Система цветов выражающая какую либо мысль чувство состояние природы или человека

Система цветов выражающая какую либо мысль чувство состояние природы или человека

ЛЕКЦИЯ 4. ТИПЫ КОЛОРИТА, ИХ МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ИСКУССТВЕ.

Начнем с того, что до сих пор четкого определения колориту нет. Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении (искусства или дизайна), образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека. О колорите всего произведения можно говорить в том случае, когда выполняются следующие условия:

— одинаковая степень чистоты или смешанности цветов произведения.

— обобщающий налет какого-либо цвета.

— «световая вуаль», т.е. все цвета одинаково насыщены.

1) Насыщенный или яркий колорит. Главные признаки этого типа: максимально возможная насыщенность его элементов. Основные цвета: Красный, Желтый, Зеленый, Синий, Белый, Черный ( + некоторые промежуточные: Оранжевый, Голубой, Фиолетовый, Пурпурный). См. рис.1

рис.1

Применяется этот тип колорита:

— в «примитивных» культурах;

— в народном искусстве;

— в городском фольклоре;

— в искусстве китч (низкопробное искусство);

— в агитационной и рекламной графике;

— в авангардном течении живописи XX века;

— в детском, молодежном и спортивном дизайне;

— в искусстве народов южных и северных (прибалты, скандинавы, эскимосы) стран;

— в карнавальном искусстве.

2) Разбеленный колорит. См. рис2. Это подмесь белого цвета к цветам произведения. Был свойственен доживающему свой век дворянству. Применялись следующие сочетания: Белый, оттенки розового, золотого, желтого и т.д.

рис.2

3) Зачерненный колорит. См. рис.3 Это подмесь в произведение черного цвета. Произведения с зачерненным колоритом выражают тайну, трагизм, старость, угасание, черные мысли, в понимании мира нет ясности.

рис.3

4) Ломанный колорит. Получается добавлением Серого. Является признаком усталости, пессимизма, предпочитается более пожилыми людьми. См. рис.4

рис.4

5) Классический колорит. Цвета гармонизированы, не утомляют своей яркостью и насыщенностью, они всегда приглушены и смягчены чем-либо (см. любое классическое произведение).

В дизайне часто применяется смешение колоритов.

1) Двухцветная композиция в разбеленном колорите.

2)Трехцветная композиция в приглушенном колорите (т.е. добавить серый).

3) Четырехцветная композиция в насыщенном колорите.

Источник

цветоведенье / 5_колорит

Колорит – это система цветов, выражающая какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека. В данном определении подразумевается, что эстетический, полноценный, совершенный, ясно воспринимаемый зрителем колорит это связная целостность, где все цвета в этой системе чем-то связаны и объединены. Кроме того, колорит должен быть осмыслен и связан как с формой, гак и с содержанием произведения, его замыслом.

В XVIII-XIX веках колорит в живописи связывался с гармонией, причем второе считалось условием первого. В XX веке пришлось пересмотреть этот принцип: дисгармония заняла в искусстве прочное место рядом с гармонией, и в искусстве на равных правах с гармоничным «узаконен» и дисгармоничный колорит, или просто негармоничный. Знакомясь с историей изобразительного искусства, мы видим, что все многообразие цветовых систем может быть схематически сведено к нескольким типам колорита. К основным типам колорита принято относить насыщенный (яркий), разбеленный (высветленный), ломаный (серый), зачерненный (темный), классический (гармонизованный).

Насыщенный (яркий) колорит – это колорит, построенный на чистых цветах (красках). В колорите такого типа используется небольшое число основных цветов – красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный. Эта палитра может быть сокращена до трех или даже двух цветов, а может быть и несколько расширена за счет промежуточных цветов спектра – оранжевого, голубого, фиолетового, а также пурпурного. Главный признак колорита этого типа – максимально возможная насыщенность его элементов.

