Шкала эмоциональной зрелости уиллоуби

Шкала эмоциональной зрелости уиллоуби

В отличие от физиологических изменений, которые в определенной степени одинаково сопровождают каждого из нас на протяжении всей жизни, эмоциональная зрелость не зависит от возраста.

В каких-то случаях она гармонично коррелирует с развитием и взрослением личности, но встречаются также люди, чья эмоциональная зрелость формируется очень рано, а в каких-то случаях она может быть практически неизменной на протяжении всего жизненного пути человека.

Так что же такое «эмоциональная зрелость» — искусственный конструкт, который изобрели люди для описания чужой безответственности, или важный аспект становления личности, которому стоит уделить пристальное внимание?

Что такое эмоциональная зрелость

Термин «эмоциональная зрелость» не имеет однозначного определения. При этом можно охарактеризовать эмоционально зрелую личность с позиции различных философско-психологических подходов. С точки зрения таких учёных, как Хорни, Фромм или Салливан, эмоционально зрелая личность характеризуется смелым и конструктивным отношением к своим внутренним конфликтам и невротическим склонностям. С позиции гуманистического подхода, эмоциональную зрелость можно охарактеризовать как функцию личности, которая, следуя своей истинной природе, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Через призму экзистенциализма эмоциональную зрелость можно описать как составляющую психологического здоровья, проявляющуюся в конструктивном преобразовании тревоги и обретении мужества быть собой. В традициях когнитивно-эмотивного подхода — определять эмоциональные реакции человека и весь его образ жизни как зависящий от основных идей, убеждений, отношений и принципов, поэтому эмоционально зрелая личность способна регулировать свои эмоции через замену иррациональных установок на рациональные, эффективные.

Эмоциональная зрелость — это уровень развития личности с высокой степенью рациональности

Если вывести наиболее общее и просто определение, то эмоциональная зрелость — это уровень развития личности с высокой степенью рациональности, самоконтроля, ответственности, способности к рефлексии, с потребностью в труде и устойчивых отношениях. Взрослый человек стремится состояться в профессии и в семье. Ряд психологов подчеркивают значимость мотивов аффилиации (сопричастности) и достижений. Человеку важно определиться с гражданской и социальной позицией, с образом жизни, со своими принципами и внутренними установками.

Что же определяет уровень эмоциональной зрелости?

Уровень эмоциональной зрелости зависит от нашего жизненного опыта. У каждого из нас он уникальный. Однако даже если опыт двух людей схож, каждый из них по-своему трактует и использует его, делая свои выводы.

Здесь следует отметить второй не менее значимый показатель, а именно – уровень интеллекта человека. Чем он более образован, развит интеллектуально, тем более качественно он извлекает уроки из всего, с чем он сталкивается. Это касается и глубины, и прозрачности его выводов, на которые он может опираться в будущем.

Что отличает эмоционально зрелого человека?

1. Осознание, признание своей главенствующей роли во всем, что происходит в его жизни, другими словами — ответственность. Такой человек управляет своей реальностью, он осознает стопроцентную причастность ко всему, что с ним случается. «У Бога нет других рук, кроме Ваших». Эта фраза очень точно отражает принцип ответственности.

Взрослого человека ответственность наделяет силой, свободой, помогает обрести ему «невидимые крылья», потому что он сам управляет своей жизнью, и что самое главное, — это ему по душе. Человек волен выбирать свои мысли, слова, поступки, намерения, цели. Совокупность этих элементов создает тот или иной жизненный сценарий.

У Бога нет других рук, кроме Ваших

2. Знание себя, своих реакций, а также умение идентифицировать и принимать свои эмоции, анализировать причины, которые их вызывают, умение корректировать свои состояния, направляя их в созидательное русло.

