- Снижение внимания
- Типы нарушений
- Причины и симптомы
- К какому врачу обращаться?
- Диагностика и лечение
- Реабилитационные методы
- Что можно сделать самостоятельно
- Результат и образ жизни
- Снижение концентрации внимания при стрессе
- Как преодолеть рассеянность и невнимательность
- Признаки проблем с концентрацией внимания
- Основные причины невнимательности и рассеянности
- 1. Переутомление
- Как бороться:
- 2. Нежелание действовать
- Как бороться:
- 3. Сбой «автопилота»
- Как бороться:
- 4. Избыточное количество задач
- Как бороться:
- 5. Дефицит внимания
- Как бороться:
- Что запомнить
Снижение внимания
✓ Статья проверена медицинским экспертом
Снижение внимания- это неспособность человека сконцентрироваться на определенном предмете, задаче, стимуле. Проблема встречается у детей и взрослых. Рассеянность накапливается, что приводит к неврологическим и психическим расстройствам. Необходимо своевременно выявить причины, чтобы пройти курс лечения и избежать необратимых процессов.
Типы нарушений
Снижение внимания — это распространенная проблема, которая отражается на качестве жизни человека. Детская концентрация достаточно безобидна, но с возрастом недуг усугубляется.
- Рассеянность (порхающая концентрация) — присутствует у детей школьного возраста. Наступает по причине отсутствия интереса к занятиям.
- Невнимательность ученого” — человек долго пребывает в своих мыслях, поэтому сложно переключается с одного процесса на другой.
- Отвлеченность — постоянное переключение от одного вида деятельности к другому. Невозможность довести ни одного дела до логического завершения.
- Отсутствие концентрации у стариков — невозможность перевести внимание в силу возраста и неврологических состояний.
- Инертность — патологическая фиксация внимания. Человек не знает, в какое время нужно перевести внимание на другой объект.
- Апрозексия — полная невнимательность.
В определенный момент мозг человека перестает выполнять задачи, отвлекаясь от основной деятельности. Невнимание — это нарушение одной из когнитивных функций.
Действительно, проблемы с концентрацией часто обусловлены умственным напряжением и отсутствием заинтересованности. Такие симптомы не являются признаком серьезных заболеваний. Они проходят, как только человек отдыхает или переключается на более интересный вид деятельности. Если говорить о возрастном снижении концентрации — это причина серьезных патологических нарушений.
Причины и симптомы
Диагноз — нарушение внимания взрослых отличается от детской невнимательности. Давайте рассмотри основные факторы, влияющие на пониженную концентрацию:
- генетическая предрасположенность;
- родовые травмы;
- трудное детство;
- дисфункции головного мозга;
- гормональные нарушения;
- эмоциональный стресс;
- неправильная диета;
- чрезмерное беспокойство и боль.
Отсутствие концентрации приводит к депрессии, гиперпрозексии, эпилепсии, расстройству памяти, когнитивным нарушениям, деменции (слабоумию).
- Невозможность сфокусироваться на предмете. Характеризуется “зависанием” и “блужданием” внимания. Человек не может сконцентрироваться на выполнении определенного дела, пропускает важные детали, не способен сосредоточиться. Например, перечитывает несколько раз абзац в книге, не понимая, что там написано.
- Неусидчивость — неспособность сидеть на месте. Все время хочется куда-то бежать. Из-за этого присутствует недостаток внимания и невозможность сосредоточится.
- Импульсивность — обусловлена склонностью действовать бессознательно (бесконтрольно). Присуща эмоциональным людям. Под воздействием внешних переживаний человек не может сосредоточиться на деле.
- Суетливость — торопливость сделать все быстро. Бесполезная трата времени на ненужные дела. Как результат — пропуск важных деталей.
- Утомление — симптом повышенной усталости. В подобном состоянии человек становится невнимательным, не сосредоточенным, угнетенным.
- Повышенная раздражительность — признак депрессивного состояния. Человек переживает и не может сфокусировать взгляд на одном объекте.
- Нервная возбудимость — сбой в работе нервной системы. Пациент моментально реагирует на внешние события, тем самым отключается от основной деятельности.
Признаки снижения внимания требуют тщательного анализа. Запишитесь на прием к специалисту и решите проблему!
К какому врачу обращаться?
