С помощью каких органов чувств люди воспринимают информацию

С помощью каких органов чувств люди воспринимают информацию

У человека пять органов чувств : , , , , . Эти органы позволяют получать информацию.

Чувствами восприятия информации называют: , , , , .


Чувство Орган
зрение глаза
слух уши
обоняние нос
вкус язык
осязание кожа


Зрение

Глазами люди воспринимают информацию: закат солнца, полотно художника, жесты и мимику собеседника…

Ушами воспринимается информация — речь, музыка, звуковые сигналы, шум.

Обоняние

Носом люди получают информацию о запахах окружающего мира — информацию.

С помощью языка можно получить информацию о том, каков предмет на вкус — горький, кислый, сладкий, солёный — информацию.

Осязание

Кончиками пальцев (или просто кожей), на ощупь, можно получить сведения о температуре предмета — узнать, горячий он или холодный, гладкий или шершавый, то есть получить информацию.

Проверь, запомнил ли ты названия информации.

Чувство Орган Вид информации
зрение глаза .
слух уши .
обоняние нос .
вкус язык .
осязание кожа .

Как животные получают информацию

Органы чувств есть не только у людей, но и у животных. Важность того или иного информационного чувства у животных может быть совсем иной, чем для человека.

Больше всего информации об окружающем мире человек получает с помощью )»>. , на втором месте — )»>. .

А вот для лисы, собаки, да и многих других животных основная информация та, которая поступает через орган обоняния — . .

Эта информация называется . .

Для летучих мышей, которые видят плохо, главная информация — . . Они воспринимают её своими большими чуткими . .

Информацию можно получать по-разному

Петя читает книгу, Вася решает задачу, Лена любуется картиной, Катя слушает радио, Рома пробует суп, Света нюхает цветы, а озорник Яша ощупывает свой ушибленный затылок.

Ребята работают с информацией. Петя — с текстом, Вася — с числами, Катя — со звуком, Лена — с графикой. Рома определяет вкус супа, Света — запах цветка, а Яша — форму своего затылка.

Информацию ребята получают с помощью различных органов чувств.

Описание Задействованные органы чувств Вид информации
Петя читает книгу, Вася решает задачу, Лена любуется картиной. . .
Катя слушает радио. . .
Рома пробует суп. . .
Света нюхает цветы. . .
Яша ощупывает затылок. . .

Информацию о том же самом объекте можно получить и по-другому.

Описание Задействованные органы чувств Вид информации
Затылок можно увидеть в зеркало. . .
Рассказ и пример по математике можно послушать по радио. . .
Описание картины, вкуса супа и запаха цветка можно прочитать в книге. . .

Слепые — читают пальцами.

Глухие люди разговаривают жестами.

Одну и ту же информацию можно получать по-разному.

Как компьютер получает информацию

Компьютер получает информацию от . , таких как клавиатура, мышь, дисковод, микрофон, сканер, флешка, вебкамера, винчестер.

Номер на рисунке Что это? Номер на рисунке Что это?
1 . 2 .
3 . 4 .
5 . 6 .
7 . 8 .

Датчик запаха в виде носа.

Датчики на роботе-вездеходе.

Устройствами ввода могут быть и различные , которые измеряют расстояние до объекта, температуру, влажность, химический состав воздуха, скорость движения и другие параметры.
Компьютер может принимать практически ту же информацию, что и человек. Даже запахи и вкусовые ощущения он может получать от датчиков, анализирующих химический состав объекта.

Как компьютер передаёт информацию

Компьютер получает информацию при помощи . . А может ли компьютер отдавать информацию человеку и разным устройствам? Ответ: . !

Компьютер это делает при помощи , таких как монитор, принтер, дисковод, колонки, наушники, флешка, винчестер. Компьютер может передавать управляющие сигналы и на моторы робота, и робот приходит в движение»>. .

Номер на рисунке Что это? Номер на рисунке Что это?
1 . 2 .
3 . 4 .
5 . 6 .
7 . 8 .

Устройства ввода/вывода компьютера

Существуют устройства, с которых компьютер получает информацию и на которые передаёт информацию. Такие устройства называются . .

К таким устройствам относятся:

Устройство ввода/вывода Как называется?
.
.
.
.
.
.

Как человек передаёт информацию


Мы передаём информацию друг другу разговаривая, при помощи .

