Синдром эмоционального сгорания как механизм психологической защиты проект

Синдром эмоционального сгорания как механизм психологической защиты проект

Формирование первоначальных представлений о феномене психологической защиты личности произошло в рамках классической психоаналитической теории на рубеже XIX — XX столетий. Фундаментальные положения изначально были сформулированы австрийским психотерапевтом Зигмундом Фрейдом (Freud S.), который пришел к выводу о том, что в трудных жизненных ситуациях происходит активизация защитных механизмов («Ego defense»), ограждающих сознание человека от травмирующих переживаний. «Только сведя все многообразие сил, исходящих из бессознательного, к базальной энергии, и противоположных им — к цензуре, — пишет В.И.Журбин, — З.Фрейд смог четко ввести понятие психологической защиты и описать действие конкретных механизмов защиты» [6; 19], задача которых состоит в минимизации и даже полном вытеснении неприятных аффектов и непереносимых для сознания мыслей и представлений. Концепция психологической защиты была сформулирована З.Фрейдом в процессе лечения больных неврозами — обратимыми личностными расстройствами, обусловленными воздействием психотравмирующих факторов. В основе этого заболевания лежит переживание человеком внутреннего конфликта — столкновение особо значимых отношений личности с противоречащими им обстоятельствами жизненной ситуации. Неспособность человека разрешить такой конфликт вызывает рост внутреннего напряжения и дискомфорта. З.Фрейд показал, что в этот трудный для человека момент активизируются психологические механизмы защиты, включение которых сопровождается субъективным ощущением облегчения — снятием напряжения, а нарушения в работе механизмов защиты обусловливают появление неврозов.

Впервые термин «психологическая защита» появился в небольшой штудии З.Фрейда «Защитные нейропсихозы» (1894) и обозначал техники борьбы личности с неприятными и невыносимыми для сознания представлениями. Эта часть созданной З.Фрейдом теории и практики психоанализа была встречена с пониманием учеными, представлявшими смежные области психологии и медицины (особенно психиатрии) и впоследствии была развита многими психологами, хотя не все они разделяли психоаналитический взгляд на природу защитных механизмов. Согласно первоначальным взглядам З.Фрейда, психологические защиты личности являются врожденными, запускаются в экстремальных ситуациях и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта», то есть выступают как средство разрешения конфликта между сознанием и бессознательным. В последующем понятие психологической защиты раскрывалось З.Фрейдом в ряде других ранних работ, в частности, «Исследования истерии» (1895), «Вытеснение» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Дальнейшие замечания о психоневрозах защиты» (1905), «Наброски научной психологии» (1907), где она описывалась как способ борьбы против болезненных и невыносимых для личности идей и аффектов.

Постепенно вслед за З.Фрейдом большинство исследователей склонилось к выводу, что функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении напряжения, внутриличностного конфликта, обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами «Эго» и интернализированными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. Во второй половине 20-х годов ХХ столетия изучение защитных механизмов стало важной темой психоаналитических исследований, особенно в работах Анны Фрейд (Freud, A., 1927, 1936, 1948). Она внесла существенные коррективы в предшествующую концепцию: во-первых, акцентировалась роль механизмов защиты в разрешении внешних конфликтов; во-вторых, механизмы защиты рассматривались как продукты развития и научения; в-третьих, указывалось, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности. Анализ работ З.Фрейда, а также собственный психоаналитический опыт привели А.Фрейд впоследствии к выводу, что использование защиты конфликт не снимает, страхи сохраняются, и, в конечном счете, велика вероятность появления психоневротических расстройств. Если защитные механизмы почему-либо не выполняют свои функции, это может способствовать возникновению психических нарушений. Более того, она считала, что характер возникающего нарушения часто определяет особенности защитных механизмов индивида.

