- Как пережить горе и утрату и не сломаться? Подходы к лечению расстройств адаптации и психосоматических нарушений.
- Структура статьи
- На что, как правило, жалуются эти пациенты неврологу?
- Как помочь больному? Что делать?
- Самая мощная молитва от депрессии
- Лечение навязчивого невроза
- Как уберечься от депрессии?
- Невроз – это личностный кризис
- Лечение депрессии
- Духовный совет святителя Игнатия (Брянчанинова)
Как пережить горе и утрату и не сломаться? Подходы к лечению расстройств адаптации и психосоматических нарушений.
Структура статьи
«Господи! Дай мне терпение выдержать то, что я должен выдержать, силу изменить то, что я должен изменить и разум, чтобы отделить одно от другого»(Молитва царя Давида).
Нередко к неврологу на прием приходят люди, пережившие в недавнем прошлом тяжелый стресс — смерть близкого человека, переезд из другого города или страны со сменой всего окружения, развод, предательство друга, гибель любимого домашнего животного, потерю работы, тяжелую болезнь или операцию, оставившие серьезные последствия, и др.
У разных людей — и стрессы разные: у одного дом сгорел — он погоревал недолго и отстроил новый, другой не может прийти в себя несколько лет после гораздо менее серьезной потери. Адаптация у всех происходит по-разному. Но ее нарушения нередко сочетаются с психосоматическими расстройствами.
Пациенты, страдающие от не пережитой до конца реакции горя, по разным причинам не хотят идти к психологу или психотерапевту — не верят в лечение словом, боятся раскрыть душу перед незнакомым человеком или считают, что их плохое самочувствие никак не связано со стрессом и стремятся найти другую причину. Они могут месяцами ходить от одного врача к другому (с подобными пациентами часто сталкиваются гастроэнтерологи , кардиологи , аллергологи , а иногда и хирурги), так и не находя облегчения своему состоянию, потому что причина их страданий лежит в сфере не физической, а психологической, душевной.
На что, как правило, жалуются эти пациенты неврологу?
Самая частая жалоба — бессонница. Им трудно заснуть, сон может быть прерывистым, пациент просыпается в 4-5 часов утра и дальше не может заснуть, хотя на работу нужно вставать в 7.
Головная боль — тоже нередкий симптом. У пациентов могут быть тупые, ноющие и давящие, монотонные головные боли умеренной интенсивности (хотя могут быть и более сильные боли), иногда они ощущают тяжесть в голове, несвежесть, трудности сосредоточения внимания, ухудшается память и работоспособность.
Некоторые пациенты замечают, что стали более раздражительны, тревожны, или, напротив, более вялы и апатичны.
Порой пациент жалуется на головокружение, которое ощущается внутри головы, подобные головокружения могут возникать приступообразно в метро, лифтах, самолетах, крупных супермаркетах или просто при выходе на улицу из дома.
Очень часто у больных могут наблюдаться постоянные боли в поясничном, грудном или шейном отделе позвоночника. И, несмотря на небольшие и неопасные изменения, выявленные при рентгенографии или томографии позвоночника, применение разных лекарственных и нелекарственных методов лечения (таблетки и инъекции, физиотерапия, массаж, иглорефлексотерапия и др.), боль никак не проходит.
Только при тщательном и доверительном расспросе удается выяснить, что пациент подавлен случившейся психологической травмой, у него часто (или постоянно) плохое настроение, он разучился радоваться жизни, как раньше, не видит перспектив в сложившейся ситуации.
Опытный врач понимает, что стресс способствует снижению адаптационного резерва организма, и у пациента могут обостряться также другие хронические заболевания — например, язвенная болезнь , хронический панкреатит, псориаз или ревматоидный артрит. Стресс провоцирует возникновение сахарного диабета 2 типа, эссенциальной артериальной гипертензии, аутоиммунного тиреоидита и др. заболеваний.
Но у нашего больного все обследования крови, мочи, УЗИ, гастроскопия и другие обследования в норме или изменены незначительно и не могут объяснить плохое самочувствие пациента.
Как помочь больному? Что делать?
- Следует знать, что реакция горя, независимо от вызвавшей ее причины, проходит несколько стадий:
- 1-я стадия — отрицание. «Нет, этого не может быть!» — думает пациент. Чувство нереальности, невозможности происходящего — частые ощущения в этот период.
