- Презентация «Органы чувств» презентация к уроку по биологии (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Презентация на тему: Анализаторы и органы чувств
- ТВОИ ПОМОЩНИКИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ Презентацию подготовила и выполнила учитель первой категории Бекетова Елена Геннадьевна. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » ТВОИ ПОМОЩНИКИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ Презентацию подготовила и выполнила учитель первой категории Бекетова Елена Геннадьевна.» — Транскрипт:
Презентация «Органы чувств»
презентация к уроку по биологии (9 класс)
Презентация «Органы чувств»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organy_chuvstv_prirodovedeniya.pptx | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОРГАНЫ ЧУВСТВ Учитель биологии: Курчавая Галина Владимировна
Отгадай загадку Брат с братом рядом живут, а друг друга не видят. Есть у каждого лица Два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их детвора !
Глаза – орган зрения Зрение — это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
Берегите зрение! Читай и пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Не читай лёжа. Не смотри подолгу телевизор.
Не три руками глаза- можно занести соринку или опасные бактерии. Не стесняйся носить очки, если у тебя плохое зрение. Делай гимнастику для глаз.
Уши – орган слуха Слух — это способность воспринимать звуковые волны.
Уши надо беречь ! Регулярно мой уши. Не ковыряй в ушах острыми предметами. Не слушай громкую музыку, чаще отдыхай в тишине. Если уши заболели обратись к врачу.
Нос – орган обоняния Обоняние — это способность чувствовать запахи.
Как сохранить обоняние Надо закаляться, беречь организм от простуды. Не лазить в нос посторонними предметами. Не курить, так как обоняние у курящих ухудшается.
Отгадай загадку Всегда во рту, а не проглотишь? Если б не было его, не сказал бы ничего.
Язык – орган вкуса Язык помогает человеку различать вкус еды.
Как беречь органы вкуса Чистить зубы, язык и щёки два раза в день (утром и вечером). После приёма пищи прополоскать рот. Нельзя есть горячую пищу. Не брать в рот острые предметы.
Кожа – орган осязания Осязание — это способность человека чувствовать прикосновения .
Правила ухода за кожей Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом. Мыть руки после загрязнения. Носить свободную одежду и обувь. Закаляться. Стараться не ранить кожу, не допустить ожогов, обморожения. Чтобы кожа дышала, делай каждое утро зарядку.
«Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!
Вкус (язык) Осязание (кожа ) Обоняние (нос) Слух (ухо) Зрение (глаз) Органы чувств
Реши кроссворд 3 1 5 2 4 У Х О Г Л А З К О Ж А Н О С Я З Ы К Р Органы чувств
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушения аналитико-синтетической д.
Данный классный час является завершающим этапом работы по теме «Взаимоотношения полов» в 10 классе. Ему предшествовали следующие мероприятия: 1. Урок ОБЖ «Инфекционные заболевания, передающиеся полов.
Музыкально-ритмическая способность, то есть музыкальный ритм, ощущение его человеком – это основа музыкальности. Формирование чувства ритма у учащегося – одна из на.
Урок по обществознанию в 8 классе с использованием презентации.
презентация к уроку по учебнику Боголюбова Л.Н.,Ивановой Л.Ф.
конспект урока по зарубежной литературе в 8 классе » Они ушли во тьму, но не исчез их след».
Мною на материале словарей разработано пособие для учеников «Словарь чувств и настроений». Очень помогает дятям при написании различных сочинений.
Источник
Презентация на тему: Анализаторы и органы чувств
Анализаторы и органы чувств
В сложных органах чувств (зрения, слуха, вкуса) кроме рецепторов есть и вспомогательные структуры, которые обеспечивают лучшее восприятие раздражителя, а также выполняют защитную, опорную и другие функции. Органы чувств
Орган зрения Значение зрения. Через зрительный анализатор человек получает основное количество информации. Окружающие нас предметы и явления, наше собственное тело мы воспринимаем прежде всего с помощью зрения. Благодаря зрению мы обучаемся многим бытовым и трудовым навыкам, обучаемся выполнению определенных правил поведения. Значит, в познании внешнего мира для человека зрение играет первостепенную роль. Умение видеть прекрасное в окружающей природе, в произведениях скульптуры, архитектуры, живописи, в балете, в кино отличает воспитанного человека. Строение глаза. Глаза снабжены большим числом вспомогательных приспособлений для их защиты. Это брови, благодаря которым стекающий со лба пот не попадает в глаза. Веки и ресницы защищают глаза от пыли. Веки постоянно смыкаются и размыкаются (моргание), равномерно смачивая поверхность глаза слезной жидкостью. Слезы образуются в слезных железах, расположенных в наружной части глазницы над глазом, излишки слезной жидкости стекают в носовую полость через слезный проток. Секрет слезных желез действует не только как смазывающая, но и как дезинфицирующая жидкость. Глаз имеет форму шара и поэтому называется глазным яблоком. Такая форма позволяет ему двигаться в определенных пределах в полости костного углубления — глазнице. Движение глаза достигается сокращением шести глазных мышц. Они прикреплены одним концом к стенке глазницы, другим – к глазному яблоку.
