Система эмоциональной регуляции по лебединскому
Посвящается детям со стойкой волей к здоровому развитию.
В учебном пособии рассматриваются основные принципы диагностики эмоциональных нарушений у детей[1]. Эта область диагностики является одной из самых сложных в силу разнообразия, высокой динамичности, изменчивости феноменов эмоциональной жизни ребенка, возрастной специфичности многих из них, их меньшей структурированности по сравнению с когнитивными образованиями.
В первой главе (В. В. Лебединский, М. К. Бардышевская) дается общее представление об уровневом строении системы эмоциональной регуляции в нормальном и патологическом развитии ребенка. Эмоциональные нарушения описываются как нарушения эмоциональной регуляции поведения, а также как нарушения эмоционального развития (его слаженности, последовательности, своевременности появления отдельных новообразований). В основу такого подхода положена модель уровневого строения системы базальной эмоциональной регуляции (Лебединский и др., 1990).
В настоящем издании эта модель дополнена уровнем символической регуляции эмоций, который завершает строение аффективной системы и определяет ее дальнейшее развитие. Прогноз развития в значительной степени зависит от состояния этого уровня. Кроме того, уровень эмоциональной коммуникации, который прежде описывался в терминах аффективного заражения и подражания, усилен за счет введения основных показателей развития поведения привязанности. Паттерны привязанности рассматриваются не только в качестве сложных регуляторов эмоций, но и основы устойчивого развития в целом.
В подходе к нарушениям эмоционального развития с точки зрения фиксаций и регрессов мы опирались на общие закономерности развития, сформулированные А. Гезеллом, Ж. Пиаже, в отечественной психологии – Л. С. Выготским, Н. А. Бернштейном, а также на психоаналитические идеи М. Кляйн, Р. Шпица, А. Фрейд и их последователей.
Во второй и третьей главах (М. К. Бардышевская) представлены не имеющие аналогов материалы по диагностике нарушений эмоционального развития, ядро которых составляет наблюдение, синтезирующее клинический, этологический и психоаналитический подходы к этому методу диагностики и исследования. Выделены две главные линии диагностики: 1) особенности возрастной динамики основных новообразований эмоциональной сферы и 2) состояние эмоциональной регуляции ребенка и ее динамика.
Предложенная схема диагностики создавалась одновременно как исследовательская методика и как рабочий инструмент детского, психотерапевта. Это позволяет решать несколько задач: 1) оценить тяжесть эмоциональных нарушений и их место среди общих расстройств развития ребенка; 2) определить более подвижные, изменчивые симптомы, которые могли бы быть фокусом первоначальных психотерапевтических воздействий, а также выделить более тяжелые, устойчивые, центральные симптомы, которые требуют длительной работы и значительного повышения психической активности самого ребенка; 3) отследить динамику эмоционального развития ребенка в разных условиях: идет ли оно без всяких вмешательств или же в условиях специального лечения (медикаментозного, психотерапевтического и др.); 4) определить прогноз развития ребенка (здесь требуется длительное наблюдение).
Применение этой диагностической процедуры показано прежде всего для работы с маленькими детьми и с детьми с тяжелыми нарушениями эмоционального развития, т. е. там, где тесты и разовые экспериментальные обследования дают очень приблизительную, грубую оценку.
Представленная в учебном пособии схема диагностики отрабатывалась на детях с тяжелыми эмоциональными расстройствами.
За их развитием велось длительное наблюдение (от нескольких месяцев до нескольких лет). У одного и того же ребенка, как правило, отмечался целый спектр грубо выраженных нарушений: нарушения аффективной составляющей восприятия, влечений как низшей аффективности; истероформные реакции; страхи, не специфичные для возраста ребенка; нарушения развития агрессивного поведения; депрессивные и маниакальные состояния; патологический негативизм; расстройства эмоциональной коммуникации; недоразвитие или искажение поведения привязанности. В более легких случаях эти расстройства были неустойчивыми, возникали по отдельности, меньше ограничивали или искажали развитие ребенка в целом.
