Сочинение по аксакову чувство природы егэ

10-11 класс. ЕГЭ (русский язык). Вариант сочинения на темуПрирода (по тексту Аксакова С. Т.)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор Репина Е.К.
Дата 27.11.2015
Формат docx
Изображения Нет

10 — 11 класс. Текст С. Т. Аксакова для ЕГЭ (русский язык) —

Чувство природы врождённо нам всем, от грубого дикаря до самого образованного человека. Противоестественное воспитание, насильственные понятия, ложное направление, ложная жизнь — всё это стремится заглушить мощный голос природы и часто заглушает это чувство и даёт ему искажённое развитие.

(3) Конечно, не найдётся почти ни единого человека, который был бы совершенно равнодушен к так называемым красотам природы. То есть к прекрасному местоположению, живописному далёкому виду, великолепному восходу или закату солнца, к светлой лунной ночи; но это ещё не любовь к природе: это любовь к ландшафту, декорациям и призматическим преломления света, ЭТО МОГУТ ЛЮБИТЬ ЛЮДИ САМЫЕ ЧЁРСТВЫЕ, СУХИЕ, В КОТОРЫХ НИКОГДА НЕ РОЖДАЛОСЬ ИЛИ СОВСЕМ зАГЛОХЛО ВСЯКОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО: ЗАТО ИХ ЛЮБОВЬ ЭТИМ ОКАНЧИВАЕТСЯ.

(4) Приведите их в таинственную сень и прохладу дремучего леса, на равнину необозримой степи, покрытой тучею, высокою травою, поставьте их в тихую летнюю ночь на берег реки, сверкающей в тишине ночного мрака, или на берег сонного озера, обросшего камышами; окружите их благовонием цветов и трав, прохладным дыханием вод и лесов, неумолкающими голосами ночных птиц и насекомых- для них тут нет красоты природы, они не поймут ничего.

(5) Их любовь к природе внешняя, наглядная. Они любят картины, и то недолго; смотря на них, они думают о своих пошлых делишках и спешат домой; в пыльную, душную атмосферу города, на свои балконы и террасы, чтобы подышать вечерними испарениями мостовой, раскалённой дневным солнцем.

(7) Деревня, далёкая деревня, — в ней, только в ней можно почувствовать полную, не оскорблённую людьми жизнь природы. ( 8) Деревня, мирная тишина, спокойствие! (9) Безыскусственность жизни, простота отношений! Сюда надо бежать от праздности, пустоты интересов; сюда же хочется бежать от суетливой внешней деятельности, мелочных, своенравных хлопот, бесплодных, хотя и добросовестных мыслей и забот! (11) На зелёном, цветущем берегу, над тёмной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды,-улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! (12) Природа вступит в вечные права свои, вы услышите её голос, заглушённый на время суетнёй, хлопотнёй, смехом, криком и всею пошлостью человеческой речи! (13) Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождения к другим и даже к самому себе. (14) Неприметно, мало-помалу, рассеются это недовольство самим собою и презрительная недоверчивость к собственным силам, твёрдости воли и чистоте помышлений — эта эпидемия нашего века, эта чёрная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека, но заглядывающая и к нам за грехи наши.

Сочинение по тексту Сергея Тимофеевича Аксакова на тему «Природа» (Вариант ПЕРВЫЙ)

Передо мной текст русского писателя С.Т. Аксакова. Интересный текст, я бы даже сказала- философский.

Автор затрагивает здесь несколько проблем, одна из которых — проблема воздействия природы на человека.

Как же влияет природа на нас? Природа — это своеобразный проводник духовной энергии, она наполняет человека, вдохновляет, вселяет надежду, успокаивает, заставляет сопереживать, находить гармонию с миром. Значит, учит оставаться человеком.

Аксаков занимает очень чёткую позицию: природа помогает человеку отвлечься от мелочных хлопот, воздействует на мысли и чувства наши.

Трудно не согласиться с автором, который обратился к современникам ещё в девятнадцатом веке.

