- Валидация турецкой версии центра шкалы депрессии эпидемиологических исследований (ces-d) у пациентов с сахарным диабетом 2-го типа
- Центр эпидемиологических исследований Шкала депрессии — Center for Epidemiologic Studies Depression Scale
- Содержание
- Центр эпидемиологических исследований Детская шкала депрессии
- Разбивка вопросов и оценка
- Интерпретация
- Ограничения
- Шкалы и опросники
- Шкала Гамильтона для оценки депрессии
- Шкала депрессии Монтгомери-Асберг
- Опросник депрессии Бека
Валидация турецкой версии центра шкалы депрессии эпидемиологических исследований (ces-d) у пациентов с сахарным диабетом 2-го типа
Депрессия является общей проблемой сопутствующих заболеваний у пациентов с диабетом, которые недооцениваются. Текущие международные рекомендации рекомендуют скрининг на депрессию у пациентов с диабетом. Тем не менее, несколько инструментов скрининга депрессии были проверены для использования в этой конкретной группе пациентов. Целью настоящего исследования было исследование психометрических свойств турецкой версии шкалы депрессии Центра эпидемиологических исследований (CES-D) у пациентов с диабетом типа 2.
Образец 151 турецких амбулаторных пациентов с диабетом типа 2 завершил CES-D, Всемирную организацию здравоохранения — пять показателей благосостояния (WHO-5) и проблемные области в шкале диабета (PAID). Были исследованы объяснительные факторные анализы, различные корреляции и альфа Кронбаха, чтобы проверить достоверность и надежность CES-D в амбулаторных больных диабетом диабета.
Первоначальная четырехфакторная структура, предложенная Радлоффом, не была подтверждена. Пояснительный факторный анализ выявил двухфакторную структуру, представляющую две подшкалы: (1) депрессивное настроение в сочетании с соматическими симптомами депрессии и (2) положительный аффект. Тем не менее, один элемент показал недостаточные факторные нагрузки. Альфа Кронбаха от общего балла была высокой (0,88), как и коэффициенты с половинной половиной (0,77-0,90). Корреляция CES-D с WHO-5 была самой сильной (r = -0,70) и поддерживаемой одновременной достоверностью.
CES-D, по-видимому, является действительной мерой для оценки депрессии у больных сахарным диабетом. Будущие исследования должны исследовать его чувствительность и специфичность, а также надежность тестирования и повторного тестирования.
Депрессия является распространенным осложнением диабета 2-го типа, затрагивая 10-20% пациентов, особенно пациентов с сердечно-сосудистыми осложнениями [1,2]. Недавнее многоцентровое исследование в трех голландских амбулаториях показало, что примерно 40% амбулаторных пациентов с диабетом типа 2 сообщают о депрессивном воздействии на ВОЗ-5 и / или CES-D [3]. По сравнению с недиабетическими контролями у пациентов с диабетом риск депрессии в 2 раза выше [4]. Депрессия является обременительной сопутствующей болезнью при диабете, которая связана с нарушением качества жизни [4,5]. У пациентов с диабетом депрессия также связана с менее оптимальным поведением для самопомощи [6], нарушением контроля гликемии и более высоким риском для долгосрочных осложнений, более широким использованием медицинских услуг и более высокой смертностью 10. Однако показатели депрессии при диабете были низкими, например, медицинский персонал признал 20-25% случаев [12,13]. В последнее время распространенность диабета в Турции оценивалась в 2,9 млн. Человек [14]. Это будет означать, что примерно от 290 000 до 580 000 турецких людей страдают как от диабета, так и от коморбидной депрессии. Существующие руководящие принципы Международной федерации диабета для лечения диабета типа 2 рекомендуют рутинное использование вопросников для оценки психологического благополучия в клинической практике [15]. Одним из хорошо зарекомендовавших себя опросников, изучающих депрессивные симптомы, является шкала депрессии по шкале Эпидемиологических исследований (CES-D [16]), которая может быть использована для этой цели. Однако психометрические свойства этого вопросника еще не были изучены в турецкой выборке пациентов с диабетом. Поэтому целью данной статьи является исследование нескольких аспектов достоверности и надежности турецкой версии CES-D у пациентов с диабетом, включая ее скрытую структуру. Мы стремились изучить скрытую структуру CES-D (турецкая версия), поскольку в предыдущих исследованиях были описаны различные факторные структуры для этого масштаба. В результате неясно, какая факторная структура должна использоваться у турецких участников (и особенно у диабетических турецких пациентов).
В этой статье описываются последующие анализы данных предыдущих исследований, посвященных ассоциациям между депрессией и оценкой инсулинотерапии [17]. Первоначальное исследование было проведено в двух амбулаториях в Стамбуле, Турция: больнице медицинского факультета Стамбула и больнице медицинского факультета Серрахпаша. Для участия в этом исследовании были приглашены последовательные пациенты с сахарным диабетом 2-го типа, которые получали диету и / или пероральные средства. Критериями исключения для первоначального исследования были неграмотные или неспособные читать из-за проблем со зрением. Все испытуемые дали свое письменное информированное согласие, и Комитет по этической экспертизе медицинского факультета Стамбульского университета и медицинский факультет Серрахпаша одобрили исследование.
Демографические характеристики и данные, касающиеся лечения диабета или депрессии, были получены посредством самоотчета.
Центр шкалы депрессии по шкале Эпидемиологических исследований (CES-D) представляет собой анкету для самоотчета, разработанную для измерения депрессивных симптомов и выявления людей с риском депрессивного расстройства [16]. В представленном исследовании использовалась турецкая версия CES-D, разработанная Спайкером и коллегами [18]. CES-D содержит 20 элементов, на которые можно ответить по шкале Ликерта с четырьмя точками, с категориями ответов, начиная от «редко или ни разу» (0 баллов) до «большинства или всех времен» (3 балла) которые суммируются до общего балла, где более высокий балл указывает на более серьезные депрессивные симптомы. Показатель отсечки ≥ 16 обычно считается индикатором клинических значимых депрессивных симптомов.
Более ранние исследования дали четырехфакторную структуру [16], которая была воспроизведена в различных исследованиях 24. Однако исследования в более конкретных группах населения или с различным этническим происхождением нашли непоследовательные результаты. Например, Spijker et al. [18] сообщили о пятифакторной структуре для голландских пожилых людей, четырехфакторной структуре для турецких пожилых людей и трехфакторной структуре для марокканских пожилых людей, проживающих в Нидерландах, а Fountoulakis et al. [25] сообщили о трехфакторной структуре для греческого образца. Кроме того, Татар и Салтукоглу [26] провели обширный анализ в огромной выборке из 1143 турецких студентов и здоровых взрослых, поддерживая первоначальную четырехфакторную структуру, но также сообщали о проблемах, связанных с измерением соматических жалоб и особенно с пунктом 7. Учитывая эти результаты , мы ожидали найти четырехфакторную структуру в нашем наборе данных.
Всемирная организация здравоохранения — пять показателей благосостояния (WHO-5, [27]) — это краткая мера самоотчета, которая может быть использована для оценки общего эмоционального благополучия в течение последних двух недель. Он состоит из пяти положительно сформулированных пунктов, на которые можно ответить по шеститочечной шкале Ликерта, начиная от «нет» (0) и «постоянно присутствовать» (5). Эти оценки необходимо суммировать, чтобы получить общий индекс благосостояния в диапазоне от 0 (наихудший результат) до 25 (лучший результат). Суммарная оценка ≤ 13 была введена как отсечка, указывающая на депрессию [28]. ВОЗ [29] также предложила другой способ обработки суммы. Они предложили умножить суммарную сумму на 4, давая возможные общие баллы между 0 и 100 (лучший результат), которые можно было бы рассматривать как проценты, а процентные оценки ниже 28 указывают на депрессию. ВОЗ-5, по-видимому, применима к пациентам с диабетом [28,30] и является одним из наиболее чувствительных (93%) мер для выявления депрессии по сравнению с другими краткими мерами самоотчета [31]. Однако специфика была относительно низкой (64%), что указывает на то, что процент ложноположительных результатов довольно высок. Поскольку ВОЗ-5 оценивает положительно сконструированную конструкцию как благосостояние, мы подозреваем отрицательные ассоциации с результатом CES-D.
Проблемные области в шкале диабета (PAID) — это измерение самоотчета, состоящее из 20 элементов, которое может использоваться для оценки эмоционального расстройства, связанного с диабетом, например, заботы о осложнениях или проблемах с питанием [17,32,33]. Предметы оцениваются по шеститочечной шкале Ликерта, начиная от «не проблема» (1) до «серьезной проблемы» (6). Сырые оценки трансформируются в шкалу от 0 до 100, где более высокие баллы указывают на более эмоциональные проблемы, связанные с диабетом. Если проблемы, связанные с диабетом, совпадают с депрессивными симптомами, их ассоциация, следовательно, считается положительной.
Описательные анализы проводились для проверки характеристик образцов и результатов трех измерений самоотчета. Пояснительные факторные анализы были запланированы (с использованием наклонного вращения) для изучения основной факторной структуры CES-D. Критерий Scree и собственный критерий> 1 были использованы для принятия решения о целесообразности количества полученных факторов. Использовалось наклонное (вместо варимакса) вращение, основанное на предположении, что детекция тестового измерения будет иметь коррелированные факторы. Однако для обеспечения сопоставимости с предыдущими исследованиями валидации был также проведен объяснительный факторный анализ с использованием ортогонального поворота варимакса. Надежность была проверена, проверяя внутреннюю консистенцию (альфа-альфа Кронбаха) от общего балла и подшкалов, обозначенных факторным анализом. Корреляции между CES-D и другими показателями самоотчета были рассчитаны с использованием корреляции Пирсона для проверки его сходящейся действительности.
Источник
Центр эпидемиологических исследований Шкала депрессии — Center for Epidemiologic Studies Depression Scale
Центр эпидемиологических исследований по шкале депрессии | |
---|---|
Цель | измерить депрессивные симптомы |
Центр Эпидемиологических исследований Шкалы депрессии ( CES-D ) представляет собой опросник краткого самоотчета разработан в 1977 годом Laurie Радлова для измерения депрессивных симптомов тяжести в общей популяции. CES-D состоит из 20 вопросов, в которых задаются вопросы о различных симптомах депрессии, возникших за последнюю неделю, и большинство вопросов посвящено аффективному компоненту депрессии. Первоначально предназначенный для использования в общих обследованиях населения, сейчас CES-D служит инструментом скрининга в клиниках первичной медико-санитарной помощи и в исследованиях.
Ревизия, CESD-R, была произведена в 2004 году.
Содержание
Центр эпидемиологических исследований Детская шкала депрессии
Центр Эпидемиологические исследования депрессии Шкала для детей ( CES-DC ) представляет собой модифицированную версию Центра эпидемиологических исследований Шкале депрессии. Этот показатель позволяет оценить как симптомы депрессии, так и улучшение симптомов у широкого круга детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет. CES-DC был впервые разработан для измерения заболеваемости и распространенности депрессии среди детей и подростков в рамках крупномасштабных эпидемиологических исследований. Несколько исследований показали, что CES-DC является надежным и достоверным средством измерения депрессивных симптомов у детей.
Разбивка вопросов и оценка
CES-DC — это список из 20 пунктов самоотчета о депрессивных симптомах, на заполнение которых уходит около 5 минут. В каждом пункте спрашивается, как часто симптом появлялся за последнюю неделю. Вариантам ответа присваиваются балльные значения, которые суммируются для определения общей оценки меры. Варианты ответов для каждого элемента и соответствующие им значения баллов следующие:
- 0 баллов: «Вовсе нет»
- 1 балл: «Немного»
- 2 балла: «Некоторые»
- 3 балла: «Много»
Пункты 4, 8, 12 и 16 сформулированы таким образом, чтобы отражать положительный аффект и поведение, и поэтому оцениваются в обратном порядке следующим образом:
- 0 баллов: «Много»
- 1 балл: «Некоторые»
- 2 балла: «Немного»
- 3 балла: «Вовсе нет»
Интерпретация
Баллы по шкале CES-DC варьируются от 0 до 60, при этом более высокие баллы предполагают большее присутствие депрессивных симптомов. Оценка 15 или выше интерпретируется как указание на риск депрессии. Однако скрининг на депрессию — сложный процесс, и после получения 15 или более баллов по шкале CES-DC следует провести дополнительную оценку.
Ограничения
Исследование, оценивающее CES-DC, показало, что оценки не обязательно соответствуют диагнозу DSM , и, хотя это хороший психометрический инструмент для подростков, надежность и валидность в применении к детям невысоки.
Источник
Шкалы и опросники
В целях ранней диагностики расстройств депрессивного спектра широко используются специальные шкалы, позволяющие не только выявить, но и оценить выраженность депрессии, а также контролировать процесс ее лечения (Вялова М. М., Жумаева О.В., 2000).
Наиболее часто специалистами используются: шкала Гамильтона для оценки тревоги и шкала Гамильтона для оценки депрессии (Hamilton M., 1959; Бевз И., 1999) и шкала Монтгомерти-Асберг (Montgomerty S., Asberg M., 1979; Бевз И.А., 1999), опросник Бека (Beck A.T. c cоавт., 1961), шкала Раскина, опросник депрессивной симптоматики (IDS), шкала депрессии НИИ неврологии им. В.М. Бехтерева (Кудряшов А.Ф., 1992), госпитальная шкала тревоги и депрессии Зигмонда (Zigmond A., Snaith R., 1983; Wade D., 1992), Нью-Кастловская шкала оценки эндогенной и реактивной депрессии (NEDRS) (Carney M., Garside R.,1965).
Для оценки коморбидной депрессии тревоги применяются шкалы самооценки тревоги Цунга (Zung W., 1965), шкала тревоги Спилбергера (Spielberger C., с соавт., 1970), шкала для оценки тревоги Кови (Covi L., с соавт., 1979), личностная шкала проявлений тревоги Тейлора (Teilor J., 1953).
Шкала Гамильтона для оценки депрессии
1. Депрессивное настроение (подавленность, безнадежность, беспомощность, сниженная самооценка)
1 — выражение указанного чувства только при прямом расспросе
2 — высказывается в жалобах спонтанно
3 — определяется невербальным выражением а посредством наблюдения: мимика , поза, голос, плаксивость
4 — выражаются только эти чувства, как в спонтанных высказываниях, так и при невербальном выражении
2. Чувство вины
1 — самоуничижение (человек полагает, что подвел других)
2 — идеи собственной виновности или мучительные размышления о собственных прошлых ошибках или грехах
3 — настоящее заболевание расценивается как наказание; бредовые идеи виновности
4 — вербальные галлюцинации обвиняющего и осуждающего содержания и \ или зрительные галлюцинации угрожающего содержания
3. Суицидальные намерения
1 — чувство, что жить не стоит
2 — желание смерти или мысли о возможности собственной смерти
3 — суицидальные высказывания или жесты
4 — суицидальные попытки
4. Ранние нарушения сна
0 — отсутствие затруднений при засыпании
1 — жалобы на эпизодические затруднения при засыпании (дольше, чем 0,5 часа)
2 — жалобы на невозможность заснуть каждую ночь
5. Средние нарушения сна
1 — жалобы на беспокойный сон в течение всей ночи
2 — многократные пробуждения в течение ночи — любой подъем с постели оценивается как «2» (исключая физиологические потребности)
6. Поздние нарушения сна
1 — раннее пробуждение утром с последующим повторным засыпанием
2 — окончательное раннее пробуждение
7. Работоспособность и активность
0 — отсутствие трудностей
1 — мысли и ощущение недееспособности, чувство усталости и слабости, связанное с деятельностью: работа или хобби
2 — утрата интереса к деятельности: работе или хобби — выраженная непосредственно в жалобах или опосредованно через апатию и нерешительность (чувство потребности в дополнительном усилии приступить к работе или проявить активность)
3 — уменьшение реального времени проявления активности или снижение продуктивности. В условиях стационара оценка «3» выставляется, если активность пациента проявляется в течение не менее трех часов в день (работа в стационаре или хобби)
4 — отказ от работы вследствие настоящего заболевания; в стационаре оценка «4» выставляется, если пациент вообще не проявляет активности или даже не справляется с рутинной бытовой деятельностью без посторонней помощи
8. Заторможенность (замедленность мышления и речи, нарушение способности концентрировать внимание, снижение моторной активности)
0 — нормальная речь и мышление
1 — легкая заторможенность в беседе
2 — заметная заторможенность в беседе
3 — выражение затруднения при проведении опроса
4 — постоянное перебирание руками, попытка кусать ногти и губы, выдергивание волос
9. Ажитация (тревожное возбуждение)
2 — беспокойные движения руками, теребление волос и пр.
3 — подвижность, неусидчивость
4 — постоянное перебирание руками, выдергивание волос и пр.
10. Психическая тревога
1 — субъективное напряжение и раздражительность
2 — беспокойство по незначительным поводам
3 — тревога, выражающаяся в выражении лица и речи
4 — страх, выражаемый и без расспроса
11. Соматическая тревога
4 — крайне сильная
Физиологические проявления тревоги: гастроинтестинальные — сухость во рту, метеоризм, диспепсия, диарея, спазмы, отрыжка; сердечно-сосудистые — сердцебиение, головные боли; дыхательные — гипервентиляция, одышка; учащенное мочеиспускание; повышенное потоотделение
12. Гастроинтестинальные соматические симптомы
1 — утрата аппетита, но с приемом пищи без сильного принуждения; чувство тяжести в животе
2 — прием пищи только с упорным принуждение; потребность в слабительных средствах или препаратах для купирования гастроинтестинальных симптомов
13. Общие соматические симптомы
1 — тяжесть в конечностях, спине или голове; боли в спине, голове, мышечные боли; чувство утраты энергии или упадка сил
2 — любые резко выраженные симптомы
14. Генитальные симптомы
0 — отсутствие симптомов
1 — слабо выраженные — утрата либидо
2 — слабо выраженные — менструальные нарушения
15. Ипохондрия
1 — поглощенность собой (телесно)
2 — чрезмерная озабоченность здоровьем
3 — частые жалобы, просьбы о помощи и пр.
4 — ипохондрический бред
16. Потеря в весе (оценивается либо пункт А, либо Б)
А. По данным анамнеза:
0 — отсутствие потери веса
1 — вероятная потеря в весе в связи с настоящим заболеванием
2 — явная (со слов пациента) потеря в весе
3 — не поддающаяся оценке
Б. Если изменения в весе имеют место еженедельно и регистрируются в настоящее время:
0 — потеря веса менее 2 кг. в неделю
1 — более 2 кг. в неделю
2 — более 4 кг. в неделю
3 — не поддающаяся оценке
17. Критичность отношения к болезни
0 — осознание, что болен депрессией или каким-либо заболеванием
1 — осознание болезненности состояния, но отнесение этого за счет плохой пищи, климата, переутомления на работе, вирусной инфекции, потребности в отдыхе и пр.
2 — полное отсутствие сознания болезни
Критерии тяжести депрессии по шкале Гамильтона
— легкая депрессия: 14-17 баллов
— умеренная депрессия: 18-25 баллов
— тяжелая депрессия: более 25 баллов.
Для диагностики расстройств депрессивного спектра, оценки их выраженности и фармакологических исследований, посвященных терапии депрессии наиболее часто используется шкала Гамильтона.
Шкала Гамильтона также использовалась для исследования депрессий коморбидных с другими психическими заболеваниями. Так в частности, S. Moritz с соавт. (2004) проводили c помощью шкалы Гамильтона оценку уровня депрессии среди пациентов с обсессивно-компульсивными расстройствами. В литературе встречаются попытки прогнозирования течения заболеваний при помощи шкалы Гамильтона.
Продемонстрирована успешность применение шкалы Гамильтона не только в психиатрии, но и в других областях медицины.
K. Wisner с соавт. (2004) описано использование шкалы Гамильтона в акушерской практике для изучения риска возникновения депрессии среди женщин, имеющих в анамнезе депрессивный эпизод, в течение года после рождения у них ребенка.
K. Evans с соавт. (2004) использовали данную шкалу для изучения корреляции между уровнем депрессии среди выборки первично здоровых людей и заболеваемостью депрессией среди населения. Результаты исследования показали наличие положительной корреляции между показателями шкалы Гамильтона и заболеваемостью депрессией в целом.
Brown E., с соавт. (2004) проводилась оценка депрессии с помощью шкалы Гамильтона и, в частности, способности кортикостероидной терапии вызывать расстройства депрессивного спектра.
D. Adson с соавт. (2004) использовали шкалу Гамильтона для оценки эффекта селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. R. Lydiard et.al. (1999) с помощью данной шкалы проводили оценку эффективности лечения большой депрессии сертралином. M Fux с соавт. (2004) изучали эффективность эйкозапентановой кислоты для коррекции аффективных нарушений при обсессивно-компульсивный расстройствах. Исследование влияния приема венлафаксина для лечения депрессии и профилактики ее рецидива показало наличие корреляции между показателями по шкале Гамильтона и риском его возникновения (Simon J., et.al. 2004).
M Bauer с соавт. (2004) оценивали эффективность метода самоконтроля пациента за собственным аффективным статусом. Обнаружена высокая корреляция (-0,683) результатов самоконтроля и показателей по шкале Гамильтона.
В Турции шкала Гамильтона использовалась для измерения уровня аффективных нарушений среди больных алкоголизмом (Mirsal H., Kalyoncu A., Pektas O., 2004).
Итальянские ученые описывают использование шкалы Гамильтона в качестве золотого стандарта для оценки эффективности распознавания депрессии с помощью других шкал в общемедицинской практике (Balestrieri M., 2004). G Chapagain с соавт. (2003) оценивали с помощью шкалы Гамильтона уровень депрессии среди больных инфарктом миокарда. По результатам исследования, симптомов оказались связанными с соматическим состоянием, психологическими нарушениями.
Fortner M., Brown K., Varia I. (1999) описано использование шкалы Гамильтона для оценки качества жизни среди пожилых пациентов, страдающих депрессией.
Шкала Монтгомери-Асберг (Montgomery S., Asberg M., 1979) отличается особой чувствительностью к эффекту терапии депрессии и в этом отношении по мнению ряда авторов превосходит шкалу Гамильтона.
Шкала депрессии Монтгомери-Асберг
1. Видимая печаль
Видимое отчаяние, мрачность и безнадежность, отраженные в речи, выражении лица и позе. Оценивается по глубине и неспособности к «прояснению» (улучшению)
2 — Выглядит удрученным, но «проясняется без труда»
4 — Проявляет печаль большую часть времени
6 — Выглядит жалким (печальным) все время, крайне отчаян
2. Описываемая печаль
Жалобы на подавленность (угнетенное настроение), невзирая на то, проявляется оно внешне или нет. Включает подавленность (уныние), отчаяние или чувство беспомощности и безнадежности. Оценивается в зависимости от интенсивности (глубины), длительности и степени влияния внешних событий на настроение
0 — Редко возникающая печаль в соответствии с обстоятельствами
2 — Печальный или подавленный, но «проясняется» без труда
4 — Всепроникающие чувства печали и мрачности, настроение остается подверженным внешним обстоятельствам
6 — Продолжительная и неменяющаяся печаль, страдание или отчаяние
3. Внутренне напряжение
Жалобы на чувство (ощущение) неопределенного беспокойства, раздражительность, внутренняя суматоха, умственное (психическое) напряжение, усиливающееся до паники, страха (ужаса) или муки. Оценивается в зависимости от интенсивности (глубины), частоты и степени требуемого успокаивающего уверения.
0 — Спокойный, лишь быстро преходящее внутреннее напряжение
2 — Редкое ощущение раздражительности или неопределенного беспокойства
4 — Продолжительное ощущение внутреннего напряжения или перемежающейся паники, с которой пациент справляется с некоторым трудом
6 — Неослабевающий страх (ужас) или мука, непреодолимая паника
4. Уменьшенный сон
Жалобы на уменьшение продолжительности или глубины сна в сравнении с нормальным собственным опытом пациента, когда он здоров
0 — Спит как обычно
2 — Легкая трудность засыпания или слегка укороченный, поверхностный или прерывистый сон
4 — Сон укорочен или нарушен, по крайней мере, на 2 часа
6 — Менее чем 2 или 3 часа сна.
5. Сниженный аппетит
Жалобы на потерю аппетита в сравнении со здоровым. Оценивается с учетом степени утраты «желанности» пищи или необходимости заставлять себя принимать пищу.
0 — Нормальный или повышенный аппетит
2 — Слегка сниженный аппетит
4 — Нет аппетита, пища безвкусна
6 — Требует убеждения для приема пищи
6. Трудности сосредоточения
Жалобы на трудности собраться с мыслями, увеличивающиеся до неспособности (отсутствия) концентрации (сосредоточения). Оценивается с учетом интенсивности (глубины), частоты и степени этой неспособности.
0 — Никаких трудностей в сосредоточении
2 — Редко возникающие трудности собраться с мыслями
4 — Трудности в сосредоточении и удержании мысли, которые снижают способность читать или поддерживать беседу
6 — Почти полная неспособность читать или беседовать, либо достижение этого с огромным усилием
7. Усталость (утомляемость)
Жалобы на трудности начинания или медленное начало и проведение повседневной деятельности
0 — Практически полное отсутствие трудностей в начинании, никакой медлительности
2 — Трудность в начинании деятельности
4 — Трудности в начинании простой рутинной деятельности, которые преодолеваются с усилием
6 — Полная усталость, неспособность делать что-либо без помощи
8. Неспособность чувствовать
Субъективные переживания сниженного интереса к окружающему или деятельности, которая в норме приносит удовольствие. Способность адекватно эмоционально реагировать на обстоятельства или людей снижена
0 — Обычный интерес к окружающим и другим людям
2 — Сниженная способность испытывать обычные интересы
4 — Утрата интереса к окружающему, потеря чувств к друзьям и знакомым
6 — Переживание эмоционального паралича, неспособности чувствовать гнев, горе или удовольствие, утрата чувства к близким, родственника и друзьям
9. Пессимистические мысли
Высказывание мыслей о виновности, более низком положении (малоценности, неполноценности), самоупреках, греховности, раскаянии (угрызениях совести) и гибели.
0 — Никаких пессимистических мыслей
2 — Колеблющиеся (нестойкие) мысли о неудаче (несостоятельности), самоупрек или самообесценивание
4 — Упорное (стойкое) самообвинение или четкие (определенные) мысли о виновности или грехе, усиление пессимистичности в отношении будущего
6 — Бред разорения, неискупимого греха. Самообвинения, которые абсурдны и непоколебимы.
10. Суицидальные мысли
Представления, что жизнь ничего не стоит, что естественная смерть была бы желанной; суицидальные мысли и приготовления к суициду.
0 — Получение удовольствия от жизни или принятие ее такой, какая она есть
2 — «Уставший (утомленный) от жизни», только скоротечные (мимолетные) мысли о смерти
4 — Вероятное «улучшение» от прихода смерти, суицидальные мысли обычны, суицид представляется как возможное решение, но без определенных планов или намерений
6 — Определенные планы суицида, когда представится возможность. Активные приготовления к суициду
Опросник депрессии Бека
У меня нет плохого настроения
Я испытываю подавленность или тоску
Я постоянно испытываю подавленность или тоску и не могу от них избавиться
Я настолько несчастен, а настроение такое плохое, что это доставляет мне мучения
Я настолько несчастен, а настроение такое плохое, что я не могу это вынести
Я не испытываю особого пессимизма или растерянности по поводу будущего
Я испытываю растерянность по поводу будущего
Я чувствую, что у меня впереди ничего нет
Я чувствую, что никогда не смогу преодолеть свои трудности
Я чувствую, что будущее безнадежно и, что уже ничего нельзя исправить
Я не испытываю ничего похожего на несостоятельность
Я считаю, что у меня больше неудач, чем у обычного человека
Я чувствую, что слишком мало сделал чего-либо стоящего или заслуживающего внимания
Оглядываясь на свою жизнь, я вижу лишь череду неудач
Я чувствую, что полностью несостоятелен как личность (отец, мать, муж, жена)
Я вполне удовлетворен собой
Я скучаю большую часть времени
Я не получаю такого удовлетворения, как раньше
Я вообще не получаю удовлетворения
Любое событие вызывает во мне недовольство
Я не чувствую за собой никакой вины
Я кажусь себе плохим, недостойным значительную часть дня
Я испытываю чувство вины
Я кажусь себе плохим, недостойным практически все время
Мне постоянно кажется, что я очень плохой и никчемный человек
Мне неоткуда ждать наказания
Я чувствую, что со мной может что-то случиться
Я чувствую, что меня наказывают или что вот-вот буду наказан
Я чувствую, что заслуживаю наказания
Я хочу, чтобы меня наказали
Я в себе не разочарован
Я разочарован в себе
Я себе не нравлюсь
Я испытываю отвращение к самому себе
Я самого себя ненавижу
Я не считаю, что я чем-то хуже других
Я слишком критично воспринимаю свои слабости и ошибки
Я виню себя за то, что все идет не так
Я знаю за собой очень много серьезнейших недостатков
Я виню себя за все плохое, что случилось
У меня нет даже мысли нанести себе вред
У меня возникают мысли о самоубийстве, но я не буду этого делать
Мне было бы лучше умереть
У меня есть план, как покончить с собой
Я чувствую, что моей семье было бы легче, если бы я умер
Я бы убил себя сам, если бы смог
Я плачу не чаще обычного
Сейчас я плачу чаще, чем обычно
Я все время плачу и не могу остановиться
Раньше я мог заплакать, но теперь этого не получается, даже когда я хочу
Сейчас я не более раздражен, чем обычно
Я раздражаюсь и досадую больше, чем обычно
Я все время испытываю раздражительность
Меня уже не раздражают вещи, которые должны были бы раздражать
Я не утратил интереса к людям
Я теперь меньше интересуюсь людьми
Я утратил почти весь интерес к людям и они не вызывают у меня каких-либо чувств
Я утратил интерес к людям, их существование меня не заботит
Я столь же нерешителен, как и раньше
Я не так, как раньше, уверен в себе и стараюсь отложить принятие решения на потом
Я не решаюсь на что-либо без посторонней помощи
Я вообще больше не могу принимать решения
Я выгляжу не хуже, чем раньше
Я обеспокоен тем, что выгляжу постаревшим и непривлекательным
Я замечаю в своей внешности устойчивые изменения, которые делают меня непривлекательным
Я чувствую, что моя внешность стала безобразной и отталкивающей
Я могу работать так же хорошо, как и раньше
Мне требуются дополнительные усилия, чтобы начать что-либо делать
Я не работаю так же хорошо, как раньше
Мне нужно приложить значительные усилия, чтобы заставить себя что-нибудь делать
Я совсем не могу работать
Я сплю, как обычно
Утром я просыпаюсь непривычно усталым
Я просыпаюсь на часа раньше обычного, и мне тяжело засыпать
Я просыпаюсь раньше обычного и сплю не более 5 часов
Я утомляюсь не больше обычного
Я утомляюсь быстрее, чем раньше
Я утомляюсь от любого дела
Я утомлен настолько, что не могу ничего делать
Мой аппетит не хуже, чем раньше
Мой аппетит не так хорош, как раньше
Мой аппетит сильно ухудшился
У меня вообще больше нет аппетита
Если я потерял в весе за последнее время, то немного
Я потерял больше 2 кг. веса
Я потерял больше 4 кг. веса
Я потерял больше 6 кг. веса
Я думаю о своем здоровье не чаще, чем обычно
Я обеспокоен из-за болей или других ощущений в теле, из-за расстройства желудка, запоров
Я настолько сконцентрирован на том, что и как я чувствую, что думать о чем-то другом мне трудно
Я полностью погружен в свои ощущения
Я не заметил никаких изменений в моей половой жизни
Моя половая активность меньше, чем раньше
Моя половая активность значительно снизилась
Я утратил половую активность
Опросник Бека, традиционно используемый для диагностики депрессий различной степени выраженности является популярным опросником самоотчета (Sahin N. с соавт. 2003). Он был создан на основе клинических наблюдений и описаний симптомов, встречающихся у больных депрессией, обратившихся за помощью в специализированное психиатрическое учреждение. В настоящее время он является наиболее часто используемым вариантом отчета пациента о своем состоянии, поскольку он может быть заполнен в течение 5 минут, а его интерпретация и подсчет баллов являются чрезвычайно простыми.
По мнению отечественных исследователей, шкала Бека позволяет не только выявить наличие депрессивных симптомов, но и определить степень их выраженности (Тарабрина Н.В., 2001).
Согласно опроснику Бека интервалы для лиц с отсутствием депрессии — (
Источник