Клиническими диагнозами этих детей были ранний детский аутизм, ранняя детская шизофрения, психопатоподобный и неврозоподобный синдромы. Однако эти диагнозы, установленные в дошкольном возрасте, нередко пересматривались уже в младшем школьном возрасте. Кроме того, знание диагноза мало помогало в определении прогноза развития ребенка, особенно, если не учитывалось, что аналогичные симптомы могут встречаться и в норме. Поэтому мы решили отказаться от клинической классификации как основополагающей для оценки тяжести эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста.
В четвертой главе (М. К. Бардышевская) в качестве иллюстрации разобраны яркие примеры диагностики развития детей с тяжелыми эмоциональными нарушениями, представленные в виде исследований конкретных случаев с акцентом на отслеживании динамики эмоционального развития ребенка. Надеемся, что они будут понятны и вызовут у читателей интерес к глубоким исследованиям детского развития в норме и патологии.
Аффективное развитие ребенка в норме и патологии
Введение в проблему
В психическом развитии ребенка есть период наибольшей нагрузки на аффективную систему. Это период с рождения до трех лет. В последующие возрастные периоды роль аффективной регуляции также велика, однако именно в раннем возрасте неблагополучие в аффективной сфере является наиболее злокачественным для психического и психосоматического развития ребенка.
Как известно, морфологическим субстратом эмоциональной регуляции у человека являются древние (подкорковые) и наиболее поздно возникшие (лобные) образования головного мозга. В эволюционном плане систему эмоциональной регуляции можно сравнить с геологическими напластованиями, каждое из которых имеет свою структуру и функцию. Эти образования находятся в тесном взаимодействии друг с другом, образуя иерархически усложняющуюся систему уровней.
В своих базальных основах эмоции связаны с инстинктами и влечениями, а в наиболее примитивных формах функционируют даже по механизму безусловных рефлексов.
Этот примитивный характер эмоционального реагирования в нормальном развитии не всегда выступает достаточно отчетливо. Патологические же случаи дают много примеров влияния элементарных эмоций на поведение. В ходе нормального онтогенеза ранние формы аффективного реагирования включаются в более сложные.
Особая роль в этом процессе принадлежит памяти и речи. Память создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. В результате не только актуальные события, но и прошлое (а на основании их – и будущее) начинают вызывать эмоциональный резонанс. Речь, в свою очередь, обозначает, дифференцирует и обобщает эмоциональные переживания[2], в результате чего эмоции теряют в своей яркости, непосредственности, зато выигрывают в возможности их интеллектуализации, осознанности.
Эмоциональная система является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (Анохин, 1975; Изард, 1999; Лоренц, 1997; Рейковский, 1979; Симонов, 1987; Фрейд А., 1999; и др.).
Как любая система регуляции, система эмоциональной регуляции включает в себя воспринимающее и исполнительное звенья. Из внутренней среды она получает информацию об общем состоянии организма (которое расценивается глобально как комфортное или дискомфортное). о физиологических потребностях. Наряду с этой постоянной информацией в экстремальных, часто патологических, случаях возникают эмоциональные реакции на сигналы, обычно не доходящие до уровня эмоциональной оценки. Эти сигналы, часто связанные с неблагополучием отдельных органов, вызывают состояния страха, тревоги.
Термины «аффективные» и «эмоциональные» нарушения используются в данном учебном пособии как синонимы. Так принято в клинической психиатрии детского возраста (Г. Н. Ушаков, В. В. Ковалев), и мы следуем этой традиции. Под аффективными нарушениями понимаются первичные нарушения базальных эмоций с точки зрения их силовых и динамических характеристик в зависимости от аффективных нагрузок разной сложности. Мы не рассматриваем нарушения сложных социализированных эмоций (этических, эстетических) в силу того, что у исследованных детей они не были сформированы полностью.
Не все пласты эмоциональных переживаний могут быть осознаны и вербализованы. Например, элементарные тактильные, вкусовые, кожные и другие слабо опредмеченные ощущения с выраженным аффективным компонентом, в высокой степени индивидуализированные, выполняют роль аффективного фона. Однако в некоторых случаях без определенного аффективного фона не могут реализоваться сложные виды деятельности.
