Самооценка эмоционального состояния градусник

Самооценка эмоционального состояния градусник

Гнев, страх, раздражение, обида, ревность — не в силах справиться с сильными эмоциями, дети склонны впадать в истерику или, наоборот, полностью закрываться от окружающих. Родителям в таком случае стоит сделать упор на трех вещах: научить ребенка определять свои чувства, признать их важность и дать приемы, позволяющие управлять эмоциями. Вот несколько упражнений из наших книг, которые помогут на этом пути.

Градусник настроения

Прием из книги «Где живут эмоции?»: нарисуйте от руки специальный градусник для измерения эмоций ребенка. Ноль будет означать, что настроение на нуле, а +10 — состояние, когда ребенка невозможно удержать: он бегает, веселится и с удовольствием изучает новое.

Давая такое упражнение первый раз, проговорите уровень настроения малыша в данный момент. Проговорите, как оно будет меняться, если показатели по шкале будут двигаться вверх и вниз. Таким образом ребенок начнет постепенно учиться самоконтролю.

Затем усложните задачу: предложите отмечать «градусы» в течение недели. Для этого можно нарисовать вот такую табличку и повесить ее на видное место — например, на холодильник.

А в конце недели соедините все точки линией и получите график настроения.

Дыхание

Глубокое дыхание — самый простой способ справиться с негативными эмоциями. Научить ребенка этому проще всего через игру.

Множество дыхательных техник описано в серии сказок про Гастона. К примеру, в книге «Гастон стесняется» маленький единорожек пытается представить себя большим и смелым тигром, который легко побеждает смущение.

Вот какое упражнение ему помогает:

  1. Закрыть глаза и представить, что перед тобой — красивый костюм тигра;
  2. Сделать вдох через нос, надувая при этом живот, и провести руками сверху вниз, как бы надевая на себя костюм;
  3. На секунду задержать дыхание и выдохнуть через рот.

Проделать это упражнение нужно 3 раза — ведь тигром стать не так просто!

Танец эмоций

С помощью танца можно научиться не только «выпускать пар», но и давать сигнал окружающим о том, что сейчас чувствует ребенок. Об этом пишет Виктория Шиманская в книге «Где живут эмоции?».

Предложите малышу придумать свои движения для каждой из эмоций. К примеру, разозлившись — топать ногами, когда страшно — приседать, испытывая интерес — кружиться на месте, радуясь — подпрыгивать на одной ноге.

Исполните вместе получившийся танец эмоций и скажите, что ребенок может делать так каждый раз, когда он окажется не в силах справляться с чувствами.

Игра «Крокодил»

Хороший способ изучить эмоции — сыграть в игру, посвященную им. Его описывает нейропсихолог Татьяна Ланговая в комментариях к книге «Улыбочку, Красная Шапочка».

Если ребенок еще маленький, можно называть эмоции и просить показать их с помощью мимики и жестов. Потом перейти к угадыванию.

Затем усложните игру: описывайте эмоции, рассказывая о движениях, позе, мимике, которые ее сопровождают, и просите ребенка угадать, что имеете в виду. Например: «Когда ты испытываешь эту эмоцию, твои плечи опущены, руки висят, уголки губ смотрят вниз, глаза прикрыты, голос тихий» (грусть).

Играйте всей семьей, считайте очки — пусть это выглядит как веселое соревнование.

Выслушивание

Последний прием подойдет скорее для родителей, однако без него вся остальная работа может оказаться менее эффективной.

Об этом подробно пишет профессор психологии Джон Готтман в пособии «Эмоциональный интеллект ребенка». Не запрещайте ребенку выражать свои чувства, помогите понять и принять их.

Сядьте на одном уровне с ребенком, сделайте глубокий вдох и сосредоточьтесь. Ваше внимание даст ребенку понять, что вы серьезно относитесь к его проблеме и готовы потратить на нее время.

