Синдром эмоционального выгорания у медработников это

Статья Синдром эмоционального выгорания у медработников
статья на тему

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — понятие достаточно новое для отечественной психологии и психиатрии. Известно, что профессии медицинского профиля как никакие другие связаны с межличностным взаимодействием, поэтому для врачей и медицинских сестёр своевременная диагностика и коррекция подобных нарушений является весьма актуальной. Профессиональная деятельность врача предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Неся на себе «груз общения» доктор вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций — служить то утешением для пациента, то мишенью для раздражения и агрессии. Исходя из этого, медицинские работники вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, чтобы избежать эмоционального выгорания.

Скачать:

Вложение Размер
sindrom_vygoraniya.docx 22.87 КБ

Предварительный просмотр:

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДРАБОТНИКОВ

Проблематика стрессо устойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений. В классических исследованиях Г. Селье, а позднее А.Лазаруса, было показано, что длительное воздействие стресса приводит к снижению общей психической устойчивости организма, появлению чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденции к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. Анализ факторов, вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек» — эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена — синдрома профессионального выгорания.

В начале 70-х гг. прошлого столетия американский психолог X. Фрейденбергер впервые употребил словосочетание «психическое выгорание». Первоначально автор описал это явление как ухудшение психического и физического самочувствия у представителей социальных профессий. Позднее было дано определение этому феномену, и теперь принято считать, что это Синдром эмоционального выгорания.

Известно, что профессии медицинского профиля как никакие другие связаны с межличностным взаимодействием, поэтому для врачей и медицинских сестёр своевременная диагностика и коррекция подобных нарушений является весьма актуальной. Профессиональная деятельность врача предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Неся на себе «груз общения» доктор вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций — служить то утешением для пациента, то мишенью для раздражения и агрессии. Исходя из этого, медицинские работники вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, чтобы избежать эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — понятие достаточно новое для отечественной психологии и психиатрии. Актуальность его для медицинской общественности страны была продемонстрирована в нескольких исследованиях. В частности, было показано, что распространённость СЭВ среди врачей психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов составляет почти 80%. Признаки синдрома эмоционального выгорания различной степени выраженности имели 58% специалистов, а у 16% данные нарушения имели развёрнутый характер с проявлениями всех стадий СЭВ.

Клиническая картина СЭВ многогранна и состоит из ряда психопатологических проявлений, психосоматических расстройств и признаков социальной дисфункции. К психопатологическим проявлениям относят хроническую усталость, потерю энергии, нарушения памяти и внимания (недостаточная точность, дезорганизация), недостаток мотивации, а также личностные изменения (сниженный интерес, цинизм, агрессивность). Возможно развитие тревожного и депрессивного расстройств, которые могут способствовать суициду.

Кроме этого, прослеживается связь между СЭВ и развитием зависимостей от психо активных веществ. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные расстройства (симптом раздраженного желудка, диарея), кардиоваскулярные нарушения (тахикардия, аритмия, артериальная гипертензия). Наблюдаются частые простудные заболевания, возможно обострение хронических болезней: бронхиальной астмы, дерматитов, псориаза и др.

К признакам социальной дисфункции можно отнести социальную изоляцию, проблемы в семье, на рабочем месте. Большинство психологов выделяют три ключевых признака СЭВ:

  • предельное истощение;
  • чувство личностной отстраненности от пациентов и от работы.
  • ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.

Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах. Но затем наступает истощение. Личностная отстраненность представляет собой межличностный аспект выгорания, его можно охарактеризовать как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Сами обследуемые люди, испытывающие выгорание, описывают отстраненность как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе через изменение своего сострадания в отношении к пациенту. Как своеобразный способ защиты от эмоциональных раздражителей, мешающих эффективному выполнению работы. В крайних проявлениях СЭВ человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, не вызывает эмоционального отклика -ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к человеку — субъекту профессиональной деятельности, Он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.

