Схема мимических кодов эмоциональных состояний (по В.А.Лабунской)
Схема мимических кодов эмоциональных состояний (по В.А.Лабунской). Части и элементы лица. Части и элементы лица. Эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние. Гнев. Презрение. Презрение. Презрение. Страдание. Страх. Удивление. Удивление. Радость. 18. Положение рта. Губы. Формат глаз. Яркость глаз. Положение бровей. Уголки бровей. Лоб. Подвижность лица и его частей. Рот открыт. Рот закрыт. Рот закрыт. Рот закрыт. Рот закрыт. Рот открыт. Рот открыт. Рот открыт. Рот обычно закрыт. Уголки губ опущены. Уголки губ опущены. Уголки губ опущены. Уголки губ опущены. Уголки губ опущены. Уголки губ приподняты. Уголки губ приподняты. Уголки губ приподняты. Уголки губ приподняты. Глаза раскрыты или прищурены. Глаза раскрыты или прищурены. Глаза раскрыты или прищурены. Глаза прищурены. Глаза прищурены. Глаза широко раскрыты. Глаза широко раскрыты. Глаза широко раскрыты. Глаза прищурены или раскрыты. Глаза блестят. Глаза блестят. Глаза блестят. Глаза тусклые. Глаза тусклые. Блеск глаз не выражен. Блеск глаз не выражен. Блеск глаз не выражен. Глаза блестят. Брови сдвинуты к переносице. Брови сдвинуты к переносице. Брови сдвинуты к переносице. Брови сдвинуты к переносице. Брови сдвинуты к переносице. Брови подняты вверх. Брови подняты вверх. Брови подняты вверх. Брови подняты вверх. Внешние уголки бровей подняты вверх. Внешние уголки бровей подняты вверх. Внешние уголки бровей подняты вверх. Внешние уголки бровей подняты вверх. Внешние уголки бровей подняты вверх. Внутренние уголки бровей подняты вверх. Внутренние уголки бровей подняты вверх. Внутренние уголки бровей подняты вверх. Внутренние уголки бровей подняты вверх. Вертикальные складки на лбу и переносице. Вертикальные складки на лбу и переносице. Вертикальные складки на лбу и переносице. Вертикальные складки на лбу и переносице. Вертикальные складки на лбу и переносице. Горизонтальные складки на лбу. Горизонтальные складки на лбу. Горизонтальные складки на лбу. Горизонтальные складки на лбу. Лицо динамичное. Лицо динамичное. Лицо застывшее. Лицо застывшее. Лицо застывшее. Лицо застывшее. Лицо застывшее. Лицо динамичное. Лицо динамичное.
Слайд 18 из презентации «Общение как инструмент этики деловых отношений»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Общение как инструмент этики деловых отношений.ppt» можно в zip-архиве размером 521 КБ.
Похожие презентации
«Имидж и этикет делового человека» — Сумочки и портфели. Имидж. Пиджаки и костюмы. Ботинки. Гардероб деловой женщины. Деловой этикет в профессиональной этике. Одежда. Путь. Деловой гардероб мужчины. Рубашки. Рекомендации. Обувь. Имидж делового человека. Костюмы и юбки. Мужчины. Галстуки.
«Деловой разговор по телефону» — В конце разговора поблагодарите собеседника за беседу и полученную информацию. Вот теперь можно звонить! Поэтому держите баланс. Во время разговора человек не должен долго молчать. Так же возникает впечатление Вашей несерьезности. В начале каждого разговора необходимо представиться. Смените тон. Паузы очень даже уместны.
«Принципы этики делового общения» — Правила окончания телефонного разговора. Культура поведения. Этикет и культура поведения делового человека. Этикет. Учебный материал. Правила этикета. Ключевые понятия. Этика делового общения. Принципы делового этикета. Правила общения по телефону. Внешний вид. Бизнес. Деловое письмо.
«Профессиональная этика» — Принижение Демпинг Дискриминационные меры. В принципе намёк понятен, но лучше бы детализировать. Не следует давать рекламу, не называя имени своей фирмы. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста. Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности.
«Внешний вид делового человека» — Обувь делового мужчины. Платье в деловых переговорах. Причёска деловой женщины. Костюм с юбкой. Костюм. Блузки. Выбор цвета костюма. Обувь деловой женщины. Внешний вид делового человека. Dress-code. Аксессуары. Макияж деловой женщины. 10 правил хорошо одетого делового человека. Впечатление о человеке.
