Смена чувств лирического героя

Содержание
  1. Смена чувств лирического героя
  2. 15. Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения «Незнакомка»? и 16. В каких произведениях предоставление о прекрасном связано с женским образом и в чём их сходство и отличие от стихотворения Незнакомка (ЕГЭ по литературе)
  3. Смена чувств лирического героя
  4. Анализ стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновение»
  5. История создания
  6. Краткий анализ лирического текста
  7. Кому посвящено?
  8. «Я помню чудное мгновенье..» — В одном романсе, в нескольких строчках вся история любви.
  9. Жанр, размер, направление
  10. Жанр и размер
  11. Композиция
  12. Сюжет
  13. Образы и символы
  14. Основная идея
  15. Темы и проблемы
  16. Средства художественной выразительности
  17. Развернутый анализ литературного произведения
  18. История создания стихотворения
  19. Тема и композиция
  20. Жанр и стихотворный размер
  21. Средства художественной выразительности

Смена чувств лирического героя

Какие чувства испытывает герой стихотворения от увиденной им картины?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.

На пажитях немых люблю в мороз трескучий

При свете солнечном я солнца блеск колючий,

Леса под шапками иль в инее седом

Да речку звонкую под тёмно-синим льдом.

Как любят находить задумчивые взоры

Завеянные рвы, навеянные горы,

Былинки сонные среди нагих полей,

Где холм причудливый, как некий мавзолей,

Изваян полночью, – иль тучи вихрей дальных

На белых берегах и полыньях зеркальных.

Укажите род литературы, к которому относится произведение А.А. Фета.

Лирика — один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами.

Ответ: лирика или лирический.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных А.А. Фетом в данном стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания).

В данном стихотворении используются художественные средства:

2) Сравнение — сопоставление одного предмета или явления с другим: «как некий мавзолей».

4) Инверсия − необычный порядок слов: «На пажитях немых люблю в мороз трескучий | При свете солнечном я солнца блеск колючий. »

5) Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность: в стихотворении повторяются звуки: с, ч, м, н.

В каких стихотворениях отечественных авторов изображены картины зимы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Фета?

Стихотворение А.А. Фета проникнуто светлыми чувствами. Лирический герой любуется картинами зимней природы. Морозный день вызывает в его душе прилив бодрости и бесконечной благодарности за прожитый миг:

На пажитях немых люблю в мороз трескучий

При свете солнечном я солнца блеск колючий.

Читая эти строки, невольно вспоминаются пушкинские:

Мороз и солнце; день чудесный!

Зимний день, когда комната «озарена янтарным блеском», когда «Под голубыми небесами | Великолепными коврами, | Блестя на солнце, снег лежит» − не может не радовать, словно со снегом приходит обновление и в души, и в умы.

С таким же светлым чувством читаем и стихотворение Сергея Есенина «Белая береза». И здесь слепящий морозный день, завораживающий зимний пейзаж:

Таким образом, в творчестве Фета, Есенина, Пушкина есть общие подходы к изображению зимней природы: человек радуется зиме, любуется её красотой, сам внутренне при этом преображается.

«Таким образом, в творчестве Фета, Есенина, Пушкина. «

Откуда взялся Пушкин? В пример приведён только Есенин и почему-то Фет.

«Читая эти строки, невольно вспоминаются пушкинские:

Мороз и солнце; день чудесный!».

Стихотворение А.А. Фета проникнуто светлыми чувствами. Лирический герой любуется картинами природы. Морозный день вызывает в его душе прилив бодрости и бесконечной благодарности за прожитый миг:

На пажитях немых люблю в мороз трескучий

При свете солнечном я солнца блеск колючий.

С восторгом говорит поэт о том, что ему дано видеть «былинки сонные», «холм причудливый», «тучи вихрей дальных». Это счастье − жить и видеть мир во всём его многообразии.

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.

Источник

15. Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения «Незнакомка»? и 16. В каких произведениях предоставление о прекрасном связано с женским образом и в чём их сходство и отличие от стихотворения Незнакомка (ЕГЭ по литературе)

15. Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения «Незнакомка»?

1. Эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения меняется от трагического до возвышенного.

2. В начале стихотворения лирический герой рисует нам «низкий мир», где раздается «детский плач», «женский визг».

Ему неприятно видеть эту картину. 3.Он чувствует одиночество: «И каждый вечер друг единственный в моём стакане отражён». 4. Герой «смирён и оглушён», ведь всё окружающее вызывает у него отвращение. 5. Его душевное состояние меняется, как только появляется «дивичий стан, шелками схваченный». 6.Он уже не видит пьяниц с «глазами кроликов». Смотря на вуаль, герой видит только «берег очарованный и очарованную даль».7. Ему становится легко. 8. Он понимает, что в его душе появилось настоящее сокровище.

9. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что эмоциональное состояние героя резко меняется с появлением незнакомки. 10. Он начинает чувствовать радость, счастье, а не одиночество и отвращение, которое герой ощущает в начале стихотворения.

16. В каких произведениях русской лирики предоставление о возвышенном и прекрасном связано с женским образом и в чём их сходство и отличие от стихотворения «Незнакомка»?

1. В произведениях А.С.Пушкина «К ***», С.Есенина «Заметался пожал голубой» представление о возвышенном и прекрасном связано с женским образом.

2. Для лирического героя А.С.Пушкина женский образ является божеством, без которого его жизнь теряет всякий смысл. 3. Именно этот образ помогает герою ощутить радость, любовь, вдохновение. 4. Его охватывают возвышенные чувства, как и лирического героя стихотворения «Незнакомка». 5. Вот только для героя А. Блока женский образ является таинственным, загадочным, а герой Пушкина уже знаком с ним.

6. Лирический герой стихотворения «Заметался пожар голубой» влюблен. 7. Чувство пробуждают в нём желание изменить свою жизнь.8 Он утверждает, что навеки бы « забыл кабаки

и стихи бы писать забросил» ради своей возлюбленной. 9. На мировоззрение героя повлиял женский образ и в стихотворении «Незнакомка». 10. Лирический герой Блока начинает видеть «берег очарованный и очарованную даль». 11. Отличие заключается в том, что лирический герой Есенина страстно влюблен, а герой Блока лишь наблюдает за незнакомкой.

12. Исходя их вышесказанного, можно сделать вывод, что женские образы заставляют чувствовать героев радость, говорить о возвышенном и прекрасном.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Смена чувств лирического героя

Какие чувства испытывает герой стихотворения от увиденной им картины?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.

На пажитях немых люблю в мороз трескучий

При свете солнечном я солнца блеск колючий,

Леса под шапками иль в инее седом

Да речку звонкую под тёмно-синим льдом.

Как любят находить задумчивые взоры

Завеянные рвы, навеянные горы,

Былинки сонные среди нагих полей,

Где холм причудливый, как некий мавзолей,

Изваян полночью, – иль тучи вихрей дальных

На белых берегах и полыньях зеркальных.

Укажите род литературы, к которому относится произведение А.А. Фета.

Лирика — один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами.

Ответ: лирика или лирический.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных А.А. Фетом в данном стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания).

В данном стихотворении используются художественные средства:

2) Сравнение — сопоставление одного предмета или явления с другим: «как некий мавзолей».

4) Инверсия − необычный порядок слов: «На пажитях немых люблю в мороз трескучий | При свете солнечном я солнца блеск колючий. »

5) Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность: в стихотворении повторяются звуки: с, ч, м, н.

В каких стихотворениях отечественных авторов изображены картины зимы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Фета?

Стихотворение А.А. Фета проникнуто светлыми чувствами. Лирический герой любуется картинами зимней природы. Морозный день вызывает в его душе прилив бодрости и бесконечной благодарности за прожитый миг:

На пажитях немых люблю в мороз трескучий

При свете солнечном я солнца блеск колючий.

Читая эти строки, невольно вспоминаются пушкинские:

Мороз и солнце; день чудесный!