А сейчас. И в двадцатом веке, и в двадцать первом это волновало и волнует и писателей, и читателей. В.М. Шукшин в рассказе «Солнце, старик и девушка» показал нам, что ослепший восьмидесятилетний старик целыми днями ждёт с работы сына и невестку. А вечером, когда наступает прохлада, слепой отправляется на берег любимой алтайской реки и любуется природой. Солнце — символ жизни, а старику дома не хватало тепла, ласки, заботы. Солнце согревало слепого да встреча с молодой художницей. Старик с удовольствием комментировал девушке меняющиеся краски заката. Это его живая жизнь! Он помнил всё, чем когда-то любовался. Шукшин подчёркивает, что природа помогает ослепшему сохранить глубину и цельность духовного мира.

Подтверждение мыслям Аксакова мы находим и в рассказе современного писателя

Ю. В. Буйды «О реках, деревьях и звёздах». На второй день после свадьбы Миша заявил жене Тоне: «Небо не видят только свиньи и змеи, а мы с тобой должны удержаться в людях».

Какое философское и глубокое размышление у простого человека! Писатель замечает, что после трудового дня и бытовых домашних забот супруги по вечерам гуляют в незатейливом старинном парке. Зачем? Чтобы не потерять человеческий облик. И природа помогает героям рассказа обрести гармонию с миром, наполняет жизнь супругов, душа оживает у них на природе! Это родной край, родная земля. Любовью к жизни наполнены души Миши и Тони.

О чём заставляют задуматься прочитанные произведения? О самых главных приоритетах в нашей жизни.

Хотелось бы верить в то, что мои современники по-настоящему будут ценить родную природу и будут любить её, чтобы души людей были чистыми и светлыми. Тогда и мир наш станет добрее и гармоничнее.

Источник

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Текст Аксакова С.

(1)Чувство природы врождённо нам всем, от грубого дикаря до самого образованного человека. (2)Противоестественное воспитание, насильственные понятия, ложное направление, ложная жизнь — всё это вместе стремится заглушить мощный голос природы и часто заглушает это чувство или даёт ему искажённое развитие.

(3)Конечно, не найдётся почти ни одного человека, который был бы совершенно равнодушен к так называемым красотам природы, то есть к прекрасному местоположению, живописному далёкому виду, великолепному восходу или закату солнца, к светлой лунной ночи; но это ещё не любовь к природе; это любовь к ландшафту, декорациям, к призматическим преломлениям света; это могут любить люди самые чёрствые, сухие, в которых никогда не зарождалось или совсем заглохло всякое поэтическое чувство: зато их любовь этим и оканчивается. (4)Приведите их в таинственную сень и прохладу дремучего леса, на равнину необозримой степи, покрытой тучною, высокою травою; поставьте их в тихую, жаркую летнюю ночь на берег реки, сверкающей в тишине ночного мрака, или на берег сонного озера, обросшего камышами; окружите их благовонием цветов и трав, прохладным дыханием вод и лесов, неумолкающими голосами ночных птиц и насекомых — для них тут нет красот природы, они не поймут ничего! (5)Их любовь к природе внешняя, наглядная, они любят картинки, и то недолго; смотря на них, они уже думают о своих пошлых делишках и спешат домой, в пыльную, душную атмосферу города, на свои балконы и террасы, чтобы подышать вечерними испарениями мостовой, раскалённой дневным солнцем. (6)И бог с ними!

(7)Деревня, далёкая деревня, — в ней только можно чувствовать полную, не оскорблённую людьми жизнь природы. (8)Деревня, мирная тишина, спокойствие! (9)Безыскусственность жизни, простота отношений! (10)Сюда надо бежать от праздности, пустоты интересов; сюда же хочется бежать от суетливой внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, хотя и добросовестных мыслей и забот! (11)На зелёном, цветущем берегу, над тёмной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, — улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! (12)Природа вступит в вечные права свои, вы услышите её голос, заглушённый на время суетнёй, хлопотнёй, смехом, криком и всею пошлостью человеческой речи! (13)Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе. (14)Неприметно, мало-помалу, рассеются это недовольство собою и презрительная недоверчивость к собственным силам, твёрдости воли и чистоте помышлений — эта эпидемия нашего века, эта чёрная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека, но заглядывающая и к нам за грехи наши.

