Пых, Ирина Станиславская Психология. Основные отрасли (60 стр.)
Общеорганизационные способности Вторая категория управленческих способностей включает две подгруппы способностей. Первая – общеуправленческие способности, необходимость которых обусловлена содержанием управленческой деятельности как типа профессиональной деятельности: ее специфическими условиями и требованиями, системой ее основных – административных функций, «субъект-субъектным» принципом ее организации. Вторая – способности более локального характера, обусловленные той или иной основной управленческой функцией.
Способности первой группы наиболее полно были раскрыты известным отечественным психологом Л.И. Уманским; его работа взята здесь за основу рассмотрения общеуправленческих способностей. По его мнению, основными среди них выступают следующие (они обозначаются им как общеорганизационные способности) (Уманский, 2001).
Психологическая избирательность проявляется в нескольких основных личностных и поведенческих индикаторах. Ими являются:
1) повторяющиеся факты быстрого и точного, а часто – невербализованного, неосознанного отражения психологических особенностей состояния других людей;
2) сопереживание человеком того, что переживают, чувствуют другие, своего рода эмоциональная синхронность;
3) высокая чувствительность и восприимчивость к описанию психологических качеств других людей;
4) возможность быстро и адекватно характеризовать психологические особенности людей, меткость и краткость словесных их «фотографий»;
5) преимущественный выбор психологических объектов из многих других, одновременно действующих на человека и избирательность общительности;
6) избирательно-психологическая память и наблюдательность, ярко проявляющиеся и проверяющиеся в наблюдении, беседах, в решении организаторских задач;
7) склонность к психологическому анализу, объяснению поведения других людей и своего собственного;
8) способность мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека.
Практический психологический ум имеет, по Л.И. Уманскому, следующие проявления:
1) адекватное распределение обязанностей коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей людей;
2) быстрая ориентация в ситуациях, требующих практического применения знаний людей; 3) находчивость в применении психологического состояния, настроения людей к данным условиям жизни и деятельности;
4) способность вызвать стимулирующие мотивы деятельности, найти пути и способы заинтересовать людей делом;
5) учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий, психологических различий людей при группировке их для выполнения коллективной деятельности;
6) высокая степень обучаемости при формировании организаторских знаний, навыков и умений;
7) тенденция решать практические вопросы сквозь призму наличных людских возможностей.
Психологический такт проявляется в:
1) чувстве меры и граней во взаимоотношениях и взаимодействии с людьми;
2) речевой адаптации к разным людям, отсутствии «речевого шаблона» и грубого приспособленчества, речевой находчивости при первом знакомстве;
3) индивидуализации общения с людьми в зависимости от их устойчивых индивидуально-психологических особенностей;
4) чувстве ситуации;
5) учете внешних обстоятельств, влияющих на взаимоотношения индивидов друг с другом;
6) чуткости, внимательности, участливости в отношениях к людям;
7) простоте, естественности в общении, способности оставаться самим собой в отношениях с людьми, отсутствии наигранности в поведении;
8) чувстве справедливости, объективности подхода к подчиненным, способности показать и доказать эту объективность.
Общественная энергичность имеет следующие показатели:
1) эмоциональное речевое воздействие проявляется в различных эмоциональных формах речи – в акцентном членении фразы, интонации, ударениях, паузах;
2) волевое побуждение проявляется в речевой, мимической и пантомимической форме;
3) способность воздействовать на других своим отношением к людям, делам, событиям, способность передать это отношение;
4) логическая убедительность воздействия словом и делом, способность показать причинную связь явлений, доказать логическую последовательность в речевой и практически-деятельной формах;
5) практически-деятельная форма воздействия проявляется в том, что организатор сам показывает, как выполнить дело, которое он поручает другим;
6) уверенность в своих силах, большая вера в дело, в возможность его осуществления, оптимизм, бодрость духа;
7) способность правильно и быстро выбрать момент решающего воздействия, пойти на риск.
Требовательность выражается в следующем:
1) смелость предъявления требований;
2) постоянство предъявления требований;
3) гибкость их предъявления в зависимости от конкретной обстановки;
4) самостоятельность требований;
5) категоричность требований;
6) разнообразие форм их выражения;
7) индивидуализация требований в зависимости от психологических особенностей людей.
