Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников
светлана кириченко
Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников
Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников
С помощью использования сказки развивается восприятие, мышление, речь, творческие способности ребенка. Максимальная реализация возможностей ребенка достигается в форме игр, чтения сказок, их сочинения, разыгрывания сказочных сюжетов и т. д.
Занятия по сказкотерапии считают методом психотерапии, который лучше всего адаптирован к психологии ребенка. Сквозь призму метафоры вы воспитываете ребёнка, лечите душу, даёте знания о законах жизни, способах проявления смекалки и силы. Также как и пальчиковое рисование, сказка развивает внутренний мир ребёнка, готовит его к взрослой жизни и возможным трудностям, учит его быть добрым, щедрым и смелым.
В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?
Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:
• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
• обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
• корректирует поведение и развитие речи;
• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.
Что, как не сказка, позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством?
Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства. Отчего у ребенка, а то и у взрослого текут слезы, если ему самому никто не угрожает, никто его не обижает?
На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Черствость и невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с особой черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает.
Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии
• народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;
• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;
• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;
• психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.
Схема терапевтической сказки
• подбор героя (похожего на ребенка);
• описание жизни героя;
• помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
• герой ищет и находит выход.
Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.
Варианты работы со сказкой
• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
• сделать постановку сказки в виде настольного театра.
Советы по организации детской сказкотерапии
• простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т. д. ;
• не стоит растолковывать мораль сказки;
• содержание сказки должно быть понятно ребенку.
Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути!
Занятия по сказкотерапии как раз и помогают нашим детям незаметно преодолеть различные кризисные моменты дошкольного детства, не вынося в душе негативные качества. Ведь дети такие разные приходят в детский сад. Они умеют и покапризничать, и поупрямиться, и проявить агрессию, как уже крайнюю форму самозащиты. Занятия по сказкотерапии помогают детям развиваться гармонично, — попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы», нормы, правила поведения, которые с трудом прививаются детям родителями и педагогами. А здесь сама «сказочная жизнь» побуждает ребёнка действовать в соответствии с общепринятыми, общечеловеческими нормами и правилами поведения. Путешествуя по сказочной стране, ребята понимают, что если они не будут прислушиваться к своим друзьям, или будут с кем-то ссориться — сказка просто исчезнет, а вместе с нею могут погибнуть и добрые сказочные герои, живущие в ней.
Жили-были. Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки, рассказы, истории.
Предлагаемые тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для первоклассников, старших дошкольникови для учеников начальной школы: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление.
Сказки о героях из Лесной школы дети с нетерпением ждут, беседуют о поступках героев, понимают их причины, учатся прощать и любить.
Сказка творит чудеса в жизни детей. Хочется закончить словами великого писателя-сказочникаКорнея Ивановича Чуковского: «Цель сказочника заключается в том, чтобы какую угодно ценою воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».
1. Большова Т. В. Учимся по сказке / Т. В. Большова – СПб, Детство-Пресс, 2011.
2. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваем, играя – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. Серия “ Школа развития”.
3. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы – Москва, ЦГЛ, 2004 / Серия “Воспитание человека”.
4. Микляева Н. В., Толстикова С. Н., Целикина Н. П. Сказкотерапия в ДОУ и семье – Москва, ТЦ Сфера, 2010 / Серия “Библиотека воспитателя”.
Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и саморегуляции состояния Консультация для родителей и педагогов ДОУ «Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и саморегуляции состояния» Автор- составитель.
Игра как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы дошкольников Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формировании у них коммуникативных умений и навыков. В игре.
Игры для снятия психоэмоционального напряжения у детей «Путешествие на голубую звезду» Наша родная планета – Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать,.
Игры и упражнения по снятию психоэмоционального напряжения для дошкольников Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения для дошкольников. Самовнушение наиболее эффективно протекает на фоне общего.
Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников» «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с.
Приёмы психомышечной регуляции в профилактике психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое.
Программа тренинга по профилактике психоэмоционального напряжения педагогов «Способы регуляции эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях» Современные условия жизни, плохая экология, изменчивость требований,.