- 2-я стадия — гнев. «За что это на меня свалилось?», «Это не должно было случиться со мной!» — возмущается страдающий человек.
- 3-я стадия — непосредственное ощущение горя, скорби, печали. Человек должен оплакать свою потерю, тогда ему станет легче.
- 4-я стадия — приспособление к новым условиям жизни, заполнение пустоты, установление новых смыслов и целей в жизни, новых взаимоотношений.
- В норме реакция горя при сильных стрессах проходит все стадии за год. В случае крайне сильных стрессовых ситуаций (смерть супруга или ребенка) реакция горя разрешается за 2-3 года. Если человек не может полноценно жить спустя этот период, у него часто происходят «флэш-бэки» — воспоминание об ушедшем, о стрессовой ситуации (речь не идет о том, чтобы забыть об ушедшем близком человеке! — только о том, чтобы продолжать нормально жить и работать, не погружаясь постоянно в воспоминания о горестном событии), по-видимому, имеет место патологическая реакция горя.
- Задачей врача, к которому пришел пациент с не разрешившейся реакцией горя, является помочь ему пережить и пройти через те стадии, которые он не смог пройти самостоятельно и помочь ему адаптироваться к жизни в новой жизненной ситуации.
- Если у пациента имеется неразрешившаяся реакция горя, сопровождающаяся психическими и соматическими симптомами депрессии, может быть необходимо назначение антидепрессивной терапии.
В лечении пациентов, имеющих нарушения адаптации и психосоматические расстройства вследствие неразрешенной реакции горевания, необходимо оказание не только фармакологической, но и психологической помощи.
В многопрофильной клинике ЦЭЛТ работают высококвалифицированные опытные специалисты. Вы можете обратиться за помощью к врачу-неврологу, психоневрологу, психологу. Своевременное обращение к специалисту — это залог вашего будущего здоровья. Мы всегда рады помочь!
Источник
Самая мощная молитва от депрессии
Навязчивый невроз – психическое расстройство, при котором у больного возникают навязчивые мысли и действия. Он стремится избавиться от неконтролируемых мыслей (обсессий) с помощью специальных ритуалов — компульсий. Навязчивые мысли вызывают у человека тревогу и страх ввиду своей негативной окраски. Сам больной совершает безуспешные попытки избавиться от обсессий, тем самым лишь усугубляя болезнь, зацикливаясь, замыкая мысль «в кольцо». Навязчивый невроз доставляет больным существенный дискомфорт. Невылеченное вовремя заболевание способно дополнительно привести к развитию других психических расстройств. Иногда происходит так, что навязчивый невроз проявляется в клинической картине шизофрении в качестве начального этапа, при депрессии, нервной анорексии.
Навязчивый невроз может быть основан преимущественно на обсессиях (мыслях, воспоминаниях), компульсиях (многократно повторяющихся ритуалах), а также на фобиях (страхах). Мысли воспринимаются больным критически, чужеродно. Они способны вызывать отвращение, страх и появляются бесконтрольно. В попытке избавиться от тревоги и страха, что может произойти что-нибудь плохое, больной выполняет различные ритуалы. Среди них бесполезный счет (ступеней, вагонов), зацикливание мелодии, мытье рук, проверка газа, света, дверей и т. д. Тяжелобольные люди могут тратить на ритуалы весь день, так и не выйдя из дома. Чаще всего больные навязчивым неврозом обладают высоким уровнем интеллекта, поскольку возникновение обсессий требует особой, сложной модели мышления.
Распространенные виды навязчивого невроза:
- Страх причинить вред своим близким. Например, если рядом нож, больной может думать о том, что способен взять его и порезать кого-то, поэтому всячески избегает контакта с острым предметом. Это лишь один из множества случаев. Среди самых распространенных — страх убить собственного ребенка или домашнее животное, переехать кого-либо на автомобиле, напасть на прохожего, прыгнуть с высоты.
- Страх причинить вред самому себе. Больного постоянно пугают мысли о нанесении себе увечий. Например, прыгнуть с высоты, утонуть, порезать себя, отрезать конечность.
- Сексуальные обсессии. У больного возникают откровенные навязчивые мысли, а также образы о насилии и надругательстве, которые доставляют ему сильный дискомфорт и вызывают мощный приступ тревоги и страха.
- Страх загрязнения. Классический пример такого навязчивого невроза – постоянное мытье рук. Больной может уделять процедуре огромное количество времени, повторяя ее снова и снова.