Ощущение утраты достижений, или чувство некомпетентности в процессе развития СЭВ становится доминирующим мотивом в оценке специалистом своей работы. Люди не видят перспектив для профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. СЭВ также имеет негативное влияние на личную жизнь людей. После эмоционально насыщенного дня, проведенного с пациентами, человек испытывает потребность отстраниться на некоторое время от всех людей, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей. К признакам психической дисфункции, наблюдающимся при СЭВ можно отнести следующие: потеря ясности мышления; трудности концентрации внимания, ухудшение кратковременной памяти; постоянные опоздания, несмотря на огромные усилия быть вовремя; увеличение числа ошибок и оговорок; увеличение недоразумений на работе и дома, несчастные случаи и ситуации, близкие к ним. Следует отметить, что люди, испытывающие выгорание, имеют негативное влияние на своих коллег, так как способствуют большему количеству межличностных конфликтов, а также срывают рабочие задания. Таким образом, выгорание может быть «контагиозно» и, распространяться через неофициальные взаимодействия на работе. Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

  1. Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение, расстройства сна и специфические соматические проблемы).
  2. Эмоциональные симптомы (раздражительность, тревога, депрессия, чувство вины, ощущение безнадежности).
  3. Поведенческие симптомы (агрессивность, черствость, пессимизм, цинизм, зависимости от психо активных веществ).
  4. Симптомы, связанные с работой (прогулы, плохое качество работы, опоздания, злоупотребление рабочими перерывами).
  5. Симптомы в межличностных отношениях (формальность отношений, отстраненность от пациентов, коллег.

Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания подразделяют на организационные и личностные

Ключевым компонентом развития СЭВ является несоответствие между личностью, её способностями противостоять стрессу и требованиями окружающей среды. К организационным факторам, относятся: высокая рабочая нагрузка, недостаток времени для выполнения работы. отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства. недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное. невозможность контроля рабочей ситуации, невозможность влиять на принятие важных решений. двусмысленные, неоднозначные требования к работе. постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование). однообразная, монотонная деятельность. нерациональная организация труда и рабочего места (экстремальные температуры, шум, пассивное курение, депривация сна и т. д.). необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным , отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Среди личностных характеристик наиболее важны следующие:

  • Повышенная личностная тревожность
  • Пониженная самооценка, склонность к чувству вины.
  • Выраженная эмоциональная лабильность.
  • Наружный локус контроля (в жизни опираются на случайность, удачу, достижения и мнения других людей).
  • Пассивные, избегающие стратегии выхода из сложных ситуаций.

Для выявления СЭВ и определения стадии его развития необходимо учитывать: наличие симптомов выгорания, нарушений сна, соматических жалоб, их очередность и временные взаимосвязи со значительными жизненными изменениями, конфликтными ситуациями в семье и на работе; предшествующие и имеющиеся заболевания (хронические соматические, инфекционные), которые могут сопровождаться астеническим симптомокомплексом или осложнять состояние пациента; социальный и профессиональный анамнез (наличие потенциальных стрессогенных факторов, учет возможных негативных влияний на личную и профессиональную жизнь); курение, употребление алкоголя и лекарств (антидепрессантов, транквилизаторов и др.); данные физикального обследования; психический статус, наличие психических расстройств; результаты психометрического тестирования (использование опросников для выявления синдрома эмоционального выгорания); результаты лабораторных анализов (общий анализ крови, тесты на функцию печени, почек, уровень электролитов в крови); «стресс — биомониторинг» — при необходимости и возможности выполнения (уровень кортизола, специальные иммунологические и эндокринологические анализы).

Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи, поскольку то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже развившегося эмоционального выгорания. Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в развитие синдрома выгорания среди персонала, то самопроизвольного улучшения не происходит! Первичная профилактика включает: обсуждение после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.. Проводят обучение техникам релаксации — прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация. Важна психо коррекция: умение разделить с пациентом ответственность за результат, умение говорить «нет». Наличие хобби (спорт, культура, природа); поддержание стабильных партнерских, социальных отношений; фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.

Мерами, направленными преимущественно на рабочее окружение, являются: создание, поддержание «здорового рабочего окружения»; признание результатов работы; обучение руководителей. Руководитель должен обеспечить возможность участия сотрудников в принятии важных для них решений. Поддержка со стороны руководства порой даже более важна, чем поддержка коллег. Воздействовать можно практически на все факторы, способствующие развитию синдрома выгорания.

Источник

Профессиональное выгорание у медицинских работников

Дата публикации: 13.09.2021 2021-09-13

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, О. А. Профессиональное выгорание у медицинских работников / О. А. Зайцева, З. В. Овчаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 139-146. — URL: https://moluch.ru/archive/379/83991/ (дата обращения: 12.10.2021).

Профессиональное выгорание — это явление, которое развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста. Этот синдром считается одним из самых опасных профессиональных «деформаций». К профессиональному эмоциональному выгоранию больше всего склонны представители профессий, связанных с коммуникацией, в том числе медработники.

