- Темперамент вашего ребенка
- Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный
- Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный
- Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный
- Меланхолик – слабый, неуравновешенный, малоподвижный
- Тест «Определяем темперамент своего ребенка»
- ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
- Понятие и классификация темперамента
Темперамент вашего ребенка
Понятие темперамента * возникло на основе учения древнегреческого мыслителя и врача Гиппократа, жившего в VI веке до нашей эры. Он предложил теорию темперамента, связывающую индивидуальные особенности людей с соотношением различных жидкостей в их организме (кровь, лимфа, желчь). В связи с этим выделялись четыре типа темперамента: сангвинический (от лат. sanguis – кровь), флегматический (от греч. phlegma – слизь), холерический (от греч. chole – желчь), меланхолический (от греч. melaina chole – черная желчь).
Физиологический «фундамент» под учение Гиппократа подвел русский физиолог, четвертый лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, автор учения о высшей нервной деятельности Иван Петрович Павлов.
Он выделил основные свойства нервных процессов:
Сила возбуждения (способность нервной системы выдерживать сильные кратковременные или длительно действующие средней силы раздражители).
Если у человека преобладают нервные процессы возбуждения, то его поведение, как правило, неуравновешенно, он нетерпелив, склонен к сильным кратковременным эмоциональным переживаниям, агрессии, риску. Нередко такой человек переоценивает свои способности.
Сила торможения (способность нервных клеток давать адекватный ответ на тормозные раздражители).
Если у человека преобладают нервные процессы торможения, то для него характерны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей.
Уравновешенность, характеризующаяся соотношением процессов возбуждения и торможения.
Подвижность – скорость (быстрота) смены процессов возбуждения и торможения.
Четыре основных типичных сочетания этих свойств и соответствуют четырем типам темперамента.
Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный
Сангвиники общительны, уверенны в себе (порой чрезмерно), активны, открыты, беззаботны, любят и ценят комфорт и удобства. Они жизнерадостны, часто обладают чувством юмора, склонны к лидерству. В то же время сангвиники бывают поверхностны и не очень разборчивы в общении: едва познакомившись с новым человеком, сангвиник может считать его своим другом, и таких друзей у него не один десяток. Сангвиники редко бывают усидчивы: они быстро переключаются с одного дела на другое, легко оставляют прежние увлечения и далеко не всегда доводят начатое до конца.
Так как сангвиники постоянно находятся в движении и тратят в течение дня много энергии, им нужны продолжительный ночной сон и возможность отдыхать в дневное время. Желательно давать сангвиникам задание на короткий промежуток времени, чтобы они успели закончить, прежде чем отвлечься. Это будет способствовать достижению конкретных результатов.
Следует обращать внимание на круг общения ребенка-сангвиника: вероятность попасть под влияние других людей велика из-за того, что сангвиник слишком контактен и готов хорошо относиться ко всем без разбора.
Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный
Флегматики эмоционально устойчивы, работоспособны, усидчивы. Они сдержанны и неразговорчивы, что может создавать им трудности в общении. Они медленнее включаются в деятельность, зато потом долго могут работать в заданном темпе. Стрессоустойчивы и спокойны.
Следует постепенно и доброжелательно побуждать флегматика к переходу от размышлений к действиям. Пробуйте вместе какие-нибудь новые вещи, делайте открытия, помогайте привыкнуть к общению с другими детьми. Если разбудить у флегматика интерес и любопытство, то под руководством взрослого друга он и сам начнет проявлять инициативу.
Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный
Холерики активны, инициативны, настойчивы и целеустремленны. Их энергия порой так велика, что холерик без труда преодолевает препятствия на своем пути. Настроение холерика часто переменчиво. Он эмоционален, даже импульсивен. Бывает обидчивым, раздражительным и конфликтным.
С холериками бессмысленно вступать в конфронтацию – они склонны к протестному поведению. Вместо этого лучше их живой темперамент направить по правильному пути. Поощряйте ответственность и самостоятельность холериков, создавайте условия для проявления инициативы – они с удовольствием возьмут ответственность на себя и правильно приложат свои силы, играя ведущую роль.
