Сколько радости приносишь осетинский мой народ

«Мой народ-моя гордость!»

Сценарий «Мой народ-моя гордость!»

Содержимое разработки

Сценарий праздничного фестиваля

« Мой народ — моя гордость».

— ознакомление с богатой культурой, традициями и обычаями народов, проживающих на территории г. Новый Уренгой;

-создание условий для творческого общения и взаимообмена культурными ценностями, сохранение и развитие культурных традиций многонационального сообщества жителей г. Новый Уренгой;

-сохранение преемственности традиций народной художественной культуры;

-выявление и поддержка инициативных самодеятельных творческих личностей.

Столы «В каждом блюде попробуйте ароматы культуры»

Стенд «Дерево толерантности»

Перед началом праздничного фестиваля звучит №1. «На холодном Ямале»,ролик

— Добрый день! Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Но каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом. Нам посчастливилось жить на ямальской земле, работать и учиться в городе Новый Уренгой. Наш Межшкольный учебный комбинат «Эврика» распахнул двери для ребят всех национальностей.

В нашем мире наций много,
И культура их всегда в цене.
Так пускай обычаи продлятся,
На родимой матушке Земле.
Пусть культура бережно хранится,
Будут благосклонны небеса,
К каждой из нетронутых традиций,
Что несут горячие сердца.

— Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Сегодня мы познакомимся с национальными культурами ребят нашего учебного комбината «Эврика».

-Оценивать участников фестиваля мы пригласили компетентное жюри:

1.Председатель жюри- зам.директора по УВР- Тихонова Валентина Ивановна

2.Методист-Шулекина Наталья Викторовна

3.Зам. директора по УПР- Баисов Аскар Салимгереевич

-Мы желаем всем участникам фестиваля, всем присутствующим в зале мира и счастья! Наш фестиваль мы начинаем с представления русской культуры.

Пусть каждый помнит, что Россия – наш общий дом!

Россия! Русь! Страна моя родная,

Любовью чистой я с тобой делюсь,

Ты для меня одна навек святая,

Тебе я низко поклонюсь.

Взрастила ты уж много поколений,

Народ свой дружный за собой вела,

Ты верила им сердцем без сомнений,

С людьми вершила добрые дела!

-Встречаем, коллектив представляющий русскую культуру.

-Белорусская культура, язык сродни русскому и украинскому, все же имеет свои неповторимые особенности. Белоруссия славится своими необъятными полями. На ее территории проживает спокойный и дружелюбный народ. Песни у них певучие, сказки, похожие на русские.

Белоруссия — вот оно, счастье:
Гладь озёр, да небес высота.
В жаркий солнечный день и в ненастье
Мне по сердцу твоя красота!
Встанет солнышко утренней ранью,
Освещая возлюбленный край,
Так отрадно подальше, за гранью
Окунуться опять в этот рай!

Ах, Беловежская пуща!
Нет тебя краше и лучше!
Аист на крыше, озерный край,
Белоруссия – зажигай.

Таджикистан – страна с древней культурой и традициями. Культура таджиков по-своему уникальна и требует приумножения и сохранения национальных ценностей. Таджики внесли значительный вклад в духовную сокровищницу цивилизации, дали миру выдающихся и замечательных ученых, философов, литераторов, поэтов и зодчих, труды которых стали неотъемлемой частью научного и культурного багажа, накопленного мировой цивилизацией.

Я приклоняюсь пред Тобою,
любимый мой Таджикистан.
Твоих сынов и дочерей,
нас приютило много стран.
Да мы покинули Тебя,
Ты строго нас не осуждай.
Не разлюбить нам никогда
наш дальний, милый, тёплый край.
Тот край любви, тепла и света,
растёт там хлопок на полях.
Арбуз и дыню вспоминаем
мы со слезинкой на глазах.
Любви и мысли нет границы,
Тебя всё также любим мы.
О скорой, неизбежной встрече
наполнены мои мечты.

-Поприветствуем коллектив, представляющий таджикскую культуру.

Ведущий:
-Предлагаю поиграть в игру, повторяйте движения за мной:

Поднимите все ладошки,
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять:
1, 2, 3, 4, 5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший —
Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший —
И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора.
Всем народам,
Крикнем дружное: Ура!

4) Азербайджан – удивительная страна. Все в ней уникально – природа и культура, история и обычаи и традиции, архитектура и многое другое. Азербайджан часто называют «страной огней» (от «азер» — огонь). Азербайджанский народ, являющийся одним из наиболее древних народов мира, по праву гордится своими историческими памятниками материальной культуры, своей богатой литературой, искусством и музыкальной культурой.

