- Сделайтесь «как бы без чувств»
- Связанные статьи
- За грибками, но не в лес
- Вульгарная бородавка
- Не чувствую эмоций. Как обрести радость жизни
- Для кого чувства — смысл жизни
- Не хватает навыка проявления эмоций
- Запрет на чувства от родителей
- Бесчувственность после стресса
- Отсутствие чувств во время депрессии
- Возрождение чувств
Сделайтесь «как бы без чувств»
Связанные статьи
За грибками, но не в лес
Вульгарная бородавка
Такой совет в фильме «Женитьба Бальзаминова» дала подруга боязливой Капочке, когда родной дядя выгнал взашей ее жениха с мамашей. Если я вам задам вопрос о храбрости, то без преувеличения скажу, что при условии честного ответа, большинство окажутся трусами. Да-да! Возможно, с точки зрения гражданской позиции это звучит недостойно, но с точки зрения физиологии – вполне естественно и даже жизнеутверждающе.
Ни для кого не секрет, что трусы живут дольше героев и умирают они от благородной старости. Не нужно торопиться их осуждать, потому как любому человеку присуще чувство страха, если только он не страдает болезнью Урбаха-Вите, при которой разрушается миндалевидное тело, отвечающее за эмоции. Думаете, бояться плохо? Не спешите «делать себе мнение», а лучше послушайте пару аргументов за это интересное состояние, управляющее нашим поведением.
Вы заметили, что в последнее время люди все чаще страдают от тревожных состояний и фобий? Ничего удивительного. Современный мир довольно агрессивен и это не может не отразиться на нашем образе жизни и поведении. Давайте попробуем разобраться в довольно интересной и непростой реакции нашего организма.
Психологи характеризуют страх как эмоции, возникающие при надвигающейся реальной угрозе или же предполагаемыми событиями (даже если они со знаком «плюс»).Чувство страха заложено в нас генетически, поэтому мы рождаемся с уже определенным набором психоэмоциональных и соматических компонентов, проявляющихся в индивидуальных переживаниях и мимике. Как уже говорилось выше, первую часть страхов мы получаем по наследству. Вторую часть человек приобретает с жизненным опытом. К примеру, если ребенок, единожды прикоснувшись к горячему утюгу, навряд ли еще раз захочет до него дотронуться.
Страх может проявляться в форме паники, ужаса, испуга, беспокойства, волнения, сметения, тревоги и фобий – сильно выраженных, не поддающихся логическому обьяснению чувств, часто возникающих при отрицательном отношении к чему-либо (арахнофобии, гомофобии).
Профессор Ю.В. Щербатых в книге «Избавься от страха» выделил и описал три вида страхов:
- Биологический ( связанный с угрозой жизни и здоровью). Он направлен на источник действительной или же воображаемой опасности. Например, боль – это реальный фактор, поэтому боязнь предстоящей операции или же просто иньекции вполне понятна.
- Социальный (связанный с изменением социального статуса человека и самооценки личности, будь то выступление перед аудиторией или же контакты с другими людьми). Страх выглядеть смешным в глазах посторонних людей вызван неуверенностью в себе. Его корни лежат в глубоком детстве и воспитании.
- Экзистенциальные (связаны с интеллектом и затрагивают вопросы существования человека, его жизни и смерти)
Зачастую, все три категории страхов не имеют четких границ и тесно связаны между собой. К примеру, человек боится летать на самолетах. Мы тут же определим его в первую группу – биологическую, так как данный вид страха сопровождается паникой и страданием. С другой стороны, человек, имеющий подобную проблему, прекрасно осознает, что его страх к перелетам может навредить бизнесу, отразиться на заработке, а это уже снижает его социальных статус.
Конечно, страх нарушает комфортное существование человека и вполне заслуживает отрицательного к нему отношения, но давайте не будем делать поспешных выводов. У него имеется и обратная сторона – прогрессивная. З.Фрейд утверждал, что страх – это всегда нечто ощутимое недвусмысленное чувство, которое нас никогда не обманывает. Страх всегда побуждает к действию. Боязнь заболеть заставляет людей вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, не переедать и даже позитивно мыслить.
Дети часто спрашивают родителей, для чего человеку дан страх и можно ли научиться не бояться? Для начала попытаемся ответить на первую часть вопроса.
