Система мотивационно ценностных эмоционально волевых отношений это
· самостоятельном переносе знаний и умений в новую ситуацию;
· видении новой проблемы в знакомой ситуации;
· видении структуры объекта и его новой функции;
· самостоятельном комбинировании известных способов деятельности в новый;
· нахождении различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств;
· построении принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.
Черты творческой деятельности проявляются не одновременно при решении той или иной проблемы, а в различном сочетании и с разной силой. В самом характере творческой деятельности заключена та особенность содержания данного элемента базовой культуры личности, которая состоит в том, что для ее осуществления нельзя указать систему действий. Эти системы создаются самой личностью.
Опыт отношений личности как компонент содержания общего образования и базовой культуры личности может быть рассмотрен как система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит не в знаниях и не в умениях, хотя он и предполагает их, а в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям. О значимости этого компонента содержания общего образования писал К.Д. Ушинский: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования» [1].
1 Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. — М., 1948-1952. — Т. 9. — С. 117.
Эмоции и чувства всегда содержательны и являются особой формой отражения действительности. Культура чувств, подлежащая воспитанию у учащихся, не совпадает с культурой мышления, с объемом и системностью знаний. Это особый феномен — следствие социального развития человека. Опыт отношений человека вместе со знаниями и умениями выступает условием формирования системы ценностных ориентаций, идеалов, а в конечном счете и мировоззрения личности.
Источник
Педагогика
Домашняя | Карта сайта | Избранное | |||
Студентам | Шпаргалки | Словарик |
А знаете ли Вы, что такое « » в педагогике? |
Опыт отношений личности как компонент содержания общего образования
Опыт отношений личности как компонент содержания общего образования и базовой культуры личности может быть рассмотрен как система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит не в знаниях и не в умениях, хотя он и предполагает их, а в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям. О значимости этого компонента содержания общего образования писал К.Д.Ушинский: «Ничто — пи слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования».
Эмоции и чувства всегда содержательны и являются особой формой отражения действительности. Культура чувств, подлежащая воспитанию у учащихся, не совпадает с культурой мышления, с объемом и системностью знаний. Это особый феномен — следствие социального развития человека. Опыт отношений человека вместе со знаниями и умениями выступает условием формирования системы ценностных ориентации, идеалов, а в конечном счете и мировоззрения личности.
Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, о той деятельности, которая вызывает те или другие эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения. Пока человек только знает о нормах поведения, даже ведет себя как принято, но делает это вопреки отрицательной оценке этих норм или при равнодушии к ним, его нельзя считать воспитанным.
Пока человек только осведомлен о мировоззренческой идее, использует ее для объяснения каких-либо явлений действительности, но не убежден в ее истинности и, следовательно, эта идея не вызывает в нем эмоционального отношения, до тех пор она не становится частью его мировоззрения, выступающего критерием образованности и воспитанности личности.
Научное мировоззрение личности, являющееся следствием освоения содержания образования, характеризует высокий уровень ее развития. Однако усвоение мировоззренческих знаний само по себе еще не обеспечивает прочности мировоззрения личности. Необходима и глубокая внутренняя убежденность в истинности того или иного знания. Суть убеждений заключается не только в знании, но и во внутренней потребности поступать, действовать именно так, а не иначе.
Источник
Б) система ценностных и эмоционально-волевых отношений;
В) поиск решения возникающих проблем, творческое преобразование действи-
Тельности;
Г) система знаний о мире, способах деятельности, оценке явлений.
4. Документ, фиксирующий основополагающие элементы научного знания, обязательные для изу
чения в общеобразовательной школе, а также обобщенное описание видов УУД
-это . , .
5. Концепция Фундаментального ядра содержания общего образования синтезирует идеи:
1) «ядра» и « . »; 2) объема . ; 3) выделения . этапа; 4) . -. подхода.
6. Методологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования
составляют принципы:
Научности; 2) природосообразности; 3) системности; 4) фундаментальности.
7. Основным назначением Фундаментального ядра содержания общего образования является опре
деление:
А) системы базовых национальных ценностей,
б) системы итоговой оценки достижения планируемых результатов образования,
В) системы основных понятий из областей знаний, представленных в средней школе,
Г) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование УУД.
8. Содержанием основных результатов воспитания (отраженных в Фундаментальном ядре
содержания общего образования)являются основные направления развития личности:
А) семейная культура; б) личностная культура;
В) социальная культура; г) познавательная культура.
