Школьная мотивация эмоциональная сфера

Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению (Спилберг-А.Д.Андреева)
материал

Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возраста

МАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкция и задание.

Методика проводится фронтально – с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.

Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции – 10-15 минут.

Скачать:

Вложение Размер
motivatsiya_ucheniya_i_emotsionalnoe_otnoshenie_k_ucheniyu_spilberg-a.d.andreeva.docx 24.74 КБ

Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ

В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ Спилберг-Андреева

Цель : исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возраста

МАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкция и задание.

Ход: предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилберга, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен нами шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002-2003 гг.

Методика проводится фронтально – с целым классом или группой учащихся. после раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.

Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции – 10-15 минут.

Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. табл.1)

Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:

на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

вес для подсчета: 1 2 3 4

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:

на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

вес для подсчета: 4 3 2 1

Такими «обратными пунктами являются:

по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;

по шкале гнева подобных пунктов нет; по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.

Источник

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ

Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности ( State-Trait Personality Inventory ). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен нами шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002–2003 гг.

Скачать:

Вложение Размер
prihozhan.doc 154.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ
    МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
    И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
    В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ

Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности ( State-Trait Personality Inventory ). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен нами шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002–2003 гг.

Бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и задание см. на следующей странице.

Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10–15 мин.

Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. табл. 1).

2 6 10 14 18 22 26 30 34 38

4 8 12 16 20 24 28 32 36 40

1 5 9 13 17 21 25 29 33 37

3 7 11 15 19 23 27 31 35 39

Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень познавательной активности, тревожности или гнева (например, «Я сержусь»). Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности.
Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4
вес для подсчета: 1 2 3 4
Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4
вес для подсчета: 4 3 2 1
Такими «обратными» пунктами являются:
по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;
по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;
по шкале гнева подобных пунктов нет;
по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.

  1. Бланк методики

Фамилия, имя _________________________ Школа ________ Возраст _________

Класс _______ Дата проведения _______________

Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете.

Источник

Мотивационная, эмоциональная и волевая сферы школьников. Учебная мотивация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 135с углубленным изучением отдельных предметов» Кировского района г. Казани

Мотивационная, эмоциональная и волевая сферы школьников

Учитель физической культуры

Фалалеев Владислав Владиславович

Мотивационная, эмоциональная и волевая сферы школьников

Мотивационная сфера включает в себя совокупность потребностей, мотивов и целей человека. Большую часть мотивационной сферы школьника составляет мотивация учения, которая связана с определенным местом его пребывания (мотивация первоклассника, старшего школьника и т.д.). Мотивация учения есть система целей, потребностей и мотивов, благодаря которым ученик овладевает знаниями, способами познания, сознательно относится к учению.

Потребности отражаются в сознании в виде образов. Эти образы называются мотивами. Мотив(фр. Motif — двигаю) — это осознанная потребность. Потребности являются источником активности человека, а мотив выражает направление этой активности. Мотивы связаны с целями, которые человек ставит. Цель— это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Увеличивает интерес к учебной деятельности, а следовательно повышает успеваемость такой мотив, как «мотив достижения» — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности, проявляющееся в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в учебной деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Учащийся с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивы учения — предвидение результатов учения (получу хорошую отметку, получу знания), предвидимые переживания, связанные с результатами учения.

Потребности осознаются в виде конкретных побуждений — мотивов к конкретным объектам, обстоятельствам и деятельности, в которых они удовлетворяются. Эти мотивы образуют мотивацию потребности.

Как видно, мотивационная сфера является системой потребностей и связанных с ними мотивов.

С. Н. Кривцова отмечает, что для учебной деятельности мотивы могут быть внутренними и внешними [2].

Внутренняя мотивация — мотивация, связанная с содержанием деятельности.

Внутренние мотивы – это любознательность, интерес, стремление понять окружающий мир, увлеченность самим процессом познания. В основе внутренних мотивов лежат врожденные потребности: в умственной активности, получении информации, новизне. Эти потребности изначально присутствуют в психике каждого ребенка, хотя их интенсивность может сильно различаться у отдельных детей. Иногда она бывает настолько низкой, что сами по себе внутренние мотивы не могут обеспечивать успешное обучение ребенка. Тогда взрослые используют специальные педагогические приемы, которые в психологии обозначают как «внешние мотивы».Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами: наказания и награды, угрозы и требования, соревнование и давление группы, похвала, возбуждение честолюбия и т.д. Общим во всех этих приемах является то, что знание перестает быть целью, а становится средством – избежать наказания, получить награду, удовлетворить честолюбие.