«Узоры в круге, квадрате, прямоугольнике». Рисование песком. Занятие по стабилизации психоэмоционального состояния детей Занятие 10. «Узоры в круге, квадрате, прямоугольнике» Цель: — стабилизация психоэмоционального состояния, снижение тревожности, коррекция.
Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников С помощью использования сказки развивается восприятие, мышление, речь, творческие способности ребенка. Максимальная реализация возможностей.
Комплекс с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения «В гости к солнышку» Комплекс с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения Вводная часть: Дети входят в зал. Воспитатель. Ребята, посмотрите,.
Источник
Сказкотерапия. Копилка психологических сказок для детей от 5 лет
АЛЬБИНА ГУАЦАЕВА
Сказкотерапия. Копилка психологических сказок для детей от 5 лет
Сказкотерапия — один из приемов в арт-терапии, разделе психологии — психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности. В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и реальности. Область применения этого приема не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе как с детьми, так и со взрослыми.
Цель сказкотерапии — относительно мягкое по сравнению с большей частью психологических инструментов искоренение страхов, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния ребёнка.
Девочка Надя и Баба Яга
Для детей 6-9 лет.
Рассматривает проблему: Высокая тревожность, боязливость. Чувство вины за нарушение родительских запретов.
Жила-была маленькая девочка Надя. Жила она с мамой и папой на краю деревни. Все у них было хорошо, только иногда, как и все маленькие дети, Надя капризничала и не слушалась маму.
Как-то раз пошли Надя с мамой гулять в лес, а в лесу так хорошо! Пахнет земляникой и грибами, кругом поют птички, солнышко светит ярко-ярко. Долго Надя с мамой гуляли и любовались лесом, устали и решили отдохнуть. Мама легла на мягкую травку и вскоре заснула. Надя сначала сидела рядом и играла с Божьей коровкой, а когда та улетела, Наде стало скучно, и она пошла одна гулять по лесу.
Она так увлеклась, что не заметила, как заблудилась. Надя шла и шла, все дальше и дальше в глубь леса, и вдруг увидела избушку. Не успела она туда войти,как коварная Баба Яга схватила Надю за руку и закричала: “Ага, попалась, непослушная девчонка! Сейчас я тебя съем”. Баба Яга застучала своими острыми зубами. Надя так сильно испугалась, что от страха закрыла глаза. А Баба Яга порычала еще немного и сказала: “Ну ладно, сегодня я тебя есть не буду, я уже поужинала и хочу спать. А ты, капризный ребенок, прибери в избе, вымой пол и помой посуду”. С этими словами страшная и злая Баба Яга заперла дверь и легла спать.
Наутро, когда Баба Яга проснулась,она даже не узнала свою избу: все в ней было прибрано, пол вымыт и посуда блестела. А наша Надюша сидела в углу и плакала, она так хотела вернуться домой к ласковой маме. Злой Бабе Яге стало стыдно, она сжалилась над девочкой и сказала: “Ну что ты хнычешь, маленькая девочка, когда у меня праздник, ведь моя избушка никогда не была такой чистой и красивой, как сейчас. Мне очень это приятно, спасибо тебе”. И теперь уже добрая Баба Яга испекла пирог и угостила Надюшу, а потом проводила ее до тропинки в деревню, и они расстались добрыми друзьями. А дома Надю давно ждали мама и папа.
Расскажи, как Надя капризничала и не слушалась маму.
Как Надя “расколдовала” Бабу Ягу?
Для детей7-11 лет.
Рассматривает проблему:Низкая самооценка. Чувство неполноценности. Страх трудностей и неуспеха.
В одном лесу на берегу синего озера был луг.Каждый день около озера собирались его обитатели: пчелы и шмели, стрекозы и мотыли, жуки и кузнечики, мухи, комары; приползала туда и маленькая-маленькая гусеница. Когда все были в сборе, начинался бал. Ежедневно устраивались соревнования на лучший танец в воздухе.