С потерей концентрации вам нужно обратиться к неврологу. Специалист выяснит причину, поставит диагноз, назначит терапию. Нарушение внимания сложно поддается исследованию. Необходимо провести детальную диагностику головного мозга. Современное оборудование и аппараты позволяют достаточно быстро определиться с обследованием и лечением невнимания. Доктор разработает оздоровительную и реабилитационную программу, исходя из индивидуальных качеств пациента.
Диагностика и лечение
Исследование больного начинается с осмотра пациента и забора анализов. Диагностика причин снижения внимания включает современные методы:
- патопсихологические пробы — тестовые задания со стимульным материалом;
- метод двойной стимуляции — диагностика модально-специфических нарушений;
- магнитно-резонансная томография;
- электроэнцефалография;
- ангиография.
Лечение снижения внимания основано на медикаментозной терапии, которая зависит от сопутствующего заболевания. Назначают препараты, улучшающие память и психостимуляторы. Чем раньше вы обратитесь с проблемой, тем быстрее и эффективнее будет выздоровление.
Реабилитационные методы
Помимо лекарственных препаратов, рекомендовано пройти реабилитационные процедуры:
- Пациентам с психологическими проблемами назначают психокоррекцию — аутотренинги эмоциональной разгрузки. Проводят разъяснения, как вести себя в домашних условиях.
- Электростимуляция двигательных нервов — действенный способ улучшения проблем с вниманием.
- Больному назначают водные процедуры, в частности — бальнеотерапию.
- Расслабляющий массаж позволит улучшить кровообращение.
- Методы релаксации — современные расслабляющие действия, которые пациент сможет сделать в домашних условиях.
- Лечебная физкультура. Легкие виды спорта — это основа бодрости и хорошего настроения.
Кроме этого, проводят мероприятия по устранению негативных отношений в семье. Психологическая работа с пациентом — это часть программы по восстановлению здоровья.
Что можно сделать самостоятельно
Тренировка когнитивных функций — это главная составляющая повышения внимания. Есть специальные программы, которые автоматически определяют наиболее ослабленные функции мозга и предлагают режим тренировок, который подходит персонально каждому пациенту.
Несколько правил повседневной жизни:
- Планируйте отдых. Снижение внимания напрямую зависит от усталости и переутомления. В выходные дни отключайтесь от суеты и приводите в порядок свои мысли.
- Выезжайте на природу. Прогулка по лесу или парку освежает мозг и стимулирует кровообращение.
- Справляйтесь с депрессивным состояниям с помощью медитации, которая отгоняет негативные мысли, тревогу, беспокойство.
- Уберите отвлекающие вас предметы. Есть время для работы — есть время для ответа на сообщения и звонки.
- Сложные и основные задачи выполняйте в утренние часы, когда есть хороший энергетический запас.
Улучшайте концентрацию внимания с помощью игр и упражнений. Делайте это в перерывах от основной деятельности. Например, наполняем стакан водой и держим его на вытянутой руке 3 минуты, ни на что не отвлекаясь.
Результат и образ жизни
Лечение снижения внимания дает положительный результат, если запастись терпением. Профилактика потери концентрации основывается на поддержании здорового образа жизни, прогулок на свежем воздухе, правильном питании и отказе от вредных привычек. Больше отдыхайте — здоровый сон улучшает физическую активность и повышает внимание. Планово посещайте своего лечащего врача!
Источник
Снижение концентрации внимания при стрессе
Нарушения памяти часто бывают при неврозах, тревожном расстройстве, депрессиях. Выражаются в неспособности сосредоточиться при выполнении профессиональных обязанностей, чтении книг, в беседе. Трудности сосредоточения порождают ощущение нарушенной памяти. При вышеуказанных заболеваниях нарушения памяти и внимания – функциональны и проходят при выздоровлении. Они обусловлены тем, что взгляд человека, страдающего депрессией или тревогой, поворачивается «внутрь себя», всё внимание уходит на то, чтоб совладать с болезненными симптомами. Внимания не хватает на внешнее из-за фиксации человека на своем внутреннем состоянии.
Память — это особое свойство человеческого организма сохранять информацию о любом объекте, даже после того, как он перестал находиться в прямом контакте с человеком. Если разбить на составляющие, то функция памяти включает три стадии: запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание. Только при успешном взаимодействии и функционировании трех составляющих памяти — человек может вести комфортную и активную жизнь. Но современный ритм жизни и экологическая обстановка, заставляют испытывать людей определенный дискомфорт.
