Содержание предмета которое недоступно чувствам человека

Противоречие — взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений.

Противоречие является философской проблемой. Одни философы предполагают, что диалектические противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению. Уже древнекитайские

мыслители понимали мир как борьбу двух первоначал «Инь» и «Ян». Другие же считают, что существует только противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия. Логические противоречия были отмечены уже в античной философии (знаменитые апории Зе-нона).

Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире. По Канту, категории — это априорные (т. е. доопытные) формы рассудка, которые характеризуют структуру мышления субъекта познания. Большинство важнейших диалектических категорий получили свое обоснование в философской системе Гегеля в идеалистической интерпретации. В теории диалектического материализма категории рассматриваются как результат обобщения социального опыта и развития познания. Понимание роли и значения категорий различается в философских теориях. В ряде направлений современной философии, например в позитивизме или экзистенциализме, проблеме категорий не уделяется внимание. Так, например, позитивизм и неопозитивизм обращаются в первую очередь к анализу не категорий, а терминов языка. В экзистенциализме появляется принципиально новая трактовка категорий, связанная с проблематикой человеческого существования и сущности человека.

Категории — это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями.

Основными категориями современной диалектики являются: сущность и явление; содержание и форма; система, элемент, структура; целое и часть; единичное, особенное и всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность; необходимость и случайность; свобода и необходимость; прерывность и непрерывность; количество и качество и др.

Сущность и явление — важнейшие диалектические категории, в которых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны. Сущность — это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл.

Явление — это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Другими словами, явление — это внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем через органы чувств: зрение, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с по-

Содержание — это то, из чего состоит предмет или явление. Форма — это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой. На определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие, и приобретает новую. В современной науке категория «форма» близка к категории «структура». Система (от греч. 8у8(ета — составленное из частей, соединенное) — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент (от лат. е1етеп- 1ит — первоначальное вещество) — это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Если хотя бы один элемент системы отсутствует, это будет уже другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы. Структура (от лат. з1гис- Шга — строение)— это совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура — ее форму.

Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное. Единичное (частное) — это отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляют содержание особенного. Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.

Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления. Причина — это явление, обусловливающее, порождающее другое явление. Следствие — явление, порожденное другим явлением. В диалектике есть положение о существовании причинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) производит другое явление (следствие).

ДЕТЕРМИНИЗМ — это учение об объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ — это учение, отрицающее объективность причинной связи.

Необходимость и случайность — это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями.

Необходимость — это тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами. Случайность — это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами.

Проблема категорий является одной из центральных философских проблем, поскольку теснейшим образом связана с темой сознания.

Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Что такое диалектика? Что такое метафизика?

2. Почему противоречие является философской проблемой?

3. Какое место в истории философии занимало учение о категориях?

Источник

Диалектика и метафизика как концепции развития

Термин «диалектика»имеет свою длительную историю. В антич­ной философии под «диалектикой» (от греч. dialektike — искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения ученой дискуссии, при котором достижение истины происходит пу­тем столкновения противоположных мнений. Считается, что первым в философский лексикон термин «диалектика» ввел Сократ. Аристо­тель считал диалектикой науку о вероятных мнениях, он называл эту часть своего учения «первой философией» или «мудростью». В сред­ние века и в Новое время диалектикой называли формальную логику.

С начала XIX в., после создания Гегелем универсальной теории по­знания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий ме­тод познания, который рассматривает все предметы и явления как раз­вивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе.

Метафизика и диалектика являются всеобщими (универсальными) методами познания. Диалектика— это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии. Следует различать объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика – это присущие миру объективные законы развития, а субъективная – это отражение этих законов в сознании людей.

Метафизика — это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития. Термин «метафизика» имеет два основных значения. Метафизи­кой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а также метод по­знания, рассматривающий предметы и явления как статичные (внут­ренне неизменные) и изолированные друг от друга. Термин «метафизика» (от греч. meta — после, physika — физика) появился в I в. до н. э., когда греческий философ Андроник Родосский, упорядочивая сочинения Аристотеля, объединил в одно целое его тру­ды «о первых родах сущего» (по собственно философской проблема­тике) и поместил их вслед за физическими трактатами философа под одним наименованием «Метафизика». Так термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» и в этом значении был популярен до середины XIX в.