В экстренных ситуациях страх сигнализирует нам об опасности, мобилизует защитные функции организма, подталкивает личность к спасению, принятию быстрых решений и бегству. Во время страха человек способен с максимальной быстротой оценить ситуацию, проанализировать ее и оперативно принять решение. Насколько оно будет правильным, зависит от психоэмоционального состояния личности и его способности трезво оценивать происходящее. Здесь будет уместным упомянуть о двух видах страха: конструктивном и деструктивном. Для примера, рассмотрим несколько случаев из реальной жизни.
Незнакомец заходит в чужой двор и видит, как на него несется разъяренный пес. Человек в одно мгновение разворачивается на 180 градусов и с несвойственной для него прытью бежит от собаки и взбирается на высоченный забор, на который никогда бы не смог забраться в спокойном состоянии. Аналогичным является страх во время экзамена. Он помогает студенту вспомнить и применить все полученные знания, лишь бы ответить на поставленный вопрос. В данном случае мы видим пример конструктивного страха, помогающего мобилизоваться и без какого-либо ущерба для здоровья выйти из сложившейся ситуации.
Напротив, при деструктивной форме страха происходит подавление активности и даже ее блокировка. Если вернуться к ситуации с собакой, человек в лучшем случае закричит, закроет лицо руками и останется стоять на месте, а экзаменуемый студент, не умеющий справиться с паникой, скорее всего, получит далеко не лучшую оценку, несмотря на добросовестную подготовку. Страх сковывает двигательную активность, а вместе с ним и сознание.
Не так давно, моя знакомая рассказала историю, произошедшую с ней во время путешествия по Индии. Группу врачей, прибывших на симпозиум, повезли в природный заповедник, дабы там в полной мере насладиться красотой окрестностей. Для этого нужно было подняться на гору. Процесс подъема происходил по железной лестнице, очень напоминающую обычную пожарную, вмонтированную в стену дома. Охотники за положительными эмоциями выстроились в очередь и один за другим начали карабкаться по отвесной скале. Где-то на середине пути, героине моего рассказа захотелось посмотреть вниз. Как только она это сделала, ее охватил панический страх. Ноги вдруг стали ватными, руки холодными, а сердце начало колотиться с такой быстротой, что ей резко захотелось спуститься на грешную землю. Через несколько секунд, поняв, что обратного хода нет (из –за следующих за ней коллег), а перспектива рухнуть с огромной высоты становится очень реальной, она мобилизовалась и заставила себя продолжить восхождение. Что было после того, как все поднялись на гору, догадаться нетрудно. У нескольких человек почти одновременно произошли сердечные приступы и случились они совсем не от природных красот.
Очень часто испуг может легко перерасти в чувство страха даже тогда, когда опасность уже позади. В случае восхождения на гору, страх был конструктивным и умение контролировать свои эмоции не позволили развиться панике, ведущей к оцепенению, а за ним и к плачевному концу.
С точки зрения физиологии, при страхе всегда происходит выброс адреналина, который заставляет организм работать с усиленной нагрузкой. Если после гармонального выброса не произошло какой-либо двигательной активности ( агрессия, нападение, желание убежать), то это может привести к нежелательным последствиям. Повышается артериальное давление, учащается дыхание и сердцебиение, появляется дрожь в руках и ногах. В такой момент наши конечности начинают остро нуждаться в кислороде, и происходит перераспределение крови от верхней части тела к нижней. Если отток крови от головного мозга произошел слишком быстро, то человек просто-напросто теряет сознание. Подобные реакции нередко возникают у детей и натур с «тонкой душевной организацией». В прошлых веках было даже признаком хорошего тона прелестной барышне упасть в обморок или же, на худой конец, сделать «истерический мостик». Честно сказать, не всем с первого раза удавалось искренне лишиться чувств и требовалась определенная подготовка. Сей исторический факт является яркой демонстрацией того, что эмоциями можно и нужно учиться управлять. С помощью различных методик человека избавляют от фобий, но это происходит только в том случае, когда определяются и вскрываются глубинные причины их возникновения. Лучше бояться чего-то конкретного и научиться с ним грамотно справляться, а в последствии и контролировать, чем терзать себя чем-то неопределенным и пребывать в постоянном страхе.
Реакции на страх довольно стойкие и способны сохраняться длительное время даже тогда, когда они совершенно беспочвенны, поэтому главным условием в борьбе с ним является воспитание устойчивости и умение владеть собой при его возникновении.