Вы спросите, причем здесь гусеница, ведь она не умеет летать. Да, конечно, не умеет. Но если бы вы знали, как она хотела этому научиться. И каждый раз она приползала на праздник, чтобы хоть краем глаза взглянуть на чудные танцы-полеты и помечтать.
Вот и в этот день, когда почти все уже были в сборе, приползла наша гусеница и, как обычно, спряталась за листом лопуха.
Начался бал.В воздухе послышался шум крыльев: то взлетел первый танцор – толстый важный шмель. Но не успел он начать свой танец, как раздался голос мухи,обнаружившей маленькую Гусеницу:
— А ты что здесь делаешь?
— Я просто хотела…- начала было Гусеница,но ее перебили:
— Что ты хотела? Что ты хотела? Зачем вообще ты пришла сюда, ты ведь противная никому не нужная Гусеница-крапивница, даже птицы тебя не едят. И ты не умеешь летать. Фу, какая гадкая, некрасивая Гусеница!
“Да, я бездарная, никому не нужная Гусеница. И я не умею летать”,- тихо подумала Гусеница и грустно поползла прочь с поляны под смешки и крики счастливых обладателей крыльев.
Гусеница не знала, что ей делать дальше, ей было очень обидно, так обидно, что хотелось умереть. Она забилась в самый темный угол и горько заплакала. Она плакала и плакала, пока не выплакала все слезы, а их у нее оказалось на удивленье много, а потом задумалась.
— Как несправедливо устроен мир,- думала Гусеница,- почему так получается, что одних любят все, потому что они нужные, а других не любит никто, потому что они не умеют ничего делать, даже летать!
Но ведь так же не бывает, так не честно! Не может быть, чтобы я была никому не нужна, надо только постараться что-то сделать, надо очень-очень постараться, а вдруг тогда я смогу научиться летать! – так подумала Гусеница и вдруг почувствовала, что с ней что-то происходит. Она начала выделять странную липкую жидкость в виде маленькой паутинки и окутывать себя ею. Гусеница заматывалась и заматывалась этой клейкой ниточкой, пока не покрылась ею целиком.
А потом она заснула. И снилось ей, что она учится летать, учится долго и упорно. И у нее сперва ничего не получается, но постепенно она добивается успеха. И, хотя ей трудно, Гусеница не отступает, потому, что ей очень хочется полететь.
Проснулась Гусеница от того, что ей нечем было дышать; она словно выросла, и колыбелька стала ей мала. Гусеница напряглась и разорвала стенки своего домика. Как долго она спала! Прошел ровно год с того дня, когда она последний раз видела солнце и луг. И тут Гусеница вспомнила, как она училась летать. Ей казалось, что это было не во сне, а наяву, и если она попробует, то полетит.
Гусеница добралась до края листа, на котором сидела, и… полетела.
Это было необыкновенно. Гусеница смеялась от счастья и летела, летела все дальше. Незаметно она добралась до того самого озера, около которого устраивался бал воздушных танцоров.
— А ведь сегодня как раз день танцев,- не успела подумать гусеница,как вдруг услышала:
— Смотрите, смотрите, какая красивая! И как плавно и грациозно парит она в воздухе!
— Да это же Бабочка, прекрасная Бабочка!
— Это они мне? Это я прекрасная Бабочка! – удивилась Гусеница и поспешила заглянуть в зеркальную гладь озера.
О, да… Она превратилась в бабочку. Гусеница, вернее Бабочка, даже подпрыгнула от восторга в воздухе.
“Какое счастье!”- подумала она.
— Да ведь это наша Гусеница,-догадался кто-то. — Она перезимовала и превратилась в Бабочку, да еще в такую красивую!
А прекрасная бабочка уже кружилась в вихре танца. Она танцевала и танцевала, пока совсем не устала. Тогда она села на цветок отдохнуть, а все побежали поздравлять ее, ведь наша бабочка заняла первое место среди воздушных танцоров в этот день.
Каждый спешил подойти к ней и похвалить ее. — Какая же ты прекрасная, Бабочка! – Как чудно ты умеешь летать! – Сколько радости и удовольствия ты нам доставила!
