Эмоциональный интеллект
Все мы иррациональны. Какие бы логические цепочки человек не строил, добиваясь или планируя цели, мотивы часто зависят от эмоций. Умение распознавать влияние чувств в себе и в других людях называют эмоциональным интеллектом. Рассмотрим подробнее, что это такое.
История возникновения понятия
Эволюцию в познании эмоционального интеллекта можно условно разделить на 4 периода.
- 1872–середина XX века. Первым учёным, который в своих научных трудах серьёзно задумался о влиянии инстинктов и эмоций как на животных, так и на человека был Чарльз Дарвин. Затем другие пытались разобраться, что первично: физиологические процессы или эмоции. В 1920-е годы Эдвард Торндайк ввёл понятие «социальный интеллект» и разработал первые тесты для его определения. В целом учёные начали осознавать, что интеллектуальные способности не всегда играют ключевую роль в успехе человека.
- 1960–1989 гг. В 1964-м году в работе Майкла Белдока появляется термин «эмоциональный интеллект». С этого времени он начинает закрепляться и в других научных трудах. Возникает аббревиатура EQ — по аналогии с IQ (Emotional Quotient — Intelligence Quotient).
- 1990–1994 гг. В этот период закладываются те знания, основа которых дошла и до наших дней. Питер Сэловей и Джон Майер в 1990-м пишут статью «Эмоциональный интеллект». На неё обращают внимание другие учёные, журналисты.
- 1995–1997 гг. — популяризация термина. Дэниэл Гоулман в 1995-м публикует книгу «Эмоциональный интеллект» на основе исследований Сэловея и Майера. Книга продаётся огромными тиражами и приносит автору большую популярность.
- 1997–наше время. Эмоциональный интеллект подвергается критике и переоценке. Распространяются разные модели, нейрофизиологи задумываются о подходе к ним с научной точки зрения.
Суть эмоционального интеллекта
Наиболее доступно термин и его сущность описывает Гоулман в своих научно-популярных трудах. Эмоциональный интеллект — совокупность качеств человека, которые отвечают за его самомотивацию, контроль собственных эмоций, понимание и управление эмоциями других людей.
Гоулман объясняет, что миндалевидное тело — участок мозга, отвечающий за эмоции — возникло в организмах живых существ гораздо раньше, чем участки, отвечающие за рациональное познание. Таким образом первостепенное влияние на принятие решений и любые другие действия человека оказывают его эмоции, а не интеллектуальные способности. От того, насколько он умеет их понимать и распознавать, зависит его успех: на работе, в семейной жизни, в отношениях с людьми.
По модели писателя или смешанной модели эмоциональный интеллект состоит из пяти компонентов.
- Самосознание — способность чувствовать свои эмоции, понимать, откуда они берутся, какие ситуации влияют на их происхождение. Также очень важно осознавать свои ценности, сильные и слабые стороны: жизненные цели, самооценка, чувство юмора, преобладание тех или иных настроений.
- Самоконтроль — умение обуздать эмоции, направить их в нужное русло. Способность адаптироваться под новые условия, открывать свои чувства окружающим.
- Самомотивация — умение двигаться к своей цели ради факта её достижения, при этом получая от процесса положительные эмоции.
- Эмпатия — способность понимать чувства других. Распознавание настроения, эмоционального фона человека по различным признакам. Также к эмпатии относится умение сопереживать, «примерять» на себя чужие чувства.
- Навык социальных взаимодействий — управление эмоциями других людей для получения желанных результатов, правильное выстраивание отношений.
Гоулман в своих книгах также отрицает постоянство и неизменность темперамента. По его мнению и холерик, и меланхолик могут убрать особенности темперамента — повышенную импульсивность и подавленное настроение соответственно — и приобрести противоположные качества.
Кроме такой концепции существует ещё ряд распространённых.
Модель Рувена Бар-Она
Эта модель состоит из 15-ти навыков. Они частично пересекаются со способностями, выделенными Гоулманом:
2) эмоциональная осознанность;
3) ассертивность — чёткое выражение своих чувств, твёрдость точки зрения при необходимости;
6) социальная ответственность — идентификация себя как члена группы, полезное сотрудничество;
7) межличностные отношения — умение завязывать и поддерживать отношения на основе взаимной выгоды, эмоциональной близости;
10) контроль над импульсами — умение ограничивать себя, сдерживаться;
11) оценка действительности — сравнение своего, субъективного восприятия с настоящей реальностью;
12) решение проблем;
Модель Майера — Сэловея
Эта модель считается традиционной. На ней же основывалась модель Гоулмана, ставшая более популярной. Здесь всего четыре больших компонента.
