С каким настроением слуги стали сгружать вещи освобождая подводы для раненых

Анализ эпизода «Отъезд Ростовых из Москвы» (Толстой Лев Н.)

Лев Николаевич толстой в своем бессмертном романе «Война и мир» виртуозно раскрывает личности своих героев. Ростовы — семья, которой уделена одна из самых важных ролей в романе. Во время чтения романа, складывается только положительное отношение к семейству Ростовых, за исключением Веры, как говорит Граф — «Что-то графинюшка намудрила». В остальном это дружная и сплоченная семья, в которой даже слуги чувствуют себя частью семьи. Но как они себя покажут в стрессовой ситуации? Треснет ли их семейная любовь и взаимопонимание, или они вместе переживут это испытание? В эпизоде «Отъезд Ростовых из Москвы толстой показывает нам истинное лицо героев.

Ростовы долго остаются в Москве и не желают оставлять город. Но в конечном счете они делают разумный выбор и собираются уехать.

Дана команда грузить подводы для отъезда. Но граф справедливо замечает, что в городе множество раненых, защищавших город. Граф Ростов предлагает отдать подводы раненым и взять только самое необходимое, ведь разговор идет о человеческих жизнях, а это важнее материального. Но графиня против, она не хочет оставлять ценные вещи, а хочет забрать их и не обращать внимание на толпы раненых защитников города, которые боролись и за её жизнь в том числе. После этого приходит Наташа и чувствует явное напряжение в доме. В скором времени она узнает о соре -Петя рассказывает ей про сложившуюся ситуацию. Наташа в негодовании — она не понимает, как ее мать могла так бесчеловечно поступить, как она могла деньги поставить выше человеческой жизни. Графиня понимает, как бесчеловечна она была минуту назад, ей стыдно перед своей семьей. По итогу подводы оставлены раненым, а сами Ростовы покидают город с самым необходимым.

Этот эпизод дает нам понять, насколько гуманна и бескорыстна Наташа, что она готова к самопожертвованию ради других. Толстой прекрасно описывает состояние Наташи с помощью эмоций: «с изуродованным злобой лицом», «Это гадость! Это мерзость! — закричала она. — Это не может быть, чтобы вы приказали». Графиню же можно назвать эгоисткой, но после Наташиных нравоучений, она понимает, как низко поступила, ей действительно стыдно перед семьей. Граф гордится Наташей — «Яйца. яйца курицу учат. — сквозь счастливые слезы проговорил граф…», сейчас он как никогда увидел в своей дочери добродетеля.

По этому эпизоду можно сделать вывод, что Ростовы – действительно плотная семья, которой свойствен гуманизм и желание помочь. После этого испытания я отношусь к ним ещё положительнее, чем раньше.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Анализ эпизода «Отъезд Ростовых из Москвы». «Война и мир»! Анализ эпизода «Отъезд Ростовых из Москвы». «Война и мир»

Эпизод отъезда Ростовых из Москвы показывает борьбу главной героини романа Наташи за проявление человеческой доброты, гуманности и справедливости против эгоизма и самолюбия. Она не принимает решения матери, противоречащее ее совести, всему ее существу, а взрывается, как буря. Девушкой во всем руководит то присущее ей нравственное чувство, которое особенно ценит Толстой. Наташа – воплощение любви, которая порождает доброе и чуткое отношение.

Сцена отъезда Ростовых из Москвы занимает несколько глав третьего тома романа «Война и мир» . Но самой важной для более глубокого раскрытия характера Наташи Ростовой является 16-ая глава.

В этой части романа описываются военные действия, достигшие своего накала и вызвавшие необходимость эвакуации людей из столицы. Ростовы тоже готовятся к отъезду, Соня с графиней уже упаковали вещи. Пришедший Берг рассказывает им о героизме русских солдат и офицеров.

В доме чувствуется легкое напряжение, так как супруги Ростовы поссорились. Петя сообщает Наташе о причине их ссоры: отец хотел отдать подводы раненым, а графиня была против. Возмущенной Наташе удается пристыдить мать и добиться размещения на подводах именно людей, а не имущества.