3. Способность к выстраиванию экологичных отношений не только с самим собой, но и с окружающим миром. Здесь важны эмпатия, сочувствие, уважение, принятие, умение слышать другого человека и развиваться через него. Ведь именно такая позиция является выигрышной и дарует нам мудрость. Если мы воспринимаем каждого человека как учителя, то это открывает нам поистине грандиозные возможности.

4. Благодарность. Конечно, все мы прекрасно знаем как важно и ценно выражать благодарность. Когда происходит что-то радостное, то, что с первых секунд дарит нам позитив, это довольно просто и приятно делать. Но я бы особенно отметила умение ценить и благодарить за те эпизоды и жизненные ситуации, которые видятся, на первый взгляд, причиняющими боль и разочарование. Открытость и доверие миру, убежденность, что все происходит не просто так, во всем есть свой смысл и благо для нас. Оно может быть завуалировано и казаться нам чем-то отрицательным, но это только потому, что мы порой не сразу можем увидеть картину целиком.

«Дорогу осилит идущий» или как развивать эмоциональную зрелость?

А надо ли ее вообще развивать? И если да, то зачем?

В идеале каждому самостоятельно ответить себе на этот простой вопрос, который поможет определить намерение. И если вы решительно настроены на прокачку этой ценной структуры, то у вас обязательно получится прийти к этой цели.

1. Ведение дневника осознанности, в котором вы будете фиксировать и анализировать

3-5 раз в день ваши состояния, эмоции, мысли, поступки. В одной графе можно записывать те, что со знаком +, а в другой – те, что со знаком – . И над вторыми особенно тщательно работать, погружаясь в их природу, в то, как можно в будущем их избежать. А над теми, что с +, радоваться и хвалить себя.

Подобный анализ ценен тем, что, работая над своими привычными моделями поведения, эмоциями, мыслями, над своим внутренним миром, вы будете совершенствовать то, что происходит вовне. Вы научитесь управлять этим процессом.

А надо ли вообще развивать эмоциональную зрелость?

2. Визуализация и чувствование:

Как вы поймете, что вы повысили свой уровень эмоциональной зрелости? Какие жизненные ситуации Вам послужили бы подтверждением? Что Вы чувствуете, проживая их? Замедлитесь, закройте глаза и представьте себе.

Как изменился Ваш образ? Какой Вы теперь? Как изменится Ваше окружение?

3. Окружение

1) Развивающая среда

Окружать себя и общаться в том числе с теми, кто в Вашем понимании эмоционально зрелый, кто мог бы быть авторитетом для Вас.

2) Поддерживающая среда

Сообщества, группы людей, которые занимаются самосовершенствованием. Вступив в такую группу, вы обретете единомышленников и надежную опору.

И помните, что в освоении любого навыка, компетенции, в процессе любого движения, важно опираться на искусство маленьких шагов. Если вы будете придерживаться регулярности и продвигаться пусть даже крошечными шажочками, Вы непременно достигнете самых небывалых высот.

Если хотите узнать больше о теме эмоциональной зрелости, советуем посетить первую в России онлайн конференцию GROW UP, посвященную осознанному взрослению, она пройдет с 21 по 23 апреля 2021 года. Регистрация по ссылке.

Источник

10 признаков эмоциональной зрелости

1. Вы понимаете, что поведение других людей во многом вызвано страхом и тревогой, а не (как обычно бывает легче предположить) злобностью или идиотизмом. Вы перестаете быть самодовольным и считать, что мир населяют только монстры и дураки. Поначалу всё становится менее однозначно, зато со временем – намного более интересно.

2. Вы знаете, что люди не могут автоматически понять, что у вас в голове, и вы осознали, что, к сожалению, вам нужно выражать свои намерения и чувства посредством слов. И нельзя винить других людей за то, что до них не доходит смысл ваших слов, если вы не говорите спокойно и ясно.

3. Вы понимаете, что, как ни удивительно, вы иногда ошибаетесь. С огромной храбростью вы делаете первые робкие шаги к тому, чтобы время от времени извиняться.