Меланхолик – слабый, неуравновешенный, малоподвижный
Меланхолики чувствительны и тревожны. В отношениях с другими людьми чаще занимают пассивную позицию, демонстрируют обидчивость и ранимость. Нередко обладают хорошим художественным вкусом и развитыми умениями, связанными с мелкой моторикой (вязание, вышивание, бисероплетение, выжигание, лепка, рисование). Хорошо работают с большими объемами информации: умеют ее упорядочить, обобщить и проанализировать.
Меланхолик может нуждаться в том, чтобы его «заразили» жизненной энергией, помогли отвлечься от погруженности в свои переживания, обратили его внимание на других людей. При взаимодействии следует учитывать быструю утомляемость меланхоликов, организуя для них щадящий режим занятий с перерывами для отдыха.
В отношении меланхолика недопустимы резкость и грубость. Желательно чаще хвалить такого ребенка за его успехи, решительность и волю, тем самым способствуя закреплению этих качеств.
Очень редко черты темперамента представлены в «чистом» виде; обычно приходится наблюдать смешанные типы, хотя и среди них чаще всего можно выделить преобладающий.
Уже в самом раннем возрасте малыши отличаются по активности и проявлению эмоций. К середине – концу первого года жизни проявляется генетически заданная индивидуальность в сфере темперамента. Наблюдая за малышом, можно попробовать определить его ведущий тип.
На какие особенности поведения следует обращать внимание?
1. Активность (главным образом двигательную). Является ребенок активным или медлительным?
2. Ритмичность проявления поведенческих реакций (например, проявлений голода, отправления физиологических функций, смену циклов сна и бодрствования и т.д.).
3. Первую реакцию ребенка на новые стимулы и ситуации (на пищу, игрушки, людей, процедуры и прочее). Эта особенность названа приближение – удаление.
4. Адаптивность – то есть степень легкости, с которой ребенок способен изменить начальную реакцию в направлении, требуемом обстановкой.
5. Интенсивность реакции, то есть энергетический уровень реакции независимо от ее вида и направления (высокий или низкий).
6. Порог чувствительности. Это уровень внешней стимуляции, необходимой для изменения реакций.
7. Обращаем внимание на доминирующее настроение ребенка – негативное или позитивное.
8. Отвлекаемость. Определяем, в какой степени внешние раздражители влияют на направление поведения, изменяют его.
9. Внимание, настойчивость (или усидчивость) – длительность какой-либо деятельности и способность продолжать ее вопреки помехам.
В результате исследований были выделены «легкий», «средний» и «тяжелый» (или «трудный») типы темперамента.
Дети с «легким» темпераментом положительно относятся к новым ситуациям, отличаются регулярностью отправления своих биологических функций, быстрым привыканием к изменению распорядка дня и спокойным, ровным настроением.
Дети со «средним» темпераментом порой негативно реагируют на новых людей и ситуации, они медленнее привыкают к изменяющимся условиям.
Синдром «трудного» темперамента характеризуется низкой ритмичностью, преобладанием негативного настроения и реакцией удаления в ответ на новые стимулы и ситуации, плохой адаптивностью и высокой интенсивностью реакций.
Означает ли это, что у ребенка с «трудным» генетически заданным темпераментом обязательно сложится «трудный» характер? Ученые считают, что на формирование поведения влияют не только унаследованные черты, но и особенности отношений между детьми и родителями. Например, интенсивность проявления негативных эмоций у детей уменьшается, если в семье хорошие отношения между супругами и матери обладают высокой самооценкой. Также замечено, что способность родителей обсуждать с детьми эмоциональные проблемы улучшает их способности к саморегуляции.
Несмотря на то что кардинально изменить темперамент не удастся, можно повлиять на его проявления. Для этого следует выбирать такие меры воспитательного воздействия, которые не только препятствовали бы углублению недостатков темперамента, но и развивали его сильные стороны. Психологи призывают не подавлять, а управлять типом темперамента.
Определив тип темперамента ребенка и используя рекомендации по индивидуальному подходу, родители могут помочь ребенку справиться с проявлениями «трудного» темперамента.
Узнать темперамент ребенка можно не только путем наблюдения, но и с помощью психологических тестов.