- Восприятие своих и чужих эмоций.
- Использование эмоций для стимуляции разных видов мышления: творческая деятельность, работа.
- Понимание — способность определять причины, мотивы, а также предсказывать возникновения разных настроений, эмоций.
- Управление эмоциями — своими и чужими для достижения поставленных задач, а также умение строить стратегию с учётом эмоций.
Из этих моделей становится ясно, для чего стоит улучшать эмоциональный интеллект: для повышения собственной эффективности. Методик, как это сделать, достаточно много. В то же время большинство из них абстрактные и расплывчатые. Однако сама постановка умений уже задаёт правильный вектор развития и помогает определить: какие навыки плохо развиты у себя.
Измерение эмоционального интеллекта
Понятие EQ было введено во второй половине XX века. Emotional Quotient — дословно «эмоциональный коэффициент». Значит, существуют и тесты, которые позволяют его измерить. Первый такой был создан в 1926-м году и назывался George Washington Social Intelligence Test.
В отличие от IQ для определения EQ подбираются не задачи на логику, а различные ситуации. В одних опросниках респонденту предлагают выбрать один из нескольких вариантов поведения: например, что вы сделаете, если рядом будет плакать маленький ребёнок. Другие тесты предлагают установить, насколько истинно утверждение или насколько часто респондент ведёт себя каким-то образом. Например, насколько верно утверждение: «Плохое настроение никогда не мешает мне работать».
Тестов и методик опроса существует много. Одна из популярных: MSCEIT Майера и Сэловея. Респонденту показывают картинки с разными эмоциональными состояниями людей, а он должен по трёхбалльной шкале определить степень этого состояния.
Ещё один популярный опросник: EQ-i Рувена Бар-Она. Тест прошло более 42-х тысяч человек в 36-ти странах мира. Благодаря профилированию результатов можно установить, каким профессиям, должностям соответствует тот или иной EQ.
Тестирование — наиболее эффективный способ измерения эмоционального интеллекта, который может дать чёткий результат, сравнимый с другими. Кроме этого применяются оценивание в группе или личная оценка, однако такие способы подойдут только для определения своего эмоционального интеллекта.
Применение EQ
Если с применением знаний об эмоциональном интеллекте всё понятно — нужно работать над собой, то вот его чёткие результаты (EQ) можно использовать для подбора кадров. EQ уже применяется в крупных западных компаниях HR-специалистами. Много опросников прошли массовое тестирование, благодаря чему по его результатам легко определить, какому человеку можно доверить управляющую лидерскую должность, а какому лучше отвести позицию подчинённого.
Критика
Эмоциональный интеллект безусловно дополняет собой традиционный интеллект и расширяет понятие умного человека. Однако до сих пор нет единственного чёткого подхода к его изучению, а термин не всегда используется по назначению. Трактовка эмоционального интеллекта и EQ одними учёными и другими, в научной и научно-популярной литературе может сильно различаться.
Следует понимать, что эмоциональный интеллект как научный термин берёт своё начало в нейрофизиологии. Поэтому любые выводы о его существовании, влиянии на жизнь человека необходимо делать из серьёзных научных исследований. Самого известного популяризатора, Дэниэла Гоулмана многие учёные обвиняли как раз в нехватке системного научного подхода.
Как раздел науки эмоциональный интеллект постепенно улучшается и дополняется знаниями, но нельзя делать обобщённые выводы из отдельных исследований и публикаций. В таком виде из этого получается «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» — полезная и интересная, но не научная концепция.
Источник
Сэловей мейер эмоциональный интеллект
В 1990 г. П.Сэловей и Дж.Мэйер предложили свою модель эмоционального интеллекта [Salovey, Mayer, 1990], опубликовав статью на эту тему. Они предложили формальное определение эмоционального интеллекта как набора навыков, имеющих отношение к точной оценке своих и чужих эмоций, а также выражению своих эмоций, использованию эмоций и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих трех категорий адаптивных способностей:
- оценка и выражение эмоций;
- регулирование эмоций;
- использование эмоций в мышлении и деятельности.
