Снижение самооценки при психологическом стрессе относится

Стресс и его последствия для психического здоровья

По данным исследований в России примерно 70% населения постоянно находятся в состоянии стресса, из них 30% — в состоянии сильного стресса. Проведенные исследования показали, что 7 из 10 россиян хотя бы раз в жизни сталкивались с синдромом хронической усталости.

Важно понимать, что стресс становится опасен только тогда, когда он чрезмерен и/или постоянен. Необходимо помнить, что даже отрицательный опыт полезен. Он не только несет негативные эмоции, но при этом способен стимулировать нас к активной деятельности и принятию важных решений. Полностью избежать стресса невозможно, это сделало бы жизнь скучной и неинтересной.

Для лучшего понимания стресса необходимо знать, что сами по себе жизненные события не являются его причинами. Главное здесь то, как человек воспринимает ситуацию. Все по-разному реагируют на происходящее, например, для кого-то публичные выступления являются источником сильного стресса, в то время как для других это нейтральная или даже приятная ситуация. Причины возникновения стресса разнообразны, а формы проявления индивидуальны.

Стресс (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Нужно отметить, что стресс бывает разный: он может возникать как в ответ на негативные ситуации, так и на положительные. В современной науке стресс разделяют на стресс (понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм») и дистресс (негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться). Первый тип стресса возникает у всех, но не несет вреда, даже наоборот – помогает мобилизовать силы, адаптироваться к ситуации. Второй тип (дистресс) вредит здоровью человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

Симптомы дистресса:

  • мышечное напряжение, особенно в шее и плечах;
  • расстройство желудка;
  • головная боль;
  • бессонница;
  • переедание, употребление алкоголя, курение;
  • учащенное сердцебиение;
  • усталость;
  • раздражительность;
  • депрессия;
  • гнев;
  • тревога;
  • перепады настроения;
  • ощущение усталости;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • забывчивость;
  • негативные, повторяющиеся мысли.

Сильный стресс вредит здоровью человека весьма существенно. Из-за него в первую очередь страдает физическое здоровье – мы чаще болеем простудными заболеваниями, обостряются наши хронические болезни, стресс отражается на нашем внешнем виде. Все это становится в свою очередь дополнительным источником для переживаний, тревоги. Возникает замкнутый круг. Однако стресс наносит серьезный вред не только физическому здоровью, но также влияет на психическое состояние и эмоциональное благополучие. Мы начинаем чаще расстраиваться, злиться, нервничать. В итоге наше эмоциональное состояние ухудшается, расстраиваются отношения с окружающими людьми, возникают проблемы в учебе и работе. Длительное пребывание в подобном состоянии приводит к появлению депрессивных и тревожных расстройств. Непродуктивные способы борьбы со стрессом (например, употребление алкоголя, переедание, «срывание зла» на близких) приводят к ухудшению ситуации.

Читайте также:  Эмоции присущи животным чувства человеку

Для того, чтобы однажды возникший негативный стресс не стал постоянным спутником, необходимо соблюдать некоторые правила, которые помогут Вам стать более устойчивым к стрессу, а взгляд на ситуацию сделать менее негативным.

Вот несколько способов повысить стрессоустойчивость:

  • обратите внимание на возникшую проблему, не игнорируйте ее и не ждите, что она разрешится сама собой;
  • постарайтесь определить, что именно в ситуации вызывает стресс;
  • подумайте, что значит для Вас эта ситуация;
  • помните, что стресс можно уменьшить. Подумайте, как это можно сделать. Сделайте перерыв, смените обстановку, отвлекитесь на что-то.
  • научитесь контролировать собственные эмоции. Постарайтесь посмотреть на ситуацию со стороны – так ли она катастрофична, как кажется на первый взгляд? Поговорите о проблемной ситуации с близкими людьми, попросите о помощи и поддержке.
  • постарайтесь контролировать ваше физическое состояние. В трудной ситуации дышите глубоко и медленно, это нормализует сердечный ритм, сделайте несколько релаксационных упражнений, чтобы снять мышечное напряжение. Также не забывайте о регулярных занятиях спортом и правильном питании, постарайтесь снизить потребление никотина и кофеина и правильно чередуйте работу с отдыхом.
  • научитесь эффективно использовать Ваше время. Составляйте план дел на день, старайтесь ничего не оставлять на потом, выполнять все в срок.
  • будьте внимательны и терпеливы к себе.

Если Вы чувствуете, что ваши попытки снизить переживаемый стресс не приводят к успеху, обратитесь за психологической помощью к специалисту.

Источник

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ

Большое значение для проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые подвергли специальному изучению мотивы, потребности, уровень притязаний и их динамическое соотношение, позволяющие понять некоторые динамические тенденции эффективной сферы, имеющие значение для понимания функции самооценки.

Р. Бернс одной из составляющих «Я — концепции» человека считает самооценку. «Я — концепция» — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаниями. «Самооценка — это аффективная оценка представления индивида о себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут высказывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением» [1].

Часто самооценку рассматривают только как составляющую эмоционально — ценностного отношения к себе. Так, например, У. Джеймс понимает самооценку как довольство или недовольство собой. Р. Уайли считает, что в основе эмоционально-ценностного отношения могут лежать расхождения между самооценкой индивида и оценкой его со стороны окружающих. Он рассматривал этот вопрос с точки зрения функционального и адаптивного научения и, пытаясь установить причину этому явлению, считал, что самооценка — очень сложное явление, т.к. многие индивиды имеют упрощенное представление о себе, чем это требует обстоятельство, поэтому их самооценка примитивна [5].