Тест «Определяем темперамент своего ребенка»
Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа. Выберите то описание, которое более всего соответствует поведению вашего ребенка и обведите соответствующую букву.
1. Как обычно ваш ребенок реагирует на замечания родителей (воспитателей, учителей)?
А. Обещает, клянется, что это было в последний раз, но вскоре опять совершает аналогичный поступок.
Б. Злится, возмущается и в итоге поступает по-своему.
В. Спокойно признает свою вину.
Г. Обижается, легко расстраивается, плачет.
2. Как ваш ребенок поступает в ситуациях, требующих быстрых и решительных действий?
А. Его мгновенно охватывает азарт.
Б. Действует быстро и энергично.
В. Ведет себя спокойно и сосредоточенно.
Г. Действует нерешительно, робко.
3. Какой поведенческой линии ребенок придерживается в споре со сверстниками?
А. Активно отстаивает свою позицию, но при этом пытается учитывать и чужие мнения.
Б. Горячится, раздражается, никого не хочет слушать.
В. Говорит уверенно, без лишних эмоций, последователен в изложении своих мыслей.
Г. Ведет себя нерешительно.
4. Как ваш ребенок ведет себя, оказавшись в незнакомой обстановке, новом месте (например, в гостях, в кабинете у врача)?
А. Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведет себя оживленно, проявляет интерес к окружающему.
Б. Быстро возбуждается, иногда (часто) нервничает.
В. Спокойно присматривается к непривычной обстановке.
Г. Робеет, стесняется, нерешителен, скован.
Внимательно посмотрите на буквы, которые оказались отмеченными. Преобладание вариантов А указывает на то, что темперамент вашего ребенка близок к сангвиническому типу. Если среди ответов больше вариантов Б, вероятнее всего, ваш малыш – холерик. Если вы выбрали вариант В, то ваш ребенок флегматик, а если Г, то меланхолик.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Все дети в детском саду уже оделись и пошли на улицу, а он только завязывает шнурок. Все уже пообедали, а он только приступил к еде. Все в классе уже пишут диктант, а он только ищет ручку.
Он повсюду опаздывает и задерживает окружающих, которые порой просто теряют терпение.
Причины детской медлительности
Особый тип нервной системы (флегматик или меланхолик).
Медлительность – форма протеста ребенка против чрезмерного контроля взрослых.
Девочка-копуша
Час жевала грушу,
Два – умывалась,
Три – вытиралась,
Утром завтракать пошла,
Только к вечеру пришла.
Как общаться с медлительным ребенком
Оставляйте ребенку достаточно времени для выполнения необходимых дел; не выполняйте за него то, что он по возрасту должен делать сам.
Научите ребенка планировать время и следить за часами. Составляйте список дел на день с указанием времени.
Поощряйте детские увлечения.
Заранее предупреждайте о смене деятельности.
Хвалите ребенка за быстроту и эффективность.
В любом случае выражайте положительные эмоции: ребенок нуждается в вашем внимании.
Такой ребенок напоминает стихийное бедствие: он не может усидеть на месте, постоянно двигается, роняя и задевая предметы; он перебивает взрослых, шумит, громко смеется, при выполнении заданий отвлекается и не может ни на чем сосредоточиться.
Что является причиной гиперактивности?
особенности строения и функционирования головного мозга;
последствия родовых травм и ранних инфекционных заболеваний;
Гипер (hyper) – превышение нормы; activus – активный, деятельный.
Первые проявления гиперактивности наблюдаются обычно в возрасте до 7 лет; чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. С возрастом проявления гиперактивности сглаживаются.
Помните: настоящий диагноз ставит только врач.
Нарушения внимания: ребенку трудно удерживать внимание на одном предмете; он не слышит, когда к нему обращаются; не заканчивает начатое дело; неорганизован; часто теряет вещи.
Двигательная расторможенность: ребенок постоянно ерзает, проявляет признаки беспокойства – барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-то. Такие дети мало спят, много говорят, очень подвижны.
Импульсивность: начинает отвечать, не дослушав вопроса; вмешивается в разговор, не дожидаясь своей очереди; ему трудно регулировать и контролировать свои действия.
Советы родителям гиперактивных детей
Основную нагрузку планируйте на первую половину дня.
