Скрывать чувства это грех
Какая разница между страстью и чувством? Страсть греховна. А чувство?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Чувства являются естественными свойствами человека. С помощью них человек воспринимает собственные внутренние состояния и внешние воздействия. Они составляют психофизическую основу всей душевной и интеллектуальной жизни человека. Проявление чувств может быть и греховным: чувство неприязни, раздражительность, чувство зависти. Однако в отличие от страсти чаще всего это не бывает устойчивым.
Страсть – чувство, доминирующее над другими побуждениями человека, подчиняющее все его мысли, чувства и желания. В святоотеческой аскетической литературе страсть определяется как сильное и длительное желание, господствующая потребность, укоренившаяся в результате прежних опытов ее удовлетворения. Страсть есть гипертрофическое, уродливое расширение естественной потребности, удовлетворение которой властно подчиняет человека, деформируя весь строй эмоциональной, интеллектуальной и духовной жизни. Воля оказывается не только искаженной, но фактически плененной. Страсть напоминает жестокого тирана, который вселился в человека и мучает его. На это указывает и этимология слова страсть (от славянского глагола страдать). Человек одержимый страстью страдает, потому что его естественные потребности болезненно и противоестественно расширены. Злом является не пища, а чревоугодие, не деторождение, а блуд, не деньги, а сребролюбие, не слава, а тщеславие. «Зла и страстей по естеству нет в человеке; ибо Бог не творец страстей» (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. 26:67).
Святые отцы указывают, что центр тяжести всех страстей (включая плотские) находится в области человеческого духа, в его поврежденности. Они являются результатом удаления человека от Бога и проистекающей от этого греховной развращенности. Поэтому страсть определяется как вид духовной болезни. Страсть и грех генетически связаны: первая есть хроническое состояние души, а грех его актуализация. Св. Никита Стифат пишет: страсть в душе движется, а деяние греховное телом видимо совершается (Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993.т.5, с.92).
Началом страсти является греховный помысел. Это как бы семя, из которого страсть произрастает. Поэтому борьба с худыми (нечистыми, вредными) помыслами составляет один из самых существенных разделов святоотеческой аскетики. «Человеку надобно все усилие свое обращать на помыслы, и что служит пищею лукавым помыслам, то отсекать, а устремляться мыслию к Богу, и хотения помыслов не исполнять, но кружащиеся помыслы собирать отовсюду воедино, различая естественные помыслы от лукавых. Душа под грехом уподобляется как бы большому лесу на горе, или тростнику в реке, или какой-нибудь чаще терний и деревьев; посему, намеревающиеся проходить сим местом должны протягивать вперед руки и с усилием и трудом раздвигать пред собою ветви. Так и душу окружает целый лес помыслов, внушаемых сопротивной силою; почему, потребны великая рачительность и внимательность ума, чтобы человеку отличать чуждые помыслы, внушаемые сопротивной силою» (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. 6:1). Противление лукавым помыслом составляет средоточие духовного подвига. Ход постепенного развития в человеке страсти определяется степенью успешности борьбы с греховным помыслом как семенем ядовитого растения, которое может со временем заглушить ростки любой добродетели.
Святые отцы-аскеты говорят о стадиях постепенного образования страсти. Первый импульс, который может стать началом этого процесса, они называют прилогом или приражением (слав. приразитися – столкнуться с кем-либо). Это греховные впечатления или представления, которые возникают в сознании помимо воли человека и без всякого его свободного участия. Если душа здорова, то прилог умрет сам собой, ибо не сможет пустить внутри человека никакого корня. Потому прилоги не считаются грехом и не вменяются в вину человеку. В душе порочного человека прилог найдет благоприятную почву. На прилог, вторгшийся в сознание, человек отвечает или отвращением, или сочувствием. Все зависит от нравственного устроения души. Если прилог встретил сначала интерес к себе, а потом сочувствие, то он превратится в помысел. Это собственно первая стадия страсти. Прилог началом страсти еще не является. Помысел является пробным камнем для воли. Она либо отвергнет его, либо примет. Последнее означает, что помысел родился не случайно. Он не является для души чем-то чужеродным. Вслед за этим к помыслу приковывается внимание, благодаря чему происходит его дальнейший рост. Помысел принимает характер мечтательного образа, который вызывает чувство предвкушения будущего удовольствия. Это – вторая стадия постепенного развития страсти. Духовные писатели называют это сочетанием. Они употребляют выражение собеседование с помыслом. Постепенно помысел всецело овладевает сознанием человека. Внимание оказывается сосредоточенным исключительно на нем. Постепенно образ будущего удовольствия становится все более ярким, а влечение к нему – сильным. Человек, осознавший опасные последствия происходящего, должен активно удалить из сознания картину будущего греха, твердой и решительной волей освободить сознание от него и напряжением воли вызвать какой-нибудь благой помысел. Если это не происходит, то наступает третья стадия, когда сама воля увлекается греховным помыслом. В аскетической литературе это называется склонением к помыслу. В результате появляется уже решимость на деле осуществить то, о чем говорит помысел. Равновесие духовной жизни нарушается. Душа всецело стремится привести помысел в исполнение. Возникшая решимость осуществить помысел означает, что грех в намерении уже совершен. Остается только практическое удовлетворение созревшего греховного желания. Поэтому Спаситель наш говорит: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5:27-28).
