Сами говорят двигаются передают эмоции малыш общается с ними только визуально

Как научить ребёнка выражать свои эмоции

Вместе с психологом разбираемся, какие есть виды и способы выражения эмоций у детей и почему так важно обозначать эти состояния.

Полина Жданова

Координатор тьюторов и психологов в «Домашней школе Фоксфорда», магистр консультативной психологии и аспирант НИУ ВШЭ. Знает, как помочь выражать чувства и эмоции.

Для начала разберёмся с понятиями:

  • эмоции — это психические реакции человека на ситуацию;
  • чувства — это эмоциональные процессы, в которых отражается отношение.
    Например: «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этой собаки» — чувство, связанное с отношением к определенному объекту.

Зачастую дети не знают, как им реагировать на ситуацию или как справиться с тем потоком ощущений, что зарождается в них. Поэтому задача родителя — не подавлять чувства и эмоции чада, а научить контролю и управлению. Внимание к эмоциям ребёнка — это важнейший компонент развития эмоционального интеллекта (ЭИ).

Виды и способы выражения эмоций

Современная психология выделяет три способа выражения эмоций:

  • ненастойчивый — по человеку часто невозможно догадаться об истинном состоянии;
  • агрессивный — так называемое «ты-послание», когда ответственность за вызванную эмоцию перекладывается на партнёра (например, «ты просто вывел меня из себя»);
  • открытый (уверенный) — наоборот, «я-послание» (например, «я огорчена, потому что есть ощущение, что ты что-то не договариваешь»).

Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил восемь основных видов эмоций (на картинке они находятся в центре) и связанные с ними производные. Он также подчеркнул, что эмоция состоит из трёх компонентов:

  • возбуждение в организме человека;
  • особое переживание в теле, например, дрожь;
  • экспрессия, например, повышающаяся интонация.

Как ребёнок выражает свои эмоции

Эмоции бывают положительными и отрицательными. Формы выражения эмоций могут быть разными: слова, действия или внутренние переживания.

Ребёнок может плакать, когда ему дискомфортно, больно или нужна мама рядом, и улыбаться, когда он сыт и доволен. Уже начиная с этого этапа, родители могут совершить типичную ошибку — говорить ребёнку: «Не плачь», «Прекрати себя так вести», «Тише, сейчас все разбегутся». В таком случае родители как бы запрещают ребёнку чувствовать, проявлять свои эмоции. Спрятанные ощущения малыша могут найти выход в других ситуациях, например, психосоматике или агрессивном поведении с другими детьми.

Когда ребёнок взрослеет, он уже может выражать эмоции словами. Например, говорить, что ему грустно или радостно. Здесь частая проблема — это чёрно-белый мир. Ребёнок не различает оттенки эмоций, а родители не стремятся расширить его представления об этом.

В раннем возрасте дети совершенно не контролируют свои эмоции, которые ярко вспыхивают и быстро гаснут. Ко второму году жизни у детей формируется интерес друг к другу, к третьему — чувствительность к отношениям со сверстниками, к четвёртому — появляется готовность оценивать поступки. Уже к 5–6 годам эмоция регулирует действия ребёнка, а к 7 — зарождается сопереживание. А дальше ребёнок учится контролировать эмоции.

Как научить ребёнка выражать эмоции

Выслушайте

Для того, чтобы ребёнок учился выражать эмоции, очень важно дать ему возможность выразить любые, даже самые сложные чувства в безопасной обстановке без осуждения.

Признайте важность эмоций

Подчеркните, что чувствовать и эмоционировать — это нормально. «Я понимаю, что ты расстроился», «Да, это неприятная ситуация». Не обесценивайте его чувства: то, что пустяк для вас, для него — целый мир.

Создавайте словарик эмоций

Например, «Я счастлив», «Я рад», «Я расстроен», «Я злюсь». Задавайте ребёнку вопросы: «Какое у тебя сейчас настроение? Какую эмоцию испытываешь из-за этого события?».

Обозначайте свои чувства

Ребёнок учится делать то же самое, что видит в поведении родителя. Если вы выражаете свои эмоции, ребёнку будет легче этому научиться, «Я рада, что ты съел целую тарелку каши», «Я расстраиваюсь, когда ты уходишь из дома, но забываешь мне сообщить».

Ищите альтернативные варианты выражения сложных чувств

Например, ребёнок может выместить злость на подушке или нарисовать свою грусть.

Планируйте пути решения

Например, если у ребёнка случился конфликт с одноклассником, подумайте вместе, как он может поступить и как отреагировать. Ситуацию можно проиграть по ролям.

Обсудите героев

Посмотрите вместе мультики или кино, обсудите поступки героев, их мотивы, эмоции и предложите ребёнку поразмыслить, как бы он поступил в сложившейся ситуации.

Формируйте «я-позицию»

Для того, чтобы ребёнок мог выражать свои чувства и эмоции, ему нужно научиться обозначать их через «Я»: «Я огорчён», «Мне было неприятно». Так ребёнок не будет винить другого человека (например, «Ты поступил отвратительно»), а будет выражать своё отношение к произошедшему.