Понятие «выгорание» впервые ввел Гербертом Фрейденбергер в 1974 году для описания эмоционального состояния некоторых работников психиатрических учреждений. Сам термин «синдром выгорания» был введён К. Маслач в соответствии с трёхкомпонентной моделью «выгорания».

– деперсонализация («обезличивание» человека)

– редукцию личных достижений — умаление собственного достоинства.

С течением времени ученые, такие как: Н. Е. Водопьянова, А. К. Маркова, К. Маслач, В. Е. Орёл и многие другие, рассматривая данную проблему разделились на два фронта. Одни считали, что главными в процессе синдрома эмоционального выгорания являются личностные критерии, другие находят причины, связанные с воздействием профессиональной среды. Известно, что синдром профессионального выгорания возникает под влиянием множества внешних и внутренних факторов, поэтому важно выявить эти факторы, что, в свою очередь, поможет в разработке программы профилактики синдрома эмоционального выгорания медицинских работников.

Профессиональная деятельность медицинских работников требует максимальной самоотдачи и самообладания, она является эмоционально насыщенной. Медицинский персонал сталкивается с ежедневными проблемами пациентов, негативными эмоциями с их стороны и со стороны их родственников, поэтому им приходится самостоятельно устанавливать некий защитный барьер от эмоционального перенапряжения, но это не всегда эффективно. В результате этого посетители больницы часто сталкиваются с грубостью и невнимательностью медработников.

Развитие профессионального выгорания у медицинского персонала может привести к негативным последствиям, как для самого медицинского работника, так и для пациентов, снижается качество выполненной работы и ухудшается психологический контакт с пациентом.

Цель исследования: Выявить масштаб распространения синдрома профессионального выгорания среди медицинского персонала.

Объект исследования: Профессиональное выгорание.

Гипотеза исследования: Постоянное нахождение в сложной профессиональной обстановке может приводить к появлению синдрома профессионального выгорания и к появлению психосоматических заболеваний у медицинских работников.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психологическую литературу, изучить проблему профессионального выгорания. Выявить основные факторы, влияющие на формирование профессионального выгорания у медицинских работников.
  2. Изучить статистику профессионального выгорания.
  3. Составить подходящую анкету для опроса медицинских работников и произвести опрос.
  4. Анализ заполненных анкет.

Интерес ученых к синдрому профессионального выгорания спровоцирован нарастанием проблем, оказывающих негативное влияние на самочувствие и эффективность труда.

В зарубежной психологии синдром профессионального выгорания заинтересовались с 1974 г., это были Г. Фрейденберг, Б. Перлман, Е. Хартман, К. Маслач, С. Н. Джексон. В отечественной психологии интерес к данному явлению появился в конце 80-х гг. это были ученые В. В. Бойко, В. Е. Орел, Т. В. Форманюк, Н. Е. Водопьянова.

Первоначально под синдромом профессионального выгорания подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше стали связывать синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни.

На сегодняшний день в данной теме есть разногласия в терминах, а также понимания и толкования вопросов профессионального выгорания. Российские ученые в своих работах используют разные варианты термина. У Т. С. Яценко термин «эмоциональное сгорание», В. В. Бойко — «эмоциональное выгорание», авторы В. Д. Вид, Е. И. Лозинская пишут об эмоциональном перегорании. Н. Е. Водопьянова использует термин «психическое выгорание». Самое популярное «эмоциональное выгорание».

Академик М. Буриш считает, что «Выгорание — психологический термин, обозначающий симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса».

В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как «…выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия».

Синдром профессионального выгорания имеет свои специфические симптомы. Зарубежные ученые К. Маслач и С. Джекобсон выделяют три основных признака этого синдрома:

  1. «Эмоциональное истощение (чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой);
  2. «Редукция личных достижений (ощущение утраты эффективности или достижений, чувство некомпетентности ощущение утраты эффективности и достижений в профессиональной деятельности. Это профессиональная самооценка в синдроме выгорания);
  3. «Деперсонализация» (личностная отстраненность от своего труда и его объектов).

У каждого человека симптомы «выгорания» индивидуальны. Для выявления этих факторов учеными разных стран разработаны методики по их диагностике. В качестве примера можно привести «Методику диагностики синдрома эмоционального выгорания» В. В. Бойко, «Опросник на «выгорание» MaslachBurnoutInventory (MBI)», Авторы: К. Маслач и С. Джексон», «Опросник психического выгорания», автор-разработчик: В. А. Farber, автор адаптации: Рукавишников А. А.