Используйте все органы чувств: зрение, чтобы наблюдать за физическими проявлениями эмоций ребенка, воображение, чтобы взглянуть на ситуацию с другой точки зрения, и слова, чтобы обозначить эмоцию.

Дайте понять, что считаете чувства обоснованными. Допустим, ребенок расстроен из-за того, что бабушка прислала подарок брату, а не ему. Вместо слов вроде «Ну и что?», «Да и черт с ним» или «Не грусти» ответьте на этот порыв чувств

простым наблюдением: «Ты хочешь, чтобы бабушка прислала пакет и тебе? Бьюсь об заклад, ты немного завидуешь». Или расскажите историю из собственного опыта: «Раньше, когда я был маленьким, я тоже ревновал, если твоя тетя получала подарок». Эта фраза позволит ребенку понять, что его эмоции обоснованны, ведь даже папа и мама испытывали их.

Источник

Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»

Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»

Методика разработана и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Она может использоваться в процессе учебных занятий и трудовой деятельности. Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике.

Инструкция. Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Выберите ту шкалу, которая в наибольшей степени соответствует Вашему состоянию в данный момент, и пометьте любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния.

Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям: восторженному, радостному, светлому (приятному); спокойному, уравновешенному; безразличному, скучному, дремотному; раздраженному, пресыщенному

Интерпретация данных. Расположение знака до 36 градусов соответствует слабой выраженности состояния, от 36 до 37 градусов — средней выраженности состояния, от 37 до 38 градусов — высокой выраженности, а от 38 до 39 градусов – очень высокой выраженности данного эмоционального состояния.

Источник

Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»

Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Она может использоваться в процессе учебных занятий и трудовой деятельности. Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике.
Инструкция. Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Выберите ту шкалу, которая в наибольшей степени соответствует вашему состоянию в данный момент, и пометьте любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния.

Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям: восторженному, радостному, светлому (приятному); спокойному, уравновешенному; безразличному, скучному, дремотному; раздраженному, пресыщенному.

Интерпретация данных.

Расположение знака до 36 градусов соответствует слабой выраженности состояния, от 36 до 37 градусов — средней выраженности состояния, от 37 до 38 градусов — высокой выраженности, а от 38 до 39 градусов — очень высокой выраженности данного эмоционального состояния.

Источник: Ильин Е. П. — СПб: Питер, 2001. «Мастера психологии».

Источник

Текст книги «Эмоции и чувства»

Автор книги: Евгений Ильин

Психология

Текущая страница: 45 (всего у книги 65 страниц) [доступный отрывок для чтения: 24 страниц]

При анализеполученных зависимостей выявить области, где величины вегетативного ответа принимают экстремальные значения. Выявить наиболее и наименее информативные показатели. Проанализировать, как связана вероятность правильного ответа с величиной вегетативного ответа, выявить области наибольшей точности ответа.

2. Психологические методики изучения эмоциональных состояний

Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением

Методика опубликована в книге: Практические занятия по психологии / Под ред. А. Ц. Пуни. – М.: ФиС, 1977. Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения включает в себя оценку поведения, внимания, мимики, пантомимики, движений, статических поз, речи, вегетативных сдвигов.

Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Пониженная реактивность. . 1

Поведение не отличается от обычного. Деловитость. Сознание направлено на предстоящую соревновательную деятельность (правильное и рациональное исполнение упражнений, тактических приемов и т. п.) . 2

Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено на возможный конечный результат (итог) соревнования . 3

Частая смена настроений, раздражительность. . 4

Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты . 1

Мимика и пантомимика не отличаются от обычных . 2

В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре . 3

Мимика напряженная, челюсти сжаты, желваки на щеках, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения головой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз. Бурная жестикуляция . 4

Движения замедленные, вялые . 1

Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно . 2

Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движений нет . 3

Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излишними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движениями всего тела . 4

Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие статические положения . 1

Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами . 2

Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной смене. . 3

Позы неудобные, частая их смена . 4

Речь замедленная, вялая, маловыразительная. Тихий голос . 1

Обычная речь . 2

Речь более учащенная, более громкая или более выразительная, чем обычно . 3

Речь частая. Окончания слов произносятся нечетко. Заметные изменения в интонации голоса . 4

Вегетативные сдвигиПульс и дыхание обычные или замедленные. Побледнение кожных покровов лица. Легкое недомогание, ощущение вялости, слабости. Мышцы расслаблены больше, чем всегда, трудно напрячь их . 1

Пульс и дыхание обычные. Цвет лица без изменений. Тонус мышц обычный . 2

Пульс несколько учащен (на 5-10 ударов в минуту). Дыхание чаще, чем обычно. Покраснение кожных покровов лица. Тонус мышц обычный или несколько повышен . 3

Пульс значительно учащен. Дыхание частое, поверхностное. Повышенное потоотделение. Повышенный диурез. Резкое покраснение кожи лица и тела. Мышцы напряжены . 4

Протокол оценок внешних проявлений эмоционального возбуждения

В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения. Оценка 2 балла соответствует обычному – фоновому – эмоциональному состоянию, свойственному человеку, находящемуся в спокойной обстановке; оценка 1 балл – недостаточному эмоциональному возбуждению (предстартовой апатии); оценка 3 балла – повышенному по сравнению с обычным уровню эмоционального возбуждения (для многих спортсменов он является оптимальным, соответствующим состоянию готовности); оценка 4 балла – состоянию предстартовой лихорадки, когда внешние проявления эмоций свидетельствуют об их чрезмерной интенсивности.

Методика «Шкала дифференциальных эмоций»

Методика взята из книги: Ротина Л. Н.Развитие эмоционального мира личности: Учебно-методическое пособие. – Минск, 1999.

Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) – инструмент самоотчета, созданный для оценки выражения индивидом фундаментальных эмоций или комплексов эмоций. Она представляет собой список общеупотребительных определений, которые в то же время стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций. С помощью этой шкалы можно оценивать целый ряд эмоций человека. Изменение в инструкции позволяет использовать тот же самый набор шкал для оценки эмоциональных переживаний (частота, с которой в течение определенного времени переживается эмоция, может рассматриваться как «эмоциональная черта»). Эта модификация шкалы была обозначена как вторая шкала дифференциальных эмоций. И первая и вторая шкалы состоят из 30 прилагательных (по три для каждой из 10 фундаментальных эмоций). Инструкция к первой методике требует от индивида оценить по пятибальной шкале интенсивности степень точности, с которой каждое слово описывает то, что он чувствует в настоящее время. В инструкции ко второй методике индивида просят проанализировать определенный период времени (продолжительность которого может варьироваться) и оценить частоту, с которой он испытывал каждую эмоцию в течение этого времени. Цель второй шкалы – определить, как часто некто переживает каждую из фундаментальных эмоций, причем частота переживания данной эмоции рассматривается как показатель «эмоциональной черты». Ниже дается перечень слов, отражающих различные эмоциональные переживания.

6. Чувствующий омерзение

9. Застенчивый 10. Сожалеющий

16. Чувствующий отвращение

26. Чувствующий неприязнь

28. Сеющий панику

Определения 1,11 и 21 относятся к интересу; 6,16,26 – к отвращению; 2,12,22 -к радости; 7,17,27 – к презрению; 3,13,23 – к удивлению; 8,18,28 – к страху; 4,14, 24 – горю; 9, 19, 29 – к стыду; 5, 15, 25 – к гневу; 10, 20, 30 – к вине.

Подсчитывается сумма баллов, набранная при ответах при первом и втором задании (первая и вторая шкала), для каждой эмоции. Диапазон выраженности эмоции -от 0 до 15 баллов. Сравнение суммы баллов по каждой эмоции выявляет преобладающую эмоцию в данный момент (по первой шкале) и частоту ее проявления (по второй шкале).