Дальнейшее расширение представлений о психологической защите было связано с ревизией психоанализа и с работами представителей второго эшелона психоаналитиков, в первую очередь Карен Хорни (Horney К., 1950), Мелани Кляйн (Klein M., 1961), Гарри Стэк Салливена (Sullivan G.S., 1964) и др. Параллельно с психоаналитическим подходом, имеющим прикладное значение в клинике пограничных расстройств, возникли принципиально иные взгляды на функцию защитных механизмов. Разрабатывалось понимание защитных механизмов как феномена, не искажающего реальность, а напротив, выполняющего функцию «помощи». Изменился и взгляд на критерий эффективности защитного поведения: защита стала признаться эффективной, в том случае, если она не редуцирует конфликт, а, наоборот, обостряет его для дальнейшей проработки. Отсюда понятен особый и все возрастающий в последние годы интерес к этой идее как в рамках психологии личности, клинической и социальной психологии, психосоматической медицины, так и за их пределами.

Хотя психологическая защита получила признание и стала объектом исследования в самых различных областях психологического знания и в разных парадигмах научного объяснения, однако до сих пор эта проблема является одним из наиболее противоречивых вопросов психоаналитической теории. Для иллюстрации этого высказывания можно привести следующие доводы польского исследователя Анджея Якубика (1982): отсутствие общепринятых определений и классификаций, единого мнения по поводу их количества, критериев разделения, дифференцированности их на нормальные и патологические, понимания их роли в формировании личностных расстройств. Проведенные разными авторами аналитические обзоры научных публикаций по исследуемой проблеме (Клубова Е.Б., 1995; Романова Е.С., Гребенников Л.Р., 1996; Ташлыков В.А., 1997; Журбин В.И., 1999; Вассерман Л.И. и соавт., 1999; Киршбаум Э.И., Еремеева А.И., 2000; Штроо В.А., 2001; Никольская И.М., Грановская Р.М., 2001 и др.) позволяют сделать вывод о том, что содержательная наполненность понятия «психологическая защита» варьирует от глубоких теоретических описаний до эмпирических исследований, от вдумчивого проникновения в психические процессы до нерефлексируемого прикладного использования. Оно применяется по отношению к континууму феноменов от интраличностной динамики до межличностных и даже межгрупповых отношений.

Сегодня, как и столетие назад, в вопросе о механизмах психологической защиты по-прежнему остается много неясных аспектов, по поводу которых высказываются разноречивые суждения. Так, в общепринятый перечень классических защит («отрицание», «проекция», «компенсация», «замещение», «рационализация», «регрессия», «сублимация» и др.), описанных в оригинальной монографии А. Фрейд «Эго и механизмы защиты» (Freud А., 1936) периодически вносятся дополнения. Психологическая защита в настоящее время не сводится к традиционным механизмам, а переносится на более широкий круг психологических феноменов. В частности, Н. Мак-Вильямс (2001) считает, что никакой перечень механизмов психологической защиты не может быть абсолютно полным, поскольку практически любой психологический процесс может быть использован в качестве защитного. Н.А. Благовещенский (2000) по этому поводу пишет: «Этот список, наверное, был бы бесконечным, так как нет предела разнообразию человеческих влечений для «Эго», по тем или иным причинам неприемлемых, и предела изворотливости человеческого бессознательного, эти влечения «Эго» скрывающего» [2; 51]. Одним из новейших, рассматриваемых в психологической литературе, защитных механизмов является «эмоциональное выгорание». И в силу своей «новизны», как отмечает Ф.Е. Василюк (1984), его определение несколько размыто, хотя, по сути, ни одно из пониманий эмоционального выгорания не противоречат друг другу. Так, В.В.Бойко (1999) отмечает, что эмоциональное выгорание — это «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [1;4]. Интерес к этому явлению вызван тем, что в последнее десятилетие заметно увеличилось число работающих, которые ощущают себя измотанными, обессиленными, «сгоревшими», «потухшими». К числу профессий, подверженных воздействию выгорания, относятся социономические, в том числе так называемые «помогающие», «сервисные», т.е. профессии системы «человек — человек». Они характеризуются интенсивным межличностным взаимодействием и общением с людьми, значительными нагрузками на эмоциональную сферу, частыми стрессовыми ситуациями, чрезмерной загруженностью, повышенной моральной ответственностью и т.п. Отсюда в русле вышесказанного весьма актуально звучит высказывание Е.Л. Доценко: «Очевидной становится необходимость найти общие черты или признаки, позволяющие дать такое определение, под которое подпадали бы феномены, изучаемые в различных теоретических контекстах. И даже те, которые по своей сути также могут быть отнесены к психологическим защитам, несмотря на то, что исследователи подобной терминологией и не пользовались» [5; 167]. Безусловно, к числу таких феноменов относится и эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности, представляющее собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. В то же время, оно выступает отчасти и как функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В результате такого действия, так же как и в случае с другими, широко известными и описанными механизмами психологической защиты, отмечаются позитивные и негативные последствия. К его положительным моментам, вероятно, следует отнести проявляющееся экономией эмоций, оберегающее воздействие на психику, защищающее ее в эксквизитных ситуациях от возможных деструкций. Негативными проявлениями выступают дисфункциональные следствия, отрицательно сказывающиеся на физическом и психическом самочувствии, на профессиональной деятельности и взаимоотношениях с партнерами.

