Сеяние и жатва
Песнь восхождения. Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!» Великое сотворил Господь над нами: мы радовались. Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.
Тема жатвы близка и понятна тем, кто вырос в деревне, или имеет огород, дачу. Психологи, кстати, говорят, что участие в сеянии и жатве важно для гармоничного развития ребенка, который в этом случае может заметить ясную связь между трудом и результатом. Приготовил поле, посадил картошку, прополол, отразил атаку колорадских жуков, затем выкопал, и вот он, результат.
Сегодня мы подходим к банкомату, оттуда выползает цветная бумажка, а ребенок идет в магазин и покупает картофельные чипсы, над которыми он не трудился, которые не поливал, не пропалывал, потому у него разорвана связь между работой и результатами труда. Часто ему даже трудно понять, что эта связь есть, и, даже вырастая, он хочет иметь все, не работая.
Но понятие жатвы не утеряно. Жатва проходит в стране, и практически каждый может видеть ее на экране ТВ или читать в газетах. Новости напоминают сводки с фронта, почему так и говорят: «битва за урожай».
1. Духовное сеяние и жатва
Библия говорит о духовной жатве, сравнивая с жатвой всю жизнь человека или народа. Израиль, например, сеял зло (3-4 Царств). В наказание за грехи Северное царство в 721 году было завоевано Ассирией, а Южное через 135 лет Вавилоном. Жители Иерусалима были уведены в плен.
Когда оставляешь Бога, нельзя ждать добра. Об этом свидетельствует и наша история. А. Солженицын сказал: «Более полувека тому назад, когда я еще был ребенком, я слышал, как многие пожилые люди предлагали следующее объяснение тех великих потрясений, которые обрушились на Россию: «Люди забыли Бога. Вот почему все это произошло». С тех пор я потратил целых пятьдесят лет, изучая историю нашей революции. За это время я прочитал сотни книг, собрал сотни свидетельств очевидцев и сам написал 8 томов моих собственных впечатлений, пытаясь излечить шрам, оставленный этим переворотом (1917 года). Но если бы меня сегодня попросили лаконично сформулировать основную причину той разрушительной революции, которая унесла около 60 млн жизней наших людей, я бы не мог выразить ее более точно, нежели чем повторив: «Люди забыли Бога. Вот почему все это произошло».
Вот еще несколько примеров подобного рода:
В 1963 г. в Америке перестали преподавать Библию в школах (и, соответственно, библейский взгляд на мир). Уверен, это было одной из важнейших причин резкого возрастания преступлений среди детей и подростков выросло, количества беременностей вне и до брака, числа разводов и самоубийств, которые пришлись как раз на это время. «Мы учим детей, что они животные. Потому они и поступают соответственно».
Следующая иллюстрация — отношение к браку. В середине XX века отношение к разводу стало намного более лояльным. Чтобы люди «не страдали» в браке, было позволено легко разводиться. Интересно, однако, что процент людей, считающих себя счастливыми в браке, упал. Почему? Ведь хотели сделать лучше, предоставить больше возможностей для наслаждения жизнью.
Пренебрегая Божьим порядком мы пожинаем последствия греха.
***
Но Господь не до конца гневается и не вовек негодует. Это видно на примере Израиля. Совсем неожиданно для них Господь вмешивается в ситуацию и возвращает пленников на родину, чего они не могли представить даже в самых смелых мечтах. Как во сне преодолевают они расстояние от Евфрата до Иордана, не замечая трудностей пути. Скоро стопы их ног станут на святом месте города Давидова. Радость так велика, что невозможно ее удержать в себе. Переживание Его милости так прекрасно, что уста наполняются смехом (так некоторые переводят второй стих). Они уже не могут говорить. Только пение может в какой-то степени выразить состояние души. Господь сотворил великое!
2. Сеяние в жизни наших детей
Говоря об удивительном повороте в судьбе Израиля, псалмопевец рисует картину сеяния и жатвы, чтобы мы могли в свете этого образа подумать о своем сеянии, о последствиях тех или иных действий, поступков. Что мы сеем? Может быть, особо важный вопрос: что мы сеем в наших семьях? Чему учим детей? Какие ценности прививаем им своим примером?
