- Самая чистая радость — радость природы
- Во взглядах Льва Николаевича Толстого на природу в романе «Война и мир» нет ничего таинственного, призрачного, сумеречно-звездного, сказочного и чудесного: природа у него — плоть от плоти народна, как, впрочем, и весь роман проникнут «мыслью народной».
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Стремление к истинной жизни в героях романа «Войны и мир» (Толстой Лев Н.)
- 59. ЛЕВ ТОЛСТОЙ. «ВОЙНА И МИР». САМАЯ ЧИСТАЯ РАДОСТЬ
Самая чистая радость — радость природы
Во взглядах Льва Николаевича Толстого на природу в романе «Война и мир» нет ничего таинственного, призрачного, сумеречно-звездного, сказочного и чудесного: природа у него — плоть от плоти народна, как, впрочем, и весь роман проникнут «мыслью народной».
Рубрика | Литература |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 06.12.2011 |
Размер файла | 16,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
на тему: «Самая чистая радость — радость природы»
Выполнила: студентка 341 группы
Проверила: к.ф.н. Ясакова Е.А
Любит ли Толстой природу? Скорее всего, его чувство сильнее, глубже того, что называют любовью, ибо он любит человека в ней, любит без восторженного трепета, без опьянения, он любит той великой и трезвою любовью, как можно любить «живую колесницу мирозданья», неразделимую с человеком.
Во взглядах Л. Толстого на природу в романе «Война и мир» нет ничего таинственного, призрачного, сумеречно-звездного, сказочного и чудесного: природа у него — плоть от плоти народна, как, впрочем, и весь роман проникнут «мыслью народной». Рассмотрим только два эпизода, в центре которых толстовский «чистейшей прелести чистейший образец» — Наташа Ростова. Один из них — лунная ночь в Отрадном, когда князь Андрей по опекунским делам посетил имение Ростовых.
«День был так хорош, солнце так ярко, кругом все так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна и счастлива какой-то своей отдельной, — верно глупой, — но веселой и счастливой жизнью».
Пушкинская Татьяна слушает сказки доброй няни, зачитывается сентиментальными романами в ожидании «героя своего романа», а Наташа Ростова мечтает взлететь высоко-высоко и парить там, и дела ей нет никакого до тяжелых мыслей князя Андрея, как и его нет пока в ее жизни. Вот она, вся здесь, в этой лунной ночи, вся живая, близкая, особенная и естественная, как тот «яркий и веселый день». И поэзия ночи, переданная ее ощущениями, оказала свое магическое воздействие на Андрея Болконского: «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни. » Вот так всегда у Толстого: внешние движения природы, скрытые в человеческих ощущениях, становятся очистительной силой души человека. Подобно многим героиням (Татьяна Ларина, Ольга Ильинская), воплощает Наташа музу художника, отражает в зеркале природы вечно женственное. Мы не зря здесь часто упоминаем Пушкина, ибо стихия природной гармонии у Толстого близка пушкинской: сопрягать движения природы с движениями души человека для обоих художников — задача первостепенная в создании нравственного идеала. Но полнота нравственной целостности доступна человеку, по мнению Толстого, только в соприкосновении с народной жизнью. А что Наташа причастна этому уровню, обнаруживается в знаменитой сцене охоты, где она, может быть, даже бессознательно выразила свое единство с природной стихией. Дело происходит в поле во время охоты. Все участники этого сугубо мужского занятия в необыкновенном возбуждении рассказывают о только что затравленном зайце. «В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором». В этом диком охотничьем визге светской барыни было что-то древнее, лесное, языческое. Прелестные черты Наташи, искаженные первобытной страстью, сразу же напоминают финальные сцены, где Наташа становится супругой и матерью, «носит, рожает и кормит». Идея природного «опрощения» Толстого так неожиданно завершается в образе Наташи. И стоило ли нам любоваться родною сестрою Татьяны, «прелестным образцом» музы Толстого? Что общего между Наташей-девушкой, мечтающей воспарить над всеми условностями жизни и «плодовитою самкой»? Оказывается, именному к этому вел ее Толстой сквозь всю огромную эпопею, подобно тому, «как природа ведет цветочную завязь к плоду». Только за это он и любит ее. Только теперь открылась в ней то вечно материнское чувство, что было заложено природой.