Целью проведенного нами эмпирического исследования было изучение влияния защитного поведения на формирование эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. В качестве испытуемых выступили представители «помогающих профессий» (врачи, психологи, педагоги, социальные работники и др.) из различных учреждений г.Улан-Удэ, всего 180 человек, в том числе 47 % мужчин и 53 % женщин; средний возраст испытуемых составил 39,8 лет. Для исследования защитного поведения мы использовали опросник «Индекс жизненного стиля», адаптированный сотрудниками НИПНИ им. В.М.Бехтерева вариант опросника LSI, разработанного Р.Плутчиком и Г. Келлерманом [3]. Определение степени эмоционального выгорания в профессиональной деятельности производилось опросником MBI «Психическое выгорание», адаптированным Н.Е. Водопьяновой вариантом методики, созданной К. Маслач и С. Джексон в 1986 году [9]. Для обработки результатов психодиагностики применялись методы параметрической и непараметрической статистики, корреляционный анализ по Спирмену. Оценка достоверности различий проводилась с использованием t-критерия Стьюдента. Практически у всех респондентов (97,5 %), принявших участие в исследовании обнаружены более или менее выраженные признаки проявлений профессионального выгорания. Также все испытуемые обнаружили повышенную напряженность большинства «классических» механизмов психологической защиты, диагностируемых с помощью методики LSI («отрицание», «вытеснение», «проекция», «замещение», «интеллектуализация», «реактивные образования»). Повышенная напряженность большинства защитных механизмов свидетельствует о наличии актуальных проблем и стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности испытуемых. С целью выяснения взаимоотношений защитного поведения и эмоционального выгорания нами проведен корреляционный анализ между показателями механизмов психологической защиты (МПЗ) и компонентами профессионального выгорания (КПВ). Результаты корреляционного анализа (р

Источник

Эмоциональное выгорание как психологическая проблема
учебно-методический материал на тему

В данной работе рассмотрены феноменологические особенности синдрома эмоционального выгорания, его структура и личностные факторы, способствующие возникновению синдрома выгорания.

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnoe_vygoranie_kak_psikhologicheskaya_problema.doc 116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное выгорание как психологическая проблема

В настоящее время многие области деятельности человека связаны с нервно- психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению пограничных форм нервно-психической патологии.

В современных условиях психика многих людей оказывается недостаточно пластичной для быстрого и адекватного приспособления к стремительно меняющимся условиям жизни. Александровским Ю.А. описаны на примере российской действительности характеристики группы социально-стрессовых расстройств, определяемой складывающейся психогенно-актуальной для большего числа людей социально-экономической и политической ситуацией.

Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, педагоги и др.) (Скугаревская М. М.).

В большинстве работ как отечественных, так и зарубежных авторов синдром выгорания рассматривается в рамках социономных профессий.

Феноменологические особенности синдрома эмоционального выгорания

Одним из основоположников идеи выгорания является Х. Фрейденберг, американский психолог, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. Он в 1974 году описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности) и назвал его запоминающейся метафорой — выгорание. Другой основоположник идеи выгорания — Кристина Маслач — социальный психолог, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам.

Существует множество теорий развития синдрома «Эмоционального выгорания». Ряд исследователей считает основными предпосылками наличие организационных проблем: слишком большая рабочая нагрузка, недостаточная возможность контролировать ситуацию, отсутствие организационной общности, недостаточное моральное и материальное вознаграждение, несправедливость, отсутствие значимости выполняемой работы [29].