«Деловая этика» — Имидж специалиста. Невербальный. Сбережение материальных ресурсов. Внешний вид. «Мы живем среди людей. 3. Профессиональная компетенция. Манера поведения. Этикетная атрибутика. Профессиональная этика и деловой этикет. Имидж. Служебный дресс-код для мужчин. Нормативно-правовая база. Вербальный. 1. Никогда не надевайте одновременно костюм и спортивную обувь.
Источник
Мимические коды эмоциональных состояний
Части и Элементы Лица | Эмоциональные состояния | |||
Гнев | Презрение Страдание | Страх Удивление | Радость | |
Положение рта | Рот открыт | Рот закрыт | Рот открыт | Рот обычно закрыт |
Губы | Уголки губ опущены | Уголки губ приподняты | ||
Форма глаз | Глаза раскрыты или сужены | Глаза сужены | Глаза широко раскрыты | Глаза прищурены или раскрыты |
Яркость глаз | Глаза блестят | Глаза тусклые | Блеск глаз не выражен | Глаза блестят |
Положение бровей | Брови сдвинуты к переносице | Брови подняты вверх | ||
Уголки бровей | Внешние уголки бровей подняты вверх | Внутренние уголки бровей подняты вверх | ||
Лоб | Вертикальные складки на лбу и переносице | Горизонтальные складки на лбу | ||
Подвижность лица и его частей | Лицо динамичное | Лицо застывшее | Лицо динамичное |
Схема мимических кодов эмоциональных состояний, разработанная В. А. Лабунской. [35]
3.2.1 Особенности использования невербальной знаковой системы в процессе деловой коммуникации.Практичные люди давно используют научные наблюдения для решения насущных вопросов в сфере делового общения. Память взрослого человека хранит эталоны несколько раз увиденного и позволяет нам распознавать то, что уже знакомо. Мы храним и звуковые типы — инварианты. (Так, мы можем отличать звук телефонного звонка от звонка в дверь). Лидеры мирового бизнеса прекрасно владеют невербальными компонентами общения, а в программах факультетов бизнеса и менеджмента крупнейших университетов мира вы обязательно увидите соответствующие курсы.
Интерпретация компонентов невербальной коммуникации не всегда бывает однозначной, поэтому позы, жесты и взгляды в процессе делового общения должны быть естественными, а от некоторых привычек, возможно, стоит отказаться.
По мнению одних американских ученых, важны первые 4 минуты общения, другие считают, что достаточно 120 секунд, за которые опытный человек может получить очень важную информацию о партнере. Чаще всего впечатление о коммуниканте складывается именно в эти первые минуты общения. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности.
Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт.
Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом было показано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону (“в пространство”), когда мысль полностью готова — на собеседника.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. Если человек возбужден или заинтересован чем-то или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.
Техника взгляда, усвоенная в детстве, остается у человека неизменной на протяжении его жизни, даже если он попадает в другую национальную среду.
Некоторые службы, опираясь на это положение, осуществляют розыск людей.
У арабов взгляд в общении играет функциональное значение, а у японцев, китайцев, пакистанцев, индусов, скандинавов смотреть в глаза считается признаком вызывающего и даже оскорбительного поведения.
Женщины, независимо от культуры, используют прямой взгляд намного чаще мужчин; что объясняется социальной ролью женщины как воспитательницы, которой это средство необходимо как контактоустанавливающее. Большое количество прямых взглядов использует в деловом общении тот, кто считает себя “выше” по статусу. Взгляд — это не только информация, но и большая психологическая нагрузка. По этикетным нормам в деловом общении прямых взглядов следует избегать, чтобы не создавать напряженную атмосферу, осложняющую процесс коммуникации.
Улыбка — наиболее универсальное средство невербального общения. Она, как и все средства невербальной коммуникации, выражает множество чувственных оттенков (переживаний). Не забывайте пользоваться ей в самых важных ситуациях, связанных с этикетом общения: при приветствиях и прощании.
Мимика и жестикуляция тесно связаны с эмоциональным состоянием (даже опытный актер не может согласовать фальшивое слово с достоверным жестом и искренней мимикой). Животные и дети интуитивно воспринимают рассогласование слов и голоса, позы, жеста, мимики и не доверяют неискренним людям. Часть людей, умеющих управлять своим лицом, выдают руки (т.к. они забывают о свих руках).
Большое влияние на коммуникацию оказывает расстояние, на котором происходит общение. Необходимо развивать чувство дистанции — своеобразный “этикетный глазомер”.