Азербайджан страна огней
Страна игидов и друзей
Страна распахнутых дверей
Страна Бабека, Короглы,
Страна Новруза и весны
Твоих сынов весь мир узнал,
Твоих красавиц всяк искал,
Кто хоть раз народ твой повидал
Стремились все к твоей земле,
К необыкновенной чистоте.
Где звон ручей ласкает слух
Озер твоих бездонных звук,
Где с гор твоих поет, мугам
От сердца молодой чабан
Тебя старались покорить,
Твои тела они терзали.
Но дух твой тронуть не могли.
Пока игид с огнем в челе,
Пока с ребенком мать в руке,
Пока народ твой на земле
Твой дух держат они в себе
Жить будешь вечно ты
Азербайджан
Азербайджан!

-Довольно интересная информация. Вот бы увидеть что-нибудь из культуры этого народа.

Сколько есть нардов у Кавказа –
Гордые ногайцы, осетины

Строгие чеченцы и кумыки

Отделить нельзя Вас от России.

Дагестан — уникальный многонациональный край. Даг- означает гора, стан— означает страна. Дагестан – страна гор, горная страна, гордая страна. И каждый дагестанец опишет его по-разному. Друг степей ногаец скажет вам, что Дагестан — это степные просторы Ногая, расположенные на севере республики у Прикаспийской низменности, а вот его сосед кумык расскажет про удивительный Сарыкум – самый высокий в Европе бархан с уникальной флорой и фауной.

Кумыки — один из коренных народов Республики Дагестан.

Дагестан — край древних гор,
Здесь обычаи крепки.
Наши предки с давних пор,
Ценят дружбу и клинки!

Для гостей открыты двери,
А врагам пощады нет.
Мы в друг друга свято верим
И как братья много лет.

Дагестан — земля родная,
Расцветай из года в год!
Пусть «Лезгинка» удалая,
Радость в жизни нам дает.

-Встречаем коллектив, представляющий кумыков.

Ногайцы — одна из малочисленных тюрко-язычных народностей. В настоящее время ногайцы проживают в основном на территории Дагестана, Ставропольского края и Чеченской Республики. Во всех торжественных событиях в жизни ногайцев звучат песни, устраиваются состязания исполнителей. Большинство ногайских инструментов до нас не дошли. Среди сохранившихся, имеются такие, как домбра.

-Встречаем коллектив, представляющий ногайскую культуру.

-Все коллективы выступили. Попросим жюри подвести итоги.

Толерантность. Что это такое? —
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит планета вся».
Толерантность — это люди света
Разных наций, веры и судьбы,
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды,
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь планета наша дорогая,
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность — слово для живых!

— Много интересного мы узнали сегодня о быте, культуре, традициях тех национальностей, которые уже многие десятилетия проживают на территории нашей малой родины бок о бок с нами. А еще говорят, что когда дружат дети – дружбе жить. Дружите, несмотря ни на что! Будьте толерантными к людям других национальностей! Дружите, побеждая межнациональную рознь и расовую нетерпимость. Ведь в дружбе бывают ситуации, когда кто-то должен первым сказать верное слово, сделать первый шаг.

— А сейчас мы попросим наше многоуважаемое жюри подвести итоги всех конкурсов и сообщить общие итоги Фестиваля!

Внимание друзья! Мы приглашаем на сцену в «Хоровод дружбы» участников Фестиваля в национальных костюмах. Выходят дети (украинец, белорус, русский, кумык)

(Звучит песня «Моя Россия — моя страна», участники выходят на сцену с шарами)

1: Наш след не померкнет на российской земле.

2: Мы — образ России в зеркальном стекле.

3: В ладу жили с русскими встарь,

4: Свидетельство – нравы, привычки, словарь.

1: Мы с русским народом сроднились давно,

Во всех испытаниях стоим заодно.

2: Такого родства временам не забыть –

Нас крепко связала истории нить!

3: На счастье — с народом любым наравне —

Имеем мы право в родимой стране!

-Мы желаем всем участникам фестиваля, всем присутствующим в зале мира и счастья! Пусть каждый помнит, что … Россия – наш общий дом!