Нарушение зрения Нарушения зрения. Одной из важных характеристик зрения является острота зрения. Острота зрения определяет предельную способность глаза различать мелкие детали в поле зрения. Острота зрения зависит от общей освещенности, контраста деталей изображения на определенном фоне и других причин. Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения — это близорукость и дальнозоркость. Наличие этих нарушений устанавливает врач при измерении остроты зрения с помощью специальных таблиц. Гигиена органа зрения. Сохранению зрения способствуют следующие факторы: 1) хорошее освещение рабочего места, 2) расположение источника света слева, 3) расстояние от глаза до рассматриваемого предмета должно быть около 30—35 см. Чтение лежа или в транспорте приводит к ухудшению зрения, так как из-за постоянно меняющегося расстояния между книгой и хрусталиком происходит ослабление эластичности хрусталика и ресничной мышцы. Глаза следует беречь от попадания в них пыли и других частиц, слишком яркого света. Дальнозоркость Дальнозоркость (гиперметропия) — это нарушение зрения, при котором изображение предмета формируется не на сетчатке, а за ней. Близорукость Близорукость — вид клинической рефракции, при которой преломляющая сила оптической системы глаза слишком велика и не соответствует длине его оси. На сетчатке получается изображение в кругах светорассеяния. Удаленные предметы кажутся расплывчатыми, смазанными, нерезкими, поэтому острота зрения ниже 1,0.
Орган слуха Значение слуха. Чувство слуха – одно из главных в жизни человека. Слух и речь вместе составляют важное средство общения между людьми, служат основой взаимоотношений людей в обществе. Потеря слуха может привести к нарушениям в поведении человека. Глухие дети не могут научиться полноценной речи. С помощью слуха человек улавливает звуки, сигнализирующие о том, что происходит во внешнем мире, звуки окружающей нас природы – шорохи леса, пение птиц, звуки моря, а также различные музыкальные произведения. С помощью слуха восприятие мира становится ярче и богаче. Ухо и его функция. Звук, или звуковая волна, — это чередующееся разрежение и сгущение воздуха, распространяющееся во все стороны от источника звука. А источником звука может быть любое колеблющееся тело. Звуковые колебания воспринимаются нашим органом слуха. В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Оно обеспечивает улавливание и проведение звуковой волны к барабанной перепонке. Среднее ухо расположено внутри височной кости и состоит из полости, где находятся слуховые косточки — молоточек, наковальня и стремечко, и слуховой трубы (евстахиевой трубы), соединяющей среднее ухо с носоглоткой. Молоточек соединен с барабанной перепонкой, стремечко — с перепонкой овального окошка слуховой улитки. Слуховые косточки, взаимодействуя как рычаги, передают колебания от барабанной перепонки к жидкости, заполняющей внутреннее ухо. Внутреннее ухо состоит из улитки, системы трех, полукружных каналов, образующих, костной лабиринт, в котором расположен перепончатый лабиринт, заполненный жидкостью. В спирально завитой улитке помещаются слуховые рецепторы — волосковые клетки.
Слуховой анализатор Схема передачи звуковых волн на слуховые рецепторы Слуховое восприятие. В головном мозге происходит различение силы, высоты и характера звука, его местоположения в пространстве. Мы слышим двумя ушами, и это имеет большое значение для определения направления звука. Если звуковые волны приходят одновременно в оба уха, то мы воспринимаем звук посередине (спереди и сзади). Если звуковые волны чуть раньше придут в одно ухо, чем в другое, то мы воспринимаем звук либо справа, либо слева.
