- Центр психологического лечения алкоголизма «Сенс»
- О центре
- Материалы для помощи страдающим алкоголизмом
- Алкоголизм и семья
- Методические материалы центра
- Другие лекции из раздела видеокурс психолога Дениса Старкова «Лекции по химической зависимости «.
- Многообразие семейных функций
- Традиционные и современные функции семьи
Центр психологического лечения алкоголизма «Сенс»
О центре
Материалы для помощи страдающим алкоголизмом
Алкоголизм и семья
Методические материалы центра
Определение дисфункциональной и функциональной семьи. Функции семьи: эмоционально-психологическая, бытовая-экономическая, воспитательная, социальная, духовно-ценностная. Влияние дисфункциональной родительской семьи на формирование зависимости.
Основную часть психологической предрасположенности к зависимости человек получает в семье.
Для того, чтобы обеспечить нормальное становление человека, семья должна выполнять определенные функции, которые способствуют психологическому здоровью, развитию, социальной стабильности, духовному здоровью и т.д. как всей семьи, так и отдельных ее членов.
Семья, выполняющая эти функции в полной мере – функциональная, не выполняющая – дисфункциональная.
Семья, в которой не выполняются необходимые семейные функции способствует развитию зависимости и созависимости у ее членов (и других психологических растройств). Чем в меньшей степени выполняются эти функции, тем в большей степени есть вероятность возникновения зависимости.
Функциональная семья
Дисфункциональная семья
Эмоционально-психологическая функция семьи – обеспечение семьей эмоционального комфорта и психологического здоровья ее членов.
Теплая, поддерживающая атмосфера
Преобладают положительные эмоции
Эмоциональная открытость (открытое выражение эмоций)
Право на отличные от других эмоции, мысли, взгляды и т.д., эмоциональная разделенность
Холодная, обвинительная атмосфера
Преобладают негативные эмоции
Эмоциональная закрытость (есть эмоции, которые выражать запрещено)
Нет права на отличные от других эмоции, мысли, взгляды и т.д., эмоциональная слитность (вся семья по одному событию должна испытывать одинаковые эмоции)
Бытовая-экономическая функция – обеспечение материальных, бытовых потребностей, физического здоровья.
Равномерное распределение обязанностей, участвуют все работоспособные
Выполняются все бытовые функции
Достаточный доход семьи
Договоренности по распределение обязанностей
Неравномерное распределение обязанностей, участвуют не все работоспособные
Выполняются не все функции быта
Недостаточный доход семьи
Нет договоренностей (диктат либо догадки)
Воспитательная функция – обеспечивает рождение, нормальный рост, воспитание и т.д. новых членов семьи
Здоровая сексуально-эротическая атмосфера в семье (родители при детях могут обняться, поцеловаться, детей вовремя информируют о том, откуда берутся дети и т.д.)
Воспитание меняется в соответствии с потребностями возраста ребенка
Здоровые примеры для подражания
В воспитании гармонично соединены контроль, любящая забота и свобода
Нездоровая сексуально-эротическая атмосфера (запреты на проявления сексуальности и на сексуальные темы, либо развращенность)
Воспитание не соответствует возрасту (относятся либо как к слишком маленькому, либо как к слишком взрослому), отсутствие нормального воспитания
Нездоровые примеры для подражания (выпивка в семье, нездоровое поведение кого-то из членов и т.д.)
Либо только серхконтроль, либо только сверхзабота, либо попустительство
Социальная функция семьи – помогает становлению человека за пределами семьи.
Семья – открытая социальная система
Поддержка в социализации (человек сам выбирает свой социальные путь, идет по нему, а семья его в меру надобности в этом поддерживает)
Поддержка в сложные периоды
Семья – закрытая социальная система (не контактирует с другими, либо ее отвергают другие)
Отсутствие поддержки либо выбор пути социализации за человека (к примеру, родители выбирают куда идти учиться ребенку)
Отсутствие поддержки в сложные периоды либо сверхопека в легкие периоды
Духовно-ценностная функция – обеспечение прав членов семьи, развитие семейных, культуральных и общечеловеческих ценностей
В семье поддерживаются семейные, культуральные и общечеловеческие ценности. На первом месте стоят общечеловеческие ценности, на втором культуральные, на третьем семейные.