Источник

И. Бродский Мой народ

Мой народ, не склонивший своей головы,
Мой народ, сохранивший повадку травы:
В смертный час зажимающий зёрна в горсти,
Сохранивший способность на северном камне расти.
Мой народ, терпеливый и добрый народ,
Пьющий, песни орущий, вперёд
Устремлённый,
встающий —
огромен и прост —
Выше звёзд: в человеческий рост!
Мой народ, возвышающий лучших сынов,
Осуждающий сам проходимцев своих и лгунов,
Хоронящий в себе свои муки — и
твёрдый в бою,
Говорящий бесстрашно великую правду свою.
Мой народ, не просивший даров у небес,
Мой народ, ни минуты не мыслящий без
Созиданья, труда,
говорящий со всеми как друг,
И чего б не достиг,
без гордыни глядящий вокруг.
Мой народ! Да, я счастлив уж тем,
что твой сын!
Никогда на меня не посмотришь ты взглядом косым.
Ты заглушишь меня, если песня моя не честна.
Но услышишь её, если искренней будет она.
Не обманешь народ. Доброта —
не доверчивость.
Рот,
Говорящий неправду, ладонью закроет народ,
И такого на свете нигде не найти языка,
Чтобы мог говорящий взглянуть на народ свысока.
Путь певца — это родиной выбранный путь,
И куда не взгляни — можно только к народу свернуть,
Раствориться как капля в бессчётных людских голосах.
Затеряться листком
в неумолчных шумящих лесах.
Пусть возносит народ —
а других я не знаю судей,
Словно высохший куст, —
самомненье отдельных людей.
Лишь народ может дать высоту,
путеводную нить,
Ибо не с чем свой рост на отшибе от леса сравнить.
Припадаю к народу.
Припадаю к великой реке.
Пью великую речь,
растворяюсь в её языке.
Припадаю к реке,
бесконечно текущей вдоль глаз
Сквозь века, прямо в нас,
мимо нас, дальше нас.

(1965г).
Анна Ахматова была от этого стихотворенья в восторге. Ахматова оценила это стихотворенье максимально высоко. К сожалению, в современной литературной «тусовке», не все обладают её вкусом и талантом. Большинство имеют к Бродскому массу странных нареканий, могущих послужить темой для медицинских диссертаций. Ну насчёт либерального крыла ремесленников от поэзии уже всё понятно. Их руссофобские претензии к Бродскому обсуждать уже довольно надоело. Но изумляют претензии из ,,патриотического» лагеря, ибо там катит клиника ещё похуже: ,,да как он смел?!», ,,да как он мог?!», ,,да как это, по какому праву, инородец занимает такое место в русской поэзии?!», ,,да какая там нобелевка. ,,да вы что?!». Да то! Вот напишите что-нибудь столь же талантливое как стихи Бродского — добро пожаловать в Пантеон Русской Поэзии. А коли таланта такого нету — гнать вас ссаными тряпками вместе со всеми вашими дворянскими гениалогиями, и извечной вашей ненавистью к простому народу. В одну палату с либеральной интеллигенцией.

Источник

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой край — родная Осетия»

Инесса Алёхина
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой край — родная Осетия»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 16 ст. Луковской Моздокского района

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

Тема «Мой край — родная Осетия»

Подготовила и провела воспитатель I квалификационной категории Алёхина И. В., 2014г.

Цели и задачи: Закреплять знания детей об особенностях жизни и быта древних осетин. Расширять и уточнять знания о воспитании детей в осетинских семьях. Систематизировать знания о нартском эпосе и устном народном творчестве. Закреплять представление о национальной символике. Развивать устойчивый интерес к познанию осетинской культуры. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.

Предварительная работа. Беседы по теме, чтение осетинских сказок, чтение нартских сказаний, заучивание осетинских пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций по теме, прослушивание осетинских мелодий, разучивание танцевальных движений, подвижные и хороводные осетинские народные игры, заучивание считалочки на осетинском языке.

Методы и приёмы. Беседа, художественное слово, сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций,ТСО-прослушивание музыкальх фрагметов, танец «Хонга», рассматривание флага и герба, вопросы детям, напоминание, поощрение, анализ.

Оборудование.Иллюстрации: герои нартского эпоса, сакля, внутренняя обстановка сакли, древний аланский воин; флаг, герб, осетинская гармошка, аудиозапись осетинских мелодий и гимна, музыкальный центр, осетинские пироги.

Ход занятия.

Под плавную осетинскую мелодию дети входят в зал и садятся на стульчики.

Воспитатель: Северная Осетия – край белоснежных гор- великанов, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов.