Но не только голосом! Моряки передают друг другу информацию при помощи флажковой азбуки:

Глухие люди передают информацию . :

Информацию можно передавать выражением лица, или, как говорят, .

Работаем с информацией

Жук Кузя любит гулять слева направо вдоль текста и что-нибудь делать с символами, например, считать их!

Такой уж Кузя жук!

Кузя считает

Кузя ползёт вдоль текста между двумя вертикальными чёрточками | и считает…

Кузя считает Текст Ответ
Число символов | кот и пёс | 9
Не забываем считать и пробелы, они тоже — символы.»>.
Число букв | кот и пёс | 7
Пробелы не считаем, они не буквы.»>.
Число цифр | кот и пёс | 0
Здесь нет ни одной цифры!»>.
Число цифр равных 5 | 152557 | 3 «>.
Число цифр больших 5 | 152557 | 1
Здесь только одна цифра, которая больше 5 — это цифра 7.»>.
Число цифр меньших 5 | 152557 | 2
Здесь две цифры, которые меньше 5 — это цифры 1 и 2.»>.

Кузя ползёт с разной скоростью

Кузя ползёт вдоль текста, расположенного между двумя вертикальными чёрточками | с разной скоростью.

С какой скоростью ползёт Кузя Текст За сколько секунд Кузя проползёт весь текст
Один символ в секунду. | луна | За 4 секунды
Каждый символ за 1 секунду. В слове «луна» 4 символа.»>.
Два символа в секунду. | луна | За 2 секунды
Два символа за 1 секунду. В слове «луна» 2 раза по два символа.
«>.
Один символ за две секунды. | луна | За 8 секунд
Один символ за две секунды. В слове «луна» 4 символа. Четыре раза по 2 секунды — это 8 секунд.
«>.
Буквы — 1 символ в секунду, остальные знаки — 2 символа в секунду. | Ту-2 | За 3 секунды
«>.
Буквы — 1 символ в секунду, остальные знаки — 1 символ за 2 секунды. | Ту-2 | За 6 секунд
«>.

Человек и животные воспринимают информацию при помощи 5 органов чувств:

Чувство Орган Вид информации
зрение глаза .
слух уши .
обоняние нос .
вкус язык .
осязание кожа .

Компьютер получает информацию при помощи устройств . .

Источник

Пять чувств

Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать наиболее соответствующим образом. За зрение отвечают глаза, за слух – уши, за обоняние – нос, за вкус – язык, а за осязание – кожа. Благодаря им мы получаем информацию о нашем окружении, которая анализируется и истолковывается головным мозгом. Обычно наша реакция направлена на продление приятных ощущений или на прекращение неприятных.

Зрение

Из всех доступных нам чувств мы чаще всего используем зрение. Мы можем видеть благодаря множеству органов: световые лучи проходят через зрачок (отверстие), роговицу (прозрачную мембрану), затем через хрусталик (орган, похожий на линзу), после чего на сетчатке глаза (тонкая мембрана в глазном яблоке) возникает перевернутое изображение. Изображение преобразуется в нервный сигнал благодаря выстилающим сетчатку рецепторам – палочкам и колбочкам, и передается в головной мозг через зрительный нерв. Мозг распознает нервный импульс как изображение, переворачивает его в нужном направлении и воспринимает в трехмерном виде.

По мнению ученых, слух – второе наиболее используемое человеком чувство. Звуки (колебания воздуха) через слуховой проход проникают к барабанной перепонке и заставляют ее вибрировать. Затем они проходят через окно преддверия – отверстие, закрытое тонкой пленкой, и улитку заполненную жидкостью трубку, раздражая при этом слуховые клетки. Эти клетки преобразуют колебания в нервные сигналы, посылаемые в головной мозг. Мозг распознает эти сигналы как звуки, определяя уровень их громкости и высоту.

Осязание

Миллионы рецепторов, расположенные на поверхности кожи и в ее тканях распознают прикосновение, нажатие или боль, затем посылают соответствующие сигналы спинному и головному мозгу. Головной мозг анализирует и расшифровывает эти сигналы, переводя их в ощущения – приятные, нейтральные или неприятные.