Зимний день, когда комната «озарена янтарным блеском», когда «Под голубыми небесами | Великолепными коврами, | Блестя на солнце, снег лежит» − не может не радовать, словно со снегом приходит обновление и в души, и в умы.

С таким же светлым чувством читаем и стихотворение Сергея Есенина «Белая береза». И здесь слепящий морозный день, завораживающий зимний пейзаж:

Таким образом, в творчестве Фета, Есенина, Пушкина есть общие подходы к изображению зимней природы: человек радуется зиме, любуется её красотой, сам внутренне при этом преображается.

«Таким образом, в творчестве Фета, Есенина, Пушкина. «

Откуда взялся Пушкин? В пример приведён только Есенин и почему-то Фет.

«Читая эти строки, невольно вспоминаются пушкинские:

Мороз и солнце; день чудесный!».

Стихотворение А.А. Фета проникнуто светлыми чувствами. Лирический герой любуется картинами природы. Морозный день вызывает в его душе прилив бодрости и бесконечной благодарности за прожитый миг:

На пажитях немых люблю в мороз трескучий

При свете солнечном я солнца блеск колючий.

С восторгом говорит поэт о том, что ему дано видеть «былинки сонные», «холм причудливый», «тучи вихрей дальных». Это счастье − жить и видеть мир во всём его многообразии.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения 2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения 1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 2
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

1
Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ авторская позиция искажена 1 ,

И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок 1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) 0
Максимальный балл 6

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.

Источник

Анализ стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновение»

История создания

По сути, стихотворение, «Я помню чудное мгновенье» является историей одной любви. Поэт в красивой форме передал свои чувства о нескольких встречах, в данном случае о двух самых значимых, сумел трогательно и возвышенно передать образ героини.

Стихотворение было написано в 1825 году, а в 1827 году опубликовано в альманахе «Северные цветы». Публикацией занимался друг поэта — А. А. Дельвиг.

Кроме того, после выхода в печать произведения А.С. Пушкина стали появляться различные музыкальные интерпретации стихотворения. Так, в 1839 году М.И. Глинка создал романс «Я помню чудное мгновенье…» на стихи А.С. Пушкина. Поводом к написанию романса послужила встреча Глинки с дочерью Анны Керн — Екатериной.

Краткий анализ лирического текста

Сокращенный вариант разбора поэтического произведения предполагает выделение основной темы и идеи стихотворения, а также основные сведения о его композиции, жанре и средствах выразительности.

Анализ стихотворения:

  • История создания — произведение написано в 1825 году и посвящено Анне Керн.
  • Тема — безответное чувство, которое наполняет жизнь смыслом.
  • Жанр — любовное послание.
  • Композиция — условно можно поделить этот стих на три части. Первая является ностальгической, герой страдает по даме своего сердца; во втором фрагменте речь идет об одиночестве и душевных терзаниях автора; третья же часть повествует о спасительной силе любви, которая возвращает к жизни главного героя.
  • Стихотворный размер — ямб пятистопный, рифма перекрестная.
  • Выразительные средства — эпитеты «чудное мгновенье», «небесные черты»; сравнение «как гений чистой красоты…».

Кому посвящено?

Посвящено стихотворение А.С. Пушкина племяннице президента Академии художеств Оленина — Анне Керн. Впервые поэт увидел Анну в доме Оленина в Петербурге. Это было в 1819 году. На тот момент Анна Керн была замужем за генералом и не обратила внимания на юного выпускника Царскосельского лицея. Но тот самый выпускник был очарован красотой молодой женщины.

Вторая встреча поэта с Керн случилась в 1825 году, именно эта встреча послужила толчком к написанию произведения «Я помню чудное мгновенье». Тогда поэт находился в ссылке в селе Михайловское, а Анна приехала в соседнее имение Тригорское. Они весело и беззаботно проводили время. Позже Анну Керн и Пушкина связывали больше дружеские отношения. Но те мгновенья счастья и восторга навсегда запечатлелись в строках пушкинского произведения.

«Я помню чудное мгновенье..» — В одном романсе, в нескольких строчках вся история любви.