В Библии много примеров, в том числе очень печальных, сеяния не в дух, а в плоть. Возьмем Иакова, который обманул отца с помощью одежды. Наверное, потом он с горечью вспоминал об этом, глядя на вымазанную кровью одежду своего сына, Иосифа.
Вспомним Давида, который не был отягчен воспитанием детей, занимаясь царскими, а иногда и не царскими делами. Врагу не пожелали бы мы того, что происходило с его детьми: насилие, убийство, заговоры, восстания,
Изучая религиозную ситуацию в той или иной стране, исследователи часто задают вопрос: верите ли Вы в Бога? В т.н. христианских странах ответы обычно положительные. – «Да, Бог есть. Да, верим». Но затем следует другой вопрос: «Насколько Бог важен в вашей жизни, учебе, воспитании детей. Учитываете ли его?» — Увы, здесь уже большинство людей не видят никакой связи. «Я верю в Бога, но при чем тут дети или моя работа, хобби? Эти сферы жизни не пересекаются. В воспитании детей важен не Бог, а телевидение или компьютер».
Это правда. Сегодня телевизор играет роль няни, воспитателя, учителя, гувернантки, бабушки и родителей вместе взятых. Можно ли ожидать хороших результатов?
В 1999 году телевидение было официально разрешено в Бутане, маленькой буддистской стране в Гималаях. В страну пришло более 30 операторов, предложивших услуги кабельного телевидения. Жители Бутана смогли видеть смесь футбола, насилия, секса, рекламы и т.п. Результаты не заставили себя долго ждать. Очень скоро возрос уровень разводов. В школе дети стали намного агрессивнее. До трети родителей предпочитали смотреть телевизор, вместо того, чтобы общаться с детьми. Посеяли – пожали.
В одной из поездок я увидел, как работают спецорганы в случае опасности теракта. Дело было на железнодорожном вокзале. Возможно, кто-то оставил сумку на перроне. Немедленно всех эвакуировали, поезда останавливались на подходе к станции. Приехали люди со спецоборудованием, все исследовали, и через полчаса движение возобновилось. Ясно, что в абсолютном большинстве случаев угрозы не осуществляются, но на всякий случай принимаются все возможные меры безопасности. Слишком велика цена жизни людей. Пусть будет хоть одна доля процента, что звонок содержит достоверную информацию, этого достаточно.
Как мы относимся к негативной информации, которой питается наш ум?
3. Закон сеяния
3.1. Что посеет человек, то и пожнет*
В процессе сеяния и жатвы работают определенные неизменные законы. Человек сеет то, что жнет (только в большем объеме).
Диавол обманывает: он учит, что можно сеять грех, и пожинать благословения, радость, вечную жизнь. Он говорит, что можно пренебрегать Богом, Его словом, исполнением Его заповедей, и остаться безнаказанным. Он обольщает нас пустыми словами…
Сегодня у нас есть искушение сеять в плоть в буквальном смысле слова. Это, например, выражается в повышенном внимании к телу. Так много внимания уделяется тому, «как создать комфорт для тела, как его кормить, одевать, согревать, охлаждать, освежать, расслаблять, занимать, наряжать и приятно возбуждать». А для этого нужно только покупать, и побольше. Сегодня работа над телом нужна просто для тела. Сегодня молодые люди записываются в тренажерные залы не просто для того, чтобы укрепить здоровье, но чтобы сформировать свое тело, придать ему определенные формы. Мода на тело приводит к тому, что некоторые женщины не хотят рожать. Ведь это сказывается на красоте тела! В мире тело становится иконой.
Но если ты сеешь в плоть, ты и получить тление…
А если сеешь в дух, если помышляешь о горнем, если поклоняешься Богу, служишь Ему… пожнешь жизнь.
Бог поругаем не бывает. Он просто долготерпелив. Не сразу Он наказывает, а долготерпит, ожидая покаяния. Но жатва будет! «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Отк. 22:12).
3.2. Сначала слезы, потом радость.
В заключение псалма псалмопевец говорит еще об одном законе сеяния и жатвы.
Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.
Сначала слезы, потом радость.
Сначала плач о грехах – потом благодать прощения.
Сначала плач, потом утешение.
Конечно, Божий порядок не всегда понятен нам. Но это факт. По большей части наша жизнь — слезы, переживания, потери, горе, и если они прямо не касаются нас, то касаются наших ближних. Такой была жизнь Авраама, Иакова, Иосифа, Иова, Давида (если бы жизненный путь Давида был украшен только цветами, мы бы не имели многих прекрасных псалмов; Псалтирь был бы на треть короче). Такой, полной слез, была жизнь пророков Иеремии, Исаии, апостола Павла, конечно же, Христа.
Бог часто ведет этим путем. Ведь когда вера становится частью комфортной, сытой и беззаботной жизни, она много теряет. По крайней мере, она не дает глубокого понимания Бога, Его силы, не позволяет прочувствоваать радость жизни в святости.
Из 125 псалма явствует, что писавший его и поющие познали изнанку жизни. Их поломанные кости и шрамы на спине вызывают мучительные воспоминания о рабстве. Воистину, они знали, что такое сеять в отчаянии. Тем большей была их радость.
Господь воздает и нам после трудностей сеяния. Может, ваше семя падает в землю со слезами и молитвами, и вы думаете: «Не напрасны ли мои труды? Есть ли смысл в моих проповедях? Стоит ли тратить так много времени на подготовку уроков в воскресной школе? Не напрасно ли я пою? Что пользы в моих свидетельствах и скромных добрых делах? Прорастет ли семя?»
Господь уверяет, что иначе и быть не может; вы вернетесь на поля, чтобы собирать богатый урожай. Усилия не тщетны. Горсти зерна превратятся во множество снопов. Но сначала – слезы и терпение. Мы не собираем плоды в тот же день.
3.3. После слез будет радость
«Кто сеял в отчаянии, пожинать будет с легким сердцем, кто уходил с плачем, вернется домой с радостью, со снопами благословений». После тяжелой посевной поры, когда семя бросалось в совершенно, казалось бы, бесплодную землю, наступает пора урожая — это известно каждому крестьянину. И каждый христианин понимает это: если мы совершаем посев в Боге, в конце концов Он обратит его в урожай радости. Не просто радости! Мы испытаем ликование!
Юджин Петерсон предлагает замечательные размышления по 125 псалму. Он пишет, что, согласно популярному, но от того не менее бесполезному способу обретения радости, надо постараться устранить из своей жизни все, что обижает, ранит и вредит. То есть, призывают нас, боритесь с болью, анестезируя нервные окончания; бегите от опасностей, устраняя риск; избавляйтесь от разочарований, отчуждаясь от ближних. А затем попробуйте внести свет в скуку подобной жизни, покупая радость в виде отпуска и развлечений.
На это в 125-м псалме нет и намека, согласно автору, есть плод существования в окружении великих Божьих деяний. Удовлетворение возникает не в результате бегства от скуки, а вследствие погружения в Божьи деяния. Люди счастливы, когда выполняют Божью волю, когда соблюдают Его заповеди; они особенно счастливы, когда проявляют милосердие, сострадание, когда делятся своими благословениями с другими.
Поверьте, это не общие фразы. Недавно я прочитал книгу одного светского ученого экономиста, который исследует вопрос связи экономики и счастья, и его и другие исследования позволяют сделать вывод, что люди, верующие в Бога, в среднем счастливее. Т.е. с точки зрения обретения счастья быть верующим выгодно. Вера – не хитрый способ лишить радости. Она ведет человека в радость.
С другой стороны, то, что предлагает для радости мир, не имеет продолжительного эффекта. Мы привыкаем к любой форме наслаждения, радости, и следующий раз нам надо больше. Мы радуемся новой квартире или дому, но уже через пару месяцев эта радость теряет свою остроту, и мы замечаем все больше недостатков. Мы радуемся новой машине, но только до тех пор, пока сосед не покупает лучшую машину. Мы строим новые парки развлечений, изобретаем новые формы искусства, но только для того, чтобы скоро понять, что и это – «суета сует», погоня за ветром.