Обоняние

Мы способны различать до десяти тысяч запахов, некоторые из которых (ядовитые газы, дым) оповещают нас о близкой опасности. Расположенные в полости носа клетки выявляют молекулы, являющиеся источником запаха, затем посылают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг опознает эти запахи, которые могут быть приятными или наоборот неприятными. Ученые определили семь основных запахов: ароматический (камфорный), эфирный, душистый (цветочный), амброзиевый (запах мускуса – вещества животного происхождения, используемого в парфюмерии), отталкивающий (гнилостный), чесночный (серный) и, наконец, запах горелого. Обоняние часто называют чувством памяти: действительно, запах может напомнить об очень давнем событии.

Менее развитое чем обоняние, чувство вкуса сообщает о качестве и вкусовых особенностях потребляемой пищи и жидкостей. Вкусовые клетки, расположенные на вкусовых сосочках – маленьких бугорках на языке, определяют оттенки вкуса и передают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг анализирует и идентифицирует характер вкуса.

Как мы пробуем пищу?

Чувства вкуса не достаточно, чтобы оценить пищу, и обоняние также играет очень важную роль. В носовой полости находятся две чувствительные к запахам обонятельные области. Когда мы едим, запах пищи достигает этих областей, которые «определяют», вкусная пища или нет.

Источник

Урок Бесплатно Органы чувств (анализаторы)

Введение

Для познания окружающей среды у живых организмов в процессе эволюции получили развитие органы чувств, тесно связанные с головным мозгом.

Органы чувств- это анатомические образования, которые воспринимают внешнее и внутреннее раздражение (звук, свет, запах, вкус, артериальное давление), трансформируют его в нервный импульс, который передают в головной мозг.

У человека выделяют шесть основных органов чувств:

  • глаза (зрение)
  • уши (слух)
  • язык (вкус)
  • нос (обоняние)
  • кожа (осязание, ощущение боли, температуры)
  • вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение, ощущение веса)

Органы чувств являются начальным звеном восприятия, а специфические зоны коры головного мозга (корковый конец анализатора)- пунктом анализа полученной информации.

Без аналитической работы коры головного мозга мы не смогли бы почувствовать запах цветов, услышать пение птиц, разглядеть все цвета радуги и т.д.

Получается, что видят и слышат не глаза и уши, а мозг. Благодаря совместной и слаженной работе органов чувств и головного мозга мы можем понимать и воспринимать окружающий мир.

Органы чувств и определенные отделы коры головного мозга образуют тот или иной анализатор.

Общая характеристика анализаторов

Анализаторы— система анатомических структур, которые воспринимают внешние и внутренние раздражения (звук, свет, запах, вкус, артериальное давление др.), преобразуют их в нервный импульс и передают его в головной мозг, где происходит высший анализ и синтез полученной информации.

При помощи органов чувств человек получает информацию об окружающем мире, изучает ее, формирует соответствующий ответ на раздражения.

Термин анализатор ввел Иван Петрович Павлов (1849 — 1936). Он сравнивал анализаторы с системой «приборов», производящих высший анализ и синтез раздражителей внешней и внутренней среды.

Все анализаторы делятся на три типа:

1. интерорецептивные (внутренние) анализаторы — осуществляют анализ явлений, которые происходят внутри организма.

Они дают информацию о состоянии сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, органов дыхания и др.

Одним из главных внутренних анализаторов является двигательный (мышечный) анализатор, который передает информацию в мозг о состоянии мышечно- суставного аппарата.

Его рецепторы имеют сложное строение и расположены в мышцах, сухожилиях и суставах.

2. проприорецептивные анализаторы -осуществляют анализ положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве.

3. экстерорецептивные (внешние) анализаторы — отвечают за анализ и синтез информации из окружающей среды.

Каждый анализатор является сложным комплексным механизмом, который включает следующие звенья:

1. периферический отдел — состоит из органа чувств с рецепторами, которые воспринимают внешнее и внутреннее воздействие (свет, запах, вкус, звук, прикосновение, давление) и преобразует его в нервный импульс.

2. проводниковый отдел — нервы, которые проводят импульсы от периферии к мозгу (афферентные нейроны), вставочные нейроны, по которым нервный импульс поступает в соответствующий отдел коры головного мозга.

3. центральный отдел (нервный центр) — определенная зона коры больших полушарий.

Таким образом, в состав каждого анализатора входит:

  • орган, который помогает улавливать и фиксировать сигналы, а также защищает рецепторы от механических повреждений (примеры органов чувств: глаз для зрительного анализатора, ухо для слухового анализатора)
  • нервы, которые проводят нервные импульсы в кору головного мозга
  • кора головного мозга

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Зрительный анализатор

Более 90% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Зрительный анализатор — один из главных органов чувств, который обеспечивает восприятие, проведение и расшифровку зрительных сигналов.