Информация о тексте.

1. Проблема связи человека с природой. (В чём проявляется связь человека с природой? Что разрушает эту связь?)

Авторская позиция. Связь человека с природой проявляется во врождённом чувстве природы, которое присуще каждому, но заглушается из-за приверженности человека ложным ценностям.

2. Проблема восприятия природы. (Что такое любовь к природе?)

Авторская позиция. Любовь к природе не ограничивается любованием её живописными видами. Людям, наделённым поэтическим чувством, доступно более глубокое понимание природы, связанное с особым мироощущением, которое исключает суетность восприятия.

3.Проблема воздействия природы на человека. (Как воздействует природа на человека?)

Авторская позиция. Природа позволяет отвлечься от мелочных и своекорыстных хлопот, благотворно воздействуя на мысли и чувства человека.

Источник

По Аксакову С. Т

По Аксакову С. Т.
(переложение к современности).
1

Чувство природы врожденно для нас, для человека вообще. От грубого дикаря до самого образованного человека мы имеем любовь к природе. Однако, урбанизация, огромные города-мегаполисы и обилие техники и технологий вносят свою корректировку.
Во-первых, противоестественное воспитание не дает развитие чувствам любви к природе.
И потом, насильственные понятия, ложное направление, ложная жизнь – все это вместе стремится заглушить мощный голос природы и часто заглушает или дает искаженное развитие этому чувству.
Конечно, не найдется почти ни одного человека, который был бы совершенно равнодушен к так называемым красотам природы. То есть: к прекрасному месту, живописному виду, великолепному восходу или закату солнца. И светлая лунная ночь – радует глаз и душу человеку. Но это еще не любовь к природе. Это любовь к ландшафтной обстановке, к декорациям, к призрачным преломлениям отраженного света луны. Ландшафтные декорации жизни могут любить люди самые черствые и сухие, в которых никогда не зарождалось или совсем заглохло детское поэтическое чувство. И их любовь к природе тем же и заканчивается, — сменится ландшафт и вся любовь …..
Даже когда люди лишенные поэзии чувств, приведены будут в таинственную сень дремучих лесов – редко возникнет в них любовь к природе.
На равнинах необозримой степи, покрытой тучною, высокою травою, и\или в тихой, жаркой летней ночи на берегу реки. В сверкающей тишине струящейся под берегом реки и\или на берегу сонного озера, обросшего камышами – везде нужно не смотреть только, но почувствовать зов природы.
Этот зов слышен в окружении благовонных цветов и трав, в прохладном дыхании вод и лесов, в неумолкающем голосе ночных птиц и насекомых, во всей жизни Творения Вселенной.
Для черствого, лишенного поэзии, урбанизированного человека – тут нет красоты природы. Он ничего не услышит в ночной тишине, кроме шума листьев и текущей воды, кроме жужжания надоедливых комаров, которые к тому же кусаются.
Любовь к природе у таких людей чисто внешняя — «наглядная», они любят картинки, и то ненадолго. Смотря на них, они одновременно уже думают о своих пошлых делишках и спешат домой, в свой грязный омут, в пыльную, душную атмосферу города. Где со своих балконов будут дышать смрадом бензиновых выхлопов тысяч машин или вечерними испарениями асфальта, раскаленного дневным солнцем….
Но Бог с ними! Есть деревня, деревня не подмосковная, далекая деревня, — в ней только можно чувствовать полную, не оскорбленную людьми жизнь природы. Деревня, мир, тишина, спокойствие!
Есть еще в России безыскусственность жизни, простота отношений. Тогда можно (надо) бежать туда от городской праздности у телевизоров, с их сериалами по выходным. Туда же можно бежать от неугомонной, внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, бесполезных, хотя и добросовестных мыслей, забот и попечений! Только там, в деревне, можно получить истинный отдых и вобрать заряд энергии от природы.
____________
Слава Богу! Мы живем в огромной стране. Просторы ее так безграничны, что еще сохраняются места, где есть чистая природная действительность. И мы еще можем вполне насладиться всем разнообразием Природы. Особенно для этого подходят походы на рыбалку.
________________
На зеленом, цветущем берегу реки, над темной глубью озера, в тени кустов, под шатром дубов или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды. Там улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури душевные, рассыплются самолюбивые мечты и разлетятся несбыточные надежды!
Тут человек может получить явное облегчение.
Природа вступит в вечные свои права, — и вы услышите ее голос, заглушенный на время суетней, хлопотней, смехом, криком и всей пошлостью человеческой речи! Тишина природы не есть тишина вообще, наоборот голос ее умиротворяющий.
Вместе с благовонным, свободным и освежительным воздухом вы вдохнете в себя – и безмятежность мыслей, и кротость чувства, и психологической разгрузкой вы получите снисхождение к другим (всепрощение) и даже к самому себе. Неприметно, мало-помалу, рассеется и недовольство собой, эта презрительная недоверчивость к собственным силам. И будет обретена – и твердость воли и чистота помышлений. И вся эта эпидемия нашего века уйдет, эта черная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека. А она заглядывает в сердца наши за грехи наши и наших отцов и дедов….
2
__________
Поход просто на природу отличается от похода на рыбалку. У новичков, кто первый раз желает выехать все планы выстроены бывают на обрывках теории, густо замешанной на личных фантазиях. Но любители природы, а не рыбалки собственно, сами того не подозревают, что принадлежат к старому «племени», которые назывались «аксаковцами». Это любители-рыболовы, которых сегодня остается все меньше, но они еще есть.