С XVII-XVIII вв., когда естествознание стало противопоставлять­ся философии, за сло­вом «метафизика» постепенно стало закрепляться значение «умозри­тельное, отвлеченное от конкретности, внеопытное знание». После создания Гегелем в начале XIX в. диалектического учения метафизи­ка приобрела значение «старой, или додиалектической, философии». В философии марксизма за ней закрепилось еще более узкое значе­ние — «антидиалектический метод познания».

Другими словами, метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от дру­га и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает ди­намическую, развивающуюся картину мира, все составные части ко­торого взаимообусловлены, взаимосвязаны.

Метафизика и диалектика как способы познания зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики, как способа научного познания приходится на XVII-XVIII вв., период бурного развития естество­знания, особенно механики; рас­цвет диалектики приходится на XIX-XX вв. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и за­конах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. Правда, уровни диалектического мышления на разные этапах развития человечества различны.

Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеоб­щей связи и принцип развития.

Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер.

Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Ведь в мире нет ничего окончательно завершенного, все находится в процессе становления и изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира.Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникнове­нию нового качества.

Но закономерно встает вопрос о том, что является источником развития. Все многообразие точек зрения по проблеме источника разви­тия можно свести к двум основным: метафизической и диалектической. Первая считает источником развития внешнее воздействие, тогда как вторая — борьбу противоположных сил и тенденций, т. е. противоречие.

Противоречие — это взаимодействие противоположных сторон предме­тов и явлений. Одни философы предполагают, что диалектические противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению. Другие же считают, что существует только противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия. Логические противоречия были отмечены уже в античной философии (знаменитые апории Зенона).

Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реаль­ной действительности и познания отражаются в философских кате­гориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире. По Канту, категории — это априорные (т. е. доопытные) формы рассудка, которые характеризуют структуру мышления субъекта познания. Большинство важнейших диалектических катего­рий получили свое обоснование в философской системе Гегеля в иде­алистической интерпретации. В диалектике категории рассматриваются как результат обобщения социального опыта и развития познания.

Категории — это всеобщие понятия, отражающие наиболее существен­ные взаимосвязи между развивающимися явлениями. Основными категориями современной диалектики являются: сущ­ность и явление; содержание и форма; система, элемент, структура; целое и часть; единичное, особенное и всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность; необходимость и случайность; сво­бода и необходимость; прерывность и непрерывность; количество и ка­чество и др.

Сущность и явление— важнейшие диалектические категории, в ко­торых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны. Сущность— это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление— это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Явление человек познает опытным путем через органы чувств: зре­ние, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с по­мощью разума.

Содержание— это то, из чего состоит предмет или явление. Форма— это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, спо­соб внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой. На оп­ределенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тор­мозила его развитие, и приобретает новую. В современной науке кате­гория «форма» близка к категории «структура». Система(от греч. systerna — составленное из частей, соединенное) — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент(от лат. elementum — первоначальное вещество) — это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Если хотя бы один эле­мент системы отсутствует, это будет уже другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы. Структура (от лат. structura — строение) — это совокупность связей между элементами сис­темы. Элементы составляют содержание системы, а структура — ее форму.

Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъек­том как нечто единичное. Единичное(частное) — это отдельное, огра­ниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо клас­са, составляют содержание особенного.Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.

Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшеству­ющими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления. Причина— это явление, обусловливающее порождающее другое явление. Следствие— явление, порожденное другим явлением. В диалектике есть положение о существовании причинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) производит другое явление (следствие).

Необходимость и случайность— это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями. Необходимость— это тип связи между явлениями, определяемый ос­новными, существенными причинами. Случайность — это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными фак­торами.

Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.

Помимо категорий, важнейшей составной частью диалектики являются законы диалектики. Они были сформулированы Гегелем, но он применял их исключительно к сфере духа, в то время как их можно применять ко всем явлениям, материальным и духовным.

К основным законам диалектики относят закон единства и «борьбы» противоположностей (закон диалектического про­тиворечия), закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания (диалектического синтеза).