На третьей стадии развития страсти у верующего человека, в отличие от неверующего, всецело живущего по стихиям этого мира, иногда происходит внутренняя борьба между желанием удовлетворить пагубное желание и совестью, пытающейся противиться греховному падению. Это борение имеет место только тогда, когда греховная склонность еще не стала дурным навыком, не проникла глубоко в природу души.
Если же страсть образовалась и стала свойством нравственного характера человека, то страстное влечение начинает господствовать над волей, насильственно увлекая душу к исполнению греховного желания. Эта четвертая стадия у святых отцов называется пленением.
На всех стадиях рождения и созревания страсти самым активным образом участвуют демоны. Чаще всего именно они всевают в сознание прилоги. Когда образовался помысел, они всячески стараются представить ядовитую приманку греха как можно более яркой и привлекательной, а самое главное – скрыть опасность. Св. праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «С пресыщением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека – это каждый внимательный может ощутить. Вот причина, почему с возрастающим пьянством усиливается так страшно наклонность к пьянству (оттого что возрастает сила врага над человеком), отчего заметна у пьяниц такая сила, влекущая их невольно к удовлетворению страсти или внутреннего стремления к вину, – у этих несчастных враг в сердце. Чем же изгнать беса пьянства? Молитвой и постом» (Моя жизнь во Христе, М,.2002, с. 191). Слова молитвой и постом взяты из святого Евангелия (Мф.17:21). В них кратко указаны самые главные орудия защиты против бесовской напасти. Прежде всего, необходимо усиленное взывание к Богу о помощи (молитва), без чего мы не в состоянии одолеть опытнейшего и коварнейшего врага. Пост же в широком смысле означает воздержанную жизнь, когда человек духовно свободен и не прилепляется к миру (пище, чувственным удовольствиям, славе и проч.). Именно через эту прилепленность человека ко всему мирскому бесовские силы пленяют его. Он попадает в незримую, но реальную и трудно расторжимую зависимость от скрытых губителей. Одна из причин их успеха заключается в том, что человек прибывает в слепоте и не понимает, что происходит. Он находится в благодушном состоянии, сводя все к привычке, которую он (как ему наивно кажется) однажды усилием воли преодолеет. Когда возникают первые жизненные неприятности (ссоры в семье, дисциплинарные меры на работе, симптомы опасной болезни), он делает первые слабые попытки сойти с опасной тропинки. Но безуспешно. Причина одна: демоны умело скрывают от него ту пропасть, которая его ожидает. Прием их достаточно примитивен. Они усыпляют его, внушают, что ничего бедственного не происходит. Хотя история человечества полна бесчисленных примеров разрушенных жизней, пьющий человек охотно принимает их внушения, потому что хочет этого. Чем больше проходит времени, тем легче бесовским силам совершать свое разрушительное дело. Враг окончательно овладевает человеком и губит его только тогда, когда приводит его к мысли, что положение безнадежно и что выхода нет. Но это не больше, как бесовская ложь: пока человек жив, в нем остается воля, хотя и слабая, плененная, искаженная греховной страстью. И если человек, увидев себя на краю бездны, несмотря на всю свою немощь, искренне будет взывать к Богу о помощи, Господь ее подаст: невозможное человекам возможно Богу (Лк.18:27).
Бесы губят людей не только через плотские страсти (блуд, наркомания, пьянство, курение и др.), но так и с помощью душевных (гордость, тщеславие, сребролюбие и проч.). Святые отцы говорят даже об особой специализации падших духов: бес блуда, бес тщеславия, бес чревоугодия, бес пьянства и т.д. Преп. Иоанн Лествичник указывает на особую сосредоточенность некоторых демонов: «Есть бес, который, как только мы возлегли на одр, приходит к нам, и стреляет в нас лукавыми и нечистыми помыслами, чтобы мы, поленившись вооружиться против них молитвою, и уснувши со скверными помыслами, объяты были потом и скверными сновидениями.
