- Лицемерие или индивидуальный подход: почему с разными людьми мы ведём себя по-разному
- Во-первых, нет ничего плохого в том, чтобы корректировать свое поведение в зависимости от обстановки и окружающих вас людей
- Во-вторых, не следует упускать из виду, что существуют объективные причины девиаций поведения в присутствии отдельных личностей
- Возможно, вы просто щадите чувства других
- Смысл жизни – считаться любезным
- Заглушить голос совести, чтобы не выделяться
- Хочешь жить – умей прогнуться
- Многогранная личность либо симулянт
- Маска как метод манипуляции
- Все имеют право на собственное мнение
- Врать плохо… если врешь плохо
- Разное восприятие разных людей как причина конфликта
Лицемерие или индивидуальный подход: почему с разными людьми мы ведём себя по-разному
11-08-2020, 14:09 | Экстремальные условия / Человек. Здоровье. Выживание | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 225)
Источник Перевод для mixstuff – Надежда Василенко
Каждый обращал внимание, что его поведение варьируется в зависимости от того, кто именно находится рядом. И чаще всего манеры в близком кругу будут иные, нежели в присутствии начальника или кота. И возникает вопрос, сколько же двуличия может прятаться за маской приличия? Кто мы есть на самом деле? Что это? Притворная добродетель или отчаянные попытки вылезти из порока? Может ли расчетливая стерва быть обезоруживающее приветливой? Где заканчивается притворство перед другими и начинается притворство перед собой? Реально ли за счет мелкой монеты вежливости сделать ценную инвестицию да извлечь немалую выгоду?
Существует официальное название феномена, когда человек склонен анализировать испытываемые чувства и эмоции и причины смены вектора поведения — интроспекция или самонаблюдение. Чисто с психологической точки зрения, одни менее склонны к самокопанию, поэтому им абсолютно все равно, как они выглядят на людях и какую вызовут реакцию, а другие шагу не могут ступить, чтобы сто раз не обдумать свои слова и поступки, и чаще всего выбирают модель поведения, которую считают более приемлемой для окружающих.
Особенно часто противоречивые эмоции раздирают тех, кого общество с самого начала сочло «не такими как все», кто всегда стоял в стороне от «нормальных» людей. Вечно вынужденные наблюдать, как уютно и комфортно приспособленцам в компаниях, «белые вороны» недоумевают, почему именно на них возложена заведомо провальная задача угождать всем и сразу. Почему, в то время как целью любого уважающего себя государства является независимость и способность действовать без оглядки на соседей, отдельно взятые человеки должны постоянно сверять свое поведение с какими-то эфемерными шаблонами?! Утешьтесь!
Во-первых, нет ничего плохого в том, чтобы корректировать свое поведение в зависимости от обстановки и окружающих вас людей
Все этим занимаются. И хотя этот аргумент заставляет дергаться глаз даже у матерых конформистов, это факт. Согласитесь, что на похоронах любимой бабушки своего друга вы не захотите держаться как на мальчишнике по поводу его же свадьбы. Элементарно. Всему свое время и место. Именно поэтому мы одеваем строгий костюм на работе и купальник на море. В конце концов, каждый из нас выполняет далеко не одну социальную роль, поэтому маски, костюмы и грим актеров подлежат обязательной смене в соответствии с декорациями.
Во-вторых, не следует упускать из виду, что существуют объективные причины девиаций поведения в присутствии отдельных личностей
Сдержанность сложно назвать нравственным уродством или постыдным извращением, но для нее всегда есть причины, и не всегда эти причины правильные. Итак, если вы поймали себя на мысли, что подстраиваетесь под ситуацию, всегда нужно уточнить причину, так как их может быть превеликое множество.