Не давайте ребенку слишком большую нагрузку.
Используйте физкультминутки, делайте частые перерывы в работе.
Давайте ребенку четкие, короткие инструкции.
Договаривайтесь с ребенком заранее о тех или иных делах, избегайте неожиданностей.
Используйте тактильный контакт, играйте в игры с правилами.
Оставайтесь терпеливыми и спокойными.
Обратитесь за помощью к невропатологу или к психологу.
Источник
Понятие и классификация темперамента
По мнению многих теоретиков и исследователей в психологии, социальные факторы, активно взаимодействуя с психолого-биологическими основами субъекта, часто оказывают деструктивное воздействие на конституционально -типологическую предиспозицию субъекта, результатом чего является срыв конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации. Психологическая устойчивость детей к неблагоприятным условиям микро — и макросоциума снижается, в связи с чем, фрустрационные ситуации становятся непереносимы для них, приводя к нарушению функциональной активности индивидуального барьера психологической и психической адаптации.
Роль внутренних факторов длительное время недооценивалась в науке и большее внимание уделялось изучению неблагоприятного воздействия на человека внешних социальных факторов. Известно, что личность как интегральная индивидуальность целиком реагирует на социальные воздействия. Большая или меньшая адекватная ответная реакция зависит от конституционально-типологической и психотипологической личностной предиспозиции при взаимодействии с внешними факторами.
Социально-стрессовые, экологические и иные экзогенные факторы направлены на личность в целом, являясь наиболее негативными для самых уязвимых членов общества – детей дошкольного возраста.
Часто у этой категории детей формируется конституционально-типологическая и психотипологическая изменчивость в конституционально-континуальном пространстве от психологической нормы — акцентуации до аномальной личностной изменчивости.
Проявлениями конституционально-психотипологической предиспозиции у дошкольников может быть астеническая, тревожная, апатическая или иная декомпенсация; конституционально-типологической предиспозиции — дизонтогении, расстройства поведения, стереотипность игр и нарушенное речевое развитие, приводящие к дезадаптации.
В связи с этим возникает реальная необходимость выявления признаков конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности (ВНД) и психотипологической предиспозиции в дошкольном возрасте. Объективная регистрация закономерностей формирования конституционально-психотипологической изменчивости невозможна без многоуровневой диагностики, без междисциплинарных исследований, отвечающих принципам системного подхода в психологии лишь, после чего возможна постановка проблемы об адекватной специализированной психологической помощи детям.
Понятие и классификация темперамента
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой.
Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую темперамент.
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания. целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:
- регулируют динамику психической деятельности в целом;
- характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
- имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
- находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
- однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
Дети отличаются друг от друга уже с момента рождения по темпераменту.
Часто родители, не зная об этих особенностях, беспокоятся, а нет ли в поведении ребенка каких-либо нарушений?
Ниже можно познакомиться с признаками, характерными для детей разных темпераментов.
Сангвиник. Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается.
Быстро переключается с одного занятия на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко и быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, распиваться, бегать. Быть «непостоянным» – не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и нежадны.
Ребенок-сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента. Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: просмотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй собирание конструктора и т. д.
Меланхолик. В его поведении много непонятного, но оно вытекает из его богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кроватке любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания. Родители должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. У ребенка должен быть в семье человек (родитель, бабушка, дедушка, сестра, наконец, домашнее животное), которому он мог бы довериться полностью, получать от него тепло и внимание. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры.
Холерик. Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращал внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса, ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!
Флегматик. Медлительный молчун, полненький, спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, нешумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде неразборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать решения затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием вспоминает уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры (врач, дочки-матери). Схватывает и запоминает новые правила, информацию медленно, но надолго, редко ошибается.
Родителей беспокоит обесцвеченность эмоционального мира ребенка, некоторое безразличие и неспособность сопереживать. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не надо делать ребенка «удобным» для себя.
Старайтесь не слишком рано отправлять спать на ночь, не давайте пересыпать днем, утром будите настойчивее. Закаляйте, поторапливайте во время еды, не давайте много сладкого.
В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будут действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви, особенно, если это родители или же симпатичный сверстник.