Природа природой, но скажем о рыбалке. Будучи грамотными, мы не желаем доверять радость похода на рыбалку воле слепого случая. И сначала думаем о том, как построить эту некую «рыболовную сессию».
Потому что в наше время всем во всем движут идеи, так называемая «инновационная политика проникла во все сферы жизни. Даже мировыми рынками ценных бумаг движут идеи, «инновации». Нет идей – нет движения, есть разнонаправленное топтание индексов. То же самое происходит и с походами на природу, тем более на рыбалку. Нужна идея – нужен план – нужна стратегия и тактика. Если идей не будет, останется спонтанное созерцание уходящего времени. Многие могут усмехнуться: не хватало еще рыбалку планировать, они думают – это же экспромт, свобода, отдых!
Как бы там ни было, — тот, кто ничего не планирует, — тот планирует неудачу и непредвиденные горькие приключения, которые вместо удовольствия оставят нехороший осадок.
Если говорить откровеннее, надо интересоваться предметом своего отдыха как таковым. Подменять свою лень – спонтанностью и «любовью» к природе, тягой из дому – не надо. Везения в рыбалке хватает без нас, — кто не знает пословицы: новичкам всегда везет. Но успех отдыха на природе и успех рыбалки – есть прямой результат грамотного планирования. Пусть ты и начинающий рыбак, и если озвучишь свои мысли, то рыболовы вокруг покатятся со смеху, так как они покажутся им наивными, странными и нелогичными.
3
Еще в 1950-е годы великий пропагандист любви к природе Константин Паустовский определял рыболовов по категориям:
«Есть много категорий рыболовов, и в каждую такую категорию входят люди со своим особым характером.
Есть спиннингисты, есть любители жерлиц, переметов и подпусков, есть чистые удильщики-аксаковцы, есть, наконец, рыболовы, к которым я отношусь подозрительно, — мастера таскать рыбу бреднями и сетями. По-моему, это уже хищники, хотя они и прикидываются мирными и простодушными людьми.
Спиннингисты – народ деятельный, неспокойный, бродячий – они сродни охотникам. А удильщики – это больше созерцатели, поэты, почти сказочники.
Между спиннингистами и удильщиками возникают отношения натянутые, я бы сказал, колкие. Спиннингист не прочь посмеяться над удильщиком, отнестись к нему свысока; удильщик же обычно отмалчивается. О чем спорить, если человек не понимает прелести ужения?
Человеку со стороны – это малопонятно, как «древний спор славян между собою». (Ходило выражение о споре славянофилов еще с 19 века, о чем тот спор мало кто знает сегодня, именно в этом смысле и употребил К. Паустовский это выражение, что мало кто знает, о чем это спорят два рыбака). И не к лицу превозносить удильщиков, чтобы быть справедливым, можно, конечно, найти и у удильщиков общие для них недостатки.
Разумеется, у них есть свое тщеславие. Они гордятся знанием и пониманием природы и потому называют себя «аксаковцами», последователями этого великого знатока и поэта русской природы.
______________
Действительно, как прекрасны рассказы рыбаков о своих восприятиях природы, которые они всегда присовокупляют к рассказам о собственно рыбной ловле. Рыбак едет не за рыбой, это давно известно: во-первых, рыбу из Москвы-реки уже нельзя употреблять в пищу. Да и в других реках вода давно отравлена сбросами заводов и фабрик. Те же фермеры не удосуживаются строить очистные сооружения, — навоз так и стекает прямо в реку, отравляя метаном и прочим всю окрестность. Но это частности, мы думаем, так как есть на огромных просторах России еще такие места, что и нога человека бывает там один раз в десять лет….
_______________
4