В то же время другие исследователи считают более важными личностные характеристики: низкая самооценка, высокий невротизм, тревожность и другие [13].

Таким образом, нет единых взглядов на вопрос этиопатогенеза выгорания, отсутствуют устоявшиеся единые диагностические критерии.

В настоящее время существует единая точка зрения на сущность психического выгорания. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы [30].

Обращение к проблеме эмоциональной дезадаптации профессионалов (вследствие непереносимых эмоциональных перегрузок) произошло в сфере психологии труда — после появления в англоязычной литературе результатов исследования так называемого «Синдрома Эмоционального Выгорания» как специального вида профессионального заболевания лиц, работающих в системе человек — человек (психологов, психиатров, учителей, священников и других) [26] .

Многочисленные исследования факторов, влияющих на выгорание, не дали ответ на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. Какова основная его причина – личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей среды? Все это – отражение общего методологического вопроса о взаимодействии личности и профессии [13].

Решение данных проблем особо важно, прежде всего, для разработки мер по предупреждению «выгорания». Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию «выгорания», среди которых следует остановиться на подходе С. Maslach и M. Leiter. Он основан на идее рассмотрения личностных и ситуационных факторов возникновения «выгорания».[30]

В ряде работ ставилась проблема взаимодействия разных групп факторов, вызывающих «выгорание». Так, J. Carooll и W. White высказывали мысль об интегральном подходе к исследованию «выгорания», которое рассматривается как экологическая дисфункция, вызванная интегральным взаимодействием личностных факторов и факторов окружающей среды [29].

Основная идея подхода, предложенного С. Maslach и M. Leiter, заключается в том, что «выгорание» — результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения «выгорания». Авторы выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают «выгорание» как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности [30].

Данный подход представляется перспективным, поскольку позволяет найти совокупное влияние различных факторов в каждом конкретном случае «выгорания», обеспечить адекватные превентивные меры и перейти от рассмотрения «выгорания» к его устранению [30].

Исследования феномена эмоционального «выгорания» не могло не привести к мысли о существовании его антипода, характеризующегося направленностью на работу, энтузиазмом, положительном отношении к своему труду. С. Maslach было предложено понятие «вовлеченность» (engagement), которое характеризуется прямо противоположными «выгоранию» составляющими: энергичностью, включенностью в работу, самоэффективностью. Таким образом, речь идет уже об исследовании континуума «вовлеченность — выгорание», что дает хорошие перспективы для выявления динамики профессионального развития личности [29].

К Маслач (1981) детализирует проявления «синдрома выгорания», как «чувство эмоционального истощения, изнеможения, которое сопровождается дегуманизацией, деперсонализацией (тенденция развивать негативное отношение к окружающим, негативным самовосприятием)» [30; 76].

В 1982 году Маслач выделила в качестве ключевых составляющих синдрома «эмоционального выгорания»:

1) индивидуальный предел, «потолок» возможностей нашего эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию», самосохроняясь;

2) внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания;

3) негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия [29].

Важным в изучении феномена «выгорания» является расширение сферы экспериментальных исследований. Здесь просматриваются две тенденции.

Первая – развитие кросс-культурных исследований «выгорания». Имеющиеся работы показывают, что существуют различия в уровнях «выгорания» у представителей разных культур. Развитие данного направления позволит, более того, ответить на вопрос о действительном переживании «выгорания» и когерентности его структуры.

Вторая – подтверждение характера этого феномена при изучении «выгорания» у представителей «несоциальной» сферы. Немногочисленные работы в этой области делают ее также перспективной.

Обзор исследований по проблеме психического «выгорания» в зарубежной психологии показывает достаточно глубокую проработку этой проблемы на разных уровнях. Так, чрезвычайно актуально направление, в рамках которого ведется разработка методик предотвращения «выгорания».

Накопленный за рубежом опыт послужит хорошей базой для систематической разработки данной проблемы в нашей стране. Основными задачами, на наш взгляд, должны быть следующие:

  1. Определение места феномена «выгорания» в структуре других понятий, связанных с профессиональным развитием личности. Прежде всего, требуется дифференцирование этого понятия от существующего у нас термина «профессиональная деформация».
  2. Адаптация существующих и возможная разработка новых методик для диагностики стрессов и их апробация на отечественной выборке.
  3. Сравнительные исследования «выгорания» в разных группах профессий и выявление специфики возникновения этого феномена в нашей культуре.

Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек» [8; 23].

Эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена — синдрома профессионального выгорания.

По мнению Маслач, синдром эмоционального выгорания обозначается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов [29].

Структура симптома «эмоционального выгорания»

Известно, что «эмоциональное выгорание» приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами – свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.

«Эмоциональное выгорание» — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [4].

«Эмоциональное выгорание» представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать человеческие ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами [34].

В настоящее время хорошо известны три модели синдрома профессионального выгорания.

Согласно первой, одномерной, модели, А. Пайнс говорил о выгорании как о состоянии физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.

А.Широм считает выгорание комбинаций физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления. Он полагает, что главным фактором выгорания является эмоциональное истощение, а дополнительные компоненты – следствие либо поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации, либо собственно когнитивно–эмоционального выгорания, что выражается в редуцировании персональных достижений. То и другое проявляются в деформации личности и имеют непосредственное значение для ее психосоциального здоровья [35].

Вторая модель принадлежит голландским исследователям. Д. Дириндонк, В. Шауфели рассматривают выгорание как двухмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективный», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй компонент – деперсонализация – проявляется в ухудшении отношения к другим, иногда и лично к себе. Он получил название «установочный» [35].

Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома профессионального выгорания американских исследователей К.Маслач и С.Джексон. В соответствии с данной моделью выгорание представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Маслач также разработала опросник MBI, который позволяет исследовать три главные составляющие синдрома [30].

Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая профессионального выгорания и проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, в появлении агрессивных реакций, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии.

Вторая составляющая – деперсонализация – проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других – повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам, подчиненным, сотрудникам и др.

Третий компонент выгорания – редукция личных достижений – проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности, в отстранении от обязанностей по отношению к другим и своему делу.

Японские исследователи считают, что для определения выгорания к трехфакторной модели К.Маслач следует добавить четвертый – involvement (зависимость, вовлеченность), который включает такие симптомы, как головные боли, нарушение сна и аппетита, раздражительность и другие психовегетативные нарушения, а также наличие зависимостей – алкоголизм, табакокурение и другие. Однако все эти симптомы – скорее конкретные проявления или последствия выгорания, а не факторы, позволяющие установить его наличие.

Большинство исследователей (Голембиевский Р.Т.,1988; Джексон С.,1986; Маслач К.,1986) признает необходимость учета именно трех составляющих для определения степени и наличия выгорания. При этом отмечается, что вклад каждого из факторов различен. Так, исключение фактора редукции личных достижений сближает синдром выгорания с депрессией. При классической трехфакторной оценке подобная корреляция исчезает [13].

Предложенные три компонента «выгорания» в какой-то степени отражают специфику той профессиональной деятельности, в которой впервые был обнаружен этот феномен. Особенно это касается второго компонента «выгорания», а именно, деперсонализации, отражающей нередко состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи. Исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой.

Это привело к некоторой модификации понятия «выгорания» и его структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение; цинизм; профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

Бойко В.В. считает, что выгорание является одним из проявлений профессиональной деформации личности. Иные соглашаются, что это хотя и сходные феномены, но имеющие разную природу. Причем, под профессиональной деформацией, прежде всего, понимаются некоторые сформированные в профессии аспекты личности, имеющие негативный оттенок и проявляющиеся большей частью в непрофессиональной жизни [7].

«Выгорание» — это чисто профессиональный феномен. Данная точка зрения представляется довольно логичной и обоснованной. Однако имеется ряд спорных моментов. Во-первых, профессиональная деформация, как справедливо замечает Н.В.Гришина, не всегда может носить отрицательный характер, поэтому требует уточнения и само понятие деформации. Во-вторых, логично предположить, что негативное влияние, которое оказывает «выгорание» на деятельность и самочувствие людей, не может не проявиться и в других, непрофессиональных сферах жизни. Ряд исследований подтверждает наличие такой связи. В-третьих, деформация личностных особенностей должна проявляться на более поздних этапах профессиональной карьеры, в то время как «выгорание» может возникнуть и в начале профессионального пути как результат несоответствия между требованиями профессии и притязаниями личности [17].