4. Вы учитесь быть уверенным не потому, что вы считаете себя великим, а потому, что понимаете, что все остальные настолько же глупы, напуганы и растеряны, как и вы. Мы все исправляем это со временем, и это нормально.

5. Вы прощаете родителей, потому что понимаете, что они произвели вас на свет не для того, чтобы оскорблять. Они просто не понимали, что делать, и боролись с собственными демонами. Гнев в определенные моменты сменяется жалостью и сочувствием.

6. Вы знаете об огромном влиянии на настроение так называемых мелочей: времени, сна, уровня сахара, алкоголя в крови, степени фонового стресса и так далее. И в результате вы никогда не поднимаете важные спорные вопросы с любимыми, пока все не отдохнут, все не будут трезвы, вы не поедите, ничто другое не будет тревожить, и вы не будете спешить на поезд.

7. Вы перестали дуться, и если вас обидят, вы не затаиваете ненависть и боль на много дней. Вы помните, что все мы скоро умрем. Вы не ожидаете, что другие поймут, в чем проблема, и вы прямо им говорите. А если они не понимают – вы их прощаете. Если же нет, то по-другому, но тоже прощаете.

8. Вы перестали верить в идеал практически в любой области. Не бывает идеальных людей, идеальных работ, идеальных жизней. Вместо этого вы начали ценить, выражаясь словами психоаналитика Дональда Винникотта, достаточно хорошее . Вы понимаете, что многое в вашей жизни вызывает недовольство, но все же многое является достаточно хорошим.

9. Вы знаете, что полезно с небольшим пессимизмом ожидать, чем все обернется и в результате стали более спокойной, терпеливой и прощающей душой. Вы потеряли часть своего идеализма и стали намного менее раздражительным человеком.

Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную игру , которая запустит сбычу мечт!

10. Вы научились видеть, что недостатки характеров каждого уравновешиваются достоинствами. Вы не сосредотачиваетесь на слабостях, а смотрите на картину в целом. Да, этот человек педантичен, но еще он восхитительно пунктуален и надежен в неспокойное время. Да, этот человек неряшлив, но в то же время он блестящий творец и визионер. Вы понимаете, по-настоящему понимаете, что идеальных людей не бывает, и каждое достоинство влечет за собой недостаток.

Если всё вышеописанное можно отнести к вашей персоне – вы поистине эмоционально зрелый человек!

Автор: Анна Гуйтина — педагог, автор исследовательского видеоблога об образовании, психологии и просветительстве

Источник

Шкала эмоциональной зрелости уиллоуби

Библиографическая ссылка на статью:
Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы эмоциональной зрелости М. Аткинсона // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/10/58552 (дата обращения: 05.10.2021).

Введение

Шкала (тест) эмоциональной зрелости ( Emotional Maturity Questionnaire ) предложена Марком Аткинсоном в его книге «Истинное счастье – ваше полное руководство по эмоциональному здоровью» («True Happiness – Your Complete Guide to Emotional Health») [1].

Доктор Марк Аткинсон – известный английский специалист по интегративной медицине, занимающийся проблемами психологического благополучия и эмоционального здоровья. По его мнению, пациента можно научить жить по-настоящему здоровой, счастливой жизнью. В его книге «Истинное счастье – ваше полное руководство по эмоциональному здоровью» предложена стратегия, как шаг за шагом можно прийти к глубокому ощущению внутреннего благополучия и жизненной силы, которое (ощущение), по мнению автора, характеризует истинное счастье. Он рассказывает, как определить и преодолеть базовые эмоциональные, психологические и биохимические барьеры, препятствующие здоровью и счастью, предлагает инструменты для более умелого управления своими эмоциями и мыслями, разработанные им уникальные немедикаментозные методы для решения проблем пониженного настроения, тревожности и стресса [1].