Критичность имеет следующие индикаторы:
1) критическая наблюдательность как умение увидеть и выделить недостатки;
2) самостоятельность критичности;
3) легкость критического анализа;
4) логичность и аргументированность критики;
5) прямота и смелость критичности;
6) глубина и существенность критических замечаний;
7) постоянство критических высказываний;
8) доброжелательность критики.
Склонность к организаторской деятельности находит выражение в:
1) спонтанном самостоятельном включении в организаторскую деятельность;
2) принятии на себя роли организатора и ответственности за работу других людей;
3) потребности в осуществлении организаторской деятельности;
4) естественности включения в эту деятельность;
5) неутомимости в организаторской работе;
6) эмоционально-положительном самочувствии при ее выполнении, способности увидеть необходимость в организаторской деятельности в обстоятельствах, зримо ее не требующих.
Эти – общеорганизационные способности дополняются и конкретизируются более локальными способностями, которые обусловливают эффективное выполнение отдельных управленческих функций. Соответственно их состав определяется на основе системы базовых функций управления. Основными из них являются следующие способности.
Способность к целеполаганию включает два основных аспекта. Во-первых, это способность к формулировке, генерированию целей управляемой системы как таковых; определению приоритетов целей; выделению наиболее существенных из них. Во-вторых, это способность к формулировке целей перед подчиненными, которая обеспечивала бы принятие этих целей ими.
Способность к прогнозированию состоит в умении руководителя «заглянуть в будущее», предугадать развитие событий и в результате такого прогноза строить все управление не по типу реактивной (пассивной) стратегии, а на основе активно-прогностической («упреждающей») стратегии. Часто подчеркивается, что это – важнейшая способность руководителя.
Способность к планированию как своих действий, так и действий подчиненных, а также организации в целом, являясь одним из основных условий управленческой деятельности, имеет синтетическое строение и должна быть понята как эффект конвергенции многих иных способностей – как когнитивных, так и личностных.
Способность к принятию управленческих решений. Дополнительно следует отметить, что, поскольку сама функция принятия управленческих решений является основополагающей для управленческой деятельности, то именно данная способность обычно также рассматривается как критически важная для нее. Отличительной ее особенностью является то, что она практически некомпенсируема со стороны других способностей. Иными словами, недостаточный уровень ее развития не может быть восполнен (или восполняем лишь в незначительной степени) за счет других управленческих способностей.
Коммуникативные способности обеспечивают эффективную реализацию аналогичной управленческой функции, а в психологическом плане базируются на таких личностных качествах, как социабельность, общительность, эмпатичность, экспрессивность, рефлексивность, а также на сформированности умений межличностного взаимодействия и организации «коммуникативного пространства» в управляемой системе. Мотивируюгиие способности проявляются в том, что различные руководители обладают далеко не одинаковыми потенциалами «ведущего», увлекающего группу и вдохновляющего на достижение общих целей. Подобно способности к планированию мотивирующие способности представляют собой интегративные образования, включающие широкий спектр более частных способностей – от простого, часто неосознаваемого «заражения» своими замыслами до способности к развернутому, аргументированному убеждению в их перспективности. Сюда же относится и степень овладения руководителем всем арсеналом мотивационных средств воздействия на подчиненных, знание им особенностей мотивационной сферы как таковой и способов ее «подключения».
Способности контроля. С психологической точки зрения их содержание не исчерпывается адекватной оценкой результатов деятельности подчиненных и следующими за ней поощрительными или «карательными» санкциями. Главное в них – это умение сопоставить результат с индивидуальными возможностями исполнителя; определить меру реализации им в деятельности своего истинного потенциала, а также выбрать наиболее приемлемый именно для его индивидуальности способ контроля и поощрения. Это – способность использовать контроль не как самоцель, а как средство для повышения эффективности индивидуальной деятельности подчиненных, а в итоге – всего организационного функционирования.
Источник
Диагностика и развитие лидерских способностей
Кто может быть лидером? Как развить в себе лидерские качества?