Возможно, вы просто щадите чувства других
Например, ваша мама – преподаватель русского языка и литературы в университете, и выражаться нецензурно при ней – значит оскорбить всех покойных классиков и живых современников, а также показать, что воспитание ребенка – не ее конек. А вдруг, вы меломан, и слушать музыку в наушниках для вас все равно, что нюхать розу в противогазе, но осознаете, что попутчики в душном автобусе вряд ли оценят любимую подборку блэк-метал. Или друзья уже не единожды красноречиво намекали, что выслушивать душещипательную историю про то, как прошел ваш увлекательный рабочий день, не намерены, и вы вынуждены подбирать альтернативные темы для задушевных разговоров. Но ведь это зачатки элементарной вежливости. Что плохого в том, чтобы доставлять минимум дискомфорта окружающим? «Золотое правило нравственности» — как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними – еще никто не отменял. Сдержанность и уместность — не самая высокая цена за титул адекватного человека.
Смысл жизни – считаться любезным
Одно дело — быть внимательным и вежливым только потому, что вы хороший человек и не любите обижать других, и совершенно другое – загореться идей-фикс понравиться всем и каждому во чтобы то ни стало, и даже если потребуется совершить мерзкий поступок во имя «любви и дружбы», и ни словом, ни взглядом не дать понять, что лично вам это не приятно.
Например, высказывается мнение, что общий знакомый является существом абсолютно нерукопожатным, в то время, как вам достоподлинно известно, что данный человек все свое свободное время читает книжки глухим и учит рисовать слепых, и вообще прекрасная личность, однако вы все равно киваете и поддакиваете, чтобы не выделяться из толпы своемыслием. На первый взгляд, это безобидный компромисс с совестью, но эта мелочь настолько может подорвать самооценку, что мира в душе вам не видать как, впрочем, и настоящей дружбы.
Заглушить голос совести, чтобы не выделяться
Конфуз после вечеринки, на которой под воздействием этиловых жидкостей на корпоративе доктор Джекилл превращается в мистера Хайда, или неприлично громкое обсуждение в музее произведений Рубенса, ни идет ни в какое сравнение с позором, когда из-за малодушия или робости, вы предали один из своих основополагающих жизненных принципов.
Например, в присутствии глубоко верующего человека некто, как правило, не имеющий собственных святынь, начинает издеваться над вечными ценностями. Конечно же будет безопасным промолчать, чтобы не расстроить собеседника альтернативной точкой зрения.
Но некоторые ценности стоят того, чтобы за них постоять, а иногда и умереть, и необходимо точно знать, на что вам на самом деле плевать и с чем можно и согласиться, а с чем вы готовы идти до конца. Внутренний космос человека слишком дорог, чтобы разменивать его на шапочных знакомых.
Хочешь жить – умей прогнуться
Все сталкивались с ситуациями, когда за приспособленчеством стоят вполне материальные ценности, а именно, при устройстве на работу. Не все любят соблюдать дресс-код, но получать зарплату хочется, и только поэтому приходится целыми днями носить улыбку в комплекте с униформой.
Это не означает, что любой служащий — бесхребетный тюфяк, просто здравый смысл подсказывает, что лучше скромно следовать корпоративной этике, чем стильно прозябать на бирже труда.
Многогранная личность либо симулянт
Предположим, любитель черного юмора по совместительству является прекрасным кулинаром и при этом превосходно разбирается в вопросах моды и стиля.
Естественно, что находясь в компании впечатлительных дам с вегетарианскими наклонностями, будет вполне вежливым не пытаться рассказать анекдот типа «Мальчик раскачивался на табуретке, упал и сломал все шесть ножек» и не описывать в деталях того запечённого с яблочком во рту поросенка, который посетил вашу семью прошлым вечером, а просто занять собеседниц докладом о тряпках.
И если веганки начнут обсуждать наиболее подходящие методы казни для мясоедов, не обязательно прикидываться фанатом травы и подкидывать им советы, как сподручнее расчленить живого человека. Да и омерзение на лице при упоминании салатов не прибавит вам очарования.
Маска как метод манипуляции
Некоторым не составляет никакого труда прикинуться тем, кем он не является, чтобы убедить кого-то в своей благонадежности и вызывать доверие. Но есть существенное различие, шпион ли это вражеского государства, втирающийся в доверие к влиятельным лицам с целью утроить государственный переворот, или директор завода, прикинувшийся заядлым филателистом, чтобы заключить взаимовыгодное соглашение.