Синдром профессионального выгорания наиболее характерен для представителей таких профессий как медицинские работники, учителя, менеджеры, психологи, психотерапевты, психиатры, представители различных сервисных профессий. Профессиональное выгорание возникает в межличностных отношениях в системе «человек — человек», когда одна сторона должна постоянно поддерживать другую сторону.

Дж. Гринберг рассматривает выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс, включающий ряд следующих друг за другом стадий.

  1. Первая стадия выгорания («медовый месяц»): сотрудник, обычно с энтузиазмом выполняющий порученные ему задания, по мере усугубления рабочих стрессов становится менее деятельным, с меньшим удовольствием выполняет свои обязанности.
  2. На второй стадии («недостаток топлива») появляется усталость, апатия, возникают проблемы со сном. При отсутствии дополнительного стимулирования и мотивации работник теряет интерес к своему труду и снижает продуктивность своей деятельности. Могут возникнуть нарушения трудовой дисциплины, отстраненность от профессиональных обязанностей и даже манкирование ими. В случае высокой мотивации «выгорание» работника может продолжаться, но за счет внутренних ресурсов и в ущерб своему здоровью.
  3. Третья стадия («хронические симптомы»): сверхурочная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», может привести к таким физическим проявлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Характерно также постоянное переживание дефицита времени (синдром менеджера).
  4. Четвертая стадия («кризис»): как правило, обостряются хронические болезни, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Углубляются переживания недовольства собой, собственной эффективностью и качеством жизни.
  5. Пятая стадия («пробивание стены»): психологические и физические проблемы перерастают в острую форму и могут спровоцировать опасные заболевания, угрожающие жизни человека. У работника накапливается такое количество проблем, что его карьера находится под угрозой.

Следовательно, клинические проявления выгорания разнообразны. На начальных стадиях развития это может быть переживание психотравмирующих обстоятельств, а при сильном развитии, симптомы могут перейти в область психосоматических расстройств.

Основные факторы, напрямую влияющие на формирование профессионального выгорания медработников, являются:

– высокая интенсивность трудового дня, обусловленная взаимодействием с людьми, в основном имеющими разные заболевания;

– большое разнообразие разного по содержанию и эмоциональной напряженности взаимоотношения с коллегами и больными;

– высокая ответственность за результат взаимодействия с больными и коллегами;

– определенное зависимое положение от коллег и пациентов;

– понимание индивидуальных особенностей, притязания и экспектации;

– навязчивое стремление на неофициальные взаимоотношения при решении проблем больных;

– враждебные или натянутые ситуации контакта, спровоцированные недоверчивостью, несогласием и проявляющиеся в разных формах отказа от дальнейшего взаимодействия.

Сфера труда с людьми, имеющими тяжелые хронические заболевания, является одной из самых сложных и эмоционально затратных. Отрицательные стороны работы в этой области заключаются в том, что:

  1. Из-за постоянной работы с сильными эмоциональными переживаниями формируются защитные механизмы, снижающие тяжесть переживания этих эмоций, вследствие чего возможна потеря чувствительности к эмоционально значимым переживаниям больных и их родственников, попавших в трудную ситуацию.
  2. Само взаимодействие с больными, попадающими в отделения, нередко может быть затруднено в силу особенностей соматического или психического статуса. Пациенты с тяжелыми и хроническими заболеваниями могут недоверчиво относиться к медицинскому персоналу и воспринимают свое пребывание в больнице как неизбежность.

Результаты работы с определенными категориями больных бывают неощутимы, а затраты на эту работу велики. Эффективность работы в медицине, зависит от разных людей и обстоятельств, порой определенному человеку весьма тяжело ощутить значимость своей работы в жизнь пациента. Помимо этого, лечение многих длительно формирующихся болезней и состояний требует продолжительного времени.

Большая загруженность на работе и недостаток финансовых ресурсов предоставляют небольшие перспективы для профессионального роста, посещения курсов повышения квалификации, научных конференций и семинаров. Копятся личные проблемы, неизбежно появляющиеся в эмоционально-травмирующих ситуациях в работе.

В результате воздействия этих факторов у медицинских работников исчезает страсть к работе, присутствует чувство, что ничего нельзя изменить, что больной обречен или относится к категории «потребителей», появляется желание винить самого больного, его членов семьи, коллег, начальство, систему здравоохранения вообще и государство, искать простейшие объяснения трудностям, появляющимися в процессе лечения больного. Это симптомы профессиональной деформации, которые и приводят к синдрому выгорания.