Александр Панкрухин доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при президенте РФ
Среди специалистов до сих пор не завершена дискуссия о том, являются лидерские процессы управляемыми или стихийными в своей основе. Иными словами, лидерами становятся или рождаются?
Несмотря на отсутствие однозначного ответа на данный вопрос, имеющиеся теоретические и практические разработки позволяют говорить о лидерских способностях, однако возникает вопрос о границах, или пределах, этих способностей.
Выявление людей с прирожденными и/или сформировавшимися лидерскими качествами и их привлечение для занятия руководящих позиций чрезвычайно актуально. Это направление деятельности может исходить как из тезиса «лидерами рождаются», так и из признания возможности целенаправленного формирования лидеров. В первом случае речь идет об обнаружении лидерских способностей и их использовании в организационных целях, во втором — о привлечении (или переманивании) на предприятие уже подготовленных и проявивших себя лидеров.
Из опыта хорошо известно, что одни люди успешнее справляются с разными видами деятельности, другие — нет; что темп овладения какой-либо деятельностью и достигаемые в ней результаты у разных людей различны. Это обычно объясняют наличием у человека способностей к конкретному виду деятельности. Любая способность представляет собой систему качеств личности. Например, так называемые технические способности включают в себя специфически развитую наблюдательность, пространственное воображение и особый склад мышления. Способности к изобразительной деятельности обусловлены высокой чувствительностью зрительного анализатора, образной памятью и рядом сенсорных качеств, выражающихся в координации движений рук. В общем виде способность можно определить как систему индивидуально-психологических качеств человека, отвечающих требованиям данного вида деятельности и являющихся условием успешного ее выполнения.
Остановимся на таких специальных способностях лидера, как организаторские способности. Как показали исследования российского психолога Л. И. Уманского, эти способности характеризуют психологическая избирательность, практически-психологическая направленность ума, психологический такт, социальная энергичность, требовательность, критичность и склонность к организаторской деятельности.
Рассмотрим эти характеристики и их соотношение.
Так, под психологической избирательностью понимается способность менеджера как организатора наиболее полно и глубоко отражать психологию организуемой группы в процессе решения ею общегрупповой задачи. Она характеризуется следующими параметрами:
- повторяющимися фактами быстрого, одновременного, «свернутого», часто невербализованного и неосознанного отражения психологических особенностей и состояний других людей;
- сопереживанием человеком тому, что переживают, чувствуют другие люди, своего рода эмоциональной синхронностью;
- высокой чувствительностью и восприимчивостью описания и демонстрации психологических объектов по рассказам, книгам, произведениям живописи, театральным постановкам, кинокартинам;
- быстрой возможностью адекватно характеризовать психологические особенности людей, меткость и характерность словесных и мимических их «фотографий»;
- преимущественным выбором психологических объектов из многих других, одновременно действующих на испытуемого, и избирательностью общения;
- избирательно-психологической памятью и наблюдательностью, ярко проявляющимися и проверяющимися в наблюдении, в сочинениях и беседах, в решении организаторских задач;
- склонностью к психологическому анализу, объяснением поведения и поступков других людей и своих собственных (не смешивать с «копанием» в самом себе, с самоанализом, замыкающим человека в собственных переживаниях);
- глубокой убежденностью в силах, способностях, возможностях коллектива людей, выдвижением этого фактора на ведущее, определяющее место для достижения целей деятельности;
- способностью мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека, думать как бы за него, рассуждать «с его точки зрения», задавая себе вопрос: «А как я поступил бы в этой ситуации, будучи на его месте?».
Практически-психологический ум имеет следующие проявления:
- распределение обязанностей коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей людей (например, усвоив правило распределения обязанностей, его выполняют при решении организаторских задач и неспособные, и способные организаторы, однако первые делают это механически, а вторые — исходя из индивидуальных особенностей персонала);
- быструю ориентацию в ситуациях, требующих практического применения знаний людей, в решении ситуаций «дела — люди», «люди — дела»;
- находчивость в применении психологического состояния, настроения людей к данным условиям жизни и деятельности;
- способность находить пути и способы заинтересовать людей делом, а также моральные и материальные стимулы этой заинтересованности (в этом показателе практически-психологический ум наиболее ярко проявляется в деятельности, которая не представляет для организуемых непосредственного интереса);
- учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий, психологических различий людей для выполнения совместной деятельности;
- высокую степень обучаемости при формировании организаторских знаний, навыков и умений;
- тенденцию решать практические вопросы с учетом возможностей персонала путем своеобразной мысленной «прикидки», «примеривания», «взвешивания» соответствия задач практики возможностям исполнителей.