Для американской культуры характерны 4 вида дистанций: интимная, личная, социальная и публичная. Непосредственный контакт считается близкой фазой интимной дистанции, а 15 см.- 45 см. — это далекая фаза интимной зоны.
Социальный статус и место проживания могут оказывать влияние на эти показатели. Многие из характеристик американской интимной дистанции соответствуют русской социальной дистанции.
Близкая фаза личной дистанции — 45 см.-75 см., далекая фаза — 75 см.- 120 см. Обратная связь, в результате которой устанавливается соответствующая дистанция, определяется рядом факторов. Для интимной и личной зон известную роль играют кинестетические факторы, а также ощущение тепла и запаха. Однако главным каналом обратной связи здесь является зрение. Интимная дистанция — это видение мелких деталей лица, личная — ясное видение верхней или нижней половины лица, различение отдельных черт облика человека (глаза, нос, брови). В близкой фазе социальной дистанции (120 см. — 210 см.) «делаются дела» и лицо собеседника воспринимается как единое целое. Расстояние, на котором вы можете посмотреть на человека «со стороны», увидеть все его тело, различить движение губ, называется далекой фазой социальной дистанции и составляет 210-360 см. [36]
Публичная дистанция позволяет «схватывать» взглядом несколько человек, но определить точно трудно, что является главным ориентиром. Возможно, субъект ориентируется на определенные детали, которые он различает, на поле ясного видения или на поле периферического зрения.
Более важным знаком, чем само расстояние, являются его изменения: движения в сторону партнера и от него. Перемещаясь в сторону партнера, мы уменьшаем силу голоса, меняем интонацию и тембр. Это позволяет изменить отношения коммуникантов от формальных к более близким. Занять более отчужденную позицию возможно движением от партнера. Поза становится более напряженной, слова произносятся громче и отчетливее, тембр голоса становится менее выразительным. Этикет не допускает резких колебаний громкости и высоты голоса в процессе делового общения.
На процесс общения влияют также преграды, стоящие между коммуникантами (стойка, прилавок, стол), увеличивая значение расстояния.
Этикет требует: “не показывать пальцем”, “не тянуть руку через стол”, “не трогать без разрешения”. Однако на практике без жеста бывает трудно понять слова: “тут”, ”это”, “там”, “та”, “оттуда”, “такой”. Коммуниканты пытаются заменить указательный палец мизинцем (он считается более деликатным) или всей кистью, специальным ( направленным) движением головы, а в особых (официальных) случаях — указкой. Мы видим, что слова языка (универсального средства общения) нуждаются в расшифровке с помощью жеста.
Жесты весьма информативны. Доктор Дэвид Льюис выделяет 4 типа жестов в зависимости от их предназначения:
¨ жесты-иллюстраторы используются для пояснения сказанного (указание направления).
¨ жесты-регуляторы (рукопожатие, кивок головой, означающий желание ускорить беседу.)
¨ жесты-адаптеры (проявляются в ситуациях стресса, волнения — теребить одежду, мочку уха, почесывать затылок).
Поза — этоположение человеческого тела, типичное для данной культуры. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.
Показано, что “закрытые” позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. “Открытые” же позы воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
В процессе делового взаимодействия выделяют три группы знаков несловесной связи:
Источник
Невербальные средства общения: кинесика
Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.
1. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В. А. Лабунской (табл. 1).
Таблица 1. Мимические коды эмоциональных состояний
Части и элементы лица | Эмоциональные состояния | |||||
Гнев | Презрение | Страдание | Страх | Удивление | Радость | |
Положение рта | Рот открыт | Рот закрыт | Рот открыт | Рот обычно закрыт | ||
Губы | Уголки губ опущены | Уголки губ приподняты | ||||
Форма глаз | Глаза раскрыты или сужены | Глаза сужены | Глаза широко раскрыты | Глаза прищурены или раскрыты | ||
Яркость глаз | Глаза блестят | Глаза тусклые | Блеск глаз не выражен | Глаза блестят | ||
Положение бровей | Брови сдвинуты к переносице | Брови подняты вверх | ||||
Уголки бровей | Внешние уголки бровей подняты вверх | Внутренние уголки бровей подняты вверх | ||||
Лоб | Вертикальные складки на лбу и переносице | Горизонтальные складки на лбу | ||||
Подвижность лица | Лицо динамичное | Лицо застывшее | Лицо динамичное |
В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST (введена Полом Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.
Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно регистрировать мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении.
Исследования психологов показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положения бровей и губ.
Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и страха.
Мимика — выразительные изменения лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах.
