- ABC-анализ в когнитивно-поведенческой терапии
- ABC: ситуация + мысль + эмоция (реакция)
- Это маленькое, но важное B
- Ситуация с подарком-браслетом: ABC-анализ
- Дневник эмоций и чувств: образец, как вести, примеры
- Какие задачи у дневника чувств и эмоций
- Как вести дневник эмоций
- Оформление
- Примеры ведения дневника эмоций
- Пример №1
- Пример №2
- Пример №3
- Пример №4
- Пример №5
- Образец дневника эмоций
- Рекомендации
- Заключение
ABC-анализ в когнитивно-поведенческой терапии
Обновлено 26 июля 2021
Для того, чтобы понять, как это так получается, что ситуация одна и та же, а реакции — у людей разные, я приведу один и тот же пример с пояснениями.
Зачем нужно это знать? Потому что тогда вы поймете, что дело вовсе не в людях, «которые вас бесят» и не в вещах, «которые подло случаются». Люди и вещи просто существуют, а для вас откроется волшебная возможность изменить свои реакции.
ABC: ситуация + мысль + эмоция (реакция)
В когнитивно-поведенческой терапии есть ключевое понятие — ABC-анализ. Это и один из основных терминов, и один из методов работы.
Чтобы научиться ABC-анализу самостоятельно, нужно вести дневник, например, такой.
Ниже я популярно объясню, что это такое.
❓Предположим ситуацию: на день рождения девушке подарили браслет. Дорогой и красивый браслет.
Возможные варианты реакции девушки:
№1.
Подумала: «Классный браслет, мне очень подходит!!»
Это мысль. Каждая мысль провоцирует эмоцию.
Обрадовалась, настроение улучшилось.
Это эмоция. В этом случае эмоция — радость.
№2.
Подумала: «Лучше бы почаще со мной встречался, чем блестяшками откупаться…»
Расстроилась, в плечах появилась тяжесть и усталость, настроение испортилось, не пошла вечером смотреть кино, вместо этого механически пролистывала посты вконтакте.
Это реакция, которая состояла из эмоции, ощущений в теле и поступков. В этом случае эмоция — грусть, тоска.
№3.
Подумала: «Как он смеет тратить столько денег, когда я почему-то должна сама за себя платить в кино??»
Рассердилась, поднялось давление, вспотела. Тут же назло сказала: «Кстати. Я не смогу сегодня пойти с тобой в кино, у меня другие планы.»
Это реакция: эмоция + ощущения в теле + поведение. В этом случае эмоция — гнев, сердитость.
№4.
Подумала: «Классный браслет, конечно, но мне он не нравится, вечно мне ничего никогда не подходит… Кажется, со мной что-то не так…»
Это ещё одна мысль.
Опечалилась, руки и ноги стали холодные.
Здесь реакция такова: эмоция — печаль и безнадежность, а также ощущения в теле.
Мы видим, что на одну и ту же ситуацию возможны разные реакции.
В схеме ABC, под A подразумевается ситуация, под B — мысль, под C — реакция. В некоторых источниках сюда же добавляют ещё D — действие или G — goal (цель). Но мы не будем усложнять, и просто договоримся, что С — это любая реакция, в том числе и чувства, и поведение, и ощущения в теле.
Вашу реакцию провоцирует именно та самая первоначальная мысль, которая в схеме обозначена B.
На самом деле, как видно из этих примеров, реакцию вызывает вовсе не ситуация. Ситуация-то во всех примерах одинаковая.
Это маленькое, но важное B
В качестве В, из-за которого и возникают чувства и реакции, могут выступать:
- Внутренний разговор с собой
- Восприятие
- Ярлыки (слова и фразы)
- Объяснения
- Когнитивные карты (представления о том, как устроено то или иное)
- Требования к себе
- Жизненные ориентиры
- Мысленные ассоциации
- Я-концепция
- Образы
- Темы и рассказы, мифы и легенды
- Предрассудки, воображение, оценки
- Умозаключения и выводы
- Самоинструктирование
- Предположения и многое другое.
Для краткости буду называть их просто — «мысли».
Некоторые B не помогают вам в жизни. Иногда даже вредят, вызывая чрезмерно сильные, неадекватные ситуации реакции. Поэтому, изменив В, которая и вызывает реакцию, можно и реакцию изменить на более адаптивную, более подходящую и приемлемую.
