Шепот робкое дыханье фет анализ настроение

Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» (А.А. Фет)

Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», которое написал Афанасий Афанасьевич Фет, помогает узнать историю создания произведения, а так же изучить некоторые его особенности. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому изучение материала станет намного быстрее и проще.

История создания

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» было написано в 1850 году. К этому времени у Афанасия Афанасьевича уже был свой собственный стиль. Он мастерски изобретал новые формы, чтобы правильно подать свои лирические произведения. Данное стихотворение вошло в сборник «Вечера и ночи».

К этому времени автор уже сумел зарекомендовать себя как поэта и печатался в журнале «Современник». Он продуктивно обрастает новыми знакомыми, которые были весьма полезны. Среди его круга общения можно выделить таких великих людей, как Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь. Все они восхищались трудами талантливого поэта.

Афанасий Афанасьевич пришел в этот мир в то время, когда его родители были ещё официально не женаты. Подобное было совершенно неприемлемо для церкви. У родного отца Фета была фамилия Шеншин, но Афанасию Афанасьевичу было решено дать фамилию первого мужа матери. Проходя обучение в Москве в университете, поэт решает вернуть себе дворянский титул, поэтому отправляется на службу. Когда ему удалось доказать свое происхождение и вернуть дворянский титул, он продолжил творить под фамилией Фет.

Жанр, размер

Автор не использовал в своем творчестве обличающие темы. Анализируемое стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» — это лирика, начало которого переполнено чувствами и эмоциями. Что касается направления, то Фет творил в так называемом «чистом искусстве». Отличительными чертами данного направления является отсутствие действа, когда форма превосходит над содержанием, а так же имеют эстетические принципы.

Поэт умело описывает всю красоту природы, а так же их гармоничное существование с человеком. Именно в ночное время суток раскрывается большинство известных истин, которые до этого находились будто бы в тайне.

Если же рассмотреть размер, который использует автор для написания стихотворения, то здесь двустопный хорей чередуется с четырехстопным. Благодаря данному чередованию поэт задает определенный ритм стихотворению.

Композиция

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» делится на три строфы, каждая из которых состоит из четырех строк. Все эти три строфы образуют одно предложение.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья

Интересным фактом является то, что автор совершенно не использует при написании глаголы. Благодаря этому создается некая плавность, что позволяет читателю раствориться в потоке приятных слов и отвлечься от действия, которое в стихотворении попросту отсутствует.

Образы и символы

Все произведение «Шепот, робкое дыханье…» Афанасий Афанасьевич Фет строит на образности. Он умело изображает природу и человека. Вроде бы используются достаточно известные образы, но Фету удается показать читателю то, что трели соловья лучше и красивее всего звучат при полной тишине, когда вокруг присутствует только «робкое дыханье». Ручей окрашивается в серебристый цвет. Поэт показывает, насколько ручей чистый и прозрачный. Едва слышное журчание воды наполняет мир умиротворением и спокойствием. Бег ручья неспешный, плавный, как будто он до сих пор находится в легкой дреме и до конца не проснулся.

Всю природу Афанасий Фет изображает еще спящей, не до конца проснувшейся. Поэт рисует картину еще ночной природы, которая только вот-вот собирается очнуться от ночного сна. Читатель может наблюдать самое начало зари. Он сравнивает то природное состояние, которое так похоже на человеческое.

Лица, на которые падают тени, происходящие от небольшого ночного свечения, рассказывают историю двух влюбленных, которые не могут расстаться с самого вечера. Благодаря таким конкретным образам поэт создает общую картину любовной встречи. Данную встречу, он наполняет страстью и любовью.

Фет так же использует определенные цвета, чтобы дополнить картину любви. В стихотворении присутствуют такие цвета, как: красный, пурпурный. Вся окружающая природа находится в полной гармонии с влюбленными. Мелкие детали, описанные автором, лишь дополняют общую картину.

Читайте также:  Виды стресса методы профилактики стресса

Темы, проблемы

Главной темой произведения является тема природы, поскольку она проходит через все произведение. Даже с учетом того, что в стихотворении отсутствует какое-либо действие, благодаря природе читатель понимает, как ведут и чувствуют себя влюбленные.