Кто найдет ту тонкую грань между житейским лукавством и алчным эгоизмом? Возможно, ответ на вопрос «Как сильно разозлятся эти люди, если узнают правду?» подскажет верное направление.
Все имеют право на собственное мнение
Если в компании коммунистов – вы коммунист, среди зеленых – зеленый, а в среде голубых – голубой, то есть повод призадуматься, кто же вы на самом деле? Перед вами стоит проблема посерьезнее, чем просто понравиться окружающим.
Придется потратить уйму времени и сил, чтобы узнать свое собственно мнение и прислушаться к внутреннему голосу. Но это стоит того. Даже крохотная точка зрения увеличивает ценность личности.
Врать плохо… если врешь плохо
Талантливый актер просто обязан виртуозно врать, что, собственно, и обеспечивает ему дикий восторг зрителей и восхищение поклонников. В то же время какими раздражающими могут быть неуклюжие попытки плутовства и наигранная фальшь, при этом даже мотивы не важны: будь то гнусное коварство либо патологическая потребность. Так что всегда стоит учитывать степень своего мастерства, в противном случае, искренняя, но неумелая попытка угодить может обернуться репутацией кривляки и лгуна.
А если вас уличили в двуличии, лжи или бесхребетности, отвечайте удивленно, как Ежик «Почему же мне должно быть стыдно? Я же могу иметь свое мнение… А почему я не могу иметь разное свое мнение? … Я люблю думать по-разному».
Источник
Разное восприятие разных людей как причина конфликта
Человек способен «правильно» воспринимать и видеть только то, что организовано по законам его внутреннего мира. Поэтому люди нормально себя чувствуют и успешно функционируют лишь в ареале близких миров. Учет разных моделей мира у разных людей позволяет предсказать и сгладить вероятные шероховатости общения. Рассмотрим здесь взаимные претензии в общении, которые часто невозможно исключить, поэтому надо уметь с ними справляться.
- по-разному видят одни и те же объекты;
- существуют и действуют в различных временном и пространственном континуумах;
- окрашивают ситуацию разными, часто противоположными эмоциями;
- по-разному формируют цели, наделяя их разной ценностью;
- воспринимают и понимают представленный материал по-разному: одним надо, чтобы он был в словах, другим — в картинах и схемах;
- чувствительны к разному: там, где у одного человека есть проблема, требующая решения, другой ее может не усматривать.
Ситуация выглядит особенно проблематичной, когда приходится иметь дело с «творческими людьми» — часто трудно понимаемыми, слабо управляемыми, мало склонными к работе в команде. Учет разных моделей мира у разных людей позволяет предсказать и сгладить вероятные шероховатости общения. Рассмотрим здесь взаимные претензии в общении, которые часто невозможно исключить, поэтому надо уметь с ними справляться.
Предположим, что некую задачу решают два специалиста с разной доминантностью (то есть с разным доминирующим полушарием головного мозга). Назовем условно праводоминантного (то есть человека с преобладающим правым полушарием) мечтателем, а второго, леводоминантного (то есть с преобладающим левым полушарием) — критиком.
— Леводоминантные: «Они прекратили работу и бездельничают!»
— Праводоминантные: «Они не понимают — мне сейчас для дела так надо!»
Главное утверждение критика: «Надо заканчивать» или «Надо довести до конца!» — звучит для мечтателя не совсем понятно. Ведь он только начал генерировать самые интересные идеи. Он внутренне протестует. Поэтому полезнее было бы сказать: «Надо временно прерваться, отвлечься и написать отчет. Потом можно будет вернуться к получению фундаментальных результатов». Надежно установлено, что непрерывные, упорные сознательные попытки добиться решения проблем часто оказываются бесплодными. Наоборот, плодотворным может стать прекращение попыток, переключение. Эффективность перерыва выступает как одно из доказательств роли включения в процесс подсознательных компонентов.