Состав зрительного анализатора:

  • периферический отдел: орган зрения (глаз) и рецепторы сетчатки глаза
  • проводниковый отдел: зрительный нерв
  • центральный отдел: затылочная доля коры больших полушарий

Строение глаза

Глаз состоит из:

  • глазного яблока — расположено в углублении лицевого черепа, которое называется глазница, имеет шарообразную форму с диаметром около 2,5 см и массой 6-8 г.
  • зрительного нерва с его оболочками.
  • вспомогательного аппарата (брови, ресницы, веки, слезные железы).

Глазное яблоко имеет следующие оболочки:

  • белочная (склера) — наружная, очень плотная оболочка глаза, переходит в прозрачную роговицу;
  • сосудистая — пронизана кровеносными сосудами, обеспечивает питание глаза, переходит в радужную;
  • радужная — является продолжением сосудистой оболочки и определяет цвет глаз благодаря пигменту, выделяемому клетками меланоцитами. В центре радужной оболочки находится отверстие — зрачок, через него в глаз проникают световые лучи. При помощи гладких мышц радужной оболочки диаметр зрачка непроизвольно меняется в зависимости от уровня освещенности (в темноте расширяется, при ярком свете сужается), таким образом регулируется количество света, попадающего на сетчатку;
  • сетчатая (сетчатка)- внутренняя оболочка глазного яблока, окружена сосудистой оболочкой. В сетчатке располагаются фоторецепторные клекти — рецепторы зрительного анализатора.

Кроме этого, в глазном яблоке есть следующие структуры:

  • хрусталик — двояковыпуклая линза, которая расположена позади радужки и обладает светопреломляющей способностью. Хрусталик окружает ресничная мышца.
  • ресничная мышца — имеет форму кольца, состоит из гладких мышечных волокон, расположенных кольцевидно и радиально, которые при сокращении изменяют кривизну хрусталика. Процесс изменения кривизны хрусталика называется аккомодацией.
  • цилиарная (циннова) связка — соединяет хрусталик с ресничным телом.
  • ресничное (цилиарное) тело — место соединения роговицы и склеры. Содержит сосуды и ресничную мышцу.
  • ресничная мышца — состоит из гладких мышечных волокон, расположенных кольцевидно и радиально, которые при сокращении изменяют кривизну хрусталика.
  • передняя и задняя камеры— пространство спереди и сзади радужной оболочки, заполненное прозрачной жидкостью.
  • стекловидное тело— желеобразная прозрачная масса, которая не имеет сосудов и нервов, находится между хрусталиком и глазным дном. Оно создает внутриглазное давление (3,3 кПа) и поддерживает форму глаза.

Строение сетчатки

Сетчатая оболочка по своему развитию и функциям представляет собой часть нервной системы. Остальные части глазного яблока играют вспомогательную роль для восприятия сетчаткой зрительных раздражений.

Сетчатка плотно прилегает к сосудистой оболочке и имеет большую заднюю зрительную часть, которая воспринимает световые лучи.

Состоит из множества слоев клеток, которые как бы образуют плотную сеточку.

В сетчатке находятся фоторецепторы (зрительные рецепторы):

  • палочки— воспринимают яркость. Их количество около 120 млн
  • колбочки— воспринимают цвет, их насчитывается около 6 млн

Палочки содержат зрительный пигмент родопсин, который отвечает за быстрое возникновение зрительного возбуждения под воздействием даже слабого света и обеспечивают черно-белое зрение. В образовании родопсина участвует витамин А, при недостатке которого развивается болезнь «куриная слепота».

Куринная слепота- нарушение функции зрения, при котором человек внезапно перестает хорошо видеть в недостаточно освещенных помещениях или на улице вечером.

При низкой освещенности только палочки обеспечивают сумеречное зрение, при этом глаз не различает цвета, а зрение оказывается ахроматическим (бесцветным).

Колбочки обеспечивают цветное зрение и содержат зрительный пигмент йодопсин. В свою очередь йодопсин имеет несколько модификаций пигментов, которые могут воспринимать разную длину волны света, соответствующую красному, зеленому и синему цвету, причем в одной колбочке содержится только один зрительный пигмент. Соответственно выделяют «красные», «зеленые» и «синие» колбочки. Сочетание импульсов от разных типов колбочек обеспечивает цветное зрение в дневное время. Доказано, что с помощью именно этих трех цветов можно получить любые оттенки и цвета.