А Бабочка была самой счастливой, ведь ее теперь все любили и она научилась летать! Без сомнения, в этот день она была королевой бала.
Почему плакала Гусеница? Что она чувствовала? С тобой когда-нибудь случалось похожее?
Что помогло Гусенице превратиться в Бабочку?
Как ты думаешь, в настоящей жизни может случиться такая же история, как с Бабочкой?
Для детей 5-8 лет.
Рассматривает проблему: Страх темноты и одиночества, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.
В одном сосновом лесу жила-была белочка Нуся. Была она очень хорошая, добрая и веселая. И были у нее мама и папа,которые очень ее любили: заботились о ней, приносили орешки, играли, читали на ночь сказки.
Но вот однажды зимой Нусины мама и папа ушли в соседний лес за шишками и оставили ее дома одну. Нуся не часто оставалась дома одна, это было для нее непривычно и не очень приятно. В тот день неожиданно поднялась метель, от которой в беличьем домике сделалось очень темно и неуютно. Испугалась Нуся. Ей всегда было жутковато, когда наступала ночь и делалось темно. А тут вроде еще ночь не наступила, а страшно, да и родителей все нет. Забилась белочка в дальний угол комнаты, сидит и дрожит. Ждет не дождется, когда же придут мама с папой. Нусины зубки так сильно стучали от страха и так громко она вздыхала и охала, что белочка, живущая по соседству,не выдержала и крикнула ей:
— Эй ты! Маленькая трусишка! Перестань дрожать из-за всяких пустяков!
— Да,- отозвалась слабым голосом Нуся,- тебе хорошо, ты не боишься. А я одна в темной комнате, то и дело чудятся всякие ужасы и привидения. И что же мне делать, если я не могу, не умею быть смелой!
— Эх, ты! Глупая плакса,- прокричала соседка. — Я вот тоже одна, в темноте, но я ничего не боюсь. А тебе лишь бы поплакать да покапризничать.
Обидными показались Нусе эти слова.Собралась она с духом и говорит:
— Неправда! Пусть я боюсь темноты, но я не плакса и не капризуля. И вообще, я очень даже хорошая белочка. Помогаю маме и слушаюсь ее. Но… почему-то мне всегда страшновато в темноте.
— Хм, нашла чего бояться. Я понимаю, медведя там, волка или охотника. А-а-а… ты, наверное, еще очень Маленькая. И как тебе не стыдно! Ведь родители тебя оставили дома одну, как большую, а ты…
Слушала это Нуся и все больше понимала, что и впрямь она уже не так мала, раз оставили ее дома одну, как ее соседку. Негоже ей уже дрожать как осиновый листок, оказавшись в темноте. Но как же ей не бояться ее? Напряглась Нуся. Терпела-терпела, думала-думала, как победить ей страх.
Наконец, набралась она смелости, вздохнула поглубже и как выскочит на середину комнаты,размахивая лапками:
— Я самая смелая из всех белочек! Никого и ничего не боюсь! Уходите прочь, страшные призраки и духи! Вот я вам сейчас задам!
Осмотрелась она в темноте и почувствовала, что и впрямь ничего не боится и никаких привидений в помине нет. Засмеялась тогда Нуся над собой и поняла, что нечего ей в темноте бояться, разве что собственного страха.
А тут, словно испугавшись Нусиной смелости, и метель кончилась, снова на небе появилось солнышко.В это же время подошли и Нусины родители:
— Нуся, Нуся! Как же ты тут одна, без нас, в эту страшную метель? Мы так к тебе спешили!
— Ничего, мамочка! Мне было ни капельки не страшно!- отозвалась белочка.
— Вот умница! Совсем ты у нас взрослая.
С тех пор Нуся уже никогда не боялась оставаться одна в темноте.
Обсуждение:Чего боялась Нуся?Что помогло Нусе перестать бояться?Что еще можно было сделать?
СКАЗКА О НЕНАСТОЯЩЕМ СТРАХЕ
(СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ СТРАХИ).
Жил на свете маленький тигренок Ава. Жил он со своими родителями в пещере в глубине леса. Папа добывал пищу, а мама работала в лесной школе, учила лесных жителей уму-разуму.
