Презентация «Синдром эмоционального выгорания педагога и способы профилактики»
Мария Архипова
Презентация «Синдром эмоционального выгорания педагога и способы профилактики»
В течение последних десятилетий четко прослеживается связь снижения здоровья педагогов с их профессиональной деятельностью, наиболее значимым фактором, в которой является профессиональный стресс.
Особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряжённые ситуации на работе (трудности взаимодействия с воспитанниками, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, коллегами, приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога. Следствием профессионального стресса могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными, с собственными детьми.
Профессиональное “ выгорание” — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное “ выгорание” возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки” или “освобождения” от них. Опасность “выгорания” состоит в том, что это не кратковременный проходящий эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”.
Поэтому в настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога.
Педагогу, чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он общается (прежде всего, на детей и их родителей, следует разобраться с собой, со своим эмоциональными проблемами, то есть начать с себя.
Таким образом наиболее часто «выгорание» рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности и его развитие может не ограничиваться профессиональной сферой, а проявляться в различных ситуациях бытия человека.
Какие же факторы вызывают синдром профессионального «выгорания»? Условно их можно разделить на внешние и внутренние.
Не буду долго говорить о них. Вы видите их на слайде. Скажу только, что эта группа организационных факторов очень разнообразна и сама по себе не является непосредственной причиной выгорания. Ее зачение зависит от оценки восприятия работником ситуации, в которой он работает. (в одном и том же учреждении люди по разному реагируют на стресс)
О внутренних факторах хочу сказать, что существует мнение, что наиболее подвержены «выгоранию» люди с определенными чертами личности.Это:
— сочуствующие, мягкие, гуманные люди и одновременно- неустойчивые, по хорошему одержимые (фанатичные) увлекающиеся люди
-также это могут быть авторитарные люди с низким уровнем эмпатии, склонные к эмоциональной холодности, со слабой эмоциональной отдачей
— а также это трудоголики, работающие с полной самоотдачей, тщеславные люди, чья жизнь заполнена только работой.
В. В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как динамический процесс, который возникает поэтапно в соответствии с механизмом развития стресса. И имеет три фазы его развития.
Фаза напряжения запускает механизм выгорания. Человек начинает осознавать психотравмирующие факторы и накапливать в себе раздражение, отчаяние и негодование. В результате осознания неудач и невозможности повлиять на ситуацию, начинает испытывать недовольство собой и профессией. Бывает даже возникает ощущение загнанности в клетку, когда сосредоточение энергии внутри достигает внушительных объемов.
Фаза резистенции выделяется весьма условно. Так как уже с момента появления напряжения человек естественно стремится снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его арсенале средств. Педагог не может или не хочет адекватно эмоционально реагировать (где-то экономит свои эмоции). Включает дежурную, безразличную мину. Экономия эмоций распространяется и на близких дома. На работе устали от разговоров, дома все начинает раздражать, не хочется разговаривать или того хуже ….В этой фазе наступает редукция профессиональных обязанностей, т. е их упрощение
Фаза истощения. все реже проявляются + эмоции, все чаще – резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы. Человек постепенно исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Его ничто не волнует. Он научается работать как робот, автомат. Возникает личностная отстраненность. В конце концов организм не справляясь с внутренними перегрузками, переводит их во внешние психосоматические проявления. Таким образом организм защищает себя.
Я бы хотела предложить вам памятку, где описаны симптомы эмоционального выгорания. И если вы нашли по два и более симптома в каждой группе,это сигнал: задуматься о своем физическом и психическом здоровье.
На слайдах основные из них.
Для чего я так подробно рассказываю о механизмах эмоционального выгорания, для того чтобы вы своевременно заметили негативные изменения у себя или своих коллег и стали искать пути преодоления и выхода из данной ситуации. И не доводили ее до критических значений.
Чтобы еще больше убедить вас в значимости данной темы, разрешите провести маленькую Экспресс диагностику «выгорания» с вами.
Я подготовила для вас ряд рекомендаций, соблюдение которых позволит кому-то просто улучшить самочувствие, а кому-то поможет и в борьбе с профессиональными стрессами.
Естественные способы, такие как….
Это все общие рекомендации
Так же нужно целенаправленно работать над собой
Точечные советы, которые надеюсь помогут вам
Источник
Профилактика эмоционального выгорания педагогов
презентация к уроку по психологии на тему
Презентация к мастер-классу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_vygoranie_2.pptx | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда. Уильям Джеймс
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
СИСТЕМА КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Аспекты профессионального выгорания
ПЕРВЫЙ – снижение самооценки. Как следствие, люди чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
ВТОРОЙ – одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальные отношения с окружающими.
ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация . Усталость, апатия и депрессия,сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
СИМТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Психофизические симптомы Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости ); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; бессонница. внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Социально-психологические симптомы Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Поведенческие симптомы Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её — всё труднее и труднее; постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и « застревание » на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности ;
ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Отрицательные эмоции копить в себе нельзя!
. Есть ситуации, когда былые недостатки превращаются в преимущество
ПРИЕМЫ АНТИСРЕССОВОЙ ЗАЩИТЫ 16
ОТВЛЕКАЙТЕСЬ: •Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе. •Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. •Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь. •Обращайте внимание на мельчайшие детали.
Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности
2 . Снижайте значимость событий: •Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
ДЕЙСТВУЙТЕ: Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
. Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
•наведите порядок дома или на рабочем месте; •устройте прогулку или быструю ходьбу; •пробегитесь; •побейте мяч или подушку и т. п
ТВОРИТЕ: Любая творческая работа может исцелять от переживаний: •рисуйте; •танцуйте; •пойте; •лепите; •шейте; •конструируйте и т. п.
ВЫРАЖАЙТЕ ЭМОЦИИ Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих.
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности .
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического)
Упражнение « Внутренний ребенок » . Обычно в фрустрирующей ситуации включается наш « внутренний ребенок » , и мы начинаем действовать исходя из этого состояния. А как обычно действуют дети в ситуации, которая им не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать. А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно эго-состояние отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему « внутреннему ребенку » . Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4-5 лет. Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. Потом подойдите к этому ребенку, угостите его чем-нибудь, приласкайте, возьмите на руки и скажите: « Я тебя очень люблю (ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать » . Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к себе. Уменьшите ребенка до размера горошины и положите в свое сердце.
Упражнение «Убежище» Представьте себе, что у вас есть удобное и надежное убежище, в котором вы можете отдохнуть, когда захотите. Дорогу в это убежище знаете только вы, никто другой вас там не потревожит. Не обязательно, чтобы это место существовало в жизни. Если у вас нет такого убежища, придумайте его. Это может быть маленький деревенский домик в далекой деревне или небольшая квартира на окраине города, о которой никто не знает. Это может быть даже космический корабль, уносящий вас прочь от Земли. Мысленно представьте себе это место. Опишите находящиеся в нем вещи, которые вам нравятся и которые создают ваше жизненное пространство. Представьте, что вы делаете, когда отдыхаете в своем убежище. Возможно, вы слушаете музыку, смотрите на огонь в камине, читаете, рисуете или что-то другое. Старайтесь подумать о тех занятиях, которые вам наиболее приятны. В течение дня, каждый раз, когда вы чувствуете себя особенно уставшим и начинаете нервничать, на несколько минут представьте свое убежище.
Упражнение «Мудрец» Удобно расположитесь в кресле. Закройте глаза и представьте себе, что вы идете но лесной тропинке. Яркий солнечный день, пение птиц, приятные лесные запахи. Вы выходите на лесную поляну. В центре поляны стоит развесистый дуб, которому наверное не меньше 100 лет. У основания, дерева, у его корней сидит старый человек, мудрец. В своем воображении подойдите к нему как можно ближе. Посмотрите на лицо этого человека, Как можно подробнее представьте для себя его облик, посмотрите в его глаза, постарайтесь понять его настроение. И когда вы окончательно почувствуете доверие к мудрецу, постарайтесь сформулировать самый важный сейчас вопрос и задайте ему. Сосредоточьтесь, постарайтесь услышать совет, ответ мудреца. То, что скажет вам старый мудрец в вашем воображении — это часто то направление, в котором следует двигаться, чтобы правильно разрешить свою проблемную ситуацию.
Упражнение «Весы» Представьте в своем воображении огромные весы. На одну чашу весов «положите» свои занятия, которые вы делаете, исход» из принципа «Я должен». Чтобы не забыть, сколько занятий вам удалось перечислить, возьмите чистый лист и запишите их для себя. А теперь другую чашу весов «нагрузите» занятиями, которые основаны на принципе «Я хочу». Какие занятия на работе и в жизни вы действительно осуществляете, реализуя свои собственные желания, потребности, интересы? Также запишите эти занятия на листке бумаги. Посмотрите: какая чаша жизненных весов перевешивает? Если первая, то вы живете по принципу «Я должен» и, следовательно, часто переживаете чувство «потери себя». Если у вас перевешивает вторая чаша весов, ваше жизнь строится по принципу «Я хочу», а значит, вы допускаете ошибку в построении жизненной стратегии — слишком много думаете, о себе и мало — о /других. Лучший вариант — равновесие. Если чаши весов равны — вы живете в гармонии с самим собой и окружающими. Выравнивайте свои жизненные интересы.
Источник