- Польза и противопоказания аквааэробики
- Что такое аквааэробика
- Чем полезна аквааэробика
- Минусы и противопоказания
- Кому подойдут занятия аквааэробикой
- Можно ли заниматься, не умеющим плавать
- Можно ли заниматься беременным женщинам
- Эффективность аквааэробики при похудении
- Основные упражнения для похудения
- Сколько калорий сжигается при занятиях аквааэробикой
- Использование элементов аквааэробики для детей старшего дошкольного возраста
Польза и противопоказания аквааэробики
Все наслышаны о пользе водных процедур и физических упражнений. Их сочетание получило название аквааэробика и помогает добиться максимально положительных результатов тренировок. Регулярные занятия помогают укрепить организм, совершенствовать формы тела и улучшить психоэмоциональное состояние.
Что такое аквааэробика
Сегодня под аквааэробикой понимают комплекс ритмичных упражнений, выполняемых стоя в воде под музыку. Преодолевая естественное сопротивление воды, человек тренирует сразу все группы мышц. При этом поддерживающие свойства воды облегчают тренировку и снижают нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Благодаря этому занятия проходят менее напряженно, без травм и способствуют равномерному развитию всей мускулатуры.
Сложно сказать, кто придумал аквааэробику. Еще во времена Древнего Рима были популярны майюмы – массовые игры, в обязательную программу которых входили зрелищные выступления на воде. Одновременно с этим, описания водных тренировок мы находим в рукописных свитках Древнего Китая, начинающие бойцы которого отрабатывали свои удары, стоя в воде.
В наше время, идею выполнения физических упражнений в воде, довел до совершенства Глен Макуотерз – американский легкоатлет. Получив тяжелое ранение в бедро во время Вьетнамской войны (1957 – 1975 гг.), спортсмен разработал собственную программу тренировок для поддержания физической формы. Так появился акваджоггинг – направление фитнеса, напоминающее аквааэробику, во время занятий которым, ноги человека не должны касаться дна бассейна.
Чем полезна аквааэробика
Влияние аквааэробики на организм человека всеобъемлюще. При средней продолжительности одного занятия в 40 – 50 минут можно добиться следующих результатов.
- Развитие выносливости и силы мышц, повышение их эластичности.
- Укрепление сердечно-сосудистой системы.
- Улучшение кровообращения и лимфотока, устранение отеков и застойных явлений в тканях.
- Улучшение общего состояния опорно-двигательного аппарата и профилактика его возрастных заболеваний.
- Корректировка осанки.
- Ускорение обмена веществ.
- Избавление от лишних килограммов и нормализация веса.
- Формирование желаемых очертаний фигуры, сглаживание проявлений целлюлита.
- Повышение тонуса кожи и профилактика признаков ее преждевременного старения.
- Закаливание организма и укрепление его иммунитета.
- Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
- Нейтрализация негативных последствий стрессов, укрепление нервной системы.
- Нормализация сна.
- Улучшение общего самочувствия, настроения, повышение работоспособности.
- Избавление от комплексов, неуверенности и повышение самооценки.
Для того чтобы ощутить все пользу водного фитнеса, необходимо заниматься регулярно – как минимум 2 – 3 раза в неделю и не пропускать занятия. Первые ощутимые результаты появятся уже после 1 тренировки. Видимые изменения очертаний тела и мускулатуры – к концу первого месяца занятий.
Большим плюсом во время тренировок станет корректировка рациона питания и отказ от вредных привычек – курение, злоупотребление алкоголем. Это поможет добиться положительного результата гораздо быстрее и легче.
Интересно знать! Главное преимущество аквааэробики перед другими видами фитнеса – ее занятия очень приятны и комфортны. Во время их проведения, в мышцах тела не накапливается молочная кислота, вызывающая крепатуру – отсроченные мышечные боли после физической нагрузки. Поэтому на утро после тренировки человек не чувствует себя измотанным, разбитым. Напротив, он бодр и полон сил.