Орган осязания Кожное чувство. Кожа – это важнейший приемник информации от окружающего нас мира. Кожа воспринимает прикосновение и давление, тепло и холод и, наконец, боль. Эти же ощущения воспринимает слизистая оболочка рта, носа, языка, глотки и даже внутренних органов. Но ощущение внутренних органов мы не может точно определить по месту (что и где болит), а ощущения на коже может определить с большой точностью. В коже много рецепторов боли, около 100 на 1 кв.см. Боль – это очень важный сигнал тревоги для организма, сигнал мобилизации на борьбу с опасностью. К болевым ощущениям человек привыкнуть не может. А вот к температурным воздействиям человек легко привыкает. Ощущение тепла возникает с помощью одних рецепторов, а холода – других рецепторов. Больше всего таких рецепторов расположено на лице и губах. Важнейшее кожное чувство – это осязание, ощущение прикосновения и давления. Оно создается благодаря специальным рецепторам. Их больше всего на подушечках пальцев, на губах и на кончике языка. Рецепторы представляют собой окончания нервов, завернутые в капсулу или оболочку. Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев руки, где кожные рецепторы расположены очень плотно. Сигналы от кожных рецепторов по чувствительным нервам направляются в спинной и головной мозг. В коре головного мозга происходит различение и узнавание ощупываемых предметов.
Орган обоняния Обоняние осуществляется с помощью рецепторов, которые находятся в слизистой оболочке носовой полости. Клетки этих рецепторов имеют постоянно колеблющиеся реснички. Каждая обонятельная клетка способна обнаружить вещество определенного состава. При взаимодействии с ним она посылает нервные импульсы в мозг. Человека постоянно окружает множество различных запахов, которые имеют большое значение в жизни. Они сигнализируют о предстоящих событиях: например, обнаружен запах бытового газа – значит, надо перекрыть газовые краны, ощущается запах несвежей пищи – надо отказаться от нее. В самой верхней части носовой полости расположен орган обоняния. Это скопление обонятельных рецепторов, имеющих булавовидную форму и снабженных ресничками. Именно эти реснички и принимают на себя молекулы пахучих веществ. Затем по нервным волокнам к мозгу направляются импульсы, сигнализирующие о запахе. Обонятельные рецепторы очень чувствительны – достаточно одной десятимиллионной доли грамма пахучего вещества, чтобы его воспринял человек. Самые чувствительные современные приборы не могут состязаться с обонянием человека. Пахучее вещество должно быть летучим, растворимым в воде или в жирах. Только при этих условиях наш орган обоняния может его ощутить и оценить.
Орган равновесия Чувство равновесия. В лабиринте внутреннего уха располагается орган равновесия — вестибулярный аппарат, который постоянно контролирует положение нашего тела в пространстве. С его помощью мы можем выполнять сложные движения. Постоянное поддержание равновесия необходимо для нормальной ходьбы, бега. Для выполнения многих трудовых навыков, для ориентации тела человека в пространстве. Для восприятия любых изменений положения тела существуют специальные вестибулярные рецепторы, которые находятся во внутреннем ухе. Вестибулярный аппарат состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных каналов. Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти плоскости соответствуют трем измерениям пространства; высоте, длине и ширине. Полукружные каналы заполнены студенистой жидкостью. Внутри каждого канала есть рецепторы – чувствительные волосковые клетки. При любом движении головы или туловища или при вращении жидкости смещается, давит на волоски и возбуждает рецепторы. Информация об изменении положения тела поступает в головной мозг.
Орган вкуса Вкус — ощущение сложное. Оно, как правило, возникает при восприятии пищи одновременно с запахом. Все вещества, которые растворяются в воде, обладают вкусом. Вкусовые рецепторы расположены на поверхности языка – на вкусовых сосочках. Разные участки языка по-разному ощущают вкус: кончик языка более всего чувствителен к сладкому, задняя часть языка – к горькому, боковые края – к кислому, передняя и боковые части языка – к соленому. По нервным волокнам сигналы поступают в определенные отделы головного мозга. При обычном восприятии пищи работают все вкусовые рецепторы языка. Из четырех простых вкусов: кислого, сладкого, горького и соленого – мозг создает сложный вкусовой образ, который возникает, когда мы едим мороженое, лимон, арбуз, клубнику и другое. Обоняние обязательно участвует в восприятии пищи.