Первая категория состоит из компонентов оценки и выражения своих эмоций и оценки эмоций других людей. Компоненты оценки и выражения своих эмоций в свою очередь разделены на вербальный и невербальный подкомпоненты, а оценка чужих эмоций – на подкомпоненты невербального восприятия и эмпатии. Вторая категория эмоционального интеллекта, регулирование эмоций, имеет подкомпоненты регулирования своих эмоций и регулирования эмоций других людей. Третья категория – использование эмоций в мышлении и деятельности – включает подкомпоненты гибкого планирования, творческого размышления, управления вниманием и мотивацией. Несмотря на то что в этой модели участвуют социальные и когнитивные компоненты, они связаны с выражением, регулированием и использованием эмоций.
К 1997 г. Джон Мэйер и Питер Сэловей доработали и расширили свою модель эмоционального интеллекта [Mayer, Salovey, 1997].
В переработанной модели сделан новый акцент на когнитивной составляющей эмоционального интеллекта, связанной с переработкой информации об эмоциях. Также в этой модели появился компонент, связанный с личностным и эмоциональным ростом. В свете этих изменений понятие эмоционального интеллекта получило и новое определение – как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
Дальнейший анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил Дж.Мэйеру и П.Сэловею выделить четыре компонента эмоционального интеллекта, которые были названы «ветвями». Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, последовательно развиваются в онтогенезе (рис.1):
восприятие, оценка и выражение эмоций или же идентификация эмоций;
использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности;
понимание и анализ эмоций;
сознательное управление эмоциями для личностного роста и улучшения межличностных отношений.
На основе этой иерархической модели авторами был создан первый экспериментальный вариант методики для исследования эмоционального интеллекта – MEIS (Multi-factor Emotion Intelligence Test). Он состоял из 12 субтестов (от 2 до 4 субтестов на каждую «ветвь») и включал в себя более 200 вопросов. На вопросы было предложено несколько вариантов ответов. Подсчет баллов производился на основе консенсуса, экспертных оценок или заданного стандарта. Однако этот тест не удовлетворил авторов своими психометрическими показателями в области согласованности по субтестам, и они продолжили работу. К 1999 г. к ним присоединился Дэвид Карузо [Mayer, Salovey, Caruso, 1999], и уже в 2002 г. они предложили новый тест – MSCEIT, V2.0. (The Mayer–Salovey–Caruso Emotional Intelligence Test) [Mayer, Salovey, Caruso, 2002]. В этом тесте был уже 141 вопрос, всего 8 секций – по 2 на каждую «ветвь». Эта методика оказалась более сбалансированной и непротиворечивой, показала хорошие психометрические результаты и получила наибольшее распространение.
Источник
Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта
Настроить шрифт
- РазмерСтиль
- Режим чтения
В психологии еще с начала ХХ в. велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе – социального интеллекта (Торндайк Э, Спирмен Ч., Векслер Д., Гилфорд Дж., Айзенк Г.) и др.утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях [38].
В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Выготского Л.С. [15, с.325], Рубинштейна С.Л. [39, с.247], Леонтьева А.Н. [26]. Выготский Л.С. пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни. » [15, с.278]. Единство аффекта и интеллекта, по мнению Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн С.Л., развивая идеи Выготского Л.С., отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального [15, с.352]. Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека в свое время не получили должной разработки [7, с.79].
Особенно близко к понятию эмоционального интеллекта подошёл Гарднер Х., который в рамках личностного интеллекта различал внутриличностный и межличностный интеллект. Способности, включённые им в эти понятия, имеют непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту. Так, внутриличностный интеллект трактуется им как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» [27].
В 1988 г. Рувен Бар-Он ( Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Бар-Он впервые ввел обозначение EQ – emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта. В свою очередь, Кэролин Саарни в 1990 г. рассмотрел понятие эмоциональная компетентность и включил в него восемь взаимосвязанных эмоциональных и социальных навыков [49].
В научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвященных способностям в социальной и эмоциональной области, было получено столько новых фактов и осуществлено столько новых теоретических разработок, что, как отмечал Кэррол Изард, с полным правом можно было говорить о перевороте в этой сфере [48]. Кроме того, проблемой идентификации и понимания эмоций занимались не только психологи, но и специалисты других наук – эволюционные биологи, психиатры, программисты и т.д., которые выявили многие способности человека в этой области исследований [59]. Для того, чтобы избежать разночтения при исследовании проблемы идентификации и понимания эмоций человеком, американские психологи Сэловей П. и Мейер Дж. в 1990 году предложили, чтобы эти способности составляли унитарное понятие – «эмоциональный интеллект». Сами авторы рассматривают эмоциональный интеллект как подструктуру социального интеллекта, которая включает способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий [58, с.189]. Этими же учеными была разработана первая и наиболее известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта. Это сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов: 1) идентификация и выражение эмоций, 2) регуляция эмоций, 3) использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности [58, с.191] (рис. 1).
После нескольких лет более детального изучения данной проблемы Сэловей П. и Мейер Дж., доработали и уточнили предложенную модель, что отражено в ряде их публикаций, в некоторых случаях – в соавторстве с Карузо Д. [54]. Второй вариант модели основывается на представлениях, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами, при этом эмоции информируют человека о характере этих связей. Связи могут быть как актуальными, так и вспоминаемыми или воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению переживаемых эмоций.
В контексте такого обоснования, эмоциональный интеллект трактуется как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Дж. Мейер и П. Сэловей выделили четыре компонента – «четыре ветви модели эмоционального интеллекта», каждая из которых, в свою очередь, описывает «четыре области способностей или навыков», а все вместе – «многие области эмоционального интеллекта» [ 59 ] (рис. 2).
Эти компоненты выстраиваются в иерархию (на диаграмме – снизу вверх и слева направо), уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей.
Согласно усовершенствованной модели 1997г., эмоциональный интеллект включает следующие ментальные способности: 1) способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать эмоции; 2) способность иметь доступ и вызывать чувства, чтобы повысить эффективность мышления; 3) способность к пониманию эмоций, эмоциональному познанию; 4) способность к осознанной регуляции эмоций, управлению эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального развития. [53, с.12]. Четыре ветви диаграммы располагаются от основных (снизу) до более интегрированных в психологическом отношении процессов. Ветвь самого нижнего уровня отображает относительно простые способности восприятия и выражения эмоции, а ветвь самого высокого уровня – осознанного регулирования эмоций. У каждой ветви есть четыре блока с типичными примерами способностей. Способности, которые появляются в ходе развития личности относительно рано, находятся в левой части ветвей, а способности, развивающиеся позже – с правой.
Поскольку ранние навыки связаны с развитием (слева) обычно плохо объединяются друг с другом, они наиболее ясно иллюстрируют различия среди ветвей. Способности, развивающиеся в более позднее время (справа) появляются у более интегрированной личности взрослого человека и, следовательно, менее отличны. Каждая способность относится к эмоциям по отношению с себе и другим, кроме отмеченного иначе. Предполагается, что люди с более высоким эмоциональным интеллектом, будут проходить указанные этапы быстрее и будут проявлять большее количество указанных способностей. [53]
1. Восприятие, оценка и выражение эмоций. Самая нижняя ветвь диаграммы на рис. 2 касается безошибочности, с которой люди могут различать эмоции, идентифицировать эмоциональное содержание. Это первоначальный, основной компонент, имеющий отношение к невербальному восприятию и выражению эмоции. Выражения лиц, отображающих счастье, печаль, гнев и страх универсальны для распознавания этих эмоций у всех людей. Младенцы и маленькие дети учатся идентифицировать свои и чужие эмоциональные состояния и отличать их друг от друга. Вначале младенец отличает эмоциональные выражения лица родителя и отвечает на них. С возрастом ребенок более точно идентифицирует свои собственные мускульные и физические ощущения и окружающую среду (ветвь 1, блок 1). А зрелый человек может тщательно контролировать свои внутренние ощущения. Способность безошибочно воспринимать эмоции, отображаемые на лице или в голосе другого человека обеспечивает решающую отправную точку для более тонкого понимания эмоций.
2. Использование эмоций для повышения эффективности мышления. Этот компонент является таким же основополагающим, как и первый. Он отражает способность эмоций ориентировать познавательную систему и содействовать мышлению. Включает способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач. Например, позитивный настрой участвует в реализации творческой мысли, а колебание настроения можно использовать как средство анализа разных точек зрения на проблему.