Однажды, когда родители ушли по делам, Ава остался дома один. Он свернулся клубком на мягком ароматном сене и решил вздремнуть. И только он стал засыпать, как вдруг снаружи пещеры что-то страшно загрохотало. Земля содрогнулась, камни посыпались с потолка, вспыхнул яркий свет, лес зашумел, заскрипели деревья.
Перепугался тигренок так, как никогда в жизни. Ужас переполнил тигренка, задрожал он от беспомощности и отчаяния, и подумал, что идет к нему страшное чудище, о котором рассказывал ему дедушка. Страшные мысли приходили ему в голову. Он чувствовал, как огромное чудище подбирается к его дому, которое вот- вот схватит его и утащит к себе в нору. Тигренок ждал своей гибели, как вдруг все затихло. Скоро вернулись родители. Бросился к ним тигренок и рассказал о случившемся.
Рассмеялись родители и сказали: «Чепуха все это, выдумки. Это просто сильный дождь напугал тебя». Поговорил Ава с родителями, выслушал их. Только с тех пор стал он бояться оставаться один. Так и стояло перед глазами то огромное чудище. Когда родители собрались уходить утром по делам,Ава закричал: «Не уходите, я с вами!». Вцепился он в родителей, что тут сделаешь? Пришлось папе и маме пригласить сову-сиделку, чтоб она присматривала за боязливым сыном.
Долго терпели родители страхи Авы, всеми силами пытались убедить Аву, что бояться нечего, но уговоры не помогали. Тогда они пригласили ученых врачей. Но никто из лесных лекарей не смог вылечить Аву.
Родители почти смирились с тем, что тигренок будет бояться всю жизнь. Но однажды забежала в пещеру мышка. Она хотела полакомиться козьим молоком, которое каждое утро приносила мама. Пока спала сова-сиделка, мышка пробежала вглубь пещеры, и только собралась попить молока, как увидела грустного тигренка.
— Ты что такой грустный? – Спросила мышка.
— Боюсь быть один. – Печально ответил Ава. – Боюсь, что придет чудище и заберет меня в свою нору.
Удивилась мышка,и говорит:
— Ты такой большой, а боишься чудища. Их же не существует. Это давняя гроза напугала тебя. – Засмеялась мышка. – Посмотри на меня. Я такая маленькая, каждый может меня обидеть, много опасностей поджидает вокруг, но я смело преодолеваю их. Вот и сейчас я проскользнула мимо совы, которая могла меня съесть. Каждый раз я преодолеваю свой страх и становлюсь еще более смелой и сильной. Ведь сила заключается в умении смело идти вперед вопреки своим страхам. А ты хочешь стать сильным? – Спросила мышка.
— Да, конечно. – Ответил тигренок.
— Тогда не прячься в пещере. Пойдем, я покажу тебе мир.
Тигренок с мышкой прокрались мимо спящей совы и выбежали в лес. А в лесу стоял теплый солнечный день, чирикали птицы, жужжали пчелы. И казалось, что не было никогда той страшной грозы. А про выдумки о чудище тигренок уже забыл.Он только спросил у мышки:
— Если это было не чудище, что же тогда грохотало вокруг?
— Это гром напугал тебя. – Ответила мышка.
— А что же так ярко сверкало?- Продолжал Ава.
— Это молнии освещали небо. – Подсказывала мышка.
— А что так таинственно шумело и скрипело?
— Это деревья гнулись под порывами ветра.
Тогда понял Ава, что он испугался того, чего на самом деле не было. Он поблагодарил мышку и побежал на поляну играться с бабочками и собирать для родителей яркий букет цветов.
Теперь он чувствовал себя просто чудесно. И ему очень нравилось, что он смог преодолеть страх и стать настоящим смелым тигром. Теперь, когда начинал греметь гром, он только улыбался, ожидая свежий летний дождь, который принесет прохладу и приятный сырой запах.
СКАЗКА О КОТЕНКЕ, ИЛИ ЧЕГО МНЕ ВОЛНОВАТЬСЯ?