- Религиозные обсессии. Навязчивые мысли, в которых больному представляются ужасные, отвратительные сцены с участием Бога, святых. Некоторые больные испытывают страх перед посещением храмов, поскольку боятся не сдержаться и выругаться там, отчего сильно стыдятся и замыкаются в себе. Больной также может представлять себе религиозные сцены сексуального характера.
- Стремление к упорядочиванию, систематизации окружающего «по-правильному» с точки зрения больного.
- Суеверность.
Стоит отметить, что больным навязчивым неврозом обсессии доставляют дискомфорт, вызывают страх и тревогу и воспринимаются чуждыми личности. При этом, в отличие от бреда, у больного сохраняется критическое отношение к мыслям, образам и действиям. Человек вынужден мучиться, совершая бесполезные ритуалы, чтобы избавиться от тревожности. Такое поведение только усиливает расстройство, заставляя больного все больше зацикливаться на его предмете. Так, человек, который боится убить кого-то ножом, вскоре начнет избегать всех острых предметов, а моющий руки по четыре раза может проделывать этот ритуал десятки раз.
Лечение навязчивого невроза
Чаще всего многие больные стыдятся, боятся своих мыслей и бессмысленно мучаются долгие годы, откладывая визит к врачу. В итоге это может привести к хроническому течению заболевания, которое тяжело лечить. Поэтому первый совет, если вы страдаете от негативных чуждых вам мыслей, мучаетесь от приступов тревоги и страха и совершаете различные ритуалы, попытайтесь, несмотря на сложность, набраться сил и обратиться к врачу. Психотерапия в совокупности с медикаментозным лечением невроза навязчивых движений и мыслей дает отличные результаты.
Помимо этого вы можете:
- Признать, что это болезнь. Не смириться, но понять, что она требует лечения так же, как, к примеру, воспаление легких. Осознать, что вы больны, – главный ключ к успешному лечению.
- Как правило, навязчивый невроз имеет первопричину. Это стресс-фактор, некоторая психотравмирующая ситуация. Выявить ее самостоятельно затруднительно, поэтому вам на помощь придет психотерапия.
- Несколько снизить уровень тревожности можно, самостоятельно провоцируя навязчивую мысль. Таким образом, сталкиваясь с пугающим образом все чаще и чаще, вы можете «притупить» негативную симптоматику в виде страха и тревоги.
- На самом деле люди, которые больны навязчивым неврозом, страдающие от ужасных дурных мыслей, в реальности добры и нравственны. Именно по этой причине они часто переживают из-за негативных религиозных и сексуальных обсессий. Помните об этом.
- Не бойтесь выражать свои мысли на бумаге. Попробуйте оценить, какие ваши опасения реально опасны, а какие – всего лишь плод заболевания. Со временем вы поймете, что причин для беспокойства на самом деле нет.
- Визуализируйте свой страх, свои переживания в виде образа человека и вызовите его на диалог. Расспросите его о причине болезни как бы отстраненно. Вы поймете, например, что навязчивая мысль убить домашнее животное или ребенка – лишь результат вашей заботы, опеки и большой любви.
Наконец, помните, что навязчивый невроз успешно лечится и своевременное обращение за помощью увеличивает благоприятный исход комплексной терапии.
Источник
Как уберечься от депрессии?
Журнал «Трезвое слово», май 2009, с.16-18.
Депрессия от латинского слова depressio, что означает “прижимать, угнетать”) – сниженное, подавленное настроение, сопровождающееся вялостью, утомляемостью, уныло-пессимистической оценкой происходящего. Страдание это известно человечеству с незапамятных времен. С того времени, как произошло грехопадение человека. Еще Гиппократ описывал сходное психическое состояние, которое именовалось как “меланхолия”. В Священном Писании приступы депрессии неоднократно описываются на страницах Ветхого Завета. Достаточно вспомнить, например, царя Саула, которому облегчение от тоски приносили псалмы Давида.
Современное понимание депрессии как болезни начинается с середины XIX века. Около 75% людей, страдающих депрессией, хотя бы единожды помышляли о самоубийстве, а 10-15% лиц от этого числа совершали его. Поэтому сложно переоценить всю важность и сложность поднимаемой темы.
Депрессия оказывает неблагоприятное воздействие на соматическое (телесное) здоровье. В случае депрессии страдает иммунитет, снижается сопротивляемость организма. Депрессия поражает одновременно тело, ум и душу.
