Синдром эмоционального выгорания учителя это

Как педагогу избежать эмоционального выгорания ​

Происхождение термина и выгорание преподавателей

Понятие выгорания («burnout») введено в начале 70-х годов двадцатого века американским психиатром Гербертом Фрейденбергом и определяется как состояние нарастающего эмоционального истощения. Сначала Фрейденберг опубликовал статью в Journal of Social Issues, использовав и описав данный термин. После этого в 1974 году вышла книга под названием Burnout: The High Cost of High Achievment (на русском «Выгорание: высокая цена высоких достижений»).

Изначально понятие основывалось на наблюдениях за работой специалистов типа «человек-человек», за медицинскими сестрами, учителями и социальными работниками. Поэтому эмоциональное и профессиональное выгорание являются синонимичными выражениями и употребляются одинаково часто. Также важно отметить, что именно педагоги являются первичной группой профессий, где было исследовано состояние выгорания. Педагоги чаще всего становятся жертвами эмоционального выгорания и это объясняется следующими причинами:

    Преподаватели много и интенсивно общаются с другими людьми. Работа учителя подразумевает наличие эмпатии и высокого уровня ответственности при общении. В то же время преподаватель не имеет возможности выбирать тех, с кем он взаимодействует и у него нет эмоциональной разрядки. Даже если ему попадется конфликтный ученик, он не сможет избегать его и открыто высказывать свое недовольство.

Постоянные реформы в сфере образования не способствуют стабильному мироощущению. У преподавателей нет определенности в завтрашнем дне, в том числе из-за невысокой заработной платы. Невысокая зарплата влияет на то, что преподаватели берут все большее количество ставок и рабочих часов, что вызывает стресс.

Процессы модернизации и информатизации общества сильнейшим образом влияют на сферу образования. Преподаватели просто не могут угнаться и освоить огромное количество информации по дисциплине, знания необходимо обновлять чуть ли не каждую неделю. Создание новых и редактирование старых образовательных программ влияет на рост документооборота и занимает большую часть рабочего времени.

Особенности и этапы выгорания

Состояние выгорания является результатом хронического стресса и характеризуется снижением производительности, усталостью, безразличием к окружающему миру. Подавленные отрицательные эмоции накапливаются и влияют на повседневную деятельность. Одной из наиболее важных характеристик выгорания является незаметность, человек с выгоранием не осознает его длительное время. Низкая продуктивность и снижение интереса к работе и жизни воспринимается как усталость. Общее физическое и психологическое состояние оценивается субъективно и неверно. Признаки эмоционального или профессионального выгорания:

    падение общего тонуса организма;

исчезновение интереса к работе и жизни;

резкое снижение коммуникации с коллегами (у преподавателей также учениками);

безразличное отношение к окружающим;

ухудшение качества работы, невозможность увидеть ошибки в работе и невнимательность;

неуверенность и чувство профессиональной некомпетентности;

неудовлетворенность рабочими задачами и результатами;

Специалисты выделяют разное количество этапов эмоционального выгорания. Приведем наиболее популярную и простую пятиступенчатую модель Дж. Гринберга, которая поможет самостоятельно определить этап выгорания у себя или близких. Первым этапом («медовый месяц») эмоционального или профессионального выгорания как ни удивительно является полная самоотдачи рабочая деятельность. Трудоголизм сильнейшим образом влияет на появление выгорания. Это не значит, что нужно работать спустя рукава. Однако даже на начальном этапе вступления в трудовую деятельность важно соблюдать баланс работы и отдыха. На первом этапе человек тратит значительное количество энергии на работу, у него высокая мотивация и заинтересованность в результате. По мере увеличения нагрузки профессиональная деятельность начинает приносить работнику все меньше удовольствия.

На втором этапе («недостаток топлива») человек понимает, что его вклад и трудолюбие не равноценно результату. Он начинает разочаровываться в своей деятельности, появляется раздражительность. Уже на этом этапе наблюдаются отдельные сбои в выполнении повседневных функций, забывчивость. Работник многократно проверяет свои действия, не замечая очевидных ошибок. Появляются усталость и апатия. Сотрудники с высоким уровнем мотивации на этом этапе не сбавляют темпов, продолжая работать в полную силу по привычке или ожидая более высоких достижений.

Третий этап («хронические симптомы») эмоционального выгорания характеризуется измождением. Еще сильнее проявляется недовольство, ухудшается иммунитет. У сотрудника обостряется злоба на окружающих и чувство подавленности, он находится в постоянном стрессе из-за нехватки времени и ресурсов. На четвертом этапе («кризис») могут оформиться или начать прогрессировать хронические заболевания, в результате чего сотрудник частично или полностью теряет работоспособность. Он чувствует, как работа утекает у него из рук, качество жизни снижается.