Для детей 6-10 лет.
Рассматривает проблему: Страх сделать что-либо неправильно. Боязнь школы, ошибок, оценок. Общая боязливость.
Жил-был в одном сказочном городе маленький Котенок. У него были мама и папа, а еще он ходил в школу. Да-да, даже в сказочном городе маленькие котята тоже ходят в школу.
Но наш Котенок не любил ходить в школу. Он всегда капризничал, когда собирался туда по утрам. Потом он долго беспокоился, пока ехал в школу в автобусе. Дальше –больше: почти все уроки Котенок чуть не плакал от страха, прячась за книжкой, чтоб его ненароком не заметил учитель… Обратно домой он пробирался по дворам, не дожидаясь своих друзей.
Мама Котенка очень огорчалась, когда узнавала об этом. И однажды, укладывая сыночка спать, мама-кошка подоткнула ему одеяло потеплее,погладила по шерстке и спросила: “Малыш, я вижу, ты не хочешь ходить в школу? Почему?” – “Я все время боюсь, мама,- признался котенок,- боюсь ехать в автобусе, боюсь сидеть на уроке и боюсь идти по улице со зверятами из нашего класса”. “Чего тут бояться?” – удивилась мама.
— Ах, мама ты ничего не понимаешь. Я все время беспокоюсь,что я что-нибудь сделаю не так: в автобусе я боюсь, что на повороте шлепнусь на пол, и все будут смеяться. В школе, я боюсь, что неправильно отвечу и учительница поставит мне двойку. А на улице я боюсь, что все зверята начнут бегать наперегонки или кидать шишки – кто дальше, и вдруг у меня не получится и никто не будет со мной дружить?” – сказал Котенок и чуть не расплакался – так ему стало себя жалко.
— Ну ладно, не горюй, малыш,- ласково сказала мама-кошка. — Я тебе помогу. Но это завтра, а сейчас пора спать.
Обрадовался Котенок и заснул довольный.А мама задумалась: “Чем же помочь моему малышу?” Думала-думала и придумала.
Наутро мама дала Котенку коробочку с леденцами и сказала так: “Это не простые конфеты, а волшебные. Как только начнешь бояться что-то сделать не так, достань одну конфетку,съешь и скажи три раза волшебные слова: Чего мне волноваться?- и все пройдет”.
Вечером Котенок прибежал из школы радостный и закричал: “Ура! Мамочка, я сегодня ничего не боялся, и в школе получил пятерку, и прибежал быстрее всех! Какие замечательные волшебные конфеты!” Мама-кошка улыбнулась и сказала: “Малыш, я хочу раскрыть тебе один секрет. Дело в том, что я дала тебе не волшебные, а самые обыкновенные конфеты”.- “Как, обычные? – не поверил котенок. — А почему же я не боялся, почему пятерку получил и бежал быстрее всех? Ты меня, наверное, обманываешь?”.- “Не обманываю,- сказала мама. — Я на самом деле положила в коробочку самые обычные леденцы. А раз они не волшебные, то помочь тебе они никак не могли. Значит, ты сам себе помог. Ты поверил в свои силы и победил страх. Значит, ты прогнал его навсегда, мой маленький герой”.
Как здорово, что я больше не буду беспокоиться! – закричал котенок. — Это замечательно, что я победил свой страх сам! Я, наверное, сейчас даже сам бы засмеялся, если бы шлепнулся на пол. Это же совсем не так обидно. Ну-ка!- сказал Котенок и немедленно шлепнулся на пол, растянувшись наподобие морской звезды. — Ха-ха! Как забавно! Это скорее весело, чем обидно. Пожалуй, нужно попробовать еще получить двойку.
— Ну-ну, что еще за фокусы? – заволновалась мама-кошка. — Зачем тебе двойка! Перестань, пожалуйста, баловаться.
— Ну что ты, мама, про двойку это я пошутил, просто пошутил. А если ты начинаешь за меня беспокоиться – съешь конфетку и скажи три раза “Чего мне волноваться?” и все пройдет. Проверенное средство!
