Содержание произведения это его эмоционально смысловая сущность
Содержание произведения это его эмоционально смысловая сущность
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Добро пожаловать!
не случайно раскрывается именно в начале Страстной недели, в тот же Великий понедельник, когда звучат строки Евангелия от Матфея: «яко близ есть, при дверехъ» (Мф. 24:33)64. Чтение завершается стихом «Небо и земля мимоидетъ, словеса же Моя не мимоидутъ» (Мф. 24:34), корреспондирующим с пастернаковскими строками: «То прежний голос мой провидческий / Звучал, нетронутый распадом».
Сопоставив это Евангелие с другими новозаветными текстами65, мы на лексическом уровне обнаружим как предвосхищение финального «Ко Мне на суд…», так и литургический ключ к лейтмотиву таинственного стука в прозаических частях романа66. Таким образом, в первых двух строках «Гамлета» можно угадать как скрытое распятие, так и последующее Воскресение, причем то и другое проясняется посредством соотнесения этого текста с православной церковной службой. Может показаться, что в последнем случае мы несколько отошли от заявленной методологии анализа, обратившись к тексту Апокалипсиса, который никогда не читается на православном богослужении. Однако в данном случае мы только лишь текстуально конкретизировали инвариант «яко близ есть, при дверехъ», то есть посмертное явление Христа, со всей определенностью заявленное последовательностью богослужения. В Великий четверг звучит: «Отче Мой, аще не возможетъ чаша сїя прейти отъ Мене, аще ю не пїю: да будетъ воля Твоя. И паки: Отче, аще можно, да мимо идетъ отъ Мене чаша сїя»67, что соответствует известным строкам того же стихотворения «Гамлет».
«Рождественская звезда», являясь восемнадцатым по порядку текстом, входит в тот же пасхальный цикл, подготавливая конец пути, заявленный в стихотворении «Гамлет». Не случайно «звезда Рождества» определяется как гостья. Завершается романное паломничество к Пасхе строками о добровольных муках (добровольной жертве), гробе, Воскресении и Божьем суде.
В последних трех стихотворных строках романа можно угадать и своего рода апокалиптическое завершение пасхального цикла, поскольку «суд» Христа, в пределах финальной строфы соседствующий с Его Воскресением, напоминает «эсхатологический день», которым иногда называют Пятидесятницу. «Столетья» именно затем «поплывут из темноты», чтобы быть освященными единым Святым Духом: в кондаке на Можно отметить и фонетический параллелизм, соседствующий с обозначенной нами интонационной паузой: «блиЗ еСТь / ПРИ ДВЕРехъ» & «Затих подмоСТки / ПРИслонясь к ДВЕРному…» Ср.: Евангелие от Марка: «ведите, яко близъ есть, при дверехъ» (Мк. 13:29);
Соборное Послание св. апостола Иакова: «яко пришествїе Господне приближися… се, Судїя пред дверьми стоитъ» (Иак. 5:8, 9); Откровение Иоанна Богослова: «Се, стою при дверехъ и толку : аще кто услышитъ гласъ мой и отверзетъ двери, вниду къ нему…» (Откр. 3:20).
Б.М. Гаспаров проницательно определяет значение стука «как мистического сигнала и связь его с темой смерти» (Гаспаров Б.М. Указ. соч. С. 255). См. также:
Будин П.А. Стук у Пастернака // Постсимволизм как явление культуры. . М., 1995. С. 43–48.
Триодь постная. Ч.2. С. 427.
Пятидесятницу поется о действии Божием, противоположном вавилонскому разделению68. Сама литургия в день Пятидесятницы напоминает о Крещении;
в частности, вместо «Трисвятого» поется крещальное песнопение из Послания к Галатам. В этом литургическом контексте понимания проясняется смысл движения прошлых столетий, которые, «как баржи каравана, поплывут». Нельзя исключать и того, что строки предыдущей строфы «ход веков подобен притче / И может загореться…» также неявно сопоставлены с Пятидесятницей как посредством огня, так и обращением Господа к Петру, одному из апостолов («Ты видишь…»): огненные языки над апостолами и являются символом сошествия Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи.
Таким образом, структура романа являет собой художественно организованное паломничество к Пасхе, к новой жизни69. Начавшись со сцены похорон, роман завершается словами о Воскресении и предстании перед Богом. Это не только личный путь Живаго, но и предельно обобщенный путь каждого. Поэтому земная путаница («Да не его. Ее. – Все равно») имеет существенное значение только в земной же малой перспективе. «Царствие небесное» объемлет равно и «его» и «ее» – каждого из Живаго.
Вместе с тем, структура романа, в целом воспроизводя годовой цикл богослужения, осложняется также дневным кругом и седмичным кругом, отсюда такое значительное место в поэтическом мире занимает целый ряд художественных заместителей смерти (болезнь, беспамятство, смертельная усталость, тиф, галлюцинации, расставания, странничество) и последующие выздоровления-воскресения. Поэтому каждое сюжетное событие пасхального романа Пастернака не только может быть рассмотрено в контексте годового православного круга, но и одновременно в двух других богослужебных временных циклах, по-разному освещающих то или иное романное событие, но выполняющих одну и ту же телеологическую задачу:
одоление смерти «усильем Воскресенья».