Этот эпизод помогает выявить в героине такие черты характера, как человеколюбие, бескорыстное самопожертвование. Ее волнует жизнь окружающих людей. Толстой рисует портрет своей любимой героини в динамике, в движении. Она нисколько не утрачивает своего обаяния оттого, что ее изменчивое, выразительное лицо делается некрасивым в минуты сильного душевного волнения. Узнав, что раненых оставляют в Москве, Наташа вбегает к матери «с изуродованным злобой лицом» . Взволнованное и возмущенное такой несправедливостью состояние героини автор передает при помощи ее речи, действий и жестов, ее чувств и мыслей. Возгласы Наташи «Это такая гадость, такая мерзость! Разве мы немцы какие-нибудь? » – испугали Берга, Петю и графиню и растрогали до слез графа. Эмоциональное состояние героини передается автором детально, подробно: она «закричала» , «горло ее задрожало от судорожных рыданий» , «боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице» , «как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери».

Источник

Л. Н. Толстой. Анализ эпизода «Отъезд Ростовых из Москвы» 10 класс.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Анализ эпизода «Отъезд Ростовых из Москвы» даёт возможность учащимся в полной мере раскрыть характер Наташи в данном эпизоде.

Скачать:

Вложение Размер
analiz_epizoda.docx 28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Анализ эпизода « Сцена отъезда Ростовых из Москвы»

(по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого)

Анализ эпизода – путь воспитания читателя, способного к сотворчеству…

Цель урока: углубление знаний образа Наташи Ростовой, формирование её духовного развития, характера через отношения людей.

  • Проверить знания учащимися фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.
  • Р азвивать творческие способности учеников, монологическую речь.
  • Развивать умение выделять главное из изучаемого материала.
  • Развивать творческое и образное мышление, культуру общения.
  • Раскрыть сущность нравственности человека в понимании Л.Н. Толстого.
  • Воспитывать стремление к духовности.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (групповая и индивидуальная работа учащихся).

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, презентация по теме «Образ Наташи Ростовой», иллюстрации А.В.Николаева.

План анализа эпизода:

1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

2.Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторского рассуждения)

-какие события происходят в эпизоде?

-какие стороны характера героев раскрываются?

-как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности?

-какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель?

3.Тема и проблема эпизода произведения, которые получили здесь свое развитие.

4.Значение эпизода для раскрытия идеи произведения.

I. Выступление 1 группы.

У Льва Николаевича Толстого, великого русского писателя – философа, трудно, найти произведение, где эпизод был бы статичен.

Динамичность — одна из существенных черт толстовского реализма и в именно в изображаемом предмете и проявляется принцип художественного метода. Огромное место занимает в романе важнейшие исторические события. На широком историческом фоне с большой глубиной Толстой раскрывает на протяжении романа, в цепочке эпизодов характеры героев романа, рисуя их внутренний мир в развитии, со всеми их сомнениями, ошибками, раскаяниями, исканиями, противоречиями. Повествование является основным принципом композиции романа, этим и достигается динамичность в раскрытии образов в эпизодах.

Действие героини Наташи Ростовой, ее речь, активные проявления характера являются решающей стороной художественного изображения. Писатель вводит читателя в круговорот событий с первых страниц романа, с первых эпизодов.

Совместная работа с учащимися: эпизод охоты, святок.

— Какой предстает Наташа в этих эпизодах?

— Какие черты характера вы отметили в Наташе? (обсуждение, запись)

II. 1. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 3, глава13). Чтение отдельных фрагментов, обсуждение. Работает вторая группа.

— Как ведет себя Наташа в тот период, когда Наполеон вторгся в Россию?

— Выводы (запись в тетрадь).

Наташа сходит со сцены, как и многие другие герои. На первый план выдвигается главный герой эпопеи – народ. Л.Н.Толстой подготавливает героиню к решению главного вопроса: «Что мне делать, как употребить свою волю!»

2. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 1, глава 16). Работает третья группа.

-Чтение и обсуждение

В маленьком, будничном эпизоде (том 3, часть 1, глава 16) Л.Н.Толстой раскрывает в Наташе высокие душевные качества – человечность, сострадание, великодушие. Перед ней открывается вся панорама народного бедствия и именно это оказалось той силой, возвратившей ее к жизни.

«В «Войне и мире» не среда, не отношения между людьми раскрываются через характеры, а характеры раскрываются через отношения людей»,- и это мы видим, наблюдаем в раскрытии образа Наташи.

Внимание всех героев в данном эпизоде направлено на то, чтобы спасти свой скарб. Это Берг «…он счел нужным отпроситься из армии в Москву для решения домашних дел…» и « присмотревший для своей Веруши шифоньерочку и туалет с аглицким секретом». Графиня – мать устраивает сцену Илье Андреевичу, согласившемуся уступить подводы раненым.

Толстой всегда стремиться показать важнейшие этапы жизни героя, раскрыть процесс становления человеческой личности через взлеты и падения, но наступает момент, главный и решающий, который определяет дальнейшее направление жизни. Поэтому у Толстого развитие образа имеет свою кульминацию.