Если вы обращаетесь ко мне за консультацией, мы в том числе будем разбирать ваши ситуации и ваши реакции по ABC.
Цель такой работы — это научить клиента понимать зависимость между нашими мыслями и чувствами. Некоторым ещё и разницу между ними придётся понять, бывает и такое. В итоге можно научиться реагировать на разные ситуации более адаптивно.
Не всякую мысль стоит пытаться изменять. Некоторые мысли только маскируются под В, на самом деле являясь ситуацией А! Например, при обсессивно-компульсивных расстройствах, сама навязчивая мысль типа «На этой дверной ручке полно микробов», хоть и выражена в виде мысли, на самом деле является ситуацией-триггером для следующего предположения «Я заболею» — и вот это уже будет настоящее В.
Бессмысленно тратить время и силы на попытки изменить идею «На этой дверной ручке полно микробов» (А), потому что это и правда так, там действительно очень много микробов 🙂
👉 Как это всё работает, хорошо и наглядно показывает колыбель Ньютона.
Ситуация с подарком-браслетом: ABC-анализ
Вот как выглядела бы самая первая ситуация с браслетом-подарком по ABC:
Ситуация А: подарили дорогой браслет.
Подумала: «Классный браслет, мне очень подходит!!»
Мысль В: каждая мысль провоцирует эмоцию.
Обрадовалась, настроение улучшилось. Обняла и поцеловала того, кто подарил.
Реакция C: в этом случае эмоция — радость + поведение.
Собственно, и в чем смысл этого волшебного знания? А в том, что если вас НЕ устраивает ваша реакция, либо она объективно неадекватна, не помогает вам жить, то по большому счету нет смысла с ней бороться — она является последним звеном в цепочке.
Нет смысла пытаться что-то сделать с ситуацией — во-первых, она уже произошла, а во-вторых, ситуаций в мире бывает много разных.
Мишень для работы — это так называемое неадаптивное В. Его можно проанализировать, обдумать, взвесить обстоятельства и факты и, возможно, пересмотреть в сторону большего соответствия сегодняшнему дню. Тогда, если В станет более адаптивное, то и реакция станет немного другая.
Источник
Дневник эмоций и чувств: образец, как вести, примеры
А вы ведете дневник чувств и эмоций? По мнению психологов, записывая все, что вы чувствовали в той или иной ситуации, вы сможете разобраться со многими внутренними проблемами, обрести осознанность и научиться контролировать себя. Также у вас получится посмотреть на себя со стороны и понять, нужно ли что-то изменить. Так ли это на самом деле? Как вести этот дневник, чтобы он принес реальную пользу?
Какие задачи у дневника чувств и эмоций
Дневник эмоций и чувств — это методика, помогающая отслеживать свое эмоциональное состояние для того, чтобы лучше себя понять и контролировать. Лежащие в ее основе принципы выглядят так:
- тем, что мы осознали, можно управлять;
- то, что мы еще не осознали, управляет нами.
Человек так устроен, что он сначала что-то чувствует, а потом думает. Но при этом редко когда обращает внимание на то, что именно он почувствовал. И зря, потому что именно чувства и эмоции мотивируют нас к действию, удовлетворению тех или иных потребностей. Они помогают нам восполнить жизненную энергию или утратить ее.
Итак, зачем же нам нужен дневник чувств и эмоций? Есть несколько пунктов:
- Помогает отследить свои эмоции и свои ощущения за день, проанализировать, какие из них возникают чаще всего и преобладают над другими.
- Позволяет увидеть, что именно приводит к возникновению тех или иных чувств.
- Показывает, какие ситуации из прошлой жизни оказывают влияние на эмоциональное состояние сейчас. Дает возможность работать над собой в правильном направлении.
- Помогает осознать свои потребности, наполнить жизнь тем, чего в ней по-настоящему не хватает.
- Вы вовремя увидите, кто пытается вами манипулировать, и остановите эти попытки.
И еще. Ведя дневник чувств и эмоций, вы научитесь смотреть на свое поведение со стороны, видеть настоящие мотивы своих действий.