Романс Михаила Глинки «Я помню чудное мгновенье» на стихи Александра Сергеевича Пушкина является одним из самых знаменитых романсов. История этого романса началась в 1819 году, когда на одном из вечеров в доме Алексея Оленина, президента Академии художеств, Пушкин увидел его девятнадцатилетнюю племянницу Анну Керн. За ужином Пушкин неотступно наблюдал за Анной и не жалел похвал в её адрес. Он был покорён её красотой.

И скоро он напишет: «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье Как гений чистой красоты.»

Быть может, впечатление, которое произвела на поэта юная красавица, оказалось столь необычным ещё и потому, что Пушкин был наслышан о несчастливом замужестве Керн. Главным виновником этого замужества был её отец. Ей шел семнадцатый год, когда она приглянулась дивизионному генералу Ермолаю Керну. Генерал был на тридцать с лишним лет старше неё.


Анна Петровна Керн

Анна была романтичная девушка, выросшая на французских романах. Она была не только красива, но отличалась самостоятельностью и оригинальностью суждений. Разумеется генерал никак ей не мог понравиться. К ней уже сватались многие, но родители предпочли бравого генерала. Анну убеждали в том, что она полюбит, когда станет женою генерала и она согласилась по молодости лет. Через год у неё родилась дочь Катя.

…Шли годы, Анна Керн расцвела во всей женской красе. Она была восторженной поклонницей стихов Пушкина. Анна так и не полюбила своего супруга генерала и со временем разрыв её отношений с керном стал неотвратимым. Случилось так, что летом 1825 года Анна Керн приехала к тётушке Прасковье Осиповой в Тригорское. В это самое время Пушкин отбывал ссылку в селе Михайловском, которое находилось по соседству. Она со дня на день ждала приезда Пушкина и он приехал.. .

Анна Керн впоследствии так описала это событие: «Мы сидели за обедом, как вдруг вошёл Пушкин. Тетушка мне его представила, он низко поклонился, но не сказал ни слова,робость была видна в его движениях.Он был очень не ровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок,- и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту.Когда же он решился быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи.

Однажды он явился в Тригорское с большой книгой. Все уселись вокруг него и он стал читать поэму «Цыгане». Впервые мы слышали эту поэму, и я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу.Я была в упоении как о текучих стихов этой чудной поэмы, так и от его чтения, в котором было столько музыкальности — он имел голос певучий, мелодический…Через несколько дней тётушка предложила всем после ужина прогулку в Михайловское.

Приехавши в Михайловское, мы не вошли в дом, а пошли прямо в старый, запущенный сад, с длинными аллеями деревьев, где я поминутно спотыкалась,а мой спутник вздрагивал…На другой день я должна была ехать в Ригу.Он пришёл утром и на прощанье принёс мне экземпляр главы Онегина. Между страницами я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: «Я помню чудное мгновенье». Когда я собиралась спрятать в шкатулку этот поэтический подарок,он долго на меня смотрел,потом судорожно выхватил и не хотел возвращать,насилу выпросила я их опять, что у него промелькнуло тогда в голове,не знаю.. .»

В современном варианте романс Глинки появился девять лет спустя в 1839 году и был посвящён дочери Анны Керн — Екатерине. В музыке романса — нежность и страсть расцвета влюблённости, горечь разлуки и одиночества, восторг новой надежды. В одном романсе, в нескольких строчках вся история любви. Судьбе было угодно, чтобы композитор, брак которого был неудачным, полюбил столь же сильной любовью дочь, какой поэт любил мать — Анну Керн.

В начале 1839 года он впервые увидел дочь Анны Петровны Екатерину в Смольном Институте, где она в то время училась. Глинка вспоминал: «Мой взор невольно остановился на ней: её ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особого рода прелесть и достоинство, разлитые во всей её особе, всё более и более меня привлекали».

Екатерина превосходно знала музыку, обнаруживала тонкую, глубокую натуру и вскоре его чувства были разделены ею. Анна Керн к тому времени вышла замуж за мелкого чиновника,который на двадцать лет был младше неё и была вполне счастлива. Её любимым изречением было: «Течение жизни нашей есть только скучный и унылый период, если не дышишь в нём сладким воздухом любви».