Почему Котенок не хотел ходить в школу? Чего и почему он боялся?
Чем волшебные слова помогли Котенку?
Придумай сам новые, более сильные волшебные слова.
Возраст: 7-11 лет.
Направленность: Низкая самооценка. Чувство неполноценности и «ненужности». Страх трудностей и неуспеха.
Ключевая фраза: «Я хуже всех! Я никому не нужен!»
Садись поудобнее, и давай попробуем помечтать.
Ну, например, о море.
Тогда закрой глаза и представь себе, что ты стоишь на палубе корабля. Ярко светит солнышко, и корабль едва покачивается на ласковых волнах. Море сливается с небом тонкой полоской горизонта, и эта полоска манит тебя в даль, к далеким неизведанным землям…
Представь себе, что однажды такой корабль плыл к океану к далеким островам.
Ты ведь знаешь, что в дальний путь люди брали с собой множество необходимых вещей. Все эти вещи они складывали в трюмы своих кораблей. И конечно, среди этих нужных вещей встречались вещи ну совершенно не обязательные. Вот и у нашего корабля в трюме лежало много всякой всячины. Были тут ящики с запасами еды и одежды, спасательные круги, канаты, якорь с цепью, багор. А в самом темном углу трюма лежал старый толстенный мешок. Он лежал там так давно, что уже никто и не помнил, как он попал в трюм и что там у него внутри.
Долго плыл корабль, так долго, что вещи в трюме стали скучать.
И вот однажды заговорил Канат.
— А знаете что, вот все мы тут такие нужные вещи, а все-таки я нужнее всех. С моей помощью люди крепят паруса и управляют ими, а если корабль причалит к берегу, то с моей помощью люди привяжут его к причалу.
Тут подал голос Багор.
— А что будут делать люди, если вдруг оборвется Канат?
Они возьмут меня, зацепят болтающийся конец Каната и подтянут его к себе. А как без меня подтянуть корабль к берегу? Так что я нужнее.
В этот момент заворчал Якорь.
— А если люди не смогут подтянуть корабль к берегу? Как тогда без меня удержать корабль на месте?
— Да что ты стоишь без меня? – зазвенела Якорная Цепь – Ну бросят тебя на дно.
А как корабль будет стоять на месте? Я связываю тебя с кораблем, поэтому я важнее.
И так нужные вещи спорили, спорили, спорили, но так и не смогли выяснить, кто из них важнее.
И только толстый Мешок молчал, лежа в своем темном углу. Ему нечем было хвастаться перед остальными, да и не любил он хвастаться. Он долго слушал спор вещей, а потом не выдержал и вмешался.
— Как же вам не стыдно спорить! Вы все нужны людям, без вас они не обойдутся.
Ах, какая это была ошибка! Изумленные вещи сначала замолчали, потом разом набросились на бедный Мешок.
— Ах ты, старый толстяк! Да ты нам просто завидуешь. Ведь сам-то ты давно никому не нужен.
И они долго продолжали насмехаться над бедным Мешком и совсем забыли про свой недавний спор.
А Мешок лежал в своем темном углу и молча страдал:
«Действительно, ну кому я нужен. Я такой старый и толстый, все про меня забыли, никто даже не помнит, что у меня внутри. Хоть бы меня вынули из трюма и выбросили куда-нибудь из корабля».
Как же ему было обидно!
И Мешок еще больше забился в свой темный угол.
Так продолжалось много дней подряд.
Каждое утро, едва проснувшись, вещи опять и опять начинали смеяться над старым толстым Мешком, а он страдал все больше и больше.
Но вот однажды на море разыгрался сильный шторм. Волны со страшной силой бились о борт корабля. Вещи в трюме швыряло из стороны в сторону. Они не знали, что ветер отнес корабль к рифам, где ему грозила верная гибель. Вдруг корабль потряс сильный удар и вещи увидели, что в днище корабля образовалась пробоина, через которую в трюм хлынула вода.
Среди вещей началась паника.Они наперебой закричали: «Спасите! Помогите!» Но люди их не слышали, они боролись со штормом на палубе корабля.