Таким образом, в настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома выгорания, но, несмотря на различие в подходах к его измерению, можно заключить, что синдром выгорания представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений, в основном, в системе «человек – человек». Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и сугубо психологических изменениях личности.

Симптомы и фазы развития синдрома «эмоционального выгорания»

Аронсон (автор анкеты для самодиагностики «сгорания») характеризует «синдром выгорания» по трем видам симптомов:

  1. Телесное истощение выражается в недостатке энергии, хронической усталости, слабости и пресыщенности. «Сгоревшие» люди часто жалуются на сильную подверженность заболеваниям (грипп, простуды, инфекция), головные боли, тошноту, перенапряжение в области спины, плеч, спины. У них часто бывают проблемы со сном и едой.
  2. Эмоциональное истощение выражается подавленным, беспомощным, безнадежным состоянием. Тяжелые формы «сгорания» ведут к психическим заболеваниям и суицидальным действиям. Симптомы «депрессии – истощения» могут иметь следующие проявления: неконтролируемые слезы, чувство тотальной несостоятельности и чувство, что никому больше не можешь ничего дать. Это состояние связано с повышенной раздражительностью, нетерпением, нервозностью.
  3. Духовное истощение: пораженные им имеют негативную установку на себя, на работу, окружающих и на жизнь вообще. Самоуважение заглушается чувствами неполноценности и недостаточности [26].

При объяснении и описании «сгорания» используются разные теоретические приемы. По Черниссу «сгорание» — это процесс, в который уходит человек после реакции на полученный стресс. Этот процесс начинается с утраты чувства компетенции и психологического неуспеха и заканчивается апатией, цинизмом и жестокостью [23].

Махер предлагает следующий перечень симптомов «сгорания»:

  1. Усталость, утомление, истощение;
  2. Психосоматические недомогания;
  3. Бессонница;
  4. Негативное отношение к окружающим;
  5. Негативное отношение к работе;
  6. Скудность репертуара действий;
  7. Злоупотребление химическими агентами (табаком, кофе, алкоголем, наркотиками);
  8. Отсутствие аппетита или наоборот переедание;
  9. Негативная «Я-концепция»;
  10. Агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев);
  11. Упадничество и связанные с ним эмоции, пессимизм, чувство безнадежности, бессмысленности, апатия, депрессия;
  12. Чувство вины [33].

Согласно концепции М. Буриша, в развитии синдрома эмоционального выгорания можно выделить несколько главных фаз:

Фазы развития синдрома эмоционального выгорания

а) Чрезмерное участие

  • Чрезмерная активность, чувство незаменимости
  • Отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований
  • Ограничение социальных контактов
  • Чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев

Снижение уровня собственного участия

а) По отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам
Потеря положительного восприятия коллег

  • Переход от помощи к надзору и контролю
  • Приписывание вины за собственные неудачи другим людям
  • Доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, ученикам,
    пациентам — проявление негуманного подхода к людям.

б) По отношению к остальным окружающим

  • Отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки

в) По отношению к профессиональной деятельности

  • Нежелание выполнять свои обязанности
  • Искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени
  • Акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой

г) Возрастание требований

  • Потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях
  • Чувство переживания того, что другие люди используют тебя; зависть
  • Постоянное чувство вины, снижение самооценки
  • Безосновательные страхи, лабильность настроений, апатия
  • Защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах
  • Отсутствие толерантности и способности к компромиссу
  • Подозрительность, конфликты с окружением

Фаза деструктивного поведения

а) Сфера интеллекта

  • Снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий
  • Ригидность мышления, отсутствие воображения

б) Мотивационная сфера

  • Отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение
    заданий строго по инструкциям

в) Эмоционально-социальная сфера

  • Безразличие, избегание неформальных контактов
  • Отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу
  • Избегание тем, связанных с работой
  • Самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука
  • Снижение иммунитета
  • Неспособность к релаксации в свободное время
  • Бессонница, сексуальные расстройства
  • Повышенное давление, тахикардия, головные боли
  • Боли в позвоночнике, расстройства пищеварения
  • Зависимость от никотина, кофеина, алкоголя
  • Отрицательная жизненная установка
  • Чувство беспомощности и бессмысленности жизни
  • Экзистенциальное отчаяние

Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциональной пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. По мнению Буриша, «тот, кто выгорает, когда-то должен был загореться» [33; 92].