Кривцова С.Н. утверждает, что существуют два великих механизма мотивации – «хочется» и «надо» [2, с.9].

Однако недостаточно просто разделить мотивы на внутренние и внешние. Мотивы могут быть положительными и отрицательными.Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной, а на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией.

Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

В соответствии с этим утверждением, П. М. Якобсон, Л. И. Божович, М. В. Матюхина и др. различают две большие группы мотивов:

познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми [1; 6; 9].

Мотивационная сфера характеризуется также целями и целевыми установками. Как уже говорилось ранее, цель есть неотъемлемый компонент мотивации. Понятие цели – это опережение реальных событий действительности. Цель — не просто предполагаемый результат деятельности, а желаемый ее результат, то, к чему человек стремится, осуществляя деятельность. От цели, целеполагания и целеустремленности зависит, как человек осуществляет деятельность.

Таким образом, мотивационную сферу человека составляет совокупность потребностей, мотивов и целей. Часть мотивационной сферы, которая формируется на определенном этапе жизни человека, называется мотивацией. Мотивация школьника, мотивация студента, мотивация рабочего.

Эмоциональная сферахарактеризуется эмоциями, чувствами, тревожностью и самооценкой. При высоком уровне тревожности ученик легко раздражается, расстраивается по пустякам, теряется в простых ситуациях, боится неудач, быстро возбуждается. При завышенной или заниженной самооценке возникает затруднение в общении. В ходе специальных исследований установлено, что у 80% учеников старших классов средней школы повышенный уровень тревожности и неадекватная самооценка. Поэтому важно формировать у школьника необходимые навыки управления своими эмоциями и чувствами (гнев, обида, зависть, стыд, гордость, страх, жалость, любовь и пр.), учить понимать свои эмоциональные состояния и причины их возникновения.

Волеваясфера — это осознанная постановка учащимся цели, сверхзадачи. Человеку с развитой волей присущи такие качества как целеустремленность, самообладание, инициатива.

Для развития волевой сферы учащихся преподавателю необходимо предусмотреть следующие цели:

— развитие у учащихся инициативы, уверенности в своих силах;

— развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой (выдержка, самообладание);

— совершенствование навыков самостоятельного поведения;

— обучение планированию деятельности и ее осуществлению, ведению контроля без посторонней помощи и т.д.

Главное, что отличает один вид мотивации от другого, состоит в различии «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский), в которой она формируется.

Ведущей деятельностью у школьников является учебная деятельность, поэтому правомерно говорить о мотивации учебной деятельности или мотивации учения. Активным в учении является тот ученик, который осознает потребность в знаниях, у которого сформированы мотивы учебной деятельности, развито умение ставить цели и достигать их. Все это составляет мотивацию учения.

Мотивация учения есть система целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями.

Мотивация учения имеет различные уровни. А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам [3].

Итак, сущность мотивации учения заключена в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними. У одних школьников цели учения состоят в том, чтобы получить в будущем престижную профессию, другие желают лучше узнать окружающий мир, третьи не хотят учиться, но вынуждены под давлением родителей и учителей. Мы видим многообразие целей, у каждого школьника они разные, поэтому и характер мотивации у каждого свой.

Для повышения уровня успеваемости школьников, педагогу необходимо, совместно с педагогом-психологом, выявить цели и мотивы учения каждого учащегося.

Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. – М.: Просвещение, 1972. – 320 с.

Кривцова, С. Н. Как находить привлекательные моменты в том, что делать нужно / С. Н. Кривцова // Школьный психолог. – 2001. — № 6. – С.8-19.

Маркова, А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 212с.

Маркова, А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности / А. К. Маркова // Вопросы психологии. – 1980. — № 5. – С.47-59.

Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М.: Педагогика. 1984. – 144 с.

Матюхина, М. В. Особенности мотивации учения младших школьников / М. В. Матюхина // Вопросы психологии. – 1985. — № 3. – С.43-49.

Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1960. – 210 с.

Якунин, В. А. Педагогическая психология / А. П. Якунин. – СПб.: Питер, 1998. – 420 с.

Источник

Оцените статью