Неправда, что человек должен продолжать начатое дело, пока не закончит его. Известный психолог Милтон Эриксон подчеркивал: «Кто сказал, что тебе нужно что-либо закончить? Ничто по-настоящему не заканчивается, пока мы живы». Такая позиция критика, исключающая жесткое давление, помогает мечтателю снять сковывающее его чувство, которое блокирует спонтанность и творчество. Только в этих условиях человек сможет увидеть ресурсы, о существовании которых он и не подозревает. Это поможет ему завершить начатое и решить задачу.
— Леводоминантные: «Они тратят время на глупости!»
— Праводоминантные: «Они нас упрекают в том, что наши попытки бесперспективны!»
Критик часто не учитывает, что причина многих трудностей творческих личностей — в тех ограничениях, которые разум накладывает на воображение. Логика многое отрицает с излишней легкостью и судит чересчур сурово. Тем самым тормозится подсознательная творческая работа. Когда интеллект слишком пристально начинает рассматривать новые идеи, он гасит их еще при рождении. Поэтому иногда критику полезно согласиться с тем, чтобы на некоторое время идеи возникали в беспорядке. Только потом можно включиться и помочь мечтателю рассмотреть их во всем разнообразии, обсудить и упорядочить в соответствии со структурой задачи.
Когда нет плодотворных идей, полезно позволить себе переключиться и некоторое время заниматься чем-то другим. Переключение снимает прессинг сознания. Тогда могут появиться внезапные результаты после предшествующих произвольных усилий, когда казалось, что движение идет по ложному пути. Эти усилия запустили в ход бессознательную «машину». Без них она оставалась бы без движения и ничего не могла бы произвести. Услышав от мечтателя, что у него «ступор» и хорошо бы переключиться, критик моментально оживляется: «Займись пока вот этой работой. Хоть какой-то толк от тебя будет!» Однако не всякая работа годится для переключения. К ней предъявляются тоже определенные требования, обсуждение которых может вновь обострить отношения.
— Леводоминантные: «Прежде чем начинать, надо все тщательно взвесить»
— Праводоминантные: «Хватит болтать и двигайся к цели: делай хоть что-нибудь!»
Праводоминантных людей настолько влечет к достижению целей, что они пробиваются к ним, не разбираясь в средствах, не считаясь с затратами усилий. Это представители крайних «художественных» типов. Принцип энтузиазма в Дон Кихоте доведен до комизма. В противоположность этому в леводоминантном Гамлете до трагизма доведен принцип анализа. Однако Дон Кихот — деятель, а Гамлет — консерватор, поскольку изучение и анализ всегда представляются ему незавершенными, а действие — преждевременным.
Среди явно леводоминантных лиц попадаются такие, у которых склонность размышлять и взвешивать настолько превалирует над желанием решать и действовать, что это угрожает эффективности их действий. Ярко выраженный леводоминантный человек часто логичен до крайности, без какой-либо спонтанности. Он склонен к серьезности и стремится планировать все виды деятельности до мельчайших деталей. Это — фигура, которой пристало не действовать, а беспощадно, даже по отношению к самому себе, осмысливать действия остальных. Он поступает так не потому, что стремится уйти от выбора, а потому что для действия требуется устранить полутона и двусмысленности, а его призвание состоит в том, чтобы выпячивать двусмысленности и освещать их.
— Леводоминантные: «Их предложения сырые»
— Праводоминантные: «Они не ценят общности предложенного подхода и возможного результата»
При первой встрече с недоразвитым решением мечтателя критику необходимо проявить выдержку и оценивать только перспективность общего направления. Обычная же его ошибка в том, что, видя все слабости и недостатки решения, он не может представить себе, почему этих «очевидных» вещей мечтатель не замечает. Он не понимает, что в состоянии восторга творческая личность зачастую утрачивает критичность к собственным озарениям и не может ограничить зону применимости полученного решения. Чувство изумления в связи с обретением решения обладает тормозящей функцией. Возникающая на начальных этапах повышенная оценка первого варианта решения мешает увидеть другие. С течением времени такая повышенная оценка ослабляется и это позволяет увидеть иные подходы. Только тогда приходит время ревизовать предыдущее предложение.