Невроз – это личностный кризис
К психогенным депрессиям относят невротическую депрессию, реактивную депрессию, возникающую после тяжелых стрессов и потрясений. Невроз – это личностный кризис. Это столкновение желаемого и действительного. И зачастую это проблема духовная.
Во все времена были войны, различные природные бедствия, наводнения, засухи смерчи. И трудно сопоставить, скажем, в какой степени нынешнее время тревожнее и беспокойнее, например, эпохи царствования Ивана Грозного. Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последнее время? Причина, думается, одна – в безверии, в потере человеком духовного фундамента, а с ним и истинного смысла жизни.
Оказывается, что главное в происхождении невроза не стрессы и неприятности, а личность человека. Причем личность, внутренне расстроенная. Грех, как корень всякого зла, влечет за собой невротические расстройства. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение. По словам святителя Феофана, “внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения”. Глубокий невроз – показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада.
Святитель Феофан Затворник указывает и на то, что “естественное отношение составных частей человека должно быть по закону подчинения меньшего большему, слабейшего сильнейшему, тело должно подчиняться душе, душа – духу, а дух же по свойству своему должен быть погружен в Бога. В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием. При сем сила духа над душою зависит от соприсущего ему Божества, сила души над телом – от обладающего ею духа. По отпадении от Бога произошло, и должно было произойти, смятение во всем составе человека: дух, отделившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе, душа, не возвышаемая духом, подчинилась телу”.
Профессор Д.Е. Мелехов полагает, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз в этом смысле не является исключением. Общепризнано, что заболевание это развивается ввиду конфликта личности с собой (интрапсихический конфликт) или с другими людьми (интерпсихический). Повторим, что невроз – это столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. “Вера же есть смирение”, – говорит святой Варсонофий Великий.
Значительная часть депрессивных состояний – следствие греховного образа жизни, следствие губительного действия греха на душу человека. В первую очередь эти слова относятся к невротическим депрессиям, которые сродни греховным страстям печали и уныния. Депрессия – своего рода сигнал о ее неблагополучии, бедственном положении. Но это не плач о грехах, а мучение нераскаянной души, которой демоны нашептывают: “Все плохо, надеяться не на что…”
Депрессивный невроз чаще всего начинается из-за жизненных сложностей. При этом у человека снижается настроение, его ничто не радует, все раздражает, он впадает в уныние, тоску, печаль, окружающее предстает в мрачном свете. Очень часто подобные состояния возникают из-за того, что “жизнь сложилась не так, как хотелось бы”, не осуществилось желаемое, произошел какой-то конфликт, нанесена была та или иная обида.
Но не всякая печаль греховна. Во дни горести и печали человек становится равнодушным ко многим страстным движениям своей души. Честолюбие, деньги, чувственные удовольствия – все это в такие периоды жизни отодвигается на задний план. Как в счастье человек скоро забывается, так и в несчастье он волей-неволей обращает свои мысли к самому себе, глубже и лучше осознает свою греховность.
Но если этого нет, если печаль – для печали, а покаяние подменяется невротическим “самоедством”, которое, кроме разрушения, ничего не дает душе, то, очевидно, что произошла подмена. Такая печаль – греховная страсть.
Конечно, и ложь, и клевета, и обиды не приносят душе радости. Но если человек, а тем паче православный христиан, ими совершенно сломлен и длительно пребывает в печальном настроении или, более того, в состоянии отчаяния, полной потери самообладания, надежды на милость Божию и веры в святость Промысла Божия о человеке, то это – отнюдь не христианский настрой, это уже грех. В таком случае лукавый так и ждет, что человек оступится и ввергнется в пучину тяжких переживаний и тоски.
Печаль – это всегда сожаление о потерянном, неосуществившемся. Унынию же зачастую предшествуют леность, чрезмерное любление комфорта, самовлюбленность.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) определяет греховные страсти уныния и печали следующим образом:
ПЕЧАЛЬ – огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение во обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста. УНЫНИЕ – леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном. Перехождение с места на место. Празднословие. Шутки. Кощунство. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.
Печаль приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. К примеру, человек не получил ту сумму денег, какую хотел, или чувства были отвергнуты его избранницей и тому подобное.
Греховные страсти взаимосвязаны и находятся во взаимном влиянии друг на друга. Так, гордость и тщеславие “поддерживаются” чревоугодием и блудом. Уныние, печаль подстерегают того, кто не обрел крепкую веру в Бога.