В истории искусства насыщенный колорит встречается весьма часто: в «примитивных» культурах; в народном искусстве и живописи примитивистов; в «городском фольклоре»; в искусстве «кича»; в детском творчестве; в агитационной и рекламной графике; в авангардных течениях живописи XX века (кубизм, футуризм, поп-арт, оп-арт); в детском, молодежном, спортивном дизайне; в искусстве народов южных стран; в искусстве народов северных стран (Прибалтика, Скандинавия, Эскимосы); в геральдике; в карнавальном искусстве.

Чистые и яркие цвета удовлетворяют цветовые предпочтения множества групп, видов и классов людей, а именно тех, в ком сильна инстинктивная жизненная сила, чья нервная система не утомлена и не пресыщена, чья психика требует сильных раздражителей и стимуляторов, т.к. они соответствуют внутреннему достаточно бодрому или возбужденному состоянию этих людей. К ним можно отнести детей, представителей примитивных народов, людей физического труда (крестьян и рабочих), молодежь со спортивными склонностями (в том числе военных). Колорит «насыщенного» типа уместен также и в тех случаях, когда нужно привлечь внимание людей, заставить их что-либо запомнить, внушить какую-то мысль. Поэтому «броские» цвета часто применяются в рекламе и наглядной агитации.

Но иногда значение ярких красок негативно. Если чистые цвета не гармонируют между собой, они создают впечатление пестроты, а пестрота явление скорее безобразное, чем прекрасное. Яркий цвет вообще способен выразить (и вызвать) сильное чувство, но не только позитивное. Яркий колорит плохо согласуется с принципом натуральности, но гораздо лучше с принципом содержательности и выразительности. Если художник добивается символического звучания своей картины он не боится максимальной звучности цвета.

Разбеленный (высветленный) колорит – это колорит, в котором преобладают цвета с примесью белого цвета. Имитирует ощущение чистоты, легкости, прозрачности.

Ломанный (серый) колорит – это колорит, в котором преобладают цвета с подмесью серого. Такие цвета всегда усложнены, им трудно подобрать название. В них есть тонкость и изящество, удовлетворяющее изысканным вкусам, они приятнее усталому или изощренному зрению, чем чистые и разбеленные цвета.

Зачерненный (темный) колорит – это колорит, в котором преобладают цвета с подмесью черного цвета. Мы наблюдаем его там, где в понимании мира нет ясности, где человеческий разум отступает перед тайной; там, где происходят трагические события, где изображается старость, угасание, «черные» мысли.

Говоря о классическом (гармонизированном) колорите, мы вспоминаем живопись Беллини, Джорджоне, Тициана, Дюрера, Пуссена, Рубенса, Вермеера, Ватто, Давида, Шардена, Левицкого, Рокотова. Иными словами, всю европейскую живопись Нового времени от Мазаччо и Рафаэля до Брюллова и Репина.

Классический колорит соответствует способностям и потребностям нормального зрения. В нем есть хроматические краски, без которых человеку трудно жить, но эти краски не утомляют глаз яркостью и насыщенностью, они всегда несколько приглушены и смягчены, они занимают немного места в общем поле зрения. Насыщенных цветов немного, они дополняются разбеленными, зачерненными или ахроматическими. Классический колорит как бы отражает природу человека в его нормальном, спокойном и здравом состоянии: в нем нет ни экзальтации яркости, ни угнетенности черноты, ни болезненной хрупкости белизны. Все краски приведены в гармоничное единство друг с другом. Дополнительными средствами гармонизации классической картины часто бывают свет, воздух, единое пространство, сюжетное композиционное объединение фигур или пятен [с. 93 – 102 Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве].

Источник

28. Колорит как система.

Колорит – система цветов, выражающая какую-либо мысль, чувства, состояние природы или человека.

Советский колорист алексеев в книге «о колорите» говорил о том, что : 1. Эстетически полноценный , совершенный, ясно воспринимаемый колорит – это связная целостность, все цвета в этой системе чем-то связаны и объединены. 2. Колорит должен быть осмыслен и связан как с формой, так и с содержанием произведения, его замыслом.

29. Типы колорита.

1-е место занимает колорит, построенный на чистых цветах . в нём используются основные цвета — красный, желтый, зелёный, синий, чёрный, белый. Эту палитру можно сократить до 2 или 3 цветов, а можно увеличить. Главный признак – максимально возможная насыщенность его элементов.