Так, основные психоэмоциональные расстройства, как правило, заключаются в нарушении концентрации внимания, появлении проблем, связанных с обработкой и восприятием внешней информации. У человека появляется навязчивое состояние тревоги, депрессивное настроение, длительное нахождение на данном этапе может повлечь за собой нарушения памяти и внимания. Психотерапевты врачи отмечают, что нарушения памяти весьма многообразны. Несмотря на то, что многие люди ошибочно полагают, что подобные нарушения необратимы и связаны с возрастными изменениями, существует огромное количество причин нарушения памяти и внимания: общая слабость, вызванная переутомлением, перенесенными заболеваниями, поражения печени, недостаток витамина В1, отравление угарным газом, инсульт, черепно-мозговая травма, вертебрально-базилярная недостаточность, (полученная в результате нарушения мозгового кровообращения, для которого характерны приступы головокружения), нарушения координации, мелькание «мушек» перед глазами, забывчивость, дисциркуляторная энцефалопатия (полученная в результате атеросклероза сосудов головного мозга), болезнь Альцгеймера, стрессовые ситуации, опухоли головного мозга, посттравматическая энцефалопатия.
В подобных случаях нарушения памяти могут быть совершенно необратимыми, в других при восстановлении нормальных и естественных условий существования главные способности человеческой памяти восстанавливаются.
Главной причиной возникновения «нарушений памяти» при подавленном состоянии является то, что взгляд человека, страдающего депрессией, направлен «внутрь себя», иными словами все внутренние ресурсы направлены, на борьбу с симптомами. Человек пытаясь бессознательно избавиться от проблемы, жертвует вниманием, направленным на внешнюю окружающую среду. Внимания не хватает на внешнее из-за фиксации человека на своем внутреннем состоянии.
Нарушения памяти часто возникают при неврозах, тревожном расстройстве, депрессиях
В зависимости от состояния пациента психотерапевт назначает лечение, целью которого является укрепление иммунитета организма, развитие деятельности нервной системы. Программа лечения индивидуальна, от правильности ее составления зависит успех всего лечения. Значительную работу в выявлении причины нарушения памяти у пациентов среднего возраста, от 30 до 45 лет может проводить психотерапевт, который косвенно определит вместе с клиентом, что в прошлой настоящей жизни приводит к таким реакциям психики, как нарушения памяти. Ведь чаще всего, эти нарушения избирательны: например, человек плохо запоминает свои обязанности по работе и плановые дела. Может быть, ему следует сменить работу?
Мозговые нарушения также подлежат лечению и природа заботится о человеке: мозг имеет огромную пластичность в своих функциях. Но встречаются такие состояния, например, нарушение памяти при болезни Альцгеймера, которое без лекарственного лечения прогрессирует и делает человека инвалидом. Назначение медикаментов может продлить период нормальной жизни. Если нарушения памяти и внимания вызваны психологическими причинами, то есть – работой «психических защит», то подойдет психотерапия и психоанализ. При успешном прохождении курса психотерапии человек избавляется от проблем связанных с неспособностью концентрации внимания, например при чтении и спокойно приступить к выполнению своих профессиональных и повседневных обязанностей.
Источник
Как преодолеть рассеянность и невнимательность
Рассказываем, как справиться с забывчивостью, рассеянностью, перестать терять вещи и ошибаться по невнимательности.
Внимание — психическая функция, которая помогает нам замечать детали окружающего мира, концентрироваться на выполнении учебных и других задач, помнить о запланированных делах. Разумеется, все люди могут иногда что-нибудь забыть или перепутать. Проблема появляется, если человек постоянно рассеян и не собран, это мешает и в учёбе, и в быту.
Признаки проблем с концентрацией внимания
- невозможность надолго сосредоточиться на одном деле;
- забывчивость (вы забываете о встречах, договорённостях, домашних заданиях, не берёте в школу нужные учебники);
- потеря вещей (кошельков, ключей, очков);
- необязательные ошибки в учебных работах (зная материал, вы записываете неправильные цифры, пропускаете важные условия задач, путаете буквы в словах, неверно выполняете вычисления).
Как правило, у хронической рассеянности обязательно есть причина или несколько причин. Достаточно их найти и устранить, чтобы стать более внимательным и собранным.