Глинка мечтал уехать с Екатериной заграницу, но планам не суждено было сбыться. Екатерина заболела. Врачи подозревали чахотку, советовали пожить в деревне и Анна Керн с дочерью уехали в родительское имение Лубны, а Глинка — в родовое имение Новоспасское. Так они разлучились навсегда.. .

Но два великих человека Пушкин и Глинка воздвигли «памятник нерукотворный» двум прекрасным женщинам: Анне Керн и её дочери — Екатерине Керн, памятник на все времена во славу «чудного мгновенья любви» — послание всем любящим в вечность.

Жанр, размер, направление

Произведение относится к любовной лирике. Автор раскрывает чувства и эмоции лирического героя, который вспоминает лучшие мгновенья своей жизни. И связаны они с образом любимой.

По жанру это любовное послание. «…Передо мной явилась ты…» — герой обращается к своему «гению чистой красоты», она стала для него утешением и счастьем.

Для данного произведения А.С. Пушкин выбирает пятистопный ямб и перекрёстный тип рифмовки. С помощью этих средств передаётся ощущение рассказа. Мы как будто вживую видим и слышим лирического героя, который неторопливо излагает свою историю.

Жанр и размер

Жанр стиха — любовная лирика, которая характеризуется точной расстановкой лексических повторов нескольких фраз, усиливающих эмоциональное воздействие и изящество звучания. Стихотворение имеет вид любовного послания некого лирического героя к своей возлюбленной. Он, обращаясь к ней, как к «гению чистой красоты», рассказывает историю своих чувств: зарождение влюблённости, тоску от разлуки, забытье и печаль, возрождение былой любви и призыв к жизни.

Александр Сергеевич написал своё произведение пятистопным ямбом с перекрёстным типом рифмовки АВАВ. Именно поэтому при прочтении стихотворения появляется ощущение, будто бы герой неторопливо ведёт рассказ о своей жизни, излагая самые сокровенные мысли и чувства. Также огромную роль играет:

  1. Чередование ударных и безударных гласных, присущее ямбу. Текст начинается с безударного слога, стих приобретает спокойное, но постепенно нарастающее звучание.
  2. Преобладание сонорных согласных придает стиху грустное, минорное настроение.
  3. Сквозные рифмы (виденье — заточенья — вдохновенья — пробужденье) дополняют картину, делая стихотворение более мелодичным, но с отчётливым ритмом.

Композиция

В основе кольцевой композиции произведения лежит антитеза. Стихотворение разделено на шесть катренов.

  1. Первое четверостишье повествует о «чудном мгновенье», когда герой впервые увидел героиню.
  2. Затем по контрасту автор рисует тяжёлые, серые дни без любви, когда образ любимой постепенно начал стираться из памяти.
  3. Но в финале героиня вновь является ему. Тогда в его душе снова воскресает «и жизнь, и слёзы, и любовь».

Таким образом, произведение обрамляется двумя чудесными встречами героев, мигом очарования и озарения.

Сюжет

Как бы удивительно ни звучало, но в стихотворении присутствует четкий сюжет, и мы можем выделить основные события.

Все начинается с судьбоносной встречи – того самого «чудного мгновения», когда лирический герой впервые увидел прекрасную женщину и влюбился.

Затем он томится от неразделенного чувства, постоянно представляет избранницу. Чем бы ни занимался герой произведения, везде его преследует образ возлюбленной. Слышится «нежный голос», снятся «милые черты».

Однако время все ставит на свои места: водоворот событий захлестывает, любимая забывается. Лирический герой попадает «глушь, во мрак заточенья», где ему становится совсем не до романтических переживаний. Казалось бы, его душа умерла. Дни тянутся скучно, тоскливо, «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви».

Но вот – чудо! Происходит еще одна встреча, и мрак заточения развеивается. И снова ретиво бьется сердце, и снова жизнь полна красок, и воскресли все былые чувства, став еще сильнее, многограннее.