Психологический такт подразумевает следующие качества личности руководителя:
- чувство меры во взаимоотношениях и взаимодействиях с людьми — наиболее общий показатель, подчеркивающий именно те рамки, выход за которые нарушает взаимный контакт организатора и организуемых;
- речевую адаптацию к разным людям, отсутствие «речевого шаблона» и грубого приспособленчества, речевую находчивость при первой встрече;
- общение с людьми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей;
- чувство ситуации;
- учет внешних обстоятельств, влияющих на взаимоотношения персонала;
- чуткость, внимательность, участливость в отношении к людям. Простота, естественность в общении, способность оставаться всегда самим собой в отношениях с людьми, отсутствие наигранности, нарочитости поведения;
- чувство справедливости, объективность подхода к организуемым, способность показать и доказать эту объективность.
Рассмотренные выше три свойства личности (психологическая избирательность, практически-психологический ум и психологический такт) составляют своеобразное групповое единство. Это групповое специфическое качество личности организатора может быть названо «организаторским чутьем», термином, заимствованным из характеристики организаторского таланта. Организаторское чутье понимается как действенное избирательное отражение руководителем феноменов социально-психологической объективной деятельности.
Следующим качеством личности руководителя является способность к эмоционально-волевому воздействию. Это качество дает ему возможность воздействовать на других людей, мобилизовывать, объединять, сплачивать и направлять их совместные усилия на достижение общих целей. Способность к эмоционально-волевому воздействию включает в себя социальную энергичность, требовательность и критичность. Остановимся на этих характеристиках более подробно.
Социальная энергичность имеет такие показатели:
- эмоционально-речевое воздействие, проявляющееся в различных эмоциональных формах речи, — в акцентном членении фразы, в интонации (высоте тона, громкости, тембре голоса), в ударениях и паузах;
- волевое побуждение, проявляющееся в речевой, мимической и пантомимической форме (жесте, взгляде, позе, выражении лица). Владение речевой функцией волевого побуждения выражается в способности организатора пользоваться многими словесными формами — просьбой, пожеланием, советом, призывом, убеждением, внушением, требованием, распоряжением, приказом и т. д.;
- способность воздействовать на других своим отношением к людям, делам, событиям, а также передавать это отношение, «заражать» им других;
- логическую убедительность воздействия словом и делом, способность показать причинную связь явлений, доказать логическую последовательность в речевой и практически-деятельной формах;
- практически-деятельную форму воздействия, проявляющуюся в том, что организатор сам показывает, как выполнить дело, которое он поручает другим, начинает его, включается в него в трудные минуты, действует личным примером;
- уверенность в своих силах, большую веру в дело, в возможность его осуществления, оптимизм, бодрость духа;
- правильный и быстрый выбор момента решающего воздействия, смелость и напористость в трудной ситуации, способность пойти на риск.
—>
Требовательность как свойство личности. Она выражается в таких показателях, как:
- смелость предъявления требований;
- постоянство предъявления требований, их устойчивый, неэпизодический характер;
- гибкость предъявления требований в зависимости от сложившейся ситуации, конкретной обстановки;
- самостоятельность требований, их невнушенный характер;
- категоричность, непререкаемость требований;
- разнообразие форм выражения требований, особенно способность преподнести их в форме шутки, остроумного замечания, сарказма;
- индивидуализация требований в зависимости от постоянных и временных психологических особенностей и состояния персонала.
Индикаторами критичности являются:
- критическая наблюдательность как умение увидеть и выделить недостатки;
- самостоятельность критичности;
- легкость критического анализа;
- логичность и аргументированность критических замечаний;
- прямота и смелость критичности (без жалоб и критиканства);
- глубина и существенность критических замечаний по содержанию;
- постоянство, неэпизодичность критических высказываний о недостатках, о состоянии дел и действиях людей (без придирчивости);
- доброжелательность.