Ребёнок: …Снег сияет горный,

Там ныхас просторный,

С диких скал свергаясь

С двух сторон сверкая

Ледники висят. («Всати» К. Хетагуров)

Воспитатель: Как красиво описал Коста Хетагуров уголок родной земли. В таком замечательном месте живет гордый осетинский народ. Вот как о своём народе говорит современный осетинский поэт:

«…До конца своих дней

За то, что как птица свободный.

Я рождён на святой

Осетинской земле,

Аланов потомок я гордый.

Ребята, вы знаете, кто такие аланы?

Дети: Аланы — это древний осетинский народ, предки осетин.

Воспитатель: Вы знаете, как зародился этот народ? Давным – давно из Черноморских степей на Северный Кавказ пришли воинственные племена скифов и сарматов. Они постоянно между собой воевали. В конце концов сарматы победили скифов и захватили весь Кавказ. После этого прошло очень много времени. Сарматские племена Кавказа, Волги и Дона объединились и стали называться аланами. (иллюстрация) Аланы – прямые предки осетин. Они были высокие, стройные с тёмно – русыми волосами. Жили они, в основном, в горной местности. Осетинские поселения располагались на высокогорных скалистых местах для безопасности от нападений.

В те далёкие времена зародился нартский эпос. Нарты – это поэтическое название осетинского народа. В нартских сказаниях изображена жизнь древних осетин. Ребята, каких героев нартского эпоса вы знаете?

Дети: Батраз, Сослан, Шатана, Сырдон, Хамыц, Урызмаг…

Воспитатель: Кто изображен этой иллюстрации? (Шатана) Кем была Шатана для нартов?

Дети: Шатана – мудрая женщина, все нарты шли к ней за советом. Она – волшебница, могла превращаться в молодую красавицу или старуху. Понимала язык зверей и птиц, могла вызвать бурю и снег. Шатана вырастила и воспитала Батраза и Сослана. Первая научилась варить осетинское пиво.

Воспитатель: А этого нартского богатыря вы узнаёте? (Батраз) Какой был Батраз?

Дети: Батраз – это железный человек. Он очень сильный, отважный и непобедимый. Батраз всегда помогал нартам, защищал свой народ от врагов.

Воспитатель: Вот такие необычные люди были нарты. Нартский эпос – это великое произведение искусства. В нём воспеваются мужество и скромность, бескорыстная дружба, благородство, справедливость, любовь к родине и к своему народу.

Физминутка (на осетинском языке)

Ках лаууы, лаууы, лаууы! /стоят на месте.

Ках сауы, сауы, сауы! /идут по кругу.

Кахта жгхорынц, жгхорынц, жгхорынц! /бегут.

Кахта кафынц, кафынц, кафынц! /танцуют.

О ма кахта! Гыццыл кахта! /садятся, обхватив ноги.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как жили древние осетины. Как назывались их дома, как они их строили? (Иллюстрации)

Дети: Дом назывался сакля. Строили её из камней без цемента. Одна сторона сакли пристраивалась к скале или к башне. Крыша сакли была плоской, на ней сушили зерно, сено или шерсть.

Воспитатель: Какое место в сакле считалось святым? (Иллюстрация)

Дети: Святое место в сакле – это очаг. Над огнём на цепи висел медный котёл. Очажная цепь называется «рахыш». Это священный предмет каждой осетинской семьи.

Воспитатель: Какой была традиционная обстановка в сакле. ?

Дети: В сакле обычно стоял длинный диван – тахтин – с резной спинкой, круглый столик на трёх ножках – фынг, полукруглое резное кресло на трёх ножках, а на стене висел железный светильник. (Показ на иллюстрации)

Воспитатель: Какой посудой пользовались осетины?

Дети: Посуда была керамической, деревянной и медной. Это кувшины, рукомойники, пивные чаши и бокалы, блюда, тарелки, крюки для мяса, вилки, ложки…

Воспитатель: Какие главные занятия были у древних осетин?

Дети: Осетины занимались скотоводством, земледелием, кузнечным делом.

Воспитатель: Раньше осетины жили большими семьями по 10-15 человек. В таких семьях было много детей и их воспитанию предавалось очень большое значение. Ребята, давайте вспомним, как воспитывались дети в осетинских семьях?

Дети: Дети до 6-8 лет бегали и играли все вместе.

Воспитатель: А в какие народные игры играли дети?

Дети: «Чепена», «Перетягивание каната», «Коршун и журавли».

Воспитатель: Мы с вами тоже знаем эти игры и играем в них. А как воспитывали детей после 8 лет?

Дети: После 8 лет девочек отделяли от мальчиков и учили помогать по дому, ухаживать за малышами. Девочек учили шить, вязать, вышивать, обрабатывать шерсть, играть на музыкальных инструментах и танцевать.