На пятом этапе («пробивание стены») проявляются все ранее описанные признаки эмоционального выгорания. Пятый этап характеризуется полным равнодушием к окружающей действительности. Так организм реагирует на хронический стресс и усталость. Он вырабатывает своеобразный защитный механизм отключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Тем самым организм защищает сам себя, чтобы полностью не остаться без ресурсов.

Несмотря на множество внешних причин, сопутствующих преподавательской деятельности, основной причиной выгорания становится несовпадение желаемого и действительного. Идеализм, особенно характерный для людей профессий «человек-человек», сильнейшим образом влияет на выгорание. Поэтому стоит менее серьезно относиться к своей трудовой деятельности, не связывая результаты работы со своей значимостью как человека. Вот еще несколько советов по профилактике эмоционального выгорания:

    Распределяйте все свои дела по значимости и актуальности, расставляйте приоритеты. Не надо пытаться успеть сделать все за один день. Чем больше вы будете перерабатывать, тем менее эффективно будете работать в последующие дни.

Не берите дополнительный функционал и поручения. Уже на этапе приема на работу строго охраняйте собственный границы. Нечеткие функциональные обязанности приводят к переработкам и увеличивают стресс. Будьте внимательны к себе и своим ресурсам. Автоматизируйте рутинные задачи, если это возможно.

Отдыхайте полностью отключившись от рабочего процесса. Следуйте распорядку дня, отводя четкое время на сон и прием пищи. Чтобы каждую свободную минуту не думать о работе, найдите себе хобби. Это позволит сместить фокус внимания и мыслить позитивно. Не берите на себя слишком много домашних обязанностей, особенно это касается педагогов женщин. «Вторая смена», включающая готовку, уборку, стирку и воспитание детей не является прерогативой одного человека. Распределите домашние обязанности между всеми членами семьи и не стесняйтесь просить помощи.

Эмоциональное выгорание сотрудников происходит гораздо реже, если в организации налажена корпоративная культура. Очевидно, что выстраивание корпоративной культуры в педагогическом коллективе не является обязанностью учителя. Однако любой специалист имеет возможность наладить отношения с коллегами. Без уважительного общения в коллективе работа не будет приносить удовольствия. Постоянная конкуренция и конфликты не приведут к успеху ни одного участника. Когда действия сотрудников согласованы, то все они нагружены равномерно, у каждого есть свои обязанности, которые он не забывает выполнять. Постоянная коммуникация с коллегами влияет на скорость решения возникающих вопросов и уменьшает количество офисной бюрократии.

Сотрудники не могут быть продуктивными целый день. Восемь или двенадцать часов на работе, особенно сидячей, негативно воздействует на организм человека. Понятно, что вы не сможете отказаться от рабочих обязанностей. Если вы чувствуете, что сильно устали, встаньте и пройдитесь по коридору, поднимитесь и спуститесь по лестнице, выйдите на улицу и подышите свежим воздухом. Все эти ежедневные ритуалы помогут разнообразить рабочую деятельность и улучшить физическое состояние.

Если вы уже чувствуете приближение кризиса, то возьмите перерыв. Конечно, такой вид рабочего отпуска, как саббатикал недоступен для большинства работников. Саббатикал — оплачиваемый частично или полностью длительный отпуск продолжительностью от трех месяцев до года с гарантированным сохранением места за сотрудником. Тем не менее, длительный отпуск не единственное решение проблемы. Стоит взвесить все за и против и придумать приемлемое и финансово и психологически решение. Например, уменьшить количество рабочих часов или сменить место работы, работать из дома или временно уволиться.

Источник

Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его профилактика

Эльвира Халилова
Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его профилактика

В последнее время в России, так же как и в других развитых странах, говорят о профессиональном выгорании работников.

Исследования по проблеме профессионального выгорания начались ещё в 70-х годах XX века. Это было связано с тем, что к руководству Американской службы психологической и социальной поддержки населения стали поступать жалобы на неэффективность работы сотрудников, их вспыльчивость и раздражительность. Изучение данного явления привело психологов и медиков к открытию «особой формы «стресса общения», которую американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг предложил называть «burnout» («выгорание»). Обычно данное слово используется в разговорном английском языке для обозначения зависимости от наркотиков. В нашем случае оно подчёркивает зависимость «выгорающих» специалистов от работы.

По данным исследований Н. А. Аминова, через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все учителя.

Таким образом, проблема профессионального выгорания педагогических работников является актуальной в наши дни.

Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающие в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Огромную роль в развитии у членов педагогического коллектива профессионального выгорания может сыграть и неэффективный стиль руководства.

Отрицательно влияет на педагогов и работа в условиях дефицита времени. Желание всё сделать безукоризненно и недостаток времени несовместимы. Это приводит не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и, как правило, к появлению психосоматических заболеваний.

Профессиональному выгоранию способствует и отсутствие сплочённого социального окружения, которое могло бы оказывать поддержку.