9. Установите соответствие в системе основных направлений развития личности, представленных в
Фундаментальном ядре содержания общего образования: Ответ: 1______ , 2___ , 3__
1. Личностная культура 2. Семейная культура 3. Социальная культура |
А) забота о продолжении рода,
Б) осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни,
В) развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности. .
10. В ФГОС общего образования процесс образования должен пониматься, в первую очередь, как процесс . . принятия духовно-нравственных социальных, семейных и других ценностей.
Занятия 6-8. Федеральный государственный образовательный стандарт
Цель: уточнить содержание ФГОС НОО и сопровождающих его документов.
—————— —————7 Примерные учебные программы |
№1. Проанализируйте[письменно) схему ФГОС НОО(А.М. Кондаков),
|
Запросы семьи, общества, государства |
ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА |
Программа духовно-нравственного развития |
Программа формирования |
Планируемые результаты |
культуры здоро- |
учебный план |
вого и безопасно- |
го образа жизни |
|
Авторские программы и УМК
Образовательный процесс
СТема ОЦеНКИ.модель обеспечения качества ооразова
-Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность
«Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода
№2. Ознакомьтесь с серией книг «Стандарты второго поколения» издательства «Про
свещение»(http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=228&d_no=25717)
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я.,
Кондаков А.М., Тишков В.А.
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие
для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова.
6. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой.
7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 3 ч.: Ч. 1 / Под ред.
Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 8. и др.
«Книги серии «Стандарты второго поколения» условно можно разделить на несколько групп:
* непосредственно сами стандарты для каждой ступени общего образования;
•I* книги, которые условно можно назвать основополагающими, т.е. это издания, на которые опирается ФГОС — «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и «Фундаментальное ядро содержания общего образования»;
*** книги, раскрывающие и конкретизирующие основные требования нового ФГОС:
• требования к результатам освоения ООП НОО («Примерные программы по учебным предметам. Началь
ная школа: В 2 ч», «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли», «Планируемые результаты начального общего образования», «Оценка достижения планируемых ре
зультатов в начальной школе. Система заданий: В 3 ч.» и др.);
• требования к структуре ООП НОО («Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждани
на России», «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли»,
«Примерные программы внеурочной деятельности» и др.)
• требования к условиям реализации ООП НОО (нормативные документы по кадровому, финансовому, мате
риально-техническому и иным условиям реализации ООП НОО>».
№3. Проанализируйте требования ФГОС к результатам освоения ООП НОО[7 [I], 4 [III]].
Требования к результатам освоения ООП задают ориентиры оценки * личностных, * метапредмет-ных и * предметных результатов на ступени начального общего образования.
* Личностные результаты освоения ООП НОО должны отражать:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, россий
скую нацию и историю, осознание своей этнической принадлежности;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирова
ние личностного смысла учения;
• формирование основ моральных и нравственных ценностей российского общества;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений
о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе знакомства с лучшими образ
цами мировой и отечественной детской литературы и искусства;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, умения избегать конфликтов;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе
на результат.
* Метапредметные результаты освоения ООП НООдолжны отражать:
^ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
•/ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
^ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
^ формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
V освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
^ использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
^ активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
V использование различных способов поиска (в справочных источниках и сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; . соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
•^ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
^ овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
^ готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
v» определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих:
^ готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
^ овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и явлений действительности (природных, социальных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
^ овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
^ умение работать в материальной и информационной среде НОО (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
» Предметные результаты освоения ООП НОО должны отражать:
•> цели учебного предмета;
•> систему Требований к результатам,которая показывает, какими именно действиями, преломленными через специфику содержания данного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса.
С учетом данной специфики требования к предметным результатам включают наиболее важные требования, отражающие содержательную сущность каждой из предметных областей:
• Филология (Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык), • Технология,
• Математика и информатика, • Физическая культура.
• Окружающий мир, • Искусство (Музыка, Изобразительное искусство),
№5. Ознакомьтесь с содержанием универсальных учебных действий.
В соответствии с ФГОС в Программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования представлено четыре вида УУД: —г
* личностные, * регулятивные, * познавательные, * коммуникативные. |
I. ЛичностныеУУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотно
сить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выде
лить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Данный блок включает:
*> личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и ус
воено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
> планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного ре
зультата; составление плана и последовательности действий;
> прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
> контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью об
наружения отклонений и отличий от эталона;
> коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия
в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата са
мим обучающимся, учителем, товарищами;
> оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
^ саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
III. Познавательные УУД включают 3 группы:
1) Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в т.ч. решение рабочих задач с использованием
общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
• постановка и формулирование проблемы.
Особую группу общеучебных УД составляют знаково-символические действия:
Источник