М. Аткинсон окончил Школу медицины Имперского колледжа в Лондоне. В 1997 году он получил диплом медицинского врача. После трех лет работы в Национальной службе здравоохранения Великобритании он стал заниматься разработкой методов интегративной медицинской практики, специализируясь на лечении людей с онкологическими заболеваниями, хроническими дегенеративными заболеваниями, вредными привычками и психическими заболеваниями. Марк практикует как врач интегративной медицины в Великобритании уже около 15-ти лет. За это время он основал британский колледж интегративной медицины, который первым в Европе предложил университетский аккредитованный диплом (в рамках постдипломного образования – p ostgraduate d iploma) в сфере интегративной медицины для врачей и медсестер. В 2008 году он основал Академию человеческого потенциала (the Academy of Human Potential) – центр передового опыта для преподавания курсов и семинаров, посвященных вопросам достижения высокой производительности и развития человеческого потенциала. Марк сам провел более 200 семинаров, его работы были представлены на многочисленных конференциях и публичных мероприятиях на международном уровне. М. Аткинсон является автором большого числа монографий. Среди его книг – «Библия разума и тела» (« The Mind — Body Bible »), «Комплексные секреты здоровья для женщин» (« Holistic Health Secrets for Women ») и «Истинное счастье – ваше полное руководство по эмоциональному здоровью» («True Happiness – Your Complete Guide to Emotional Health») ( Книга многократно переиздавалась . Есть также издание , озаглавленное « Истинное счастье : полное руководство для естественного здоровья и эмоционального благополучия » – «True Happiness: The Complete Guide to Natural Health and Emotional Well-Being»). В 2007 году он был удостоен звания журналиста года Великобритании в области здравоохранения [2, 3].

М. Аткинсон много работает с больными онкологическими заболеваниями. Он является основателем и директором Института восстановления для больных раком (The Cancer Recovery Institute). Марк считает, что в будущем лечение больных раком должно быть персонализированным, проактивным, включать расширение прав и возможностей человека, использовать наиболее эффективное сочетание традиционных и «натуральных», нетоксичных методов воздействия непосредственно на опухоли и одновременно концентрироваться на улучшении физического, эмоционального, психологического, социального и духовного здоровья больного раком человека [2, 4].

М. Аткинсон также разработал два опросника для оценки факторов «истинного счастья», к которым он относит эмоциональную зрелость и способность к осознанию текущего момента [1, 5]. Эти опросники смело можно отнести к методикам позитивной психологии, хотя формально данный автор и не позиционирует себя как позитивного психолога.

В настоящее время на кафедре общей, возрастной и педагогической психологии (ранее на кафедре общей и практической психологии) факультета психологии и управления человеческими ресурсами МГГУ им. М.А. Шолохова ведется работа по переводу на русский язык и адаптации некоторых психодиагностических тестов позитивной психологии 11. В рамках этой работы был осуществлен перевод опросника М. Аткинсона для измерения уровня эмоциональной зрелости на русский язык [10] и проведено исследование ряда психометрических параметров этой шкалы, результаты представлены в данной статье. Статистические расчеты проводились с применением программы Statisti с a 6.

Описание шкалы

Название: шкала эмоциональной зрелости М. Аткинсона.

Что измеряет: уровень эмоциональной зрелости (который рассматривается автором как фактор «истинного счастья» – обладание индивидом высоким уровнем эмоциональной зрелости делает возможным для него жить по-настоящему счастливой и здоровой жизнью; другим таким фактором М. Аткинсон считает способность к осознанию настоящего (текущего) момента) [1, 5].

Оригинальное название: Emotional Maturity Questionnaire.

Автор: Марк Аткинсон (Mark Atkinson).

Ниже предлагаются 20 утверждений, с которыми Вы можете согласиться или не согласиться. Используя представленную ниже шкалу, укажите степень согласия с каждым пунктом, выбирая подходящее число. Будьте максимально откровенны и честны в Ваших ответах, не думайте слишком долго.