Как вести дневник эмоций
Как правильно вести дневник эмоций? Психологи рекомендуют следовать ряду советов:
- Блокнот или тетрадь. По возможности носите их с собой, чтобы сразу записывать появившиеся у вас интересные эмоции. Можно делать записи в телефоне или с помощью диктофона. В конце своего рабочего дня перенесите их на бумагу. Также можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые легко скачать в сети интернет.
- Ритм. Делайте записи регулярно, в одно и то же время. Это можно делать, например, вечером. Или же в течение дня по мере того, как они у вас появляются. Хороший вариант — несколько раз в день. Только разделите тогда его на части, допустим, утро, обед, вечер и т.д. Если пропустили день, не отчитывайте себя. Пишите, как только вспомните.
- Избирательность. Сложно описать все чувства и эмоции, которые вы испытываете за день. Вспомнить их тоже практически невозможно. Поэтому пишите о том, что стоит внимания.
- Слушатель. Если есть такая возможность, пусть рядом с вами будет тот, с кем можно обсудить ваши записи, человек, которому вы доверяете.
- Непредвзятость. Не стоит записывать только позитивные или негативные эмоции. Не делите их на хорошие и плохие. Записывайте все, что чувствуете.
Также проводите анализ. Пару раз в месяц перечитывайте записи. Это поможет вам понять, что происходит в вашей жизни, можно ли сейчас это изменить и нужно ли.
Оформление
В этом вопросе требований и ограничений нет. Делайте так, как вам удобно. Рекомендуется сделать несколько разделов:
- дата, время записей;
- что произошло;
- какие чувства вы испытали;
- почему вы испытали именно эти чувства;
- что вы могли сделать в этой ситуации;
- какую оценку можно поставить эмоции по шкале от 1 до 10.
Дополнительно можно рассказать о физических ощущениях, как вы спали этой ночью, о состоянии здоровья и т. д.
Примеры ведения дневника эмоций
Вести дневник можно несколькими способами. Все зависит от цели.
Пример №1
Этот вариант подойдет в том случае, если вам сложно различать эмоции. Это похоже на то, как если бы вы находились в незнакомой комнате с завязанными глазами. Представьте, что вы будете ощущать в такой момент? Наверное, беспомощность и растерянность. Вы будете бесцельно бродить по помещению, натыкаясь на различные предметы.
Точно так же обстоит дело и с эмоциями. Разобраться с ними просто. По окончании рабочего дня запишите 3 ситуации, которые случились с вами. Схема выглядит так:
- Рассказать, в чем заключается суть случившегося.
- Задуматься, какие физические ощущения вы испытали в это время.
- Описать эмоции, которые спровоцировали развитие физических симптомов.
Допустим, вы долго стояли в очереди, из-за чего потеряли много времени, отведенного на другие дела. Из телесных ощущений вы испытали напряжение. Из эмоций — раздражительность, злобу и чувство вины из-за того, что не осталось времени на более важные занятия.
Пример №2
Дневник чувств и эмоций такого типа понадобится тем, кто часто обесценивает себя и свои потребности, страдает от низкой самооценки и нелюбви к себе. В этом случае схема такая:
- Описать ситуацию.
- Описать телесные ощущения.
- Рассказать об эмоциях, вызвавших физические симптомы.
- Проанализировать, какие потребности прячутся за эмоциями.
- Задуматься над тем, удовлетворили ли вы своими действиями потребности или снова проигнорировали их.
Пример таких записей в дневник чувств и эмоций занесем в таблицу:
Ситуация | Физические симптомы | Эмоции и чувства | Потребности | Поведение |
---|---|---|---|---|
В конце рабочего дня вас попросили остаться на несколько часов, чтобы помочь коллегам доделать задание от руководства | Усталость, напряжение в мышцах и во всем теле | Сильная обида на то, что никому нет дела до ваших интересов. Одновременно с этим чувство вины, возникающее при мысли, что на вас обидятся, если вы откажетесь от сверхурочной работы | Нужен отдых | Вы идете на уступки и остаетесь на работе. Потребность в отдыхе при этом остается неучтенной |
Пример №3
Такая схема ведения дневника чувств и эмоций направлена на работу со стереотипами и шаблонами, которые приводят к развитию негативных переживаний, мешают адекватно мыслить и принимать решения. Она выглядит так:
- Описать случившуюся ситуацию.