2-е место можно отдать светлым цветам – жёлтому и белому, которые высоко ценились в древности и средневековье.

Зачернённый колорит мы наблюдаем в иконах ( с тёмными ликами святых). В частном быту тёмные гаммы создают впечатление уюта и покоя.

3-е место – колорит, в котором преобладают цвета с подмесью серого.( стиль модерн).

Классический колорит как бы отражает природу человека, в его норм. Спокойном состоянии. В нём нет ни яркости, ни черноты, ни белезны. Этот колорит соответствует потребностям и способностям нормального зрения.

30. Роль света в живописи и архитектуре(начиная с древности и до наших времён).

Свет – могучее средство в архитектуре, дизайне, живописи.

Известны периоды, когда живопись не стремилась изображать свет, тень или какие-либо световые эффекты. Многие течения 20в. Отказывались от передачи света (модерн, пуризм, дадаизм).

В поздней античности грек. Художники стали изображать объём тел, и для этого она изображали светотень.

Средневековая живопись отказалась от восприятия объёмных тел и вообще от натур. Но религия всё равно ввела его в арх-ру, живопись. 1-е шедевры христ. Арх-ры – это византийские храмы.

Колористика средневековых изображений и техника их исполнения создавали как бы самосвечение.

В эпоху возрождения свет служил только для выявления формы.

В барокко свет представлял собой средоточие идеи.

В конце 19в. Был открыт новый способ передачи света – импрессионический. Его новизна состояла в том, что освещённая и затемненная части предмета имели разные цветовые тоны, т.е. взаимо дополнительные. Свет передавался через контраст хроматических цветов. Свет и цвет представляли собой пару контрастных цветов.

В современном искусстве можно встретить любые варианты использования света.

31. Понятие цветовой гармонии ( 9 признаков).

2Пропорциональность(подобие отношений цветовых тонов, насыщенностей, отношений яркостей).

3Связь, слаженность(отсутствие цв. Тона, объед подмеси белого, чёрного, серого. Единство цв. Тона.)

4Единство противоположностей(контраст)( бывают различные контрасты( по насыщ или чистоте, по яркосте или светлоте,по цв. Тону, контраст хром и ахром цветов).

Источник

Разбеленный (высветленный) колорит – это колорит, в котором преобладают цвета с примесью белого цвета. Имитирует ощущение чистоты, легкости, прозрачности

Колорит — это система цветов, выражающая какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека. В данном определении подразумевается, во-первых, что эстетический полноценный, совершенный, ясно воспринимаемый зрителем колорит — это связная целостность (об этом говорит слово «система»); все цвета в этой системе чем-то связаны и объединены.

· а) одинаковая степень чистоты цветов (или смешанности);

· б) обобщающий «налет» какого-либо одного цвета;

· в) светотеневая «вуаль»;

· г) некоторые композиционные приемы размещения цветовых пятен на картине, объединяющие даже «не родственные» цвета. Во-вторых, из определения следует, что колорит должен быть осмыслен и связан как с формой, гак и с содержанием произведения, его замыслом.

В XVIII-XIX веках колорит в живописи связывался с гармонией, причем второе считалось условием первого. В XX веке пришлось пересмотреть этот принцип: дисгармония заняла в искусстве прочное место рядом с гармонией, и в искусстве на равных правах с гармоничным «узаконен» и дисгармоничный колорит, или просто негармоничный. Знакомясь с историей изобразительного искусства, мы видим, что все многообразие цветовых систем может быть сведено (схематически) к нескольким типам колорита:

НАСЫЩЕННЫЙ (ЯРКИЙ) КОЛОРИТ

Насыщенный колорит – это колорит, построенный на чистых цветах (красках). В колорите такого типа используется небольшое число основных цветов,- красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный. Эта палитра может быть сокращена до трех или даже двух цветов, а может быть и несколько расширена за счет промежуточных цветов спектра — оранжевого, голубого, фиолетового, а также пурпурного. Главный признак колорита этого типа — максимально возможная насыщенность его элементов.