Великое обетование
Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.
Господь дает чудесные обетования. Сеющие со слезами будут пожинать с радостью. Печаль будет недолгой. Слезы превратятся в смех, и мы с ликованием принесем Ему наши плоды. Время не было легким для труда, для проповеди Евангелия. Почва не было рыхлой и мягкой. Засуха не позволяла сидеть в бездействии. Бурный рост сорняков постоянно грозил заглушить доброе семя. Но Господь являл милость в урожае любви, радости, мира. И это только начало. Он обещал намного больше верующим в Него, когда придет последний день Жатвы, Жатвы великой и страшной. И сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.
Источник
Псалтирь | псалом 125
Псалом 125: Печальный посев, радостная жатва
125:1 Когда эта новость достигла иудеев в изгнании, они были в восторге и полны энергии. Персидский царь Кир разрешил изгнанникам вернуться в свою землю. Казалось, это слишком хорошо, чтобы быть правдой. В течение долгих лет изгнания многие из них задавались вопросом, увидят ли они когда-нибудь Иерусалим. А теперь наконец они узнали эту новость. Собирая свои небольшие пожитки, они словно находились в трансе.
125:2 Люди, которые обычно были разговорчивы и бурно выражали свои чувства, шумели, как никогда. Впервые за семьдесят лет новости были действительно радостными. Впервые они были в восторге. Они отправлялись домой. Готовясь к этому путешествию, они смеялись и пели – это было новое переживание для них.
Это было потрясающим свидетельством для не иудеев. Казалось, что происходящее с иудеями невозможно объяснить разумно. Они признавали, что Бог евреев чудесным образом вмешался в их судьбу. Израиль оказался особым объектом любви и заботы Иеговы из всех народов.
125:3 Благодарные изгнанники радостно сообщали язычникам, что считают свое избавление исходящим исключительно от Господа.
Великое сотворил Господь над нами: мы радовались. 125:4 Но в свою землю они возвращались с пустыми руками. Им нужна была рабочая сила, финансы и защита. Вот почему они молятся:
Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень. Полдень (евр. Негев) – это южная пустыня. Обычно она была сухой и бесплодной. Но после сильных дождей высохшие русла рек превращались в потоки, и пустыня расцветала. Поэтому возвращающиеся изгнанники молятся о том, чтобы горстка людей превратилась во множество, пока все двенадцать колен не вернутся. Они молятся о том, чтобы Господь дал им средства восстановить страну, возродить ее. Они просят обо всем, что сделало бы их счастливым народом в плодоносящей земле.
125:5, 6 Первый год после возвращения будет особо трудным. Они не смогут сразу собрать урожай. Им придется начать все заново, засадить поля и ждать сбора урожая. Это будет непростой период, когда пищу придется экономить.
Конечно же, первый посев будет печальным. Представьте себе земледельца, у которого мало зерна. Он может кормить этим зерном свою семью сейчас, или же посеять большую его часть, надеясь на большой урожай в будущем. Он решает посеять зерно, но, когда он запускает руку в передник и разбрасывает семена по вспаханной земле, слезы текут у него по щекам. Он думает о своей жене и детях, о той жидкой похлебке, которую им придется есть, о том, как тяжело будет жить до урожая. Ему кажется, что он отнимает у них пищу.
Но ободряющие слова обращены к вернувшимся изгнанникам:
Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.
Итак, они идут сеять. Компенсацией за их скорбь при посеве станет радость, с которой они понесут снопы созревших колосьев в свои амбары.
Этот принцип относится, конечно же, и к духовной сфере. Те, кто жертвует многим, распространяя Евангелие, могут страдать от лишений, но что сравнится с радостью человека, который видит спасенные души и будет поклоняться Божьему Агнцу на небесах вовеки и веки?
Это относится и к области благовестия. Кто-то мудро сказал: «Для того, чтобы спасать души, надо сначала их оплакивать». Поэтому мы должны молиться так:
Позволь мне смотреть на толпу глазами моего Спасителя, Пока они не затуманятся от слез. Позволь мне смотреть с состраданием на заблудших овец И любить их Его любовью.
Источник