Во время накала страстей, начинается заря. Во время робкого перешептывания влюбленной пары, ручей внимательно слушает их речь, а тучки укрывают их от посторонних глаз. Фету удается изобразить людей с природой единым целым. Это и является основной темой стихотворения – гармония человека с окружающим миром.

Так же присутствует тема любви. Молодые люди находят свое уединение именно на лоне природы. Здесь нет посторонних и никто не в силах помешать их свиданию. Читатель очень хорошо понимает и чувствует чувства и переживания влюбленных.

Средства художественной выразительности

Главной особенностью анализируемого стихотворения «Шепот, робкое дыханье» является то, что в нем полностью отсутствуют глаголы. Здесь так же полностью отсутствуют действия. Но тем ни менее читатель отлично чувствует и понимает, что именно происходит между влюбленными людьми.

Второй особенностью стихотворения является то, что оно состоит всего лишь из одного предложения. Хотя оно и состоит из трех строф, но одна мысль проходит через все произведение и соединяет его.

Здесь автор использует большое количество эпитетов, что помогает ему намного лучше нарисовать природу, а так же описать окружающую обстановку. Так же здесь присутствуют метафоры, которые тесно переплетаются с олицетворениями.

Фет использует прием аллитерации. Благодаря этому картина становится полной, наполняется звуками и красками.

Основная мысль

Основной мыслью стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» является гармония человека и природы. Фет умело передает ту незримую связь, которая существует между ними. Лишь окунувшись в природу и став с ней единым целым, читатель способен достичь абсолютной гармонии. Вот и своим героям Афанасий Афанасьевич дает возможность слиться с природой, наслаждаясь её красотой, свежестью, жить с ней одной общей жизнью. В этом поэт и видит настоящее, истинное счастье.

Таким образом, поэт так же показывает огромную мощь любви, погрузившись в которую, человек забывает обо всем и не замечает ничего вокруг. Природа помогает им в этом, создавая картину полного уединения. Есть только они вдвоем, остальных они попросту не замечают. Природа продолжает жить своей жизнью, помогая человеку почувствовать себя действительно счастливым.

Источник

Анализ стихотворения Шепот, робкое дыханье

Анализ стихотворения А.А.Фета -«Шепот, робкое дыханье…»

Краткая справка о личности и биографии автора
История создания стихотворения Анализ стихотворения и основная мысль
Особенности стиха: поэтика и тропы
Особенности ритмики, рифмовки, размера
Заключение

Поэзия классиков русской литературы всегда служила возможностью заглянуть в самые потаённые уголки собственной души. Почему-то забывалось или отодвигалось на второй план то, что поэт, будучи живым человеком, нередко выражал в стихотворениях собственные переживания, тревоги, а, возможно, хотел попытаться запечатлеть мимолётный период счастья.

Именно в контексте этого немаловажного и интересного аспекта будет проанализировано одно из самых уникальных стихотворений русской литературы под названием «Шепот, робкое дыханье…», написанное Афанасием Афанасьевичем Фетом.

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря.

Краткая справка о личности и биографии автора

Судьбу Фета можно назвать поистине непростой и даже трагичной. Будущий известный поэт, лирик, переводчик, автор мемуаров, родился в России, хотя мог появиться на свет в Германии – мать, Шарлотта-Елизавета Беккер, сбежала от мужа с исторической родины на 7-ом месяце беременности. В результате она обвенчалась с дворянином Шеншиным; мальчик получил и его фамилию, и дворянский титул. Однако впоследствии выяснилось, что Афанасий не имеет никаких юридических связей ни с имением Шеншина, ни с его привилегиями, и, не приходясь ему биологическим сыном, не может претендовать ни на то, ни на другое.

Читайте также:  Сколько может держаться давление после стресса

В результате Афанасий, теперь уже носящий фамилию, присвоенную ему при рождении – Фет, – оказался лишён и российского подданства, и положения, и наследства. Идеей «фикс» стало для него возвращение утраченного титула, однако он смог осуществить задуманное лишь в 1873 году – тогда Фету было уже 53 года!