Ясная поляна. лев толстой природа взгляд
…Необыкновенная красота весны нынешнего года в деревни разбудит мёртвого. Жаркий вечер ночью колышет молодой лист на деревьях, и лунный свет и тени, соловьи пониже, повыше, подальше, поближе, сразу с синкопами, и вдали лягушки, и тишина, и душистый жаркий воздух — и всё это вдруг, не вовремя, очень странно и хорошо.
Утром опять игра света и тени от больших, густо одевшихся берёз прешпекта по высокой уж тёмно — зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива, и все — главное, махание берёз прешпекта такое же, как было, когда я, 60 лет тому назад, в первый раз заметил и полюбил красоту эту.
У входа в усадьбу привычное оживление, звонкие голоса юных гостей и цветущая сирень с плотными махровыми соцветиями и нежным, едва уловимым запахом. Словно весна, дарующая жизнь и жизнь, радующаяся весне, встретились здесь и приветствуют друг друга.
По аллеям усадьбы бродит ветер. Он то ласково веет легкой прохладой, то, набравшись силы, набегает игривым порывом и отступает вновь, а то вдруг, совсем осмелев, понесёт зябким холодком. Высокое солнце играет лучами в изумрудных кронах деревьев, серебром рассыпается в мелких листьях берез.
В Большом пруду, почти у самого его берега резвятся мелкие рыбешки. От конюшни тянет навозом и прелой соломой. В ограде конюшни пасется пара молодых поджарых лошадок. Старые едва-едва распустившиеся яблони тянут свои раскидистые ветви в голубую ширь неба, бескрайнюю с мглистыми хлопьями жидких облаков. Фасад ослепительно белых стен дома Волконского тонет в зарослях махровой сирени. «Самая чистая радость, радость природы,» — так писал сам Толстой в одном из писем к супруге, и каждое мгновение здесь говорит о том, что слова эти отнюдь не напрасны.
Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Здесь, вдали от социальных контрастов города, он обретал относительное душевное равновесие и возможность заниматься творческим трудом. Здесь его посещала «самая чистая радость — радость природы». До самой старости он остро и молодо чувствовал красоту и силу родной земли. Он называл природу лучшим другом, которого не потеряешь до смерти. Историческая судьба Ясной Поляны тесно переплетена с историей России, её невзгодами и радостями. «Здесь всё соединилось воедино. Природа и история нашей Родины как бы собрали здесь, на небольшом куске земли… многие черты, необходимые для того, чтобы гениальный писатель смог нарисовать широчайшие картины русской жизни. Эти картины вместили в себя всю Россию, как она запечатлелась в сознание любимого художника — реалиста, и оборону Севастополя, и самарский голод, и московские ночлежные дома…
Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Здесь, вдали от социальных контрастов города, он обретал относительное душевное равновесие и возможность заниматься творческим трудом. Здесь его посещала «самая чистая радость — радость природы». До самой старости он остро и молодо чувствовал красоту и силу родной земли. Он называл природу лучшим другом, которого не потеряешь до смерти.
Историческая судьба Ясной Поляны тесно переплетена с историей России, её невзгодами и радостями. «Здесь всё соединилось воедино. Природа и история нашей Родины как бы собрали здесь, на небольшом куске земли… многие черты, необходимые для того, чтобы гениальный писатель смог нарисовать широчайшие картины русской жизни. Эти картины вместили в себя всю Россию, как она запечатлелась в сознание любимого художника — реалиста, и оборону Севастополя, и самарский голод, и московские ночлежные дома, и всё же именно на Ясной Поляне, на этом сколке России, полстолетия был сосредоточен всепроникающий взгляд Толстого». Процитированный из «Книги отзывов» яснополянского музея отрывок показывает восприятия нашими современниками Ясной Поляны, её места и роли в жизни и творчестве писателя. Не зная Ясной Поляны, нельзя по — настоящему глубоко понять Толстого и его произведения. Ясная Поляна приближает нас к великому художнику слова.