Запишите ребёнка на курсы

Например, в «Домашней школе Фоксфорда» наставники помогают детям развивать такой важный навык, как эмоциональный интеллект, благодаря чему ребёнок сможет лучше понимать свои и чужие эмоции и чувства.

А при таких эмоциональных трудностях в поведении, как агрессивность и плаксивость, проблемах с контролем эмоций можно пройти консультации психологов, которые помогут выявить причины эмоциональных проблем и дадут рекомендации.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Источник

Язык жестов… для обычных малышей… ))

Ребенку, который еще не умеет говорить, важно знать, что он может выразить свои потребности и переживания с помощью звуков и жестов

Младенец пока не научился выражать свои желания с помощью слов. Но есть ведь и другие навыки общения.

О своих потребностях малыш сообщает маме с помощью звуков или действий. Он может указывать пальчиком, качать головой в знак отрицания, тянуться к предмету или к человеку, протягивать ему ту или иную вещь, улыбаться, махать ручкой и хлопать в ладоши. Есть и так называемый способ имитации реальных действий (например, закрыть глазки, тем самым как бы сообщая: „Хочу спать»).

Заложено от рождения

Ребенку, который еще не умеет говорить, важно знать, что он может выразить свои потребности и переживания с помощью звуков и жестов. А теперь вспомним, с каким вниманием мы прислушиваемся к малышу, стараясь различить в его лепете первые „ма-ма-ма», и с какой небрежностью относимся к возможности общаться с ребенком с помощью жестов.

Между тем способность к общению посредством жестов заложена в человеке от рождения. Именно благодаря ей без предварительной тренировки люди при необходимости могут изъясняться знаками.

Покажи детский знак

Первыми, кто всерьез обратил внимание на возможность общения с малышами с помощью жестов, были американские ученые. Их исследования однозначно подтвердили, что младенцы способны научиться языку жестов еще до того, как начнут разговаривать.

Изначально существовало два различных подхода к обучению. Так, исследователи Л. Акредоло и С. Гудвин придерживались мнения, что в общении с малышом родителям следует создавать и использовать свои собственные знаки. Главное — построить процесс общения между ребенком и взрослыми так, чтобы они хорошо понимали друг друга. С другой стороны, методика Джозефа Гарсии была полностью основана на American Sing Language (ASL) — американском языке жестов для глухонемых. Идея обучения проста: для обозначения слова вы используете жест или так называемый детский знак (baby sing). Почему именно знак? Дело в том, что малыши начинают контролировать движения своих рук намного раньше, чем приобретают необходимые навыки для внятного произнесения слов.


Обучение ребенка знакам не занимает много времени и не требует каких-то специальных занятий. Единственное, что нужно от мамы, — не забывать показывать жесты, особенно в самом начале. Чем больше вы их используете, тем быстрее они станут чем-то естественным в процессе общения с малышом. С чего же начать, если вы решили научить ребенка языку жестов?

Во-первых, выберите или придумайте один либо несколько знаков. Большинство родителей начинают с таких понятий, как „молоко», „еще», „есть», „пить», „мама», „папа», „собака» или „кошка», „детское печенье», „малыш», „книжка», „ванна». Прежде чем приступить к делу, понаблюдайте некоторое время за своим крохой. Это необходимо для того, чтобы понять, что именно его интересует (с тех понятий и стоит начать обучение), а также какие жесты он уже использует в общении с вами.

Покажите малышу выбранные знаки так, чтобы ваши руки находились на уровне его глаз. Повторите знак и слово, которое он обозначает, еще раз.

Используйте выбранный жест всякий раз, когда делаете то, что он обозначает, или видите предмет, который он олицетворяет. Например, если вы решили начать со знака „пить», используйте этот знак всякий раз, когда поите ребенка.

Вводите новые знаки, как только малыш освоит первые жесты и станет ими пользоваться в процессе общения с вами. При этом, разговаривая с крохой, не забывайте про те знаки, которые ребенок уже освоил.

С момента, когда вы приступили к обучению, до первого знака, полученного в ответ, может пройти от недели до нескольких месяцев. Начинается все так: малыш замечает, что наряду со словом мама делает некий жест. Теперь его внимание приковано не только к вашему лицу, но и к рукам он старается следить за всеми действиями, которые вы совершаете. Через какое-то время кроха уже понимает, что значит тот или иной знак. Наконец, наступает долгожданный момент — малыш показывает свой первый знак! Сначала он просто копирует ваши движения, но постепенно переходит к осознанному использованию жеста.

Дальше все происходит так, как будто ребенок начал говорить. На первых порах он использует один-два жеста для всего, что видит вокруг. Потом внезапно наступает озарение: так много предметов вокруг, и для каждого из них есть свое слово и жест! Что бы ни увидело ваше чадо, оно стремится сообщить о том, и ему нужно знать, как это сделать. Маме приходится изобретать все новые знаки. Зато это уже общение, важное и для малыша, и для родителей. Вам будто открывается окошко во внутренний мир ребенка!