Этот «запал» не несет никаких отрицательных последствий при условии соответствия. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы выгорания. Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявления гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развития представителей социальной профессии.

Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал синдром «выгорания» как «неспецифическую (то есть всеобщего действия) защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства» [цит. по Селье 1982, с. 67]. При «эмоциональном выгорании» на лицо все три фазы стресса:

1) Нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

2) резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального «выгорания».

При рассмотрении эмоционального выгорания как психологической проблемы, мы пришли к выводу, что в настоящее время имеется единая точка зрения на сущность данного синдрома. Однако, многие авторы не могут сойтись во взглядах относительно его структуры (А. Пайнс, Д. Дириндонк, В. Шауфели, К. Маслач, С. Джексон и другие), но несмотря на различия в подходах к его измерению, можно заключить, что эмоциональное выгорание представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений, в основном, в системе «человек – человек».

Что же касается фаз развития синдрома «эмоционального выгорания», то в них можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциональной пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека.

  1. Акцентуации характера и использование опросника Г.Смишека. Методические рекомендации для практических психологов. СоставилаВ.Г.Сахарова. Владивосток, 1998.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001.
  3. Барабанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник МГУ. Сер.: Психология. 1995. №1.
  4. Бехтерев В.М. Психика и жизнь. Избранные труды по психологии личности. СПб., 1999.
  5. Бодров В. А. Информационный стресс. – Москва, 2001.
  6. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении; взгляд на себя и других. М., 1996.
  7. Борисова Е. М. Индивидуальное своеобразие становления профессионала // Психофизиологические вопросы становления профессионала. – М., 2003.
  8. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.; Питер, 2001.
  9. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1998.
  10. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
  11. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
  12. Водопьянова Н. Е. Активная жизненная позиция личности и профессиональная адаптация в условиях социально – экономического кризиса // Психологические проблемы самореализации личности / Под. Ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. – СПб., 1998.
  13. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика.М., 1998.
  14. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  15. Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы// Психологические проблемы самореализации личности. М., 1997.
  16. Диагностика психических состояний в норме и патологии. Под ред. Случевского Ф.И. СПб., 2002.
  17. Кербиков О.В. К изучению о динамике психопатий. М., 1961.
  18. Ковалев В.В. Психология личности. М., 1990.
  19. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии подростка. М., 1996.
  20. Клапаред Э. Чувства и эмоции // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
  21. Козлова О. В. Тренинг «Преодоление синдрома профессионального выгорания»// Психология зрелости и старения. – 2003. №1. с. 99 – 117.
  22. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
  23. Лакосина Н.Д. Клиническая психология. М., 2003.
  24. Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 2003., 392 с.
  25. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. // Вестник РАТЭПП. СПб., 1995. №1.
  26. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Рабочая книга школьного психолога. М., 2000., 416 с.
  27. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера подростков. Л., 1983.
  28. Орел В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии. // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76 – 97.
  29. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. // Психологический журнал, 2001 т. 22, №1.
  30. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону, Феникс. 1999.
  31. Практическая психодиагностика: методика и тесты /Под ред. Райгородского. Самара, 1999.
  32. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990
  33. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – 2002. Т.23, №3. С. 85 – 95.
  34. Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. №7. С. 3 -9.
  35. Скугаревская М. М. Диагностика, профилактика и терапия синдрома эмоционального выгорания. Белоруссия, 2003.
  36. Трунов Д. Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998, № 8. С. 84–89.
  37. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. №6.
  38. Юрчук В. В. (автор- составитель) Современный словарь по психологии – Мн.: Элайда,2000 , N 2, 1996
  39. Юстицкий В.В. Применение математических методов в исследовании процесса обучения. Соотношение структуры и основных типов акцентуаций личности в системах Личко и Леонгарда. Вильнюс, 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье раскрыты причины и пути решения проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада.

Источник

Оцените статью