В отличие от палочек, которые воспринимают даже самый слабый цвет, колбочки могут функционировать только при достаточно сильной освещенности. Этим объясняется возможность различать цвета только в светлое время суток.

Место наибольшей остроты зрения в сетчатке называется желтое пятно (центральная ямка), в этой области есть только палочки, а колбочек нет, именно здесь глаз обладает наилучшим видением и восприятием цвета.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, которые, соединяясь, образуют зрительный нерв.

Место выхода из сетчатки зрительного нерва называется слепым пятном, так как там отсутствуют фоторецепторы.

Проводниковый отдел зрительного анализатора

Зрительный нерв является проводником нервных импульсов от сетчатки глаза к зрительному центру коры головного мозга.

Под гипоталамусом зрительные нервы образуют перекрест (хиазму).

После перекреста зрительные нервы идут в зрительных трактах, затем, проходят через промежуточный мозг, и связываются с затылочной долей коры головного мозга.

Центральный отдел

Центральный отдел зрительного анализатора расположен в затылочной доле коры больших полушарий.

Механизм работы зрительного анализатора

Пройдя через хрусталик и стекловидное тело лучи света попадают на внутреннюю оболочку глазного яблока – сетчатку, которая содержит фоторецепторы.

Под действием квантов света зрительные пигменты колбочек и палочек разрушаются, создавая электрические сигналы, которые передаются к зрительному нерву, по волокнам которого импульсы поступают в кору головного мозга.

Оптическая система глаза формирует на сетчатке не только уменьшенное, но и перевёрнутое изображение предмета.

Обработка сигналов в центральной нервной системе происходит таким образом, что предметы воспринимаются в естественном положении.

Оптическая система необходима для преломления и проведения световых лучей на сетчатку, к ней относится — роговица, хрусталик, стекловидное тело.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Ученые проводили опыты, используя инвертоскоп— очки, которые переворачивают изображение.

Несколько дней испытуемые видели все в перевернутом виде. Затем зрительная система приспосабливавалась к инвертированному миру и человек видел все, как раньше.

После снятия очков наблюдалась обратная картина: человек опять несколько дней все видел в перевернутом виде, мозгу требовалось несколько дней, чтобы прийти в норму.

Нарушения зрения

Наиболее частыми расстройствами зрения у человека считаются близорукость и дальнозоркость. Также выделяют косоглазие, астигматизм, катаракту.

Близорукость- фокусировка изображение перед сетчаткой.

  • увеличенное в длину глазное яблоко (наиболее распространённая причина)
  • увеличение кривизны хрусталика, которое может возникнуть при неправильном обмене веществ
  • нарушении гигиены зрения

Близорукие люди плохо видят удалённые предметы, хорошо различая всё, что расположено рядом.

Исправляют нарушение очками с вогнутыми линзами или хирургическим путем.

Дальнозоркость— фокусировка изображения позади сетчатки.

  • уменьшения выпуклости хрусталика
  • уменьшенный размер глазного яблока

Дальнозоркие люди хорошо видят вдали, и плохо вблизи.

Вы, наверное, замечали, как пожилые люди при чтении отодвигают газету подальше от глаз. Таким образом они как бы пытаются сформировать четкое изображение на сетчатке глаза.

Исправляют дальнозоркость очками с выпуклыми линзами.

Астигматизм — нарушение зрения, которое происходит из-за изменения формы хрусталика, роговицы или глаза, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению.

Косоглазие

При косоглазии глаза как будто пытаются сойтись вместе (сходящееся косоглазие) или, наоборот, разойтись (расходящееся косоглазие). Косоглазие может быть врождённым, или возникнуть из-за травмы.

Лечат это заболевание специальными упражнениями, ношением особых очков, но иногда приходится прибегать к операции.

Помутнение хрусталика (катаракта) довольно часто встречается у пожилых людей и как осложнение сахарного диабета.

Иногда катаракта бывает врождённой, чаще всего в том случае, если мама больного ребенка переболела краснухой на ранней стадии беременности.

Непрозрачный хрусталик можно удалить и имплантировать искуственный.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Источник

Читайте также:  Что такое чувство священного
Оцените статью