Минусы и противопоказания
Регулярные занятия аквааэробикой не несут вреда организму. Единственный минус тренировок – хлорированная вода, с которой могут столкнуться посетители бассейна. Проблема в том, что внедрение современных методов и установок для качественной очистки воды стоит достаточно дорого. И желая сэкономить, администрация фитнес-клуба с бассейном может использовать уставший метод дезинфекции – хлорирование. Хлорированная известь убивает возбудителей инфекционных заболеваний и хорошо обеззараживает воду, но при этом она вредит человеку. После регулярных купаний в хлорированной воде он может столкнуться с рядом неприятных симптомов – сухость и зуд кожи; ломкость, жесткость и потеря блеска волос; обострение аллергии; появление кандидоза (молочница). Чтобы избежать этого следует выбирать для своих занятий бассейн, в воде которого отсутствует хлорка, или проводить мероприятия по защите от ее вредного влияния – использовать резиновую шапочку для защиты волос и кожи головы, после занятий принимать душ, смазывать тело питательными, увлажняющими средствами, укреплять свой иммунитет.
Еще один недостаток водного фитнеса – это противопоказания. Дело в том, что, несмотря на большую пользу, занятия аквааэробикой могут быть разрешены не всем. Относительными противопоказаниями к ним выступают следующие состояния и заболевания.
- Бронхиальная астма.
- Склонность к судорогам.
- Предрасположенность к сердечному приступу.
- Аллергические заболевания в острой стадии.
- Остеохондроз, сопровождающийся тошнотой и головокружениями.
- Серьезные травмы позвоночника.
- Кожные заболевания.
- Индивидуальная непереносимость хлорной извести.
Важно знать! Независимо от состояния здоровья, перед началом занятий необходима консультация лечащего врача. Посещать бассейн в период обострения хронических недугов, простудных заболеваний и высокой температуры тела запрещено.
Кому подойдут занятия аквааэробикой
Прелесть водного фитнеса в том, что заниматься им может человек любого возраста и уровня физической подготовки. Особую пользу от тренировок получат люди следующих состояний.
- Проблемы с опорно-двигательным аппаратом и осанкой.
- Период реабилитации после перенесенных травм, восстановление организма после болезни.
- Лишний вес, признаки целлюлита.
- Ранее перенесенный инсульт.
- Беременность, восстановление организма и тела после родов.
- Варикозное расширение вен, отеки.
- Признаки возрастного старения кожи и мышц.
- Частные стрессы, депрессия, плохое настроение и нарушения сна.
- Ослабленный иммунитет.
Важно знать! Помимо консультации со своим лечащим врачом, необходимо уведомить тренера по аквааэробике о своем состоянии здоровья. Инструктор подберет упражнения и нагрузку, отвечающие возможностям и потребностям организма.
Можно ли заниматься, не умеющим плавать
Можно и нужно! Для занятий водным фитнесом не нужны навыки плавания. Во время тренировок человек стоит по грудь в воде, ощущая опору дна бассейна — его жизни ничто не угрожает. При необходимости он может заниматься, используя надувные нарукавники или пояс.
Можно ли заниматься беременным женщинам
Можно! Но только после консультации с врачом, который ведет беременность. Если состояние будущей мамы не вызывает опасений, то регулярные занятия помогут ей поддерживать мышцы и кожу тела в тонусе, что поможет избежать появления растяжек. К тому же тренировки позволяют облегчить нагрузку на опорно-двигательный аппарат и нормализовать психоэмоциональное состояние женщины. Благодаря им можно избавиться от отеков, улучшить функции сосудов, снять спазмы в пояснице. А посещение бассейна в третьем триместре беременности, поможет малышу занять правильное положение и подготовит его к будущему процессу родов.
Эффективность аквааэробики при похудении
Занятия водным фитнесом способствуют снижению веса. Их высокая эффективность основана на естественных и искусственно созданных свойствах воды.
- Сопротивление – для его преодоления будут задействованы все группы мышц, и тратится большое количество калорий.
- Массажные движения воды – стимулируют мышцы, кожу, приводят их в тонус, и ускоряя процессы метаболизма.
- Температура воды ниже температуры тела – разница в 6 – 10 0 С заставляет организм расходовать больше энергии (калорий) для того чтобы согреться и чувствовать себя комфортно.
Таким образом, человек худеет не только под влиянием физических упражнений, но и воды. При этом лишние килограммы уходят постепенно – без стресса для организма, что гарантирует стабильный длительный результат, без повторного набора массы тела.
Занимаясь аквааэробикой, можно похудеть от 2 до 20 кг и более. В данном случае все зависит только желания человека, его стараний и дисциплины. Для соблюдения последней, тренировки нельзя пропускать – они должны быть регулярными, не менее 3 – 4 раз в неделю.