Есть между злыми духами бес, называемый предваритель, который тотчас по пробуждении является искушать нас, и оскверняет первые наши мысли. Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут. Один искуснейший делатель сказал мне сие достойное внимания слово: «По началу утра, – говорит он, – предузнаю я все течение дня моего» (Лествица. 26:103-104).
Созревшая и укоренившаяся страсть является невидимым идолом, поставленным внутри человека. Ему он служит и покланяется. Поэтому св. апостол Павел называет жизнь по страстям идолослужением: ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф.5:5). Нельзя возлюбить Бога, пока человеком владеет страсть.
Духовные писатели-аскеты выделяют восемь главных страстей, которые называют смертными, потому что они разрушительно действуют на весь строй духовной жизни и могут привести в вечной смерти, лишив человека спасения: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые, говорят о семи смертных грехах, объединяя уныние и печаль. Самая опасная страсть – гордость, которая может привести человека даже к открытому богоборчеству. Полнокровным в духовном отношении христианином может стать только тот, кто избавился от матери всех страстей – себялюбия. Эгоизм абсолютно не совместим с духом христианства.
Любая страсть является духовной болезнью. Большинство людей имеют в себе страсти. Многие из них посвящают жизнь удовлетворению этих страстей и не задумываются над тем, что готовят себя для ада. Поэтому святые отцы пишут о необходимости самой решительной борьбы со страстями. Путь к освобождению от тирании той или иной страсти только один – искреннее покаяние и решимость исправиться. Чем раньше, тем лучше. Чем дольше человек ведет греховную жизнь, тем больше травмируется душа. В святоотеческой литературе проводится мысль, что страсть является, прежде всего, болезнью воли, хотя и другие свойства и способности человека при этом извращаются. Для исцеления от этого нужен подвиг, а не повторение на исповеди из месяца в месяц, из года в год одних и тех же грехов. Если это происходит, то значит, что в глубине души человек сроднился со страстью, и только на поверхности сознания имитирует борьбу с ней. «О, как сладостны поводы к страстям! Человек может иногда отсечь страсти; вдали от них наслаждается тишиною, веселится, когда прекращаются они: но не может сделать, чтобы не было у него причин к страстям. Поэтому искушаемся и нехотя, и печалимся, когда мы в страстях, но любим, чтобы оставались в нас поводы к ним. Грехов себе не желаем, но приводящие нас к ним причины принимаем с удовольствием» (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 71). Тот же великий наставник духовной жизни в другом слове говорит: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь» (Слово 38). И когда человек ради спасения готов подвизаться даже до смерти, тогда приходит от Господа всесильная помощь и исцеляет.
Источник
Нужно ли православному подавлять эмоции
Христианские заповеди дают определенные характеристики верующего человека, они учат не красть, не воровать и любить ближнего. Но что если христианин не чувствует в себе любви к ближнему и наоборот наполнен гневом и яростью? Должен ли христианин подавлять эмоции или можно их выплескивать? Ведь современные психологи учат говорит все вслух, высказываться не стесняясь других. Как же быть, когда внутри все наполнено яростью и гневом?
Как бороться с эмоциями и надо ли
Многие начинают испытывать стыд от таких эмоций и появляется неискренность в молитвах и поступка. Как же отыскать баланс и гармонию между проявлением чувств и христианской сдержанностью?
Понятно, что христиане стремятся к подражанию Христу, но и Ему не были чужды гнев, когда он раскидывал столы менял в храме или обличал фарисеев. Мысль о подавлении эмоций приходит с неправильным понимаем понятие смирения и кротости.
Очень часто верующие слышат в свою сторону от мирян «Как ни стыдно, а еще верующий!», когда те застают его в гневе или разгаре скандала с кем-то. И вот тогда приходит мысль о том, что свои настоящий эмоции надо прятать, скрывать от мира и с виду быть приятным и смиренным всегда. Насколько это правильно?
С духовной точки зрения, это неправильная мысль. Если привести сравнение, то человек становится похожим на закрученную гайку на тугую трубу – рано или поздно резьбу сорвет и все вокруг покроется слоем содержимого трубы. Человек, который тщательно скрывает свои эмоции, особенно если они бурные, то рано или поздно он сорвется и тогда точно не сможет контролировать ни свои слов, ни действия.