Отсюда понятна функция многочисленных сюжетных повторов и утроений. Линейный ход событий романа неявно соотносится с литургическими кругами, подобно тому как «ход веков подобен притче».
Пастернак оттого «не стремится психологически оправдывать поступки героев или соблюдать причинно-следственную зависимость между событиями»70, что эти поступки и события в конечном итоге причастны иному эону В заключение хотелось бы подчеркнуть, что художественное освоение русской литературой реальной сложности и глубины православного образа Заметим также, что именно в этот день в первый раз после Пасхи поется молитва «Видехомъ Светъ Истинный».
Ср. первый глагол (и одновременно первое слово романа) «шли» и последний «поплывут». Вектор движения эксплицирован: «Ко Мне», говорит в романе Пастернака Господь.
Бёртнес Ю. Указ. соч. С. 363.
мира в настоящее время пока еще находится на самой предварительной стадии своего научного осмысления, однако оно вряд ли может быть адекватно описано с позиций, внеположных фундаментальным ценностям этого мира (С. 50–63).
Цит. по: Есаулов, И. А. Мистика в русской литературе советского периода (Блок, Горький, Есенин, Пастернак). – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. – 67 с. (Литературный текст: проблемы и методы исследования; приложение, серия «лекции в Твери). – Режим доступа: http://poetics.nm.ru ТЕСТЫ 1. Искусство по своей природе … рационально эмоционально сочетает в себе рациональное и эмоциональное начала целесообразно и оригинально призвано доставлять человеку эстетическое удовольствие 2. Инициативная одухотворенная деятельность людей и их групп во имя сохранения и упрочнения имеющихся ценностей – это… искусство создание творчество искусственная деятельность творческая деятельность 3. Красота – это… порядок внешняя полнота и неизбыточность явлений наука о прекрасном учение о совершенстве чувственного познания представление о гармонии и симметрии, равновесии и спокойствии 4. Двухтомный трактат немецкого философа Александра Баумгартена называется … «Эстетика» «Красота» «Возвышенность» «Этика» «Прекрасное» 5. Коммуникативная деятельность художника позволяет рассматривать произведение искусства как высказывание, понятое в качестве.
коммуникативного события дискурса речи писателя стиля писателя авторской эмоциональности 6. Единичный предмет, содержащий в себе обобщение, – это.
понятие образ термин знак конкретное представление 7. Равноправные и плодотворно взаимодействующие тенденции художественной образности:
тема и идея несовпадение реальности с ее изображением условность и жизнеподобие художественный вымысел и внутренний мир произведения общее в индивидуальном 8. Пафос художественного произведения – это … его идея его основной эмоциональный тон рациональное начало в содержании произведения тип авторской эмоциональности модус художественности 9. Художественное содержание – это … эмоционально-смысловая сущность произведения сюжет произведения форма «высказывания» авторская концепция поэтический язык произведения 10. Тема литературного произведения – это… содержательный компонент фундамент художественного творения объект отражения конкретная разыгранная ситуация основа образа-персонажа 11. Художественная проблема – это … круг вопросов, затронутых в произведении главная тема произведения понимание и осмысление писателем отраженной действительности выделение некоторого аспекта содержания образная мысль, положенная в основу произведения 12. … – это эмоциональная, образная мысль, положенная в основу литературного произведения и относящаяся к сфере авторской субъективности.
13. … – дополнительные сведения о произведении, помещенные автором непосредственно после заглавия.
14. … – указание лица, которому предназначается или в честь которого написано данное произведение.
15. Под литературным … обычно понимается группа произведений, составленная и объединенная самим автором и представляющая собой художественное целое.
16. В структуру художественной формы входят:
язык и композиция композиция, изображенный мир, художественная речь тема, проблема, идея содержание и система образов структура произведения, внутренний мир, художественная речь 17. Портретные детали персонажа – это разновидность … внешних свойств психологических деталей пейзажных деталей телесных, природных, возрастных свойств особенностей, сформированных социальной средой, культурной традицией и инициативой 18. Соответствие между родами литературы и зарождающимися видами литературы:
1 Эпос Лиро-эпос 2 Лирика Лирика 3 Драма Художественная драма Эпопеи Культовая драма Эпические песни 19. Последовательность генезиса эпического рода литературы:
Эпические песни Лиро-эпос Эпопеи 20. Важнейшим признаком трагического является:
хронотоп «родного дома» неразрешимость противоречий внутренняя «раздвоенность» героя, победа героя личностное самоопределение героя шире ролевых границ присутствия «я» 21. Важнейшим признаком идиллического стоя художественности является:
хронотоп «родного дома» личное самоопределение героя совпадает с событийными границами гибель героя неразрешимость противоречий органическая сопричастность бытию как целому 22. Важнейшим признаком элегического строя художественности является:
хронотоп уединения цепь мимолетных состояний внутренней жизни «чувство живой грусти об исчезнувшем» радость героя личностное самоопределение героя шире событийных границ 23. Важнейшим признаком драматического строя художественности является:
хронотоп уединения хронотоп родного дома хронотоп порога и пути самореализация «я» в мире других противоречие между «личной тайной» и «жизнью явной» 24. Соответствие между модальностью эстетического сознания и художественными произведениями:
1 Трагическое Ф. М. Достоевский «Братья 2 Идиллическое Карамазовы» 3 Драматическое Н. В. Гоголь «Старосветские 4 Элегическое помещики» И. С. Тургенев «Дворянское гнездо» М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» А. Н. Островский «Бесприданница» А. С. Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» «Повесть о приходе Батыя на Рязань» Л. Н. Толстой «Анна Каренина» Е. А. Баратынский «Признание» 25. В эпическом роде литературы организующим началом является … о персонажах, их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни и т.д.