Лечение депрессии
Если говорить о лечении депрессии, то понятно, что психогенные депрессии – это проблема личности, и лечится такой вид депрессий преимущественно духовными и психологическими средствами. Для православного человека – это борьба со страстями, путь терпения, смирения, незлобия и любви. Наряду с этим, конечно, важны: отдых, физическая активность, свежий воздух, достаточный сон.
Депрессия эндогенная, как правило, не может быть излечима без назначения необходимых медикаментов. Назначает их врач-психиатр. Различают множество разновидностей эндогенной депрессии: тревожная депрессия, депрессия с утратой эмоциональных реакций на окружающее, депрессия с раздражительностью или злобой, с навязчивыми страхами. В ряде случаев требуется госпитализация и интенсивная терапия в условиях стационара.
Одним из действенных психологических приемов является рационализация. Прежде всего надо успокоиться, помолиться, потом взять чистый лист бумаги, авторучку и внимательно, трезво проанализировать сложившуюся затруднительную или конфликтную ситуацию, выписать главные причины столкновения, возможные пути решения этого конфликта, взвесить все “за” и “против”, усмотреть нужды и тревоги всех участников сложившегося недоразумения, найти верные доводы в пользу выдержки, самообладания, смирения. Попутно можно разглядеть некоторые ранее не замеченные обстоятельства. Завершающим этапом рационализации должно явиться принятие определенного решения, так как чем дольше будет сохраняться неопределенное, двойственное отношение к конфликту, тем труднее его разрешить, а стало быть, и восстановить душевное равновесие. Враг нашего спасения всегда пытается лишить нас душевного мира, запутать, склонить к унынию. Будем помнить это и трезвиться.
Предусмотрительность. Несмотря на все многообразие жизненных событий, многие из них неоднократно повторяются и представляют собой как бы некое “клише”. По опыту известно, что можно “спотыкаться”, терять душевный мир или впадать в прегрешения регулярно, в одних и тех же ситуациях. Поэтому надо заранее готовить себя к трудностям, важным разговорам, встречам, ответственным шагам. Причем готовиться следует не только размышлением, но и молитвой, беседой с духовником, его советом и благословением.
Переключение – простой и эффективный прием. Одному доставляет радость работа на даче, другому – вечер в общении с семьей. Умение отдыхать с пользой для души – премудрость, которая стоит того, чтобы ею овладеть.
Уединение и безмолвие. Совершенно необходимо каждому из нас время от времени уединяться, побезмолвствовать, привести в порядок мысли, помолиться в тишине, отключиться от повседневных забот.
Терпение скорбей. Как говорил преподобный Серафим, “нет скорбей – нет спасения”. А преподобный Симеон Новый Богослов наставляет нас так: “Как одежду, измаранную грязью и всю оскверненную какой-либо нечистотой, невозможно очистить, если не мыть в воде и не стирать долго, так и ризу душевную, оскверненную тиною и гноем греховных страстей, иначе отмыть нельзя, как только многими слезами и перенесением искушений и скорбей”.
По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), “искушения и скорби ниспосылаются человеку для его пользы: образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит все до конца в уповании на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом, и совершенного освобождения от страстей.
Души, будучи преданы различным скорбям, явным, наносимым людьми, или тайным, от восстания в уме непотребных помыслов, или телесными болезнями, если все это претерпят до конца, то сподобляются одинаковых венцов с мучениками и одинакового с ними дерзновения”.
Духовный совет
святителя Игнатия (Брянчанинова)
“Присылаю вам рецепт духовный и советую вам употребить предлагаемое лекарство по нескольку раз в день, особенно в минуты усиленных страданий, и душевных, и телесных… Уединяясь, произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова, следующее:
“Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь, достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем!”
Должно произносить молитву крайне неспешно. Сказав молитву, отдохните. Потом опять скажите и опять отдохните. Продолжайте так молиться минут пять или десять, пока не ощутите вашу душу успокоенною и утешенною. Причина этого ясна: благодать и сила Божия заключается в славословии Бога, а не в красноречии и многословии.
Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом, – отнюдь не вымысел человеческий. Апостол заповедует это делание от лица Божия (1Сол. 5,18)”.
По кн. Д.А. Авдеева “Уныние и депрессия.
Сходства, различия, врачевание”. М., 2008
Источник