В профессиональной психотехнике мимика используется для:
- усиления речевого высказывания;
- воздействия на собеседника;
- установления психологического контакта;
- формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре;
- маскировки собственного психического состояния и отношения к происходящему;
- улучшения самочувствия.
Мимика динамична и, как правило, отражает:
- отношение говорящего к произносимым словам: их значимость для говорящего, веру в то, что он говорит, как сам понимает то, что говорит, как понимает слушающего и др.;
- психические состояния говорящего: радость, удовлетворение, внимательность, скуку, досаду, усталость, удивление, волнение, напряжение, гнев, растерянность и пр.;
- отношение к собеседнику: безразличие, уважение, сочувствие, доброжелательность, пренебрежение, разочарование и др.;
- отношение к самому себе и своим действиям: внимательность, волевую собранность, решимость, непреклонность, неуверенность в себе, растерянность, самодовольство, подготовку к какому-то действию и пр.;
- некоторые другие качества: интеллигентность, ум, малообразованность, глупость, самообладание, волю и др.
По мимике говорящего партнеры по общению, особенно в деловых контактах, обычно пытаются «читать лицо», понять не только текст, но и подтекст, угадать за словами скрытый, действительный их смысл.
Умение контролировать мимику, владеть ею для решения стоящей задачи — важное профессиональное умение. Следует вырабатывать у себя привычку уделять внимание своей мимике: продумывать, какой она должна быть, соответствует ли она ситуации, когда ее следует изменить и почему и пр. Многие люди не задумываются над тем, какое обычно у них выражение лица. Им стоит периодически смотреть в зеркало, чтобы уловить типичное выражение. Кто-то сможет понять, что его лицо преимущественно равнодушное, ленивое, хитрое, угрюмое, недоброжелательное или даже злое.
Целесообразно намеренно управлять своей мимикой, придавать то выражение лицу, которое отвечает желательному имиджу и восприятию человеком, с которым ведется разговор. Чаще всего оно должно светиться доброжелательностью, деловым настроем, уверенностью, самообладанием.
Управляя мимикой, постарайтесь использовать все мимические компоненты лица :
- выражение глаз;
- направление взгляда;
- особый рисунок носогубных складок;
- особый рисунок складок лба;
- общее положение головы (обычное, прямое, а не высокомерно поднятый подбородок или взгляд исподлобья);
- разрез глаз (изменение движением мышц век и к ним прилегающих, которые в первую очередь определяют выражение).
2. С мимикой очень тесно связаны взгляд , или визуальный контакт , составляющий очень важную часть общения(табл. 2). «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым» (Эмерсон).
Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия
Взгляд и сопутствующие движения | Трактовка | Необходимо |
Подъем головы и взгляд вверх | Подожди минуту, подумаю | Прервать контакт |
Движение головой и насупленные брови | Не понял, повтори | Усилить контакт |
Улыбка, возможно, легкий наклон головы | Понимаю, мне нечего добавить | Продолжить контакт |
Ритмичное кивание головой | Ясно, понял, что тебе нужно | Продолжить контакт |
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику | Хочу подчинить себе | Действовать по обстановке |
Взгляд в сторону | Пренебрежение | Уйти от контакта |
Взгляд в пол | Страх и желание уйти | Уйти от контакта |
Американские психологи Р. Экслайн и Л. Винтере установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса . Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается — больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.
Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение. Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% от всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 от времени общения, редко пользуется доверием.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то либо находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться («глаза-бусинки» или «змеиные глаза»). Таким образом, не только лицевая экспрессия несет информацию о человеке, но и его взгляд.
Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.
3. Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. В позе и движениях проявляется не только социальный статус человека, но и его психологическое состояние («идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых»).
Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику . Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению.Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.
4. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов — разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.
О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено.
Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты , среди которых можно выделить:
- коммуникативные : жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д.;
- модальные , т. е. выражающие оценку и отношение: жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.;
- описательные жесты , имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.
В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности , т. е. о совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.
- Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно («раскрытые руки» и «расстегивание пиджака»).
- Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас (потирание лба, висков, подбородка, стремление прикрыть лицо руками).
- Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу (руки, скрещенные на груди, сжимание пальцев в кулак).
- Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы («рука у щеки», «пощипывание переносицы»).
- Жесты сомнения и неуверенности — почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.
- Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу (опускание век, почесывание уха).
- Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими («закладывание рук за спину с захватом запястья», «закладывание рук за голову»).
- Жесты несогласия («собирание ворсинок с пиджака», опускание век).
- Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу (подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула).
Источник