Природу описывать не намного сложнее, чем писать стихи. Или по-другому, наоборот, чтобы описывать природу надо быть поэтом непременно. И многие из рыбаков именно таковы. Вот, например, некоторые вдохновительные описания можно привести. Они должны привлечь наш взор и просто, узнавая природу, мы можем мечтательно отдохнуть, а если проникнемся, то и сами устремимся к ней — к природе и выедем, наконец, чтобы встретиться с ней воочию.

«Утро пришло по-весеннему яркое, но морозное, с проседью инея на дощатой двери и с уханьем льда в протоках».
Это бывает такая осень. Перволедок.
А вот и лето:
«Река встретила тихим журчанием воды, всплесками рыбы и щебетом пичуг в кустарнике. На душе было неспокойно. Он ощутил какой-то нервный трепет, аж дыхание перехватывало. Петрович даже не сразу сообразил, что это просто давно забытое чувство нетерпения перед рыбалкой» — так волнение описано рыбаком, такое же как у артистов перед выходом на сцену.
«Жара…. У снастей сидеть на солнцепеке – добровольная пытка. Пруд словно стекло: ни морщинки от ветра, да хоть от небольшого ветерка, но нет…. Искупаешься – и кажется, что будто заново начинаешь жить: посвежела голова, спала с нее вязкая хмарь, легче двигаться, и вроде самое время вернуться к удочкам. Но не проходит и полчаса, а то и меньше, — и опять наваливается душная одурь, когда хочется послать все к чертям… и уехать домой».

Рыболовы-аксаковцы описывают природу так поэтично, что сродни стихотворениям в прозе Тургенева:

«Коротки летом ночи. Едва отгорел вечерний закат багрово-алой звенью, притихли на время птицы, остановилась черная вода, придавленная мягкими сумерками, — а уже открылся восток неярким светом, словно умытый лик приходящего всегда Начала» — просто божественная ночь подсмотренная на рыбалке.
«И с этим теплым светом проявились цвета и звуки. Веснушчатая от желтых кубышек река, подернулась седым туманом, лениво ползущим с росных прибрежных лугов».

Это ли не божественно произнесенная фраза, «подернулась туманом река», — хотя она кажется нам избитой, но вспомним, от кого мы ее слышим. Это рыболов , который в нашем представлении простецкий. И он это воочию видит и говорит нам о том, что пережил, — тем и нас призывая увидеть избитые поэтические образы наяву в жизни. На природе. И вот…:
«Прошло короткое время ночи….
Пепельно-серый и вялый туман, вдруг, стал прозрачным и озолотился насквозь первыми солнечными лучами. Вздохнул ветер, и туман заскользил над парной водой легко и вольно» —
сколько романтики в этом нехитром описании. И это все мы можем увидеть сами в действительности, когда последуем вслед рыболову-аксаковцу на природу.