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе. Знания личности о себе сопряжено с переживанием собственных психологических особенностей. Они опосредуются бытием личности и возникают как результат её конкретной жизнедеятельности в потоке постоянного соотношения ценностей, стремлений, установок с требованиями, нормами общества и того непосредственного социального окружения, в котором данная личность находится.

Читайте также:  Тест мой темперамент для студентов

Самооценка это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.

В самооценке видят проекцию осознаваемых качеств на внутренний эталон, сопоставление своих характеристик с ценностными шкалами, форму отражения отношения к себе, личностное суждение о собственной ценности, позитивную или негативную установку на себя.

Самооценка относится к центральным образованиям личности. Ее формирование происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Структура самооценки включает в себя два связанных между собой компонента: эмоциональный и когнитивный, которые отражают знания человека о себе и отношение к себе.

Когнитивный компонент отражает систему представлений субъекта о самом себе разной степени дифференцированности, обобщенности и осознанности. Эмоциональный же компонент отражает отношение человека к себе, это оценка представлений о себе, обладающая различной степенью интенсивности. Качественное своеобразие этих компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции:

Регуляторная-решение задач личностного выбора;

Защитная-обеспечивает стабильность и независимость личности.

Самооценка, выполняя эти функции, влияет на деятельность, поведение и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми, создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха, постановки целей, т.е. уровня притязаний личности [1].

Завышенная идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Такой человек не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, считает себя умнее других, часто становится жестким, агрессивным, обидчивым, неуживчивым.

Адекватная обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия, которые жизнь ставит перед ним ежедневно. Преодоление включает в себя осознание, управление и выражение чувств соответствующим образом.

Заниженная неадекватное, негативное отношение к себе, человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности. Такие люди не уверены в себе, стеснительны, застенчивы, не могут реализовать свои задатки и способности,ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе.

Личностная то, как человек оценивает себя и свое место среди окружающих.

Конкретно-ситуативная как человек оценивает себя и свои действия в конкретной ситуации, относительно конкретных целей и задач.

Многообразные чувства, эмоциональные состояние, пережитые в разное время, в разных жизненных ситуациях, составляют «эмоциональный» фонд самосознания, в совокупности с эмоционально – ценностным отношением человека к себе. Они составляют его самооценку. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека, на устойчивость к стрессовым ситуациям.

Читайте также:  Радость то какая демотиваторы

Стрессоустойчивость — сопротивляемость человека стрессовым воздействиям.

Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, физические, волевые и эмоциональные нагрузки без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Стрессоустойчивость как качество личности является единством компонентов: 1) мотивационного; 2) эмоционального; 3) волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуациями; 4)интеллектуального — оценка и определение требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий. Свойство стрессоустойчивости на всех уровнях его регуляции и проявления означает стабильность функций организма и психики под воздействием стресс-факторов, их сопротивляемость и выносливость к экстремальным воздействиям, функциональную приспособляемость к жизни и деятельности в экстремальных ситуациях и способность компенсировать чрезмерные функциональные нарушения при воздействии стрессоров [2].

Преодоление стрессовых ситуаций будет более успешным, если реакция индивида соответствует требованиям ситуации. Одним из важных параметров потенциального соответствия между преодолением и ситуационными оценками является воспринимаемый контроль за ситуацией. Контроль за ситуацией возможен при адекватной самооценке. Самооценка влияет на поведение человека в стрессовых ситуациях [3].

Человек с низкой самооценкой более подвержен стрессовым ситуациям, так как постоянно испытывает страх, тревогу. Будучи неуверенным в себе человек постоянно наблюдает за каждым своим действием и действиями окружающих людей, становится слишком чувствительным к любым замечаниям или комментариям, сделанным другими людьми, в результате люди с низкой самооценкой нестрессоустойчивы [4].

Человек с завышенной самооценкой считает себя лучше других, но когда его мнение о себе не совпадает с мнением окружающих, он становится обидчивым, недоверчивым, упрямым. Это порождает внутренние конфликты, противоречия и стрессы. В результате люди с завышенной самооценкой обладают средней стрессоустойчивостью.

Человек с адекватной самооценкой уверен в себе, настойчив и самокритичен. Адекватная самооценка позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды, и в соответствии с этим, самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Поэтому люди с адекватной самооценкой обладают высокой стрессоустойчивостью.

Самооценка- умение оценить себя, свои возможности и способности — играет важную роль в жизни каждого из нас. Ведь от того, каким ощущаешь себя, зависит поведение, настроение, многие жизненные важные решения. Правильное отношение к себе, реалистичная оценка своих данных помогает разумно распределить свои силы, ставить перед собой разрешимые задачи, сохранять душевное равновесие.

Список использованной литературы и других источников:

Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. Учебное пособие. — М.: «Прогресс», 2006.

Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: «Прогресс», 2009.

Тарасов Е.А. Как победить стресс. — М.: Айрис-пресс, 2002

Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. — М.: Наука, 1981.

Франкенхойзер М. Эмоциональный стресс. — М.: Наука, 1972

Источник

Оцените статью