Итак, условия, опосредующие профессиональное — выгорание, — это не только высокая нагрузка (интенсивность, длительность и когнитивная сложность ситуаций общения в медицине), но и невысокая заработная плата, а кроме того, связанные с этим неудовлетворительные качества жизни: социальная несправедливость и отсутствие защищенности, утрата престижности профессии доктора, медицинской сестры, фельдшера.

В 2019 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила «синдром эмоционального выгорания» в Международную классификацию болезней, описав его симптомы: хроническую усталость, безразличие к работе и окружающим и чувство опустошенности, которое развивается на фоне постоянного стресса.

Медработники особенно подвержены этому состоянию. Согласно опросу Medscape, в котором приняли участие 15 тысяч врачей 29 специальностей в США, признаки профессионального выгорания обнаружили почти у каждого второго.

Похожие результаты показал опрос канадских медиков, проведенный Канадской медицинской ассоциацией (Canadian Medical Association), в нем приняли участие 2547 врачей. У 30 % респондентов были признаки выгорания, а у 8 % — суицидальные наклонности. По данным китайского врачебного сообщества DXY, более двух третей врачей в Китае заявили о признаках выгорания на работе в 2018.

В России подобных масштабных исследований не проводилось.

Для выполнения цели работы проводилось исследование среди медицинского персонала при помощи анкетирования. Анкета была разработана на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон. В ней 15 вопросов, связанных с рабочей деятельностью, при этом вопросы имеют эмоциональный окрас.

Трехфакторная модель «выгорания» К. Маслач и С. Джексон

– Эмоциональное истощение. Данное состояние вызвано утомлением, как физическим, так и эмоциональным, вследствие истощения ресурсов организма, постоянного нахождения в стрессовых ситуациях в процессе трудовой деятельности и взаимодействия с людьми. Человек не находит ресурсов и сил для восстановления собственного состояния до того, которое позволило бы эффективно работать без вреда собственному здоровью.

– Деперсонализация. Проявляется в циничности поведения, бездушности к окружающим, предмету собственного труда, деформации отношений с окружающими. Деперсонализация сегодня заменяется на сходное понятие «цинизм». Также может быть проявлением как сильной зависимости от окружающих, так и проявлением негативизма к реципиентам.

– Редукция личных достижений. Проявляется в негативной оценке собственных профессиональных успехов и достижений, приуменьшении собственного достоинства, ограничении собственных возможностей.

Анкета, которая использовалась при опросе медицинских работников, предложена в Приложении 1.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами было проведено исследование:

– Федеральном государственном бюджетном учреждение «9 лечебно-диагностическом центре» Министерства обороны Российской Федерации в городе Москва, в нем приняли участие 30 медицинских работников (медрегистраторы, медсестры).

– Городской кинической больнице № 15 имени Филатова, в нем приняли участие 10 медицинских сестер.

– ГОО Московском доме ветеранов войн и вооруженных сил, в нем приняли участие 10 медицинских сестер.

Все опрашиваемые медицинские работники были женщины в возрасте от 26 до 65 лет. Они были распределены на 3 группы по принадлежности к определенному медицинскому учреждению:

– 1 группа: 30 человек, опрос производился с 11 по 15 марта 2021 года.

– 2 группа: 15 человек, опрос производился с 15 по 17 марта 2021 года.

– 3 группа: 10 человек, опрос производился с 17 по 19 марта 2021 года.

Всего в исследовании было задействовано 55 медицинских работников, которые работают в разных сегментах медицинской отрасли:

Ответы интервьюированных оценивались по семибалльной шкале: «никогда» (0 баллов), «всегда» (6 баллов). О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки, низкие о «профессиональной эффективности». Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные факторы, которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации — необходимый механизм психологической защиты.

Анкета состоит из блоков:

– «эмоциональное истощение» (6 вопросов);

– «деперсонализация» (3 вопросов);

– «редукция личных достижений» (6 вопросов).

Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:

– 0 баллов «Никогда»;

– 1 балл «Очень редко»;

– 5 баллов «Очень часто»;

– 6 баллов «Каждый день».

Ниже перечисляются баллы и соответствующие им пункты опросника.

– «Эмоциональное истощение» — пункты 2, 3, 6, 8, 13, 14, (максимальная сумма баллов — 36).

– «Деперсонализация» — пункты 5, 10, 11(максимальная сумма баллов — 18).

– «Редукция личных достижений» — пункты 1, 4, 7, 9, 12, 15(максимальная сумма баллов — 36).

Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем лучше выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех вопросах.

Проанализировав результаты тестирования медицинских работников по группам, можем определить средние значения уровня профессионального выгорания (таблица 1, рис.).

Источник

Оцените статью