Закон единстваи «борьбы» противоположностейраскры­вает источник развития и формулируется так: всякое самодви­жение и развитие происходит благодаря взаимодействию, внутреннему единству и взаимопроникновению противопо­ложных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов, явлений и процессов. Согласно этому закону, объект проходит в своем развитии этапы: тождество, различие, существенное различие, противоречие, образуемое двумя противоположными сторонами, разрешение противоречия. Именно своевременно разрешенное противоречие является источником развития. Если противоречия не разрешаются, накапливаются, может произойти разрушение объекта.

Закон взаимоперехода количественных и качественных измененийоснован на категориях «качество», «количество», «мера» и «скачок». По Гегелю, качество – это внутренняя, тождественная бытию определенность вещи. Качество раскрывается через совокупность свойств предмета. И хотя свойства многообразны и динамичны, качество является устойчивой характеристикой, оно делает вещь тем, чем она является. Количество – это внешняя, безразличная по отношению к бытию определенность вещи. Оно выражает степень развития качества. Это в большей мере по сравнению с качеством подвержено изменениям. Единство качества и количества проявляется в мере. Мера – это интервал, на протяжении которого количественные изменения происходят, а качество остается прежним. Переход от одного качества к другому качеству называется скачком. Закон перехода количественных изменений в качествен­ныераскрывает механизм развития и формулируется так: количественные и качественные характеристики материаль­ной системы связаны таким образом, что на определенном эта­пе развития изменения количественные приводят к измене­ниям качественным, а новое качество порождает новые воз­можности и интервалы количественных изменений.

Закон отрицания отрицания.Согласно этому закону, развитие происходит по принципу триады, проходя этапы: тезис, антитезис, синтез. Этот закон обычно формулируется таким образом: в процес­се развития каждая ступень, являющаяся результатом двой­ного отрицания-снятия, представляет собой синтез предыду­щих ступеней, где на более высоком уровне воспроизводятся характерные черты исходной ступени развития. Сочетание прогрессивного развития и возврат якобы к старому придают процессу развития спиралеобразный характер. Отрицания бывают двух видов. Диалектическое отрицание – неполное, с удержанием положительного, дающее объекту возможность дальнейшего развития. Метафизическое отрицание – это полное отрицание, разрушение объекта. Закон отрицания отрицания основан на двойном диалектическом отрицании. Он указывает на направление (причем, только прогрессивное) развития.

Не следует думать, что указанные законы диалектики относятся к разным объектам. В действительности они характеризуют один и тот же объект, но под различными углами зрения: с точки зрения источника, развития, механизма и направления развития соответственно.

Детерминизм. Синергетика

Детерминизм-это учение о существовании объективной закономерной связи и взаимообусловленности явлений. Ядром детерминизма являются причинно-следственные связи. Бывают также функциональные связи, отно­шения симметрии и пространственные и временные корреляции. Общие, существенные устойчивые связи называются законом. Следует различать за­коны бытия и законы науки. Последние существуют только в мышлении и благодаря ему. Вторые есть отражение первых.

Законы также делятся на законы строения (структуры), законы функцио­нирования и законы развития. Законы структуры характеризуют сущность системного объекта в аспекте устойчивости, неизменности его организации. Законы функционирования раскрывают сущность системного объекта в пла­не его динамичности в данный ограниченный отрезок времени. Наконец, за­коны развития выражают основные тенденции, движущие силы, механизмы преобразования рассматриваемой системы в качественно иную, но генетиче­ски связанную с ней. Определяющая роль отводится законам развития.

Виды детерминизма. Детерминизм делится на классический и неклассический. Классический(Лапласовский, жесткий, механический) детерминизм, имеющий динамический характер, описывает взаимнооднозначные взаимодействия, исключающие случайность. Поэтому, зная исходные параметры объекта, можно однозначно предсказать после­дующие состояния объекта. Такие закономерности встречаются в механике, в изолированных системах с небольшим числом элементов. Второй вид детер­минизма – неклассический, вероятностный, допускающий случайность. Присущие ему статистические закономерности характерны для микромира, в массовых событиях, когда по­вторяемость проявляется в определенном проценте случаев. При описании статистических закономерностей употребляются понятия: необходимость и случайность, возможность и действительность. Представления о нем возник­ли в начале XX века с открытием микромира. Индетерминизм отрицает су­ществование причинных связей в мире. Методологические основы индетерминизма были заложены Юмом, который считал, что причинности не сущест­вует, это только привычка людей связывать события друг с другом.