В сложный драматический момент для Москвы, России семья Наташи Ростовой спасает собственное имущество – дочери на выданье. Никто не понимает драматизма ситуации. И только Наташа внутренним чутьем угадывает противоестественность поступков, действий и понимает, что происходит и что надо делать. Эмоциональное состояние героини передается автором детально: она «закричала», «горло ее задрожало от судорожных рыданий», «боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице», «как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери». Наташа бросилась к матери с требованием отдать подводы для раненых: «Это нельзя…это ни на что не похоже, вы посмотрите только что на дворе…Маменька! Этого не может быть!»

— Почему же молчит граф? Почему не поворачивая лица, слушает слова Наташи.

— Почему « не поворачивая лица», «почему молчит»?

Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы гордости за свою дочь, прячет лицо и произносит:

-Яйца…Яйца курицу учат…

Троеточие… И пауза…

— Как вы думаете, для чего нужна пауза? Пауза, которая говорит о многом, порой больше слов…, как и троеточие…

Наверное, это необходимый художественный прием, чтобы понять, осмыслить графу (« сквозь счастливые слезы обнял жену, которая рада была скрыть свое пристыженное лицо…), графине слова, поведение Наташи, которая оказалась мудрее, сильнее в этой жизненной ситуации и испытать чувство гордости и счастья за воспитание дочери.

— Что является кульминацией в данном эпизоде

Да, так как развитие кульминации образа у Толстого есть развитие и кульминации внутренней душевной жизни героини.

— Выводы, запись в тетрадь)

III. Работает четвертая группа. Финальная сцена.

В финальной сцене автор прибегает к сравнению.

«Соня, не перестававшая хлопотать хлопотала тоже: но цель ее хлопот была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; старалась захватить как можно больше», и раненые» с бледными радостными лицами» окружавшие подводы, мужики с изменившимся настроением помогающие сгружать вещи, и Наташа, умело распоряжавшаяся всем этим. Сравнение у Толстого, как и прием психологизма, представляет не речевую манеру, а средство передачи конкретного замысла. В сравнении и в изображении внутреннего мира героя есть итоговая оценка замысла эпизода.

Писатель показывает в Наташе человека, способного понять сердцем, умом нависшую угрозу над родиной без высоких слов и делает то, что требует данная ситуация. Завершает формирование ее душевного мира встреча с Андреем Болконским и она готова была «отдать себя всю», чтобы помочь ему. «Ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему, не было в душе Наташи» (т.4, ч.1, гл. 14). Личное отодвигается на второй план, внутренний осознанный порыв Наташи – помочь облегчить страдания Андрея, матери, защитников Родины.

— Выводы, запись в тетрадь.

IV. Какова роль эпизода в «романе «Война и мир»?

— Как показан Л.Н.Толстым образ Наташи Ростовой в данном эпизоде?

— Чем может помочь вам этот урок на ЕГЭ по русскому языку и литературе?

V. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение: «Наташа Ростова-любимая героиня Л.Н.Толстого», « Духовное становление Наташи Ростовой». .

1. htt||warland.org|school|s cat=13794$rade=0

2. Издательства Московского университета, 1959г., А.А.Сабуров., стр 197.

3.Роман «Война и мир».

4 . Материалы статьи Т.И. Шевченко «Образ Наташи Ростовой»

Источник

С какой просьбой приехал к Ростовым Берг? Как вы оцениваете его поступок? Зачитайте, как описывает Берга Толстой. Проанализируйте этот портрет.

1)С какой просьбой приехал к Ростовым Берг? — жениться и получить приданное. предложение ей сделал Берг, когда Вере было уже 24 года. Ростовы смутились, так как Берг не имел знатного происхождения. Однако был риск, что новых предложений выйти замуж Вере не поступит, и согласие на брак было дано. Однако и тут нужно отметить Берговскую меркантильность и расчет: он потребовал в качестве приданного 20 тысяч рублей наличных и еще вексель на 80 тысяч

2)Как вы оцениваете его поступок? —

Карточка №97В

Отъезд Ростовых из Москвы.

С каким настроением слуги стали сгружать вещи, освобождая подводы для раненых? Как изменилось настроение Ростовых после того, как было решено взять раненых?

1)С каким настроение слуги стали сгружать вещи доя раненых? — Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе; точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.

2)Как изменилось настроение Ростовых? — Графиня взглянула на дочь, увидала её пристыженное за мать лицо, увидала её волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на неё, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
— Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому-нибудь! — сказала она, ещё не вдруг, сдаваясь.
— Яйца. яйца курицу учат. — сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди своё пристыженное лицо.