Таким образом, темперамент – прежде всего данное природой, а природа, как известно, редко ошибается. В каждом типе есть много положительного, каждого ребенка есть запас качеств и свойств, помогающих ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость, свое собственное «Я». Чаще встречаются смешанные типы.
Проявление темперамента в деятельности и поведении дошкольника
Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.
В зависимости от индивидуального психологического профиля ребенка, т.е. его темперамента и способностей, дети могут демонстрировать преобладающие тенденции развития игрового поведения.
Creaser (1990) выделила «исследователей», «зрителей» и «драматургов». Она описала предпочитаемые детьми способы взаимодействия и привела рекомендации по дифференцированной поддержке игровой активности детей.
«Драматурги» легко принимают различные роли, представляя игровую ситуацию с минимальным количеством или вовсе без игровых материалов.
«Исследователи» любят заниматься конструкторами, экспериментировать с предметами, разбирать их на части. Они не успокаиваются, пока полностью не выполнят задачу.
«Зрители» любят наблюдать за игрой, слушать и иногда комментировать. Это часто огорчает родителей, однако дети просто могут иметь своеобразный способ обучения.
К темпераменту традиционно относят формально-динамические характеристики человека, “характеристики индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Черты темперамента определяют не столько то, что человек делает, сколько как он это делает, иначе говоря, они не характеризуют содержательную сторону психики.
Уже начиная с 9 месяцев жизни, проявляется генетически заданная индивидуальность в сфере динамических характеристик поведения ребенка, т.е. темперамента. Существует синдром трудного темперамента, характеризующийся низкой ритмичностью, преобладанием негативного настроения, преобладания реакции удаления в ответ на новые стимулы и ситуации, плохая адаптивность и высокая интенсивность реакций. 65% детей четко различаются по темпераменту на “легких”, “тяжелых” и “средних”. Оставшиеся 35% характеризуются смешением трех типов темперамента.
Особенности работы с детьми разных типов темперамента
В зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.
Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.
Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.
Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть недостатков. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие. Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.
В отношении холериковнеобходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность, помогают им занять в «детском обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно использовать любимые ими подвижные и спортивные игры при формировании «Я-концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.
В процессе учебной работы дошкольнику-флегматику нередко мешает его медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность. Вместе с тем если уж он запоминает, то надолго и основательно. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных учеников, бороться с равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности. Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и, вместо того чтобы торопиться, он действует еще медленнее. Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет нехарактерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики.
Также преподаватель должен учитывать особенности меланхоликов. Они не способны переносить сильные и длительные напряжения, что объясняется быстрым переходом клеток из мозга в состояние охранительного торможения. У ребенка с меланхолическим темпераментом следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества. В обучении ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего, следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств тоже следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок освоится этот круг можно расширить. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от занятий, не разговаривают со сверстниками.
Учет особенностей темперамента детей в подготовительной группе
Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.
Прежде всего, нужно отметить, что очень важно умение воспитателя конкретизировать приемы организации внимания дошкольников с учетом индивидуальных особенностей их темперамента.
Уже в начале занятий воспитатель должен организовать внимание дошкольников, создать готовность их к серьезной умственной работе.
Зная, что внимание сангвиника отличается подвижностью, воспитатель с первых минут занятия должен стараться держать такого ребенка в поле зрения и направлять его сосредоточенность на учебную работу. На столе не должно быть ничего постороннего.
Для переключения внимания дошкольников-холериков необходимо найти соответствующие данной ситуации приемы быстрого вовлечения в учебную работу.
Определенное знание здесь имеет привлечение дошкольников к раздаче тетрадей, к помощи воспитателю в подготовке к пользованию приборами, наглядными пособиями. Не стоит обращаться с такими детьми резко.
Для детей меланхолического темперамента показательно медленное сосредоточение внимания в начале занятия.
Любой новый вид занятий являются для них сильными раздражителями, вызывающими повышенное переживание. Зная это, воспитатель должен стремиться отвлечь внимание дошкольника от его эмоционального состояния и направить его на учебную работу, чему будет способствовать создание в группе спокойной обстановки.
При изложении нового материала имеет значение быстрота сообразительности учащегося и стойкость его сосредоточенности.
