Склонность ребенка действовать поспешно торопливо по первому побуждению под влиянием эмоций это

Детская импульсивность и агрессия: сущность, причины, коррекция.

Импульсивность (от лат. impulsus – толчок) – особенность поведения ребенка или черта его характера, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, эмоций, действовать поспешно, торопливо. Импульсивный ребенок не обдумывает своих поступков, не взвешивает возможности; он быстро и непосредственно действует и часто также быстро раскаивается в своих поступках. Ибо импульсивность обусловлена преобладанием возбуждения над торможением, слабостью нервной системы и процессов торможения.

Умеренная импульсивность детей – это нормальное явление. Но есть импульсивность аномальная, завышенная, когда эмоциональная расторможенность школьника мешает ему самому и окружающим. В этом случае используют термин «гипердинамический синдром», который предполагает неадекватное, дезорганизующее, агрессивное, травмоопасное поведение ребенка, протестное поведение (непослушание), причем все это сопровождается проблемами обучения.

Гипердинамичный ребенок ведет себя несдержанно, подвержен ситуационным эмоциональным порывам, не считается с мнением других людей. Такое его поведение часто содержит отклонения или граничит с отклоняющимся. Практика показывает, что семейные факторы, провоцирующие такое поведение, имеют значение более чем в 50% случаев.

В целом, причины детской и подростковой гипердинамичности хорошо изучены в педагогике и психологии. К ним относятся:

· возрастные особенности психического, социального, нравственного развития школьников;

· несформированность эмоционально-волевой сферы школьников, ситуативная мотивация поведения;

· неспособность связывать причины и следствия, предвидеть последствия своих поступков;

· гиперактивность как следствие преобладания возбуждения над торможением;

· богатая разнообразными впечатлениями среда, способствующая вызову и проявлению неконтролируемых порывов;

· недостатки предшествующего воспитания.

В медико-клиническом аспекте гипердинамичное поведение имеет следующие причины (Емельянцева Т.А.):

ü оппозиционное расстройство поведения и и несоциализированное расстройство («непослушное» поведение);

ü расстройства, связанные с умственной отсталостью, стереотипиями и гирердинамическим синдромом;

ü расстройства аутистического спектра;

ü тревожные/депрессивные расстройства;

Импульсивное поведение легко диагностируется визуально. Если ребенок несдержан, норовист, бежит «сломя голову» неизвестно куда и зачем, начинает что-то делать нисколько об этом не подумав, бросает начатое, пытается сразу сделать десяток дел, значит, он подвержен импульсивности. Признаки импульсивности следующие:

– неумение ждать, нетерпеливость;

– способность легко расстраиваться;

– легкая отвлекаемость внимания;

– беззаботность, легкомысленность, безответственность;

– неспособность к длительному, монотонному труду;

– страсть к новым впечатлениям;

– нежелание присушиваться к замечаниям взрослых, игнорирование требований родителей и учителей;

Обычно детская импульсивность проходит с возрастом. Но у некоторых детей привычка действовать поспешно, без обдумывания последствий своих действий сохраняется надолго, закрепляется как черта характера, переходи в инфантилизм. Наиболее импульсивных детей социальный педагог может выделить в отдельную группу и вести с ними целенаправленную коррекционную работу. Она будет заключаться в следующем:

· поощрение попыток импульсивного школьника сдерживать свои эмоции, движения, жесты и стремлений не поддаваться первым порывам;

· похвала за проявленное терпение;

· выражение надежды, что ученик сможет, если захочет, избавиться от своего недостатка, справиться с собой;

· учить умению переделывать себя маленькими этапами: не спешить с ответом или действием, подумать прежде, чем написать, уметь оценивать последствия своих поступков;

· подкреплять советы примерами из жизни известных людей, которые имели в жизни такие проблемы.

Выделяют следующие основные приемы коррекции импульсивности:

– совместные игры, требующие сдержанности непосредственных побуждений, строгого подчинения правилам игры, учета интересов других игроков;

– тренаж-приучение думать, прежде чем действовать (например, коррекционная методика «Запрещенный символ»);

– специальные упражнения по сдерживанию своих порывов;

– тренаж ответственности за свои поступки;

В целом, работа с ребенком с ОПФР, демонстрирующим гипердинамический синдром, должна опираться на следующие постулаты:

• поведенческие проблемы ребенка во многом определяются окружением;

• нужно иметь адекватные ожидания от ребенка с СДВГ, принять таким, какой он есть;

• реализация двигательной активности (не менее 2-х часов в день) — важный «лечебный» фактор для ребенка с СДВГ;

• необходимо знать, какие воспитательные мероприятия эффективны у детей с СДВГ;

• хвалить, поощрять, помогать, а не наказывать;

• родители сами имеют эмоциональные проблемы и нуждаются в помощи, поддержке: «тайм-аут» нужен и родителям;

• мотивация «помочь ребенку» всегда выше у родителей.