Учёба давалась Фету легко: он окончил частную немецкую школу в Эстонии, г. Верро, а затем поступил в университет, где выпустил свой первых сборник стихотворений, который назывался «Лирический пантеон».

С 1845 по 1858 год Фет посвятил себя военной службе. С 1845 по 1858 год Фет посвятил себя военной службе, так как считал, что она – обязательное условие для возвращения дворянского титула. В результате к 1853 году Фет был направлен в гвардейский полк, находящийся вблизи Петербурга, тогдашней столицы. Это дало Афанасию Афанасьевичу возможность познакомиться с такими известными личностями, как Тургенев, Гончаров, Некрасов, а также редакторами передового журнала «Современник».

За время воинской карьеры Фету пришлось вкусить плод трагической, неудачной, но сильной любви, память о которой он сохранил до конца своих дней и пронёс через всё творчество. Поэт захотел взять в жёны образованную девушку по имени Мария Лазич, которая происходила из бедной, но хорошей семьи. Однако что тогда мог дать ей Фет? Он был беден – это и послужило препятствием для обручения. А через некоторое время девушка погибла в пожаре при крайне странных обстоятельствах; некоторые поговаривали о самоубийстве. Её последние слова были обращены к Фету. Для поэта смерть любимой женщины стала настоящей трагедией.

Впоследствии, в возрасте 37 лет, А.А. Фет взял в супруги Марию Боткину. У них никогда не было детей, но их семейную жизнь можно назвать по-настоящему счастливой: супруги жили душа в душу, имея достаток и вес в обществе.

История создания стихотворения

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», негласно признанное одним из самых романтичных произведений всей русской поэзии, было создано автором в 1850 году во время бурной любви к уже упомянутой Марии Лазич. Оно относится к раннему периоду творчества поэта и знаменует собой начало настоящего новаторства в литературе.

Дело в том, что Фет, являющийся представителем «чистой» поэзии, никогда не поднимал в своих произведениях социально-политических или общественно важных вопросов. Единственным, что он признавал и ради чего готов был творить, была красота, искусство, любовь. На алтарь воспевания прекрасного он готов был положить всё, что угодно; главным для него неизменно оставалось стремление отразить мельчайшие оттенки человеческих чувств и эмоций.

Здесь, в этом стихотворении, поэт специально отказался от использования глаголов, так как игра с формой для максимального раскрепощения и раскрытия содержания – это то, что вообще было свойственно Фету. Действие, которое, казалось бы, должно быть двигателем сюжета, Афанасием Афанасиевичем отвергается, забывается. Вместе с тем, это не помешало ему создать гимн природы и любви, который потомки помнят и знают наизусть и сегодня. По сути, синтаксическая конструкция стихотворения представляет собой одно сложносочиненное предложение, которое, в свою очередь, состоит только из назывных предложений. Создавал ли нечто подобное кто-либо из предшественников Фета? Нет, не создавал.

Анализ стихотворения и основная мысль

«Шепот, робкое дыханье…» – стихотворение, состоящее всего из 12 строчек, в которых автору, тем не менее, удалось передать целый мир, и даже не один.

Разделённые на 3 четверостишия, каждые строфы представляет собой определённую сторону переживания лирического героя: в первой читатель и главный герой, не упоминаемый, но негласно присутствующий (от его лица мы и видим все окружающее), слышит лишь звуки («шепот», «дыханье», «трели», «колыханье); во второй к ним примешиваются визуальные образы («тени», изменения «милого лица»); наконец, в третьей, кульминационной строфе, происходит приближение окончания свидания, вместе с которым до предела нарастают и чувственные настроения героя и его возлюбленной («лобзания», «слёзы»).

В этом стихотворении автор соединил мир «летучих настроений» человека с миром природы, причём то, какой из них превалирует, так и остаётся невыясненным – одно сливается, гармонично переплетается с другим, то выступая на передний план, то отступая назад. Игра строится на параллелизме: от ночного пейзажа Фет стремительно, но тонко переходит к изображению самых важнейших положений и моментов в отношениях между двумя любящими сердцами.