У дошкольников холерического темперамента при правильной организации воспитателем занятия в большинстве случаев наблюдается ярко выраженная устойчивость внимания.
В организации внимания таких детей особенно важно увлечь работой, подчеркнуть важность изучаемого вопроса. Для поддержания сосредоточенности сангвиника следует привлекать их к ответу на вопросы по ранее известному материалу.
Учащиеся флегматического темперамента при слушании нового материала в случаях, когда требуется быстрота, сообразительность, не всегда успевают следить за ходом мысли воспитателя. В таких случаях следует излагать материал более размеренным темпом, стараться проверить усвоение нового.
От индивидуального подхода к детям разных темпераментов во многом зависит и выполнение самостоятельных работ.
У холерика не редко не хватает выдержки в преодолении встретившихся трудностей.
Нужно побуждать малыша к проявлению уравновешенности в поведении, настойчивости и терпеливости в работе.
Некоторые учащиеся сангвинистического темперамента часто отвлекаются от работы или выполняют ее слишком поспешно. Это приводит к ошибкам, которых можно было бы избежать. Таких дошкольников важно побуждать к самоконтролю в работе.
Внимание дошкольника-меланхолика обычно неустойчиво, ребенок не уверен в своих знаниях, постоянно сомневается. Воспитателю следует с самого начала данного вида работы поддерживать в ребенке чувство уверенности в себе.
Во время устного вопроса и закрепления знаний также необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние меланхоликов. У некоторых воспитателей не хватает выдержки ждать, пока ребенок сосредоточится и начнет отвечать.
Уравновешенность особенно следует соблюдать при общении с детьми холерического темперамент.
Причиной сильного возбуждения холерика во многих случаях является незнание или непонимание какого-либо вопроса.
Снижению возбудимости будет способствовать спокойное разъяснение воспитателем вопроса.
Дошкольники же с сильным развитием флегматических черт обычно говорят медленно, вяло.
Стремление воспитателя поторопить таких детей не всегда приводит к положительным результатам.
Активизации памяти и мышления учащихся сангвинистического темперамента в значительной степени помогает разнообразие приемов закрепления нового материала и опроса.
Воспитателю необходимо обращать внимание и на тон, которым делается замечание.
По отношению к дошкольникам-сангвиникам положительное значение имеет твердость в тоне замечания, на холерика имеют воздействие замечания, сделанные спокойным, но требовательным тоном. В тоне замечаний детям-меланхоликам должна быть мягкость и предупредительность.
Резкий тон общения на таких детей действует тормозящим образом. Оценочные замечания нередко вызывают у них слезы.
Осуществление воспитателем педагогически оправданного подхода к дошкольникам с различными типами темперамента – важная психологическая предпосылка успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности.
Существуют возрастные особенности темперамента, то есть в каждом возрасте существует своя специфика активности, эмоциональности и моторики.
В старшем дошкольном возрасте наблюдаются следующие особенности темперамента:
- дети обладают более слабой, чем в более старшем возрасте, нервной системой; что в равной мере относится к процессам возбуждения и торможения.
- слабость процесса возбуждения проявляется прежде всего в малой выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении охранительного торможения.
- показателем слабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее) торможение, которое выражается в затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей: мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает внимание учащихся от школьных занятий.
- пониженной работоспособности (выносливости) сопутствует повышенная возбудимость и чувствительность индивида, что, в частности, выражается в моторных и эмоциональных реакциях, неадекватных силе раздражителей. Помимо того, что эти реакции очень сильны, они имеют короткий латентный период.
- многие исследования показывают, что именно к концу младшего школьного возраста исчезают большие различия в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми.
- наблюдается неуравновешенность при преобладании силы возбуждения. Ребенок младшего школьного возраста своим поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта неуравновешенность, вызванная большей слабостью торможения в сравнении с возбуждением, постепенно уменьшается, и в возрасте около 12 лет ребенок в этом отношении уже заметно не отличается от взрослого.
- преобладание возбуждения над торможением проявляется прежде всего в импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен пониженный контроль за ситуационно обусловленным поведением (то есть действующими в данный момент стимулами).
Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента.
Источник