В истории искусства он встречается весьма часто:

1. в «примитивных» культурах;

2. в народном (крестьянском) искусстве и живописи примитивистов умеренного климата;

3. в «городском фольклоре»;

4. в искусстве «кича»;

5. в детском творчестве;

6. в агитационной и рекламной графике;

7. в авангардных течениях живописи XX века (кубизм, футуризм, поп-арт, оп-арт);

8. в детском, молодежном, спортивном дизайне;

9. в искусстве народов южных стран;

10. в искусстве народов северных стран (Прибалтика, Скандинавия, Эскимосы);

11. в геральдике;

12. в карнавальном искусстве.

Чистые и яркие цвета удовлетворяют цветовые предпочтения множества групп, видов и классов людей, а именно: тех, в ком сильна инстинктивная жизненная сила, чья нервная система не утомлена и не пресыщена, чья психика требует сильных раздражителей и стимуляторов, т.к. они соответствуют внутреннему достаточно бодрому или возбужденному состоянию этих людей. К ним можно отнести детей, представителей примитивных народов, людей физического труда (крестьян и рабочих), молодежь со спортивными склонностями (в том числе военных). Колорит «насыщенного» типа уместен также и в тех случаях, когда нужно привлечь внимание людей, заставить их что-либо запомнить, внушить какую-то мысль. Поэтому «броские» цвета часто применяются в рекламе и наглядной агитации.

Но иногда значение ярких красок негативно. Если чистые цвета не гармонируют между собой, они создают впечатление пестроты, а пестрота — явление скорее безобразное, чем прекрасное. Яркий цвет вообще способен выразить (и вызвать) сильное чувство, но не только позитивное. Яркий колорит плохо согласуется с принципом натуральности, но гораздо лучше — с принципом содержательности и выразительности. Если художник добивается символического звучания своей картины — он не боится максимальной звучности цвета.

РАЗБЕЛЕННЫЙ (ВЫСВЕТЛЕННЫЙ) КОЛОРИТ

Разбеленный (высветленный) колорит – это колорит, в котором преобладают цвета с примесью белого цвета. Имитирует ощущение чистоты, легкости, прозрачности

ЛОМАННЫЙ (СЕРЫЙ) КОЛОРИТ

Ломанный (серый) колорит – это колорит, в котором преобладают цвета с подмесью серого. Такие цвета всегда усложнены, им трудно подобрать название. В них есть тонкость и изящество, удовлетворяющее изысканным (и пресыщенным) вкусам, они приятнее усталому или изощренному зрению, чем чистые и разбеленные цвета.

ЗАЧЕРНЕННЫЙ (ТЕМНЫЙ) КОЛОРИТ

Зачерненный (темный) колорит – это колорит в котором преобладают цвета с подмесью черного цвета. Мы наблюдаем его там, где в понимании мира нет ясности, где человеческий разум отступает перед тайной; там, где происходят трагические события, где изображается старость, угасание, «черные» мысли.

КЛАССИЧЕСКИЙ (ГАРМОНИЗИРОВАННЫЙ) КОЛОРИТ

Говоря «классический» колорит, мы вспоминаем живопись Беллини, Джорджоне, Тициана, Дюрера, Пуссена, Рубенса, Вермеера, Ватто, Давида, Шардена, Левицкого, Рокотова. Иными словами, всю европейскую живопись Нового времени от Мазаччо и Рафаэля до Брюллова и Репина.

Классический колорит соответствует способностям и потребностям нормального зрения: в нем есть хроматические краски, без которых человеку трудно жить, но эти краски не утомляют глаз яркостью и насыщенностью, они всегда несколько приглушены и смягчены, они занимают немного места в общем поле зрения. Насыщенных цветов немного, они дополняются разбеленными, зачерненными или ахроматическими. Классический колорит как бы отражает природу человека в его нормальном, спокойном и здравом состоянии: в нем нет ни экзальтации яркости, ни угнетенности черноты, ни болезненной хрупкости белизны. Все краски приведены в гармоничное единство друг с другом. Дополнительными средствами гармонизации классической картины часто бывают свет, воздух, единое пространство, сюжетное композиционное объединение фигур или пятен.

Источник

Оцените статью