Агрессия – (от лат. agressio – нападение, угроза) – общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность – намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию. А само агрессивное действие – это поведение ребенка, которое направлено на причинение вреда другим людям.

Агрессивное состояние ребенка сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т.п. Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках и т.д. Другими словами, это умышленное действие, причиняющее душевную или физическую травму другим людям.

В процессе социализации агрессии, по мнению К. Левина, Е. Маккоби, Р. Сирса, ведущую роль играют два фактора:

снисходительность определяет поведение родителя до совершения проступка: ожидает ли родитель агрессии со стороны ребенка, в какой мере его поведение предостерегает (удерживает) ребенка от агрессивных поступков;

строгость наказания родителем агрессивного ребенка характеризует поведение родителя после совершения поступка.

Интенсивность и неадекватность агрессивных реакций ребенка с ОПФР зависят от предыдущего опыта, культурных норм и стандартов, от реактивности нервной системы, силы и равновесия нервных процессов, а также восприятия и интерпретации различных раздражителей, способных вызвать агрессию. На этой основе по классификации агрессивных реакций А. Басса и А. Дарки, которая помогает правильно понять те или иные поведенческие проявления, выделяются следующие виды агрессии: физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины.

Нередко агрессивные дети проявляют склонность к аффективному поведению. Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие формы поведения: повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустой-чивость. Дети с аффективным поведением зависят от конкретной ситуации, ребенок как бы «зависает» в ней, не может из нее выйти, не помогают ни просьбы, ни порицания, ни обещания взрослых.

Кроме того, наблюдается и такая особенность – нарушение единства аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский называл единство аффекта и интеллекта непременным условием формирования детской личности). Следствием этого нарушения является то, что наличие определенных знаний не имеет решающего значения для контроля за поведением, ребенок воспринимает ситуацию однозначно и не обладает способами ее переосмысления, как следствие, не может выйти из нее и не может управлять ею.

При работе с агрессивными детьми изначально выявляется уровень агрессивности ребенка (вопросник Басса-Дарки, Фрейбургская анкета и др.). И.В. Дубровина в книге «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми» отмечает: «Если психолог приходит к выводу, что агрессия ребенка не носит болезненного характера и не наводит на мысль о более тяжелом психическом отклонении, то общая тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах».

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя характерологические особенности этих детей, предлагается 7 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.

1. Консультационная работа с родителями и педагогами направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.

3. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

4. Снижение уровня личностной тревожности.

5. Формирование осознания собственных эмоций, чувств других людей.

6. Развитие позитивной самооценки.

7. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способам, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативных ситуаций в целом.

На первых этапах рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Представим упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.

1. Комкать и рвать бумагу.

2. Бить подушку или боксерскую грушу.

3. Топать ногами.

4. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу

5. Втирать пластилин в картонку или бумагу.

6. Посчитать до десяти.

7. Самое конструктивное — спортивные игры, бег.

8. Вода хорошо снимает агрессию.

9. Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

Источник

Склонность ребенка действовать поспешно торопливо по первому побуждению под влиянием эмоций это

Обработка результатов: Не требуется.

Выводы: Педагог получает дополнительные сведения о ребенке, его представлениях и оценках ситуаций.

Импульсивный ребенок

Надо воспитывать так, чтобы ребенок проявлял активность, стремился к чему-то, добивался, но в то же время у него должен воспитываться тормоз. для таких его желаний, которые уже являются вредными или уводящими его дальше, чем это можно в его возрасте.

Девиантное поведение часто провоцируется детской импульсивностью. Импульсивность (от лат. impulsus толчок) — особенность поведения ребенка (или черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием чисто внешних обстоятельств, эмоций, действовать поспешно, торопливо. Импульсивный ребенок не обдумывает своих поступков, не взвешивает различных возможностей; он быстро и непосредственно действует и часто столь же быстро раскаивается в своих поступках. Импульсивность обусловлена преобладанием возбуждения над торможением, слабостью нервной системы и процессов торможения.