И тут снова подал голос старый толстый Мешок.
— Если мы не хотим утонуть, нам надо придумать, как спасти корабль, — сказал он.
Однако вещи, вместо того чтобы призадуматься над его словами,снова набросились на мешок с насмешками: «Ах ты, старый толстяк! Ты снова пытаешься учить нас, таких умных и нужных. Лежи себе в своем углу, да помалкивай».
И Мешок снова затих в своем темном углу как ненужный хлам…
Вещи как-будто совсем забыли о том, что корабль может утонуть. Они, как обычно, принялись насмехаться над Мешком.
А тем временем вода в трюме все прибывала и прибывала.
И вдруг все вещи разом прекратили свои насмешки.
Они увидели, что Мешок молча выполз из своего угла и направился к пробоине. Он подошел к ней и лег на дно трюма так, что полностью закрыл собой пробоину в корабле. И вода сразу же перестала поступать в трюм.
А тут и люди, видимо, заметив, что в трюме плещется вода, стали откачивать ее при помощи насоса.
И вскоре в трюме стало опять совсем сухо.
А мешок лежал на пробоине и думал: «Вот как интересно получилось. Выходит, что и я на что-то гожусь. Ведь вот заткнул собой пробоину и не дал утонуть кораблю, погибнуть людям, да и нужные вещи все сохранились в целости».
И от этих мыслей все его существо стало наполняться гордостью за то, что и он оказался очень даже нужной вещью на корабле.
И тут Мешок заметил, что все вещи в трюме притихли.
Им стало стыдно за то, как они смеялись над Мешком, над тем, какой он старый и толстый, над его ненужностью.
А еще Мешок услышал голоса людей: «Смотри-ка, да ведь это забытый толстый мешок заткнул собой пробоину и спас корабль от неминуемой гибели!»
И на душе у Мешка стало радостно.
А люди еще долго рассказывали всем удивительную историю о том, как толстый всеми забытый Мешок спас их корабль во время шторма.
Вопросы для обсуждения.
— Почему все вещи хотели быть нужными? Зачем это было им? Нужно ли это людям? А тебе?
— Отчего было грустно толстому Мешку? Что, кроме случая, помогло показать Мешку, что он тоже нужен?
В чем ошибались вещи, когда говорили Мешку про его ненужность? Согласен ли ты с тем, что нужен каждый, просто не каждый про это знает?
Консультация «Сказкотерапия для детей дошкольного возраста» На занятиях по Сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия у детей увеличивается словарный запас,.
Картотека психологических игр для подготовительной группы Подготовительная группа «Путаница» Цель: игра поддерживает групповое единство. Ход игры. Один человек выбирается ведущим и перед началом.
Картотека психологических индивидуальных и групповых игр Картотека психологических игр. Комплекс индивидуальных и групповых игрИгры с блоками Э. Дьенеша. Цель: познакомить детей с формой, цветом,.
Консультация «Сказкотерапия» для детей с ОВЗ Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста, которые.
Копилка игр на развитие всех компонентов устной речи детей 4–5 лет на тему «Посуда» АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку дети входят в наш мир, познают его, получают.
Обзор психологических исследований агрессивности у детей дошкольного возраста Обзор психологических исследований агрессивности у детей дошкольного возраста Некоторые авторы, например Фрейд З., Бандура А., Адлер А. ,.
Сказкотерапия для детей в дошкольном возрасте «Как сказка завораживает и воспитывает детей» У большинства людей детство ассоциируется с куклами и машинками, песочницей и, конечно же,.
Сказкотерапия как средство развития детей СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей — один.
Сказкотерапия в работе с дошкольниками: блоки развития личности ребенка, классификация сказок, возрастные ограничения За последние несколько десятилетий подход к воспитанию и образованию детей претерпел довольно сильные изменения. К сожалению, перемены эти.
«В стране сказок». Значение сказок во всестороннем развитии детей Чудесная страна сказок. Наверное, каждый ребенок мечтает побывать в ней. Сразиться с огненным драконом, путешествовать с Алисой по стране.
Источник