26. Основной текст … произведения – это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.
27. Лирика в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как … и драма (особенно в близкие нам эпохи) обращаются преимущественно к прозе.
28. Носителя переживания, выраженного в лирике, называют … героем.
29. Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют … 30. Лирику, в которой выражается духовно-биографический опыт автора, его душевный настрой, манера речевого поведения, называется … 31. Признаками эпоса как литературного рода являются изображение объективного мира изображение субъективного мира обращение к прошлому малый объем повествователь «скрыт» 32. Признаками лирики как литературного рода являются изображение субъективного мира изображение объективного мира экспрессия малый объем время и пространство ограничено 33. Признаками драмы как литературного рода являются:
изображение объективного мира действие происходит в ограниченном пространстве и времени отсутствие развернутого повествования апелляция высказывания хронотоп порога и дороги 34. – художественная форма межродового явления в литературе, воссоздающая целостный образ идеального мира в его политических, социально-экономических реалиях, с характерными для него научными представлениями, культурой, религией, моралью, обычно в форме беллетризированного трактата.
35. – художественная форма межродового явления в литературе, основанная на мотиве пути, сочетающая в себе научность, публицистичность и художественность.
36. Под … понимают устойчивый тип поэтической структуры в пределах литературного рода.
37. К основным … эпоса относят эпопею, роман, повесть, рассказ, новеллу, очерк.
38. Тип средневекового романа, в котором описываются приключения рыцарей или придворных, странствующих по разным землям в поисках славы, умеющих преданно и возвышенно любить, называется … (В. фон Эшенбах «Парцифаль», Кретьен де Труа «Ивэйн, или Рыцарь со львом») 39. … – средний повествовательный жанр, более широко представляющий действительность, нежели рассказ, предмет и тема которого – эпизод из жизни человека; и менее широко – нежели роман, охватывающий всю жизнь человека.
40. … – малый эпический жанр, в основе которого лежит анекдот, необычное событие, судьба героя и др.; действие повествования развивается стремительно, важную роль в конфликте играет развязка, показывающая характер героя с неожиданной стороны.
41. … – поучительно-назидательное поэтическое повествование с иносказательным и аллегорическим смыслом, в котором животные олицетворяют те или иные человеческие характеры.
42. Литературные жанры – это:
эпос, лирика, драма роман, трагедия, драма политический роман, социальная драма, философская элегия новелла, поэма, комедия стихотворение, очерк, повесть 43. Для определения жанра произведения существенным признаком является:
проблематика тематика время создания произведения система персонажей выделение какого-то аспекта; вопрос, который ставится в произведении 44. Признаки, объединяющие жанры басни и новеллы, – это стихотворные жанры это жанры с неожиданной развязкой это эпические жанры это драматические жанры это жанры с неожиданным поворотом сюжета 45. Признаки, объединяющие жанры поэмы, оды, баллады, – героический пафос стихотворная форма это жанры лирики изображает великих личностей обилие пейзажных зарисовок 46. Свойства романа:
ставит проблему личности отличается психологизмом имеет авантюрный сюжет приходит на смену эпопеи имеет стихотворную форму 47. Свойства оды:
ставит проблему личности торжественная хвалебная песнь приходит на смену притчи посвящалась царским особам отражает сошествие на престол мудреца 48. Свойства сонета:
отражает восшествие на престол четырнадцать стихотворных строк обличает общественные нравы ведет философский спор с элегией формула жанра: «мир в миниатюре» 49. Свойства элегии:
исполнялись на похоронах жалобная песня любовное содержание близка панегирику сочинялась по заказу 50. Свойства мадригала:
деталь салонного этикета создан на материале фольклора краткий, не более двенадцати строк средство выражения преувеличенной любезности обращение к будущим потомкам 51. Соответствие между разновидностями комедийного жанра и их сутью:
1 Комедия «плаща и Наличие положительного шпаги» героя, 2 Комедия масок выражающего идеалы автора 3 Высокая комедия Острый конфликт любви и ревности Выражает народный балаганный дух Темы взяты из обыденной жизни простых людей 52. … – цепь событий, повороты и перипетии действия, взаимоотношения персонажей, выраженные через действия, протекающие в художественной реальности.
53. … – причинно-временное последовательное изложение событий, описываемых в произведении.