- Рассказать о том, какие возникли эмоции.
- О чем вы подумали?
- Какие убеждения стоят за мыслями, пришедшими вам в голову?
- Эффективны ли последовавшие за действиями мысли?
- Можно ли было поступить как-то конструктивнее? Если можно, то как?
Ситуация | Эмоции | Мысли | Убеждения | Действия | Конструктивные действия |
---|---|---|---|---|---|
Я не смогла сдать экзамен | Вина, разочарование в самой себе | Наверное, я неудачница. Надо было больше времени проводить за учебниками | Я должна всегда и во всем быть идеальной. Не сданный экзамен — свидетельство моей никчемности | Боюсь, что следующий экзамен тоже не смогу сдать. Настроения нет, руки опускаются. Никак не начну готовиться | Осознать, что достичь идеала практически невозможно. Ошибаются абсолютно все живущие на планете люди. С уверенностью в себе и своих силах начать готовиться |
Пример №4
В этом примере описывается дневник чувств и эмоций для тех людей, которые склонны их игнорировать и подавлять. Какие записи им нужно сделать?
- Описать случившуюся ситуацию.
- Рассказать об испытанных в тот момент эмоциях.
- Задуматься, что бы было, если бы эмоции проявились в полную силу.
- Проанализировать, какой смысл в проявленных эмоциях.
- Совершенные действия.
- Какими были бы действия, если бы эмоции все же проявились?
Представьте, что вы пришли на родительское собрание в школу. Неожиданно учитель начинает обвинять вашего сына в том, что он не знает материал. Хотя отсутствовал он по уважительной причине — болезнь. Итак, что вы испытаете в данный момент? Стыд и, конечно, злобу. Если бы вы дали эмоциям волю, то наверняка высказали бы педагогу все, что думаете по этому вопросу. Но в ответ вы сказали, что устраните этот пробел в знаниях ребенка. Как можно было бы поступить по-другому? Уважительно, то твердым голосом напомнить учителю причину отставания вашего сына, еще раз сказать, что в этом нет его вины.
Пример №5
Это упражнение по ведению дневника чувств и эмоций пригодится тем, кто борется с последствиями эмоциональных травм, полученных в детстве. Оно, конечно, не поможет полностью избавиться от их последствий. Но вы сможете уменьшить их влияние на свою жизнь. Вы сможете установить связь между эмоциями сейчас и переживаниями, которые перенесли в прошлом.
В дневнике нужно описать ситуацию, которая произошла, и возникшие во время нее эмоции. После спросите себя: напоминает ли мне нынешняя ситуация что-то из того, что происходило со мной в прошлом? И второй вопрос: возникшие эмоции относятся к настоящему или к прошлому?
Образец дневника эмоций
Здесь вы можете скачать шаблон дневника эмоций на компьютер, а после распечатать его. Также можно заполнять его в электронном виде.
Рекомендации
Главный совет — вести дневник регулярно. Не думайте, что единичная запись сможет изменить вашу жизнь. Старайтесь делать их каждый день. Только так вы увидите ситуации, повторяющиеся в вашей жизни раз за разом и возникающие в них эмоции. Многое остается как бы за кадром. Дневник же поможет вам осознать эти скрытые моменты.
Когда вы записываете эмоции на бумаге, к вам приходит осознанность, вы понимаете их по-новому. Без записей этого не произошло бы. Для наглядности представьте, что вам нужно решить пример на деление трехзначных чисел в уме. Сложно, не так ли? А теперь запишите его на листочке и выполните действие в столбик. Гораздо легче, согласны? Так и с эмоциями.
И еще один совет — вести дневник эмоций и чувств нужно и тем, кто считает себя осознанным человеком. Его ведут даже психологи. Это отличная возможность разобраться с внутренними проблемами и научиться контролировать себя в любой ситуации.
Заключение
Открывая дневник чувств и эмоций, не стесняйтесь описывать абсолютно все, что чувствуете. Не останавливайтесь, даже если вам будет сложно понять, что происходит внутри вас. Со временем вы осознаете, почему вы ведете себя так, а не иначе в каких-то ситуациях. Более того, вы научитесь контролировать свои эмоции и направлять их в нужное русло.
Источник