Важно знать! Лишние килограммы накапливаются месяцами, а то и годами. Поэтому не стоит ждать очень быстрого результата похудения. Он будет заметен не ранее, чем через 3 – 4 недели регулярных тренировок. С течением времени его проявления будут нарастать. А при соблюдении здорового образа жизни (диета, физические упражнения) достигнутый результат сохранится пожизненно.
Основные упражнения для похудения
Для эффективного похудения можно использовать следующий комплекс упражнений.
- Разминка – в течение 5 – 10 минут
- «Полоскание рук» — повороты корпуса в воде, с вытянутыми вперед руками, преодолевая сопротивление воды.
- «Винт» — прижавшись спиной к борту бассейна, необходимо выполнять повороты из стороны в сторону согнутыми в коленях или прямыми ногами.
- «Ножницы» — с упором на борт, необходимо ритмично скрещивать вытянутые вперед ноги.
- «Бокс» — интенсивно побоксировать руками, стоя в воде по уровень шеи.
- «Прыжки» — нужно выпрыгивать из воды вверх (насколько это возможно), одновременно стараясь распрямить и согнуть ноги.
- «Удары ногой» — упражнение аналогично «боксу», только делается при помощи ног.
Важно! Для достижения необходимого результата, каждое упражнение повторяют по 15 – 20 раз. Выполняют не менее двух подходов, постепенно наращивая их количество. По завершении тренировки рекомендованы расслабляющие упражнения – неспешное плавание или просто плавные движения в воде руками, корпусом и ногами.
Сколько калорий сжигается при занятиях аквааэробикой
Всего за 1 занятие аквааэробикой человек может потратить порядка 400 – 700 калорий. Данная таблица наглядно демонстрирует расход калорий в зависимости от массы тела.
Источник
Использование элементов аквааэробики для детей старшего дошкольного возраста
Виктория Киндрук
Использование элементов аквааэробики для детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство – это тот период развития ребенка, во время которого закладывается фундамент здоровья взрослого человека, формируются физические качества, двигательные умения и навыки. Образовательный процесс в овладении плавательными навыками требует от детей усидчивости, концентрации внимания на выполнение каждого движения, а дети не любят монотонности и однообразия. В связи с этим появилась необходимость поиска наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению, создающих условия для расширения круга двигательных навыков и повышения функциональных возможностей организма, творческого самовыражения детей. Выведение занятий плаванием на новый уровень, с использованием элементов аквааэробики, которое проводится с музыкальным сопровождением, дает свой положительный импульс.
[слайд 2] Занятия аквааэробикой представляют собой выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку. Особенностью аквааэробики является то, что тело находится в подвешенном состоянии. Упражнения выполняются в горизонтальном и вертикальном положениях тела. При этом работают практически все группы мышц, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в суставах. Давление воды на подкожное венозное русло, глубокое дыхание и подвешенное состояние тела — всё это облегчает приток крови к сердцу и в целом ощутимо облегчает его работу.
[слайд 3] Занятия в воде особенно полезны для детского организма. Ведь во время движения в воде нагрузка падает в основном на мускулатуру. Мышцы укрепляются, а вот позвоночник и суставы отдыхают. В детском возрасте лишние и неправильные нагрузки на связочный аппарат могут привести к неправильному формированию суставов, которое впоследствии грозит серьезными проблемами. Особенно это касается деток с повышенной массой тела. Занятия аквааэробикой для детей с лишним весом – это отличная возможность нормализовать вес и обрести подтянутую фигуру. Выполняя упражнения по аквааэробике, ребенок нагружает такие группы мышц, которые почти не включены в работу при нашей повседневной жизни или очень сложно прорабатываются в иных условиях.
Занятия аквааэробикой имеют огромное оздоровительное и воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, стимулирует деятельность нервной, сердечно — сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяются возможности опорно-двигательного аппарата, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу, приносят детям радость эмоциональный заряд.
Под влиянием данных занятий происходят положительные сдвиги в строении и функции сердечно-сосудистой системы: увеличиваются сила и объем сердечной мышцы.
Аквааэробика эффективна для детей с избыточным весом, так как выталкивающая сила воды создает для них благоприятные условия. А так же движения в воде благоприятно воздействует на уменьшение подкожного жира и рост ребенка.Занятия данным видом аэробики помогают развить такие качества как: гибкость, ловкость, выносливость, быстроту, силу, также благодаря аквааэробике улучшается координация движений.