Склонность к организаторской деятельности как третье групповое специфическое качество личности способного организатора характеризует само понятие «склонностью».
Это понятие имеет следующие практические и экспериментальные показатели:
- спонтанное, самостоятельное включение в организаторскую деятельность, когда человек берет на себя организаторские функции без каких-либо побуждений со стороны других людей;
- взятие на себя роли организатора и ответственности за работу других людей в трудных и неблагоприятных условиях;
- потребность в осуществлении организаторской деятельности, устойчивое бескорыстное стремление к ней, постоянная готовность к ее выполнению;
- естественность включения в организаторскую деятельность;
- неутомимость в организаторской работе;
- эмоционально-положительное самочувствие при выполнении организаторской работы (праксическое чувство);
- явления астеничности, скуки и неудовлетворенности без организаторской деятельности;
- способность увидеть необходимость организаторской деятельности в обстоятельствах, зримо ее не требующих.
Как развивать лидерские качества
Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления лидерством в организации в большей или меньшей степени учитывает возможности формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения. Для развития лидерства используется ряд нижеследующих процедур:
- выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, осознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т. п. Эта группа качеств характеризует различные параметры активности лидера. Процедуры индивидуальной самомотивации достаточно разработаны в соответствующей литературе и широко используются в практике менеджмента;
- развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. Как уже частично отмечалось, к таким качествам относятся, прежде всего, профессиональная компетентность, порядочность (честность, соблюдение общепринятых нравственных норм), без которой, как правило, трудно, а то и совсем невозможно завоевать авторитет, развитый интеллект, проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели, и т. д.;
- обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы. Это предполагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т. п.;
- приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы. Эта идея достаточно ярко выражена в рекомендациях по развитию лидерства американской Национальной организации женщин: «Лидерство не является таким процессом, в ходе которого вы выбираете тех женщин и мужчин, с которыми хотите работать, и «избавляетесь» от остальных. Более того: человек, которого заставили замолчать, не обратится в вашу веру. Старайтесь вовлечь всех!» Не менее важна для лидерства и правильная оценка ситуации, своих сил и возможностей группы. Без этого успех групповой деятельности недостижим. Повторяющиеся неудачи обычно ведут к утрате веры в лидера.
Диагностика лидерских способностей
Исследователи лидерства считают, что лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем уровне топ-менеджмента. Лучшие лидеры обычно придерживаются общего комплекса ценностей, в который входят «справедливость, равенство, беспристрастность, целостность, честность, доверие». Каждый человек может определить свою и чужую пригодность к лидерству с помощью следующих критериев:
- непрерывное самосовершенствование. Вы ищете способы самосовершенствования — читаете, задаете вопросы, проходите дополнительный курс обучения. По мнению С. Кови, для большинства людей характерна тенденция к ограничению вчерашними знаниями, а не воспитанию в себе духа непрерывного самосовершенствования. Однако если вы сами не совершенствуете себя, то вам трудно побудить других заняться этим;
- ориентация на служение другим. Вы ориентированы на предоставление услуг независимо от того, как вы зарабатываете себе на жизнь. Иными словами, вы спрашиваете себя, что нужно другим, а не только, что нужно вам;
- излучение положительной энергии, доброжелательность и уклонение от восприятия отрицательной энергии и конфликтов;
- вера в других. Вы защищаете их, видите ценность, доброту и потенциальные возможности;
- рациональное распределение времени и усилий. Вы стараетесь оптимально распределить свою жизнь между работой, домом и обществом;
- внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события, восприятие жизни как приключения;
- самокритичность, толерантность (терпимость), признание заслуг других и их равного права на самовыражение. Вы цените различия. Вы понимаете, что ваш метод не является «единственно правильным» и рассматриваете новые альтернативы как захватывающие, а не как угрожающие вам;
- забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии. Вы следите за своим физическим состоянием с помощью упражнений, чтобы сохранить здоровье, за интеллектуальным — с помощью чтения; за духовным — с помощью медитирования/молитвы, умственного сосредоточения и психологического настроя на что-либо при полном отрешении от всего остального; о вещах, способных вызвать вдохновение.
Источник