Читайте также:  Сколько дней не чувствуешь запах при гриппе

Перед читателем, несмотря на отсутствие глагольных форм, стремительно проносится целая ночь: тени и «свет ночной» сменяются на занимающийся рассвет. В результате стихотворение оставляет радостное, светлое чувство, придающее бодрости и свежести, словно роса, появляющаяся на травинках во время раннего утра.

Заключительные восклицания «И заря, заря. » знаменуют собой торжество великого чувства, соединяющегося с вечностью. Заря будет приходить на землю каждое утро, и каждое утро влюбленные будут встречать её со слезами на глазах, то ли от счастья совместного времяпрепровождения, то ли из-за горечи скорого расставания, которое приносит с собой начало нового дня. Очевидно одно – пока будет существовать природа и благоволящая им ночь, чувство их не утихнет, и никто не сможет их разлучить.

Особенности стиха: поэтика и тропы

В данном стихотворении Афанасий Афанасьевич активно обратился к звукописи и цветописи. Первую можно пронаблюдать в словосочетаниях «трели соловья», «колыханье сонного ручья», «шепот», «робкое дыханье»; вторую в строках «в дымных тучках», «пурпур розы», «отблеск янтаря», «свет ночной», «тени без конца». Именно сменяющие друг друга, словно переливающиеся звуки и нежные цвета определяют динамизм стихотворения, показывают движение и изменение всего окружающего пространства, разворачивают перед читателем настоящую градацию чувств героя, делают произведение колоритным, ярким и запоминающимся.

Использует автор и метафоризацию, олицетворения, а также эпитеты («сонный», «милое», «робкое», «волшебные») и повторы («свет ночной, ночные тени, тени без конца»). Последний приём помогает уравновесить происходящие за время стихотворения изменения окружающего мира: несмотря на то, что все состояния активно перетекают одно в другое, эти трансформации как бы одновременно статичны, они бесконечны и распахиваются во вселенскую вечность. Это особенно существенный момент для создания образа лирического героя, которому важно, чтобы никогда не прекращалось время ночного свидания, а также всегда жило чувство глубокой любви.

Последние дублирующиеся слова («И заря, заря. ») представляют собой интересную синтаксическую конструкцию. Так, знак восклицания, очевидно, служит для придания максимального подъёма и торжественности, долженствующего завершить воспевание природы и любви между мужчиной и женщиной. Однако восклицание также дополняется многоточием, которое как бы указывает – ничего ещё не окончено, и история эта, конечно, продолжится. Сам же повтор слов знаменует собой и зарю любви, то есть самую чистую, светлую, радостную и безудержную стадию отношений, и зарю утра – прекрасное время дня, когда всё живое просыпается, сбрасывая с себя оковы сна. Соединяющая оба мира (душевный и природный) идея пробуждения и возрождения, таким образом, видна невооруженным глазом.

Особенности ритмики, рифмовки, размера

Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» написано 4-стопным хореем в 1-3 строках и 3-стопным хореем в 2-4 строках. Перекрестная рифма в 1 и 3 строках – женская (ударение падает на предпоследние слоги в рифмующихся словах), во 2-4 – мужская (ударение падает на последние слоги).

Большое количество глухих согласных приводит к замедлению речи, её тягучести, напевности, плавности. Подобный эффект достигается также и тем, что автор не использует точек или завершающих знаков препинания в конце двух первых строф, в результате чего они и последнее, третье, четверостишие, читаются как бы на одном дыхании, продолжая друг друга и выстраивая один общий, длинный и цельный ассоциативный ряд.

Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье», созданное А.А. Фетом, не случайно было задействовано для создания многочисленных музыкальных произведений такими композиторами, как Н.А. Римский-Корсаков (в 1897 году), М.А. Балакирев (в 1904 году), Н.К. Метнер (в 1912 году). В 2005 году музыку к нему написал Александр Матюхин, вместе с этим исполнивший и романс. Подобное не удивительно, ведь это стихотворение Афанасия Афанасьевича действительно вдохновляет, пробуждает желание творить, жить и любить!

Источник

Оцените статью