Синергетика

Год рождения синергетики — 1973, когда Г. Хакен выступил на первой конференции, посвященной проблемам самоорганизации. Он написал книгу «Синергети­ка». Большую роль сыграл в развитии этой теории ученый Брюссельской школы И.Пригожин. Синергетика в сущности и является концепцией самоор­ганизации систем как таковых, будь это явления неживой природы, организ­мы или человеческие сообщества. Это оказывается возможным, по словам С.Б. Крымского, именно потому, что и человек, и природа подчинены общим синергетическим закономерностям и могут рассматриваться в качестве структурных компонентов единого процесса самоорганизации всего сущего. Синергетика изучает открытые неравновесные самоорганизующиеся систе­мы в процессе их перехода от хаоса к порядку.

Подходы классической новоевропейской науки и синергетики к пониманию природы изменений, как таковых, где бы они ни происходили, прин­ципиально различны. Первая рисует картину мира, в которой любое событие заведомо определено первоначальными условиями. Поэтому случайность исключается в принципе, а ее фактическое наличие объясняется тем, что мы не обладаем полнотой информации.

Синергетика же принципиально отбрасывает однозначную запрограм­мированность развития начальными условиями и придает большое значение случайности. Она исходит из того, что системы по своей природе находятся преимущественно в состоянии неустойчивого равновесия не только в силу внешних обстоятельств, но и в виду спонтанных изменений в них самих. Эти изменения называются флуктуациями. В результате флуктуации возникает диссипативная система, это неустойчивое состояние материи. Вариантов раз­вития диссипативной системы два: 1) она укрепляется и превращается в но­вый вид материи, но только при условии энтропии, притока энергии из внешней среды. Затем она развивается по динамическому типу; 2) диссипативная структура распадается и гибнет — либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия эн­тропии. Главное свойство таких систем — чрезвычайная неравновесность. Не­значительные, сперва малозаметные отклонения от «нормы» могут привести со временем к кардинальным изменениям. В результате система даже без существенных воздействий извне периодически оказывается в полосе неста­бильности — в «точке бифуркации». Этот момент в сущности означает кризис системы, когда она, будучи дисба­лансированной и оказываясь в некотором смысле «без руля и ветрил», начи­нает блуждать, нащупывая свой путь в «поле возможностей» — в широком диапазоне от выхода на более высокий уровень самоорганизации до деграда­ции и распада. Тут каждая мелочь может иметь непредсказуемые последст­вия именно потому, что базовые принципы системы уже не срабатывают, а новые еще не сформировались. Поэтому, как подчеркивают И. Пригожин и И. Стенгерс, в «точке бифуркации» принципиально невозможно предвидеть, в какое состояние система перейдет. Случайность и спонтанность проявления дезинтегрированных элементов подталкивает то, что осталось от системы, к чему-то новому. Большую роль в самоорганизации играют аттракторы (поня­тие было введено А.Пуанкаре) — квазиустойчивые состояния, притягивающие множества, образующие собой центры, к которым тяготеют элементы (на­пример, человек обязательно изменит свое направление движения, увидев толпу). В теории самоорганизации этот процесс получил название «сполза­ние в точку скопления». Аттракторы стягивают и концентрируют вокруг се­бя стохастические элементы, структурируя среду и выступая уча­стниками созидания порядка.

Однако после того как путь (один из многих возможных) выбран, снова в свои преимущественные права вступает детерминизм — до того момента, когда уже эта, новая, система не окажется в новой полосе спонтанных изме­нений. При таком подходе развитие любой системы содержит как детермини­стские, так и вероятностные признаки и характеризуется чередованием пе­риодов стабильности, когда ее эволюция может объясняться в категориях бо­лее или менее строгой причинности и нестабильности, когда перед системой открываются возможности выбора одного из нескольких вариантов дальнейшего движения. И уже тот путь, который ею избран, актуализирует, выражаясь словами Лейбница, спектры «совозможных» с ним и между собой возможностей. Иными словами, из «точки бифуркации» путь может лежать в различ­ных направлениях, а то какой выбор система обретет, зависит преимущест­венно от малозаметных на первый взгляд факторов и определяемых ими об­стоятельств. Реализующаяся случайность, актуализируя одну из потенциаль­ных возможностей, раскрывающуюся как действительность, открывает перед системой новые возможности и делает весь процесс ее движения в опреде­ленном направлении необратимым.

Источник

Оцените статью