Шкала оценки утверждений:

Абсолютно согласен – 7

Скорее согласен– 5

Ни согласен, ни не согласен – 4

Скорее не согласен – 3

Абсолютно не согласен – 1

1. Для меня очень важно, что я живу активной, здоровой, содержательной и полной жизнью, опирающейся на мои ценности.

2. Я стремлюсь реализовать свой потенциал полностью.

3. Я вовлечен в разносторонние и удовлетворяющие меня отношения.

4. Я стремлюсь быть самым любящим человеком, насколько это возможно.

5. В жизни я руководствуюсь скорее принципом «что я могу дать», чем принципом «что я могу получить».

6. Я обычно могу помогать другим без каких-либо условий или ожиданий.

7. Я обычно верен себе и при этом учитываю требования ситуации.

8. Я активно занимаюсь своим здоровьем.

9. Я предвижу препятствия, которые могут помешать моим эмоциональным, телесным контактам и сексуальной близости.

10. Я оставляю в прошлом негативные чувства, которые мешают мне примириться с этим прошлым.

11. Я работаю со своими мыслями и эмоциями так, чтобы поддерживать хорошее здоровье и обеспечить мое личностное развитие.

12. Я обращен лицом к реальности всегда, когда это возможно, и всегда предпринимаю нужные действия.

13. Я могу приспосабливаться гибко и изобретательно к ситуациям и переменам.

14. Я стремлюсь к сопереживающему принятию себя и других.

15. Я могу искренне слушать и сочувствовать другим людям.

16. Я могу легко адаптироваться к переменам.

17. Обычно я наслаждаюсь жизнью, веселюсь и ощущаю беззаботность.

18. Я могу установить и поддерживать нужную дистанцию в физических, сексуальных, эмоциональных, интеллектуальных и духовных отношениях с другими.

19. Я активно прорабатываю любые зависимости, проблемы со здоровьем или травмирующие моменты, которые у меня есть.

20. Я могу ясно и тактично обсуждать мои потребности и перспективы с другими.

Обработка результатов: суммируются баллы по 20 ответам. Результат может варьировать от 20 до 140 баллов.

Количество баллов показывает уровень эмоциональной зрелости, которая, согласно теории М. Аткинсона, наряду со способностью к осознанию настоящего (текущего) момента, является составляющей «истинного счастья» [5].

Данные об апробации методики и психометрические показатели для английской выборки автором не представлены. Нормы для английской популяции – не представлены.

Результаты исследования психометрических показателей шкалы на российской выборке

В тестовом исследовании по данной шкале приняли участие 360 человек в возрасте от 17 до 66 лет (средний возраст 26,625±0,48 года). 91 мужчина и 269 женщин. Ретестовое исследование проводилось через 1,5 месяца после тестового. Было исследовано 75 человек в возрасте от 17 до 59 лет (средний возраст 26,80±1,16 года) из ранее опрошенных в ходе тестового исследования, 15 мужчин и 60 женщин. В качестве испытуемых выступали студенты и преподаватели МГГУ им. М.А. Шолохова, а также студенты других вузов Москвы и работники предприятий Москвы различного профиля.

Распределения результатов по отдельным утверждениям (по каждому из 20 утверждений) не были нормальными (критерий Шапиро-Вилка для p на уровне 0,05) ни для результатов теста, ни для результатов ретеста. Для интегрального показателя для теста распределение не было нормальным (критерий Шапиро-Вилка для p на уровне 0,05), для интегрального показателя ретеста распределение было нормальным (различий между эмпирическим распределением и ожидаемым нормальным распределением не было выявлено, критерий Шапиро-Вилка, p =0,32). Учитывая отсутствие нормальных распределений по большинству изучавшихся показателей, предпочтение при статистической обработке отдавалось непараметрическим методам.

Тест. Результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Результаты по тестовой выборке.