Карточка №98В

Верил ли Растопчин, что Москва будет оставлена? А верили ли эти люди, которые шли к Растопчину, в оставление Москвы? В чём смысл единства мыслей Растопчина и толпы?

1)Верил ли Растопчин, что Москва будет оставлена? — Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа.

Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.

2)Верили ли люди, которые шли к Растопчину, в оставление Москвы? — вся деятельность его была направлена только на то, чтобы возбудить в жителях то чувство, которое он сам испытывал, — патриотическую ненависть к французам и уверенность в себе. Жители выезжали против его желания.

3)В чем смысл единства мыслей Растопчина и толпы? —

Карточка №99Б

Почему Растопчин решил казнить Верещагина? Почему ему удалось заставить толпу растерзать Верещагина?

Нужно было в данной ситуации отвлечь народ и направить страсти в другое русло, что бы отвести внимание от своей персоны.Ростопчин стал кричать, что Верещагин – единственный из москвичей, предавший Отечество. Верещагин упал, не произнеся ни слова, и был растерзан собравшейся здесь толпой. А Мутона, второго узника,Ростопчин отпустил, сказав: «Я оставляю тебе жизнь. Ступай к своим и скажи им, что несчастный, которого я наказал, был единственный из русских изменник своему Отечеству».

Сумев таким образом отвлечь внимание от самого себя, Ростопчин пробежал в задние комнаты, по черной лестнице выскочил во двор и, поспешно сев в карету, уехал. Избежав непосредственной опасности.

Карточка №100В

Скитания Пьера.

Чего желал Пьер более всего, после того как покинул Бородинское поле? С кем он встречался в это время? Дал ли он солдатам на чай? Почему?

События 1812 г. выводят молодого графа из состояния душевной опустошенности и разочарований. Безухов участвует в подготовке ополчения. Но он снова терпит неудачу, как и в период масонства, ибо берется за дело слишком горячо, со страстным желанием принести пользу Родине. Его смелая речь, обращенная к московскому дворянству, вызвала всеобщее недовольство. Однако охваченный патриотическими чувствами Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона, или погибнуть, или прекратить несчастие Родины, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона. Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире — народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: “Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят”. Вид “оживленных и потных” мужиков-ополченцев, “с громким говором и хохотом” работающих на поле, “подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты”. Еще более тесное сближение графа Безухова с простыми людьми происходит в Москве, в бараке военнопленных. Там он знакомится с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению автора, является частицей народной массы. Пьер понял смысл жизни, который состоял для него в том, что если жизнь есть, то нельзя в ней искать какие-то лишь плохие стороны, а нужно и видеть многое хорошее и брать от жизни все хорошее. От Каратаева Пьер набирается “крестьянской мудрости”, в общении с мужиками “обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”. Если раньше Безухов замыкался в себе, то теперь он интересуется окружающим его миром, критически оценивает явления жизни. Пьер обрел уверенность и твердость характера, которую стремится все это время найти в себе.

Карточка №101Б

Скитания Пьера.

Какая мечта целиком захватывает Пьера после Бородинского сражения? В чём Пьер видел основное препятствие, мешавшее ему? Что с особой силой влекло Пьера к народу? Почему простота стала для Пьера мерилом правды, истины?

Пьер после сражения живет в состоянии ужаса от бессмысленных убийств. Раньше он не знал простого народа, а теперь встречается у костра с солдатами, из окна кареты наблюдает жизнь своих крестьян. На батарее Раевского началось сближение его с народом.

Среди солдат он почувствовал себя участникам общей семейной жизни. Пьер хотел «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Пьера влекло к народу то, что «они просты, они не говорят, но делают. Простота есть покорность Богу; от него не уйдешь». Пьер еще не встретился с Каратаевым, но каротаевщина уже возникла в нем. Полное подчинение своей воли воле провидения приносит человеку счастье, решает он. Князь Андрей заметил в нем «отсутствие всего лишнего». В этом отказе от личного, особенного — путь к полному растворению в общем. Князь Андрей увидел это качество в Кутузове, Пьер — в солдатах. Пьеру осталось только сбросить с себя все бремя лишнего человека, и тогда он сможет соединить в своей душе «значение всего», понять связь вещей, явлений. То, что нужно сделать Пьеру дается без всякого напряжения Кутузову и Наташе — двум самым естественным героям романа. Их связь с общим не «сделанная», а чутье народного- врожденное.

Источник

Оцените статью