Импульсивный ребенок ведет себя несдержанно, подвержен ситуационным эмоциональным порывам, не считается с мнением других людей. Такое его поведение часто напоминает отклоняющееся, граничит с ним. Умеренная импульсивность младших школьников — это нормальное явление, это возрастная особенность. В силу своего эгоцентризма ребенок заботится только об удовлетворении своих потребностей. К проявлению такой импульсивности воспитатели готовы и умеют ее «укрощать». Но есть импульсивность аномальная, завышенная, когда эмоциональная расторможенность школьника мешает ему самому и окружающим. Это так называемая импульсивность «без тормозов».

Причины детской импульсивности хорошо изучены. Среди них:

—возрастные особенности психического, социального, нравственного развития младших школьников;

—несформированность их эмоционально-волевой сферы, ситуативная мотивация поведения;

Источник

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

Расстановка ударений: ИМПУЛЬСИ`ВНОСТЬ

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ (от лат. impulsus — толчок) — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием чисто внешних обстоятельств. эмоций, действовать поспешно, торопливо. Импульсивный человек не обдумывает своих поступков, не взвешивает различных возможностей; он быстро и непосредственно реагирует и часто столь же быстро раскаивается в своих действиях. Физиологически И. определяется слабостью тормозного контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга, в частности со стороны второй сигнальной системы. И. следует отличать от решительности, к-рая тоже зачастую предполагает быструю и энергичную реакцию, но связана с обдумыванием ситуации и принятием обоснованных и наиболее целесообразных решений. И. до известной степени характеризует поведение детей дошкольного и отчасти младшего школьного возраста в связи с возрастной относительной слабостью тормозного контроля за своим поведением. Совместные игры дошкольников, требующие от детей сдерживания непосредственных побуждений, подчинения правилам игры, учёта интересов др. играющих, весьма способствуют преодолению И. В подростковом возрасте импульсивные действия часто являются результатом сильного впечатления, эмоциональной вспышки (обида на учителя или товарища влечёт за собой грубость и т. п.). У старших школьников и взрослых людей И. может наблюдаться в состоянии большого утомления, аффекта или при нек-рых заболеваниях нервной системы (неврастения). Преодоление И. у детей происходит путём формирования устойчивых принципов поведения, приучения их обдумывать и обосновывать свои поступки. Надо побуждать детей сдерживать свои порывы, приучать их нести ответственность за свои поступки. Твёрдый режим в школе и семье, постоянный контроль за поведением детей — важные средства преодоления И. и воспитания сдержанности, выдержки, самообладания.

В. А. Крутецкий. Москва.

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 2. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — 912 с. с илл., 5 л. илл.

Источник

Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. – M.: Владос, 2002

Назва Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. – M.: Владос, 2002
Сторінка 13/34
Дата конвертації 31.10.2013
Розмір 4.21 Mb.
Тип Документы

mir.zavantag.com > Медицина > Документы

Импульсивный ребенок

Надо воспитывать так, чтобы ребенок проявлял активность, стремился к чему-то, добивался, но в то же время у него должен воспитываться тормоз. для таких его желаний, которые уже являются вредными или уводящими его дальше, чем это можно в его возрасте.

Девиантное поведение часто провоцируется детской импульсивностью. Импульсивность (от лат. impulsus — толчок) — особенность поведения ребенка (или черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием чисто внешних обстоятельств, эмоций, действовать поспешно, торопливо. Импульсивный ребенок не обдумывает своих поступков, не взвешивает различных возможностей; он быстро и непосредственно действует и часто столь же быстро раскаивается в своих поступках. Импульсивность обусловлена преобладанием возбуждения над торможением, слабостью нервной системы и процессов торможения.

Импульсивный ребенок ведет себя несдержанно, подвержен ситуационным эмоциональным порывам, не считается с мнением других людей. Такое его поведение часто напоминает отклоняющееся, граничит с ним. Умеренная импульсивность младших школьников — это нормальное явление, это возрастная особенность. В силу своего эгоцентризма ребенок заботится только об удовлетворении своих потребностей. К проявлению такой импульсивности воспитатели готовы и умеют ее «укрощать». Но есть импульсивность аномальная, завышенная, когда эмоциональная расторможенность школьника мешает ему самому и окружающим. Это так называемая импульсивность «без тормозов».

Причины детской импульсивности хорошо изучены. Среди них:

—возрастные особенности психического, социального, нравственного развития младших школьников;

—несформированность их эмоционально-волевой сферы, ситуативная мотивация поведения;

—неспособность связывать причины и следствия, предвидеть будущие последствия своих поступков;

—гиперактивность как следствие преобладания возбуждения над торможением;

—богатая разнообразными впечатлениями среда, способствующая вызову и проявлению неконтролируемых порывов;

—недостатки предшествующего воспитания.