После того как кроха заговорит, он еще некоторое время будет пользоваться жестами — сначала вместе со словом, потом просто в случае необходимости.

Все по правилам

Есть несколько правил, которых советуют придерживаться авторы обучающих курсов и опытные родители.

1. Всегда использовать вместе слово и жест.

2. Озвучивать жестом исключительно основные слова в предложении.

3. Использовать жест при любой возможности: на улице, в общественном месте, дома, в игре, при чтении книг и разучивании песенок и т.д.

4. Вводить в употребление только те знаки, которые обозначают действия или предметы, хорошо знакомые и интересные ребенку.

5. Выбрать жест простой для выполнения.

6. Сделать знаки естественным способом общения, в котором может принимать участие вся семья.

7. Быть внимательным и терпеливым.

8. Радоваться и получать удовольствие от общения.

Следует отметить, что авторы Л. Акредоло и С. Гудвин проделали огромную работу и обнаружили, что дети, которые использовали знаки как средство для общения, быстрее учатся говорить и читать, успешнее развиваются интеллектуально, растут эмоционально уравновешенными, уверенными в себе. Таков результат официального исследования, длившегося двадцать лет! Что сказать родителям, опасающимся, как бы использование знаков не замедлило развития речи? Результаты исследования и огромный опыт специалистов по раннему развитию, а также опыт мам и пап по всему миру свидетельствуют об обратном. Но главное даже не в этом. Когда читаешь, как родители описывают свой опыт общения с детьми с помощью жестов, то буквально чувствуешь, сколько любви и радости это может принести. Ведь нет ничего более важного для любящих людей, чем понимать друг друга и иметь возможность выразить свои чувства и мысли.

Источник

Детская азбука: 12 сигналов, с помощью которых младенец сообщает, чего он хочет

Еще до того, как ребенок научится говорить, он уже умеет сигналами привлекать к себе внимание. Младенец буквально с первых дней жизни способен сообщать о том, что голоден, хочет спать, по какой-либо причине испытывает дискомфорт.

Как понять, что значит тот или иной детский сигнал? Мы собрали их и сделали к ним подсказки.

Сигнал №1. Хочу есть

Признаки: причмокивает, облизывает губы, высовывает язычок, тянет голову к груди, когда находится на руках.

Ребенок эти сигналы применяет буквально сразу после рождения. Так он показывает, что проголодался и хочет есть.

Сигнал №2. Не хочу есть

Признаки: отворачивается о груди или бутылочки.

Так ребенок демонстрирует, что он достаточно сытый. Убеждать его еще поесть не нужно.

Сигнал №3. Хочу спать

Признаки: трет кулачками глаза.

Малыш устал и хочет спать. Это сигнал о том, что его нужно уложить в кровать.

Сигнал №4. Подойдите ко мне

Ребенку не очень комфортно в данный момент. Малыш может кряхтеть от того, что он:

  • лежит в мокрой одежде;
  • подгузник наполнен и ему от этого не очень удобно;
  • проснулся и хочет есть. Так малыш зовет маму.

Сигнал №5. Испугался, испытывает боль

Признаки: резкий плач.

Ребенок испугался или ему больно. К примеру, так дети плачут во время коликов.

Сигнал №6. Мама, ты где?

Признаки: ищет глазами маму.

Это сигнал маме говорит следующее: «Возьми меня на руки. Я хочу, чтобы ты меня обняла».

Сигнал №7. Ребенок настаивает, что ему нужно что-то другое

Признаки: выгибает спину, выкручивает на руках.

Ребенок капризничает, так как хочет, чтобы его успокоили (накормили, уложили спать). Этот сигнал можно сравнить с истерикой. Возможно, прежние сигналы родители не замечали, поэтому малыш перешел на другой уровень информирования.

Сигнал №8. Нуждается во внимании

Признаки: тянет ручки вперед.

Ребенок хочет, чтобы его взяли на руки. Он показывает, что будет рад общению.

Сигнал №9. Грустит

Признаки: сосет пальчик.

Малышу скучно. Пальчик заменяет ему соску-пустышку. И если вы в этот момент возьмете ребенка на руки, поиграете с ним, переложите к себе в кровать, он перестанет так делать.

Сигнал №10. Показывает, что ему больно

Признаки: прикрывает ушки.

Возможно, у крохи что-то болит. Вспомните, ведь и взрослые в момент боли пытаются словно съежиться, а прикосновения к голове купировать боль. Дети делают это инстинктивно.

Сигнал №11. Скучает

Признаки: смотрит отстраненным взглядом.

Такой взгляд говорит о том, что малышу скучно. Он, возможно, и сам пока не знает, что бы хотел сделать. В такие минуты маме полезно взять кроху на руки и обнять.

Сигнал №12. Демонстрирует сильные эмоции

Признаки: бьет в воздухе ножками и ручками.

Это может быть признаком как и отличного настроения, так и боли. Перепутать нельзя: когда все хорошо, ребенок радуется или смеется, когда малышу плохо, это тоже очевидно.

А вы умеете понимать сигналы от ребенка? Какие мы пропустили? Пишите их в комментариях.

Источник

Оцените статью