На этапе появления первого приемлемого решения мечтателю требуется, чтобы его поддержали, убеждая в несомненных достоинствах этого варианта. Именно такая реакция оптимальна со стороны лиц, принимающих работу. С одной стороны, она сохраняет энтузиазм для продолжения усилий, а с другой — снимает психологическую защиту. На этом этапе создатель идеи в принципе понимает, что любые решения имеют недостатки, но любит и защищает свое решение настолько глобально, что не дает ему развиваться дальше. Для признания ограниченности своего достижения человек должен быть уверен, что он будет способен предложить что-то более удачное. Поэтому полезно напомнить о прошлых достижениях, выразив уверенность, что и в дальнейшем мечтатель будет генерировать множество полезных идей.
Многие праводоминантные люди в порядке психологической защиты негативную оценку вообще не воспринимают, как бы не слышат (включается механизм отрицания), считая собственную оценку достаточной для признания успехов в выполняемой деятельности. Так они пытаются сохранить веру в себя и отгораживаются от всего, что вызывает у них неприятные чувства. Их ругают, а они не расстраиваются и все равно довольны собой. Такая реакция и непонимание окружающих могут провоцировать конфликт.
Из представленного выше материала понятно, что форма задания должна соответствовать доминированию. Человек способен «правильно» воспринимать и видеть только то, что организовано по законам его внутреннего мира. Поэтому люди нормально себя чувствуют и успешно функционируют лишь в ареале близких миров. Выход из привычного ареала, связанный с желанием принять и применить нечто новое, дается тяжело. Для этого требуются или специальные усилия, или особые побуждающие ситуации. Цена может быть высока, т.к. предполагает решительный отказ от системы прежних ценностей. Это означает, что осознанно пойти на этот шаг могут только сильные личности.
В общении с праводоминантными надо помнить, что они быстрее откликаются на конкретные и образные указания и хорошо воспринимают примеры из практики. Кроме того, легче усваивают материал в настоящем времени. Они избегают любой односторонней идентификации, т.е. они терпимее к одновременному существованию полярных точек зрения и особое значение придают чувству пропорции.
В общении с леводоминантными надо иметь в виду: им нужна аргументация! Поэтому общие эмоционально окрашенные высказывания типа «Так делать нельзя!» или «Ты злой, недалекий и ненадежный человек» вредны и опасны. Они приносят мало пользы тем, кому они адресованы, поскольку для них остается неясным, на чем они основаны и что конкретно имеется в виду. Тем более что подобные высказывания провоцируют не конструктивную переработку критики, а самозащиту, т.к. под сомнение ставится положительное представление человека о самом себе. Только локальные, частные характеристики могут быть предметом замечаний — тогда возникает ощущение объективности и остается меньше поводов для защиты, отторгающей критику.
Ядро непонимания, приводящее к конфликтам между людьми с разной доминантностью, связано с тремя факторами.
- Они используют несовместимые оценочные шкалы. Если праводоминантные чаще используют метафорические, описывающие одни объекты на языке свойств других (например, могут характеризовать геометрическую форму как спокойную или глупую), то леводоминантным такое описание представляется абсурдным, поскольку они не столько чувствуют, сколько вербализуют, описывают объекты и явления на языке их взаимодействия между собой и человека с ними.
- Сама вербализация существа задачи связана с включением его в связи объективного мира путем причинного объяснения, при этом его объем сужается и укладывается в определенные рамки, т.е. его пластичность теряется.
- На вершине иерархии у них располагаются разные ценности. Если у леводоминантных это описание конечной цели, то у праводоминантных это способы и принципы продвижения к ней.
Paда Миxaйлoвна Гpaнoвcкая — доктор психологических наук, пpoфеccор Санкт-Петербургского государственного университета (факультет повышения квалификации), академик Международной балтийской педагогической академии, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»
Источник