Что же страшнее, один раз пресечь хамство или наорать на прохожего после легкого случайного толчка, да еще и толкнуть его? Конечно, первый вариант. А срыв обязательно произойдет, ведь внутренняя мера у людей есть, их внутренность и психика не безразмерны.
По этому поводу вспоминаются слова святителя Игнатия Брянчанинова, который рассказывал случай из жизни преподобного Пимена Великого. Он и его братья-подвижники какое-то время жили в заброшенном храме, который использовался для поклонения языческим богам. Старший из братьев Анув ежедневно бросал камни в одну из языческих статуй, а вслед за этим кланялся ей. Братья долго не могли понять, что происходит и зачем он так поступает, наконец они поинтересовались у него напрямую.
Авва Анув сказал, что делает это в качестве назидания своих братьев – когда он бросает в камни в статую, она никак на это не реагирует. Не кричит, не обижается, не кидает камни в ответ – ей все равно. Так и христианам следует быть равнодушными к тому, кто пытается разжечь ссору или оскорбить христианина. Но при этом, верующий не должен становиться камнем, и не допускать окаменения сердца. Важно не превозноситься и не сердиться.
Важно! Господь создал человека по образу Своему и, как и люди, Бог испытывает разные эмоции, которые можно прочитать в Священном Писании. Но Он не гневается без причины и не крушит все вокруг.
Многие православные на людях ведут себя почтительно и вежливо, а придя домой, бьют посуду и держат семью в страхе. Так не лучше ли научиться высказывать свои эмоции, но делать это правильно? Без лишних криков, оскорблений и унижений? Твердо, с достоинством и как есть, не скрывая ничего и не приукрашивая.
Механизм появления эмоций и их обуздание
Возникновение различных чувств – это процесс естественный. Важно понимать механизм их зарождения и как ими управлять. Например, при разговоре с одной сестрой в храме постоянно просыпается раздражение и злость. Откуда приходят эти чувства? Оказывается, сестра сильно похудела и выглядит намного лучше, а раздражающаяся сестра не может обуздать свое чревоугодие и который раз перестает ходить в спортзал.
Раздражение возникает из-за недовольства собой и понимания, что кто-то все-таки имеет большую силу воли. Правильным будет похвалить сестру и сделать ей комплимент, а затем усиленно заниматься и молиться, чтобы Господь даровал укрепление силы воли.
Важно! Этот подход помогает заглянуть внутрь сердца и увидеть там все пороки, а также начать с ними бороться правильным путем.
Так что, чувства, возникающие у верующего, служат ему лакмусовой бумажкой и помогают начать процесс очищения.
При возникновении чувств, которые не должны появляться у верующего, необходимо задать себе вопрос: почему я чувствую это? Необходимо понять от какой похоти или неправильного аспекта жизни могут возникать такие переживания.
Горячая молитва и помощь Господа способны не только открыть причины таких переживаний, но и найти способ борьбы с ними. Покаяться в неправильных мыслях и чувствах, попросить помощи и стараться исправлять свой внутренний мир – вот инструкция к действию.
Советы священника и психолога
Священник Андрей Сигутин говорит, что его учительница советовала научиться отличать эмоции от чувств, поскольку первые мгновенны и кратковременные, а вторые характерны своей глубиной и устойчивостью.
О православной церкви:
Чувства можно воспитать, совершенствовать. А эмоции настолько кратковременны, что их быстро забываешь. Так вот, над чувствами следует работать, искать причину их возникновения, механизм зарождения. Их надо перестраивать в положительную сторону, воспитывать как детей. А вот эмоции следует подавлять в большинстве своем, если они негативные, да и чрезмерно громко и позитивные не следует показывать, особенно сестрам, которые должны отличаться скромностью и целомудрием.
Священник советует стараться воспитывать в себе спокойствие, вместо раздражительности. Лучше всего научиться терпеть. Писание говорит «воспитывайте в себе терпение, а затем и долготерпение». Если не получается, не расстраиваться. Терпение и смирение — основа духовного роста.
Можно в моменты вскипания гнева внутри читать молитвы, даже «Отче Наш» очень успокаивает. Относится к этому как к испытанию, которое необходимо пройти. Часто молиться и просить помощи у Господа, но самое главное не винить себя за то, что не получается. Люди несовершенные в этом, но важно не сдаваться!
Источник