Источник
Статья
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы развития уровневой модели эмоциональной регуляции, базирующейся на синтезе различных подходов. Вводится понятие «уровень развития аффективно-поведенческого комплекса», позволяющее анализировать эмоционально-личностное развитие ребенка преимущественно в рамках этологии человека. Ставится проблема изучения развития механизмов «перешифровки» опыта реализации аффективно-поведенческих комплексов в подвижные символические образы, связанные с динамикой поведения привязанности, и в устойчивые ядерные структуры личности.
Ключевые слова: эмоциональное развитие; аффективно-поведенческий комплекс; организации; привязанность; ядерные структуры личности; типология развития
Доступно в on-line версии с 30.06.2012
Л.С. Выготский и А.Р. Лурия (1993) выделяют в развитии ребенка три последовательные стадии: 1) стадию господства натуральных форм поведения, 2) стадию перестройки натуральных форм в культурные и 3) стадию доминирования культурного поведения. К натуральным формам поведения авторы относят поведение, близкое к инстинктивному и тесно связанное с переживанием удовольствия или неудовольствия, — примитивную эгоцентрическую игру и воображение со свободной проекцией своих фантазий вовне, монолог в речи и пр. Уровневая модель Н.А. Бернштейна (1990) позволяет исследовать развитие примитивных аффективных форм поведения без жесткого противопоставления их культурным формам. Ранние аффективные формы поведения, постепенно утрачивая свою ведущую роль, становятся фоновыми, инструментальными, облегчающими или тормозящими протекание сложных форм поведения, переходят в латентное состояние и пр., однако не исчезают полностью. В данной статье обозначены проблемы исследования эмоционально-личностного развития ребенка в рамках данной модели.
Идеи Н.А. Бернштейна в уровневой модели эмоциональной регуляции
Уровневая модель эмоциональной регуляции[1] (с делением способов регуляции «по горизонтали» в соответствии со ступенями развития, типами адаптации, эмоциональной[2] организации) была разработана на материале исследования психического развития детей с ранним детским аутизмом (Лебединский и др., 1990). Теоретико-методологическими основами этой модели являются идеи Н.А. Бернштейна (1990) об уровнях структурно-динамических изменений живой самоорганизующейся системы, обеспечивающих реализацию целесообразного поведения, представления Л.С. Выготского и А.Р. Лурии (1993) о примитивных и высших аффектах, этологическая модель развития поведения (Хайнд, 1975). В первоначальном варианте уровневой модели эмоциональной регуляции В.В. Лебединским и соавторами (1990) разрабатывались следующие идеи Н.А. Бернштейна о закономерностях развития поведения: «гетерохронизм»[3]; иерархическое деление уровней на смысловой (ведущий) и фоновые; иерархия механизмов регуляции и высвобождения низовых механизмов (т.е. гиперкинезов, синкинезий, элементарных выразительных и защитных движений), нарушение пропорций между уровнями в патологии; постепенное нарастание тяжести симптома от сбиваемости механизма регуляции в двух противоположных направлениях (гипер- и гипофункции) до его выпадения.
Расширение наших знаний о системообразующей роли поведения привязанности (Боулби, 2004) и иерархической организации символической активности (Segal, 1988), которая включает элементарные формы, тесно связанные с аффектом и поведением, позволило В.В. Лебединскому и нам (Бардышевская, Лебединский, 2003; Лебединский, Бардышевская, 2002) трансформировать модель. Были добавлены механизмы регуляции, развивающиеся в рамках поведения привязанности между ребенком и матерью или заменяющим ее человеком на уровне эмоционального контакта, соответствующем уровню предметных действий у Н.А. Бернштейна, и высший уровень символических регуляций, соответствующий пятому уровню организации движений у Н.А. Бернштейна.