Основные причины невнимательности и рассеянности
1. Переутомление
К ослаблению внимания часто приводят хронический недостаток сна или большие физические и умственные нагрузки в течение длительного времени. Наверняка вы и сами замечали: если за уроки сесть на свежую голову, помарок и ошибок в задачах возникает намного меньше, а в состоянии усталости и сонливости порой трудно вникнуть в условие задачи.
Как бороться:
- Спите не меньше 7–8 часов в сутки даже в самые напряжённые учебные дни. Сделайте спокойный здоровый сон своей привычкой: следите за режимом дня, ложитесь и вставайте примерно в одно и то же время; если не выспались ночью, найдите возможность поспать днём 1-2 часа.
- Регулярно проводите время на свежем воздухе. Благодаря прогулкам и спорту на свежем воздухе клетки мозга получают больше кислорода, в результате повышаются активность и работоспособность, улучшаются память и внимание.
- Делайте паузы в учебе. Чтобы избежать переутомления во время занятий, применяйте технику 45×15, описанную в книге Яны Франк «Муза и чудовище». Через 45 минут занятий на 15 минут переключайтесь на какую-либо другую деятельность, не связанную с концентрацией внимания: домашние дела, разговор по телефону, зарядку. Повторите цикл 45×15 несколько раз — до полного завершения запланированных на сегодня задач. Отдых и переключение помогают вновь сосредоточиться на умственной деятельности.
2. Нежелание действовать
На степень рассеянности и забывчивости сильно влияет уровень мотивации. Если мы подсознательно не хотим куда-то идти или что-то делать, мозг помогает нам избавиться от неприятной обязанности и как бы «вычеркивает» информацию о ней из памяти. Если вы часто забываете о встречах, договорённостях, обещаниях, записи домашнего задания или сроках выполнения реферата, возможно, проблема не в рассеянности как таковой, а в отсутствии желания.
Как бороться:
- Пересмотрите свои дела и задачи с точки зрения приоритетов. Составьте список дел и ситуаций, в которых вы особенно часто проявляете рассеянность, и ответьте на вопрос, почему вам так трудно удерживать внимание на этих задачах, насколько вам необходимо этим заниматься и почему. Не исключено, что по итогам анализа список уменьшится на несколько пунктов, зато про остальные пункты вы забывать перестанете.
- Переформулируйте свои планы так, чтобы их хотелось выполнять. Проще всего достигать тех целей, которые сулят нам вознаграждение, моральное или материальное. Чем конкретнее поставлена цель, тем более ясно вы можете представить положительный эффект от неё. Формулируйте свои задачи таким образом, чтобы вам захотелось добиться результата. Например, вместо цели «Хочу выучить иностранный язык» поставьте цель «Научиться общаться на иностранном языке со сверстниками в интернете», и сосредоточиться на ней станет проще.
- Убедитесь, что поставленная цель реальна и достижима. Если наш мозг считает, что достичь цели невозможно, он перестаёт выделять энергию на ее достижение и концентрироваться на ней. В результате мы либо постоянно забываем о цели, либо не можем сосредоточиться на выполнении нужных действий. Если цель слишком большая, разбейте её на промежуточные шаги и двигайтесь поэтапно. К примеру, ваша цель — сдать ЕГЭ на 90+ баллов. Запишите все темы, которые нужно для этого освоить, изучайте их последовательно, на каждом этапе проверяйте себя и только после этого двигайтесь дальше.
3. Сбой «автопилота»
Многие бытовые действия мы совершаем автоматически, не задумываясь: уходя, закрываем дверь квартиры, выключаем свет, плиту, собираем учебники в школу. Если в момент совершения автоматического действия нас что-то отвлекает, программа может дать сбой. По этой причине люди часто теряют вещи, забывают выключить утюг, взять с собой нужные документы.
Как бороться:
- Хотя бы раз в день делать медитацию осознанности. Техника выполнения медитации: сесть или лечь в удобную позу и сосредоточиться на своем теле, его положении и ощущениях внутри себя, на коже, в мышцах. Не отвлекаться на любые внешние раздражители, не думать ни о чём другом. Продолжительность медитации: 5–10 минут.
- Чаще менять алгоритм привычных действий. Ходите в школу другой дорогой, меняйте последовательность утренних ритуалов, по-другому складывайте вещи на столе и на полках. Когда вы меняете алгоритм поведения, мозг отключает «автопилот» и начинает выстраивать новые нейронные связи. Это развивает интеллект и улучшает концентрацию.