Модифицированная методика Т. Дембо «Размещение себя на шкале»

Используется в психопатологической практике в целях выявления самооценки испытуемого, представления человека о том, насколько он счастлив. Процедура оригинального эксперимента такова. Экспериментатор показывает испытуемому лист бумаги с начерченной на нем вертикальной линией и просит представить, будто на этой линии расположилось все человечество: вверху – самые здоровые, внизу – самые больные. Задача больного – отметить крестиком свое место на этой импровизированной шкале. После того как он это сделает, проводится еще одна линия и предлагается аналогичная задача, с той лишь разницей, что оценка идет не по шкале здоровья, а по шкале ума (вверху – самые умные, внизу – самые глупые). Процедура, таким образом, позволяет выявить самооценку по ряду параметров. Вся длина линии (100 мм) принимается за 100% и высчитывается расположение крестика от нуля.

Модификация методики состоит в том, что в качестве шкал выбираются четыре эмоции – радость, гнев, страх и печаль. Испытуемому дается письменная инструкция и лист бумаги с четырьмя параллельными вертикальными отрезками прямых (каждый отрезок имеет длину 100 мм, не проградуирован, обозначены словами только его концы: нижний – «минимум», верхний – «максимум». Каждый отрезок является шкалой, на которой испытуемый должен крестиком отметить свое место в отношении здоровья, чувства оптимизма (радость), подверженности к проявлениям чувства гнева, тревоги (страха) и печали. Шкала «здоровье» дается для ознакомления испытуемого с заданием, оценка по ней не учитывается. Данные по остальным шкалам выражаются количественно: числом миллиметров от начала шкалы до крестика, поставленного испытуемым (в %).

Эта методика может использоваться и во втором варианте, с привлечением зна-ющих данного испытуемого судей. Высчитывают средние арифметические оценок, данных несколькими судьями.

Особенностями модифицированной методики Т. Дембо являются глобальность оценки и предельная открытость целей эксперимента перед испытуемыми и судьями. Недостатком методики является возможная неискренность испытуемого, возможное отсутствие у него рефлексивного опыта, наличие симпатий или антипатий между судьями и испытуемым, различия субъективных шкал у судей.

Методика «Склонность к постоянному пониженному настроению (дистимии)»

Методика предложена В. В. Бойко.

Инструкция.Отвечайте «да» или «нет» на нижеследующие ситуации. Текст опросника

1. Вы унылый, редко радующийся человек.

2. Вам трудно быть абсолютно беззаботно веселым, «отключившись» от всех забот.

3. Вас трудно чем-либо обрадовать.

4. Вы оцениваете жизнь в целом пессимистично.

5. В будущем вы не ожидаете радостей.

6. У вас часто несколько подавленное настроение.

7. Жизнь вам кажется трудной.

8. Вы равнодушны к анекдотам (или не любите их).

9. В беседе вы скудны на слова.

10. Вас часто посещают мрачные мысли.

11. Хорошая солнечная погода не вызывает у вас душевного подъема.

12. Вы чувствуете себя не совсем уютно в шумной, веселой компании. Обработка данных и выводы.За каждый утвердительный ответ начисляется по 1 баллу. Подсчитывается общая сумма баллов. Если опрашиваемый получил 10-12 баллов, то у него дистимия, определяющая стиль его жизни, 5-9 баллов – у него заметна тенденция к пониженному настроению, 4 балла и меньше – такой тенденции у него нет.

Методика САН (самочувствие, активность, настроение)

Методика предложена В. А Доскиным с соавторами (1973) и состоит из 30 биполярных шкал, которые группируются в три категории: самочувствие, активность и настроение.

Инструкция.На выданном бланке вам нужно выразить оценку своего состояния по каждой позиции в баллах в соответствии с имеющейся шкалой (зачеркните соответствующую цифру). Если вы не можете определить свое состояние по какой-нибудь позиции, то зачеркните 0.

Бланк для регистрации ответов ФИО ____________________________Возраст _________________________Дата

Источник

Оцените статью