Конечно, страх довольно неприятная вещь. Если его вовремя не присечь и позволить развиться, то он может легко перерасти в навязчивое состояние. Бывает достаточно подумать о предмете душевных терзаний, как тут же развивается паническая атака. В таких случаях нужно научиться быстро переключаться на позитив, лишь бы поскорее уйти от неприятных мыслей, советуют учебники по психологии. Естественно, что в подобных ситуациях не каждый может справиться самостоятельно, поэтому часто бывает необходима помощь хорошего психолога.
Избавиться от экзистенциальных страхов человеку помогает вера в Бога. Приобретение вечной жизни дает надежду всякому, кому мысли о неизбежной смерти доставляют тяжкие страдания.
Так что же такое страх, наказание или благо, данное нам во спасение? Наверное и то и другое. Все зависит от того, как к нему относиться и как научиться использовать его себе во благо. И под конец, уместным будет вспомнить совет котенка Гав: «Нужно правильно бояться, чтобы не было страшно».
Источник
Не чувствую эмоций. Как обрести радость жизни
«Не чувствую эмоций» — это переживание смерти подобно. Конечно, эта ситуация не нормальна. Когда есть желание испытывать чувства, оно должно реализоваться. И если не получается, нужно выяснять, почему я не чувствую эмоций. Как заполнить эмоциональную пустоту и вернуть прежнюю яркость жизни?
«Не чувствую эмоций» — это переживание смерти подобно. Возможно, раньше жизнь была полна красками, но они почему-то поблекли. Нет прежнего энтузиазма, нет желаний, нет чувств. Или окружающие говорят, что вы эмоционально закрыты, не отзывчивы. Вы, может, и хотели бы наладить связи с людьми, поддержать близких, но не получается — внутри пусто. Иногда остается только притворяться, что вам хорошо, чтобы не потерять тех, кто рядом.
Конечно, эта ситуация не нормальна. Когда есть желание испытывать чувства, оно должно реализоваться. И если не получается, нужно выяснять, почему я не чувствую эмоций.
Как заполнить эмоциональную пустоту и вернуть прежнюю яркость жизни? Разобраться с этими вопросами поможет психоанализ, который дает тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Для кого чувства — смысл жизни
Не для всех отсутствие чувств так критично. Всего 5 % людей ощущают себя живыми, только когда испытывают сильные эмоции. Это люди со зрительным вектором в психике. Они очень эмоциональны от природы, ведь их предназначение в том, чтобы любить, сочувствовать, впечатляться, общаться. Другие тоже делают это, но гораздо менее эмоционально и не столь зависят от проявления чувств.
Когда эта способность пропадает (а желание-то любить остается), у людей со зрительным вектором теряется смысл, возникает дискомфортное состояние тревоги и страха одиночества, отделенности от людей и жизни.
Почему вы ничего не чувствуете:
не хватает навыка создавать эмоциональные связи;
наложен запрет на чувства в процессе воспитания;
произошла потеря чувствительности после сильного стресса;
чувства подавлены из-за депрессии, отсутствия смысла жизни.
Разобраться с этими причинами нам помогут реальные истории из жизни, выписанные на психологических форумах.
Не хватает навыка проявления эмоций
«Не чувствую чувств и эмоций. С одной стороны, уже как-то привык к этому. С другой стороны, огорчаю своих близких, а главное — свою девушку. Я не могу сопереживать людям. У меня не возникает желания встретиться и пообщаться. Больше провожу времени в одиночестве, хотя и это не доставляет мне удовольствия. Родители развелись, когда мне было 10 лет. Отца я больше не видел, мама была все время на работе. Я вырос с бабушкой. У нас не было принято показывать свои чувства, и я до сих пор удивляюсь, когда родственники обнимаются, говорят о своей любви друг к другу. Хочу научиться сопереживать, чтобы не бояться близких отношений».
Если так было всегда, то отсутствие чувств связано с тем, что в детстве не сформировался навык их реализации. Каждый зрительный ребенок рождается с большим эмоциональным потенциалом, но, если в детстве были травмы или родители не уделяли внимания развитию чувственной сферы ребенка, он не умеет пользоваться своими способностями.
Мы видим, что наш герой болезненно перенес развод родителей: маленького зрительника разрыв эмоциональных связей сильно травмирует. В семье было не принято проявлять любовь, разговаривать по душам. Чувства не получили развития. Хотя желание есть, оно не обеспечено навыком.