4. Избыточное количество задач
Когда нужно выполнять несколько дел одновременно или удерживать в памяти несколько задач, внимание рассеивается, а концентрация снижается. Неудивительно, что про одну или несколько задач можно забыть, а другие выполнить некачественно. Избыток задач негативно сказывается на эффективности работы или учёбы.
Как бороться:
- Выбрать одно дело и сосредоточиться на нём. При этом важно по максимуму устранить отвлекающие факторы — убрать лишние предметы с рабочего стола, закрыть ненужные игры и программы на компьютере, отключить звук или уведомления на телефоне, выключить музыку, телевизор, радио, попросить, чтобы вас не отвлекали и не беспокоили домашние.
- Разбираться с поступающими задачами сразу, не откладывая на потом. Если делать возникающие новые дела сразу, меньше риск, что из-за обилия задач вы о чем-то забудете. Этот способ лучше всего работает с мелкими учебными и бытовыми делами.
- Использовать методики эффективного планирования:
- Составляйте списки задач (они помогут удерживать нужные дела в памяти).
- Освойте систему канбан. Запишите дела и задачи на цветные карточки и распределите на специальной доске в графы «Нужно сделать», «Делается» и «Сделано». По мере выполнения задач передвигайте карточки в нужную графу. Таким образом, вы всегда можете следить за процессом и корректировать последовательность действий.
- Применяйте визуальные подсказки. Кладите записки с напоминанием о важных делах в клавиатуру компьютера или вешайте на видном месте над столом, положите на стол какую-нибудь вещь — ручку, карандаш, книгу — которая сразу же напомнит вам о запланированной задаче.
5. Дефицит внимания
Синдром дефицита внимания встречается у людей любого возраста. При этом синдроме человеку сложно в течение длительного времени концентрироваться на одной и той же задаче.
Как бороться:
Справиться с проблемой помогут упражнения на улучшение концентрации. Делать их нужно регулярно — как минимум раз в день на протяжении 2–3 недель. Вот несколько примеров упражнений.
- Взгляд на пальцы. Сядьте с прямой спиной на стул или кресло, расправьте плечи. Поднимите правую руку на уровень плеча и отведите её в сторону, поверните голову и сфокусируйте взгляд на пальцах правой руки. Удерживайте взгляд на пальцах в течение 1 минуты, после чего повторите упражнение с левой рукой.
- Прямая линия. Ведите ручкой по бумаге прямую линию, удерживая внимание только на этом действии. Как только вы заметили, что внимание рассеялось, нарисуйте на линии маленькую зазубрину и продолжайте дальше. Чем меньше получилось зазубрин, тем выше уровень вашей концентрации. Старайтесь не отвлекаться и не уходить в свои мысли хотя бы 2–3 минуты.
- Секундная стрелка. Положите перед собой часы с секундной стрелкой и, не отрываясь, следите взглядом за её движением. Удерживайте внимание на стрелке в течение 5 минут, не отвлекаясь и не погружаясь в свои мысли.
Что запомнить
- Мы становимся рассеянными, забывчивыми и невнимательными по разным причинам. Правильно определив причину, можно быстро и эффективно вернуть себе концентрацию.
- Основные причины невнимательности: переутомление, нежелание выполнять намеченные задачи, сбой «автопилота», избыточное количество задач и дефицит внимания.
- Избегайте переутомления: высыпайтесь, гуляйте на свежем воздухе, делайте паузы во время учёбы. Используйте систему 45×15: 45 минут занятий — 15 минут любой другой деятельности.
- Разберитесь с мотивацией: расставьте приоритеты, переоцените ваши цели и приведите их в соответствие со своими желаниями, сформулируйте задачи таким образом, чтобы они звучали более привлекательно. Это поможет избавиться от постоянной забывчивости.
- Старайтесь не полагаться на «автопилот» в повседневных делах, тренируйте осознанность, замечайте детали окружающего мира, меняйте алгоритмы рутинных действий.
- Минимизируйте количество задач, выполняйте их последовательно одну за другой, старайтесь делать мелкие дела сразу, чтобы они не накапливались. Если задач всё равно осталось много, применяйте разные методики эффективного планирования — составляйте списки, визуализируйте задачи.
- Работайте над концентрацией внимания с помощью специальных упражнений.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Источник