Образы и символы

Лирический герой в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» представляет собой человека, жизнь которого меняется, как только в его душе появляется незримое чувство влечения к женщине. Без этого чувства герой не живёт, он существует. Только прекрасный образ чистой красоты может наполнить его существо смыслом.

В произведении нам встречаются всевозможные символы. Например, образ-символ бури, как олицетворение житейских невзгод, всего того, что пришлось пережить лирическому герою. Образ-символ «мрак заточенья» отсылает нас к реальной основе данного стихотворения. Мы понимаем, что здесь говорится о ссылке самого поэта.

И главным образом-символом выступает «гений чистой красоты». Это нечто бестелесное, прекрасное. Так, герой возвышает и одухотворяет образ возлюбленной. Перед нами не простая земная женщина, а существо божественное.

Основная идея

Главная мысль стихотворения заключена в полной отдаче себя такому светлому чувству, как любовь. Поэт говорит нам, что даже если нам больно, если любовь не взаимна, те эмоции, что мы переживаем благодаря ей — неоценимы. Любовь учит нас жить и наполняет смыслом каждый миг нашей жизни.

Несмотря на то, что ты заключаешь себя в мыслях лишь об одном человеке, ты живешь намного ярче, чем отказываясь от любви. Любите, самоотверженно и сильно, несмотря ни на что— вот смысл стихотворения «Я помню чудное мгновение».

Темы и проблемы

  • Центральной темой в стихотворении является любовь. Это чувство помогает герою жить и выживать в суровые для него дни. Кроме того, тема любви тесно связана с темой творчества. Именно волнение сердца пробуждает в поэте вдохновение. Автор может творить, когда в его душе расцветают всепоглощающие эмоции.
  • Так же А. С. Пушкин, как настоящий психолог, очень точно описывает состояние героя в разные периоды его жизни. Мы видим, как поразительно контрастны образы рассказчика во времена встречи с «гением чистой красоты» и во времена его заточения в глуши. Это как будто два совершенно разных человека.
  • Кроме того, автор затронул проблему несвободы. Он описывает не только свою физическую неволю в ссылке, но и внутреннюю тюрьму, когда личность замыкается в себе, отгораживается от мира эмоций и ярких красок. Именно поэтому те дни в одиночестве и тоске стали для поэта заточением во всех смыслах.
  • Проблема разлуки предстает перед читателем неизбежной, но горькой трагедией. Жизненные обстоятельства часто являются причиной разрыва, который больно бьет по нервам, а после скрывается в недрах памяти. Герой даже утратил светлое воспоминание о возлюбленной, ведь осознание потери было невыносимо.

Главная мысль стихотворения состоит в том, что человек не может жить полноценно, если его сердце глухо, а душа спит. Только открывшись любви, её страстям, можно по-настоящему прочувствовать эту жизнь.

Смысл произведения в том, что всего одно маленькое, даже незначительное для окружающих событие способно полностью поменять тебя, твой психологический портрет. А если меняешься ты сам, то меняется и твоё отношение к окружающему миру. Значит одно мгновенье способно изменить твой мир, как внешний, так и внутренний. Нужно лишь не пропустить его, не потерять в сутолоке дней.

Средства художественной выразительности

В своём стихотворении А.С. Пушкин использует разнообразные тропы. Например, для более яркой передачи состояния героя автор использует следующие эпитеты: «чудное мгновенье», «грусти безнадёжной», «голос нежный», «небесные черты», «шумной суеты».

Встречаем в тексте произведения и сравнения, так уже в первом катрене видим, что появление героини сравнивается с мимолётным видением, а она сама — с гением чистой красоты. Метафора «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты», подчёркивает, как время несчадно забирает у героя его единственное утешение — образ любимой.

Так, красиво и поэтично, А.С. Пушкин смог рассказать свою историю любви, многими незамеченную, но дорогую для него.

Автор: Екатерина Евсеева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Развернутый анализ литературного произведения

Для того чтобы дать стихотворению Пушкина адекватную оценку и разобраться в истинных посылах автора, коротких тезисных выводов о теме и жанре будет недостаточно.