В настоящий момент развитие уровневой модели эмоциональной регуляции идет в двух направлениях: 1) психоэтологический анализ встраивания ранних форм поведения и соответствующих им эмоциональных состояний и способов их регуляции (так называемых аффективно-поведенческих комплексов) в более зрелые эмоционально-личностные структуры (естественно-научный анализ «снизу вверх», приверженцем которого был В.В. Лебединский); 2) философско-культурологический анализ («сверху вниз»), в котором элементарные аффективные явления и механизмы оцениваются с высот развития человеческого духа, аффективные импульсы ребенка противопоставляются культуре (Никольская, 2000).
В варианте модели, соответствующем первому направлению и представляющем синтез этологического, психологического и уровневого анализа, понятие «уровень эмоциональной регуляции» заменено более объемным понятием «уровень развития аффективно-поведенческого комплекса», которое включает: 1) специфические аффективные нагрузки, которые запускают (регулируют) данный комплекс; 2) характеристики базальных эмоций, которые наиболее чувствительны к этим аффективным нагрузкам; 3) типы связей (жесткие, ассоциативные, «звездные»[4] или иерархические) между элементами этологически заданного типа поведения (самосохранения, сна-бодрствования, пищевого, территориального, привязанности, исследовательского поведения, игры, агрессии и пр.), которое реализуется на данном уровне; 4) устойчивые циклы аффективной динамики, отражающие связи между разными типами поведения; 5) усваиваемые характеристики эмоционального опыта (что сохраняется в аффективной памяти); 6) способы ощущения себя как живого центра активности, самовыражения; 7) способы предотвращения аффективных срывов.
Актуальные проблемы исследования эмоционально-личностного развития ребенка в рамках уровневой модели
- Проблема соотношения гетерохроний и асинхроний, а также возрастно-специфических неравномерностей и структурно-динамических нарушений в развитии базальных эмоций и ядерных образований личности ребенка. Принято считать, что базальные эмоции, в отличие от развития психических функций, включая моторику, созревают очень рано (Лебединский, 2003), а следующая после дозревания фаза налаживания (по: Бернштейн, 1990) предполагает выраженные колебания, неустойчивость, регрессы как явления нормальной динамики развития. В детском возрасте аффективные феномены, сходные с патологическими симптомами, взятые изолированно, не имеют прогностической ценности, в то время как варианты динамики, связей, последовательностей аффективных проявлений, действительно, важны для диагностики и терапии. Однако критерии гетерохронии и асинхронии, неравномерностей и структурно-динамических нарушений (задержки, искажения, повреждения) в этой области развития ребенка размыты и требуют как адекватной теоретической модели, так и операционализации.
- Проблема типологии эмоционально-личностного развития у детей в норме и патологии. Может ли быть построена типология на основе преимущественной оценки развития элементарных аффективно-поведенческих комплексов и механизмов их «перешифровки» в символической активности (игре, рисунке, речи) ребенка? Длительные наблюдения за развитием детей в разных условиях показывают, что существуют различные варианты фиксации, изменений интенсивности, неустойчивости, поломок или пропуска онтогенетически ранних паттернов поведения (пищевого, территориального, исследовательского, игры, агрессии, привязанности и пр.), которые лежат в основе (наряду с другими факторами) разных форм задержек, искажений и повреждений развития.
- Проблема устойчивости эмоционального развития, соотношения сензитивных периодов и возрастных кризисов, проблема прогноза. В связи с временнЫм смещением и «растяжением во времени» сенситивных периодов и возрастных кризисов в современной детской популяции по сравнению с теми, которые описываются классическими моделями развития, встает вопрос о выделении критериев типа развития, устойчивого периода развития и периода кризиса. Предполагается, что ядерные образования личности (индивидуально-специфичные способы «ощущения наиболее живого в себе», по выражению А. Валлона (1967), собственной избирательности, отграниченности от других людей и пр.) позволяют ребенку оставаться самим собой даже в эпоху бурных изменений различной природы, вызванных быстрыми процессами развития, болезни или компенсации. Другим фокусом исследований может быть динамика поведения привязанности как системообразующего (Боулби, 2004; Ainsworth, 1991). В отличие от ядерных образований личности поведение привязанности подвижно, чувствительно к внешним и внутренним изменениям, поэтому оно первым меняется в кризисный период развития. Напротив, устойчивый период эмоционально-личностного развития характеризуется стабилизацией поведения привязанности. Для диагностики типа развития актуальна проблема соотношения проявлений прошлого эмоционального опыта (аффективных следов), отраженного в сиюминутной динамике аффективно-поведенческих комплексов, и зоны ближайшего эмоционального развития (предвестников изменений).