В Ясной Поляне Толстой родился и прожил большую часть своей жизни.
Отсюда начиналось его познание Родины. Здесь выросла его беспредельная и действительная любовь к России. С Ясной Поляной связан весь героический литературный путь Толстого. С Ясной же Поляной связаны и первые шаги писателя на пути к народу и его многогранная общественная деятельность.
«Так писал Толстой 3 мая 1897 из Ясной Поляны своей жене в Москву. Письмо это — как лирическое стихотворение, ярко передающее душевное состояние автора от соприкосновения с природой — «этим непосредственнейшим выражением красоты и добра».
Источник
Стремление к истинной жизни в героях романа «Войны и мир» (Толстой Лев Н.)
«Самая чистая радость природы», — писал Л. Н. Толстой. Чистая значит истинная, идущая от самой души, делающая нашу жизнь полнее, богаче, духовнее. И именно лучшим героям Толстого (таким, как князь Андрей, Пьер, Наташа, княжна Марья) доступно понимание природы, слияние с нею. Именно в них она в пробуждает стремление к истинной жизни, ибо природа естественна, проста, она не лжет, живет по истинным, глубинным законам.
Особое воплощение в романе «Война и мир» природа находит в образе неба. Именно оно становится для князя Андрея своеобразным мерилом истинной, подлинной жизни. Впервые небо открылось князю Андрею на поле Аустерлица. Он думал, что «его Тулон завоеван». Но небо — высокое, спокойное, справедливое, бесконечное словно сказало раненному в сражении князю Андрею, что стремления к славе ложны, что это суета.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Надо жить иными категориями: добра, простоты, справедливости, правды. По сравнению с вечным небом прежний кумир князя Андрея, Наполеон, кажется ему ничтожным, с его тщеславием, лицемерием, позерством. Природу не обмануть, она словно всматривается в суть человека, обещая достойным успокоение, гармонию, счастье. С этого мгновенья небо всегда с князем Андреем.
Потом будет смерть жены, рождение сына; будут озлобленность и замкнутость. Небо словно оставило героя. Но появится в его жизни Пьер, убежденный в том, что «надо жить, надо-то бить, надо верить», и князь Андрей впервые после Аустерлица вновь увидит «высокое, вечное небо»‚ символизирующее воскрешение уже, казалось бы, мертвой души князя. Его взгляд станет «лучистым, детским, нежным», и с этого момента начнется «во внутреннем мире его новая жизнь».
После разрыва с Наташей высокое небо Аустерлица превратится для князя Андрея в «низкий, давящий» небесный свод, а на поле Бородина Андрей с жадностью, словно желая запомнить навсегда, унести с собою, будет вглядываться и в это небо, и в траву, и в дальний лес. Умирая, князь Андрей словно «впустил» небо в себя и уйдёт в него, растворится в нем.
И ещё одна встреча с природой сыграла в жизни князя Андрея очень важную роль: это встреча с дубом по дороге в Отрадное и обратно. В «Войне и мире» Л. Н. Толстой настаивает на том, что частная жизнь людей не подчиняется интересам политиков и государственных деятелей, и точно так же жизнь природы не зависит от состояния души человека, но влияет на строй человеческих мыслей и чувств.
Вспомним, как князь Андрей по опекунским делам рязанского имения едет в Отрадное. В природе праздник весна, всё первое: трава, листья березы, клубы белых весенних облаков. И, словно подтверждая состояние князя Андрея, сочувствуя ему, встает перед его глазами старый дуб. Целый ряд безнадежных, но грустно-приятных мыслей возник в душе князя Андрея.