Таким образом, профессиональному выгоранию особенно подвержены педагоги, которым свойственно чрезмерное стремление быть замеченным или наоборот незаметным, желание делать всё очень хорошо или не стараться вовсе. Риску профессионального выгорания подвергаются и те, у кого часто возникают мысли о том,как несправедливы к ним окружающие: недооценивают их трудовые заслуги. Развитию эмоционального выгорания педагогов способствует постоянное чувство усталости, подавленности, незащищённости, отсутствие желаний, боязнь ошибок, страх перед неопределёнными ситуациями, страх показаться недостаточно совершенным, неуверенность в собственных силах.

Следует помнить, что генезис синдрома профессионального выгорания носит индивидуальный характер, зависящий от различий в эмоционально-мотивационной сфере, от условий, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

Существуют ресурсы противодействия выгоранию.

Ресурсы – это внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях. У каждого человека есть свой индивидуальный, изменчивый (подвижный) профиль ресурсов.

Выделяют внутренние (личностные) и внешние (социальные) ресурсы противодействия выгоранию.

Ключевым ресурсом противодействия выгоранию считают способность личности к смыслотворчеству. Потеря смысла жизни ведёт к ряду профессиональных и личностных деформаций. К их числу относится и синдром профессионального выгорания.

К наиболее выраженным внешним ресурсам относятся сферы профессиональной деятельности, семейной жизни и «свободного времени».

В целях организации профилактических мероприятий по сохранению и укреплению благоприятного психологического климата в коллективах образовательных организаций Бардымского муниципального района было проведено анонимное анкетирование педагогов по методикам «Климат в коллективе», «Диагностика эмоционального выгорания». Всего в обследовании участвовали 311 педагогов из 17 ОО.

Анкета «Климат в коллективе» позволяет определить уровень и характер толерантности во взаимоотношениях между членами коллектива, её результаты показывают коллективу и администрации, какие факторы способствуют успешному достижению поставленных целей и какие мешают, какие тенденции следует развивать. Психологический климат в коллективах ОО благоприятный и стабильный, 80 % педагогов не хотят уходить из своего коллектива и 66,8% считают свой коллектив сплоченным. Но проблемы еще существуют, так как 33,2% педагогов считают, что их коллектив не сплоченный и 17,3% педагогов хотели бы уйти в другую школу.

Методика «Диагностика эмоционального выгорания» (авторы К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой) позволяет определить степень выраженности профессионального выгорания по трем шкалам. Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше выражены различные стороны «выгорания». Первая шкала — «Эмоциональное истощение» — процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.Здесь результаты следующие: Крайне низкий показатель у 39 педагогов, что составляет 12,5 %. Низкий показатель у 121 педагога (38,9%, средний показатель у 106 педагогов (34%, высокий показатель 35 педагогов (11,2%) и крайне высокий показатель у 2 педагогов (0,6%).

Вторая шкала – «Деперсонализация» (личностное отдаление) – форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям. Крайне низкий показатель у 133 педагогов, что составляет 42,7 %. Низкий показатель у 118 педагогов (37,9%, средний показатель у 46 педагогов (14,7%, высокий показатель 9 педагогов (2,8%) и крайне высокий показатель у 1 педагога (0,3%).

Третья шкала – «Редукция личных достижений» — снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство с собой, уменьшение ценности своей деятельности, осознание неуспеха в ней. Крайне низкий показатель у 36 педагогов, что составляет 11,5 %. Низкий показатель у 197 педагогов (63,3%, средний показатель у 69 педагогов (22,1%, высокий показатель 8 педагогов (2,5%) и с крайне высоким показателем нет. (Приложение 2).

Синдром эмоционального выгорания – это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Поскольку профессия педагога входит в группу риска выгорания, каждому учителю необходимо заботиться о себе, владея приёмами саморегуляции.

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряжённость, активировать свою деятельность, восстановить силы. [6, с. 33]

К эффектам саморегуляции относятся:

• эффект успокоения (устранения эмоциональной напряжённости,

• эффект восстановления (ослабление проявлений утомления,

• эффект активизации (повышение психофизиологической активности).

Таким образом, профессиональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. [1, с. 16]

1. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. –Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.

2. Бойко В. В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении. – СПб. : Питер, 2003. – 474 с.

3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб. : Питер, 2008. – 358 с.

4. Горянина В. А. Психология общения. – М. : Академия, 2002. – 416 с.

5. Грабе М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. – СПб. : Речь, 2008. – 96 с.

6. Осухова Н. Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2011. – 56 с.

7. Самоукина Н. В.Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. – М. : Психотерапия, 2008. – 256 с.

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: — проработать актуальное состояние педагогов — профилактика эмоционального выгорания; — развитие эмоциональной гибкости; — гармонизировать.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: — Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя» Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг «Профилактика профессионального выгорания» Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Источник

Оцените статью