Воспитатель: Сейчас Регина прочтёт нам стихотворение на осетинском языке. А вы, ребята, послушайте, как необычно и красиво звучит осетинский язык.

(Регина читает стихотворение на осетинском и русском языках)

Ребята, а как воспитывали мальчиков в осетинских семьях?

Дети: С 12 лет мальчиков воспитывали мужчины. Их учили работать в поле, пасти лошадей, заготавливать дрова и сено, строить и ремонтировать дом. Мальчиков учили джигитовке и владению оружием, учили петь, танцевать, играть на арфе.

Воспитатель: Вот чему должны были научить взрослые своих детей. У осетин есть такая пословица «Лучше не иметь никакого потомства, чем иметь плохое потомство». Ребята, а какие осетинские пословицы и поговорки о воспитании вы знаете?

«Глаза неуча слепы»

«Ложь говорить стыдно»

«Умный в трудном деле не торопится»

«Люди друг с другом считаться должны»

«Человек создан для труда»

«За добро злом не платят»

«Человек захочет и на горной вершине цветы зацветут»

Воспитатель: Дети в осетинских семьях участвовали во все семейных и календарных праздниках и даже в религиозных обрядах, там они показывали, чему успели научиться. Мы тоже выучили несколько танцевальных движений. Сейчас нам Аза Алихановна сыграет мелодию осетинского народного танца «Хонга» на осетинском народном инструменте – гармошке, а мы покажем, чему научились.

Танец – приглашение «Хонга»

Воспитатель: Ребята, мы уже сказали, как воспитывались дети в семьях, чему и как их учили. А ещё взрослые придумывали для своих детей сказки, которые передавались из поколения в поколение. Мы тоже читали эти сказки. Скажите, какие осетинские народные сказки вы знаете?

Дети: «Как мышь своему сыну невесту искала», «Что дороже?», «Золоторогий олень», «Волк, свинья и ворона», «Папаха».

Воспитатель: Что высмеивается в осетинских сказках?

Дети: Жадность, глупость, трусость, враньё, обжорство, лень.

Воспитатель: А какие человеческие качества воспитываются в сказках?

Дети: Ум, смекалка, смелость, дружба, сила, трудолюбие, справедливость, юмор.

Воспитатель: Народные сказки всегда поучительны для детей. Плохое всегда высмеивается и осуждается, а хорошие поступки героев всегда восхваляются и воспеваются.

Аланы были смелыми, сильными, отважными воинами. Но им было трудно защищать свои земли от многочисленных набегов врагов. Тогда они решили попросить помощи у большого соседнего государства – у России. Скажите, ребята, как теперь называется наша республика?

Дети: Республика Северная Осетия — Алания.

Воспитатель:Как у любого государства у нашей республики есть национальная символика: герб, флаг и гимн. (Показ герба) Почему на гербе нашей республики изображен снежный барс?

Дети: Потому что барс очень красивый, сильный, отважный зверь. Он без страха бросается на врага и никогда не отступает, даже если враг сильней. Это означало, что осетинский народ, как барс сильный и смелый в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего достоинства.

Воспитатель: Что означают цвета нашего флага? (Показ флага)

Дети: Белый цвет – символ чистоты, чести, благородства. Красный – символ воинской доблести и славы. Желтый цвет – символ изобилия и благодати.

Воспитатель предлагает детям прослушать фрагмент гимна республики.

Воспитатель: Вот как много мы знаем об истории возникновения осетинского народа: откуда он пришёл, как жил, как воспитывал своих детей. На последующих занятиях мы будем знакомиться с тем, как живёт осетинский народ в настоящее время, с традициями и обычаями осетин. Сегодня на занятии у нас много гостей. У осетин есть хорошая традиция – угощать гостей тремя пирогами. Эта традиция своими корнями уходит глубоко в древность. (Выносят пироги) Традиционная форма пирогов круглая. Круг, как символ «земли – бесконечности – законченности)Число 3 связано с важнейшими категориями жизни: Бог, солнце, земля. Разрезают пироги двумя прямыми пересекающимися линиями, символизирующими крест. Это центр мира и четырёх направлений вселенной. (Пироги режут и угощают детей и гостей.)

Совместная деятельность детей и родителей по сенсорному развитию «Путешествие в страну Игралочку» В нашем дошкольном учреждении доброй традицией стало проведение Дня открытых дверей. Педагоги организуют творческие площадки и мастерские. В.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница — ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Источник

Оцените статью