Импульсивное поведение легко диагностируется визуально. £сли ребенок несдержан, норовист, несется сломя голову неизвестно куда и зачем, начинает что-то делать, ни капельки не подумав, бросает начатое, пытается одновременно управиться с десятком дел, то он импульсивен. Признаки импульсивности:

— неумение ждать, нетерпеливость;

— способность легко расстраиваться;

— легкая отвлекаемость внимания;

— беззаботность, легкомысленность, безответственность;

— неспособность к длительному монотонному труду;

— страсть к новым впечатлениям;

— нежелание прислушиваться к замечаниям взрослых, игнорирование требований родителей и учителей.

Чтобы убедиться, вызвано ли отклоняющееся поведение некоторых школьников именно их импульсивностью, учитель может предложить детям тест-игру.

^ Для работы с детьми

Название: Узнай себя.

Форма, метод: Тест-игра.

Цель: Составить первое впечатление об импульсивности учащихся класса.

Оборудование: Планшет для теста, распечатка теста.

Это правда, что ты:

1. Быстро находишь ответ на любой вопрос?

2. Часто бываешь не в настроении?

3. Не можешь долго выполнять трудную работу?

4. Быстро, не колеблясь, принимаешь решения?

5. Отвлекаешься на уроках?

6. Не всегда прислушиваешься к советам родителей?

7. Не раздумывая, принимаешься за новое дело?

8. Не любишь подчиняться правилам?

9. Говоришь громко и быстро?

10. Не всегда доводишь работу до конца?
Реализация: Детям предлагается тест. Устанавливается время выполнения задания (не больше 2—3 минут).

Вариации: От класса к классу задания усложняются, учитель вводит те вопросы, которые представляют для него наибольший интерес.

^ Обработка результатов: 8—10 баллов — высокая импульсивность, 6—8 баллов — умеренная, меньше — отсутствует.

Выводы: Только для начальных представлений. Дополняется сведениями, добытыми другими методами исследования.

Обычно детская импульсивность проходит с возрастом. Но у некоторых детей привычка действовать поспешно, без обдумывания последствий своих поступков сохраняется надолго, закрепляется как черта характера, переходит в инфантилизм. Наиболее импульсивных детей можно выделить в специальную подгруппу и вести целенаправленную коррекционную работу. Она будет заключаться в следующем:

—поощрение каждой попытки импульсивного школьника сдерживать свои порывы, эмоции, движения, жесты, стремления не поддаваться первому желанию;

—похвала за проявленное терпение, подчеркивая, что любое большое дело начинается с маленькой попытки;

—выражение надежды, что ученик сможет, если захочет, избавиться от своего недостатка, справиться с собой;

—учить умению переделывать себя маленькими шагами: не спешить с ответом или действием, подумать, прежде чем написать, уметь оценивать последствия своих поступков;

—подкреплять советы примерами из жизни видных людей, которые в детстве имели такие же проблемы.

Для достижения положительного результата учитель и в этом, и в других аналогичных случаях может даже погрешить против истины, наделив «недостатками» кумиров школьника, авторитетных для него людей.

Основные приемы коррекции импульсивности: -совместные игры, требующие сдержанности непосредственных побуждений, строгого подчинения правилам игры, учета интересов других игроков;

—тренаж-приучение думать, прежде чем действовать;

—специальные упражнения по сдерживанию своих порывов;

—тренаж ответственности за свои поступки;

Итак, младшие школьники подвержены импульсивности — незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Причина их отклоняющегося поведения ясна: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке. Поэтому далеко не все случаи нарушения младшими школьниками правил внутреннего распорядка в школе следует объяснять недисциплинированностью. Импульсивность — это наименьшая из причин отклоняющегося поведения, хотя она и мешает многим школьникам. Учитель, применяя коррекционные воздействия, помогает детям избавиться от недостатков.

^ Для работы с детьми

Название: Запрещенный номер.

Форма, метод: Игра.

Цепь: Коррекция импульсивности.

Оборудование: Не требуется.

Реализация: Дети вместе с учителем становятся в кружок. Выбирается цифра, которую нельзя произносить. Вместо нее игрок должен хлопать в ладоши. Например, запрещена цифра 5. Начинается игра. Первый участник скажет 1, следующий продолжит, и так до 5. Пятый участник молча хлопает в ладоши 5 раз. Шестой говорит «шесть» и так до 10. Потом все сначала. Игра идет в быстром темпе.

Вариации: Можно проводить со словами, цветами, именами и т. д.

^ Обработка результатов: Не требуется.

Источник

Оцените статью