3. Понимание эмоций. Эмоции передают информацию: счастье обычно указывает желание объединиться с другими людьми; гнев указывает желание напасть или вредить другим; страх указывает желание убежать, и т.д. Каждая эмоция передает свой собственный образец возможных сообщений и действий, связанных с этими сообщениями. Гнев, например, может быть связан с определенными наборами возможных действий: поддержание мира, нападение, возмездие и поиск мести и т.д. Понимание эмоциональных сообщений и действий, связанных с ними, является одним важным аспектом этой области навыка. Как только человек может идентифицировать такие сообщения и потенциальные действия, способность рассуждать об эмоциональных сообщениях и действиях становится также важной. Другими словами, полное понимание эмоций вызывает понимание значения эмоций вкупе со способностью рассуждать об этих значениях. Это является важным моментом в отношении этой группы эмоционально-интеллектуальных навыков.
4. Управление эмоциями. Эмоциями часто можно управлять. Человек должен понять, что эмоции передают информацию. В определенных пределах, когда эмоции находятся под контролем, человек может быть открыт для самых различных эмоциональных сигналов – до тех пор, пока не появятся наиболее сильные, подавляющие остальные. В пределах эмоциональной зоны комфорта человека становится возможной регуляция и управление собственными эмоциями и эмоциями других – для того, чтобы продвинуться к достижению собственных личных целей и социальных целей других людей [52].
Таким образом, способность распознавать и выражать эмоции (первая, нижняя «ветвь») является необходимой основой для порождения эмоций в целях решения конкретных задач (вторая «ветвь»). Эти две способности имеют процедурный характер. Они являются основой для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними (третья «ветвь»). Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции собственных и чужих эмоций (четвертая «ветвь»).
В 1990-е годы появились и другие модели, представляющие несколько иной взгляд на эмоциональный интеллект. Наиболее известными являются модели Гоулмена Д. и Бар-Она Р..
В 1995 г. Дэниелем Гоулманом (Daniel Goleman) была изменена и популяризирована первая модель эмоционального интеллекта Мейера Дж. и Сэловея. П.. К выделенным ими компонентам (идентификация и выражение эмоций, регуляция эмоций, использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности) Гоулман добавил ещё несколько – энтузиазм, настойчивость и социальные навыки [27]. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. Благодаря популярности книги Гоулмена «Эмоциональный интеллект» [16], впервые опубликованной в 1995 году, его модель приобрела большую известность не только среди психологов, но и в более широких кругах. В дальнейшем Гоулман Д. доработал структуру эмоционального интеллекта. В настоящее время она включает четыре, представленные на рис. 3, составляющих эмоционального интеллекта – самосознание; самоконтроль; социальная чуткость; управление взаимоотношениями – и 18 связанных с ними навыков [17].
Личностные навыки: эти способности определяют, как мы управляем собой.
Самосознание:
- Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений.
- Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей.
- Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одарённости.
Самоконтроль:
- Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы.
- Открытость: проявление честности и прямоты; надёжность.
- Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий.
- Воля к победе: настойчивое стремление улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества.
- Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности.
- Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.
- Социальные навыки: эти способности определяют, как мы управляем нашими отношениями с людьми.
- Социальная чуткость:
- Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам.
- Деловая осведомлённость: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.
- Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчинённых, клиентов или покупателей.
Управление отношениями:
- Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего.
- Влияние: владение рядом тактик убеждения.
- Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений.
- Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении.
- Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий.
- Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание социальных связей.
- Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды. [17, с.269]
Несомненной заслугой Гоулмана Д. является стимулирование людей к развитию личностных качеств, способствующих достижению успехов в тех или иных сферах деятельности. Тем не менее, очевидно, что среди структурных компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых Гоулманом, можно обнаружить не только эмоциональные способности, но и волевые качества, характеристики самосознания, социальные умения и навыки.
Модель Ревена Бар-Она даёт очень широкую трактовку понятия эмоциональный интеллект. Он определяет его как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [27]. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов (табл. 3, левый столбец). На их основе Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i (Emotional Quotient Inventory). Показатели EQ-i и их интерпретация представлены в табл. 3.