- Проблема соотношения натуральной и культурной линий развития в различном социальном контексте. Здесь выделяются базовые линии: а) линия психической активности самого ребенка (в одиночестве); б) линия первичной социализации в рамках индивидуальной привязанности; в) линия социализации в детском коллективе. Являются ли эти три линии развития аффективно-поведенческих комплексов относительно самостоятельными, обеспечивающими резерв в случае нарушений развития в одном из контекстов?
- Что касается первой линии, то малоисследованными остаются механизмы активного преобразования («перешифровки», по выражению Н.А. Бернштейна) ребенком своего эмоционального опыта в ядерные структуры личности и дальнейшего участия этих структур в регуляции эмоций. Наблюдения показывают, что даже самые маленькие дети пытаются справиться с аффективными нагрузками самостоятельно, например, находя замещающий предмет в ситуации недоступности желаемого. В патологии же возможности самостоятельного регулирования негативных эмоциональных состояний ограничены из-за узкой фиксации на отрицательном эмоциональном опыте. Отрицательный опыт избирательно накапливается, в то время как механизмы усваивания хорошего эмоционального опыта неустойчивы или повреждены.
- Современные исследования взаимодействия аффективно-поведенческих комплексов матери и ребенка ограничиваются изучением влияния на эмоциональное развитие ребенка аффективного расстройства матери (Field, 2005; Radke-Yarrrow, 1991; Tronick, 2005). В норме ранние взаимодействия матери и ребенка изучаются в рамках психоаналитических наблюдений за младенцами. Требуется более систематические исследования на разных выборках.
- Наши наблюдения показывают, что в детском коллективе некоторые ранние натуральные аффективно-поведенческие комплексы (примитивная агрессия, квазиагрессия, сексуальные игры и пр.) сохраняются дольше, чем в рамках индивидуальной привязанности в семье, тогда как другие аффективно-поведенческие комплексы (витальные, циклические: сон-бодрствование, пищевое поведение) значительно изменяются по сравнению с тем, как они реализуются в семье. В каких случаях высокая цена подобных изменений (аффективные срывы, психосоматические заболевания и пр.) является показателем аномального развития эмоций и личности?
Примечания.
1. В.В. Лебединский (1990) не обозначал четко, что именно регулирует система эмоциональной регуляции. Чаще в его тексте речь идет о регуляции психического тонуса. Учитывая этологическую ориентацию модели, можно говорить об эмоциональной регуляции поведения и отчасти самих эмоций, но не о регуляции символической активности, которая В.В. Лебединским поначалу не обсуждалась.
2. В тексте слова «базальная эмоция» и «аффект», «эмоциональный» и «аффективный» используются как синонимы для обозначения любого эмоционального явления с подчеркиванием его психофизиологической, поведенческой основы.
3. Идея «гетерохронизма» у Н.А. Бернштейна предполагает и разновременное, и одновременное созревание и реализацию двигательных механизмов, «условия гетерохронизма более чем нестроги». Отсутствие определения четких временных пропорций становления разных механизмов регуляции поведения делает данную идею более сложной, чем идею гетерохронии — закона разновременного развития разных психических функций, для каждой из которых выделяется свой сенситивный период (Лебединский, 2003). Гетерохронизм (по Бернштейну) — более широкое понятие, чем гетерохрония, по Лебединскому.
4. В общей биологии «звездные» связи между органами предполагают существование центрального органа, изменение которого сразу сказываются на изменении всех зависимых от него органов (Малиновский, 2000, с. 99).
Для цитирования статьи:
Бардышевская М.К. Проблемы исследования эмоционально-личностного развития ребенка в рамках уровневой модели // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология — 2012. — №2 — с. 68-74.
Источник