«Испытываю эмоции, только когда фантазирую или в одиночестве смотрю фильмы, читаю книги. С людьми не умею контактировать, они мне не интересны. Приходится притворяться, чтобы наладить контакт с девушками или детьми, но они ощущают фальшь и не хотят со мной общаться».
Чувства должны быть направлены в первую очередь на других людей. Навык радоваться жизни — это умение жить среди других людей. Заменители живого общения — книги, фильмы, — не помогут испытать настоящую радость от жизни. Почему это так, объясняет Юрий Бурлан. Посмотрите фрагмент тренинга:
Запрет на чувства от родителей
Есть социальный стереотип, что мужчины не плачут. Поэтому часто воспитание мальчиков подразумевает запрет на слезы: «Ты чего нюни распустил? Будь мужиком!» Но такой подход неприменим, когда речь идет о чувствительном мальчике со зрительным вектором. Ему-то как раз нужно плакать слезами сочувствия над какой-то грустной историей, иначе его чувства окажутся заперты, и он не сможет проявить свое предназначение в этой жизни — любить, сопереживать.
В русском менталитете вообще плакать стыдно, поэтому такой запрет в нашей стране может касаться и девочек: «Перестань плакать! Держи себя в руках! Как тебе не стыдно, ты же сильная! Что люди скажут?» И девочка со зрительным вектором оказывается не способна любить, когда вырастает.
Послушайте, как Юрий Бурлан рассказывает о том, почему нельзя сдерживать слезы:
Бесчувственность после стресса
«Два года назад перенес сильную стрессовую ситуацию. С тех пор хожу как каменный — не могу ни радоваться, ни грустить, ни даже бояться чего-либо. Пропало чувство юмора. Раньше был творческим человеком, и моя эмоциональная чувствительность для меня много значила. Как вылечиться?»
«Раньше я был очень веселым и жизнерадостным, но в 18 лет у меня полностью выключились эмоции после стрессового периода в жизни. Без них я просто овощ. Как будто онемело все внутри. Не испытываю любви к людям, даже к своим родителям. Говорю слова, а за ними пустота. Хочется, как раньше, любить, ненавидеть, говорить от чистого сердца».
Стресс может быть разный — насилие, разрыв отношений с эмоционально значимым человеком, осмеяние первой любви. Таких историй очень много, когда эмоционально непереносимые ситуации заставляют людей — осознанно или бессознательно — отказаться от чувств. Сознательно — когда человек просто себя сдерживает.
Например, была ситуация трагической неразделенной любви и вынесенный из нее «урок»: «Я больше никогда не буду влюбляться. Это слишком больно». Или нереализованные чувства вызывают постоянные истерики, слезы. Кажется, что жизнь — сплошной стресс. А потом принимается решение: «Я запрещаю себе плакать. Я больше никогда не буду смотреть тяжелые фильмы и читать книги, которые вызывают слезы».
К сожалению, отказ от чувств проблемы не решает. Со временем развивается бесчувственность — человек действительно как будто бы обретает эмоциональное спокойствие, к которому он стремился. Но желание применить свои богатые эмоциональные способности никуда не делось. Оно будет проявляться в страхах, панических атаках. На телесном уровне может появиться психосоматика. Например, человек не ощущает гнев, но телесно у него может возникать сердцебиение, удушье, ком в горле.
Отсутствие чувств во время депрессии
«Никогда не было эмоционального контакта с близкими и друзьями. Вообще ни с кем не складывались отношения. Уходила в загул — бесконечные пьянки, тусовки, но в итоге только еще большая пустота внутри. Пытаюсь насильно себя чем-то заинтересовать, но надолго меня не хватает. Снова скатываюсь в это бесчувственное состояние, когда ничего не радует. Последнее время развилась непереносимость никотина, кофеина и алкоголя, хроническая усталость. Только не советуйте мне психологов. Ходила, пила таблетки — не помогает».
«Я не чувствую эмоций… Только страх, что жизнь пройдет, а я так и буду наблюдать за ней как из окошка, как будто фильм смотрю. Не получаю удовольствия ни от любимых дел, ни от еды. Настроение всегда плохое. Хочется плакать. Живу как в вакууме, как в кошмарном сне».