«В глубокой бокладе-круговерти шлепнул торопливый хвост, а потом ударил уже гулко и тяжело, пуская круги по зеркальной воде. Кто это? Золотой крутобокий лещ поднялся к поверхности в игривой истоме? А может, нежная русалка-берегиня всплеснула в сонном испуге, сторонясь старика Водяного?» — какая сказочная романтика преследует сознание рыболова-аксаковца!
«Ир-ра, ир-ра!» — гулко и утробно отозвалась под берегом всполошенная лягуха. И как по команде, взорвался окрест лягушачий хор, отчаянно, словно в последний раз…» — и снова поэтичное описание.
«Эти резкие звуки на время нарушают звенящее безмолвие. Но вот опять тихо, — лишь шепчутся камыши, и тоскует вдалеке кукушка, как будто лицемерно сожалея о подкинутом малыше-кукушенке. Ку-ку… ку-ку…. Печально и вековечно вплетается этот стон в белотелые березняки, звонко отдается в зеленоглазых чистых борах и черных ельниках, а потом гаснет в мелколесье-чапыжнике. Наступает летнее утро….
В эти тихие мягкие дни и ночи, в соприкасающиеся вечерние и утренние зори хорошо быть одному у реки. И всегда здесь случаются вроде бы самые обыкновенные истории, которые тем не менее навсегда остаются памятными и близкими сердцу. Особенно когда приходят потом серые дни падающих снегов и лютая злость стеклянных морозов. Незатейливые картинки этих простых летних историй, пусть и без рекордных больших рыб и яростных с ними схваток, — бывают так по душе вспоминаемы в долгие зимние вечера!»
Но и зимняя природа тоже описана рыболовами-аксаковцами не менее поэтично:
«Прояснило. Легкий морозец пощипывает нос и щеки, но сквозь морозистую дымку проглянуло солнышко, светло и приветливо. Тепла от него, негреющего светила, мало, но все равно потеплело на душе. Береговой ивняк, мохнатый от инея, нежно и неярко светится в солнечных лучах. На белоснежных обрывах, кое-где незасыпанная снегом темнеет жухлая трава, прихваченная морозом. Она вздрагивает от порывов ветра, и от вида ее, не укрытой, мерзлой, делается на минуту зябко и тоскливо, словно от возвращения серой осени, плакавшей долгими дождями. И торопишься перевести взгляд на серебристые ивняки, над которыми улыбается солнышко и синеет прозрачное небо…».
И сегодня есть некоторые из рыбаков, уже не «рыболовов», потому что разделения на жерличников, спиннингистов и т. д. давно стерто, — которые за природу переживают и даже романтизируют:
«Чудеса случаются редко, иначе не были бы чудесами. Да и время сейчас не то, не чудесное. Домовые, кикиморы болотные, шишиги лесные, — все, собрав в узелки свои нехитрые волшебные пожитки, покидают дома свои, где им неуютно. Леший давно, плюнув на службу свою, наварил самогону, настоял на клюкве и ушел в бессрочный запой и в спячку. Живая и на глазах умирающая Природа, отравленная ядовитыми сбросами и выбросами, выбитая «электроудочками» и мощными ружьями, — уже покорно уступает дорогу холодному миру машин и техники и технологий».
Грустный вывод для всех любителей природы, для истинных поклонников ее. И как бы стремясь в последний раз насладиться общением с ней, с природой, люди во множестве начали выезды «на природу». Но у нас это постоянное – «хочется как лучше, а получилось как всегда». И выезды людей для общения с природой оборачиваются гибелью для нее: мусор кидаем, деревья ломаем и вообще поступаем бездумно. Отчего? Да потому, — что забылось уже Аксаковское восторженное восприятие Природы и забывается преемственное восприятие Паустовского. А есть ведь еще в России места такие же, как их описывали писатели прошлого и можно найти такие места и желательно их сохранить.
Конец.

Источник

Оцените статью