Показатели эмоционального интеллекта и их интерпретация по Бар-Ону [27, с.35]
Показатели эмоционального интеллекта
Способности и навыки эмоционального интеллекта,
оцениваемые по каждому показателю
Внутриличностные
Самосознание и самовыражение:
Осознание своих эмоций
Уверенность в себе
Самоактуализация
Безошибочно воспринимать, понимать и принимать себя
Знать и понимать эмоции
Эффективно и конструктивно выражать эмоции
Быть уверенным в себе и свободным от эмоциональной зависимости от других
Стремиться достигнуть личных целей и реализовать потенциал
Межличностные
Социальная компетентность и межличностные отношения:
Знать и понимать чувства других
Идентифицировать себя с социальной группой и сотрудничать с другими
Устанавливать взаимно удовлетворяющие отношения и иметь хорошие отношения с другими
Управление стрессовыми ситуациями
Эмоциональное управление и регуляция:
Терпимость по отношению к стрессовым ситуациям
Эффективно и конструктивно управлять эмоциями
Эффективно и конструктивно контролировать эмоции
Адаптируемость
Управление изменениями:
Объективно обосновывать свои чувства и мысли об окружающей реальности
Адаптировать и корректировать чувства и мысли в соответствии с новой ситуацией
Эффективно решать проблемы личного и межличностного характера
Преобладающее настроение
Самопобуждение:
Быть позитивным и смотреть на более яркую сторону жизни
Чувствовать себя довольным собой, другими и жизнью
В 2004 г. российский психолог Люсин Д.В. предложил принципиально новую модель эмоционального интеллекта [27, с.35]. Эмоциональный интеллект автор определяет как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Под способностью к пониманию и управлению эмоциями Люсин Д.В. понимает следующее.
Способность к пониманию эмоций означает, что человек
- может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
- может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
- понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.
Способность к управлению эмоциями означает, что человек
- может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
- может контролировать внешнее выражение эмоций;
- может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей, то есть можно говорить как о внутриличностном, так и о межличностном эмоциональном интеллекте. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако должны быть связаны друг с другом.
Люсин Д.В. считает неправильным трактовку эмоционального интеллекта как чисто когнитивной способности и предполагает, что способность к пониманию эмоций и управлению ими тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. Поэтому, как отмечает автор, эмоциональный интеллект можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками. Эмоциональный интеллект, по Люсину Д.В., – это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности [27, с.34]. Автор указывает на три группы таких факторов (см. рис. 4).
Принципиальные отличия описанных нами моделей эмоционального интеллекта состоят в следующем. Модель Сэловея и Мэйера, возникшая первой, включает в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Поэтому она была определена авторами как модель способностей. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик.
Так, Гоулман Д., соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. По этой причине Мейер Дж. и Сэловей П. считают модель эмоционального интеллекта Гоулмана неудачной, «так как в нее включены отдельные психологические качества, концептуально и эмпирически не зависимые друг от друг друга (например, они не коррелируют) [57].
Такого рода модели Мейер Дж. и Сэловей П. назвали смешанными моделями, поскольку «в концепции эмоционального интеллекта они смешивают много признаков, не связанных ни с эмоциями, ни с интеллектом, ни с эмоциональным интеллектом» [57], «смешивают центральную идею эмоционального интеллекта со множеством других черт личности (поэтому альтернативно их можно считать широкими моделями черт индивидуальности) [56]. В настоящее время под смешанными моделями эмоционального интеллекта в психологии понимаются модели, трактующие эмоциональный интеллект как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик. Крайним выражением этого сочетания можно считать модель Бар-Она, который вообще не относит когнитивные способности к эмоциональному интеллекту. Модель Люсина Д.В. не относится ни к одной из приведенных двух типов классификаций. Она принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. [27, с.38].
Итак, в психологии эмоционального интеллекта выделяются несколько ведущих теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Майера Дж., Сэловея П., Карузо Д.; теория эмоциональной компетентности Гоулмена Д.; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Бар-Она Р.; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Люсина Д. Содержательной характеристикой эмоционального интеллекта, которая объединяет перечисленные теории, является совокупность способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей.
Анализ теоретических воззрений высшеуказанных авторов позволяет определить эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию. Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, что обусловливает их более высокую адаптивность и эффективность в общении, они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
Источник