А потом была встреча с Наташей, от которой ожил князь Андрей, подобно старому дубу. «Путаница молодых мыслей и надежд» охватывает его, слышащего восхищение Наташи прелестью весенней ночи, и ему уже больно отдельное от Наташи существование. На обратном пути из Отрадного князь Андрей не в силах узнать старый дуб, так он «преобразился, раскинувшись шатром сочной, темной зелени»‚ и наш герой, невольно подчиняясь этому всемогущему призыву природы, преображается.
И в жизни Наташи Ростовой природа занимает своё, особое место. Кажется, что сама Наташа живет по тем извечным законам, по которым живёт природа: она столь же проста и естественна, искренне и прекрасна. Не задумываясь над вопросами человеческого бытия, она. самим фактом своего существования словно разрешает все эти неразрешимые вопросы. «Вот оно, настоящее!» подумает Николай Ростов, услышав её пение в очень тяжелую для него минуту (проигрался в карты, обещал отдать долг, предстоит трудный разговор с отцом).
Наташа очень любит жить. «Смысл её жизни любовь» — скажет о ней мать. Любовь к земле и небу (ей кажется, полететь очень легко, надо только крепче подхватить себя под коленки, натужиться и. полететь), к бескрайнему полю, по которому она мчится во время охоты, к снегу, бьющему в лицо из-под копыт лошади, когда она возвращается после Святок домой, всё это Наташина стихия, без которой она не мыслит своей жизни. Вот почему, приехав в театр, Наташа смотрит на сцену и видит фальшивость декораций (крашеные картонные деревья, дырка в полотне луна). И кажется невозможным говорить о стремлении Наташи к истинной жизни, потому что этой жизнью она и живет, являясь частью природы, е воплощением.
Пьер Безухов. Человек добрый и мягкий, подчас беспомощный и наивный, как ребенок, любящий, понимающий, умеющий прощать. И все это сближает Пьера с природой, живущей по законам добра и справедливости, любви и простоты.
Вот Пьер на пароме разговаривает с князем Андреем, пытаясь передать ему свою веру во всесильность добра, в то, что жизнь здесь, на земле, не конечна, она продолжится там (Пьер указал рукой на небо). И столько силы в его словах и в этой пробуждающейся весне, и в этом небе, и в плеске речных волн, что князь Андрей не может не услышать, не может не покориться этой доброй силе.
А вот Пьер после объяснения с Наташей едет по темным улицам Москвы. Звёздное небо открывается его глазам. Огромная яркая комета 1812 года‚ возвещающая, по мнению многих, едва ли не конец света, не возбуждает в нем никаких страшных чувств.
И ещё одна «встреча» с небом. Пьер в плену, внешняя несвобода: французский солдат не разрешает Пьеру поговорить с пленными. Но через некоторое время Пьер начинает смеяться: он вдруг ощутил, что его душу, бессмертную душу, нельзя пленить.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id79168
Источник
59. ЛЕВ ТОЛСТОЙ. «ВОЙНА И МИР». САМАЯ ЧИСТАЯ РАДОСТЬ
1. В заметках о путешествии по Швейцарии Л. Толстой писал: «Я люблю природу, когда она со всех сторон окружает меня и потом развивается бесконечно вдаль, когда я нахожусь в ней. Я люблю, когда со всех сторон окружает меня жаркий воздух, и этот же воздух, клубясь, уходит в бесконечную даль, когда те самые сочные листья травы, которые я раздавил, сидя на них, делают зелень бесконечных лугов, когда те самые листья, которые, шевелясь от ветра, двигают тень по моему лицу, составляют синеву далёкого леса, когда тот самый воздух, которым вы дышите, делает глубокую голубизну бесконечного неба. ». И о том же — в одном из писем к жене: «Самая чистая радость — радость природы». Читая роман «Война и мир», вы заметили, какое важное значение имеет для автора изображение пейзажа, как он сливается с внутренним состоянием героев или оттеняет его. Вспомните описания природы в романе, расскажите, как их воспринимали вы.
С. Прокудин-Горский. Фотопортрет Л. Н. Толстого. 1908 г.
