел. Чем лучше ребёнок разбирается в своих и чужих эмоциях, тем ему проще сделать первый шаг. Дети-эмпаты без труда находят друзей и гораздо меньше прячутся в социальных сетях.

Попробуйте время от времени проделывать со своим ребёнком описанные выше или другие упражнения на эмпатию, и вы увидите, что его отношения со сверстниками и взрослыми станут складываются гораздо проще.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Источник

Тест с ответами: “Социальная психология”

1. Что обозначает конформизм?
а) устойчивость к групповому давлению, сознательное самоопределение человека в группе
б) отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления+
в) полное отрицание группы, ее норм и мнений

2. Как называется специальная область «пространственной психологии», занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения?
а) хронотроп;
б) паралингвистика;
в) кинесика;
г) проксемика. +

3. Автор одного из подходов к описанию взаимодействия в процессе общения – трансактный анализ ?
а) Я. Щепаньский;
б) Э. Берн; +
в) Э. Холл.

4. Не является явлением, которое рассматривает социальная психология?
а) классовые особенности
б) душевная жизнь, мысли, переживания отдельного человека+
в) психологические особенности массы, толпы
г) национальные психологические особенности

5. Какой ученый разрабатывал интерактивную сторону общения?
а) Я. Щепаньский;+
б) Д. А. Леонтьев;
в) З. Фрейд
г) К. Хорн;
д) А. Маслоу

6. Что включает невербальная коммуникация?
а) мимику;
б) жесты;
в) диапазон голоса;
г) все ответы верны. +

7. Как называется сопереживание, вчувствование, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека?
а) идентификацией;
б) эмпатией; +
в) рефлексией;
г) экстраверсией.

8. Как называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению?
а) рефлексией; +
б) эмпатией;
в) идентификацией.

9. Как называется этап формирования социально-психологических знаний, в основе которых лежат взгляды Платона, Аристотеля, Гоббса?
а) античный
б) философский+
в) исторический
г) начальный

10. Как называется приписывание некоторой причины поступку человека или наблюдаемому действию?
а) социальной перцепцией;
б) каузальной атрибуцией; +
в) интеракцией.

11. Что является исключением из классификации «малых групп»?
а) первичные и вторичные;
б) формальные и неформальные;
в) группы членства и референтные;
г) публика и аудитория. +

12. Какое направление не входит в исследование малых групп?
а) социально-психологическое; +
б) социометрическое;
в) социологическое;
г) школы «групповой динамики»;

13. Какое название имеет механизм познания и понимания людьми друг друга?
а) аттракция
б) атрибуция
в) идентификация+

14. Автор понятий «групповая динамика», «теория поля» :
а) Э. Берн;
б) Э. Мэйо;
в) К. Левин. +

15. Укажите грань, на которой взаимодействуют микро- и макросреда?
а) организационные структуры
б) межличностные связи и отношения
в) малые группы, где протекает жизнь каждого из нас+
г) личный опыт общения

16. Не относится к теориям происхождения лидерства следующая теория:
а) теория черт;
б) харизматическая теория;
в) ситуационная теория лидерства;
г) феноменологическая теория лидерства; +
д) системная теория лидерства.

Источник

Ответы на тесты по аттестации 2019-2020 на надпредметный блок «Психология»

1. Сопереживание, вчувствование, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, называется:

Работа с одаренными детьми требует:

а)занятий по индивидуальному расписанию,

б) малых размеров рабочих групп,

в) воспитания лидерских качеств

3. Десинхронизация развития, свойственная многим одаренным детям заключается в:

А) опережающем развитии одних функций по отношению к другим

Б) равенстве функций

В)отставании в социальном развитии

Г) замедлении развития некоторых психических функций

Выбрать правильный ответ

Обсуждение поведения человека в разгар конфликта является:

А) необходимой мерой воздействия

Г) ситуативной мерой воздействия

5. Педагогическими и психологическими методами разрешения конфликта являются:

Г) приказ руководителя

Д) Все ответы верны

6. Наиболее эффективно конфликты разрешаются на следующих этапах конфликта:

А) возникновение и развитие конфликтной ситуации

Б) осознание конфликтной ситуации

В) Начало открытого конфликтного взаимодействия

Г) развитие открытого конфликта

Д) Разрешение конфликта

7. Условиями психологической безопасность образовательной среды являются:

Все ответы верны

8. Универсальной системой сбора информации о состоянии образовательной

Г. беседа с педагогами.

9. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относиться к умениям:

1. межличностной коммуникации

2. восприятия и понимания друг друга

3. межличностного взаимодействия

4. передачи информации.

10. Неудовлетворительный стиль управления, проявляющийся в конфликтной ситуации связан с:

А) Ошибки в подборе и расстановке кадров

Б) Ошибки в организации контроля

В) Просчеты в планировании

Г) Нарушение этики общения

11. Выбрать 3 правильных ответа

Психотравмирующей ситуацией в образовательной среде является:

А) наличие конфликтов в среде педагогов

Б) наличие конфликтов в среде родителей

В) несогласованность действий психолога и администрации

Г) отсутствие рабочего кабинета у психолога

Д) низкий уровень материального обеспечения учреждения

12. Выбрать 3 правильных ответа

Структурными компонентами учения являются:

А) аудиальный компонент

Б) мотивационный компонент

В) операционный компонент

Г) контрольно-оценочный компонент

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Номер материала: ДБ-1100633

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Интерес российской молодежи к книгам вырос на 62,7%

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения подключит работодателей к разработке образовательных программ в колледжах

Время чтения: 2 минуты

Все призеры конкурса «Учитель года России» станут советниками министра просвещения

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью