Шестое чувство краткое содержание гумилев

Анализ стихотворения Николая Гумилева «Шестое чувство»

Гумилев является одним из значимых поэтов Серебряного века. В своем творчестве он поднимал темы любви, искусства, смерти. Анализ стихотворения «Шестое чувство» позволяет увидеть скрытую идею произведения и узнать использованные средства выразительности. В работе Николай Степанович пытался понять суть восприятия прекрасного.

История создания

«Шестое чувство» Гумилев написал в 1920 году. Через два года его арестуют и расстреляют. Он словно чувствовал такой конец и выражал свои опасения через стихи. В новой работе он не обращается к теме мистики, пророчеств. Поэт только размышляет о том, что такое шестое чувство и в чем его особенности.

Стихотворение было опубликовано в сборнике «Огненный столп», который был издан при жизни поэта. Гумилев придерживался позиции фундаментализма, поэтому он написал, что все люди стремятся только к материальным благам. Минимальный набор для мужчины:

Гумилев также рассказывает о важности духовных ценностей, но не дает главного ответа: как ими распоряжаться. Работа про шестое чувство является одной из самых необычных в творчестве поэта. В ней он признает, что для восприятия прекрасного у человека есть особый орган.

Краткое содержание

В первой строфе поэт описывает земные материальные ценности. Среди них — вкусное вино, которое согревает, хлеб и влюбленность в женщину. Что делать с этими вещами, знает каждый. Напиток и еда нужны для насыщения и наслаждения, а женщина дарит телесное удовольствие.

Во второй строфе лирический герой рассказывает о духовных ценностях. Это красота материального мира, тишина, покой, предметы искусства. Дальше герой объясняет, что все это нельзя съесть, выпить или поцеловать, т. е. совершить физическое действие. Человек может предпринимать попытки применить духовные ценности, но они будут безуспешными.

Герой вспоминает, как мальчики, еще не ведая ничего о любви, могут следить за девичьим купаньем. У них появляется таинственное желание, которое приносит им удовольствие. Это происходит неосознанно.

В пятой строфе герой описывает некое мифическое существо, которое обречено только ползать по миру, но оно будет ощущать несуществующие крылья. При этом существо понимает, что не в его силах сделать себя летающей тварью.

В заключительной строфе герой понимает, что уже который век человек преобразуется под влиянием природы. Он пытается породить орган, который позволил бы лучше воспринимать духовные ценности. Процесс формирования очень мучителен и выматывает владельца. Конца же этому процессу еще не видно.

Художественные приемы

Жанр стихотворения — элегия, так как поэт рассказывает о личных переживаниях, делится размышлениями. Его работа является воплощением философской лирики и напоминает античные диалоги Платона о природе прекрасного. Автор применил необычный прием и ввел пиррихии — двухсложные безударные стопы, которые позволили придать тексту разговорную форму.

Условно композицию стихотворения можно разделить на три части:

  1. Зачин — лирический герой рассказывает о том, что материальные ценности легко определить;
  2. Основная идея — в то же время есть вещи, которые нельзя познать пятью органами чувств;
  3. Вывод — поэт описывает существо, которое может только ползать, но в то же время оно чувствует крылья. А также ощущается орган, который должен отвечать за восприятие прекрасного.

Главная идея работы Гумилева заключается в том, что у человека есть чувство, помогающее ощущать красоту мира. Человек не всегда понимает его работу, но нельзя отрицать его существование.

Гумилев использовал следующие средства выразительности:

  1. Олицетворения — у поэта вино стало влюбленным, а хлеб добрым.
  2. Метафоры — Николай Степанович показывает дух кричащим, плоть изнемогающей, а мгновение убегающим.
  3. Антитезы позволяют подчеркнуть несовершенства человеческого наслаждения.

Некоторые литературоведы считают, что Гумилев предвидел свою трагическую кончину. Он был уверен, что не проживет долго, и это предчувствие отравляло ему жизнь. В стихотворении поэт делится своими переживаниями: он так и не смог понять, что нужно делать с нематериальными ценностями. Это для него становится мучением, и человек должен сформировать себе орган, который поможет воспринимать их.

Полезные материалы по теме:

Источник

Николай Гумилев — Шестое чувство: Стих

Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.

Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилева

Николай Гумилев — великий русский поэт Серебряного века, который начал писать стихи еще с ранних лет. Достигнув совершеннолетия, поэту удалось издать свою первую книгу стихотворений.

Талантливый поэт обладал уникальным даром предвидения. В одном из своих произведений ему удалось очень точно описать свою смерть и убийцу. Николай не знал конкретного дня, но чувствовал, что это произойдет в скором времени.

Своему дару Гумилев и посвятил знаменитое стихотворение «Шестое чувство». Поэт написал его в 1920 году. Произведение не содержит каких-нибудь таинственных пророчеств. В нем автор пытается для себя понять, что такое шестое чувство.

В произведении поэт рассматривает разные стороны жизни человека, при этом подчеркивает, что прежде всего люди стремятся обзавестись материальными благами, которые можно потратить на другие радости жизни.

Намного сложнее обстоит дело с духовными ценностями, ведь с ними ничего нельзя сделать. В своем стихотворении Гумилев приходит к мысли, что уметь наслаждаться прекрасным и довольствоваться им — это великое умение, способствующее развитию пяти главных чувств. Но также это наделяет даром предвидения.

Гумилев сравнивает свой дар с крыльями ангела, так как уверен, что у него божественное происхождение. Чем чище и светлее у человека душа, тем ему проще разглядеть то, что скрывает судьба. Также поэт отмечает, что этот дар может появиться и у человека, у которого нет высоких моральных качеств.

Автор считает, что процесс обретения дара занимает много времени, к тому же он болезненный. В произведении процесс сравнивается с операцией, благодаря которой человек начинает видеть будущее. Но для автора этот дар весьма обременительный, из-за него страдает душа и тело.

Согласно воспоминаниям близких и знакомых, поэт очень сильно страдал от дара предвидения. Зная о событиях, которые произойдут, Николай не мог на них повлиять. К тому же известно о его трагической любви к Анне Ахматовой. Возлюбленную поэт считал порождением темных сил. Свою жену он называл колдуньей. Из-за этого пытался покончить жизнь самоубийством, чтобы это все прекратилось. Поэт знал, что не сможет жить без любимой женщины, но в то же время он был уверен в том, что если она станет его супругой, то его жизнь будет ужасной.

Гумилев знал и желал своей смерти, так как был уверен, что долго не проживет. Именно шестое чувство подсказало ему это. Его расстреляли из-за любви через год, после написания стихотворения.

Источник

Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилёва

Обладавший, как и многие талантливые поэты, даром предвидения, Николай Гумилёв посвятил этой способности стихотворение, которое назвал «Шестое чувство».

Сочинение и анализ «Шестое чувство» по плану покажет ученикам 11 класса, какие мысли поэт вложил в произведение и какие средства помогли ему реализовать художественный замысел. На уроке литературы этот разбор может быть использован в качестве основного или дополнительного материала.

Текст стихотворения «Шестое чувство»

Николай Гумилёв

Шестое чувство

Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится,

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,

Следит порой за девичьим купаньем

И, ничего не зная о любви,

Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком — скоро ли, Господь? —

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

Краткий анализ произведения

Николай Гумилев — великий русский поэт Серебряного века, который начал писать стихи еще с ранних лет. Достигнув совершеннолетия, поэту удалось издать свою первую книгу стихотворений.

  • История создания – написано стихотворение в 1920 году, а впервые напечатано уже в следующем, 1921‑м. Оно вошло в сборник “Огненный столп”.
  • Тема стихотворения – особенное чувство, которое необходимо просто человеку, а также художнику (автору, творцу) для постижения мира и выражения его красоты.
  • Композиция – это шестистрофное стихотворение по смыслу разделяется на три части, которые связаны общей идеей.
  • Жанр – философская элегия.
  • Стихотворный размер – пятистопный ямб; рифмовка перекрёстная..
  • Эпитеты – “влюблённое вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса”, “неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.
  • Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “кричит дух, изнемогает плоть”, “мгновение бежит неудержимо”.
  • Сравнение – “как мальчик, следит”.

Писатель уподобляет уникальное дарование ангельским крыльям. Николай Степанович приходит к мысли, что ведет свое происхождение от богов. Дар предвидения зависит от чистоты души: светлая душа дает человеку возможность видеть то, что скрыто завесой судьбы.

Анализ стихотворения «Шестое чувство»

Н.С. Гумилёв в стихотворении «Шестое чувство», по-моему мнению, хотел указать на онтологическую невозможность восприятия человеком всей полноты окружающего мира. В произведении используются перекрестная рифма; мужская чередуется с женской.

Для более четкого понимания разберем его по строфам.

И добрый хлеб, что в печь для нас садится»

Здесь автор рисует образы насущных, но оттого не менее привлекательных, продуктов, подчеркивая их расположенность, предназначенность человеку через олицетворение – «Влюбленное вино», «Добрый хлеб что в печь для нас садится».

Этот прием, как мне кажется, используется для усиления антитезы между понятными для нас, а оттого и благосклонными, вещами и совершенно неясными, о которых речь пойдет во второй строфе.

Сперва измучившись, нам насладиться.»

Здесь Гумилёв ставит доступную нам женщину в один ряд с вином и хлебом. Принципиально важно, на мой взгляд, что чтобы насладиться женщиной, изначально следует ей «Измучиться».

В этом и заключается отличие наслаждения ею от наслаждения вином или хлебом, так как последние изначально создавались людьми для человека, а женщина создавалась людьми, но не для человека, потому изначально представляется нам загадочной и неясной.

Однако, расположив её к себе, измучавшись, человек перестает воспринимать всю её загадочность и недоступность, а полученное наслаждение вполне обоснованно сравнивает с наслаждением от хлеба или вина.

Это, как я считаю, одна из самых интересных мыслей стихотворения.

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?»

Здесь прослеживается явная антитеза между ясными аспектами окружающего мира: хлебом, вином, доступной женщиной и таинственными: зарей, небесами и стихами. Сущность таких явлений для человека непонятна, он, как и автор, будто обращается к небу, говоря

«Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять,

Здесь Гумилёв подходит к главной теме: человеку нечем воспринимать вещи, суть которых ему неясна. Наблюдая за розовой зарей, человек не может уловить всей полноты данного мгновения. А оно просто проходит, оставляя его наедине с осознанием своей ничтожности.

Следит порой за девичьим купаньем

И, ничего не зная о любви,

Все ж мучится таинственным желаньем;»

Здесь Гумилёв очень точно сравнивает представления человека о неясных ему явлениях с представлениями маленького мальчика любви. Он, конечно, может попытаться вообразить себе, что это такое, но представления его будут глупы и наивны.

Ревела от сознания бессилья,

Тварь скользкая, почуя на плечах,

Здесь автор второй раз подряд подбирает точное сравнение: в своем бессилии перед прекрасным человек подобен гусенице. Он лелеет надежду на осмысление высоких материй, словно гусеница надежду на появление у нее крыльев.

Из этого же образа мы понимаем, что Гумилёв считает вопросом времени способность осмысления природы прекрасного, ровно, как и вопрос времени превращение гусеницы в бабочку.

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.»

Кульминация стихотворения подтверждает изложенную мной в комментариях к прошлой строфе мысль и открывает перед нами еще одну важную деталь.

Природа прекрасного есть Бог, который наблюдает за человеком, как лечащий врач за больным, и ведёт диалог по средствам природы и искусства. Человек же постоянно движется к осознанию божественного – « Рождая орган для шестого чувства ».

Подробный анализ стихотворения

История создания

Стихотворение “Шестое чувство” написано Гумилёвым в 1920 году, за год до его расстрела большевиками. Но в нём нет никакой мистики и пророчеств, оно содержит размышления о том, что же такое это особенное, шестое, чувство, которым необходимо обладать человеку, и какова его природа.

Напечатано произведение в последнем прижизненном сборнике Гумилёва “Огненный столп” (1921).

Тема

Как и всякого творческого человека, Николая Степановича всегда волновала тема восприятия прекрасного. В этом стихотворении он высказывает мысль о том, что у человека развита некая способность, которая помогает ему видеть, осознавать красоту мира. И хотя люди не всегда понимают его природу, отрицать существование такого чувства глупо и бессмысленно.

Композиция

Трёхчастная композиция этого стихотворения отличается классической структурой: зачин, основная идея и вывод. В первой части (первая строфа) поэт говорит о том, что человеку легко оценить простые и понятные вещи – добрый хлеб, хорошее вино, красоту женщины.

Вторая часть раскрывает смысл стихотворения: автор рассуждает о том, что есть вещи, которые невозможно познать при помощи привычных пяти чувств. Это прелесть мира, быстротечность времени. Он сравнивает ощущения от них с чувствами ребёнка, который смотрит на купающихся обнажённых девушек и испытывает желание, не понимая его природы.

Гумилёв рисует метафорический образ рождённого ползать доисторического существа, которое чувствует прорастание пока несуществующих крыльев. Это начало длительного процесса одухотворения.

И в последней части – это завершающая строфа – говорится о том, что человек подобен такой твари: он в муках рождает орган, который поможет ему не только пользоваться простыми, бытовыми предметами, а воспринимать и создавать прекрасное. Таков основной смысл концовки.

Жанр

Поэт создал отточенный образец философской лирики, основанный на античных диалогах Платона о природе прекрасного. По жанру это элегия. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Использованные автором пиррихии облачают сложную по своей природе мысль в относительно простую, приближенную к разговорной форму.

Средства выразительности

Следуя заветам акмеизма, чтобы точнее передать основную мысль, Гумилёв наполнил стихотворение тропами, которые метафорически соотносят сложные философские понятия с простыми предметами и вещами.

  • Эпитеты – “влюблённое вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса”, “неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.
  • Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “кричит дух, изнемогает плоть”, “мгновение бежит неудержимо”.
  • Сравнение – “как мальчик, следит”.

Сочинение о стихотворении Шестое чувство

Талантливый поэт обладал уникальным даром предвидения. В одном из своих произведений ему удалось очень точно описать свою смерть и убийцу. Николай не знал конкретного дня, но чувствовал, что это произойдет в скором времени.

Своему дару Гумилев и посвятил знаменитое стихотворение «Шестое чувство». Поэт написал его в 1920 году. Произведение не содержит каких-нибудь таинственных пророчеств. В нем автор пытается для себя понять, что такое шестое чувство.

В произведении поэт рассматривает разные стороны жизни человека, при этом подчеркивает, что прежде всего люди стремятся обзавестись материальными благами, которые можно потратить на другие радости жизни.

Намного сложнее обстоит дело с духовными ценностями, ведь с ними ничего нельзя сделать. В своем стихотворении Гумилев приходит к мысли, что уметь наслаждаться прекрасным и довольствоваться им — это великое умение, способствующее развитию пяти главных чувств. Но также это наделяет даром предвидения.

Гумилев сравнивает свой дар с крыльями ангела, так как уверен, что у него божественное происхождение. Чем чище и светлее у человека душа, тем ему проще разглядеть то, что скрывает судьба. Также поэт отмечает, что этот дар может появиться и у человека, у которого нет высоких моральных качеств.

Автор считает, что процесс обретения дара занимает много времени, к тому же он болезненный. В произведении процесс сравнивается с операцией, благодаря которой человек начинает видеть будущее. Но для автора этот дар весьма обременительный, из-за него страдает душа и тело.

Согласно воспоминаниям близких и знакомых, поэт очень сильно страдал от дара предвидения. Зная о событиях, которые произойдут, Николай не мог на них повлиять. К тому же известно о его трагической любви к Анне Ахматовой.

Возлюбленную поэт считал порождением темных сил. Свою жену он называл колдуньей. Из-за этого пытался покончить жизнь самоубийством, чтобы это все прекратилось. Поэт знал, что не сможет жить без любимой женщины, но в то же время он был уверен в том, что если она станет его супругой, то его жизнь будет ужасной.

Гумилев знал и желал своей смерти, так как был уверен, что долго не проживет. Именно шестое чувство подсказало ему это. Его расстреляли из-за любви через год, после написания стихотворения.

Гумилев – настоящий творческий человек. Творчество толкало поэта задумываться над вопросами восприятия красоты. Николай Степанович задавался вопросом о природе прекрасного. Поэт приходит к выводу, что люди обладают специальным чувством, воспринимающим красоту.

И это тоже шестое чувство. Проблема состоит в том, что человек не всегда способен осознать сущность этого дара. Неспособность людей воспринимать шестое чувство делает его глупым и бессмысленным.

Источник

Оцените статью