Литературоведческая справка
Известно, что изображение картин природы в литературном произведении являются одним из средств образного выражения замысла автора. В основе пейзажей романа Л. Толстого «Война и мир» лежит философская мысль о вечности природы и быстротечности человеческой жизни, они служат психологическим подтекстом, фоном происходящих событий и самым тесным образом связаны с главными героями, отражая их душевное состояние. Картины природы в романе намечают повороты в судьбах героев или всего народа, подчёркивают значимость определённых эпизодов, эмоционально передают взгляды и чувства самого автора.
Особенностями изобразительных средств создания пейзажей у Толстого являются:
• тонкий психологизм и в связи с этим использование приёма олицетворения;
• объёмность, стереоскопичность картин природы, достигаемые изображением в движении, звуках и красках, с игрой света и теней (использование тропов, антитезы);
• различие эмоциональных оттенков стиля — то вдумчиво-глубокого, то реалистически точного, то романтически-приподнятого, восторженно-величавого, то шутливо-обыденного.
Дополнительные сведения о роли картин природы в романе Л. Толстого «Война и мир», литературоведческую справку о художественном приёме параллелизма вы найдёте в электронной хрестоматии.
Читаем художественный текст
2. Прочитайте в электронной хрестоматии описание лунной ночи в Отрадном от слов «По опекунским делам. » до слов «. тотчас же заснул» (Том второй. Часть третья. Глава II).
Сравните восприятие красоты весенней ночи Наташей Ростовой, Соней и князем Андреем. Какую роль играет пейзаж в этом эпизоде? Какие толстовские особенности его изображения вы можете выделить?
3. Прочитайте в электронной хрестоматии описание зимней святочной ночи в X главе четвёртой части второго тома, когда ряженые Ростовы едут к Мелюковым, от слов «Две тройки были разгонные. » до слов «. думал Николай». Чем оно близко к картине ночи в Отрадном? При помощи каких изобразительных средств передано в этой картине движение, радость и молодость? Какую роль играют белый и чёрный цвета, а также их оттенки?
4. Рассмотрите в электронной хрестоматии иллюстрацию художника Н. Каразина «Поездка Ростовых на святках к Мелюковым». Найдите сходства и различия в словесном описании пейзажа святочной ночи и пейзажем, нарисованным художником. Расскажите, есть ли такие детали пейзажа в романе, на которые вы, возможно, обратили внимание только благодаря иллюстрации. Поделитесь своими размышлениями о том, находите ли вы необходимым и целесообразным сопровождать художественные тексты иллюстрациями?
5. Как замечают многие исследователи творчества Л. Толстого, пейзажи, поэтизирующие любовь, в романе «Война и мир» традиционно лунные, как в народных песнях, где большую роль играют звёзды, месяц, заря. Как подтверждаются эти заметки в описании восприятия Пьером Безуховым появления кометы 1812 года в московском небе? Почему писатель комету, которая в народе считается предвестником серьёзных потрясений, изображает как источник света? Что это за свет? Какой тьме он противопоставлен в пейзаже, изображённом во фрагменте текста XXII главы пятой части второго тома от слов «Куда? — спросил себя Пьер. » до слов «Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому что было в его расцветшей к новой жизни, размягчённой и ободрённой душе». (см. материалы в электронной хрестоматии).
6. Природа для Л. Толстого — критерий красоты и правды, символ мира и единения. Прочитайте в электронной хрестоматии картины природы, изображающие Бородинское поле перед битвой и после неё в XXX главе от слов «Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя. » до слов «. сливаясь, виднелись по всему этому пространству» и в XXXIX главе второй части третьего тома от слов «Несколько десятков тысяч человек лежало мёртвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах» до слов «Опомнитесь. Что вы делаете?» Найдите контрастные образы, которые служат для осуждения войны как дела неприродного, неестественного для людей.
Дома
Напишите эссе на одну из тем на выбор:
• Природа — равноправный герой романа Л. Толстого «Война и мир».
• Символический образ высокого неба.
• Связь пейзажей с духовной эволюцией героя (герой / героиня — на выбор).
• Пейзажи в романе «Война и мир» — мои верные помощники.
Источник