Лишь комплексное исследование любовного послания, соответствующее четкому плану анализа литературного произведения, позволяет оценить степень чувств Александра Сергеевича по отношению к его избраннице. Важную роль здесь играет биографический аспект.

История создания стихотворения

Чтобы выполнить качественный разбор текста, надо обратиться к его происхождению и фактам из жизни автора. Главным пунктом при анализе стихотворения Пушкина является выяснение, кто вдохновил всемирно известного классика на такие трепетные и теплые слова.

Кому посвящено «Я помню чудное мгновенье…», автор никогда не скрывал. Двадцатилетний поэт на одном из светских мероприятий встретил Анну Керн и с первых же минут был очарован ее красотой. Юный Пушкин увлекся молодой женщиной, однако взаимности не получил — Анна уже состояла в браке.

Стихотворение Александр Сергеевич написал лишь спустя шесть лет после знакомства. Вдохновила его на это повторная встреча с возлюбленной спустя многие годы.

Чувства поэта вновь заполонили его сердце, и ему даже удалось добиться взаимности от избранницы. Именно из-за нахлынувших взаимных чувств и появился на свет такой поэтический шедевр.

Тема и композиция

Основной темой этого стихотворного текста является вопрос неразделенной, безответной любви главного героя. События, происходящие вокруг личности автора, находят свое отражение в композиции произведения. Стих начинается с бури эмоций, пережитых Пушкиным при первой встрече с Анной Керн. Позднее лирический герой погружается в рутину и чахнет день ото дня из-за отсутствия взаимности со стороны своей возлюбленной. Однако новая встреча с дамой сердца будто оживляет его, а чувства с двойной силой набирают обороты.

Главная мысль этого текста состоит в том, что никто не способен жить полноценно и счастливо без трепетного любовного чувства в душе. После редких встреч с Керн лирический герой испытывает неимоверный эмоциональный подъем, чувства словно оживают. А вот период разлуки подобен увядающему цветку, где ничто не в силах доставить радость.

Таким образом, сам того не подозревая, Александр Сергеевич закладывает идейное понимание любви на многие годы вперед, о том, как минутная встреча способна поселить в сердце теплое чувство и хранить его там на протяжении долгого времени.

Жанр и стихотворный размер

Любовная лирика, частью которой и является анализируемое произведение, нередко отличается лексическими повторами, придающими определенную легкость и изящество стихотворению. Текст посвящен возлюбленной поэта, поэтому по жанру является любовным посланием. Обращаясь к Анне Керн таким способом, Пушкин исповедует свои чувства за минувшие шесть лет.

Важную роль в таком неторопливом восприятии повествования играет перекрестный вид рифмы и пятистопный ямб, который был выбран автором в качестве стихотворного размера.

Средства художественной выразительности

А. С. Пушкину свойственно нагромождение выразительных средств в своих текстах. Однако данный стих отличается умеренностью эпитетов и метафор, но подобраны они с особым трепетом:

  1. Эпитеты в данном случае служат для усиления эмоционального состояния автора, даже несмотря на их простоту: «грусти безнадежной», «шумной суеты», «небесные черты».
  2. Метафора в тексте встречается лишь однократно и передает всю скоротечность времени — «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты».
  3. Сравнительный оборот также гармонично введен в текст, идеализируя и возвышая образ возлюбленной главного героя. Во фразе «передо мной явилась Ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» прослеживается вся глубина чувств Пушкина, избранница стала его музой на долгое время, хоть их отношениям не суждено было перейти на новый этап.

Спустя 15 лет после написания Пушкиным этого любовного послания произведение обрело вторую жизнь. Знаменитый композитор Михаил Глинка, вдохновившись нежностью и теплотой стихотворения, написал музыкальную композицию, которую посвятил даме своего сердца — Екатерине Керн, дочери Анны.

Право называться романсом произведение получило благодаря тому, что было составлено на стихи лирического содержания.

Источник

Оцените статью
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения 2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения 1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 2
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

1
Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ авторская позиция искажена 1 ,

И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок 1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) 0
Максимальный балл 6