Если наряду со зрительным вектором у человека есть и звуковой, он может испытывать депрессию — болезненное состояние, вызванное отсутствием смысла жизни. Что бы он ни делал, куда бы ни направлял свой интерес, в итоге все сводится к бессмысленности происходящего. Только когда человек реализует себя, он способен ощущать настоящую радость от жизни. А когда он не знает, для чего он появился в этом мире и что ему делать, он испытывает пустоту от отсутствия смысла жизни.
Именно это и ощущает человек со звуковым вектором, когда не может понять свои желания, которые отличаются от устремлений большинства людей, ведь они нематериальны. Вектор его желаний направлен на познание — себя и других людей. В этом мире слишком многое отвлекает его, не дает понять себя и реализовать цель своей жизни. Он чувствует себя странным, иным, отличным от других. Не вписывается в жизнь. Сравнивает себя с другими и не в свою пользу. Задается вопросом: «Почему они счастливы и радуются жизни? Почему я не чувствую тех же эмоций?»
Депрессия и апатия идут рука об руку, когда не хочется вставать и что-то делать, когда ничего не радует, когда нет сил жить и накрывает беспросветная усталость. Звуковой вектор в состоянии нереализации оказывает влияние на эмоции — они как будто замораживаются, потому что и в них нет никакого смысла.
Что же делать, чтобы вернуть чувства?
Возрождение чувств
«Были у меня такие состояния. Приходилось заставлять себя жить. Через усилие шла и делала что-то. Через пелену, через замороженность. Выгнала себя в мир. Начала жить. Просто очень хотелось быть нормальной».
«Когда училась в школе, были проблемы дома, с родителями. Тоже радость от жизни ушла. Но поделилась с другом, рассказала ему все, сказала, что хочу снова почувствовать радость. Он вечером принес котенка. Я начала заботиться о нем и постепенно вытянула себя из этого состояния. Не нужно сдаваться. Всегда есть люди и ситуации, в которых вы нужны».
Направление наружу от зацикленности на себе и своих состояниях — верное. Но без осознания причин и способов заполнения эмоциональной пустоты такие действия редко дают результат. Стойкое избавление происходит через системный психоанализ. Вы можете сделать это самостоятельно на тренинге «Системно-векторная психология».
Что дает тренинг:
Осознание детских травм, особенностей воспитания в семье, последствий стрессов. За счет этого происходит избавление от их влияния на жизнь. Когда негативные программы выводятся из тайников бессознательного на свет, это лишает их влияния на вас. Слезы очищения на тренинге открывают чувства, дают к ним доступ.
Понимание себя, своих желаний, степени их реализации. Вы начинаете видеть, чего на самом деле хотите и как правильно реализовать свои желания, чтобы они не создавали психологических проблем. Вы обретете смысл жизни, потому что без него невозможно почувствовать себя счастливым.
Выход из сосредоточенности на себе в сосредоточенность на людях, на мире. Во время тренинга это случается само собой: в процессе изучения психологии другие люди естественным образом становятся вам интересны. Они начинают вызывать симпатию, эмоциональную привязанность, любовь, отсутствие которых и вызывало уныние и апатию.
Все это поможет обладателям как зрительного, так и звукового вектора. Первые наконец-то поймут, что мешало им реализовывать их природное предназначение — сопереживать, любить. Вторые обретут смысл жизни, найдут ответы даже на неразрешимые вопросы и, если захотят, найдут единомышленников, а вместе с этим вернутся и все краски жизни.
До тренинга Дина была настолько сосредоточена на себе, что не чувствовала эмоций. Даже шутки казались ей несмешными. Она притворялась, что радуется жизни. Впервые после тренинга она почувствовала себя живой:
Антон видел, что окружающие его люди счастливы. Умом он понимал, что счастье есть, но сам его не испытывал. После тренинга он почувствовал интерес к жизни, к людям и наконец-то ощутил счастье, удовлетворение от реализации:
Юлия ходила на работу как робот, делала ее хорошо, но ничего не чувствовала. Жизнь продолжалась, она так же ела, пила, ходила в спортзал, но внутри понимала, что умирает. Когда она проходила тренинг, ей стало казаться, что деревья становятся зеленее, а птицы поют звонче. Стала появляться радость…
Тренинг «Системно-векторная психология» помогает обрести способность глубоко чувствовать, навык радоваться жизни, каждому ее мгновению, легкому дуновению ветерка и каплям дождя на лице. Жизнь не так длинна, чтобы проводить ее в унынии.
Источник