Духовное равенство (каждый член семьи ценен одинаково).
Безусловная любовь, равная для всех членов
Право и уважение личной территории
Уважение прав другого на свой свободный выбор
Главенство ценности всей семьи над ценностью отдельных членов
В семье отсутствует воспитание ценностей, либо ценности прививаются жестко, безальтернативно (фанатично религиозная семья, фанатично националистическая семья, культ личности кого-то из родственников в семье).
Духовное неравенство (кто-то более ценен, кто-то менее)
Условная любовь, нелюбовь, неравная любовь к разным членам
Смешанные границы либо барьеры
Неуважение права другого на свой свободный выбор
Главенство ценности отдельных членов над ценностью всей семьи
Важно понимать семейное происхождение своей зависимости, что снимает необоснованную вину за становлением зависимым с себя, но при этом:
1. Снимая вину с себя принимать ответственность за свое выздоровление (а не продолжать употреблять, так как «больной и иначе не могу»).
2. Не перекладывать вину на семью. Здоровым отношением является принятие факта формирования зависимости в семье таким, как есть и принятие своей семьи с ее членами такими, как есть. Выход заключается не в обвинении родных и попыток их изменения, а принятия родных и изменения себя.
Задания к теме «Дисфункциональная семья»:
1. Выберите, какие характеристики дисфункциональной семьи подходят к семье, в которой вы воспитывались. Кратко опишите, как каждая из этих характеристик проявлялась в вашей семье. Кратко опишите, как каждая из характеристик повлияла на развитие у вас зависимости.
2. По каждой характеристик функциональной семьи опишите, как вы будете стараться поддерживать их в своей сегодняшней (или будущей) семье.
С уважением, практический психолог Денис Старков http://www.starkov.kiev.ua/
Рекомендуемые материалы по теме:
Другие лекции из раздела видеокурс психолога
Дениса Старкова «Лекции по химической зависимости «.
Источник
Многообразие семейных функций
Анна Вайчиуле
Многообразие семейных функций
Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими совокупность функций довольно схожа.
И. В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха.
Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис отмечают, что семье принадлежат воспитательная, хозяйственно-бытовая и эмоциональная функции, а также функции духовного общения, первичного социального контроля и сексуально-эротическая функция.
Некоторые авторы (А. Г. Харчев, А. И. Антонов) делят функции семьи на специфические, вытекающие из сущности семьи и отражающие ее особенности как социального явления, и неспецифические — те функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособилась в определенных исторических обстоятельствах.
Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция, содержание (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации, сохраняются при всех изменениях общества.
К неспецифическим функциям семьи относят накопление и передачу собственности, статуса, организацию производства и потребления, домохозяйство, отдых и досуг, заботу о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению Я каждого и др. Эти функции раскрывают исторически преходящую картину жизнедеятельности семьи.
Для того чтобы семейные функции успешно реализовывались в процессе взаимодействия, члены семьи должны выполнять определенные роли.
В отечественной науке понятие функций семьи соотносится с понятиями семейной роли и структуры семьи. Такие авторы, как Васильева Э. К., Харчев А. Г., Мацковский М. С. и др., определяют функции семьи как основное содержание совокупности социальных ролей в семье. Большинство исследователей выделяет семейные роли на основании набора функций семьи как малой группы, акцентирует отношения между членами семьи в связи с распределением ролей и функционально-ролевой структурой семьи.
Если функции семьи определяют прежде всего содержание семейных ролей в целом, то ролевая структура характеризуется в первую очередь распределением ролей, т. е. тем, какие обязанности выполняет в семье каждый ее член и на каких принципах построены ролевые отношения (кооперация или разделение функций и т. п.).
При описании ролевой структуры семьи важной проблемой является выделение ролей. Основное внимание исследователей направлено на изучение ролей, соответствующих хозяйственно-бытовой и воспитательной функциям. Это роли организатора быта, или хозяина/хозяйки, воспитателя детей, а также роль материально обеспечивающего семью, или кормильца.
Вот авторы, работы по проблеме исследования становления семьи и системы функционально-ролевого взаимодействия которых являются наиболее значительными: Антонов А. И., Голод С. И., Мацковский М. С., Харчев А. Г. и др.