Утверждение Среднее Стандартная ошибка среднего Минимум по выборке Максимум по выборке
1 5,91 0,06 1 7
2 5,52 0,07 1 7
3 4,88 0,09 1 7
4 5,71 0,07 1 7
5 5,21 0,08 1 7
6 5,81 0,06 1 7
7 5,63 0,06 1 7
8 4,69 0,08 1 7
9 4,74 0,07 1 7
10 5,00 0,09 1 7
11 5,31 0,08 1 7
12 5,30 0,06 1 7
13 5,19 0,07 1 7
14 5,41 0,06 1 7
15 5,96 0,06 1 7
16 5,32 0,07 1 7
17 4,73 0,08 1 7
18 5,56 0,07 1 7
19 4,86 0,08 1 7
20 5,08 0,08 1 7
Сумма по 20 утверждениям 105,83 0,79 59 140

Ретест. Результаты представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Результаты по ретестовой выборке.

Утверждение Среднее Стандартная ошибка среднего Минимум по выборке Максимум по выборке
1 5,81 0,15 2 7
2 5,52 0,14 2 7
3 5,04 0,18 1 7
4 5,84 0,13 2 7
5 5,17 0,17 1 7
6 5,83 0,13 1 7
7 5,75 0,11 1 7
8 4,47 0,18 1 7
9 4,79 0,16 1 7
10 4,95 0,17 1 7
11 5,28 0,16 2 7
12 5,25 0,15 2 7
13 5,17 0,14 2 7
14 5,35 0,14 2 7
15 5,97 0,12 2 7
16 5,17 0,15 2 7
17 4,59 0,18 1 7
18 5,33 0,15 2 7
19 4,76 0,15 2 7
20 4,92 0,17 1 7
Сумма по 20 утверждениям 104,76 1,89 59 134

Полученные результаты показывают для теста наличие всех вариантов ответа в выборке. Для результатов ретеста по ряду утверждений отсутствуют ответы «Абсолютно не согласен» (пункты 1, 2, 4, 11-16, 18, 19), «Скорее не согласен» (пункт 6), «Не согласен» (пункт 7), . Для всех вопросов можно отметить тенденцию к согласию с утверждениями опросника, особенно это выражено для пунктов 1, 4, 5, 6, 15 и 18 теста и 1, 4, 6 и 15 ретеста.

Б ó льшая часть интегральных показателей (сумм вопросов) по выборке для теста попадает в диапазон 90-130. Для ретеста – в диапазон 80-130.

Для проверки ретестовой надежности шкалы и ее параметров были рассчитаны корреляции (метод Спирмена, p

Корреляции между результатами теста и ретеста для отдельных пунктов шкалы.

Пункт 1. R = 0,63, p

Пункт 2. R = 0,4, p =0,0003.

Пункт 3. R = 0,5, p =0,000006.

Пункт 4. R = 0,6, p

Пункт 5. R = 0,56, p

Пункт 6. R = 0,33, p =0,0036.

Пункт 7. R = 0,27, p =0,019.

Пункт 8. R = 0,33, p =0,004.

Пункт 9. R = 0,24, p =0,035.

Пункт 10. R = 0, 5 , p =0,000 00 6.

Пункт 11. R = 0,32, p =0,005.

Пункт 12. R = 0,35, p =0,002.

Пункт 13. R = 0,51, p =0,000003.

Пункт 14. R = 0,5, p =0,000004.

Пункт 15. R = 0,39, p =0,0005.

Пункт 16. R = 0,44, p =0,00007.

Пункт 17. R = 0,44, p =0,000066.

Пункт 18. R = 0,4, p =0,0004.

Пункт 19. R = 0,33, p =0,004.

Пункт 20. R = 0,45, p =0,000055.

Сумма баллов. R = 0,67, p

Таким образом, все корреляции положительные и статистически значимые. В целом, высокий уровень ретестовой надежности наблюдается для всех пунктов шкалы, а также для суммарного (интегрального) показателя уровня эмоциональной зрелости. Наименьшие корреляции между тестом и ретестом – для пунктов 7 и 9 (для пункта 9 – наименьшая из всех), наибольшие – для пунктов 1, 4, 5, а также для суммы баллов.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что шкала эмоциональной зрелости обладает высоким уровнем ретестовой надежности.

Внутренняя согласованность интегральных показателей шкалы.

Корреляции между вопросами, а также между вопросами и интегральным показателем шкалы (метод Спирмена, p

Ответы по первому пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим 19-ти пунктам, а также с интегральным показателем.

Ответы по второму пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим 19-ти пунктам, а также с интегральным показателем.

Ответы по третьему пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим пунктам, за исключением 8, 10 и 19-го пунктов, с ответами по этим пунктам нет корреляций, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по четвертому пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим пунктам, за исключением 12-го пункта, с ответами по этому пункту нет значимой корреляции, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по пятому пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим пунктам, за исключением 8, 17 и 18-го пунктов, с ответами по этим пунктам нет корреляций, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по шестому пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим пунктам, за исключением 9 и 17-го пунктов, с ответами по этим пунктам нет корреляций, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по седьмому пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим 19-ти пунктам, а также с интегральным показателем.

Ответы по восьмому пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим пунктам, за исключением 3 и 5-го пунктов, с ответами по этим пунктам нет корреляций, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по девятому пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим пунктам, за исключением 6-го пункта, с ответами по этому пункту нет значимой корреляции, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по десятому пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим пунктам, за исключением 3-го пункта, с ответами по этому пункту нет значимой корреляции, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по 11-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим 19-ти пунктам, а также с интегральным показателем.

Ответы по 12-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим 19-ти пунктам, за исключением 4-го пункта, с ответами по этому пункту нет значимой корреляции, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по 13-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим 19-ти пунктам, а также с интегральным показателем.

Ответы по 14-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим 19-ти пунктам, а также с интегральным показателем.

Ответы по 15-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим 19-ти пунктам, а также с интегральным показателем.

Ответы по 16-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим 19-ти пунктам, а также с интегральным показателем.

Ответы по 17-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим пунктам, за исключением 5 и 6-го пунктов, с ответами по этим пунктам нет корреляций, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по 18-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим 19-ти пунктам, за исключением 5-го пункта, с ответами по этому пункту нет значимой корреляции, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по 19-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим 19-ти пунктам, за исключением 3-го пункта, с ответами по этому пункту нет значимой корреляции, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по 20-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем другим 19-ти пунктам, а также с интегральным показателем.

Интегральный показатель (сумма баллов) значимо положительно коррелирует с ответами по всем 20-ти пунктам. При этом наименьший коэффициент корреляции – с результатами по пункту 5, R =0, 37, а наибольший – с результатами по пункту 11, R =0,65.

Полученные результаты показывают достаточно хорошую согласованность пунктов шкалы и взаимосвязь интегрального показателя шкалы со всеми ее пунктами.

Корреляция сумм результатов по первым 10-ти пунктам с суммами результатов по последним 10-ти пунктам также положительная, значимая и сильная. R =0,72, p

Внутренняя согласованность по Кронбаху (α, для тестового исследования, по всем вопросам шкалы) составила 0,871. Таким образом, уровень внутренней согласованности может оцениваться как «хороший» (>0,8) (0,9 считается «очень хорошим» уровнем, полученное значение близко к этому уровню).

Был проанализирован также ряд других показателей внутренней согласованности шкалы (по результатам тестового исследования): корреляции между результатами по пункту и общей суммарной шкалой без учета соответствующего пункта; уровень взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии); внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа), если соответствующий пункт будет удален. Результаты представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Показатели внутренней согласованности шкалы.

Источник

Оцените статью