Анализаторами называют системы, которые состоят из рецепторов, проводящих путей и центров в коре больших полушарий. Каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть способом получения своей информации: зрительной, слуховой, вкусовой и другой. Возбуждения, возникающие в рецепторах органов зрения, слуха, прикосновения, имеют одну и ту же природу – электрохимические сигналы в форме потока нервных Каждый анализатор состоит из трех отделов: периферического, проводникового и центрального. Анализаторы
Периферический отдел Периферический отдел представлен рецепторами —чувствительными нервными окончаниями, обладающими избирательной чувствительностью только к определенному виду раздражителя. Рецепторы входят в состав соответствующих органов чувств. Рецепторы У человека выделяют следующие рецепторы: внешние зрительный слуховой тактильный болевой температурный обонятельный вкусовой внутренние давления кинетический вестибулярный
Проводниковый отдел анализатора представлен нервными волокнами, проводящими нервные импульсы от рецептора в центральную нервную систему (например, зрительный, слуховой, обонятельный нерв и т. п.). Нервные пути
Зона коры больших полушарий Центральный отдел анализатора — это определенный участок коры головного мозга, где происходит анализ и синтез поступившей сенсорной информации и преобразование ее в специфическое ощущение (зрительное, обонятельное и т. д.). Центральный отдел анализатора
Источник
ТВОИ ПОМОЩНИКИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ Презентацию подготовила и выполнила учитель первой категории Бекетова Елена Геннадьевна. — презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВалентина Недачина
Похожие презентации
Презентация на тему: » ТВОИ ПОМОЩНИКИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ Презентацию подготовила и выполнила учитель первой категории Бекетова Елена Геннадьевна.» — Транскрипт:
1 ТВОИ ПОМОЩНИКИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ Презентацию подготовила и выполнила учитель первой категории Бекетова Елена Геннадьевна
2 Органы чувств – органы, которыми мы чувствуем окружающий мир. Бекетова Елена Геннадьевна
3 ОРГАНЫ ЧУВСТВ ГЛАЗА УШИ НОС ЯЗЫК КОЖА Бекетова Елена Геннадьевна
4 Глаза – это орган зрения Помогают определить цвет, форму предметов, их движение, читать книги, смотреть телевизор. Есть у каждого лица Два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их, детвора. Бекетова Елена Геннадьевна
6 Не наклоняйся низко при письме Не читай в темноте. Не играй долго в компьютер. Не смотри долго телевизор. Бекетова Елена Геннадьевна
7 Не три глаза руками Не читай лёжа. Пользуйся чистым носовым платком. Не стесняйся носить очки. Бекетова Елена Геннадьевна
8 УХО — ОРГАН СЛУХА У зверушки — на макушке. А у нас — ниже глаз. Слух — это способность воспринимать различные звуки. Бекетова Елена Геннадьевна
10 Если долго слушать громкую музыку в наушниках, то это может привести… Глухоте – потере слуха К постоянной боли в ушах Бекетова Елена Геннадьевна
11 Надо регулярно мыть и чистить уши Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух Если почувствовал боль в ухе или туда попала соринка, обратись к врачу. Бекетова Елена Геннадьевна
15 Обоняние – это способность человека чувствовать и различать запахи. НОС – ОРГАН ОБОНЯНИЯ Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит — То заходит, то выходит. Бекетова Елена Геннадьевна
16 Не прилично ковыряться в носу. Нужно содержать нос в чистоте. Нельзя засовывать в нос мелкие предметы! Необходимо пользоваться личным носовым платком. Бекетова Елена Геннадьевна
17 ЯЗЫК – ОРГАН ВКУСА Язык помогает различать вкус еды. Язык – главный орган речевого общения людей. Всегда он в работе, Когда мы говорим, А отдыхает, Когда мы молчим. Первым пробовать привык Угощенья все … Бекетова Елена Геннадьевна
18 Нужно чистить зубы и полоскать рот после каждого приема пищи. Нельзя совать в рот посторонние предметы. Нельзя пить очень горячие и холодные напитки! Бекетова Елена Геннадьевна
19 Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения. КОЖА – ОРГАН ОСЯЗАНИЯ Тело сверху прикрываю, Защищаю и дышу, Пот наружу выделяю, Температурой руковожу. Бекетова Елена Геннадьевна
21 Нужно мыть руки с мылом после туалета, перед каждым приемом пищи и прихода с улицы Зимой нужно тепло одеваться (одевать шапку и варежки) летом укрываться от сильного солнца Бекетова Елена Геннадьевна
22 1. С помощью какого органа ты узнаешь о том, что прозвенел будильник? 2. С помощью какого органа ты видишь, что написано в книге? 3. Какой орган позволяет узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели? 4. Какой орган позволяет почувствовать запах цветка? 5. С помощью чего ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую — от солёной? Вопросы для закрепления органа слуха нос – орган обоняния язык кожа глаза – орган зрения Бекетова Елена Геннадьевна
Источник