Итак, следует отметить, что единого перечня основных функций семьи не существует. Обычно разные авторы предлагают тот или иной набор функций и терминов исходя из своей концептуальной модели. Может быть, не так важны сами перечисления, но интересно обратить внимание на то, что речь идет об основных группах потребностей, которые может и должна реализовывать именно семья. Большинство авторов в связи с этим используют перечень из 6—7 функций семьи, таких, как функция рождения и воспитания детей, функция духовного совершенствования родителей, функция эмоциональной поддержки и психологической защиты. Английский автор Хэвес добавляет к ним достижение определенного социально-экономического статуса, функцию самовыражения, придание смысла сексуальным связям. Исследователями подмечено, что авторы из США и Западной Европы больше детализируют функцию духовного общения в семье, в то время как литература Восточной Европы содержит более подробные перечисления функций семьи, связанных с бытом.
Традиционные и современные функции семьи
Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др.
Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:
1) Хозяйственно-экономическая функция. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них.
За годы экономических реформ наметилась тенденция к активизации собственно экономической функции семьи: появились и множатся семейные предприятия в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности.
2) Репродуктивная функция. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям.
В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена с часто неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети — это фактор стабилизации семьи, а с другой — это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами.
Снижение многодетности, падение рождаемости, известные симптомы эгоизма при наличии одного ребенка в семье создают новые проблемы для семьи и общества и указывают на снижение значимости функций сексуальных отношений в семье в вопросах деторождения.
3) Регенеративная функция (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей (вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному).
4) Образовательно-воспитательная функция (социализация). Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям» (А. И. Захаров).
5) Рекреативная функция (лат. recreatio — восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
6) Кроме традиционных функций можно выделить другие, возникшие в современной семье. Традиционные функции стали резко ослабляться, но возникла новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т. е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.
Психотерапевтическая функция семьи позволяет ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
Поэтически красиво это сумел выразить А. Блок:
«Есть минуты, когда не тревожит
Роковая нас жизни гроза.
Кто-то на плечи руки положит,
Кто-то ясно заглянет в глаза.
И мгновенно житейское канет,
Словно в темную пропасть без дна.
И над пропастью медленно встанет
Семицветной дугой тишина.»
По мнению А. И. Захарова, в семье, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу — уважение, преданность, симпатия, любовь. Именно эти чувства способствуют интимности, доверительности в семейных отношениях, прочности семейного очага.
О проведении совместного аукциона по передаче несвойственных хозяйственных функций по уборке территории «О проведение совместного аукциона по передаче несвойственных хозяйственных функции по уборке территории» Уже несколько лет муниципальные.
Конспект занятия по аппликации «Поздравительная открытка к Дню Победы» в старшей группе с нарушениями функций ОДА Цель: изготовить поздравительную открытку-аппликацию ко Дню Победы. Задачи: 1. Образовательная: продолжать учить самостоятельно гармонировать.
Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.
Многообразие путей и средств для формирования устойчивых познавательных интересов учащихся МБОУ ДО «Центр развития творчества» Педагог дополнительного образования Песегова Г. И. «Многообразие путей и средств для формирования устойчивых.
Организация успешного образовательного процесса в ДОО для детей с ОВЗ, с нарушением функций ОДА в соответствии с ФГОС Дошкольный возраст — яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирования.
Пространство двигательной рекреации как средство для развития моторных функций у воспитанников с РАС в ДОО В современном обществе все больше выявляется количество детей с нарушениями в интеллектуальном и физическом развитии. Данная категория воспитанников,.
Работа с детьми по развитию моторных функций МБДОУ «Детский сад № 68 «Теремок» Педагог-психолог Бобылева Елена Николаевна Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными.
Развитие психических функций у детей 4–5 лет Период жизни ребенка от 4 до 5 лет характеризуется как переходом от раннего детства к дошкольному. Этот период также можно назвать – время.
Развитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи Установлено, что психические процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение) у ребенка развиваются.
Запуск речи. Развитие не речевых функций Пожалуй, каждый молодой родитель желает, чтобы его ребенок заговорил как можно раньше и делал это как можно более активно, и что немаловажно,.
Источник