Занятия в воде помогают расслабиться, снимают мышечное и нервное напряжение, укрепляют нервную систему. Во время занятий акваэробикой присутствует и своеобразный массаж, который оказывает окружающая тело вода. Кроме того, занятия в воде позволяют разгрузить позвоночник и, добавив специальные упражнения, вы сможете исправить осанку.
Занятия аквааэробикой подходят практически любому ребенку с различной степенью физической подготовки.
Цель занятий по аквааэробике:совершенствование основных систем жизнеобеспечения организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной.
В процессе занятий по аквааэробикерешаются следующие задачи:
укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;
формировать правильную осанку,
содействовать профилактике нарушения осанки и плоскостопия;
активировать деятельность различных внутренних органов и систем;
содействовать закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;
• формировать навыки выполнения плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде;
• формировать у детей согласовывать движения с музыкой, развивать чувство ритма;
• формировать навыки разнообразных двигательных умений и навыков;
• развивать выносливость, гибкость, силу, координацию движений, чувство равновесия;
• воспитывать стремление к активной деятельности и творчеству;
• побуждать стремление к качественному выполнению движений;
• создавать у детей радостное и бодрое настроение.
В процессе занятий аквааэробикой используются две группы методов:
1. общепедагогические, включающие словесные и наглядные метолы;
2. специфические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.
Метод строго регламентированных упражнений предусматривает твердо предписанную программу движений; точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой; нормирование интервалов отдыха; применение вспомогательных средств управления действиями и контроля нагрузки.
К методам строго регламентированного упражнения относятся:
методы, направленные на освоение спортивной техники — методы разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчленено-конструктивные);
методы, направленные на воспитание физических качеств.
Непрерывные методы тренировки используются для повышения аэробных возможностей, воспитание специальной выносливости.
Интервальные методы тренировки – это выполнение серии упражнений одинаково и разной продолжительности с постоянной или переменной интенсивностью. Интервальные методы, предусматривают выполнение упражнений, как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.
Игровой метод используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.
При планировании и проведении занятий по аквааэробикеучитывю основные дидактические принципы:
Принцип научности предполагает построение организованной двигательной деятельности в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.
Принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков, адекватных особенностям их развития. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий
Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному». Постепенность обеспечивается усложнением изучаемых движений, ступенчатым и волнообразным изменениям нагрузок, рациональным чередованием нагрузки и отдыха.
Принцип постепенного повышения требований важен для обеспечения адаптации организма ребенка к повышающейся нагрузке и решения воспитательных задач. Увеличивается объем и интенсивность физической нагрузки, включаются более сложные упражнения. Здесь важен индивидуальный подход.
Принцип индивидуальности предполагает такое построение обучающего процесса и использование его средств, методов и организационных форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям разного пола, двигательной подготовки и физического развития, где создаются условия для наибольшего развития двигательных способностей и укрепления здоровья занимающихся. При индивидуальном подходе обязательно учитываются физиологическая и психологическая стороны развития ребенка.
Принцип доступности реализуется через требование соответствия задач, средств и методов возможностям детей, их готовности к выполнению нагрузки, зависящей от уровня развития физической подготовленности и интеллекта. Доступность означает, что изучаемый материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся. Умелое соблюдение принципа доступности является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания.
Принцип учета возрастного развития движений. Этот принцип предусматривает степень развития основных движений у ребенка (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, его двигательных навыков. Все упражнения подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.
Принцип чередования нагрузки или принцип рассеянной физической нагрузки важен для предупреждения утомления у детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений. Здесь предусматривается такое сочетание движений, упражнений, игр, чтобы работа одних мышц, осуществляющих движение или содействующих принятию определенной позы, сменялась работой других мышц, оставляя возможность для восстановительных процессов, то есть обеспечивало бы чередование нагрузки и отдыха.
Принцип наглядности является одним из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении движениям, неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Принцип наглядности обязывает строить процессы занятий с широким использованиемвсех видов наглядности: зрительной, звуковой, двигательной. Зрительная наглядность — это демонстрация движений в целом, по частям, с помощью ориентиров, наглядных пособий, видеофильмов. Здесь очень важен показ упражнений преподавателем. Он должен быть четким, грамотным, в зеркальном изображении. Звуковая наглядность осуществляется в виде различных звуковых сигналов. Особое значение в занятиях у детей имеет связь чувственного образа и образного слова.
Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.
Основными средствами занятий аквааэробикой являются физические упражнения,выполняемые в воде:
— для освоения с водной средой;
— для освоения и совершенствования навыка плавания;
— на силовые способности;
— на укрепление мышц поддерживающих осанку.
Основные формы организации занятий:
теоретические — предполагают рассказ о значении аквааэробики, ее влиянии на организм, об использовании упражнений в повседневной жизни и самостоятельной активности;
практические — обеспечивают обучение новым упражнениям, совершенствование умения выполнять движения в темпе музыки;
самостоятельные — предусматривают самостоятельное выполнение упражнений под музыку, проявление индивидуальности, реализацию своих потребностей в движении;
индивидуальные — направлены на совершенствование умений детей, которые имеют слабую подготовку или, наоборот, сильную.
Работу с детьми по аквааэробике условно делится на 3 этапа.
На первом этапе обучения дети подражают педагогу, осваивая разнообразные виды движений, и постепенно начинают их употреблять в самостоятельной деятельности. Показ руководителем физ. воспитания должен быть опережающим, в зеркальном отражении.
На втором этапе обучения дети приобретают некоторый опыт. У них развивается умение самостоятельно выполнять выученные ранее упражнения и комплексы в целом. На этом этапе обучения можно применять такие приемы, как словесная подсказка, показ ребенком, показ педагога жестами, мимикой.
На третьем этапе обучения дети способны к самовыражению в движении в воде под музыку, формируются умения самостоятельного подбора и придумывания собственных движений.
Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками – это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. И я стремлюсь к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать.
Каждое занятие аквааэробикой,как и обычное занятие плаванием делится на 3 части: подготовительную (разминку, основную, заключительную. Все части занятия взаимосвязаны. Каждое занятие начинается и сопровождается музыкой.
Подготовительная часть длится 5-15% общего времени. Задача этой части сводится к тому, чтобы подготовить организм к основной нагрузке. Для разминки используется упражнение с невысокой интенсивностью и координационной сложностью, а так же упражнения на расслабление. Такое начало занятий вызывает эмоциональный подъем и интерес у детей. Далее разминка переходит к коротким растягиваниям. И последняя группа разминочных упражнений – разогревающие.
Основная часть длится 70-85% общего времени. В ней решаются основные задачи. Состоит эта часть занятия из трёх блоков. Это упражнения с мячами или гимнастическими палками; упражнения с сопротивлениями; и упражнения на обучение и совершенствование техники плавания. В комплексах данных упражнений используются способы обучения с применением рассказа и показа. Упражнения выполняются детьми под музыку с небольшим количеством повторений.
Заключительная часть занятия длится 3-7% общего времени. В этой части занятия дети выполняют упражнения в парах, проводятся игры и эстафеты с предметами и без них; упражнения на расслабление, дыхание, предлагаются творческие задания.
Организация и проведение занятий по аквааэробики такая же, как и при плавании. Путем различных методов и приемов занятия становятся интересными, детям приносят радость, обеспечивая их психологический комфорт, что важно для укрепления их здоровья.
Дополнительное сопротивление в воде создает специальное снаряжение, используемое на занятиях по аквааэробике- различные гантели и утяжелители, гибкие палочки «нудлы», мячи и др.
Основу комплексов аквааэробики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные и др., позволяющие выразить эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Для активизации движений в воде и обеспечения эмоционального подъема на занятиях аквааэробикой вносим нестандартное оборудование (султанчики, цветы и др., элементы костюмов (шапочки «рыбок», «лягушек», нарукавники и др.)
Рекомендации по проведению занятий аквааэробикой:
1. При обучении целесообразен фронтальный метод.
2. Освоение упражнений идет быстрее, если дети стоят в шеренге, лицом к инструктору.
3. Разучивать упражнения сначала на месте, потом — в движении.
4. На занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки — снижение её продолжительности и величины.
Аквааэробику, как разминку, уместно включать на занятиях, праздниках и развлечениях.
Занятия аквааэробикой — это заряд положительных эмоций, удовольствие, веселье, непринужденная атмосфера, освежающий эффект, снятие стресса, самая лучшая релаксация, энергия и хорошее самочувствие. И что очень важно – укрепление детского организма. Масса достоинств при отсутствии противопоказаний!
Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками – это поддержание положительного отношения детей к занятиям. И я стремлюсь к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать.
Источник